bannerbanner
Диалоги о ведической культуре
Диалоги о ведической культуре

Полная версия

Диалоги о ведической культуре

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 9

– Как же можно почувствовать душу? Как она проявляется в теле? И если тело стареет, значит и душа тоже стареет? – спросила Вера.

– На физическом уровне сознание вечной души можно воспринимать как личность, субъект отношений и сознательной деятельности, но сама личность неизменна, меняются лишь внешние формы. Например, вы, Вера, когда-то были в теле младенца или сейчас, находясь в теле взрослой женщины, все та же личность. Это могут подтвердить, например, ваши родители. Или, например, ваш сын, сейчас внешне он совсем не такой, каким родился. Однако, вы точно знаете, что это он. Внешние изменения тела просто вводят нас В заблуждение. Это можно сравнить с переодеванием актера, играющего в спектакле разные роли.

Существуют семилетние циклы смены тела, которые напрямую связаны с развитием человека. Например, в семь лет ребенка обычно отдают в школу. К этому возрасту происходит обновление всех тканей организма, в том числе выпадают молочные зубы и на их месте начинают расти постоянные. Изменения в теле связаны с развитием «тонкого тела» – ума и разума. В этом теле ребенок уже готов получать систематизированное знание.

Основы духовности, в идеале, должны с детства закладываться в семье. Уже в пятилетием возрасте малыш в состоянии усвоить простые правила поведения. Нужно с малых лет приучать ребенка к контролю чувств, это поможет ему в дальнейшей жизни. К четырнадцати годам, когда наступает половое созревание, если заложены правильные ценности, этот подросток уже будет по-другому смотреть на мир и сумеет отличить благость от невежества, избегая многих ненужных проблем.

В двадцать два года образование у большинства заканчивается, пора приступать к работе и созданию семьи. Здесь уже проявятся настоящие качества личности. Правда, сейчас этот «брачный период» часто сдвигается ближе к двадцати восьми – тридцати годам. Молодежь хочет «погулять», насладиться свободной жизнью. Затем наступает период воспитания потомства, накопления жизненного опыта, и так далее.

К пятидесяти годам, если все в жизни происходит вовремя, потомство в семье обычно уже вырастает. Семейных обязанностей становится меньше, заработано достаточно средств и обеспечены нормальные условия для жизни. В этот период можно еще больше времени уделить духовному развитию. К семидесяти годам человек, по идее, должен достичь состояния благости и подняться на духовный уровень.

Живые существа в человеческом теле наделены достаточным разумом. С помощью разума они должны научиться управлять умом и чувствами. Когда обусловленная душа правильно использует свой разум, ее ум и чувства очищаются, и она достигает освобождения. Если же она использует разум не для того, чтобы обуздать ум и чувства, тогда в тщетной погоне за удовольствиями только продолжает бесконечно менять материальные тела.

Конечно, в наше время условия жизни таковы, что очень мало людей в зрелом или даже пожилом возрасте начинают серьезно интересоваться духовными вопросами. Можно сказать, что мы в течение жизни не соприкасаемся с реальной личностью, а имеем дело с ее масками и костюмами в виде ума, разума и ложного эго. Очень редко бывает, что человек вдруг, неожиданно для всех начинает менять привычный образ жизни. Чтобы делать какие-то практические усилия над собой, или хотя бы попытаться осознать свою душу нужно серьезно, под руководством изучать Священные Писания.

– Зачем же нам нужен контроль чувств? Если они есть, надо ими пользоваться в свое удовольствие! Современная культура не поощряет идеи самоограничения и аскетизма, тем более в молодом возрасте. Пусть наслаждаются жизнью. В старости будет, что вспомнить! – сказал Петр Маркович.

