bannerbanner
Храм Святой Софии в Константинополе
Храм Святой Софии в Константинополе

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

«В течение всего времени, пока производилась постройка, священники ежедневно служили молебны о благополучном окончании строительства»[41]. Каждый раз, когда строители укладывали двенадцать рядов кирпичей, «…тогда патриарх с епископы и священники молитвы творяху и мощи святых полагаху. Сице творяху и до совершения церкви…»[42].

Для строительства храма Святой Софии изготавливали особые кирпичи, на каждом была надпись с молитвой, со словами из 45-го псалма: «…сотвориша же множество керемид великих, равных в широту и в долготу, вси назнаменованы: ста Бог посреде ея и не подвижится, поможет ей Бог утро за утра. Кийждо и в долготу и в широту триех локтей»[43]. Сообщение о том, что на кирпичах была молитва, есть и у Псевдо-Кодина. Архидиакон Павел Алеппский передает сказание, что на всех кирпичах Св. Софии император Юстиниан поместил надпись: «Бог посреди Ее, и Она не поколеблется: поможет Ей Бог от утра до утра»[44]. Немецкий исследователь середины XIX века Зальценберг, приглашенный русским посольством в Стамбуле, нашел в Святой Софии много кирпичей с надписями, например: ή μεγ (άλη) έκκλ (ησία) – Великая церковь[45]. Об этом названии есть упоминание и у Прокопия, который говорит, что церковь, которую «…создал император Юстиниан… обычно называют “Великой”»[46].

«В то время как весь кирпич… Софии однороден и схож с кирпичом в других одновременных зданиях столицы, самые ответственные конструкции, в частности подпружные арки, сложены из громадных квадратных плит (70 см х 70 см), совершенно отличных от остального кирпича не только по размерам, но и по составу теста и по обжигу. Здесь, по-видимому, были применены римские кирпичи, изготовление которых прекратилось задолго до постройки Софии и которые совершенно неизвестны в других византийских сооружениях»[47].

В строящемся храме Св. Софии не только кирпичи были особыми, но и связующий их известковый раствор. Строители заботились о сейсмоустойчивости сооружения и изготавливали известку по особому рецепту, который сохранился в хронографе: «И варяху в котлех ячмень с водою и от древа вербоваго усекающе и вметаху в котлы и варяху и тою водою месяще известь и от того известь бысть клеевита»[48]. Особая пластичность и крепость известкового раствора сохраняется и по сей день. Телевизионная компания «Discovery» создала серию из пяти фильмов: «Византия – исчезнувшая империя». В этой серии есть фильм об особых свойствах храма Святой Софии. Создатели фильма подвергали компьютерный макет храма, с внесенными параметрами пластичности стен, испытаниям на сейсмоустойчивость, его стены выдерживают землетрясения до 12 баллов. Авторы фильма восхищаются мастерством древних строителей и их великим произведением.


План храма св. Софии по Антониади и Шнейдеру.

1 – доюстиниановский период, 2 – юстиниановский период (сохранившиеся части здания), 3 – юстиниановский период (фундаменты), 4 – средне- и поздневизантийский период, 5 – турецкий период


Римская империя отдавала на строительство храма все самое ценное. Император Юстиниан заботился о том, чтобы для строительства использовались только лучшие материалы. Всем губернаторам провинций был разослан указ, обязывающий их отправлять в Константинополь самые драгоценные остатки древних сооружений. «Из Рима прибыли восемь колонн из порфира, взятых из храма солнца[49], – дар одной патрицианки, пожелавшей, для спасения своей души, оказать содействие постройке. Из Эфеса губернатор прислал восемь колонн из зеленого мрамора (с черными прожилками из храма Дианы Эфесской[50]); другие доставлялись из Кизикии, Троада и Афин[51]. Вместе с тем были использованы мраморные ломки в Проконнезе (ныне Мармора), Каристосе на Евбее, Иазосса в Карии, Гиерополиса во Фригии (здесь добывали белый с розовыми прожилками мрамор), Шемту в Нумидии. Египет послал свои порфиры, Фессалия и Лакония – крапленые зеленые мраморы (verde antiqo)[52]…»[53]. Голубой мрамор доставляли из Ливии. Для строительства и украшения храма использовали золото, серебро, свинец, слоновую кость, драгоценные камни. Для украшения одного только алтаря было использовано около 14 тонн серебра: «…место храма, которое является наиболее священным и доступно только для священников и которое называют алтарем, имеет <престол> в 40 000 фунтов серебра»[54]. Заметим, что 1 фунт, или либра, равны 327,45 г, следовательно 40 000 фунтов – это 13 098 кг.


