Полная версия
Так говорил Богомолов
Константин Богомолов
Так говорил Богомолов
© Константин Богомолов, текст
© Андрей Бондаренко, оформление
© Максим Полак, фото на обложке
© ООО “Издательство АСТ”, 2019
* * *Преамбула
Эта книга состоит из текстов.
Они расположены в интуитивной последовательности.
Они написаны в разное время и много раз переписаны.
Часть из них написана для театра и во время создания спектаклей.
Часть – недавно и по случаю.
Часть – в детстве и сразу после.
Эта книга текстов.
Но это один большой текст.
Он начинается как начинается.
Он развивается произвольно.
Он не закончен.
Удачи.
Мой бластер разрядился
Я хотел бы так немного!Я хотел бы быть обрубком,Человеческим обрубком…Отмороженные руки,Отмороженные ноги…Жить бы стало очень смелоУкороченное тело.Я б собрал слюну во рту,Я бы плюнул в красоту,В омерзительную рожу.На ее подобье БожьеНе молился б человек,Помнящий лицо калек…Варлам ШаламовПАЦИЕНТ
я боюсь воды. боюсь глубины.
ПСИХИАТР
вы боитесь глубины? или воды?
ПАЦИЕНТ
воды – когда глубоко. но и вообще любой глубины.
боюсь неба без облаков. боюсь заплывать туда где глубоко. мне не важно – лежу я на земле лицом к небу или в море плыву. у меня паника, когда я думаю, что там подо мной бездна.
ПСИХИАТР
но зачем вы хотели покончить с собой?
ПАЦИЕНТ
в последнее время еще чувство, что живу – и живя как бы заплываю все глубже. что подо мной глубина времени ушедшего и всех воспоминаний.
ПСИХИАТР
и вам страшно?
ПАЦИЕНТ
да.
ПСИХИАТР
понятно.
ПАЦИЕНТ
что вы мне посоветуете?
ПСИХИАТР
сначала вам надо осознать в чем проблема
ПАЦИЕНТ
а в чем она?
ПСИХИАТР
в том что вы боитесь глубины. любой глубины. понимаете?
ПАЦИЕНТ
кажется да
ПСИХИАТР
вы живете и продолжая жизнь вы словно заплываете глубже и глубже
КвартираАГЕНТ
ну, что скажете?
АРЕНДАТОР
хорошая квартира.
АГЕНТ
отличная квартира, просторная, светлая,
но окна – на кладбище.
АРЕНДАТОР
Это прекрасно.
АГЕНТ
вы любите смерть?
АРЕНДАТОР
я люблю море.
АГЕНТ
может быть тогда вам нужна квартира с видом на море?
у меня есть отличная квартира с видом на море.
АРЕНДАТОР
нет-нет.
КомпозиторВЕДУЩИЙ
сегодня в студии
композитор из греции Попандопулос.
на днях у нас в городе в новом концертном зале
состоится пасхальный концерт –
Попандопулос сыграет свою седьмую симфонию.
мы должны пояснить зрителям –
господин Попандопулос играет
на уникальном инструменте –
орга́не из трупов.
верно?
КОМПОЗИТОР
да. я соорудил орга́н из трупов
ВЕДУЩИЙ
какие звуки можно извлечь из трупа?
КОМПОЗИТОР
никаких. зачем извлекать звуки?
ВЕДУЩИЙ
чтобы была музыка.
КОМПОЗИТОР
я ненавижу музыку
я люблю тишину.
ВЕДУЩИЙ
это что-то новое.
композитор предпочитающий тишину
КОМПОЗИТОР
музыка давно уже стремится к тишине.
минимализм и прочая.
но кэйдж был дебил. а я гений.
ВЕДУЩИЙ
почему?
КОМПОЗИТОР
просто факт.
ВЕДУЩИЙ
а почему из трупов? почему не из камней, например?
или бревен.
КОМПОЗИТОР
вы тоже дебил.
камень и бревно ничего не производят.
а мертвый источает тишину – настоящую тишину.
ВЕДУЩИЙ
живой тоже может замолчать.
КОМПОЗИТОР
живой – источник звука. даже если молчит.
стучит его сердце. шумят легкие. бурлит кровь в венах.
а мертвый издает совершенную тишину.
ВЕДУЩИЙ
тишина – это страшно. это как темнота.
КОМПОЗИТОР
тишина – это рай.
ВЕДУЩИЙ
мне казалось, что рай – это место где поют птички.
где шумит зелень деревьев. журчат ручьи.
