bannerbanner
Дхарма: предназначение и суть
Дхарма: предназначение и суть

Полная версия

Дхарма: предназначение и суть

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Дхарма: предназначение и суть


Агнидев

Переводчик Анна Чайковская

Редактор Ботагоз Нургисина

Корректор Татьяна Буланова

Корректор Оксана Козак

Корректор Виктория Канафеева


© Агнидев, 2024

© Анна Чайковская, перевод, 2024


ISBN 978-5-0050-6381-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Эта книга написана для тех, кто хочет привести свою жизнь к гармонии путём высшего смысла, Дхармы. Дхарма – причина и основа Творения. Дхарма – величайшая тайна мироздания, абсолютное прибежище для всякого существа, вещества и явления. В отсутствии Дхармы жизнь потеряна, бесцельна и нестабильна, как судьба воздушного змея с оторванной нитью. Но тем, чей парус жизни привязан и управляется узами Дхармы, доступны всё новые и новые высоты небес. Подобно тому как бумажный странник парит, достигая своего предела в небе, жизнь под руководством Дхармы возвышается, восходя к исключительным высотам и предельного значения во Вселенной.


Для тех людей современного мира, кто хотел бы ясно узреть истинный облик Дхармы, была написана эта книга. Она принесёт незамедлительную пользу читателю с чистым умом и сердцем.


Эта книга необычайно полезна для тех, кто имеет общие представления о Дхарме, а люди, уже обстоятельно знакомые с нею, найдут здесь особые тайные грани Истины.


Автор попытался выразить божественное намерение человеческим языком. Мы верим, что если не сегодня, то в будущем эта книга принесёт пользу всем вам, пытливым искателям предназначения и сути…


Издательская мастерская «Анурага»


Книга составлена по материалам Курса «Дхарма».

Индия, Бадринатх, октябрь 2018г.


Глубокая благодарность мастеру Агнидеву и всем, кто участвовал в создании сборника.

ДХАРМА


Глава 1: Введение в Дхарму

Тема Дхармы очень обширна, достигнуть предела глубины понимания Дхармы не под силу ни человеку, ни бессмертным богам.

Могущество Дхармы бесконечно, под руководством Дхармы находится всё движимое и неподвижное творение до его начала, во время существования и в его завершении. Дхарма нерушима во все времена, именно поэтому Дхарму называют «Санатана» – вечной.


Sanaatanasya dharm

iti sanaatana dharmaha

___________________________

(досл.: Санатана Дхарма есть Дхарма, явленная Санатаной)

«Суть и порядок, установленные Предвечным, – вечны».


Sanaatanashchaasau dharmaha

____________________________________

(досл.: Санатана Дхарма – это Дхарма, присутствующая всегда).

«Суть и порядок, что справедливы всегда, – вечны».

Что есть Дхарма?

В обычном понимании человека Дхарма – это долг и закон. Наука определяет Дхарму как универсальный порядок вечный уклад и сущностную природу мира, человека, событий, вещей… В философии Дхарма – это смысл, назначение всего и каждого. В методологии Дхарма – это определённые границы, которые удерживают понятийное ядро, определение того или иного явления, облекая его естество.


Например, природа (Дхарма) сахара – сладость. Природа перца чили – острота и т.п.. Так, у родителя тоже есть особая Дхарма, призвание по отношению к детям, а у детей, в свою очередь, – долг по отношению к родителям. Опыт следования или отрицания Дхармы формирует натуру. Дхарма отца по отношению к детям – забота, защита, ответственность за их жизнь. Мужчина, который становится отцом, обретает особую роль, природу, вкус – Отцовство.

Любые отношения имеют свою уникальную Дхарму, своё назначение, природу. Формат, который задает роли.

Если человек принимает роль в этих отношениях, понимает их природу, то все присущие этому формату качества придут к нему естественным образом.

«Матриттва» – материнство

Это можно понять на простом примере того, как женщина становится матерью.


