Полная версия
Библейская археология. Часть вторая
На горе Эйвал, примерно 3200 лет назад, священники по главному пандусу восходили к алтарю, в середине которого горел огонь. Передвигались по выступу (совев), чтобы не ступать на священную часть жертвенника, они на пол сбрасывали кости и пепел, оставшиеся от жертвенных животных.
На самом жертвеннике не было ступеней, что также соответствует указаниям Торы: «И не восходи по ступеням на жертвенник Мой, дабы не открылась нагота твоя на нём» (Исх. 20:26).
Как ни странно, форма культового строения, найденного на горе Эйвал, подтверждает непрерывность традиции от Моисея до времён Второго Храма.
Теперь можно практически с уверенностью сказать, что объект, на который практически случайно наткнулся Адам Зерталь, и есть тот самый знаменитый жертвенник, который, согласно сообщению Писания, построил легендарный Иисус Навин по указанию не менее легендарного Моисея.
Конечно, мы не можем однозначно утверждать, что алтарь на горе Эйвал был сооружён именно Йеошуа бин Нуном, своего автографа он не оставил. Жертвенник не был использован одноразово, судя по экспертным данным, им пользовались довольно продолжительное время, а потом он был «похоронен», так как отпала в нём необходимость. Центр культа поклонения Богу Израиля переместился в Иерусалим.
Культовое строение на горе Эйвал требовало хорошей организации труда, знания местности, плана действий, точных инженерных указаний и самое главное – священства. Большое количество разнообразных животных свидетельствует об отлично развитом сельском хозяйстве, скотоводческой деятельности. Всё это говорит о хорошо организованных племенах сынов Израиля, имеющих свои законы и традиции уже в XIII веке до н.э.
На объекте были найдены остатки помещения четырехкомнатного дома, в котором, возможно, находились священники, проводившие обряды жертвоприношений и следившие за священным местом.
Во время последних сезонов раскопок объекта была найдена «гениза» (место хранения священных предметов), в которой обнаружили каменную чашу для воскурений, осколки керамического сосуда и два больших каменных молотка, последние, скорее всего, использовали для обработки камней жертвенника, которые, согласно Торе, было запрещено обрабатывать металлическими орудиями. Молотки были сделаны из кварца, а чаша – из вулканической пемзы.
До того, как был построен жертвенник, на этом месте находилось небольшое сооружение, от которого мало что сохранилось: небольшие огороженные помещения, остатки пола, покрытого осколками керамики, и куски от большого кувшина (пифоса), выполненного в греческом стиле.
Жертвенник делали в несколько этапов. Похоже, что в процессе строительства израильтяне пировали: готовили пищу, варили и жарили мясо, приносили жертвы на сцене (бама), которая являлась первоначальной постройкой. К сожалению, тщательно изучить первоначальное строение не представляется возможным, так как для этого требуется разобрать основной объект исследования.
Вполне возможно, что и законы Моше, написанные на побелённых известью больших камнях, установленных возле жертвенника, израильтяне не взяли с собой, а спрятали в окрестностях горы Эйвал.
Кто знает, может древние уставы Моисея пощадило время, и они всё ещё ждут своего часа?
Трагедия ханаанского Хацора
Я взобрался на вершину холма, с которого открылся вид на современную дорогу, ведущую в Кирьят-Шмоне. Когда-то проходивший здесь северо-восточный тракт вёл из далёкой Месопотамии, пересекая весь южный Ханаан и северный Ханаан до самого Египта.
Фото Рами Юдовина: Вид на дорогу с вершины Тель-Хацора
Зимнее восточное солнце прорвалось сквозь потемневшее небо и своим животворящим светом озарило руины древнего Хацора.
Благодаря усилиям археологов, сыщиков исторической правды, мы можем убедиться, что автор библейских строк, назвавший Хацор «главой царств ханаанских», дал этому городу абсолютно точное определение. И вот почему…
О Хацоре (Асор) нам известно из табличек Эблы (третье тысячелетие до н.э.). В египетских магических записях на черепках и глиняных фигурках времён Среднего Царства, так называемых «Текстах Проклятий» (первая половина второго тыс. до н.э.), Хацор фигурировал в качестве города, на который наложили проклятие. Жрец проводил некий ритуал, а затем сжигал или разбивал глиняный предмет с названием государства, города или именем противника.