КОМПОЗИТОР
это ваш рай.
рай дебила.
в моем раю птицы улетели, а деревья облетели.
ВЕДУЩИЙ
у каждого свой рай.
еще один вопрос – все ли мертвецы звучат одинаково?
КОМПОЗИТОР
конечно нет.
это как скрипка.
какая-то звучит лучше, а какая-то хуже.
ВЕДУЩИЙ
последний вопрос. это вы испортили воздух?
КОМПОЗИТОР
я
ВЕДУЩИЙ
у нас кончается время. я скоро умру.
вы не могли бы сказать что-то нашим зрителям
на прощанье?
КОМПОЗИТОР
конечно.
дорогие зрители, идите на хуй.
ВЕДУЩИЙ
еще один вопрос.
про ваш орга́н – трупы ведь разлагаются. как вы
решаете эту проблему?
КОМПОЗИТОР
для каждого выступления я собираю новый орган.
более того, каждая симфония требует своего набора
покойников.
ВЕДУЩИЙ
в смысле?
КОМПОЗИТОР
симфония номер семь, например.
играется при помощи орга́на
состоящего из трех стариков – 75, 80 и 85 лет, ветеранов,
двух детей 3 и 10 лет, мальчиков,
одной женщины 50 лет
и молодого человека 17 лет.
поэтому приезжая в город
я в первую очередь иду в городской морг.
ВЕДУЩИЙ
вы уже были в нашем морге?
КОМПОЗИТОР
нет, сейчас поеду.
ВЕДУЩИЙ
удачи вам.
КОМПОЗИТОР
спасибо.
МоргРАБОТНИК МОРГА
у нас проблема
НАЧАЛЬНИК МОРГА
какая?
РАБОТНИК МОРГА
я не знаю, как сказать.
НАЧАЛЬНИК МОРГА
скажите как-то.
РАБОТНИК МОРГА
этот парень. новый. в общем. он покойников. убивает.
НАЧАЛЬНИК МОРГА
вы можете нормально объяснить?
РАБОТНИК МОРГА
я нормально объясняю. он их бьет веслом.
идите, сами посмотрите.
они идут. перед ними тела. головы изувечены
НАЧАЛЬНИК МОРГА
зачем вы сделали это?
ДРУГОЙ РАБОТНИК МОРГА
контрольный.
НАЧАЛЬНИК МОРГА
они мертвы. у них у всех есть справка о смерти.
ДРУГОЙ РАБОТНИК МОРГА
вы рыбу покупали когда-нибудь?
НАЧАЛЬНИК МОРГА
да.
ДРУГОЙ РАБОТНИК МОРГА
вам сказали, что она мертвая.
вы принесли ее домой.
хотите ее разделать и съесть.
разморозили.
а она живая.
НАЧАЛЬНИК МОРГА
у них справка о смерти. они мертвые.
ДРУГОЙ РАБОТНИК МОРГА
вы сидите за столом – вы в конторе.
в бумаги смотрите.
мне же их привозят.
кладут на стол.
вот он лежит – покойник.
ты на его лик смотришь,
а он молчит, сказать ничего не может,
как рыба мороженая.
а чувство такое что живой.
а ты его должен в могилу.
и ты его отправляешь в могилу.
а потом не спишь.
НАЧАЛЬНИК МОРГА
почему веслом?
ДРУГОЙ РАБОТНИК МОРГА
а чем еще?
я греблей занимался – у меня есть весло.
я им хорошо управляюсь.
НАЧАЛЬНИК МОРГА
вы – сумасшедший.
ДРУГОЙ РАБОТНИК МОРГА
надо было бы эту рыбу за хвост и об стол.
а потом размораживать.
НАЧАЛЬНИК МОРГА
ладно. закончили.
ДРУГОЙ РАБОТНИК МОРГА
так и покойников тоже надо, конечно, –
за хвост и об твердое.
но хвостов у них нет.
а если б и были,
я бы их не поднял.
Похороны в космосе.РекламаМЕНЕДЖЕР
покойника кладут в гроб, гроб грузится на корабль.
отправка кораблей раз в три дня.
там корабль пристыковывается к станции –
и из него выгружают гробы.
потом их выводят на специальную площадку –
и, совершив процедуры
(отпевание и тому подобное) –
толкают – вот так (показывает) – как лодку от берега.
РОДСТВЕННИК ПОКОЙНОГО
это так странно – когда человек улетает в открытый космос.
ты смотришь как он удаляется.
и ничего не можешь поделать.
