bannerbannerbanner
Практическая хоумтерапия: как сделать дом своим
Практическая хоумтерапия: как сделать дом своим

Полная версия

Практическая хоумтерапия: как сделать дом своим

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Подобные случаи многочисленны в истории стран бывшего СССР. И они оказывают чрезвычайно сильное влияние на мироощущение последующих поколений.

Давайте рассмотрим различные примеры, которые помогут вам увидеть особенности вашей семейной истории.

Жизнь на чемоданах

Очень распространена ситуация, когда многие семьи кочевали и не задерживались в одном месте. Вовсе необязательно, что это были семьи военных. Бывают люди, у которых есть ощущение, что они постоянно «на чемоданах». Возможно, в истории их семьи произошло некое событие, когда предстояло значимое путешествие, но случилось непредвиденное, и поездка отменилась. А к этому путешествию очень долго и тщательно готовились.

Дети, наблюдая за тем, как живут в семье, запоминают и берут за образец то, что они видят, а не то, что им рассказывают и чему учат. В первую очередь они копируют именно то, что происходит вокруг них. Так называемое ощущение жизни «на чемоданах» складывается зачастую вовсе не всегда, когда нужно постоянно переезжать. Очень часто бывает так, что поездки планируются, но обстоятельства изменяются, и они не происходят. Бывает наоборот, люди не хотели уезжать, сниматься с места, но были вынуждены это сделать – вынужденные переселенцы. Впоследствии мы наблюдаем очень тяжелую семейную историю их потомков, потому что те неосознанно воссоздают подобные сценарии в своей жизни.

Другая крайность хорошо иллюстрируется следующим примером из жизни моей знакомой Светланы.

При любой возникающей возможности поехать в отпуск или путешествие она хваталась за голову и восклицала: «Как это я все брошу? Как смогу уехать в отпуск? Нет, я не смогу. Всю жизнь жила на одном месте, там и останусь».

Замечу, что при этом Светлана жила вдвоем с мужем без детей и домашних животных. Подобное убеждение весьма характерно для деревенского жителя: «Как я все брошу? На кого я оставлю хозяйство? Кто будет смотреть за скотиной?». У некоторых людей очень крепка убежденность, что это все без них и дня не проживет.

Посмотрим на эмиграцию, которая также могла происходить у наших предков из-за стечения неблагоприятных обстоятельств. Представим, что человек решается на переезд внезапно и по серьезным основаниям. Например, началась война или случилась революция, поэтому люди были вынуждены покинуть свой дом. Или, напротив, они очень сильно хотели, но не смогли уехать. Позже у их детей неосознанно возникает сильное стремление кочевать в поисках места, где им наконец-то станет хорошо. Где им будет будто медом намазано, где будет та самая страна, которая их примет как своих. Зачастую подобные ожидания, к сожалению, в реальности не оправдываются.

Исследуя свою семейную историю, я обнаружила, что никто из моих родственников и предков не проживал в одном месте длительное время. Они постоянно находились в поисках лучшего места для жизни. Это классическая судьба мигранта. Потомкам таких людей сложно найти удовлетворение там, где они находятся. Они всегда будут стремиться искать лучшие условия. Это не является чем-то неправильным или плохим. Это может быть такой же закономерностью и для вас. Осознавая ее, вы сможете в какой-то момент остановиться. Ведь есть люди, которые проживают свою жизнь как перекати-поле, даже если уже и сами этому не рады.

Как часто переезжали ваши предки? Было ли это вынужденным или добровольным перемещением? А вы? Уже нашли свое идеальное место для жизни?

Наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки в основном жили в деревнях. У деревенских жителей существует определенный уклад. Вы можете легко представить деревенскую жизнь по многочисленным примерам в литературе и в кино, где она очень хорошо отражена. Возможно, у вас есть собственный опыт знакомства с подобным образом жизни. Ведь очень часто в нашей стране дети отправлялись в деревню к бабушке на лето.

Особенности деревенского уклада. Персональное и коллективное

Для деревенского уклада характерны две вещи: такого понятия, как личное, приватное пространство, практически не существует, а второе – это то, что в деревне все принято делать самим.

В деревне все живут очень открыто. Все про всех все знают. Кто пришел, кто ушел, кто у кого завелся, у кого муж появился, кто сейчас вот-вот родит, кто кого бросил, кто где работал, кто с кем поругался, кто кого обидел. В деревенской среде подобные новости – абсолютно открытая книга. Все открыто обсуждается и выносится на всеобщее обозрение.

Вследствие этого потомки людей, живших подобным образом, очень часто ощущают переизбыток внимания к своей персоне и хотят, чтобы их такой стиль жизни более не касался. Они стремятся жить изолированно в месте, где просто так, без приглашения, к тебе домой заявиться никто не может. В месте, где больше приватности, где ты не должен первому встречному-поперечному рассказывать, как у тебя дела, что ты сегодня готовишь, как у тебя там отношения с дочкой или сыном, или с мужем. Очень часто мы даже не отдаем себе отчет, почему, собственно, подобный образ жизни вызывает такое сильное отторжение. Например, исследуя свои убеждения, я обнаружила такое выражение: «Я не люблю колхоз».