Вероятно, такой обряд служил своеобразным способом навлечь божью кару на город, против которого военная операция откладывалась или была не осуществимой. Также можно предположить, что симпатическая магия являлась визуализацией, дабы придать царю и его воинам уверенности в победе.
Архив Мари (второе тысячелетие до н.э.) не упоминает ни одного города в Ханаане, кроме Лахиша и Хацора, что говорит о значимости последнего.
Чуть позднее свидетельство о Хацоре мы видим в «Письмах из Эль-Амарны» (XIV век до н.э.). Среди этих текстов находится донос на хацорского царя Абди-Тирши, якобы вступившего в союз с хабиру.
Между Хацором и Египтом существовали не только вассальные отношения, но и вполне дружеские. В благодарность за изысканную хацорскую одежду и другие подношения, фараон отправил правителю главного города Ханаана монументального каменного сфинкса, обломок которого обнаружили исследователи Института археологии. На обломке прекрасно сохранилась хвалебная надпись, выполненная египетскими иероглифами. Предполагается, что столь значительный подарок был сделан в 15-13 вв. до н.э.
Фото: Скрин You Tube. Обломок сфинкса с надписью
На сегодняшний день из архивов Мари опубликовано пять документов, упоминающих Хацор.Марийские таблички включают в себя два письма Бахди-лима, сановника дворца, в которых он сообщает своему царю Зимри-Лиму о передвижениях посланников к западу от Мари (ARMVI, 23); также судебный документ, в котором фигурируют иностранцы (ARM XII, 747), и два интереснейших текста о торговле оловом с западными городами (ARM VII, 236 и A. 1270).
Точные обстоятельства темы писем ускользают от нас, так как сохранившиеся тексты являются дополнительным пунктом в сложных и нестабильных отношениях между Мари и Ямхадом (столица Алеппо). Два основных города, фигурирующие в этом не только коммерческом, но и политическим деле, являются Хацор и Эмар.Зимри-Лим направил письмо Яриму-Лему, царю Ямхада, своему покровителю и тестю. Письмо из архива Мари рассказывает о торговом пути между Мари и Хацором, проходившем через землю Ямхад, и нападении в Эмаре на караван, везущий на ослах товары из Хацора Зимри-Лиму в Мари. В тексте говорится о золоте, серебре и драгоценных камнях. Не вполне понятно, речь шла о сырье или готовой продукции. Из этого документа мы видим, что Хацор являлся важным экономическим фактором Леванта.«Ярим-Лим, скажи Зимри-Лиму, своему сыну: Ты писал мне, говоря: «Этот человек присвоивший золото, серебро, драгоценные камни, посланные из Хацора и пришёл к тебе….» (отрывок из письма. Перевод Рами Юдовина).
Самое последнее небиблейское упоминание Хацора – папирус Анастаси I, времён Рамсеса II (1279-1213 гг. до н.э.), в котором египетский сановник, знаток Ханаана, высмеивает незадачливого писца, спрашивая о городах Ханаана, среди которых «Худар» (египетское название Хацора): «Зову: поезжай в Баруте (Бейрут), в Ди(ду)ну (Цидон) и Дарпуте (Сарепту). Где находится брод Натана? Как идут дела в Эуту? Они находятся выше другого приморского города –это город Дар (Тир) на побережье, носящем его имя. В этот город воду привозят на кораблях, рыбы в нем больше, чем песка… Куда ведёт дорога из Аксапу? Как идти к Худару? Где находится брод?…»Верхний и Нижний Хацор общей площадью примерно 800 дунамов (800 000 кв. м.). Верхний около 100 дунамов, Нижний – 700 дунамов. В Ханаане не было ни одного города такого размера.
