Полная версия
Потерянное наследство и хронология. История вокруг двух хронологий в одном тексте
К христианской эре, среди зодиакальных созвездий имеют отношение, в первую очередь, Рыбы и Дева. Созвездие Рыб, поскольку точка весеннего равноденствия последние две тысячи лет движется по нему. Рассмотрим рисунок этого созвездия на карте Дюрера. Мы видим одну плохо прорисованную вертикальную Рыбу, смотрящую в сторону полюса зодиака, и вторую – горизонтальную, направленную в сторону Водолея (по ходу исторического времени). Хвосты этих двух Рыб соединены перевязью – связкой, которая дважды пересекает эклиптику. Первую, вертикальную, Рыбу можно отождествить с небесной матерью108. То, что перевязь на рисунке идет из ее хвоста могло интерпретироваться как «метание звездной икры»109. Тогда пересечение этого потока икры с эклиптикой будет обозначать время рождения сына Рыбы. Но на рисунке два пересечения перевязи с эклиптикой. В районе первого пересечения точка весеннего равноденствия находилась в начале эры, а во втором – приблизительно с 700 по 800 года н. э. И это пересечение также могло истолковываться, при соответствующем желании, как время рождения сына Рыбы. Чисто символически оно даже имеет преимущество: непосредственно выводит ко второй Рыбе, в то время как первое пересечение заканчивается «погружением в море». Таким образом, карта Дюрера могла скрывать проблему выбора времени рождения Спасителя из двух возможных вариантов. Из-за причин, отмеченных в начале этой главы, трудно сказать так ли это на самом деле, и какого мнения придерживался сам Дюрер. Правда, есть еще одно интересное замечание по карте, которое, возможно, перевесит чашу весов в определенную сторону. Проведем прямые от точек пересечения связки с эклиптикой через центр круга до противоположной стороны эклиптики, к Virgo (связываемой в средние века с Марией, родившей Спасителя). Прямая от первого пересечения (в начале эры) попадет в колени Девы, от второго – в нижнюю часть живота.
Обратимся к современной звездной карте с прорисовкой линии соединения звезд внутри созвездий. Мы увидим, что второе пересечение происходит в окрестности звезды дзета Рыб, которая находится непосредственно под эклиптикой. Но точка весеннего равноденствия находилась в окрестности звезды дзета приблизительно в 600 – 650 годах. Математик и астроном, с которыми работал Дюрер над картой, скорее всего, должны были знать, что корректное изображение перевязи должно было пересечь эклиптику именно в окрестности дзета (как это изображено, к примеру, на известном атласе Гевелия, XVII век). Но Дюрер, подведя перевязь снизу к эклиптике в окрестности дзета, рисует еще один виток и выводит пересечение под звездой ε Рыб, где точка весеннего равноденствия будет ~ в 800 году.
Мог ли Дюрер сам увлечься темой выбора даты рождения Христа? Если – да, то он, возможно, каким-либо образом отразил это в своих гравюрах. Рассмотрим один рисунок 1527 года (Haube und Kleid der ehrbaren Nűrnberger Frauen, Rotterdam, Museum Boymans-van Beuningen), на котором художник проставил внизу непривычным для него образом дату создания (см. рис. 4).
Рис. 4. Рисунок Дюрера
На нем единица не просто записана в виде буквы i, но и после нее стоит точка, которая может обозначать, что i – первая буква сокращенного слова. Очевидно, слова – Иисус. Но это еще не говорит, что художник обязательно предлагает нам увидеть в нем вариант: «От Иисуса 527 год» – могло происходить и наслоение содержаний, когда один символ предполагал сразу два смысла: цифра + слово: «От Иисуса 1527 год».
Подпись под рисунком 4 с датой (1527)
Обратим внимание на одну деталь: две окаймляющие дату точки. Они позволяют три точки вокруг цифры 1 воспринимать как украшение, и могут отражать желание художника увести «простецов» от скрытого смысла. Значит ли это, что чаша весов перевешивается в сторону 1 варианта прочтения (от Иисуса 527 год)? Как ни хотелось бы этого – нет, не значит. У художника могла быть другая причина для изображения точек. Три точки вокруг единицы (или буквы «и», отсылающей к Иисусу) воспринимаются как одно целое. Не дает ли нам мастер намек (чем гений не шутит?) на догмат: «един в трех лицах»110, тем более что на самом рисунке изображена женщина в трех ракурсах? Да и возможное прочтение предположительно вложенного скрытого содержания сразу приходит на ум: житейским основанием для догмата о Троице является триединство времени в формуле: прошлое – настоящее – будущее (профиль – фаз – спина).