– К сожалению, это – правда. Современная молодежь, в большинстве случаев, стремится к наслаждению чувств, попусту теряя драгоценное время и силы. И общество этому всячески потворствует. Но человеку важно понять разницу между контролем и подавлением чувств. Животное, например, собака, увидев пищу в любом месте может ее съесть, даже не спрашивая разрешения. Или увидев самку, тут же попытаться с ней спариться. Для животного это простительно. Здесь уже хозяин должен проявить свою волю и подавить чувства животного, заставив его изменить поведение. Потому, что контроль чувств – это проявление человеческого разума.

Человек не должен делать все, что ему диктуют чувства. Такое поведение будет восприниматься окружающими как аморальное. И наоборот, умеющий «держать себя в руках» показывает образец правильного поведения и считается в цивилизованном обществе достойной личностью. Эти качества нужно развивать в человеке с малых лет. Тогда они с возрастом проявятся в виде правильного понимания и с помощью собственных усилий принесут хорошие плоды.

Один из ярких примеров в истории – такая известная личность, как Лев Толстой. Как говорится, в молодости был гуляка, а в старости – святой. В своих рукописях он сожалел о потраченных напрасно годах, проведенных в пустых развлечениях среди таких же беззаботных приятелей. Иногда это «веселье» заканчивалось крупными долгами, которые потом выплачивали его родители. Но, благодаря хорошему воспитанию и глубокому философскому складу ума, Лев Николаевич смог вовремя пересмотреть, изменить свой образ жизни и взять чувства под контроль. Это качества настоящего человека и гражданина.

Он удачно женился на 18-летней московской дворянке Софье Берс, обладавшей многими талантами, и создал большую, хорошо образованную и дружную семью. У Льва Николаевича было 13 детей. К несчастью, пятеро из них умерли, не достигнув юношеского возраста. Все 48 лет совместной жизни жена Софья Андреевна помогала своему супругу, переписывая разборчивым почерком его дневники и произведения. Они вместе вели большое хозяйство и воспитывали детей. Лев Николаевич старательно избегал роскоши. Усадьба Ясная Поляна отличалась от других дворянских имений своей простотой и практичностью в архитектуре и устройстве территории.

Кстати, Толстого знают во всем мире больше как философа, чем писателя. Например, одно из его известных философских произведений «Четвероевангелие: соединение и перевод четырех Евангелий». Он владел 14-ю языками и вел обширную переписку с известными людьми Европы и Азии, писал статьи для журналов, стихи, пьесы. В Москве он выпускал педагогические журналы «Ясная поляна» и «Азбука».

В зрелом возрасте Толстой стал серьезно изучать по доступным источникам ведическое знание, в том числе «Бхагавад-Гиту», которую очень высоко ценил. Лев Николаевич старался применять свое знание на практике, открыв собственную школу и обучая крестьянских детей. Также, он придерживался строгого вегетарианства, хотя не все члены его большой семьи разделяли с ним эти принципы. Уже в глубокой старости, в возрасте восьмидесяти двух лет, Лев Николаевич собрался отречься от мира и принять монашество. Тайно, зимней ночью он покинул свою усадьбу и отправился в путешествие на поезде. К сожалению, тяжёлая простуда в дороге прервала его планы. Все закончилось трагически.

– А что вы называете духовным развитием? Походы в церковь по праздникам, воскресная школа для детей, чтение Библии и раздача милостыни? У нас в стране по статистике около 75 процентов православных верующих, сейчас с этим нет проблемы. При поддержке властей построено много храмов, а также действуют разные благотворительные организации. Значит, мы вполне можем назвать себя духовно развитой нацией! – удовлетворенно сказал Петр Маркович.

– К сожалению, статистика не всегда полностью отражает реальность. Существует три разных понятия: вера, религия и духовность. Они близки, но это не одно и то же. Можно сказать, что вера это определенный внутренний настрой, склонность к принятию высших ценностей, религия это конкретный духовный процесс в рамках определенного учения, а духовность – результат религиозной практики. При этом религиозность это всего лишь внешняя форма, а духовность – внутреннее содержание. То, что вы сейчас перечислили: благотворительность, воскресные школы и прочее можно назвать религиозностью, но не духовностью. Тем не менее, введение в школах такого предмета, как «Основы православной культуры» вызвало массу протестов среди населения. Значит, далеко не все люди у нас такие уж верующие. И даже ношение нательного крестика не всегда является признаком глубокой веры. Для кого-то он является просто ювелирным украшением.