ты не можешь броситься за ним – потому что не вернешься.
и это так точно по отношению к смерти.
так иногда хочется броситься за умершим.
но ты смотришь как уплывает он от тебя.
в черноту.
с каждой секундой он все дальше –
вращающийся медленно в невесомости гроб.
и гаснет в тебе желание с каждой секундой.
РОДСТВЕННИЦА ПОКОЙНОГО
я не понимаю, что с нами было.
это был какой-то многовековой сон, понимаете?
мы закапывали покойников в землю,
как собаки закапывают какашки свои.
вот так.
это ужасно. понимаете?
это ужасно.
МЕНЕДЖЕР
мы их подсвечиваем, гробы.
каждый светится –
там очень мощные светодиоды установлены.
их видно за миллионы километров.
понимаете, как это прекрасно?
смотришь на ночное небо с мириадами звезд –
это огромное кладбище.
и оно всегда с тобой. всегда рядом.
ПОЭТ
под сенью пышных крон созвездий
здесь исполинский сад цветет.
здесь вечное паденье в бездну,
а значит вечен здесь полет.
аминь.
Логотип и слоган: “Aeterna magica. Стань звездой”.
СемьяРЕБЕНОК
мама, меня просили в школе
МАМА
что?
РЕБЕНОК
снять мерки с родителей.
МАМА
зачем?
РЕБЕНОК
чтобы на уроке труда мы делали гроб.
МАМА
зачем?
РЕБЕНОК
у нас будет новый курс.
введение в смерть.
ОТЕЦ
наконец-то
КорчакИНТЕРВЬЮЕР
в вашем классе погибли все дети – 23 ребенка –
весь класс.
УЧИТЕЛЬНИЦА
да
ИНТЕРВЬЮЕР
расскажите, как это было.
УЧИТЕЛЬНИЦА
мы пошли в поход.
мы собрались утром.
в воскресенье. в школе.
и пошли в поход.
мы вышли на улицу – было очень солнечно.
мы пошли на вокзал.
сели на электричку. поехали.
ИНТЕРВЬЮЕР
вы что-то объяснили детям – куда вы едете?
УЧИТЕЛЬНИЦА
нет. я рассказывала им сказки. веселые истории.
мы пели песни.
мы вышли на остановке “дальнее”.
и пошли через поле и лес и снова через поле.
по дороге остановились у родника. пили воду.
в поле встретили волка. потом пришли.
там деревня и дом мой.
там мой отец жил.
и я там выросла. дом стоит пустой сейчас.
там и расположились на ночлег.
было уже поздно, когда пришли. поужинали.
и легли спать.
не сразу конечно.
детей сразу не уложишь.
перед сном костер развели.
потом легли спать.
а ночью я заперла дом и подожгла.
ИНТЕРВЬЮЕР
вот загорелся дом.
дети сначала спят и не замечают –
потом просыпаются – кричат.
а вы?
что делаете вы?
УЧИТЕЛЬНИЦА
я стою недалеко.
ИНТЕРВЬЮЕР
смотрите?
УЧИТЕЛЬНИЦА
смотрю.
ИНТЕРВЬЮЕР
вы не пытались их спасти?
УЧИТЕЛЬНИЦА
а что тут можно сделать?
ИНТЕРВЬЮЕР
а зачем вы убили их?
УЧИТЕЛЬНИЦА
я их люблю.
ИНТЕРВЬЮЕР
а они вас?
УЧИТЕЛЬНИЦА
не знаю.
ИНТЕРВЬЮЕР
таким образом вы убили 23 ребенка.
УЧИТЕЛЬНИЦА
я не убивала их. я сократила их путь к смерти.
ИНТЕРВЬЮЕР
поясните
УЧИТЕЛЬНИЦА
я преподаю математику.
у любой задачи есть варианты решения.
среди них есть самый короткий.
и высший балл ставится
если применен самый короткий способ.
я применила самый короткий способ.
смерть пришла бы к ним рано или поздно.
она ко всем приходит.
ИНТЕРВЬЮЕР
ко всем. кроме вас.
УЧИТЕЛЬНИЦА
я сделала все, чтобы дети до последнего момента были
счастливы и беззаботны.
ИНТЕРВЬЮЕР
зачем вы убили их?
вы – учитель.
УЧИТЕЛЬНИЦА
корчак – мой идеал.
ИНТЕРВЬЮЕР
корчак не убивал детей.
УЧИТЕЛЬНИЦА
он передавал их в руки смерти. я сделала то же.