Колонны храма Святой Софии


Прокопий Кесарийский писал: «Этот храм представлял чудесное зрелище – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимался как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделялся среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город как на ладони. Его длина и ширина так гармонично согласованы, что его вообще нельзя назвать ни очень длинным, ни сверх меры широким. Несказанной красотой славится он. Блеском своих украшений прославлен он и гармонией своих размеров; нет в нем ничего излишнего, но нет и ничего нехватающего, так как он во всех своих частях, в надлежащей мере являясь более пышным, чем обычно, и более гармоничным, чем можно ожидать от такой громады, наполнен светом и лучами солнца. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме. Передняя часть храма (конечно, это то место, обращенное на восток, где в святая святых совершается таинство служения Богу) выстроена следующим образом…»[55]

Далее Прокопий Кесарийский описывает убранство храма, форму его стен, крышу алтарной апсиды, гигантские своды, примыкающие к куполу. Прокопий описывает ряды колонн, которые, как певцы в хоре, стоят полукругом вокруг алтаря. Описывает обилие света и то место, где появляется «первая улыбка дня». Подробно описывает стереобаты (πεσσοί), сложенные из огромных каменных глыб, твердых по природе, «великолепно подобранных и искусно подогнанных друг к другу», полированных. «Их связывает не известка, которую называют асбестом, не асфальт – слава и гордость Семирамиды в Вавилоне… но свинец, влитый в промежутки; он всюду их заполняет, плотно сливается с камнями и связывает их между собою»[56]. Павел Силенциарий говорит только об известковом растворе, а Аноним Бандури говорит о скреплении блоков железными Кламмерами. Авторитетный ученый Е.Э. Свифт считал, что указание Прокопия на свинцовые прослойки фантастично[57]. Однако исследователи В. Эмерсон и Р.Л. Найс обнаружили их наличие[58], но не везде, а в наиболее ответственных местах[59]. Далее Прокопий сравнивает стереобаты с утесами, вершины которых витают в «беспредельной высоте». Он описывает паруса – необходимый переход от купола к системе сводов, в то время это был новый архитектурный элемент. «Возведенный на парусах купол объединен с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придает интерьеру Св. Софии, поражающему грандиозностью и великолепием, гармоничное единство»[60].


Симфония форм. Интерьер храма Св. Софии


Купол собора и история его создания

Особое внимание историк Прокопий уделяет куполу. «Огромный сфероидальный купол, покоящийся на этом… здании, делает его исключительно прекрасным. И кажется, что он покоится не на твердом сооружении вследствие легкости строения, но золотым <полу> шарием, спущенным с неба, прикрывает это место (по другому переводу, «спущенный с неба на золотом канате»). Все это сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте… витает в воздухе… и представляет замечательную единую гармонию всего творения… При рассматривании всегда приходится быстро переводить свой взор с одного предмета на другой, так как рассматривающий никак не может остановиться и решить, чем из всей этой красоты он более всего восхищается. Но даже и так, обращая на все свое внимание, перед всем <от изумления> сдвигая брови, зрители все-таки не могут постигнуть искусства и всегда уходят оттуда ошеломленные непостижимостью того, что они видят»[61].

Чудесный поток света заполняет храм. Сорок окон прорезают основание купола, и на большой высоте свет, падающий из окон, сливается в единый световой круг, создавая впечатление оторванности купола от стен храма. Свод купола был богато украшен золотыми мозаиками. Смальта золотого цвета, из которой складывают мозаику, – это кусочки прозрачного стекла, в которые запаяны маленькие лепестки золота. «Чистым золотом выложен потолок, соединяя с красотой великолепие; соревнуясь в блеске, его сияние побеждает блеск камней (и мраморов)»[62]. В амбразурах окон введен фон из серебряной смальты, усиливающий световой эффект проемов.

Видевшие Святую Софию единогласно свидетельствуют о необыкновенном мерцании ее мозаик, как при вечернем, так и при дневном свете, особенно при восходе и на закате солнца, когда лучи пронизывают купол насквозь и хорошо освещают все своды. Особенное впечатление от мозаик появляется благодаря тому, что отдельные части сводов сопрягаются не геометрическими правильными, острыми ребрами, а мягкими, слегка закругленными переходами[63].

