Полная версия
За гранью японских свечей
Важно правильно определить тип свечной модели. Но не менее важно оценить ее место в общей технической картине. Этому существенному аспекту, который, однако, часто упускают из виду, посвящена глава 4. В ней объясняется, как при торговле на основе свечей нужно учитывать соотношение между риском и прибылью потенциальной сделки, уровень срабатывания стоп-приказа и основную тенденцию. Здесь же рассказано, как важно уметь подстраиваться под меняющуюся рыночную ситуацию.
Но прежде чем начать разговор о торговле с помощью свечей, я бы хотел уточнить несколько моментов. На фьючерсном рынке одинаково распространены как короткие, так и длинные позиции. Иначе обстоит дело на рынке акций: здесь большинство трейдеров предпочитают покупать. Поэтому когда в этой книге я употребляю термин «медвежья» или «продажа» по отношению к акции, то это необязательно означает открытие короткой позиции. Напротив: это можно считать сигналом к защите имеющихся длинных позиций – например, путем продажи колл-опционов, поднятия уровня защитных стоп-приказов либо полной или частичной ликвидации длинных позиций.
Но моя книга – не только о свечах. В части 2 представлены индекс разницы, график трехлинейного прорыва, график «ренко» и график «каги». Эти распространенные в Японии методы фактически неизвестны на Западе и, в отличие от описания свечных графиков, представлены слабо даже в японской биржевой литературе.
Индекс разницы сопоставляет цену закрытия со скользящим средним. Правила его применения те же, что и для двойных скользящих средних, но с любопытным дополнением. Графики трехлинейного прорыва, графики «каги» и графики «ренко» – широко распространенные японские технические инструменты. Они превосходно определяют тенденцию рынка.
Применяя описанные в книге методы – в комбинации друг с другом или по отдельности, вы убедитесь, что они неизменно расширяют возможности всякого, кто использует их громадный потенциал.
Глава 2. Основные положения
История свечных графиков
Японцы первыми применили технический анализ в торговле на одном из первых в мире фьючерсных рынков – рынке фьючерсов на поставку риса. Появление этого рынка в Японии относится к началу XVII в. Любопытно, что своими корнями японский фьючерсный рынок риса уходит в военную историю страны.
В 1600 г. – после столетней междоусобицы даймё (японских феодалов) – генерал Ясу Токугава, резиденция которого находилась в Эдо (старинное название Токио), выиграл знаменитое Секигахарское сражение. Эта победа способствовала объединению Японии. Впоследствии генерал Токугава стал сегуном всей Японии. По его мудрому указу, побежденные даймё вместе с семьями обязаны были жить в Эдо. Так что, когда феодалы разъезжались по своим владениям, все члены их семей оставались в Эдо в качестве заложников. Основным источником дохода феодалов был рис, который они брали в виде пошлины с крестьян, обрабатывавших их поля. Но доставить собранное прямиком в Эдо было невозможно, поэтому в портовом городе Осака были построены хранилища для риса.
Обитая в Эдо в тесном соседстве, эти богатые даймё старались перещеголять друг друга в пышности нарядов, особняков и прочей роскоши. Их соперничество нашло отражение в известной поговорке того времени: «у эдоийца прибыль не залеживается и на день». Из нее следует, что даймё из Эдо были расточителями и предавались дорогим удовольствиям. Чтобы обеспечить себе такой образ жизни, даймё продавал рис из хранилища в Осаке, а иногда и из будущего урожая. В этих случаях в хранилище выписывались квитанции на будущий рис. Они назывались «пустыми рисовыми контрактами» (так как физически этим рисом никто не обладал) и продавались на вторичном рынке. Так закладывался фундамент одного из первых в мире фьючерсных рынков.
