Полная версия
Крупицы слова Божия
Архимандрит Вениамин (Милов)
Крупицы Слова Божия
© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2005
Поучение на день Рождества Христова
«Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецах благоволение».
С тех пор, как ангелы в высотах небесных воспели эту дивную, радостную песнь, она неумолкаемо раздается на земле в течение 19-ти с лишним столетий.
В сырых подземельях и убогих катакомбах христианской древности, в величественных базиликах последующих веков и великолепных храмах современного христианского мира верующие во Христа, подражая ангелам, славили и славят Всевышнего Бога, ниспославшего Сына Своего возлюбленного для водворения мира на земле.
Но почему же мы не находим мира? Где он на земле, когда печальная действительность, по-видимому, резко противоречит ангельскому миру, когда верной характеристикой общего склада нашей жизни могут служить грустные слова пророка Иезекииля: «Он (Глаголющий) развернул предо мною свиток, и вот написано на нем – “плач и стон, и горе”» (Иез. 2, 10).
Действительно, развернут теперь над нашим отечеством «свиток страданий», пьет оно из чаши великого «горя», «плач и стон» слышатся в нем от края и до края. И разве можно говорить о мире в текущей нашей жизни, когда сыны России, под влиянием неведомых в старину пагубных учений, разрывают на части материнское сердце родины междоусобной братоубийственной войной, презирают всякую власть и попирают все святое, возлюбив эгоизм современных сверхчеловеков. Итак, нет мира на земле? – Есть, но мир, понимаемый не в смысле безмятежного человеческого существования. Мир, о котором дивно пели ангелы в немой тишине рождественской ночи, есть мир Бога с родом человеческим, мир земли с небом вследствие прощения людям первородного греха через Христа-Искупителя, пострадавшего за них. Этого мира искали еще ветхозаветные люди. Как рабы греха, они не имели мира с небом и средств вполне успокоить свои мятущиеся души.
Сознание отчужденности от Бога вызывало в них глубокую скорбь. Погрязши во зле, они задыхались в смраде неправды, насилия, обмана и всяких пороков. Так было им душно, что некоторые из них один исход видели – в смерти, а счастье считали возможным лишь во мраке могилы и нерушимом безмолвии вечности. Явились даже апологеты смерти, как Гегезий, поэты самоубийства, как Сенека. Но вот ветхозаветное человечество, исстрадавшееся в чаянии себе спасения, дождалось, наконец, великого утешения – родился в Вифлееме Христос, Сын Божий. Пожив среди людей, вступая в общение и беседы с ними, Он, конечно, и по человечеству Своему видел, что все люди ищут себе успокоения: одни от трудов непосильных и житейских невзгод, другие от какой-то внутренней тоски, иные от физических и духовных страданий и от недовольства своим общественным положением. Все измученные суровой жизнью услышали от Божественного Учителя драгоценную весть о том, в чем заключаются мир душевный и истинное счастье человека.
«Возьмите иго мое на себя, – учил Христос, – и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 9).
Возлюбленные братие!
И мы, истомленные ужасными событиями современной действительности и по грехам своим удалившиеся от общения со Христом, жаждем водворения мира Христова в наших душах и вместе в нашей обычной жизни.
При каких условиях осуществимо это пламенное наше желание? Представим, прежде всего, те обстоятельства повседневной жизни, при которых мы бываем спокойны и наслаждаемся миром. Если окружающие проявляют по отношению к нам любовь и расположение, хвалят нас и строго оберегают наши интересы, мы тогда переживаем приятные минуты покоя и мира. Однако подобный мир иногда не бывает Христовым миром, т. к. нередко соединяется с пренебрежением высшими запросами духа и потворством греховным расположениям и страстям, препятствующим быть во обращении со Христом.
Истинный мир Христов, поскольку он обнаруживается в жизни, мы можем понять лишь тогда, когда в радости и скорби, в несчастии и успехах будем созидать его путем, начертанным Самим Спасителем.
Как высоко поучительны для нас в этом отношении события из земной жизни Иисуса Христа.
Вот Он, Мессия, совершает Свое общественное служение. Одни люди говорят о Нем, что Он благ, другие, что Он прельщает народ. Насколько было тяжело Иисусу Христу видеть постоянно человеческую неблагодарность и слышать богохульные отзывы о Себе и Своих чудесах, мы до некоторой степени можем понять на основании внимательного рассмотрения собственной жизни.