С рождением ребёнка к женщине приходит то, что мы называем материнством. Это особая природа, или Дхарма. На санскрите «материнство» – «Матриттва».

Только та, что обладает Матриттвой, может называться Матерью.

Пока девушка не пройдёт через весь процесс рождения ребёнка, то сколько бы ни было у неё информации и контактов с детьми, – в ней не проснётся истинное материнство. Женщина проходит через определённый опыт, чтобы стать матерью, тогда приходят должные качества и в ней раскрывается природа Матери.


Та девушка, которая родила и приняла роль в отношениях «матери и ребёнка», т.е. приняла свою Дхарму и новое самоопределение – может действительно зваться Матерью. В этом случае всё сложится гармонично. Если она принимает сердцем эти отношения, то Матриттва – материнство – как особая природа придёт к ней. А вот если нет, то не придёт. Нередко бывает так, что после рождения ребёнка люди не берут на себя ответственность, не принимают новый формат отношений. Тогда сущность природы матери и отца не приходят к ним, а с этим – присущие этой природе особые качества. Будет просто телесная связь общего характера. Никакого материнства или отцовства – чуда Дхармы, полноты и развития этих отношений не произойдёт…


«Мать», которая просто физически произвела кого-то на свет, может грубо обходиться с ребёнком, даже настаивать не называть себя «Мамой». Не видя себя в новой роли, она будет объяснять: ребёнок пришёл не по её решению, а случайно, она не хотела становиться матерью, поэтому в ней не возникло чувства материнства. Для других родителей, уже принявших свою Дхарму родителя, это будет казаться неестественным и даже невозможным.

Родить ребёнка ещё не значит, что человек войдёт в эту форму отношений правильно, примет роль, обретёт новую идентичность и исполнит своё это предназначение, Дхарму.

С внешней точки зрения: она мать, она родила. Но с точки зрения науки Дхармы, природного порядка: не имея чувства материнства, не осознав роль и формат отношений, она не может называться матерью.

Богатый занятой отец – несчастные дети

Другой пример. Вот взрослый человек, у которого есть сын. Он обеспечил своё чадо машиной, деньгами, хорошим образованием, но в итоге складывается так, что ребёнок всё же несчастлив. Он чувствует нехватку чего-то. Обеспечив своего сына всем, отец не уделяет ему душевного внимания и всё время занят. Он говорит: «Укажи пальцем на что угодно в мире – и оно станет твоим, но не проси у меня время».


С точки зрения быта и материалистичных людей, этот мальчик очень удачлив. Но сам он не чувствует себя таковым, он одинок. Он тридцать раз на дню видит того человека, но не встречает в нём отца. Что за отец, который никогда не подойдёт, не обнимет его, не погладит по голове и не спросит: «Как у тебя дела?». А ведь из этих маленьких вещей состоит жизнь, но они упущены – для этого ребёнка их не существует. Сам же отец будет полагать, что делает всё, что должен.

Как у матери есть материнство, а у отца – отцовство, так у каждых отношений в этом мире есть особое качество и назначение.

Отношения несут в себе определённую суть, смысл – Дхарму: друг, ученик, возлюбленный, партнёр, супруг и т. д.

Дхарма отношений

Справедливо будет уточнить, что скорее «не у человека есть Дхарма», а «Дхарма есть у каждой роли в отношениях».


Есть общее определение Дхармы – на основе внешнего, телесного, а есть сущностное определение Дхармы – на основе внутреннего, личностного.

Если ты стал отцом, принял долг отцовства, то это не твоя личная природа – это Дхарма, определение данной роли. Индивид находится в рамках этого конкретного призвания, выступает форме родителя – старшего по отношению к младшему. Если мужчина принял идентичность отца, в Дхарме отцовства, то ребёнок естественным образом будет чувствовать любовь и заботу. Все качества этих отношений прибудут натуральным образом, станут развиваться и функционировать совершенно. Ребёнок будет счастлив. Долг родителя будет исполняться.


