Полная версия
Песнь безмолвия. Книга 2
Аштавакра пришел к Джанаке, прочитал его ум и узнал о том затруднении, в котором тот пребывал. Аштавакра рассмеялся и сказал: «Джанака! Ты не попрошайка и не царь. Если бы ты был царем, ты никогда бы не переставал им быть – ни в какое время, ни в каком месте. Ты был бы царем всегда. Но так не может быть. Значит, то, что ты царь – заблуждение, порожденное твоим невежеством. Случилось так, что в это время ты царь – но это временное явление. В действительности же ты не царь. Ты был лишь помещен здесь играть роль царя. И ты также не попрошайка. Как ты можешь им быть?! Это также было лишь временным переживанием. Ты был помещен в другое состояние сознания играть роль попрошайки. И это также было лишь временным явлением. В действительности ты ни царь, ни попрошайка. Поразмысли над тем, что ты собой представляешь в действительности. То истинное Знание сделает тебя свободным».
В.: Во многих обстоятельствах я равнодушен к тем вещам, что должны бы меня затрагивать. Как мне отличить истинную непривязанность от уловок эго, которое не хочет быть потревоженным?
Свамиджи: Вы говорите, что во многих обстоятельствах равнодушны к тем вещам, что должны бы вас затрагивать. Это утверждение подразумевает, что вы знаете то, что должно вас затрагивать, по отношению к чему вы равнодушны. Но здесь есть несоответствие. Если вы знаете, что должно вас затрагивать, это означает, что оно вас затрагивает, но вы претендуете на то, что это не так. Это не непривязанноcть. Истинная непривязанность включает в себя знание, что все те вещи не должны вас затрагивать, что они не имеют значения, не важны. Истинная непривязанность – это когда вы знаете это и остаетесь непривязанным. Если вы чувствуете, что нечто должно вас затрагивать, ваше эго вынудит вас быть затронутым. Другой вопрос – становится ли эго потревоженным чувством затронутости или нет. Это зависит от вашего духовного положения. Эго задевает только то, что идет против него. Но когда эго отдается данной ситуации, принимая это как божественное установление, оно не будет потревожено.
У эго, или ума, множество уловок чтобы одурачить ищущего. Но что есть эго? Оно порождено отсутствием виґдения и осознавания. Когда вы видите эго, оно тотчас же теряет свою основательность. Оно подобно тени – у него нет подлинного существования. Если бы оно было реальным, оно было бы неуничтожимым, от него нельзя было бы избавиться. Это подобно тому, как вы впадаете в гнев. Когда это случается, вы своего гнева не видите – вы видите лишь того, на кого гневаетесь, и его вину. В это время ваше осознавание утекает наружу. Если бы в это время вы могли осознавать себя или свой гнев, что означало бы, что ваше осознавание было способно течь обратно внутрь, гнев бы исчез. И тогда вы могли бы даже начать смеяться.
Глава 2
«Реализация всегда вневременна. Чтобы реализовать Бога, вам не нужно что-то делать. Вы должны покончить с деланием и сдаться. Для того, чтобы делать что-то временное, нужно действие и время. Но для того, чтобы реализовать свою истинную, божественную Природу, вам нет нужды что-то делать – необходимо лишь осознавать. Вы уже в Боге».
Вопрос: Я чувствую усталость. Я практикую так много методов сосредоточения…
Свамиджи: Движение или делание приносят усталость. Прекращение этого приносит отдохновение. Движение истощает энергию, отдых восстанавливает ее. Обычные люди не могут остановить себя, и природа изобрела для них сон. Во время крепкого сна вы восстанавливаете свою физическую и умственную энергию. Хорошего сна!
В.: Пожалуйста, не могли бы Вы рассказать нам о качестве радости?
