Полная версия
Золотое кольцо Боспора
Один из строительных комплексов являлся винодельней с четырьмя давильными площадками, двумя цистернами на 3,4 тысячи литров и каменной гирей от пресса. Рядом в трех пифосах хранилась часть готовой продукции. В северо-западной части городища находилось святилище со следами жертвоприношений. Другое святилище с алтарем и ритуальными терракотами обнаружено в одном из центральных кварталов Илурата. Найдены обломки разнообразной керамической посуды, а также орудия труда и украшения.
Прямо из жилищ на оборонительные стены и в башни вели лестницы. Поэтому по сигналу тревоги защитники крепости действовали оперативно. В течение более двух столетий они охраняли подступы к Пантикапею.
Результаты поисков вдохновили Гайдукевича, на этом объекте он сосредоточил работу участников экспедиции. Периодически с 1948 по 1981 год велись планомерные исследования города-крепости под началом ученых И. Г. Шургая, а затем В. А. Горончаровского. Раскопками «верхнего» и «нижнего» слоев некрополи Илурата занимался М. М. Кубланов Усопших хоронили с оружием, скарбом, полагая, что то ему пригодится на том свете. Перед тем, как отдать на заклание коня, у могилы его хозяина устраивали состязания.
По сведениям археолога М.В. Михайловой: «В 111 веке нашей эры в Илурат проникло христианство. При раскопках некрополя открыты останки круглого, вырубленного в скале сооружения – святилища, на полу которого высечены изображения христианских символов – креста, а по его сторонам рыбы и птицы. О наличие христианской общины свидетельствует и склеп IV века нашей эры с высеченными на его стенах шестью крестами».
С 2001 года В. А. Хршановский продолжает изучение верхнего некрополя. За шестьдесят лет интенсивных раскопок вскрыто около четверти территории крепости и более 250 погребений.
Город погиб в семидесятые годы 111 века нашей эры из-за нашествия воинственных готов. Ныне Илурат – памятник культурного наследия федерального значения.
Акра и ее тайны
Древнегреческий город Акра, в переводе греческого языка «холм», расположенный у мыса Такиль, просуществовал более тысячи лет, с конца VI века до нашей эры по IV век нашей эры Он упоминается в рукописях историка и географа Страбона, как незамерзающий порт Боспорского царства, так как находился в самой южной части Керченского (Киммерийского) пролива.
Площадь Акры в форме трапеции составляет около 3,5 гектара, из которой значительная часть, 90 процентов, скрыта под водой. Ученые до сих пор озадачены, вследствие чего город превратился в «крымскую Атлантиду»?
Многие склонятся к версии, что в этой акватории произошло землетрясение, в результате которого часть суши оказалась затопленной. Портовый город с тридцатиметровой фрагментом оборонительной стены ушел под воду. На долгие столетия скрылся от взора людей, хотя о нем, кроме Страбона, содержится информация в сочинениях Птолемея, Стефана Византийкого и других авторов.
Убедительна и версия о том, что в этом районе происходит трансагрессия Черного моря, постепенного поглощающего берег. Возможно, устав бороться со стихией жители навсегда покинули Акру. На это указывает и тот факт, что первые раскопки археологов, сделанные на суше, затоплены.
Первооткрыватель КуликовВ 1981 году на песчаной косе между озером Яныш и морем, вблизи которой находилась научная база АзЧерНИРО (ЮгНИРО) и поселок Набережное, любознательный керченский школьник Алеша Куликов, мама которого работала научным сотрудником в этом институте, почти каждое утро совершал прогулки по берегу, в надежде, что волны вынесут на песок какой-нибудь сюрприз. Интуиция его не подвела. Однажды заметил в воде светлый круглый предмет. Едва успел извлечь его из воды, либо набежавшая волна унесла бы в глубину. Вначале подумал, что это кем-то потерянный медальон, но оказалось, что старинная золотая монета.
Увлеченный историей античных городов Боспорского царства, Алексей осознал ценность находки. На монете заметил едва различимый профиль бородатого архонта. Не утаил монету, а решил подарить ученым Керченского государственного историко-культурного заповедника.
Специалисты определили, что монета относится к эпохе Боспорского царства. Несмотря на скромность и бескорыстие Алексея его поощрили за подарок. По признанию Куликова, на деньги он приобрел модные тогда среди его ровесников вельветовые брюки. А коллекция Золотой кладовой ныне Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника пополнилась его первой археологической находкой, сыгравшая ключевую роль в выборе профессии.
В ту пору он нашел и сдал в музей более ста пятидесяти античных монет и других артефактов. Однажды после шторма сквозь толщу воды увидел фрагмент каменной стены, уходящей вглубь. Это убедило юношу в том, что на дне есть и другие сооружения. Вскоре штормами стену занесло песком…
Точно зарисовал очертания берега в районе своих находок. Впоследствии Алексей Куликов с отличием окончил Московский государственный университет и теперь успешно занимается исследованием античных городов, и в первую очередь Акры.
А тогда по его информации и зарисовкам летом 1982 года сотрудник Керченского музея Вячеслав Холодков провел раскопки на косе и холме к югу от озера Яныш. Он обнаружил культурные напластования античной эпохи.