Для сравнения: известнейший Мегиддо (Магеддон) почти в десять раз меньше. Население Хацора во втором тысячелетии до нашей эры составляло не менее двадцати тысяч человек. Речь идёт только о горожанах, не включая сельское население, подсчитать которое сложная задача. К сожалению, жилые кварталы всё ещё находятся под толщей земли, однако существуют планы важнейших раскопок, которые прольют свет на уклад жизни горожан.
Фото Рами Юдовина: Нижний Хацор, срезанный холм
Поселение в верхней части городища (Тель-Хацор) было заложено в третьем тысячелетии до нашей эры. Верхний Город просуществовал непрерывно около 2500 лет.
Нижний Хацор был основан приблизительно в XVIII веке до н. э. Несмотря на многочисленные археологические изыскания, на данный момент удалось раскопать лишь несколько городских объектов. Впереди предстоит огромная работа, вероятно, не на одно поколение археологов, которых ждут удивительные открытия.
В Хацоре находились святилища, посвящённые различным богам. Один из самых интересных храмов был найден профессором Йигаль Ядином в ходе раскопок самой северной части Нижнего города (зона Н). Археолог обнаружил здание, относящееся к разным археологическим слоям от средней бронзы до поздней.
Исследователи выяснили, что примерно в 1700 году до н.э. для будущего святилища был насыпан искусственный холм. И лишь спустя 100 лет началось строительство здания.
По мнению учёного, найденный им храм по своей архитектурной стилистике являлся прообразом иерусалимского храма Соломона, о котором мы знаем только по библейским сообщениям.
Ханаанский храм (ортостасов) также состоял из трёх помещений, которые в ТАНАХе названы: «улам» (портик, вестибюль), «эйхаль» (зал, главная комната) и «двир» (небольшая ниша, «святая святых»). И интересная особенность – у входа в главную комнату находились два базальтовых столба, от которых остались лишь основания. Такую же конструкцию мы видим в библейском сообщении про два столба, две твердыни, которые мог сделать лишь лучший мастер, которого Соломон выписал из Тира: «И поставил столбы (у входа) в храмовый зал; и поставил столб справа и дал ему имя Йахин, и поставил столб слева и дал ему имя Боаз» (Мел. I (3-Цар.) 7:21).
Фото Рами Юдовина. Базальтовое основание для столба
Примерно в 1500 году до н.э. храм был перестроен: пол святилища был приподнят, построен новый внешний двор. Пол изменению не подлежал, был положен новый булыжник точно в том же месте, что и прежний, а несколько позднее покрыт штукатуркой. В западной части двора археологи обнаружили глиняную печь не менее чем с двадцатью миниатюрными чашечками. В восточной части двора был найден дренажный канал, который вёл к полукруглой конструкции, находившейся около северной башни портика святилища. Канал служил для слива крови жертвенных животных. Вполне возможно, вода, сбагренная кровью жертвенных животных, считалась священной, её черпали из ванной и использовали в магических целях. С осторожностью предполагаю, что существовала связь между запретом из Торы употреблять в пищу кровь и неким ханаанским «кровавым» магическим ритуалом.
Вход из портика вёл в просторное помещение, где находились «подкувшинники» (конструкции для поддержания сосудов). В центре внутреннего двора был установлен возвышающийся постамент в виде широкой прямоугольной плиты, известной нам из Писания как «бама» (платформа, высота). Из Библии известно, что на таких «высотах» сыны Исраэля приносили жертвы: «Но народ ещё приносил жертвы на высотах (бамот)…» (Мел. I (3-Цар.) 3:2).
Фото Рами Юдовина. Тель Хацор. Частично восстановленная платформа (высота)
Пространство вокруг хацорского подиума было усеяно обломками гончарных изделий, костями и пеплом. Именно здесь священники проводили публичные жертвоприношения, а для таинств была предназначена «святая святых».
Кроме этого, рядом с постаментом нашли две фигурки, одна из которых бронзовая, крайне интересная, изображает обнажённое женское тело, вернее, художник схематически обозначил только одну половину тела: один глаз, половину носа, одну грудь и часть женского полового органа. Что хотел сказать этим древний абстракционист? Как назвать скульптурку: «Жизнь и смерть»? «Мир живых и мёртвых»? «Небо и земля»?