И действительно, деление времени на три части было одним из четырех оснований для появления квинтэссенции – представления о триединстве божественной сущности. Два других из ряда «житейских» были: полноценная семья (отец, мать и сын) и трехмерность пространства.111 И хотя такое толкование представляется маловероятным, но полностью его нельзя исключать. Это толкование можно было бы отбросить, если бы удалось обнаружить хотя бы еще одну работу Дюрера, где применялось бы подобное «оформление» записи даты, и которая с очевидностью не имела бы отношения к догмату о Святой Троице. Между тем, среди более 300 просмотренных работ еще одной такой найдено не было. Хотя нашлось несколько рисунков и картин 1503, 1505, 1506, 1507, 1521 гг. и одна гравюра 1521 года с датой, окаймленной двумя точками, спереди и сзади /29, с. 98/ и два случая (рисунок 1507 г. и гравюра 1525 г.) с одной точкой: 1525 (точка) /29, с. 164/. Но так как рисунка или гравюры Дюрера с точкой после первой цифры даты тоже не удалось найти, то пока остаются обе гипотезы. Таким образом, прочтение особенностей этой работы Дюрера 1527 года в пользу «хронологической» темы может оказаться выдаванием желаемого за действительное, но может быть и верным.112 Но не имеем ли мы случай простого использования буквы i для обозначения единицы? В поддержку этого утверждения служат рисунки «Christus am Ölberg» 1515 года, с датой, записанной в виде: 15i5, «Лев» и «Львица» 1521 года, с датами в виде: 152i и (точка) i52i (точка). Тогда остается необъясненной только точка после буквы i в дате 1527. Но эта точка могла появиться и случайно. Таких случайных точек на рисунках Дюрера, сделанных тушью и пером, много, в том числе и рядом с датами, и внутри них. Получается, что этот пример нельзя использовать в качестве довода в пользу гипотезы о нетрадиционных хронологических представлениях Дюрера. Первая интерпретация, почти всегда лежащая в русле искомого, может оказаться ошибочной и присутствует чисто человеческая склонность остановиться на ней. В случае исследуемого способа записи даты, Дюрер, скорее всего, просто написал букву i при обозначении цифры один113
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Цит. пo: R.Ambelain. Drames et secrets de l’Histoire 1306—1643. P., 1981, p. 345.
2
Полное название: «Эпистола Непобедимейшему, Всемогущественнейшему и Наихристианнейшему Генриху, Королю Франции, Второму».
3
От года [сотворения] мира – лат.
4
Источники расходятся в датировании года первого появления Нострадамуса при дворе.
5
Здесь и далее в цитатах из прозаических текстов Нострадамуса курсив мой, – автор.
6
В начале исследования авторство первой хронологии удобно приписать Нострадамусу, не отвлекаясь на вопрос об истинном ее авторе.
7
Из статьи А. Пензенского «Пророчества Нострадамуса в контексте Ренессанса», помещенной на личном сайте историка: http://nostradamiana.astrologer.ru
8
Некоторые историки считают, что Эпистола была опубликована в 1558 году и только потом попадает королю. Т.е. не была непосредственно отправлена астрологом адресату или его матери (см., например, статью д. и. н. Э. Березина, Нострадамус и его предсказания, «Наука и Жизнь», 1991 г., №12.) Другие, в том числе и А. Пензенский, считают, что Эпистола была опубликована только посмертно, в 1568 году.
9
Евсевия Кесарийского – отца церковной истории, написанной в начале IV века.
10
Перевод А. Пензенского.
11
О возможной связи представления о комете Галлея, как о звезде Рождества, с верой в существование у Христа брата-близнеца см. приложение «Комета Близнецов».
12
В европейских источниках появление комет отмечено под 22 г. до н.э., 12 г. до н.э., 12 г. н.э. и т. д.
13
Не считая хорошо известной переписи 6 года н.э. при правлении Квириния.
14
Гипотетически можно предположить связь кометы с «пламенным мечом обращающимся», из истории об изгнании Адама (или из истории выхода евреев из «эдема» междуречья). Комета Галлея 66 года упоминается Иосифом Флавием в «Иудейской войне», как нехороший знак. И неудивительно, поскольку у него это появление «пламенеющего меча» связывается с восстанием израильтян против Рима: «Так отуманивали тогда несчастный народ обольстители, выдававшие себя за посланников божьих. Ясным же знамением, предвещавшим грядущее разрушение, они не верили и не вдумывались в них. Точно глухие и без глаз, и без ума, они прозевали явный глас неба, неоднократно их предостерегавший. Вот какие были знамения. Над городом появилась звезда, имевшая вид меча, и в течение целого года стояла комета. Перед самым отпадением от римлян и объявлением войны, когда народ собрался к празднику опресноков, в восьмой день месяца ксантика, в девятом часу ночи, жертвенник и храм вдруг озарились таким сильным светом, как среди белого дня, и это яркое сияние продолжалось около получаса» (ИВ, 5:3). Интересно отметить, что если Христос родился в год появления кометы Галлея, то восстание произошло в год следующего ее появления на небосводе.
