Полная версия
НЕсказки об Испании
Удивительно, но несколько десятков жителей, попросивших милосердия и признавшихся в грехах, помиловали.
Сегодня городок, конечно, старается заработать на своей легенде, там даже открылся Музей ведьм – Museo de las Brujas. Музей расположился в одной из многочисленных местных пещер и открыт для посещения с 2007 года. Ещё каждый год тут отмечают День ведьм, напоминая о событиях многовековой давности, которые начались как анекдот, а закончились трагедией.
То, в чём обвиняли бедных жителей, – занятие магией во время шабаша – называется в испанском aquelarre – «шабаш». Корни этого слова как раз восходят к истории ведьм в Сугаррамурди: недалеко от пещеры, в которой, как утверждала инквизиция, занимались чёрной магией жительницы, есть луг, который на местном наречии как раз назывался Акеларре – «Поле чёрного козла». При чём тут чёрный козёл?
По древним поверьям, во время ведьминских шабашей, когда по ночам все собирались в тайном месте для совершения магических обрядов, дьявол являлся ведьмам в облике чёрного козла.
У Франсиско Гойи, кстати, есть картина как раз на эту тему – «Шабаш ведьм в Стране Басков».
Вот отсюда и пошло название Акеларре, ставшее из имени собственного именем нарицательным. А сегодня это слово используется и в переносном значении для обозначения шабаша.
Правда, эта история – не единственная с ведьминским акцентом. В Испании немало городков, которым приписывается мистический характер, но с одним вам точно стоит познакомиться.
Недалеко от Гранады есть местечко Сопортухар, власти которого решили все легенды о мистических корнях этого места перевести в весомые дивиденды. Несколько лет назад здесь начали воплощать в жизнь проект Embrujo de Soportújar – «Колдовство Сопортухара». Оказавшись тут, вы сможете посетить тематический парк с вездесущими отсылками к мистической теме: тут тебе и смотровая площадка Mirador de las Brujas, и пещера с названием «Глаз Ведьмы», и клумбы «Шабаш». Но что точно поразит каждого, кто там окажется, – это недавно сооружённый фонтан, посвящённый – кому бы вы подумали? – Бабе-Яге! Да-да, Fuente de Baba Yaga, и никак иначе! Огромная скульптура высотой три метра и весом более семи тонн олицетворяет главную нечисть славянской мифологии!
Перейдём от ведьм к рыцарям?
Парадоры – машины времени…
В 1982 году Испания подписала Конвенцию ЮНЕСКО по защите культурного и природного наследия человечества. С тех пор и без того немалое количество мест, официально охраняемых самым авторитетным на планете органом в сфере культуры, только увеличивается.
Поначалу такими объектами с особым статусом под охраной ЮНЕСКО были пять мест: Альгамбра и сады Хенералифе в Гранаде, Кафедральный собор Бургоса, Эскориал под Мадридом, собор Кордобы и барселонские парк Гуэль, дворец Гуэль и Каса-Мила. Сейчас же число таких объектов с испанской пропиской достигло 47 и постоянно растёт! По этому показателю, между прочим, впереди Испании среди всех стран мира только два лидера – Италия и Китай.
Испании действительно есть чем похвастаться: искушённому путешественнику всегда найдётся чем восхититься в этой стране, где буквально каждый камень дышит историей. Благодаря прозорливости нескольких людей и вере короля сегодняшняя Испания готова предложить миру ни с чем не сравнимую концепцию отдыха в формате парадоров. История очень вдохновляющая!
Сама идея оборудования исторически важных зданий в уединённых уголках страны для посещения и проживания состоятельных туристов родилась и была оформлена аж в 1910 году. Но Испания, как и весь мир, переживала не самые спокойные времена, и лишь к 1926 году благодаря настойчивому желанию короля Альфонса XIII идея оформилась в реальность. Пионером стало красивейшее место посреди Сьерра-де-Гредос – горного массива, украшающего территории нескольких провинций, в том числе Мадрида и Авилы. В отличие от следующих пунктов, этот первый был возведён приказом короля в месте с прекрасным панорамным видом на горы и долину Тормес. Спустя два года там открылся Parador de Turismo de Gredos – «Парадор для Туризма Гредоса». Почему «парадор»?
Испанское слово parador образовано от глагола parar – останавливаться. Вспомните слово parada – остановка. Это был лишь первый шаг в, как оказалось, долгой и успешной истории сети парадоров. На правительственном уровне был образован Совет развития парадоров, и в качестве основополагающей концепции активисты сделали упор на переоборудование под туристические нужды уже существующих зданий, имеющих историческую ценность или расположенных в местах, представляющих культурный или природный интерес.