Писание рассказывает нам об обычае гадания на печени (Иез. 21:21). В хацорском храме было найдено глиняное изображение печени животного для гаданий с надписью на аккадском языке.
Тридцатиметровый внутренний двор, также вымощенный булыжником, разделён на два прохода, расположенных симметрично оси прохода. Внутри портика были обнаружены два квадратных подиума по обе стороны от входа, вероятно столы для приношений или сжигания ладана. В юго-восточной части главного входа было найдено место для хранения вышедших из употребления святых предметов культа, наподобие иудейской генизы.
Важное изменение – крепкая перегородка, отделяющая «святая святых» от зала торжественных собраний. Стенка закрывала нишу с востока, оставив с западной стороны узкий проход в самое сакральное место святилища – «святая святых».
В центре двора был установлен базальтовый обелиск, а у западного входа в портик – алтарь для возлияний, который состоял из высоты, сооружённой из необработанных камней. Сам стол для возлияний сделан из базальтовой плиты с углублением посередине.
Фото Музея Израиля. Базальтовый стол из храма ортостасов в Хацоре
В храме была также найдена великолепная базальтовая чаша, выполненная в микенском стиле.
Фото Музея Израиля. Базальтовая чаша из храма ортостасов в Хацоре
Археологи обнаружили в яме базальтовый барельеф, изображающий льва, вероятно созданного ещё в 15 веке до н.э. Ему отбили часть морды и намеренно сбросили в яму.
Значительные изменения в структуре храма произошли чуть позднее, примерно в 1300 г. до н.э. Этот археологический слой (страта 1а) является очень важным. В нём обнаружено большое количество культовых предметов. Стену с восточной стороны центрального помещения снесли, за счёт этого средняя комната стала просторнее. Потолок отштукатурили, установили базальтовый стол рядом с восточной стеной, двор закрыли стеной с западной стороны. В «святая святых» полукругом были установлены десять превосходно обработанных базальтовых стел. Центральный ортостат был украшен схематическим рельефом – полумесяцем с диском, руками по локоть ладонями наружу. Возможно, таким образом художник изобразил молитву или благословение божества.
Фото Музея Израиля: Стелы из Хацора
В центре «святая святых» перед стелами находилась базальтовая плита для приношения.
Особый интерес представляет стела с двумя углублениями по обеим сторонам и звездой с четырьмя лучами в двойном круге, помещённой в квадратную рамку.
Фото Рами Юдовина. Музей Израиля. Базальтовая стела из Тель Хацора
Крайне любопытная находка – цилиндрические печати. Одна из них – гематитовая печать из «святая святых», изображает божество и сидящего на троне царя (?). Над фигурами тот же знак, что и на алтаре.
Можно предположить, что храм был посвящён Сину, богу Луны в шумеро-аккадской мифологии, которого также почитали семиты. Центральное место культа – Харран. Син считался древним богом-мудрецом, управляющим временем.
Возможно не случайно, что, согласно книге Бытие, праотец сынов Израиля Авраам именно в Харране получил божественное благословение, а на горе с названием Синай (в честь Сина?) были дарованы законы.
Впрочем, бога Луны в Ханаане вероятно называли не Син, а Эрех.Также существует версия, что святилище было посвящено культу умерших предков, об этом говорят стелы в «святая святых». Впрочем, поклонение лунному богу и дань памяти предков, которых наделяли божественным статусом, не слишком противоречило толерантному Хацору, в котором находились храмы, построенные в честь различных божеств.
Хацорские храмы и особенно царский дворец потрясают воображение. Древние умельцы соорудили колонны, уложили ровнёшенькие плиты из базальта – крепчайшей горной породы, возникшей в результате излияния лавы. Работа с таким материалом в веке, не знавшем железа, являлась крайне трудоёмкой, можно сказать, фантастической.