Бывает даже так, что человек считает себя плохим родителем, так как не всё способен купить, устроить, обеспечить, дать что-то больше… Но все эти вещественные калькуляции не столь важны, если родитель дарит ребёнку самое главное: время, внимание, сердце, душевную заботу – это и наполняет отношения жизнью.

Будьте уверены, на истинное счастье ребёнка не может повлиять материальный дефицит.

Итак, есть две категории Дхармы: «Стхула» – грубая, внешняя, физическая. «Сукшма» – тонкая, внутренняя, чувственная, душевная.


Например, для матери внешние атрибуты материнства – это всё, что касается тела: покормить, помыть, спать уложить. Тонкая же Дхарма материнства – это любовь и всё, что относится к личности, индивидуальным качествам, характеру, натуре. Грубая Дхарма относится к вещественным аспектам жизни (Тело), а тонкая – к психическим (Личность).


Обычно человек сам оценивает себя и смотрит: что «грубое», а что «тонкое» в его действиях и отношениях, где он хорош, а где не очень. Это совершенно естественный самоанализ каждого человека. Но люди, сфокусированные лишь на внешней стороне долга, чувствуют неудовлетворённость и не могут разобраться чего не хватает. А не хватает им тонкости, этого индивидуального аспекта и понимания оснований, назначения, смысла формы отношений – Дхармы.


Есть обширная область науки о Дхарме, где рассматриваются исключительно тонкие составляющие процессов. Если человек осведомлён (у него есть знания – с санскрита «Гьян») о том, что есть Дхарма и какова природа разных взаимоотношений, он автоматически будет отдавать приоритет тонким, внутренним, а не грубым материальным сферам.

Поэтому прежде чем вступить в какие-либо отношения, принять определённую роль, нужно изучить и ясно понять их смысл, формат, назначение, суть, природу – Дхарму.

Дружба и вражда в отношениях

В любых взаимоотношениях всегда есть два аспекта. Дружественность, Митрата и враждебность, Шатрута. Это две стороны одной медали и существуют всегда и везде. Если человек соблюдает формат отношений, он способствует им, он дружественен к ним, это позитивный поток – Митрата. Если не следует, он становится вопреки формату, а потому недругом человеку, с которым он в отношениях, и врагом смысла отношений, Дхарме – Шатрута. К примеру, два брата: если они поддерживают братство, то могут быть ещё и превосходными друзьями, а если нет – могут быть и заклятыми врагами.

Если человек не осведомлён, о значении отношений, о том, что существует Дхарма, центральный смысл, каждого формата и роли, то он не сможет следовать принципам и обязательствам, а посему и поддерживать те или иные отношения.

Именно такие несведущие люди зачастую лишь используют отношения для своих личных целей. Они заводят связи для того, чтобы пользоваться другими людьми. Они используют названия форматов и ролей (друг, супруг, брат, сват..) формально. Когда они чувствуют, что не получают пользы от связи, для них это становится чем-то обременяющим, и они легко «переобуваются» выходя из роли. Такие становятся врагом не только тому, с кем у него якобы отношения, но со временем и самим себе. Всё потому, что они враждебны самой суть Дхарме, вселенскому порядку.


Те, кто легко предают отношения (к примеру, дружбу) – не имеют никакого представления о тонкой, внутренней составляющей, о Дхарме как таковой и об отношениях в принципе. Такие люди меркантильны, материалистично ориентированы, поскольку понимают себя и свою жизнь лишь с позиции тела. Тонких аспектов бытия для них не существует.


С тем же, кто следует Дхарме отношений, не редко, происходит сверхъестественное. Человек становится проницательным к тонким аспектам жизни. Ведь он истинный друг не только тому, с кем у него связь, он будет находиться в добрых отношениях универсальным Законом, Дхармой, а потому со всем миром. Так, он будет благодетелем себе истинному, поскольку своей определенностью он с каждой жизненной вехой будет укреплятся на духовном пути – идти к Источнику всех отношений, Творцу всех форм, ролей и законов, Создателю всех видов Дхарм.