15
Современный расчет показывает, что минимальное расхождение было более полградуса, при этом планеты не сливаются в одну.
16
Этой же даты придерживался протоирей, историк христианства и богослов Александр Владимирович Мень (1935 – 1990).
17
Последняя дата могла быть связана с детально разработанными представлениями эллинизированного Ближнего Востока о рождении братьев-близнецов в царском роде. См. об этом в приложении «Комета Близнецов».
18
Совпадение дня празднования рождения Христа с днем его крещения может быть неслучайным. (Бого) явление многие раннехристианские общины связывали с крещением Иисуса в водах Иордана или с нисхождением божественного духа на него при этом. В рамках этого представления, крещение – и есть рождение Христа (Спасителя, Мессии) … из смертного человека Иисуса.
19
Возможно, современный символ для знака созвездия Девы получен от слияния двух букв – m и греческой «ро», что может быть сокращением слов Матерь (Mat (h) er) или Мария.
20
Точнее – три раза за 8 лет.
21
Хотя он мог возникнуть как красивый компромисс и среднее между 42 лунными месяцами (1240 дней) и 3.5 солнечными годами (1280 дней).
22
Напомним, что Ирод приказал истребить всех младенцев в Вифлееме до двух лет, т.е. бегство в Египет могло произойти не сразу после рождения.
23
UT – мировое время по Гринвичу.
24
Координаты Иерусалима: 310 46» с. ш. и 350 14» в. д.
25
Понятие «вечер дня» у древних иудеев отличался от современного. Ему примерно соответствует отрезок времени с 15 до 18 часов. Некоторые исследователи пишут, что вечер начинался сразу после полудня и длился до захода солнца.
26
С учетом возможной погрешности определения пасхи в I веке. Или даже специальной неточности, для подыгрывания ветхозаветным пророчествам. Но уточненный расчет показывает, что и в 25 году Пасха, если она определялась, как 14 день после появления Луны, была в субботу, 31 марта.
27
Обычно, следуя Филону Александрийскому, жившему во времена Христа, среди их методов врачевания называют только дыхательную гимнастику и чтение заклинательных формул и стихов. Но, говоря об Иоанне Крестителе, как о возможном лидере Кумранской общины, не следует упускать из виду психотерапевтическую сторону процедуры крещения водой.
28
Хотя некоторые современные исследователи, считают, что наоборот – использовал ветхозаветные предсказания и астрологические расчеты ессеев для достижения своей цели. Они же склонны считать, что цели Христа не выходили за пределы чаяний еврейского народа. См. Бейджент М., Ли Р., Линкольн Г. Мессианское наследие: в ожидании второго Пришествия, М.: Эксмо, 2005.
29
Выше 250 чисел Вольфа-Вольфера (W-W). Числа Вольфа-Вольфера – сложный эмпирический комплекс, зависящий от числа одиночных пятен, групп пятен и их площади. По нему оценивается «солнечная активность». Разные источники приводят различные значения ежесуточных и среднемесячных чисел W-W. В года высокой солнечной активности это различие может достигать 50 единиц. Поэтому корректно сравнивать данные только одной обсерватории.
30
300/312 W-W. Справедливости ради следует отметить, что 17 – 25 августа 1990 года также наблюдался большой всплеск солнечной активности. Максимум – 20 августа (295 W-W). И среднемесячный уровень августа 90 года (200 W-W) выше, чем в августе 91 (176 W-W), но среднегодовой в 1991 году оказался несколько большим, чем в 1990 году. К этому следует добавить, что устраивать военные акции в конце августа в СССР было «доброй традицией». Достаточно вспомнить ввод войск в Прагу 21 августа 1968 года. Хотя 1968 год также был годом максимума 11-летнего цикла СА, но в том году на 21 августа не пришёлся локальный всплеск СА, который наблюдался чуть ранее – 15—16 августа.
31
Согласно современным исследованиям, извержения вулканов, находящихся в зоне поясов сжатия Земли, к которым принадлежат Кракатау, Пинатубо и Везувий, коррелируют с максимумом солнечной активности (Хаин В. Е., Халилов Э. Н., 2008).