Как вы понимаете, я в колхозе никогда не жила и не работала. И под колхозом я понимаю не буквально колхоз как таковой, а некое объединение, где всем до всего есть дело, где все очень настойчиво вторгаются в личное пространство. Мне, как интроверту, это совершенно не близко. Такой уклад, где люди стремятся к тому, чтобы обязательно что-то обсудить, устроить совещание, вынести какие-то общие решения и прочее… Я это все страшно не люблю и называю словом «колхоз». Когда я стала разбираться, я обнаружила, что жизнь в реальном коллективном хозяйстве принесла моим предкам много печали и горестей. Мои предки со стороны матери были зажиточными крестьянами. Бабушка по отцу была донской казачкой. Ее раскулачивали ее же односельчане. И в том, и в другом случае колхозное устройство ничего хорошего моей семье не принесло…

Быть может, поэтому я по характеру индивидуалистка. Я не люблю принимать у себя дома дальних родственников, вообще не люблю, когда кто-либо приходит в мой дом без приглашения. Внезапно появиться на пороге, даже общаясь раз в десять лет, характерно для деревенского уклада, и приехав в город, такой человек, не задумываясь, зайдет в гости. В то же время для городского жителя подобная ситуация – совершеннейший нонсенс.

Сейчас мы предпочитаем проводить встречи с родственниками на нейтральной территории и только самых близких приглашаем в гости. Такое отношение к подобным ситуациям – также результат определенных эпизодов семейной истории.

В деревне также все принято делать самим или просить о помощи соседей или родных. Моя бабушка считала большим позором то, что нужно вызывать сантехника или газовщика, потому что это все, оказывается, должен уметь делать «мужик». Некий абстрактный мужик. По бабушкиному представлению, мужчины рождаются в комплекте с ящиком с инструментами, а также умением этими инструментами пользоваться. Почему? Потому что в деревне – умеешь ты, не умеешь – быстро всему научишься. Это составляет основу бытовой жизни в деревне. Сегодня мы знаем, что есть специальные службы и можно всегда пригласить специалиста, который со своей работой справится гораздо лучше, чем муж.

Существуют ли у вас убеждения на тему того, что для мужчины «не круто» не уметь что-то починить? Кто и что в вашем доме должен обязательно уметь делать?

Гости и застолья

Многие люди стараются избегать больших застолий с бесконечными переменами блюд. Все мы знаем, насколько в Украине живет хлебосольный народ, который очень любит накрывать столы, наготовить пампушек, ватрушек, борщей, кулебяк – чего там только нет! Домашние празднества пышны и продолжительны. Есть люди, которые пресытились подобным образом жизни с детства. У них на подобные застолья, можно сказать, аллергия. Они совершенно иначе стараются организовывать свою кухню. Например, в японском стиле, минималистично, чтобы не было лишних предметов. И вообще не хотят думать о готовке. Они удивляются: «Зачем вообще готовить дома?». Считают, что гораздо лучше жить в таком месте, где можно выйти и совершенно недорого поесть, или готовят только по желанию. Для таких людей приготовление еды не должно быть ежедневной обязанностью, не говоря уже о каких-то застольях. Это тоже своеобразная отложенная реакция на то, что происходило в семье. Может быть, ребенка закармливали в детстве. Тогда, став взрослым, он не будет стремиться готовить сам. Иногда – наоборот. В моей семье было заведено, что на праздник должно быть три вида пирогов – обязательно, и без этого праздник уже не праздник. Может быть, поэтому я очень люблю готовить?

Как вы относитесь к организации домашних торжеств?

Какие чувства у вас вызывает приготовление большого количества блюд?

Любите ли вы принимать гостей?

Давайте рассмотрим убеждение, что если к вам пришли гости, то вы обязательно должны позже из вежливости нанести ответный визит. Обратите внимание на то, кто приходит к вам в гости. Насколько часто это бывает? Как было принято у ваших бабушек, дедушек, мамы, папы? Что вы унаследовали из этого? А в чем вы поступаете совершенно противоположным образом?

Как вы реагируете на внезапный звонок в дверь? Радуетесь? Пугаетесь? Злитесь? Думаете: кого там черти принесли? Как вы считаете, чем вызвана ваша реакция?

Обратите внимание, как в вашей семейной истории «приращивались» или «отваливались» имущество и возможности. Кто кому в жизнь привнес какие обстоятельства? Например, бабушка пришла к деду совершенной бесприданницей, а у него что-то было. Он с ней разделил имущество, и они создали крепкое хозяйство. Или дед или дядька проигрался в пух и прах, пустил по ветру состояние семьи, и дальше они кочевали, мыкались и так и прожили всю жизнь.