но я не убивала их.
их убивал огонь.
ИНТЕРВЬЮЕР
корчак не пускал газ.
УЧИТЕЛЬНИЦА
он пускал газы.
наверняка он пускал газы.
все пускают газы.
главное не в том – пускал он газ или нет.
поджигал огонь в печи или нет.
главное – он сделал их путь к смерти легким
и веселым.
он не дал им думать о смерти…
а огонь. знаете… лучше огонь чем старость.
старость – это ведь тоже такой медленный огонь.
ИНТЕРВЬЮЕР
вы не боитесь ада?
УЧИТЕЛЬНИЦА
меня приговорили к вечной жизни.
ИНТЕРВЬЮЕР
вы считаете это несправедливым?
УЧИТЕЛЬНИЦА
я не хочу жить.
ИНТЕРВЬЮЕР
а дети не хотели умирать.
УЧИТЕЛЬНИЦА
никто не имеет права лишать человека смерти.
смерть – это монополия господа бога.
смерть – это его орудие. нельзя отбирать у него орудие.
не будет смерти – не будет и бога.
нет смерти – нет бога.
вы меня слышите?
ИНТЕРВЬЮЕР
слышу
УЧИТЕЛЬНИЦА
вы меня понимаете?
ИНТЕРВЬЮЕР
какая разница?
Пляжна пляже старики.
они невероятно загорели.
ОН
как хорошо
ОНА
да, старость – это охуительно
ОН
старость – это пиздец как круто
ОНА
тебя намазать?
ОН
да
она мажет его – он смеется
ОН
щекотно
она заходит в море
стоит в море по грудь в воде
старое тело стоит в старой воде
древнего океана
в старом океане плавают старые рыбы
Что-тоПАЦИЕНТ
у меня все время ощущение, что наступает что-то.
а что – не могу понять.
ВРАЧ
может быть, можете найти какой-то образ? метафору?
ПАЦИЕНТ
нет. ничего не могу придумать. не могу выразить.
ВРАЧ
у вас это вызывает тревогу?
ПАЦИЕНТ
да.
ВРАЧ
а давно это ощущение?
ПАЦИЕНТ
не могу сказать. какое-то время уже.
Любовьговорили, что она спит со всеми. это неправда.
она спала только с умирающими.
только с умирающими.
если она спала с мужчиной, значит он умирал.
она говорила, что от умирающего мужчины исходит
особая магия.
особая энергия.
когда она встречала мужчину больного раком
или какой-то другой неизлечимой болезнью,
она буквально вешалась ему на шею.
уводила из семьи, если у него была семья.
СеноРЕБЕНОК
ты спишь со всеми?
МЕДСЕСТРА
да
РЕБЕНОК
и тебе не брезгливо?
МЕДСЕСТРА
почему?
РЕБЕНОК
здесь пахнет лекарствами.
МЕДСЕСТРА
ну и что?
РЕБЕНОК
ничего.
МЕДСЕСТРА
ты где живешь?
РЕБЕНОК
здесь.
МЕДСЕСТРА
здесь?
РЕБЕНОК
здесь
МЕДСЕСТРА
где ты жил до того как ты попал сюда?
РЕБЕНОК
в квартире
МЕДСЕСТРА
ты на кровати спал?
РЕБЕНОК
да.
МЕДСЕСТРА
хорошо.
РЕБЕНОК
что?
МЕДСЕСТРА
ничего. ты на сене когда-нибудь спал?
РЕБЕНОК
нет
МЕДСЕСТРА
когда придет осень
оденься тепло, но прохладно.
уезжай за город. через лес иди, через поле.
упади в прелое сено.
лежи и смотри в серое небо.
РЕБЕНОК
и что?
МЕДСЕСТРА
оно гниет.
РЕБЕНОК
кто?
МЕДСЕСТРА
все.
и небо тоже осенью преет.
РЕБЕНОК
и что?
МЕДСЕСТРА
мне нравится спать в гниющем сене.
РЕБЕНОК
почему?
МЕДСЕСТРА
оно пахнет. оно теплое.
РЕБЕНОК
я до осени не доживу
МЕДСЕСТРА
жаль. но ты же помнишь какая она?
РЕБЕНОК
нет. мне семь месяцев.
я родился зимой. и скоро умру.
МЕДСЕСТРА
осень красивое время года.
там все листья становятся красные.
и потом облетают.
и лежат под ногами.
и гниют.
РЕБЕНОК
почему ты спишь со мной?
МЕДСЕСТРА
потому что ты красивый.