С внешней точки зрения мы можем узнавать кучу правил и предписаний: что лучше, что хуже. Но это всё поверхностно, формально… Если же человек душой принимает свою роль в отношениях и соблюдает их Дхарму, поддерживая смысл – он погружается в глубину – становится умелым и утонченным. Это и ведет к духовности.

Дхарма – это не безликий фактор, её источник – Сам Бог. В облике Дхармы Он открывает сердце, и человек начинает переживать внутренние эмоции, Бхавы. В такие моменты, сердечных переживаний, происходят особенные реализации, поскольку живое сознание получает духовный опыт (одухотворяется).

Дхарма и эмоции

Часто случается, что даже если мы очень хотим, то всё равно не можем разобраться со своими эмоциями. Бывает, не можем закрепиться в чём-то позитивном. Но Дхарма, как нечто тонкое, реалия высшего порядка, приводит нас к сердечности и закрепляет в ней. Мы называем это законы совести.

Получается, что Дхарма даёт направление эмоциям и поддерживает отношения. Сам человек становится просто наблюдателем. Если человек держится совести, то и эмоции, какие бы ни приходили, будут оставаться в рамках Дхармы. В этой ситуации невозможны никакие сомнения, так как всё происходит изнутри.

Принять Дхарму отношений

Человек, что принял принципы отношений, принял Дхарму, размышляет внутри, спрашивая себя: «Как мне быть толковым родителем, как поступить, что ещё сделать?» А те, кто не обладают ясностью, идут к консультантам и выспрашивают, как им воспитывать своего ребёнка, читают различные книжки на эту тему. У тех людей, кто ходит на такие консультации, всё происходит лишь умозрительно, в сердце же пусто. В них нет внутренних побуждений поскольку они не понимают природу живых отношений. Такие люди страдают, от недостатка глубины, порой даже от бессмысленности, потому что они не видят естественных принципов Дхармы.


С точки зрения индийской философии это всё происходит от невежества. Но когда человек начинает учитывать высший порядок, отдаётся Дхарме – его эмоции направляются вглубь. Например, эмоция материнства может углубляться, раскрываться и расцветать с каждым днём. Достигать такой степени, что развивается тонкая, психическая сила и начинают происходить волшебства материнства. Если ребёнок вдруг упал – маме достаточно поднять его и ласково сказать: «Давай я подую» – и боль действительно уходит. Мамы часто, чувствуют всё, что происходит с их детьми, независимо от расстояний и обстоятельств. Всем известно, что нет ничего благотворнее благословений матери, и разрушительнее её проклятий. Это воздействия хоть и тонких, но вполне осязаемых сил, которые приходят благодаря принятию Дхармы.


Когда человек попадает под опеку высшего принципа и полностью предан мудрости и отношениям, он видит себя осознающим и обновленным. Сейчас это действительно он – настоящий, состоявшийся. А всё, что было до того, кажется лишь прелюдией. Такую зрелость и дают глубокие взаимоотношения – человек чувствует цельность и исполненость. Так материнство или любые другие формы отношений проникают в личность. До этого человек испытывал и чувства, и эмоции, но теперь он пребывает в них.

Тело связано с вещами, а отношения – с внутренними переживаниями, глубинными чувствами, сердечными эмоциями.

Тонко чувствующая мама всегда будет проницательной, мудрой и никогда не будет страдать от недоразумений. И наоборот. Непутёвый супруг может нарушать гармонию. Непутёвый тот, кто смотрит на молодую маму, как на жену или женщину. Не разделяя форматов и не чувствуя такта. Ведь когда женщина исполняет роль мамы (в рамках Дхармы этих отношений) – видеть и воспринимать её нужно как маму. Если у супруга есть знание о Дхарме, он будет всё понимать и гармонично вольётся в процесс, но, не обладая знаниями, он постоянно будет вмешиваться, вызывая многочисленные трудности. Такое невежество может привести к тому, что мужчина будет видеть в своём же ребёнке некое препятствие во взаимоотношениях с женой. Такие «мужья» хотят отношений с женщиной, но не хотят детей и часто даже не берут ответственность за их рождение. Это полное беспамятство, глубокое невежество.