В 1983–1985 годах сотрудник Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР Константин Шилик начал подводные исследования Акры Он определил, что древний город находится на глубине до 4 метров, а к востоку от него до глубины 7 метров располагалась гавань. Тогда же археологи обнаружили под водой оборонительные стены, две башни и колодец, из которого извлекли семь амфор Гераклеи Понтийской IV века до нашей эры, черепки чернолаковой посуды, обломок свинцового якорного штока, деревянные детали, сделанные на токарном станке.
В 1994–1997 годах исследования на побережной и подводной территории Акры в качестве научного сотрудника Керченского государственного историко-культурного заповедника, продолжил ее первооткрыватель Алексей Куликов. За четыре года он изучил слои, относящиеся к римской эпохе на трехстах квадратных метрах.
С 2011 года этим занималась совместная экспедиция крымского учреждения «Черноморский центр подводных исследований», Института материальной культуры и Государственного Эрмитажа под началом руководителей проекта Виктор Вахонеева и Сергей Соловьева. С 2016 года, уже после присоединения полуострова к России, к исследованиям подключилось Русское географическое общество.
По предположению ученых в Акре, основанной переселенцами из Нимфеи или Пантикапея, проживало не менее одной тысячи человек. Дома были покрыты кранной черепицей, что указывало на достаток большинства горожан. Главным и занятием и источником доходов была транзитная торговля. Экипажи судов останавливались в порту для выгрузки и погрузки товаров, для пополнения запасов пресной воды и продовольствия, для отдыха перед дальними рейсами.
С мечтой о подводном музееРабота гидроархеологов сложна, особенно в акватории у мыса Такиль, где сильное течение и капризная погода с частыми штормами, минимальная видимость под водой. Археологам в аквалангах приходится действовать осторожно, чтобы не замутить воду. Требуется специальное снаряжение, видеокамера для подводной фотосъемки, инструменты для проведения раскопок на морском дне.
За годы исследований, которые из-за отсутствия финансирования нередко прерывались, найдено несколько тысяч монет, что дает основание говорить об активном товарообороте и бойкой торговле.
– Город уходил под воду постепенно, – читает руководитель экспедиции Сергей Соловьев. – Когда возникло поселение Акра, уровень моря был ниже на 4,5–5 метров, чем ныне. Да и площадь Крымского полуострова была значительно больше. Акру начало подтоплять примерно во 11 веке до нашей эры, о чем свидетельствует кусочек письма, нацарапанного на свинцовой пластине, скатанной в трубочку. Автором послания был наместник Пантикапея. Он призывал власти столицы уделить внимание сохранению святынь и зданий в Акре.
– Наши работы, отчасти носят спасательный характер, – сообщил археолог Виктор Вахонеев. – Мы стараемся зафиксировать исследования в прибрежной части, где более серьезное влияние волн, а глубине 2–4 метров древние кладки не разрушаются. В перспективе следовало бы разработать проект защитных сооружений. Может, удастся его реализовать, ведь памятник уникальный.
Заветная мечта археологов, созерцателей подводных пейзажей, туристов – создание в Акре археологического парка. Его посетители имели бы возможность сначала осмотреть экспозицию на берегу, а затем в специальном снаряжении совершить экскурсию по улицам подводного города. Подобные парки, как привлекательные объекты туристического бизнеса, успешно практикуются в Греции, Италии и других государства Средиземноморья.
Что касается Акры, что очень бы пригодилась легенда о том, что этот город является родиной мифического героя Ахиллеса с его единственным уязвимым местом «ахиллесовой пятой». Но поскольку древние греки предпочитали строить города на холмах, то название Акра было очень популярным. Но, судя по легенде, Ахиллеса в Крыму почитали.
Для нынешних и будущих археологов работы на Акре для стирания «белых пятен» в античной истории, при условии стабильного финансирования, предостаточно. Поэтому таких ученых, как Алексей Куликов и его коллеги, людей целеустремленных, одержимых поиском, ждут новые открытия вековых тайн, упорно охраняемых Аккрой – крымской Атлантидой.
Китей
В период античной эпохи до XIX века, когда появились технические средства движения с паровыми котлами и двигателями внутреннего сгорания, основными видами транспорта были: гужевой (кони, верблюды, слоны, быки), морской (парусные суда и галеры) и воздушный (шары с подогретым горелками воздухом).
Не случайно древние греки, будучи опытными и отважными мореплавателями для основания поселений на Крымском полуострове и в частности, на его восточной оконечности на побережье Черного и Азовского морей, выбирали места с удобными бухтами, защищенными от штормов кряжистыми мысами.
Таковыми являются городища Акра, Киммерик у мысов Такиль и Опук, Мирмекий у мыса и Нимфей у поселка Героевское (Эльтиген). Да и столица Боспорского царства – Пантикапей – располагалась на берегу залива с удобной гаванью для морской торговли с Древней Грецией и другими средиземноморскими государствами, куда отправляли пшеницу, соленую рыбу и вина. Поэтому логично предположить, что и у мыса Чауда тоже существует еще не открытое археологами или туристами, древнее поселение. Пока, что это версия, требующая подтверждения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.