На данный момент известно о четырёх закрытых святилищах и об одном храме под открытым небом. Трудно однозначно определить, какому богу поклонялись хацоряне, или, вернее, какой бог был главным для этого места.Из обломков административного документа, найденного в Хацоре, мы узнаём о девятнадцати людях, получивших плату за работу. Десять из них имели теофорное (носят имя бога) окончание от Адду (Адад) – бога грома, бури, ветра. Животное, сопровождающее Адду, – бык. И действительно, в Хацоре было найдено немало изваяний культовых бычков.В именах жителей Хацора также было теофорное окончание «эль» в честь главного ханаанского божества Эля. В принципе, название народа Исра-эль имеет точно такое же окончание в честь верховного западно-семитского божества.
В Хацоре была найдена очень любопытная бронзовая статуэтка, со следами золотых вкраплений. Она была покрыта золотом, что говорит об особом отношении к ней. Божество в образе мужчины средних лет сидит на троне, он одет в длинную мантию, держит в руке символ власти. На голове его высокая шапка с известным ближневосточным сюжетом: дерево жизни (символ богини Ашеры), по двум сторонам от которого помещены два оленя. Изображение с точно такой же сценой было найдено на израильском объекте Кунтиллет Ажруд, датируемое самое позднее первой половиной VIII века до н.э.
Фото Рами Юдовина. Музей Израиля. Статуэтка божества из Хацора
Почти точно такая же позолоченная скульптурка была найдена в Мегиддо ханаанского периода (XIV-XII вв. до н.э.). Из этих находок можно сделать вывод, что, скорее всего, речь идёт об общепринятом иконографическом изображении Эля.
Изображение на стене здания в Кунтиллет Ажруде безбородого божества или царя, держащего лотос (символ власти), по своей стилистике напоминает статуэтку из Хацора и Мегиддо.
Об удивительных находках Хацора можно долго говорить, но хотелось бы обязательно рассказать об одном экспонате музея Израиля, заставившего меня не только удивиться его красоте, но и попробовать разобраться, кто разрушил «главу городов ханаанских», уничтожил изображения богов, которым поклонялся весь Ханаан.
Фото Рами Юдовина. Музей Израиля. Разломанная статуя божества из храма ортостасов
Мы видим собранную из сотен осколков базальтовую статую, изображающую человека, держащего огромный чан.
Голова статуи была отбита намеренно, снести голову базальтовой статуи – сложная задача. Уникальное произведение искусства бросили в яму и взорвали, нагревая на сильном огне.
Фото Рами Юдовина. Музей Израиля. Базальтовая статуя из Тель Хацора
Чан и фигура установлены на массивной основе, на груди у божества изображена восьмиконечная звезда в круге, в правой руке он держит небольшую чашу. Вероятно, чан служил для ритуальных целей и был наполнен жидкостью.
Статуя стояла возле входа великолепного, отделанного ливанским кедром царского дворца, равного которому не было ни у одного ханаанского царя..
Согласно библейскому описанию Храма Соломона, недалеко от жертвенника находилось «медное море». Речь шла об огромном, массивном чане, установленном на быках, «море» служило для омовения священников.
Кроме этой статуи, в музее Израиля находится большое количество базальтовых предметов из Хацора, обладающих высокой художественной ценностью, удивляющих сложностью исполнения.
А теперь, давайте всё же попытаемся понять, кто уничтожил «главу городов ханаанских».
Существует версия, что падение Хацора, точнее храмов и дворцов, произошло по причине восстания недовольных народных масс против правящей элиты. Низы (Нижний Хацор) восстал против верхов (Верхнего Хацора). Сторонники этого мнения аргументируют тем, что огонь дома простых горожан не затронул.
Однако количество раскопанных жилых помещений слишком мало, чтобы утверждать об их целости и сохранности. Кроме этого, дома сильно пострадали от эрозии из-за сельскохозяйственных работ. Да и не факт, что, допустим, внешние захватчики, положившие конец Хацору, стали бы уничтожать все без исключения дома простых людей. Как правило, интервенты крайне редко уничтожали частные постройки. Они разрушают символы власти, храмы, а ценные предметы и изваяния богов забирают в качестве добычи.