Постепенно стали открываться парадоры в других знаковых местах: в Толедо, в Саламанке, в Убеде близ Хаена, в Мериде. В конце 1920-х и в начале 1930-х годов строительство шло полным ходом, но потом страну встряхнули политические треволнения: победа республиканцев на выборах, изгнание королевской семьи, популяризация правых сил и, наконец, гражданская война. Много лет прошло после окончания войны, пока в 1960-х годах правительство Франко не вспомнило о прежней успешной концепции парадоров. Именно в 1960-е годы Испания открылась для международного туризма. Это послужило сильным импульсом для развития транспортной системы и в целом инфраструктуры страны. В рамках этого процесса концепция расширения сети парадоров пришлась как никогда кстати, и число таких исторически значимых мест выросло с 40 до 83. В 1990-е годы сеть парадоров продолжала расти, и на сегодняшний момент их уже 96!
Это значит, что на карте Испании в самых потаённых уголках с потрясающими видами и в звенящей тишине можно найти целых 96 мест, которые перенесут вас в другую эпоху, а заодно и познакомят вас с аутентичной местной кухней. Девяносто шесть машин времени за вполне вменяемые деньги…
Каждый год составляются всё новые и новые рейтинги парадоров, но хит-парад лидеров обычно неизменен. Именно в эти места стараются попасть туристы в первую очередь, если выдаётся такая возможность.
Непререкаемый лидер расположен в Сантьяго-де-Компостеле, столице автономного сообщества Галисия. Hostal de los Reyes Católicos, расположившийся в здании королевского госпиталя с более чем пятивековой историей, – место не менее желанное, чем финиш знаменитого паломнического Пути Святого Иакова.
На высоте почти полутора тысяч метров на одном из Канарских островов, Гран-Канарии, расположено потрясающей красоты место – Cruz de Tejeda.
Парадоры в Эстремадуре, в Куэнке, в Сеговии, в Малаге, в Чинчоне – всех и не перечислишь!
Кстати, важный момент: сеть парадоров принадлежит официально государству!
Прекрасная инициатива, не правда ли? Особенно с учётом того, что все оборудованные в отели места получили таким образом вторую жизнь, выйдя из небытия.
Есть в истории парадоров и парадоксальные случаи: представляете, хоть это и государственная испанская сеть, один парадор расположен-таки за пределами самой Испании! Речь идёт о Parador Casa da Ínsua в соседней Португалии!
Из основных регионов, где почему-то нет парадоров, бросается в глаза такой вот статус «аутсайдера» у Балеарских островов… Наверное, это лишь дело времени.
Больше всего парадоров среди автономных сообществ расположено, конечно, в Андалусии – целых 16! Времена многовекового сосуществования испанской и арабской культур не прошли зря…
А знаете, в чём ещё лидирует Андалусия? Ну помимо, естественно, количества солнечных и очень жарких дней в году?
Как превратить рекламу в национальное достояние?
Вы же помните рекламу на российском телевидении о «национальном достоянии» и Газпроме, который якобы гарантирует всем и каждому заветные дивиденды от несметных российских природных богатств? На национальном достоянии делается неплохая реклама… А вот в Испании есть обратный пример: когда обыкновенная реклама оказалась настолько удачной, что сама стала настоящим «национальным достоянием».
Нашему герою уже далеко за 60 лет.
За свою жизнь он вырос как физически, с 4 до 14 метров, так и символически: прошёл путь от обычного маркетингового хода до символа своей страны, за честь которого бились в дебатах политики и деятели искусства.
Он фигурирует на сувенирах и стал фактически национальным символом.
Количество этих героев сейчас меньше 100, но каждый из них на вес золота.
И даже если вы пока не понимаете, о чём речь, вы всё равно его узнаете. Ну а если вам доводилось ехать по дорогам Испании, то вы точно знакомы с ним – с впечатляющих размеров чёрным быком, так органично слившимся с испанскими пейзажами. А ведь всё начиналось очень тривиально – с банальной рекламной кампании алкоголя…
Вот он, «Бык Осборн» – El Toro de Osborne.
А всё началось в далёком 1772 году… Тогда один предприимчивый англичанин родом из Девона по имени Томас Осборн Манн приехал в испанский Кадис и решил начать там бизнес, связанный с местным алкогольным напитком – хересом.
