Полная версия
Канин-Шойна. Воспоминания
На территории посёлка был также рыболовецкий колхоз «Красный промышленник». В северо-восточной части Шойны был целый отдельный посёлок, который так и назывался “Колхозный”. Колхозники занимались выловом наваги в зимний период, охотой, держали связь с оленеводами и через них снабжали олениной местных жителей. В посёлке был крупный рогатый скот, лошади. Для лошадей большое здание конюшни в районе аэродрома. Лошадей было много, так как в зимний период на них вывозили на материк выловленную рыбу. Целые караваны загружались мороженой рыбой и по зимнику доставляли рыбу в Мезень, обратно везли продукты, почту, и людей. В двух местах стояли оленеводческие стойбища. Одно вблизи посёлка, в сторону воинской части “Сопка”, другое в районе дальнего аэродрома. Помню, как ходили с матерью к оленеводам покупали мясо оленину.
В Шойне работало рыболовецкое кооперативное общество потребителей – Шоинский рыбкооп. (Н.Е.Бурдиков, Л.Г.Римских). Предприятия, организации и местное население обслуживалось рыбкоопом продуктовыми и промышленными товарами. Кроме конторы рыбкоопа в посёлке были складские помещения, два продовольственных магазина, магазин промышленных товаров, ларёк торгующий овощами и фруктами, столовая, пекарня, склад с горючим, в котором я, как и другие односельчане, много раз покупал керосин для лампы и керогаза. Продукция в Шоинскоий рыбкооп доставлялась с Архангельска и Мезени наземным и морским транспортом.
Кормил нас не только магазин, но и столовая. В столовую Шоинского рыбкоопа приятно всегда было зайти. Зал представлял большое, светлое помещение. Здесь нас встречали ароматы приготовленных блюд, улыбки и доброжелательность поваров и работников кухни. Помню в детстве не раз приходил сюда за супом или борщом с бидончиком. Дома все на работе, готовить некому было. Запомнились столовские блинчики и зразы, не знаю почему.
В посёлке работали две радиостанции. Радиостанция Министерства связи и береговая радиостанция Архангельского Управления тралового флота для связи с морскими судами. Помню, что одна из радиостанций располагалась в домике, стоящим по ряду вместе с домом, где последние годы жила семья Гирфановых. Вспоминается рассказ о задержанном радисте на этой радиостанции, который в годы войны делал наводку немецких самолётов на посёлок. Фашистов интересовал рыбозавод, который снабжал фронт рыбными продуктами. Радиостанция тралфлота находилась в новом здании, куда, чуть позже был переведён сельский Совет.
В отдельном здании в посёлке была больница, с набором всех необходимых помещений и специалистов. Лежал в этой больнице с бабушкой Еленой Александровной, будучи ещё в дошкольном возрасте. В одном из жилых зданий посёлка размещалась аптека.
Образование дети получали в двух школах: школе для поселковых детей (русской) и школе с пришкольным интернатом для детей, кочующих оленеводов (ненецкой). В клубе Рыбников посёлка взрослые и дети смотрели киносеансы, здесь проходили все массовые мероприятия с жителями Шойны (концерты, лекции и т.д.). В посёлке работали две библиотеки поселковая и школьная. Сразу после войны было достроено здание детского сада. Помню большое здание бани с мужским и женским отделениями. Здание бани, к сожалению, сгорело где-то в начале шестидесятых годов.
Просто перечислю ещё и другие организации, которые работали в те годы в Шойне: отделение связи и сберкасса, метеостанция, маяк.
Мои рассказы-воспоминания о Шойне
Пошли рыбачить на носок
“Пошли рыбачить на носок” – так говорили шоинские ребята друг другу, собираясь на рыбалку.
“Носок” – это выступ берега, с одной стороны омываемый водами реки, а с другой морем. Для рыбалки этот выступ берега был очень удобным. Размер его особенно увеличивался в малую воду.
Именно здесь “на носке”, немного поближе к поселку, любители рыбной ловли, детвора и взрослые, проводили часами время за самым увлекательным занятием – рыбалкой.
На рыбалку шли с утра пораньше, поэтому с вечера старались все приготовить: навязать крючки, накопать червей на наживки, приготовить сапоги и одежду….
В основном здесь рыбачили на донки. Донка, своеобразная рыбная снасть. Палка с одним заостренным концом, который втыкался в грунт берега возле воды. На другой конец привязывали и затем накручивали леску, столько, сколько можно было забросить. На последние метры навязывалось на коротких кончиках лески до десятка крючков и на самый конец грузило, удобное для забрасывания донки.
Наживкой чаще служили черви, нарытые на отливной речной полосе. Находили их по дырочке в песчаном грунте. Копнув поглубже штыковой лопатой, извлекали их из грунта и укладывали в баночки. Нескольких червей длиной от 15 до 20 сантиметров вполне хватало на одну рыбалку. Но когда не было червей, в ход шла корюшка, селедка, кусочки птичьего мяса.
Весной рыбачить начинали, как только проходил основной ледоход. Часть льдин еще долго носило с моря в реку и обратно, однако рыбалке это не мешало. Просто вода была еще холодная, и клев был неважным. Чтобы сильно не замерзнуть на берегу жгли костры.
Самый разгар рыбной ловли конец мая – начало июня. Рыбаков тогда полный берег, у каждого не по одной донке.
В основном попадала камбала или речная, с темными пятная на спине, или морская, с красноватыми пятнами на спине. Особенно морская камбала была крупной и упитанной. Одной камбалы хватало на сковороду.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.