Благотворительность, конечно, очень важна, так как она формирует правильные отношения в обществе. Здесь вроде бы все неплохо. Но этого нельзя сказать о духовном знании. Из этих 75 процентов православных, о которых вы упомянули, далеко не все знакомы с полным содержанием Библии, а тем более с глубоким пониманием смысла этого учения. Даже первую заповедь Христа не все помнят. А смысл церковных обрядов для большинства людей вообще «темный лес».

Как сказал известный русский писатель Николай Лесков: «Россия крещена, но не просвещена». То есть, часто верующий человек остается совершенно необразованным в вопросах истинной духовности. Поэтому одной массовой верой проблемы морали и качества жизни не решаются. Людям нужно практическое духовное знание – культура разума.

Находиться на духовном уровне, значит практически чувствовать себя душой, которая отлична от тела и его национальности. Такое понимание сразу же снимает много искусственных проблем, которые рождены из отождествления души с телом, национальностью. Они проявляются в обществе, как национализм или религиозная нетерпимость, которые основаны не на духовном понимании, а на ложной предпосылке, что душа и тело – одно и то же.

Многие люди приходят в храм, чтобы поставить свечку «за здравие» или «за упокой», покаяться и заодно попросить у Бога чего-нибудь для себя и близких. А если Бог не ответил на их просьбу – обижаются. Вот и вся мирская религия. Но духовность это свойство человеческой личности в своих мыслях и поступках руководствоваться высшими идеалами. Проще говоря, поступать по воле Бога. Чтобы развить это свойство, требуются многолетние, постоянные личные усилия и опытный наставник, изучение Писаний, соответствующий образ жизни. Такой мудрый человек постепенно сам становится примером и наставником для всего общества.

– Тут я с вами согласен. В прошлые времена пожилых людей считали мудрецами, к ним обращались за советом. А у некоторых народов решение совета старейшин считалось законом для остальных, они даже могли сами присуждать виновному наказание. К сожалению, эти традиции уходят в прошлое. Но на это есть объективные причины. Не многих стариков можно сейчас назвать мудрецами, изучившими Писания. В основном это люди советской эпохи, уставшие от жизни, больные, и тихо, часто в одиночестве доживающие свой век. И отношение общества к ним далеко не всегда уважительное… Это и понятно, одной седины и морщин для уважения недостаточно, – согласился Петр Маркович.

– Когда человек только начинает изучать материю, его охватывает эйфория первоклассника, который выучил таблицу умножения и думает, что теперь ему открылось все знание. Но, до настоящего знания ему еще далеко, как до звезд. Также и к Богу приводит не поверхностное, а глубокое научное знание. Мы говорили, что из пяти уровней развития духовности в зависимости от глубины знания: наивной веры, атеизма, материализма, имперсонализма, только зрелый духовный персонализм является реальным совершенством знания.


В Ведах по этому поводу говорится, что глубоко в душе или в самой сердцевине нашего сознания уже содержится духовное знание и любовь к Богу. Это подобно тонкой струне, которая приходит в резонанс при контакте с духовной вибрацией извне. Истинная вера всегда связана с бездоказательным принятием богооткровенных Писаний, потому что Бога мы проверить не можем. Это происходит только в том случае, если душа не сильно скована последствиями негативной деятельности в прошлом. В противном случае этого резонанса до поры, до времени не возникает, и вера, как надежда на лучшее будущее, не имея духовного выхода, устремляется в противоположном направлении. Она превращается в интерес к материальному прогрессу. Но полностью без веры человек жить не может, так как она составляет саму основу нашего бытия. Просто меняется ее вектор, – сказал отец Серафим.