Совершенное исполнение Дхармы родителя может стать фундаментом для исполнения божественной Дхармы… Если хочешь построить высокий небоскрёб – нужно обеспечить исключительный фундамент.

Духовность и Дхарма

Откуда пришло понятие – Дхарма?

Кто определил суть вещей и назначил Дхарму всех явлений и взаимоотношений в мире? – Конечно, Всевышний. Он являет творение. Он обозначил суть и смысл всего, а так же формы всех взаимоотношений. Ведь само по себе бытие отдельной души в условном вакууме не имело бы смысла. То в каком образе является естество живого существа и смысл его жизни – полагает Творец самой жизни.


Часто задают вопрос: «Как можно исполнять божественное предназначение? Ответ прост: «Если безупречно исполняешь своё мирское предназначение»…


Идеальная матушка обращается к Господу:

«Я мать, он отец, Ты же – Отец всего Мира, Ты – деятель и Ты – наблюдатель, Ты – Закон и Ты – совершенное действие согласно Закону. Ты – всё. Ты – суть жизнь и её вкус, ты – одухотворение. Я чаю понять, как это всё живёт? Как Ты творишь и вдыхаешь жизнь? Как возможно, что каждое дитя купается в волнах неповторимого счастья материнской любви? Ты создал такое разнообразие, и у каждого есть Тобой отведённое место в мироздании: у человека, зверя, птахи, рыбы, у огня, воды, дерева… Ты – источник и Ты – прибежище, Ты – душа и смысл предназначения. Во всем живом, есть сокрытое счастие, которое я не всегда могу понять, но я знаю, что оно приоткрывается, когда мы принимаем сторону Высшего Закона, высшего Блага, мы чтим Порядки – преданы Тебе… По Твоей милости у меня есть дитя и супруг, я исполняю свой роль в мире, руки сами обнимают близких сердцу, и эту способность Ты вдохнул в нас. О Господь, дай мне намёк: каким путём я могу прийти к Тебе?.. Возможна ли встреча с Тобой, о Владыка Вселенных, можешь ли появиться перед очами, о повелитель сердца?..»


Если человек обращается подобным образом к Господу и держится праведности и внутренней чистоты, тогда Дхарма берёт его под свою опеку. Когда такое сердце взывает к Господу, оно созвучно природе всего мира и с эхом Дхармы молитва достигает Сердца Всевышнего…

Когда человек исполняет своё предназначение, он преисполняется высшего блаженства… Зачастую наши обращения к Господу меркантильны – мы хотим стяжать что-то от Него: заветного счастия, вещей, утех и радостей. Но Дхарма позволяет призывать Господа открыто и бесстрастно, в лад высшему смыслу. Именно высший Закон решает, заслуживаешь ты чего-то или нет. В согласии с Дхармой (высшим божественным укладом, божьей волей) Бог принимает чей-то зов… И по Своему усмотрению Он устраивает для души благие пути – даёт высшие знания, откровения (с санскрита «Дивья Гьян»).

Высшее знание

Первое, что необходимо при встрече с божественным знанием, Гьян, – это доверие и принятие… Здравомыслящий человек, у кого есть опыт содействия Закону, проведению, чему-то высшему, – не впадёт в сомнения, так как он чётко видит, кто он и на что полагается… Он знает, что такое находиться под крылом высших смыслов и переживать внутреннюю отраду.

Ведь божественное откровение в лице мудрости – Гьян – обладает природой проявления сокрытого, способно открыть любые тайны этого мира: естественного и сверхъестественного порядка.

К примеру, материнские качества мамы могут преобразиться в универсальные. Материнство способно распространяться не только на собственного ребёнка, а на каждое живое существо в этом мире. Когда все её чувства, всё её существо, её сердечные эмоции направлены не на что-то одно, своё, а на весь мир, тогда такая мама может творить на тонком уровне. Благодать её чистой души может снизойти на всех. Волшебство её теплоты, богоугодности, молитвы, всех её сверхъестественных возможностей. Такую маму можно назвать истинной Мамой – мировой, вселенской.

