bannerbanner
Я познаю мир. История русских царей
Я познаю мир. История русских царей

Полная версия

Я познаю мир. История русских царей

Язык: Русский
Год издания: 2009
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Послушав советников, Владимир решил остановиться на православной вере. Но к принятию христианства Владимир шел обходным путем. В 988 году был им предпринят поход на Херсонес (Корсунь). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за него, или Владимир идет войной на Византию.



Крещение князя Владимира в Корсуни


Императоры поставили Владимиру свое условие: чтобы жениться на византийской царевне, он должен принять христианство. Летописи рассказывают, что «болевший в то время глазами князь во время крещения прозрел». После крещения состоялся брак Владимира с царевной Анной.

По возвращении на родину Владимир крестил своих детей и весь киевский народ. Прежде всего, Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Владимир приказал уничтожить всех идолов, главного идола – Перуна – сбросить в Днепр. И в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

«На следующий же день, – сказано в летописи, – вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же, крестившись, расходились по домам.»

Предполагаемая дата принятия христианства на Руси – 1 августа 988 года. С этого момента летописцы говорят о Владимире как о человеке святом и благочестивом. На месте языческих капищ стали строиться православные храмы. Принятие христианства оказало огромное влияние на политику и культуру Древней Руси. В Киеве были построены церковь Святого Василия и церковь Богородицы («Десятинная»). Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский.

Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли все крупные союзы восточных славян. Народ полюбил Владимира – православного христианина – за его кроткий нрав и любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. В народных песнях и былинах часто упоминается ласковый князь Владимир – Красное Солнышко.

Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Как сообщает летопись «Повесть временных лет», узнав о смерти князя Владимира, «сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе».

Впоследствии великий князь Владимир при царе Иване Грозном был причислен Русской православной церковью к лику Святых как Равноапостольный.

Святополк Окаянный

Князь Владимир Святой еще при жизни раздал земли своим сыновьям: Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису, Глебу и пасынку Святополку. После смерти Владимира Святополк овладел Киевом и решил отделаться от всех своих названных братьев, для чего приказал убить Бориса, Глеба.

Князь Борис Ростовский, посланный отцом против печенегов, в то время стоял с дружиной на реке Альте. Здесь его застигла печальная весть о смерти отца и решении Святополка убить его. Борис не решился вступить в борьбу с воинственным братом: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего, которого мне следует почитать как отца». Борис предпочел смуте и раздорам мученическую смерть и был покинут своей дружиной. Посланные убийцы легко расправились с ним.

Недалеко от Смоленска был убит второй брат – князь Глеб Муромский. Святополк послал к нему гонца с просьбой скорей идти в Киев, якобы умирающий отец его зовет. И когда юный Глеб плыл в лодке в Киев вместе с небольшой дружиной, воины Святополка напали на него и убили.

2 мая 1072 года в Вышгороде состоялось захоронение гробниц с останками Бориса и Глеба и их канонизация.

Вскоре после убийства братьев Святополк сам был изгнан из Киева князем Ярославом. В народных песнях Святополк за убийство братьев был прозван Окаянным. А братья Борис и Глеб стали первыми русскими Святыми.

Ярослав Мудрый – Великий князь Киевский

Годы жизни 978–1054

Годы правления 1019–1054

Сын Владимира Святого и полоцкой княжны Рогнеды Ярослав девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее он был переведен в Новгород. Впервые летописцы обратили на него внимание в 1014 году, когда Ярослав перестал платить дань Киеву, объявив ее слишком большой. Тогда разгневанный князь Владимир решил идти войной на непокорный Новгород. Ярослав, узнав о приготовлениях к войне, послал гонцов и нанял варягов, с их помощью он хотел воевать с отцом.

Тем временем кочевники-печенеги напали на Русь. Князь Владимир послал против них любимого сына Бориса с дружиной, а сам заболел и вскоре умер. Власть в Киеве сразу захватил его пасынок – Святополк Окаянный.

Ярослав еще не знал об отцовской смерти. Собрав варягов и три тысячи новгородцев, Ярослав пошел на Киев, где уже правил Святополк. Войска сошлись под Любичем. После неожиданной атаки новгородцев разбитый Святополк бежал в Польшу к своему тестю – королю Болеславу, а Ярослав вступил в Киев.

Захватив Киев, Ярослав должен был выдержать борьбу и с другим своим братом – Мстиславом по прозвищу Удалой, который завоевал Чернигов. И после смерти Мстислава в 1036 году Ярослав вновь объединил Русь – северную (Новгород) и южную (Киев) – и стал заниматься государственными делами.

В первой половине XI столетия Киев – это растущий центр Руси. Как и при князе Владимире, Киев расширялся и активно строился. Ярослав начал грандиозные по тому времени строительные работы. На месте своей победы он заложил новый архитектурный ансамбль, центром которого стал Софийский собор («София Киевская»), который являлся резиденцией митрополита «Киевского и всея Руси».