– По-моему, вера это что-то иррациональное, неустойчивое, что невозможно понять разумом. В истории известны случаи, когда люди меняли свою веру несколько раз в течение жизни, – произнес с сомнением Петр Маркович.

– Есть два вида религиозной веры. Та вера, которая начинается с глубокого и серьезного изучения Священных Писаний имеет твердую основу. Она является начальной стадией получения духовного знания. По мере дальнейшего изучения, общения с духовно развитыми наставниками, человек начинает хорошо разбираться во многих вопросах и к нему приходит настоящее понимание, искренний восторг перед теми сложнейшими процессами, которые происходят по воле Господа во Вселенной. Такой человек может, при каких-то обстоятельствах, поменять внешнюю форму религии, например, перейти в другую конфессию. Но вера в Бога и Священные Писания останется твердой, никак от этого не изменится и не пострадает.

Наивная вера в высшие силы присуща необразованным людям. Она может быть основана на каких-то мирских предрассудках, народных поверьях, мифах. Такая вера, действительно, неустойчива. В случае какой-нибудь нестандартной ситуации человек сразу теряется и разочаровывается в том, во что еще вчера, кажется, искренне верил.

Но хуже, когда человек приобретает только начальное материальное знание, это порождает гордыню и скепсис по отношению к наивным верованиям и приводит к атеизму, отрицающему Бога. Дальнейшее развитие материального знания превращает человека из атеиста-нигилиста в продвинутого материалиста, который считает, что научившись управлять материей, можно самому стать Богом. Дальнейшее продвижение по этому пути может привести человека к краю материи (например, современная квантовая физика), за которой начинается неведомая трансцендентная реальность. На этом уровне человек становится имперсоналистом и считает, что есть некая бескрайняя и безличная высшая сущность, а мы ее частицы и в идеале должны слиться с ней после смерти.

И лишь на высшем уровне духовного развития знания человек понимает, что совершенство – это не слияние со светом, исходящим от Бога, а отношения любовного служения Личности Бога. Исходя из этого, можно понять, что между наивной верой и зрелой духовностью лежат еще три уровня болезненного сознания – атеизм, материализм и имперсонализм. Веды называют эти уровни сознания болезненными, потому что ни на одном из них душа не реализует свою истинную природу вечности, знания и блаженства, – сказал отец Серафим.

– Все-таки, я до конца не пойму: сознание, душа, дух, ум, разум, эго, психика, и тонкое тело – разве не одно и то же? Может быть это просто синонимы, разные названия и проявления одного процесса? Как это можно объяснить практически? – с недоумением спросила Вера.

– Большинство людей не видят разницы между духовным сознанием и «тонким телом». Хотя, скорее они имеют мало общего, как образ и его отражение. «Тонкое тело» или психика состоит из материальных элементов, таких как ум, разум и ложное эго. Их совокупность и называют «тонким телом» человека. Они существуют как временное отражение или проекция сознания на материю. Что касается сознания, оно имеет другую природу. Ленинское определение материи утверждает: «Материя – это объективная реальность, данная нам в чувствах и ощущениях и независящая от них». Если материя дана нам, значит, мы ею не являемся. То есть сознание (личность) это наблюдатель, с помощью своих внешних чувств и ума воспринимающий временную материальную реальность. Например, человек спит или бодрствует. Это два разных состояния, в которых могут находиться физическое и «тонкое тело», но наблюдатель (Я, душа) воспринимает и сон, и бодрствование, не меняя при этом своей сути. Я спал, Я бодрствовал – «Я» при этом не меняется.


Или другой пример: два бывших одноклассника не виделись после окончания школы тридцать лет. За это время их тела сильно изменились. Но при встрече в кругу друзей или родственников, один говорит другому:

– Вася, это ты?

– Да. Это Я.

– Ты так сильно изменился!