Таким образом, мы разобрались, что только та, в которой есть материнство, является истинной матерью. Примечательно, что все эти тонкие качества – суть природу материнства можно наблюдать в индийской корове. Именно поэтому её издревле зовут «Го-Матой», Священной Матерью и почитают, как божественное проявление. Так, мудрость учит видеть в каждой женщине матушку, именно поэтому, для большинства индийцев обращение даже к незнакомке: «Мата джи» (почтенная мать) вполне естественно.

Следующим шагом необходимо осознание того, что божественное – прерогатива Самого Всевышнего. Надмирные знания, Гьян способны дать всё, кроме личных взаимоотношений с Богом. Мудрость способна лишь прояснить, дать увидеть, подвести и подготовить к отношениям.

Важно осознавать, что перенять от кого-то отношения, тем более со Всевышним – невозможно, ведь Творец столь обширен, а мы столь малы. Посредством божественных знаний можно проникать в суть вещей и явлений, но познать всецело Господа Бога не под силу никому. Предвечный всегда превыше всего.

Итак, откровение, Гьян, даёт новую жизнь. Высшие знания приходят не для того, чтобы упрочить человека в его прежней жизни. Нет, ведь надмирные знания приходят непосредственно к тебе истинному и для тебя, потому зовутся сокровенными.

Если кто-то открыл тебе сердце, допустив в интимную сферу, не нужно раскрывать такие отношения во вне, не нужно делать их предметом общественности. Мудрость, Гьян, исключительно для тебя. Будь с нею.

На основе этих Знаний принимай решения для своей жизни. Если ты научишься принимать правильные решения, они уберегут тебя от всякого невежества. Это даст такую чистоту, которая дарует тебе благочестивое рождение в будущем, и возможно, в священной земле, где извечно чтут Высший Закон (в Бхарате).

Природа Дхармы

Какова же природа Дхармы? Природа, буквально с санскрита «Свабхава» – суть, врождённое естество. «Сва» – собственное, «Бхава» – настроение, эмоция, состояние. Первозданная суть Дхармы. До этого мы рассмотрели Дхарму человека и Дхарму отношений. А теперь поговорим о Дхарме Дхармы, о её смысле.

Первое качество Дхармы – связывать, удерживать в рамках Закона. При этом Дхарма освобождает.

Разберём. Дхарма устанавливает границы, определяет то или иное явление, очерчивает пределы объектов в бесконечности для гармоничного взаимодействия, высшего блага и ясного понимания. Это можно сравнить с настройкой фокусного расстояния в фотокамере. Только при точной настройке получаются максимально четкие снимки.


В этом мире огромное разнообразие явлений и объектов – всего, что создал Господь. Но это многообразие невозможно понять и даже распознать с одной точки зрения, посредством какой-то одной настройки фокуса. Ко всему есть свой определённый подход. Отец, мать, друг, враг, ученик, учитель – у каждого есть своё определение, назначение, свои возможности и ограничения, обозначенные границы, условия.


Нарушение каких-то условий роли порождает различные проблемы. Радость, счастье, блаженство, восторг – если рассмотреть глубже, всё это лежит в ограничениях. Казалось бы, два незнакомых человека вступают во взаимоотношения – это значит, что они держатся определённого общего принципа, формата этих отношений, принимают во внимание некий порядок, и со временем становятся настолько близки, что готовы провести друг с другом всю жизнь. Или отец и сын. Какие бы ни были у них тёплые и доверительные отношения, у сына всегда будут некие ограничения. Например, он не может повышать голос на отца или вести себя чересчур фамильярно. Есть уклад, условия Дхармы в отношениях, которые невозможно преступать. Потому что в этих границах, форме кроется красота.

На страницу:
1 из 5