Ярослав Мудрый


Увеличившуюся территорию Киева Ярослав обнес высокими валами. Протяженность гигантских земляных стен, высота которых достигала 14 и ширина 16–18 м, была равна 3,5 км. Киев времен Ярослава имел трое ворот. Золотые ворота были главным парадным въездом в центральную часть города.

Время правления Ярослава – время государственной внутренней стабильности, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси.

Дочери Ярослава стали королевами: Анна – французской, Елизавета – норвежской, а затем датской, Анастасия – венгерской. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде.

В годы правления Ярослава стала интенсивно развиваться переводческая деятельность и книгописание. Ярослав очень любил книги и часто читал их даже по ночам. Он умножил число книг на Руси, и со времени его правления «книжная премудрость» прочно утвердилась не только среди русских князей, но и среди простого люда.

Ярослав открыл множество школ, и по всей земле Русской в этих школах детей обучали грамоте.

При Ярославе появились и первые русские монастыри, в том числе Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания.

Великий киевский князь Ярослав правил 35 лет. При нем был составлен первый свод русских законов под названием «Русская правда». Своими деяниями Ярослав заслужил у потомков прозвище Мудрый. Скончался Ярослав в 1054 году и был погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в церкви Святой Софии, в Киеве.



Софийский собор в Киеве. Старинное изображение


После смерти Ярослава Мудрого русская земля разделилась между его сыновьями по их относительному старшинству и по сравнительной доходности областей. Чем старше был князь, тем лучше и богаче давалась ему область. Когда кто-нибудь из княжеской семьи умирал, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость.

Подобный передел земли в XII веке заменился уделами, когда в известной области утверждалась одна какая-нибудь княжеская линия.

«Русская правда»

«Русская правда» – свод древнего русского права, составленный в XI веке при Ярославле Мудром (при его непосредственном участии) и дополненный в XII и XIII веках. «Русская правда» посвящена защите жизни и имущества людей, перечисляет наказания и штрафы за убийство, телесные повреждения, кражу. В нее включены также правила о судебных пошлинах, процентах и многом другом.

Владимир Мономах – Великий князь Киевский

Годы жизни 1053–1125

Годы правления 1113–1125

После смерти Святополка Окаянного киевляне назвали самым достойным из князей русских Владимира Всеволодовича Мономаха и призвали его править. Он сначала отказался от чести занять престол великого князя. Киевляне же не хотели другого правителя, и в городе начались волнения. Много тогда домов в Киеве было разграблено. Испугавшись беспорядков, граждане вторично призвали Мономаха на княжение, и он согласился.

Всеобщая радость царила на улицах Киева, когда Мономах въехал в город. В настоящий праздник превратилось 2 мая 1115 года, когда состоялось перенесение останков князей Бориса и Глеба из обветшавшей деревянной церкви в новый великолепный каменный храм в Вышгороде. Это событие стало достойным началом правления Мономаха. Чтобы дать возможность торжественной процессии двигаться по улицам Вышгорода, Мономах приказал бросать в толпу дорогие одежды, шубы, звериные шкуры, деньги. Затем был устроен пир, где три дня угощали бедных и странников.

Следующим большим делом, которым ознаменовал Мономах начало своего великого княжения, стало создание нового закона на Руси – «Устава Владимира Всеволодовича».

Согласно этому «Уставу», годовой процент с денег, взятых в долг, был снижен с 50 до 20; был введен запрет на продажу задолжавшего русича; разрешено уходить со двора рабам-должникам, если они идут искать деньги на выкуп или с жалобой к судье или князю. Новый «Устав» вызвал у народа доверие к новому правителю, и все признали его своим защитником.

Мономах не желал кровопролития, но он считал, что для спокойствия государства надо сделать так, чтобы внешним врагам стало неповадно нападать на Русь, и сыновья Мономаха совершили много победоносных походов.

Старший сын Мономаха – Мстислав – в походе завладел городом Оденпе в Ливонии. Сын Всеволод совершил трудный военный поход в Финляндию и вернулся с победой; сын Георгий правил в Суздале и ходил по Волге завоевывать волжских болгар, откуда вернулся победителем и с богатой добычей. Сын Ярополк покорил три города в половецких землях: Балин, Чешлюев и Сугров.



Владимир Мономах


В это же время сам Мономах прогнал с Русской земли остатки племен печенегов и берендеев, которые кочевали возле Переяславля и доставляли много хлопот местным жителям.

Долго длилась междоусобица Мономаха с минским князем Глебом, который не хотел повиноваться. Владимир Мономах вместе с сыном Ярополком взял города Вячеславль, Оршу, Копыс, осаждал Минск. Князя Глеба захватили и привезли в Киев.

А когда новгородцы подняли мятеж, Мономах призвал всех знатных новгородских бояр в Киев и приказал им принародно присягнуть великому князю в верности. Некоторые из них были посажены в темницу, а отпущенные домой поняли сами и другим передали, что великий князь – мудрый, справедливый и никогда виновных не оставит без наказания. В Новгород Владимир Мономах назначил наместником киевского боярина Бориса.