Если вы бывали в тех андалусских краях, то помните, что есть даже город Херес-де-ла-Фронтера, и вот по его имени напиток, прославивший Андалусию, и назвали хересом. Вот этот вот херес Осборн и решил явить миру, основав свою компанию. Компания здравствует и по сей день, в статусе одной из самых старых в Европе.
В 1956 году руководство Osborne задалось целью разработать рекламу хереса Veterano. И вот тут-то и родилась настоящая легенда. Право создать рекламу предоставили дизайнеру Мануэлю Прието, который решил, что лучшей ассоциации, чем мужественный бык, для напитка и не придумаешь. Сказано – сделано.
Идея идеей, но главным достижением, конечно, стала её реализация. Для популяризации марки Veterano компания создала большие четырёхметровые фигуры быков, которые были установлены вдоль испанских трасс.
Самый первый бык появился на трассе, связывающей Мадрид с Бургосом, в городке Кабанильяс-де-ла-Сьерра. Первые быки были деревянными, но впоследствии для пущей прочности их начали делать из более устойчивых материалов.
Идея оказалась столь популярной и так хорошо влилась в испанскую действительность, что по всей стране было установлено более 500 фигур быков.
Правда, идиллия продолжалась лишь до 1988 года, когда правительство приняло закон о запрете рекламы вдоль автотрасс. Конечно, главной жертвой стали как раз быки «Осборн», с которых вынуждены были убрать надпись Veterano. Впоследствии не раз принимались всё более и более строгие нормы, которые, в конце концов, предписали и вовсе убрать рекламные материалы ещё дальше от дороги. Вот поэтому и росла фигура быка: чем дальше от дороги её отодвигали, руководствуясь буквой закона, тем больший размер она получала, чтобы оставаться заметной.
В конце концов законодатели и вовсе запретили «дорожную» рекламу, но тут уже на защиту ставших родными быков вышла вся испанская общественность. Одни за другими власти провинций и автономных сообществ высказывались за то, что бык уже перестал быть рекламой и стал частью испанского пейзажа. В конце концов судам пришлось согласиться, а быки, число которых сейчас уже чуть меньше 100, продолжают радовать глаз туристов и местных жителей.
Вот так из банальной рекламы родилась настоящая символика национального масштаба.
О популярности быка «Осборн» можно судить по огромному количеству сувениров с изображением чёрной фигуры на фоне испанского флага, а также по наличию таких быков вдоль трасс в других испаноговорящих странах. В Мексике, говорят, их количество достигает 60!
Ну а для отличающихся сепаратистскими настроениями регионов Испании бык стал олицетворением центральной власти, поэтому в Каталонии и Стране Басков фигур практически не встретить, а если и остались единицы, то они часто становятся жертвами вандализма. История с быком – история недавняя, хотя уже ставшая легендарной. А вот об удивительных событиях ещё одного очень важного года в испанской истории читайте дальше.
Куба и роковой 1898-й: а при чём тут Пулитцер?
Желая поддержать человека и приободрить его в тяжёлой ситуации, испанцы могут сказать буквально следующее: Más se perdió en Cuba, имея в виду, что бывает и хуже. Мол, не переживай, бывает намного хуже. Дословно же это означает «на Кубе потеряли больше». При чём тут, казалось бы, Куба? Что или кого потеряли? А ещё часто, говоря эту фразу, добавляют y vinieron silbando или y vinieron cantando – «но вернулись со свистом» или «но вернулись с песнями». А дело, оказывается, вот в чём…
На излёте XIX века на мировой политической карте всё туже завязывались узелки, которые через пару десятилетий вспыхнули уже трагическим факелом Первой мировой войны, распадом многовековых империй, гражданских войн и острых социально-экономических потрясений. Испанская империя не стала исключением. От некогда всемогущей колониальной державы оставались лишь считаные заморские владения, и среди них Куба в Карибском море, Филиппины, остров Гуам и ряд островов помельче в Океании.
Своим могуществом империя была обязана Великим географическим открытиям XV—XVI веков, когда именно испанские правители вовремя распознали перспективу финансирования дальних экспедиций.
Это сейчас на Иберийском полуострове расположены две безусловно красивейшие, но не отличающиеся лидирующими позициями и значительным весом на политической арене страны – Испания и Португалия. В конце же XV века это были две владычествующие державы, которые ни много ни мало поделили целый мир.
Мы уже говорили о договоре, подписанном в Тордесильясе, и узнали, что именно соседки по Пиренейскому полуострову в конце XV века стали буквально делить планету. Но тогда, конечно, мало кто догадывался, что испанцам отойдут почти целиком новые континенты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.