Вместе с тем, для того чтобы золото мозаик чудесно мерцало, многие кубики смальты ставились под углом в 30° к поверхности, т. е. примерно перпендикулярно к лучу зрения. Создавался таинственный эффект свечения.

Поэт Павел Силенциарий в своем произведении «Экфрасис Св. Софии», написанном в 537 году, сообщает: «…на вершине большого купола был помещен колоссальный крест среди усеянного звездами неба»[64]. Этот крест, по словам Павла Силенциария, является хранителем города.

Конечно, купол храма Святой Софии как в архитектурно-художественном, так и в техническом отношениях является наиболее существенной и эффектной частью сооружения[65]. В куполе можно видеть исходную геометрическую форму, которая в построении плана предопределила размер всех других частей сооружения. Высота храма, размеры всех его частей геометрически соотнесены с диаметром купола. Это очень древняя строительная техника, утраченная сегодня. Истоки ее теряются в древнехристианском искусстве, которое является последним этапом в развитии собственно античного искусства. Здесь уместно привести высказывание Витрувия, который говорит: «Ихнография есть надлежащее и последовательное применение циркуля и линейки для получения очертаний плана на поверхности земли… орфография же есть вертикальное изображение фасада и картина внешнего вида будущего здания… соразмерность есть стройная гармония отдельных членов самого сооружения и соответствие отдельных частей и всего целого одной определенной части, принятой за исходную»[66]. Исходной частью для храма Святой Софии является купол. Все остальные размеры в отношении к диаметру купола и друг к другу соответствуют «золотому сечению», что является абсолютной гармонией. Подробная таблица размеров храма и купола приведена у Е.Э. Свифт[67]. Вероятнее всего, первоначальный диаметр купола был около 31,36 м[68]. В настоящее время, а с момента постройки храма прошло почти полторы тысячи лет, в результате полученных деформаций и перестроек[69]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // ВВ. М.: Наука, 1986. Т. 47. С. 176.

2

Флоровский Г., прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Догмат и история. Сборник. М., 1998. С. 395.

3

Pseudo-Codinus. De S. Sohia. P. 131.

4

Повесть временных лет. Перевод Лихачева С.И. и Романова Б.А. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. Ч. 1. С. 274.

5

Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев: Дух и Литера, 2000. С. 159.

6

См.: Ипатьевская летопись // ПСРЛ. T. II. С. 256; T. I. С. 46.

7

Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // Цит. по кн.: Вздорнов Г.И. Феофан Грек, творческое наследие. М.: Искусство, 1983. С. 43–48. Это письмо издавалось неоднократно. См. об этом: Православный собеседник. 1863. Ноябрь. С. 323–328; Пал. сб., 1887 Т. V. Вып. 3. С. 3–6; Грабарь И. Феофан Грек // Казанский музейный вестник, 1922. № 1. С. 5–6; Мастера искусства об искусстве. М.-Л., 1937. Т. IV. С. 15–17; Лазарев В.Н. Этюды о Феофане Греке // ВВ, 1953. Т. VII. С. 245–250.

8

См.: Добрыня Ядрейкович (Андрейкович) (Антоний, архиеп. Новгородский). Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде //Павел Савваитов. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1872.

9

См.: Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук. 1903.

10

Встречаются тексты «Сказания о Софии Цареградской» и вне «еллинского летописца и хронографа». Самостоятельное существование этих выписок, в виде отдельных рукописей, указывает, на чем заостряли свое внимание в хронографе русские читатели.

11

Кедров П. Царьград и Святая София. Петроград: Синодальная типография, 1915. С. 9.

12

Пальмов Н. и большинство историков называют 330 год, хотя Кондаков Н.П. пишет, что храм Св. Софии император Константин построил в 20-й год своего царствования приблизительно между 325–328 годами. Или же только начал, а освящен был храм лишь при Констанции в 360 году. Храм был построен во 2-м регионе вблизи Акрополя. См. об этом: Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя… С. 108.

13

Кедров П. Царьград и Святая София. Петроград: Синодальная типография, 1915. С. 4.

14

Дестунис Г.С. Топография средневекового Константинополя // ЖМНП. 1882. С. 7.

15

Сократ Схоластик. Церковная история. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. С. 260.

16

Прокопий Кесарийский. Война с персами. М.: Наука, 1993. С. 76.

17

Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. Изд-во Ленинградского университета, 1991. С. 236.

18

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 147–148.

19

Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. T. VI–IX. С. 333.