Свамиджи: У радости много различных уровней. Есть так называемая радость в удовольствии от еды, питья, сна, занятия сексом. Это низшие удовольствия, которые с готовностью доступны в животной жизни. Есть умственная радость, которую вы испытываете от размышления и анализирования. Есть эстетическая радость, которую художник испытывает, живописуя сцену природы. Есть радость, испытываемая от поэзии и музыки. Есть радость ученого, совершившего открытие научной истины. Есть радость бескорыстного служения. Есть радость памятования Возлюбленного. Есть радость единения с Божественным. Есть, в конце концов, высочайшая радость Единственности, когда субъект, объект и их отношение растворяются в единственности Сознания.
Есть также много других радостей. Можете ли вы выразить в словах радость от смакования гулаб джамуна, джалеби, расгуллы[4], пирожных, шоколада и множества других сладостей? Вы можете лишь сказать, что они сладкие. Есть что-то во всех них, сладкое на вкус. Но вы не можете выразить эту сладость в словах!
В.: Более чем неделю тому назад я спросил себя: «Кто я?» И потом пришел вопрос: «Кто Бог?» Если так случится, что однажды я найду ответ на этот вопрос, стану ли я опьяненным Богом?
Свамиджи: Когда вы приходите к реализации Того, кто вы, вы выходите за пределы сознания ума и входите в не-полярную медитацию, где нет опьяненности Богом. Там нет субъекта, отличного от объекта, – некому становиться опьяненным чем-то, что отличалось бы от самого Себя. Это Реализация неизменного Себя. Опьяненность Богом – состояние полной поглощенности ума Богом, Кто есть Создатель, Хранитель и Разрушитель этой вселенной и в то же время непревзойденно любящий все Свои творения и возлюбленный ими. Это состояние обычно приходит, когда следуешь пути любви и преданности. В конечном счете это приводит к Реализации сознания Самозавершенности.
Не путайте два пути – исследования и любви. На пути любви вопрос исследования не возникает. Когда вы влюбляетесь в кого-то, разве вы проводите исследование – богат он или беден, работает где-то или безработный, мусульманин он, индуист или иудей, француз или англичанин? Истинная любовь не задается такими вопросами.
Вы влюбляетесь в Бога, не зная кто Он и где Он. Вы просто влюбляетесь. Говоря по правде, на интеллектуальном уровне вас можно назвать сумасшедшим, если вы влюбляетесь в Бога. Очень редко кто влюбляется в Бога без всякой причины, когда за этим нет никакого мотива, когда он не знает «почему», не знает «какой» этот Бог, и все же возникает очень сильное притяжение к Нему. Вы тоскуете по Нему, говорите с Ним в своих мечтах, играете с Ним в своих мыслях, чувствуете Его невидимое присутствие внутри вас и снаружи, и вы не можете этому противиться. Вся ваша личность охвачена Тем, что вы называете Богом, – и это опьянение Им. Я сам проходил через такие переживания долгое время. Меня не заботило кто был этот Бог, и все же я не мог забыть Его.
В.: Меня смущает представление о Боге как о некой сущности, пребывающей вне меня. Поэтому я ищу Бога внутри. Но для меня это не просто…
Свамиджи: Бог одновременно и внутри, и снаружи. На самом деле представление о «внутри» и «снаружи» возникает когда есть сознание тела. Сначала мы думаем что являемся этим физическим телом. А затем полагаем, что Бог внутри или снаружи нас. Когда сознание тела исчезает, представление о Боге как о находящемся внутри или снаружи становится неуместным. Такое представление уместно только относительно физического тела. Бог подобен эфиру (пространству). Если есть кувшин или, скажем, термос, вы можете сказать, что эфир пребывает внутри термоса, а также снаружи его. Но окончательное исследование открывает истину, что сам термос состоит из эфира. Так что эфир внутри термоса, снаружи него и сам термос состоит из эфира. Эфир однороден. Он не может быть разделен, расщеплен, хотя такое существующее явление, называемое нами «термосом», создает впечатление, что эфир находится внутри термоса, а также снаружи него.