Если у вас за плечами негативная родовая история, то у вас будет страх присоединяться к любым здоровым идеям в семейных делах, потому что вы будете думать, что у вас обязательно все отнимут, отберут и никогда ничего не дадут. К примеру, ваш близкий человек приходит с какой-то перспективной инициативой: «Давай сделаем!» – а у вас по умолчанию возникает чувство страха и опасения, что все это может плохо кончиться: «Да чтобы я еще раз?!».

Или, наоборот, вы понимаете, что можете спокойно делиться своим имуществом. Потому что испокон веков по вашей женской линии его легко разделяли с супругом, и оно, напротив, от этого только увеличивалось, ничего плохого не происходило.

Во что вы верите? В то, что мужчины, которые приходят в ваш род, приносят вам карточные долги, неприятности и внебрачных детей? Или они приносят вам благополучие, развитие, новые страны и возможности? Женщинам в вашем роду можно доверять или они пустят все по ветру, потому что они вообще вертихвостки, мотовки и так далее?

Еще одно распространенное убеждение о том, что сначала следует создать собственную бизнес-империю, завести пятерых детей, найти надежного партнера и тогда уже можно подумать о доме. Такому человеку стоит спросить себя: «Может, поэтому я живу на съемной квартире уже 20 лет? Притом что у меня есть свое жилье, но в месте, которое мне не нравится. Но это все так сложно, такая ответственность. Не хочу со всем этим разбираться. А съемное нежалко. Если где-то что-то облупилось, отвалилось – ну и ладно. Это же не мое».

В этом случае мы наблюдаем подсознательное отношение к тому, что все, что связано с жильем, не по-настоящему, не всерьез. Для такого человека не так важно содержать дом в идеальном порядке, чинить, ремонтировать и организовывать под себя, выстраивать пространство и содержать его. Подобное осознание может пролить свет на то, почему человек не там, где он хочет быть, и не живет той жизнью, которой хотел бы жить.

Мы бессознательно храним память об этих эпизодах и проецируем свои опасения на близких, повторяя разрушительные программы предков. Подобные страхи и препятствия в психологическом плане я называю «помехами». Их особенно важно исследовать тем, у кого есть проблемы с жилищем – нет своего дома, тяжелые семейные ситуации, невозможно разобраться с самим собой или с близкими людьми. Обратите внимание, где вы транслируете свои убеждения, каким образом, дают ли они вам силу, счастье и помогают ли они вам жить. Если ответ окажется отрицательным, подумайте, какие мысли смогут стать альтернативой подобным убеждениям. Что может стать опровержением? Найдите другие примеры того, как вы хотели бы жить.

Поразмышляйте о следующих темах: «Почему я считаю, что дом – это обуза? Откуда это пошло? Кого я вижу в своем прошлом? Кто из моих предков по этому поводу причитал день ото дня?» или «Кто собирался уехать и не уехал? Почему у меня дома не обжито и постоянно собраны чемоданы, а когда я приезжаю откуда-то, я не тороплюсь их разбирать? Ведь все равно надо будет в скором времени опять куда-то собираться».

Задание. Находим убеждения и привычки, которые мешают вам жить так, как вы хотите

Исследуйте свою семейную историю. Запишите, как жили ваши родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Где они жили и какой у них был уклад. Если вы хотите глубже понять истоки ваших проблем – разузнайте обстоятельства жизни своей семьи.

Проанализируйте то, как жизнь ваших предков повлияла на ваши представления о доме. Как эти представления отражаются на том, как вы сейчас живете?

Глава 3. Состояние перехода. Как выйти из разрушительных сценариев?

Анализ семейной истории может стать очень увлекательным исследованием. У потомков тех людей, которые были отправлены в ссылку, раскулачены, репрессированы и прочее, часто проявляется одно из бессознательных убеждений: «Дома все должно быть так, что если вдруг придут, то сразу должно быть видно, что с нас взять нечего, у нас ничего нет». Потомки уже во втором и третьем поколениях продолжают жить подобным образом, минимально обустраивая свое жилое пространство, воссоздавая сиротскую обстановку, чтобы в случае чего они были в безопасности. Это совершенно неосознанные вещи. Никто в семье уже не помнит, что, как и почему, а просто говорят: «У нас так принято. У нас все в семье так делают».

Застревание в «состоянии перехода»

В тибетской традиции существует понятие «бардо», которое обозначает нахождение в состоянии перехода между двумя этапами, например между рождением и смертью, между бодрствованием и сном.

В широком смысле он означает промежуточное состояние вообще, любой интервал «между» чем-либо. Понятие нахождения в бардо созвучно тому, что я обозначаю как «состояние перехода».

Состояние «бардо», то есть состояние движения между некими условными пунктами или целями, между «здесь» и «там», сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. Разница заключается только в том, действуем ли мы в происходящем по собственному выбору или, как говорится, «волею судеб».

В различии между этими двумя фактами и лежит основная сложность. Я уже приводила пример с семьей, которую внезапно лишили всего имущества и выслали в Сибирь. В этой и подобных этой ситуациях люди не имеют возможности подготовиться к предстоящим событиям, все происходит внезапно, и у них нет возможности определить точно, что именно им предстоит и что будет после.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2