умный.
талантливый.
РЕБЕНОК
я умираю.
МЕДСЕСТРА
я знаю.
РЕБЕНОК
я умру.
МЕДСЕСТРА
я знаю.
РЕБЕНОК
и ты будешь с другим?
МЕДСЕСТРА
да.
РЕБЕНОК
ты любишь меня?
МЕДСЕСТРА
люблю.
РЕБЕНОК
за что?
МЕДСЕСТРА
просто.
РЕБЕНОК
за то, что я гнию?
МЕДСЕСТРА
почему бы и нет.
РЕБЕНОК
как сено?
МЕДСЕСТРА
почему бы и нет.
РЕБЕНОК
гнилое.
МЕДСЕСТРА
теплое.
Начальник моргаУЧИТЕЛЬНИЦА
дети, сегодня у нас в рамках курса введение в смерть
встреча с человеком.
ПРОФЕССОР
с интересным человеком.
УЧИТЕЛЬНИЦА
это профессор смерти.
у профессора есть пара необычных мыслей про смерть.
и он поделится ими с нами.
основная проблема с которой сталкивается
каждый, у кого кто-то умирает –
что делать с трупом.
ПРОФЕССОР
от трупа надо побыстрее избавиться.
жить с трупом не надо.
УЧИТЕЛЬНИЦА
почему?
ПРОФЕССОР
во‐первых, труп – это уже не живой человек.
с ним нельзя поговорить.
он не утешит.
не пошутит.
а если ты пошутишь – он даже не улыбнется.
УЧИТЕЛЬНИЦА
точно?
ПРОФЕССОР
мы проводили эксперимент. мы рассказывали трупам
анекдоты
УЧИТЕЛЬНИЦА
они не смеялись?
ПРОФЕССОР
нет
УЧИТЕЛЬНИЦА
то есть коммуницировать с трупом невозможно.
ПРОФЕССОР
абсолютно.
УЧЕНИЦА
а если ему резко закричать в ухо? вот так:
кричит
ПРОФЕССОР
он не услышит.
УЧЕНИК
а если оскорбить? ударить?
ПРОФЕССОР
он не обидится. не даст сдачи.
УЧИТЕЛЬНИЦА
то есть можно сказать, что труп – это человек,
который вас игнорирует.
ПРОФЕССОР
совершенно верно.
УЧИТЕЛЬНИЦА
вам не кажется это непрактичным?
вот живет человек. и ты с ним живешь.
много лет.
потом он стал трупом – и ты его сразу выбрасываешь.
неужели нельзя его как-то приспособить?
ПРОФЕССОР
я бы не советовал.
дело в том, что труп не вполне безобиден.
дело в том, что от трупа исходит радиация.
УЧИТЕЛЬНИЦА
неужели?
ПРОФЕССОР
да.
это особый тип радиации.
для его измерения мы создали уникальный прибор –
смертомер.
УЧИТЕЛЬНИЦА
и сильная радиация?
ПРОФЕССОР
от одного или даже двух трупов радиация не сильная.
в районе 5 единиц.
но постоянно быть рядом с трупом –
это значит постоянно облучаться этой радиацией.
это опасно.
а есть места где превышение нормы в тысячи раз.
УЧИТЕЛЬНИЦА
а какая норма?
ПРОФЕССОР
ну 10–15 это нормально.
Веснакогда любовь кончается.
не твоя – но к тебе.
как это?
когда она влюблена в другого.
внезапно.
сильно.
страстно.
у нее весна.
а ты…
бежишь по льду.
когда-то шел – когда морозы были.
и был крепким лед.
но теперь бежишь – по тонкому весеннему льду.
и ждешь – когда он подломится.
и он истончается.
весна приходит.
солнце жжет.
и лед истончается.
и подламывается лед.
ты знал, что он подломится.
ты бежал все быстрее, быстрее.
чтобы как можно дольше лед не ломался.
но весна наступает.
и лед ломается.
и ты падаешь в воду.
а весна наступает.
и солнце особенное.
и небо иное.
и ты тонешь.
захлебываешься.
умирать весной – как это?
как это?
когда она влюблена?
но не в тебя…
когда весна у нее?
а ты – тонешь?
как это – умирать, когда все оживает?
это плохо.
что делать?
не сопротивляться.
не сопротивляться.
смерти?
любви.
не сопротивляться ни любви, ни ее смерти.
СолнцеАСТРОНОМ НАВЕРНОЕ
все думают что солнце – это шар – огненный шар.