Полная версия
Петербургский текст Гоголя
231
Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 226–227. Такая позиция автора была характерна именно для романтизма, хотя ученый упомянул об этом, как о чем-то незначительном.
232
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. С. 293.
233
Булашев Г. О. Цит. соч. С. 401.
234
Мелетинский Е М. О литературных архетипах. С. 81.
235
В представлении украинцев звезды на небесах всегда были связаны с миром людей: сколько душ на Земле – столько «свечей» звезд Бог зажигает на небе. Это либо «грешные души», поставленные Господом отбывать грехи свои на небе, либо, наоборот, души праведников. Млечный путь считался «дорогою из Москвы в Иерусалим» или «дорогою Божией Матери в Иерусалим», «Божией дорогою, по которой ходит Сам Бог, а также ездит на колеснице… св. Илья-пророк»; «дорогою, проведенною по небу и служащею для указания птицам пути» туда, «куда они улетают на зиму»; «дорогою… умерших людей на небо» (Булашев Г. О. Цит. соч. С. 303–304, 305). Но чаще всего Млечный путь именовался в народе Чумацким шляхом.
236
Гуминский В. М. «Тарас Бульба» в «Миргороде» и «Арабесках» // Гоголь: История и современность. С. 249–250.
237
Описание Украйны. С. 43–44.
238
Украинские мелодии. Соч. Ник. Маркевича. С. 123.
239
Барабаш Ю. Я. Почва и судьба. С. 52.
240
Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым в 18511860 годах. М., 1925. С. 45.
241
Кулиш П. А. Записки о жизни Гоголя. С. 145.
242
См. об этом: Мацапура В. И. Украина в русской литературе первой пол. XIX в. С. 235.
243
Вайскопф М. Сюжет Гоголя. С. 442.
244
Нарежный В. Запорожец // Новые повести Василия Нарежного. СПб., 1824. Ч. 3. С. 138.
245
Путешествие в полуденную Россию. В письмах, изданных Владимиром Измайловым: Ч. 1–4. М., 1802. Ч. 4. С. 12 (далее: Путешествие в полуденную Россию).
246
Описание Украйны. С. 24–25, 150–151.
247
Димитрий Самозванец. С. 227.