«Революционеры» ничего не вытащили из дворца, даже ценное оливковое масло, которое вкупе с деревянными конструкциями из ливанского кедра усилило пожар, дошедший до температуры 2370 градусов по Фаренгейту, расплавивший глиняные сосуды. Нет ни одного города в Ханаане, который был сожжён с таким «размахом» и остервенением.
Да и восстания низов против верхов – это, простите, из новой истории. Перевороты в древнем мире совершали только близкие родственники или знатные сановники, в редких случаях – самозванцы, при поддержке соседних враждующих правителей.
Ну допустим, произошла революция, внутренняя междоусобная война, но зачем в таком случае сжигать храмы и дворцы, яростно уничтожать своих же богов, которым поклонялись? А потом, после «победы», покинуть навсегда отвоёванный город? Но после трагических событий Хацор был в запустении около 100 лет пока сыны Израиля его частично не заселили.
Может быть египтяне на что-то обиделись и уничтожили Хацор? Ведь в середине 15 века до н.э. Тутмос III воевал с коалицией ханаанских городов, победил её, забрал добычу и наложил на проигравших дань. Побеждённые ханаанские князья, среди которых был царь Хацора, принесли Египту клятву верности и были отправлены по своим домам, правда с позором, на ослах. Ужасающей катастрофы не произошло, да и добыча египтян была вполне терпимой для богатого Ханаана: «340 пленных, 2041 лошадей, 191 жеребёнка, 6 племенных коней, 2 боевых колесницы, украшенных золотом, 922 обычных боевых колесниц, 1 панцирь из бронзы, 200 кожаных панцирей, 502 боевых лука, 7 шатровых столбов, украшенных серебром и принадлежавших царю Кадеша, 1929 голов скота, 2000 коз, 20 500 овец и 207 300 мешков муки».
Во время раскопок Хацора в 1999 году был найден обломок каменного стола, на котором египетскими иероглифами высечен текст, датируемый третьим десятилетием правления Рамсеса II (1240-1230 гг. до н.э.).
В надписи, очевидно, речь идёт о Прахотепе, имевшем титул «Царский посланник в земле Хатти», а также «Слово царя в любой чужой стране». Предполагается, что Прахотеп был направлен в Хацор на встречу с невестой Рамсеса II.
Этот артефакт позволяет определить время уничтожения Хацора, так как найден под обломками разрушенной кирпичной стены.
Не было у Рамсеса II никаких причин уничтожать Хацор, с которым существовали хоть и вассальные, но вполне дружеские отношения. Время правления этого фараона отлично задокументировано египетскими источниками, которые никак не проигнорировали бы столь славную победу, если таковая действительно существовала.
Филистимская версия тоже кажется несостоятельной. «Народы моря» интересовались только прибрежной полосой, они не нападали на отдалённые города. Из сотен тысяч кусков керамики Хацора не найдено ни одного обломка филистимской керамики, которую ни с какой другой спутать нельзя.
Вторая половина XIII века характеризуется ослаблением влияния соседних держав, которые не могли уследить за новым и опасным противником. Похоже, вы и сами догадываетесь, о ком идёт речь. Нет ни одной записи, свидетельствующей о гибели главного и славного ханаанского города. Ни один древний царь даже не «приписал» победу себе.Впрочем, не совсем так… Кое-что у нас есть.
Существует текст, в котором подробно говорится об уничтожении Хацора. Речь идёт о … Библии.
«В то же время возвратившись Йеошуа (Иисус), и взял Хацор (Асор), и царя его убил мечом, Хацор же был прежде главою всех царств сих. И поразили все дышащее, что было в нем, остриём меча, предав заклятию: не осталось ни одной души; а Хацор сжёг он огнём. И все города царей сих и всех царей их взял Йеошуа и побил остриём меча, предав их заклятию, как повелел Моше (Моисей), раб Господень. Однако всех городов, стоявших на возвышенности, не сжёг Исраэль, только один Хацора сжёг Йеошуа» (Йеошуа (Иис. Нав. 11:10-13).