Рисовые фьючерсы стали предметом активной спекуляции, и именно она привела к появлению технического анализа. Самым знаменитым трейдером на рисовом фьючерсном рынке был Хомма: его деятельность приходится на начало XVIII в. Он заметил, что, помимо соотношения между предложением и спросом на рис, большое влияние на рынок оказывали и эмоции трейдеров. В силу этого временами рыночная оценка будущего урожая отличалась от его фактического размера. Поэтому изучение эмоционального состояния рынка может помочь в прогнозировании цен, заключил он. Иначе говоря, Хомма понял, что между стоимостью и ценой риса есть разница. Эта разница между ценой и стоимостью и сегодня характерна для акций, облигаций и валют в той же мере, что и для рисовых фьючерсов несколько веков назад.
В переведенных мною материалах свечные графики часто именуются графиками Сакаты: они названы так в честь портового города Саката, где жил Хомма. Однако, по моим данным, Хомма вряд ли использовал свечные графики. Скорее, они появились на начальном этапе Мейджийского периода в истории Японии (в конце XIX в.), о чем будет подробнее сказано далее, в разделе о развитии свечных графиков.
Вопрос о том, является ли Хомма создателем данного метода графического анализа, остается открытым. Но ведь установить, создал или только использовал графики для торговли тот или иной человек (в данном случае – Хомма), не столь важно. Просто для Запада характерна дотошность в установлении персонального авторства. Вероятнее же, что дошедшие до нас свечные графики и все методы их анализа стали накопительным итогом работы нескольких поколений трейдеров. Пусть не Хомма первым построил свечные графики, но он осознал, что психологический аспект рынка очень важен для успеха в торговле. Судя по имеющимся данным, технический анализ в Японии в его изначальных формах действительно касался не столько графиков, сколько психологии рынка.
В книге «Золотая жила – как три обезьяны считали деньги» (“The Fountain of Gold – The Three Monkey Record of Money”), предположительно написанной Хоммой, автор заявляет: «После 60 лет непрерывного труда я постепенно обрел глубокое понимание движений рисового рынка». Далее говорится: «Когда все настроены по-медвежьи, есть основание для роста цен. Когда все настроены по-бычьи, есть основание для падения цен». Это заключение перекликается с нынешней теорией противоположного мнения – очень ценным для многих трейдеров инструментом. Напомню, что упомянутая книга написана в 1755 г. Подумать только: японцы торговали по принципу противоположного мнения еще до становления государственности в Америке! Удивило и озадачило меня поначалу и заглавие книги: при чем тут какие-то «три обезьяны»? Но потом, в одной из переведенных мною книг, я наткнулся на сравнение принципов успешной торговли с правилами трех обезьянок, о которых мы знаем с детских лет: они учат не видеть, не слышать и не говорить плохого. И тогда меня осенило: этим названием Хомма хотел сказать трейдерам, желающим открыть свою «золотую жилу», что они должны следовать принципам этих обезьян, а именно:
1. «Не видеть плохого»: увидев бычью (медвежью) тенденцию, не дайте ей себя увлечь; расценивайте ее как возможность для продажи (покупки).
Как сказано в «Золотой жиле…», бычья (янь) и медвежья (инь) ситуации всегда чередуются. Следовательно, в рамках всякого бычьего рынка имеется медвежий, а в рамках медвежьего – бычий. Эта концепция позволяет понять, почему в японской методике свечного анализа сделан столь сильный упор на модели разворота, а не продолжения тенденции.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Д-р Александр Элдер – автор международного бестселлера «Trading for a Living», опубликованного в России под названием «Как играть и выигрывать на бирже». Его адрес: www.elder.com
2
Oyama, Kenji, р. 51.
3
Нисон С. Японские свечи: графический анализ финансовых рынков. М.: Диаграмма, 1998; Альпина Паблишер, 2019.
4
Hoshii, Kazutaka, p. 18.
5
Euroweek, August 30, 1991.
6
Yasui, Taichi, p. 95.
7
The Japan Economic Journal, July 23, 1991.
8
Нисон С. Японские свечи: графический анализ финансовых рынков. М.: Диаграмма, 1998; Альпина Паблишер, 2019.