20

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 35.

21

См. об этом: Tauer Т. Les versions persanes de la legende sur la construction d’Aya Sofya // Byzantinoslavica, Prague, 1954, XV. P. 5–8.

22

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук. 1903. С. 35.

23

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 153.

24

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 39.

25

Известны имена некоторых владельцев домов: евнух Астерий, на месте его дома часть алтаря; евнух Харитон, южнее дома Астерия; севернее дом Ксенедита, часть притвора и крещальня на месте дома Дамиана, селевкийского патриция.

26

Вилинский С. Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук. 1903. С. 39.

27

Там же.

28

Добрыня Ядрейкович (Андрейкович) (Антоний, м-т Новгородский). Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде // Павел Савваитов. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царь-град в конце 12 столетия. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1872. С. 70–71.

29

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 148.

30

Православная энциклопедия. Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2004. T. VIII. С. 278.

31

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 151.

32

Агафий. О царствовании Юстиниана. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С. 145.

33

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 36.

34

Там же. С. 38.

35

Там же. С. 36.

36

Кауфман С.А. Из истории Софии Константинопольской // ВВ. М., 1958. Т. 14. С. 209.

37

См.: Ramazanoglu М. Die Baugeschichte der Sophien-Kirche Justinians. Forschungen zur Architekturgeschte der Irenenkirche und des Komplexes der Sophinkirche. Atti dello VIII Congresso internazionale di Studi Bizantini. Roma, 1953.

38

Кауфман С.А. Из истории Софии Константинопольской // ВВ. М., 1958. Т. 14. С. 201.

39

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской… С. 36.

40

Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с арабского Г. Муркоса. М., 2005. С. 172.

41

См.: Salzenberg W. Altchristliche Baudenkmale von Constantinopel vom V bis XII Jahrhundert. Berlin, 1854.

42

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 153.

43

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 40.

44

См.: Поместные Православные Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2004. С. 16.

45

Диль Шарль. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб.: Типография Альтшулера, 1908. С. 487.

46

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 36.

47

Кауфман С.А. Из истории Софии Константинопольской // BB. М., 1958. T. 14. С. 206.

48

Вилинский С.Г. Сказание о Софии Цареградской в еллинском летописце и в хронографе. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1903. С. 40.

49

В свою очередь, эти восемь колонн в Рим, в храм солнца, были привезены из Сирии, где находились в капище Баалбека. Хотя А.Н. Муравьев пишет, что они зеленого мрамора. Порфировые колонны по две находятся в четырех полукружиях наоса.

50

Они удерживают своды между гинекионом и наосом, 2-й этаж.

51

См.: Pseudo – Codinus. De S. Sophia. C. 131.

52

См.: Павел Силенциарий, – Pauli Silentiarii Descriptio S. Sophiae. verss. C. 376–397, 617–647.

53

Диль Шарль. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб.: Типография Альтшулера, 1908. С. 481.

54

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 153.

55

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 148–149.

56

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 151.

57

См.: Swift Е.Н. Hagia Sofia. New York, 1940.

58

Кроме того, в летописях косвенно подтверждается использование большого количества свинца. Когда свинца не хватало, император Юстиниан распорядился переплавить свинцовые трубы из городских фонтанов, заменив их керамическими. Этот факт говорит о больших затратах свинца.

59

См.: Emerson W. Naice R.L. Н. Sophia // AJA. IV. 1951, P. 94–103, P. 163–171.

60

Большая советская энциклопедия. M.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 24. С. 209.

61

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 150–151.

62

Прокопий Кесарийский. О постройках. М.: Арктос, 1996. С. 152.

63

См.: Lethaby W.R., Swainson Н. The church of S. Sophia. New York, 1894.

64

Диль Шарль. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке. СПб.: Типография Альтшулера, 1908. С. 491.

65

См. об этом: Mainstone R.J. Hagia Sophia. Architecture, Structure and Liturgy of Justinian’s Church. Thames and Hudson, 1988. P. 161–163.

66

Афанасьев K.H. Геометрический анализ храма Св. Софии в Константинополе // BB. М., 1952. Т. 5. С. 214–215.

67

См.: Swift Е. Hagia Sofia. New York, 1940. P. 159.

68

См.: Conant K. J. The First Dome of St. Sophia and its Rebuilding // BBI. VI. P. 71–78.

69

См.: Millet G. La coupole primitive de st. Sophie // Revue de Philologie et d’Histoire. 1923. II.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2