То есть, за это время все изменилось – ум, тело, обстановка, отношения, окружение. Человек мог даже изменить свое имя и фамилию, но «Я» осталось прежним. Это материальное тело существует короткое время, а затем исчезает. Его не было в прошлом, и не будет в будущем, оно существует только в мимолетном настоящем. Поэтому отождествление себя с телом и восприятие его за истинную сущность является иллюзией. Это похоже на то, как человек во сне видит себя действующим в другом теле. Проснувшись, он понимает, что это просто был сон.

Кроме того, у физического тела, «тонкого тела» (психики) и сознания – души совершенно разные потребности. Например, физическому телу для нормальной деятельности необходимы сон, пища, физическая защита, определенные климатические условия. «Тонкому телу» или психике требуются: творчество, эмоции, убеждения, тонкие формы наслаждений, возможность получать информацию от органов чувств. На этом описание человека можно было бы закончить, но даже после удовлетворения потребностей этих двух тел остается ещё какая-то внутренняя незавершенность.


Источник жизни – душа, это сама личность и она тоже требует своей пищи. Ее потребности – вечность, знание, счастье. Согласитесь, никто не хочет умирать, хотя все тела смертны. Откуда же возникает это желание вечной жизни? Все рождаются в невежестве, но хотят быть в знании, чтобы успешно действовать. Без знания невозможно полноценно наслаждаться жизнью. Все живые существа по-своему ищут счастья. Люди желают друг другу счастья, чтобы оно не кончалось. Есть даже такое выражение: «вечное счастье». Или когда молодая пара женится, жених часто обещает своей возлюбленной: – «Я буду любить тебя вечно!» Хотя все знают, что эта «вечность» в человеческом теле длится не так долго.

– Значит, если я правильно понял, личность или душа своим сознанием, находясь в физическом теле, воспринимает внешний мир с помощью «тонкого тела» или психики? Физическое и тонкое тело это как бы два инструмента души – сознания, личности.

– Да, все верно. Без сознания души, (личности) некому воспринимать жизнь. Приводят такой пример: сколько ни украшай тело мертвеца, сколько ни предлагай ему вкусных блюд или веселых развлечений, он не проявит к этому никакого интереса. Это просто материальная оболочка, имеющая внешнюю форму. Проблема лишь в том, что сейчас немногие понимают, что источником жизни является вечная душа, а не временное физическое тело. Без живой души вся материя инертна, мертва. Путаница в понимании природы души возникла из-за отсутствия полноценного знания и различий в терминологии. С течением времени истинное знание было утеряно, смешались разные традиции, культуры, а потом еще и атеистическая наука добавила свое «авторитетное мнение».

Например, психология в переводе с греческого означает «наука о душе», хотя сейчас ее предметом изучения является «тонкое тело» человека. Поэтому для удобства и правильного понимания предлагаю эти понятия – личность, то есть вечную душу, и ее свойство – сознание называть коротко – душой. «Тонкое тело» или психику проще и удобней называть умом.

– Почему же душа не является материальной частицей? Как это можно проверить? – спросил с сомнением Петр Маркович.

– Если бы душа была продуктом материи, ее легко можно было бы восстановить, заменив нужные элементы как в электрической схеме, но это невозможно. Например, в теле только что умершего человека, допустим, по причине остановки сердца, все элементы тела на месте, а жизни нет. В конечном счёте, смерть физического тела всегда происходит только после остановки сердца. Кардиохирург может сказать, что просто исчез электрический импульс, который заставлял сокращаться сердечную мышцу. Сейчас во всем мире проводятся успешные операции по замене на искусственные сердечные клапаны, предсердия, сосуды, кардиопротезы или даже пересадке донорского сердца, которые на какое-то время могут сохранить этот импульс жизни. Но как этот импульс появился и куда он вдруг исчезает, современная наука до сих пор не знает.