Нет ничего неправильного в поиске Бога внутри. Это даже лучше, поскольку это ближайшее место, где вы можете обнаружить Бога. Зачем искать далеко, когда Он доступен в ближайшем месте и вы можете Его обнаружить там? Более того, то, что вы видите в себе, вы видите повсюду, во всех других. Если вы печальны и больны, весь мир выглядит для вас печальным и мрачным. А если вы счастливы, вся природа для вас словно пребывает в радостном танце. В действительности нет разницы между «внутри» и «снаружи». Некоторые начинают искать Бога вовне, но в конце концов они обращаются внутрь себя. Другие начинают искать Его внутри и в конце их Реализации они обнаруживают Бога также и вовне – Он пребывает одновременно и внутри, и вовне.
То, как вы ищете Бога, зависит от вашего темперамента и интереса. Все пути ведут к той же Цели. Сладости или шоколад сладки со всех сторон. Кто-то их начинает есть с левой стороны, а вы – с правой. Но они со всех сторон сладкие.
В.: Следует ли эго за душой после смерти?
Свамиджи: Эго – часть психики, которая остается и переходит вместе с душой из жизни в жизнь, пока душа полностью не поглотится ее источником – Божественным. Но эго по своей природе меняется в зависимости от переживаний жизни. Его – часть личности. Личность меняется по мере того, как душа проходит через переживания. Эго – это ложное «я», продукт ложного отождествления Духа с телом-умом. Когда с этим отождествлением покончено, оно все еще остается до распада физического тела, но уже не управляет жизнью – оно становится инструментом. Использовать свое эго – это совсем другое дело, чем когда эго использует вас.
В.: Спасибо, Свамиджи, за ваше послание. Могло бы Ваше Святейшество и дальше вести меня по духовному пути?
Свамиджи: Я не помню чтобы я давал какое-то послание. Я не вестник. Когда мне задают вопросы, я говорю в ответ то, что спонтанно приходит на ум, и затем это забываю. Так что если вы прочтете скомпилированные вопросы и ответы, вы обнаружите в разных местах различные ответы на на одни и те же вопросы. У каждого вопроса много измерений, и тому, кто его задает, нет необходимости касаться всех их. Ответ дается лишь относительно того измерения, которое задающий вопрос держит в уме.
А с моей стороны у меня нет никакого послания, чтобы его давать. У меня нет чувства, что я даю некое божественное послание потерянным людям. Человек не должен чувствовать своей важности вообще – вот что наиболее важно. Мир пребывал до меня и продолжит замечательно пребывать и после того, как я его оставлю. Нет никакой необходимости в этом мире ни во мне, ни в ком бы то ни было еще. Мир продолжится несмотря на нас.
…Я вам очень признателен за то, что вы меня помните. Я принимаю во внимание вашу бескорыстную любовь ко мне и отвечаю вам взаимностью.
Этот замок в вашей руке напомнил мне изречение: «Какой прок запирать двери на замок, когда лошади уже украдены?» Вначале были только дикие лошади, коровы, слоны и пр., но человек, хотя и был физически гораздо слабее, подчинил их и сделал для себя полезными благодаря силе интеллекта. Человек также способен подчинить свои чувства и ум на пути к Самореализации.
В.: Я прочел книгу, которую вы мне дали, и я согласен с ее содержимым, но чувствую, что это лишь интеллектуальное понимание. Что мне делать, чтобы и жить в согласии с написанным?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сапта Саровар – «Семь озёр», район Харидвара.
2
Более подробное описание жизни Свамиджи можно прочесть в новой биографии Учителя, написанной в 2016 году и вышедшей в свет в ИД «Ганга» под названием «Чандра Свами Удасин. След в вечности». – Прим. ред.
3
Вопрос задан незадолго до конца ХХ века. – Прим. пер.
4
Индийские сладости. – Прим. пер.