Если мы творим ближним добро, а с их стороны встречаем непримиримую вражду и ненависть или мы высказываем что-либо безусловно справедливое и слышим незаслуженные обличения во лжи и обмане, как в таких случаях волнуемся, возмущаемся и готовы гневно бросать в обидчиков стрелы беспощадной мести! А Христос не переставал благодетельствовать Своим врагам, сохраняя в душе мир.
Мы часто раздражаемся горьким ропотом недовольства, претерпевая крайнюю скудость и лишения в необходимом для жизни. Христос же, Царь царствующих и Господь господствующих, родился в вертепе, положен был в яслях и в течение Своей жизни нередко испытывал телесную усталость, голод, жажду – и все это Он сносил терпеливо, храня в душе полный мир.
Мы нередко обнаруживаем рабский страх пред сильными мира сего и боимся людских речей и низкого общественного мнения о себе. Христос же за правду Божию перенес оклеветания в Своем бессмертном смирении, величии и спокойствии духа. Недоброжелательство к нам ближних быстро изменяет наше отношение к ним, а Христос даже и тем показал, что «умножению мира Его нет предела» (Ис. 9, 7).
Вот, братие мои, какой мир оставил на земле Спаситель. Это мир с Богом человеческой души, успокоенной близостью ее к Нему, это обновление жизни людей и основание ее на началах всеобъемлющей любви и всепрощения, другими словами, это мир, проистекающий от общения с Богом. Только при свете жизни Иисуса Христа и руководстве Его Божественного учения может быть устроена мирная человеческая жизнь. И если бы все люди прониклись Христовым учением, все вырвались из затхлого и вязкого болота зла на прямой путь правды и сбросили с себя цепи рабства греху, то, несомненно, на земле воцарился бы «мир и в людях благоволение». Тогда не было бы почвы или основания для проявления злой воли в политической, социальной и экономической жизни, с чем мы, к сожалению, сталкиваемся теперь.
Итак, есть мир на земле, но не вмещается в людях – дарован он всем, но пребывает лишь на достойных его (Мф. 10, 13).
И знайте, возлюбленные, что мир не сделается общим достоянием человечества, пока люди не усовершенствуются в исполнении Христова учения и пока «не раскуют мечи своя на орала и копья своя на серпы». Лишь тогда «не возьмет язык на язык меча» и каждый, живущий на земле, с полным право сможет повторить слова ангельской песни «Слава в вышних Богу и на земли мир, и в человецах благоволение». Аминь.
Поучение в 3-ю неделю Великого поста
Дорогие братие, когда я слушал нынешнее евангельское чтение, мне живо представилась такая картина (предупреждаю, что это не больше, как случайный порыв воображения). Предположите на минутку, что Иисус Христос живет сейчас с нами, так же, как тогда, ходит и учит народ… Это Он медленно идет по улице, разумеется, сейчас же вокруг Него собирается толпа… Господь останавливается, с какой-то затаенной грустью оглядывает всех и начинает говорить… Слышатся знакомые слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 8, 34). Среди слушателей начинается какое-то движение, мне даже кажется, что я различаю самое выражение отдельных лиц в толпе. Большинство даже не стараются скрыть своего разочарования: так и видно, что они ждали чего-то другого. «Это, – думают они, – уже старо, мы не раз слыхали, да и легко сказать: отвергнуться себя, нести крест… ведь мы не затворники, а в жизни столько радостей…»
И толпа заметно редеет. Между тем Господь продолжает свою речь. «Какая польза человеку, – говорит Он, – если он приобретает весь мир, а повредит душе своей…»
Разочарование кругом усиливается. Толпа слушателей еще больше тает. А когда Господь к концу речи убеждает не стыдиться Его и Его учения, то уже слушателей совсем нет около Него.
Дорогие братие! В этой картине много действительной правды. Разве в наше время не бывает, что Христа не хотят слушать, считают Его слова чем-то устарелым? Если хотите, это можно проверить сейчас. Начать хотя бы с того, с чего начал беседу Господь: «Кто хочет идти за Мной…»
Идем ли мы за Ним? Не загорается ли жгучим стыдом совесть многих из нас при этих словах? Ведь, без сомнения, добрая половина нас малодушно не решается объявить войну греховным привычкам и страстям.
