Полная версия
Комнатные растения. Дизайн составления букетов
Илья Мельников
Комнатные растения. Дизайн составления букетов
СОСТАВЛЕНИЕ БУКЕТОВ, КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ЦВЕТОВ
Декораторы всех времен совершенствовали свое мастерство в создании изящной композиции из срезанных цветов. Слово "букет" французского происхождения. Кроме прямого значения, оно имеет еще второй смысл – аромат, запах чего-либо. Раньше это значение было основным, букет составляли ради запаха и употребляли исключительно душистые цветы – гардении, туберозы, стефанотис, цветы апельсина (флер д'оранж), старинные сорта роз (Маршал Ниель). Многие из этих цветов сейчас незаслуженно забыты. Каждый цветок это не только часть растения. Это и география, и история, причем история не только самого цветка, но даже целого государства. Цветок может рассказать об обычаях народа, о его культуре. В более древние времена букетов совсем не делали, а излюбленной формой цветочных украшений был венок. Обычай надевать на почетных гостей гирлянды из цветов сохранился до наших дней в Индии, Бирме и других восточных странах. В Персии и Турции цветы посылали с таким расчетом, чтобы получивший их мог подобрать выражение в рифму с названием цветка. Оно должно было объяснить, что хотел сказать пославший цветы. Например, лилия поарабски "самбак" рифмуется со словом "ишнак" – тоска. Значит, пославший лилию тоскует.
Цветы имели свое значение, свой "язык". У древних греков, например, роза означала грусть о прошлом, об ушедшей юности. Выражением непорочности и чистоты служила лилия (у египтян она обозначала кратковременность жизни или свободу и надежду). Во Франции лилия была эмблемой королевской власти и вместе с маргариткой введена в герб Людовика IХ. Японцы считают хризантему символом небесного светила, а итальянцы символом смерти. Китайцы в знак выражения любви преподносили пион, англичане – незабудку. Гвоздика во Франции была символом борьбы и революции, в Германии обозначала постоянство и верность. Живокость, или рыцарская шпора (цветок рыцарей), у многих народов обозначал честность; фиалка – недоброжелательство; колокольчик – болтливость; тюльпан – гордость; аквилегия (водосбор) – неблагодарность; роза – любовь; незабудка – постоянство; вереск – одиночество.
В начале и середине ХIХ в. среди знати разных стран Европы распространились пышные букеты типа "Виктория" и "Помпадур" в форме полушария или плоские. Цветочные головки в них лежали тесно прижатые одна к другой. Вставляли цветы в специальную, иногда золотую подбукетницу, украшенную кружевными манжетами и лентами. На смену им пришли букеты с более свободным расположением цветов, но все же еще очень вычурные: в центре такого букета располагались длинные ветви пальм, сухие соцветия тростника, рогоза или пампасской травы, а то и павлиньи перья.
Многие события в личной жизни людей и общенациональные праздники связаны в Японии с цветами. С раннего детства японским детям внушают: сорвать, выбросить, поломать или растоптать цветок может только дурной, жестокий человек. Традиционный новогодний букет в этой стране непременно состоит из ветвей сосны, символизирующей долголетие, побегов бамбука – символа быстрого роста, стойкости перед всеми превратностями жизни и веточек цветущей сливы – пожелания радости и счастья. 3 марта в стране отмечают праздник девочек, который связан с цветением персика, олицетворяющего изящество и нежность. А 5 мая в праздник мальчиков – повсюду можно увидеть ветки дуба – символа сильной воли, стойкости и мужества будущих мужчин. Для свадебных торжеств в семьях невест создают яркие, пестрые, красочные композиции. Траурные цветы обычно белые. Японцы знают и ценят множество различных цветов, но самые любимые – хризантемы.
Составление оригинальных композиций, букетов или корзин является искусством, требующим определенного навыка и хорошего художественного вкуса.
В каждой стране существуют свои национальные традиции составления букетов и композиций. Японская традиция составления художественных композиций из цветов носит название икебана. Современное икебана имеет два стиля: нагеире и морибана. При нагеире растения размещаются в высоких вазах, при морибане – в низких, широких. Основной принцип икебаны – это сочетание небольшого количества цветов и веток. Буквально 2-5 цветков и 1-2 ветки. Японцы устанавливают композиции на самых почетных местах, и гость, входя в дом, сначала приветствует поклоном композицию, а затем хозяев.
В икебане используют любые цветы, ветки деревьев и кустарника, декоративные травы, причудливо изогнутые сухие корни, кусочки коры и дерева. Наиболее любимыми цветами являются хризантемы, ирисы, розы, камелии, каллы, а также цветущие ветки плодовых деревьев (сливы, вишни, персика). Построение икебаны имеет определенную схему. В композиции или букете три основных растения, расположенные на определенной высоте и в определенном направлении, они символизируют небо, человека и землю. Длина высокого растения (символ неба) должна составлять полторы суммы диаметра и высоты вазы, растения пониже (символ человека) – 3/4 высокого, низкое растение (символ земли) – 3/4 среднего. Например, при диаметре вазы в 30 см и высоте в 10 см длина самого высокого растения будет равна (30+10)х1,5=60 см, среднего растения 45 см и самого низкого 34 см. Растения в композиции размещают под различными углами друг к другу, подчеркивая тем самым ее объемность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.