Покорив Минск и Владимир, Мономах максимально укрепил свою власть внутри государства.

Шапка Мономаха

Военные успехи Мономаха и его детей прославили его имя во всем мире. Греческая империя откровенно боялась одного имени Мономаха.

Владимир Мономах отправил сына Мстислава с огромным войском в Адрианополь. Император Алексий Комнин после стремительного завоевания Мстиславом Фракии захотел примириться с Владимиром Мономахом и прислал в Киев дары: сердоликовую чашу Августа-кесаря, Крест Животворящего дерева, венец, золотую цепь и бармы деда Владимира – Константина Мономаха.

Дары привез митрополит Эфесский. По преданию, он не просто вручил их Мономаху, но и венчал его на царство присланной шапкой, как императорским венцом, в Киевском соборном храме (однако это лишь предание, и Мономаха не принято считать первым русским царем). Но с той поры шапка Мономаха, цепь, скипетр и бармы стали непременными атрибутами венчания русских правителей на царство и передавались от государя государю.

Опять же по преданию, Мономах перед смертью отдал символы царской власти своему сыну Юрию (Долгорукому) и «велел хранить их как зеницу ока и передавать из рода в род без употребления до тех пор, пока Бог не умилостивится над бедной Русью и не воздвигнет в ней истинного самодержца, достойного украситься знаками могущества».

Итог деятельности Владимира Мономаха

В мае 1125 года Владимир Мономах тяжело заболел и поехал на место, которое было для него святым, – на берег реки Альты, где когда-то пролилась кровь Святого Бориса и где Мономахом была построена церковь.

Он был очень набожным и чувствительным человеком. По преданию, когда Мономах молился Богу за отечество и за свой народ, он не мог удержаться от слез. В таких молитвах встретил великий князь Владимир Всеволодович Мономах свою кончину, он умер 19 мая 1125 года на 73-м году жизни.

Почти 13 лет правил Владимир Мономах Русью. «Он хотел быть первым, но не единственным князем российским: покровителем России и главою частных владетелей, а не государем самодержавным», – писал о Мономахе историк Н. М. Карамзин.

Итог деятельности Владимира Мономаха огромный: всего он совершил 83 военных похода; заключил 19 мирных договоров с половцами; взял в плен более 100 половецких князей и всех отпустил на волю; казнил более 200 князей.

При Мономахе был построен мост через Днепр, на берегах Клязьмы он основал город с названием Владимир Залесский, окружил его валом и построил там церковь Святого Спаса.

В последние годы правления Мономаха Русь отдыхала от междоусобных войн, богатела торговлей и ремеслами, скотоводством и земледелием, добычей меха, воска, меда, рыбы. Все земли были собраны в единое целое, а внешние неприятели присмирели.

Наставление Владимира Мономаха

В одной из летописей до нас дошло наставление Владимира Мономаха своим пятерым сыновьям. Каждая фраза в нем поучительна, мудра и справедлива. Это поучение может служить примером для любящих родителей во все времена. Ведущая мысль поучения: главное – делать добро в жизни.

«…Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.

Не забывайте бедных. Не скрывайте богатства в недрах земли.

Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна.

Не оставляйте больных, не страшитесь видеть мертвых, ибо мы все умрем.

Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце.

Чтите старых людей, как отцов, любите юных, как братьев.

Бойтесь всякой лжи.

На войне будьте деятельны, служите примером для воевод… Всего же более чтите гостя.

Любите жен своих, но не давайте им власти над собою.

Леность – мать пороков: берегитесь ее…»

Юрий Долгорукий – Великий князь Киевский

Годы жизни 1090–1157

Годы правления (1149–1151, 1155–1157)

В молодости Юрий Владимирович Долгорукий усиленно распространял христианскую веру в своих северных владениях, прокладывал дороги через лесные дебри, основывал новые села и города.

С 1132 года Юрий был старшим князем Северо-Восточной Руси.

В истории России он оставил память как основатель Москвы. Князь Юрий и прозвище свое получил из-за того, что завоевывал земли, лежащие далеко от его края, и тянул руки к самому Киеву.

В недошедших до наших дней летописях существовал словесный портрет Юрия Долгорукого, о нем мы можем судить со слов историка В. Н. Татищева: «Сей великий князь был роста немалого, толстый; брада малая…»

Когда Юрий стал великим князем, то киевляне невзлюбили Долгорукого. Он был для них чужаком из северного Суздальского края.



Юрий Долгорукий


Есть предположение, что великий князь Юрий Долгорукий был отравлен жителями Киева. Узнав о его смерти, горожане разграбили княжеский терем и загородное имение Долгорукого. Суздальских бояр, которых Юрий назначил на самые важные государственные должности, убили, а дома их разорили.

Киевляне не хотели, чтобы Долгорукий был погребен рядом с прахом великого и всеми любимого Мономаха. Они похоронили его за пределами Киева в Берестовской обители Спаса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2