32
См. приложение: «Чаща Грааля и Новая кровь».
33
Считается, что затмение было частное, с максимумом в 15:01 UT, или примерно в 17:25 для местного времени Иерусалима. Оно продолжалось примерно до 18:50 по местному времени – т.е. могло быть еще некоторое время видно сразу после захода Солнца (в зависимости от облачности). Но при частном затмении Луны затемненная тенью от Земли ее часть обычно не видна окрашенной в красный цвет на фоне яркой светлой части. Хотя, когда Луна только восходит затененной затмением частью (что происходит при определенных обстоятельствах места и времени), она может быть видна некоторое время окрашенной в багрянец.
34
Мудрое решение, обеспечившее посевную. Крестьяне, ожидавшие конца света, могли ее и не начать.
35
Широко известен рассказ Пифагора, записанный Гераклидом Понтийским и повторенный у Диогена Лаэртского /31, Кн. 8, 4—5/, о своих предыдущих жизнях, под именами Пирра, Гермотима и Евфорба (последний был ранен Менелаем во время Троянской войны). Великий математик древности дает и линейку для оценки времени жизни Евфорба, вводя период метемпсихоза (реинкарнации душ) в 216 лет.
36
О чем не забывают упомянуть комментаторы Диогена Лаэртского /31, Кн. 8, прим. 16/. Это тем более удивительно, если принять во внимание, что Троянскую войну и Пифагора разделяют «темные века» в истории древней Греции.
37
Эти 9 тысячелетий могли появиться, как произведение 3 × 3000, где 3000 лет – период исторических циклов, принятый в то время в Персии (зороастризм), и возможно, в Египте. Отметим, что при открытии прецессии земной оси Гиппархом, им был «получен» период платоновского месяца, равный 3000 лет.
38
Нет единой точки зрения на дату начала «Нового времени», отчасти из-за отсутствия точного определения последнего. Даты варьируются от 1492 до 1640 гг. (Маныкин А. С., Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., Эксмо, 2004).
39
Поводом сняться с места мог послужить и вызов на суд Святой инквизиции в Тулузу, в качестве обвиняемого в ереси.
40
Можно подумать, что Нострадамусу для вхождения в эту плеяду не хватило бунтарского духа. Но между тем испанский врач и мыслитель Сервет Мигель (1511 – 1553), открывший малый круг кровообращения, был не меньшим бунтарем, чем Парацельс и, возможно, даже более талантливым врачом, но так и не стал широко известен, как последний. Не менее прославился и другой врач – Генрих Корнелиус Неттесгеймский (1486 – 1535), более известный как Агриппа, – но и его вспоминают в основном только профессиональные историки да любители эзотерики. И хотя считается, что Агриппа был одним из исторических прототипов для литературного Фауста Марло и Гёте, но сам этот факт говорит, что Фауст «поглотил» Агриппу. Скорее всего, причину этого ограничения числа «представителей века» следует искать в склонности людей четверкой замыкать круг своего выбора. Кроме этой четверки, конечно, были и другие – титаны своего времени: Леонардо да Винчи, Микеланджело. Оба, кстати, писали пророческие тексты или стихи.
41
d’Ailly Пьер – французский богослов, канцлер Парижского ун-та, епископ Камбре, кардинал, папский легат при императоре Сигизмунде.
42
Не совсем понятно, как он появился. Возможно, как 10×период обращения Сатурна. Последний в древности принимался равным 30 годам.
43
Примерно 300 лет правила во Франции династия Меровингов. Возможно, именно астрологическое представление о разбиении истории на 300-летние циклы и привело к появлению в конце XVIII века предсказания для дома Романовых (ставшего широко известным в конце XX века) о 300-летнем их правлении. Это предсказание так тревожило Романовых, что, скорее всего, даже дезорганизовывало во время Первой мировой войны.
44
Расхождение в группе из 4 планет было 30 11».
45
Расхождение в группе всех планет было небольшим – 100 30». Это второе по скученности группирование планет второго тысячелетия, после 1186 года, когда расхождение в группе было 80 41». Следующее, после 1524 года, такое сближение всех планет еще только будет в 2040 году.
46
См. приложение «Комета Близнецов».
47
См. приложение «Астрономические предсказания Нострадамуса».
48
Согласно сохранившимся документам, эпидемия сифилиса была впервые зафиксирована в Неаполе в 1495 году.
49
Интересно отметить, что в мистериях Митры скорпион изображается поражающим яички быка. Этот и другие факты дают основание считать, что представление о связи венерических болезней с созвездием Скорпиона могло существовать еще и до нашей эры. В астрологических рисунках «зодиакального человека» XIV – XV веков с созвездием Скорпиона связаны половые органы (см. рисунок «Великолепный часослов …").