Однако, все эти успехи медицины не решают проблему смерти в корне. Хотя ученые заявляют, что когда-нибудь найдут способ сделать человека бессмертным. Возможно, это будет сделано с помощью искусственного тела, так как искусственные органы уже существуют и научные эксперименты в этом направлении идут полным ходом. Ученые считают, что самое главное в теле это живая голова, точнее – головной мозг, остальное можно удалить или заменить, при необходимости. Таким образом, можно будет удерживать душу в искусственном теле бесконечно долго, чтобы получить полную власть и контроль над ней. Но это уже, как говорится, совсем другая история. Подобная идея уже была описана раньше в фантастическом романе Александра Беляева «Голова профессора Доуэля».

Кстати, существует всего три варианта наступления смерти. Они связаны с двумя факторами – отведенным по карме сроком жизни души в этом теле, и запасом биологической жизненной силы. Если срок жизни в этом теле закончился, но жизненная сила (оджас) ещё не исчерпана – это называют преждевременной смертью. В этом случае душа безвозвратно покидает физическую оболочку, и такое тело уже не воскреснет. Это может выглядеть как мгновенная смерть в результате несчастного случая или без видимой причины, например во время сна. В медицинской науке это называют «синдромом внезапной смерти». Врачи говорят, что он встречается довольно часто, особенно среди молодых людей в возрасте до 30 лет.


Поэтому реанимация эффективна только в тех случаях, когда ещё есть определенный кармический запас срока жизни. В таких случаях медики гордо заявляют: «Мы спасли жизнь человеку!», забывая при этом добавить: «По воле Господа!». Люди склонны забывать, что все таланты и способности даны им, хотя и заслуженно, по воле Всевышнего. А сами люди в этом мире всего лишь хорошие или плохие инструменты в руках Бога.

Другой вариант – когда оджаса в теле вырабатывается мало, так как его запас был преждевременно израсходован прошлым греховным поведением, но время отведенной жизни ещё не кончилось. Часто это выглядит как тяжёлая болезнь, когда человек «прикован к постели» и медленно угасает. Как в поэме у Пушкина: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…». Возможно, «честные правила» дядя стал соблюдать слишком поздно.

Иногда это угасание может продолжаться в течение нескольких лет, или жизнь в теле поддерживается искусственными способами. Конечно, для самого человека и для родственников наименее тяжелый вариант, когда отведенное время жизни и запас жизненных сил заканчиваются в пожилом возрасте с одинаковой скоростью, одновременно. Такие люди обычно уходят из жизни спокойно, быстро, без мучений. Мы не можем знать всей своей прошлой кармы, и того, что нам уготовлено судьбой. Но делать все от нас зависящее, чтобы ситуация на будущее стала максимально благоприятной – это в наших силах.

– Значит, физическое здоровье вовсе не гарантирует долгой жизни? А современная фитнес-индустрия пропагандирует нам занятия спортом и здоровое питание как лучшее средство для активного долголетия! – сказал Петр Маркович.

– Долгая жизнь еще не значит – счастливая, поэтому важнее не сколько, а как прожить! Но если говорить на эту тему более подробно, то баланс физического здоровья зависит, в первую очередь, от трех составляющих. Как утверждает Аюрведа: тридоша – это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека. Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, – это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов. И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5-ти Первоэлементов, Доши характеризуются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Пространства и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Пространства и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли. Взаимодействуя между собой и постоянно меняясь, Доши образуют наше тело и обеспечивают все его физиологические процессы. В переводе с санскрита «доша» означает – недостаток, или то, что легко выходит из равновесия. Доши в телах разных людей проявляются с разной силой, их уникальное сочетание в каждом случае обуславливает нашу индивидуальную конституцию. В детстве преобладает Капха-Доша, поэтому малыши обычно такие пухленькие. В зрелом возрасте активна Питта-Доша. Тело набирает физическую силу, ему требуется движение. В старости часто возрастает Вата-Доша. Появляется сухость кожи, хруст в суставах.

Идеальное состояние тела присутствует, когда все доши находятся в равновесии. Но такое встречается очень редко. А когда человек ведет нездоровый образ жизни и нарушает физические и моральные законы, баланс дош нарушается и это внешне проявляется как определенная болезнь на уровне ума и тела.

На страницу:
7 из 9