Теперь проверим себя дальше. «Какая польза человеку, – говорит Господь, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит…» Уж кажется, такая ясная правда: и история, и жизнь – все подтверждает эту Христову мысль. Возьмем и пример. Вот перед нами человек, который всю жизнь бьется, чтобы разбогатеть. Для этой цели он не брезгует ничем: одного обманет, другого пустит по миру, – совесть у него покладистая, готовая на всякую сомнительную сделку. Может быть, он и накопит капитал, но ведь умирать-то ему нужно и, быть может, очень скоро. К чему же все его богатства? И за что он загубил душу свою так безрассудно?
Дорогие братие, и все мы, в сущности, очень похожи на этого богача, хотя и без его миллионов, – все бьемся из-за средств к жизни, хлопочем о лишнем достатке. Положим, при этом мы зла прямого никому не сделаем, но душа-то, во всяком случае, остается у нас на втором плане. Подчас нам некогда и вспоминать о ней. Если хотите, подсчитаем, сколько раз мы из-за деловых хлопот, из-за недосуга оставались без молитвы, не ходили в храм, второпях отмахивались от нищего, которому могли бы подать. Неужели все это пройдет для нас бесследно, не оставит глубокого шрама на нашей душе? Вот про эту-то опасность и говорит нам Христос, и мы не хотим Его слушать.
Наконец, еще один вопрос, который, признаюсь, трудно и выговорить. Неужели не касается нас то, что мы слышим дальше: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном, когда придет в славе Отца Своего».
Стыдиться Христа? Да неужели это возможно?! Но в наше время изломанное, как видно, ничему нельзя удивляться. А ведь, знаете, какое направление теперь в моде – все отрицать, переоценивать, низвергать авторитеты. И эта отрицательная волна кощунственно захватила даже и личность Христа, обдала и Его своей мутью. Попробуйте теперь где-нибудь в обществе заговорить про Иисуса Христа или просто перекреститься – вас, наверное, засмеют. Скажите, что вы каждый день молитесь, соблюдаете посты – и вас сочтут за недалекого человека или за чудака.
Судите сами, насколько верна моя картина, которую я описал вам, дорогие, вначале. Она как раз взята из жизни, как мы ее видим кругом. Толпа подле Христа, действительно, все тает и тает. Его не слушают. Над Ним даже смеются. Как все это невыразимо, мучительно тяжело. И как страшно за будущее! Невольно вспоминается предостережение апостола: «Не льститеся, Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7).
Дорогие братие! Слыша эти слова апостольские, будем стараться исправить жизнь, последуем за любвеобильным зовом Господа и сбросим нелепые предрассудки общества. Тогда мы назовемся истинными Христовыми последователями. Аминь.
Как веровать и каяться делом
Божественный наш Учитель Иисус Христос в проповеди к народу открыл два условия спасения: покаяние и веру. Часто слышим и мы в церквах повторение этого призыва, но не умеем применить его в жизни. В самом деле, как веровать, как каяться делом? Сначала скажем о вере жизненной. Веровать – это значит при слушании Евангельского учения соглашаться с ним умом и сердцем, как дети беспрекословно принимают в душу учение отеческое или материнское. Но этого мало: как солнце естественно сияет миру, так вера сверх согласия ума и сердца должна проявить себя на деле. Хотя ум и сердце соглашаются с истинами Божественными, но мы еще не имеем веры, если дела наши не согласны с Евангельским учением. Как веровать делом, учит, между прочим, нас жена-хананеянка. Это бедная мать – язычница, по сказанию Евангелия, имела дочь бесноватую. Матерям Господь дал способность любить, и когда дети их поражены болезнью, то матери переносят эту болезнь как свою. Так болела и хананеянка. Подходит она к Спасителю и говорит: «Помилуй меня, Сыне Давидов», – не дочь помилуй, но меня… Как будто она сама болела. Какая высота! Какое величие чувства! И что же, Иисус Христос ни слова не отвечает на вопрос, из желания показать открыто ученикам жемчужину веры жены-язычницы. Тогда ученики просят Его: «Отпусти ее, она кричит вслед нам». Спаситель коротко говорит им: «Я послан к погибающим овцам дома Израилева». Но она забегает вперед и кричит: «Господи, помоги мне». Скорбь понуждает ее видеть во Христе Господа, просвещает ее душу до высоты Богопознания.
Спаситель же еще холоднее, по-видимому, отвечает на крик женщины-хананеянки: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать псам». Сравнивает плачущую жену с псом. Последняя не удивляется, потому что иудеи считали язычников псами, как турки христиан зовут гяурами.