50
В связи с чем вызывает сомнение ее первое появление только годом ранее в Неаполе.
51
Перевод Ю. А. Данилова.
52
Расхождение в группе – 50 24».
53
А ведь мог взять и 1 января 4173 – и тем отдать дань светлой памяти о друге отца, которого он мог видеть еще в юности. Но история не знает сослагательных наклонений.
54
Многие ученые время появления этой легенды относят к позднему средневековью.
55
Мать Иакова Алфеева, сестра Девы Марии по отцу.
56
Сестра Марии Клеоповы по матери. В другой традиции все три Марии представлены дочерями святой Анны.
57
Современный Экс-ан-Прованс.
58
Св. Максимин, по мнению некоторых исследователей был одним из 72 учеников Христа.
59
Григорий Нисский (ок. 335 – после 394) – богослов, философ, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова.
60
Этот король изображен Виктором Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». В романе восстание бродяг во имя спасения пастушки Эсмеральды ему представляется призраком будущего падения королевской династии. Интересно, что писатель противопоставляет пастушке носительницу геральдической фамилии Флер-де-Лис – одной из трех лилий Франции (из Лиса). Этим лилиям, по ярому предсказанию Парацельса в начале XVI века, предстоит пасть.
61
Связка: Христос – Мария Магдалина – Меровинги могла привести к появлению такого узла в истории Франции, что Людовик XIV в середине XVII века не нашел лучшего способа разрубить его, как снести 28 статуй первых французских королей на Соборе Парижской Богоматери. Примерно в это же время (в 1652 – 1666 года) были сбиты многие фрески и надписи в Софийском Соборе в Киеве, в Успенском и Архангельском Соборах Кремля в Москве. На раскрытых в конце XX века старых фресках в Благовещенском Соборе изображено представление о «роде Христа», в который включены Дмитрий Донской, Иван III, Василий II и другие, в том числе античные поэты и философы. Естественно, сейчас это родство понимается в духовном смысле: вышеперечисленные были «духовными детьми» Христа. При этом хронологические нарушения можно снять с помощью утверждения самого Христа, – «Я был раньше».
62
Эта книга Лоренса Гарднера в основном не заслуживает особого доверия, несмотря на то, что принц Майкл Олбани Стюарт написал к ней поддерживающее предисловие. Связано это, в первую очередь, с отсутствием ссылок на источники даже в случае ключевых утверждений. И здесь она используется только для облегчения старта в рассмотрении вопроса об истоках представлений, легших в основание первой хронологии.
63
Кроме двух уже упомянутых вариантов написания имени, в русскоязычной литературе на эту тему еще встречаются – Персеваль и Персиваль. Здесь в дальнейшем будет использоваться только имя «Парсеваль», с тем чтобы подчеркнуть один из вариантов этимологии этого имени, который будет обсуждаться ниже в основном тексте.
64
В труде Д. Андреева «Роза Мира», не совсем историческом, это утверждается прямым текстом. В главе «Семейство святого Грааля» это звено будет рассмотрено более детально.
65
Начиная с XVIII века, из-за реформы календаря и прецессии земной оси, – в начале июня. Существуют парные прохождения, разделенные восьмилетним периодом. Например, в 427 и 419 гг. до н.э., 1761 и 1769 годах, в 2004 и 2012.
66
Два дня последней декады мая – 6 и 7 дни месяца лунного календаря – праздновались в Греции во времена Сократа и Платона, как дни рождения Артемиды и Аполлона. В 427 году до н.э. это были 28 и 29 мая. Но в истории закрепился за днем рождения Платона вариант 21/22 мая. Только 429 год до н.э. подходит под эту дату – 21 мая 429 года был 7 днем месяца таргелиона. Между тем, наиболее вероятным годом рождения Платона считается 427 год. Отчасти это расхождение можно объяснить тем, что в V веке до н.э. в Греции был очень неточный календарь и, как пишет Климишин, «… и после Метона разница в числах месяца по различным лунным календарям достигала 8—10 дней» /19, с. 131/, поэтому «Сопоставить афинскую дату с юлианской можно только в исключительных случаях» /17, с. 32/. Отметим, что и Сократ родился в эти праздничные дни (Таргелии), но на 42 года раньше Платона.
67
Последнее хорошо понятно жителям Украины и Белоруссии, пережившим Чернобыльскую аварию. Но поскольку чернобыльское облако накрыло и большую часть западной Европы, то интересно проследить, нет ли психологической связи между последствиями этой аварии и возрождения интереса к теме Грааля.
68