Еще смиреннее и неотступнее хананеянка восклицает: «Господи, ведь и псы едят от крупиц, падающих от трапезы господей своих». Поразительное смирение! И кончил Господь испытание жены, уже не отказывает ей в помощи, но открывает перед ней всю сокровищницу благодати. О! Жено, велия вера твоя, она вся сказалась в терпеливой мольбе твоей.
От описанной истории взоры наши обращаются к современным семьям, где протекает своеобразная жизнь. Так и теперь, особенно в мужах христианских, ослабела вера: ради куска хлеба скрывают христианские взгляды, ради удовольствий и обеспечения жизни отказываются от Христа без колебаний. Ныне у жен и матерей не дочери бесноваты, а мужья и дети заражены болезнью холодности и безразличия к Богу. И вот тут женам современным надо показать веру делом, показать, как гореть огнем ее, и других необходимо вовлечь ко Христу примерами жизни своей безупречной.
Как говорят жизнеописатели про святителя Иосафа Белгородского, он неусыпно следил за своими пасомыми и его посох доставал до самого края его епархии. Подобное неотразимое влияние женских душ, не зараженных злом, весьма уместно и ныне. Дети нашего времени переросли своих родителей в свободном отношении к вере, и матерям плакать надо о том, что дети не похожи на них духовно, не подчиняются авторитету иногда ни отца, ни матери. Для таких детей отцом является, по епископу Феофану, диавол, а оскорбление родителей и неповиновение им лишает дитя благословения Божия. Матери… матери, покажите свою твердую настойчивость и терпение в приведении к вере детей и мужей, как жена-хананеянка терпением и верой достигла дара исцеления бесноватой дочери.
Кроме веры, для спасения нужно покаяние по слову Христову: «Покайтеся и веруйте». Что значит каяться? Это значит – сожалеть о том, зачем мы грешим, и стараться не повторять более прежних грехов.
Василий Великий говорит: «Кается тот, кто самим делом оставляет свои согрешения». Без подобного покаяния никто не спасается. Как в земные палаты нельзя войти прямо, а прежде проходят притвор – переднюю, так надо для достижения Небесного Царства вступить еще на земле в притвор покаяния. Стыдно бывает ныне явиться куда-либо на пир в грязной одежде, тем более невозможно войти в Небесное Царствие, куда, по Иоанну Богослову, не имеет войти ничто скверное.
Если кто скажет: «Мы не умеем каяться, мы не умеем сокрушаться о грехах», в таком случае можно располагать себя к сокрушению хотя бы с рассуждением такого рода: «Господь ради нашего спасения принял “рабий зрак”, лег в ясли и смирился до крестной смерти». А мы так горды, упорны и своевольны, что ради Христа ни перед кем не хотим смиряться. Господь терпел гонения. А мы? Мы бежим поруганий, боимся потерять наслаждения жизни… Сколько здесь причин для печали…
Христос же плакал, тосковал, тужил и услышан был от благоговейнства. А мы и мало не хотим поплакать, поскорбеть о великих своих согрешениях, огорчая Отца Небесного. И выходит, что в нашем лице дети бегут от Отца, не слушают учения своего Наставника, и таких оставляет благодать Божия. Как не укорять себя, как не каяться, как не воздыхать и не сокрушаться душой! Лучше не видеть этого света, чем быть неблагодарными Господу. Будем же каяться и приобретать веру от дел, и сподобит нас Господь Своего Небесного Царства, которое во веки. Аминь.
Искание силы Божией
«Надлежит же человеку единою умерети, потом же суд». Нам непременно придется умереть, и смерть всегда близка к человеку. По смерти же всех без исключения ожидает суд Божий. Об этом святые уста пророка Иезекииля от имени Божия говорят: «Как пастух пересматривает стадо овец своих, так Господь пересмотрит стадо словесных овец Своих и утучневших и огрубевших поразит». Мы уже тучнеем от грехов и немощей наших. Сколько ежедневно передумает ум наш греховных мыслей, сколько раз забьется сердце нечистыми чувствами! Какими закоренелыми темными навыками постоянно помрачается свет наших душ! И за все это мы подлежим суду. Если кто пожелал услышать в немногих словах ответ на вопрос, что же делать нам, дабы не погибнуть навеки, на это лучший ответ таков: если каждый день потрудимся сохранять в себе Силу Животворящего Духа, то будем готовы всегда на Суд Божий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.