Полная версия
Тайная доктрина. Космогенезис. Антропогенезис
419
Восточные оккультисты говорят, что они направляемы и одушевляемы Духовными Существами, Работниками в Невидимых Мирах и позади Покрова Оккультной Природы или Природы in abscondito.
420
Уильсон, I. II, (том I, 35.)
421
Частое выражение в указанных «Фрагментах», с которым мы не согласны: Вселенский Разум не есть Существо или «Бог».
422
«Дева Мира», стр. 47; «Асклепий», I.
423
«Божественный Пэмандр», IX, 64.
424
«Дева Мира», – стр. 153.
425
Ор. cit., стр. 139, 140. Фрагменты из «Physical Eclogues» и «Florilegium» – Стобея.
426
Вишну Пурана, I, II; Уильсон, I, 13–15.
427
Ор. cit., стр. 135–138.
428
Это учение не относится к Пракрити-Пуруша за пределами нашей малой Вселенной.
429
Конечное состояние всепокоя; Нирваническое состояние Седьмого Принципа.
430
Учение дано с нашего плана сознания.
431
Или же «Мечта Науки», первичная, действительно однородная материя, которую ни один смертный не может сделать объективной в этой Расе, ни даже в этом Круге.
432
Вишну в аспекте своей активной энергии никогда не восходит и не заходит и является семеричным солнцем, будучи в то же время отличным от него, говорит Вишну Пурана, II, XI. (Уильсон, II, 296).
433
«Подобно тому, как человек, подходя к зеркалу, видит в нем свое изображение, так и энергия (или отображение) Вишну (Солнца), никогда не разъединяется, но остается… в Солнце (как в зеркале), которое установлено.» (Ibid., loc. cit.)
434
Сравни «Природу» Герметическую, нисходящую в круговращении в материю, когда она встречает «Небесного Человека».
435
Писатели вышеприведенного прекрасно знали физическую причину приливов и отливов, волн и т. д. Здесь подразумевается одушевляющий дух всего космического солнечного тела, который упоминается всегда, когда подобные выражения употребляются с мистической точки зрения.
436
«Five Years of Theosophy», стр. 110, 111, статья «Двенадцать Знаков Зодиака».
437
См. Станцы III и IV, также их Комментарии и особенно сравни толкования Станцы I о Липиках и Четырех Махараджах, посредниках Кармы.
438
Также и «Боги» или «Дхиани», не только Гении или «руководимые Силы».
439
Смысл этого, что человек состоит из всех Великих Элементов – Огня, Воздуха, Воды, Земли и Эфира – Элементалы, соответственно принадлежащие этим Элементам, чувствуют притяжение к человеку в силу своей со-сущности с ним. Элемент, преобладающий в каком-либо определенном организме, будет главенствующим Элементом на протяжении всей жизни. Например, если человек имеет преобладание земного гномического элемента, то гномы поведут его к собиранию металлов – к деньгам и богатству и т. д. «Животный человек есть сын животных элементов, из которых его Душа (Жизнь) была рождена, и животные суть зеркала людей», говорит Парацельс. («De Fundamento Sapientiae»). Парацельс был осторожен и хотел согласовать Библию с тем, что он говорил, и потому не высказывался полностью.
440
Циклический процесс в развитии.
441
Бог в человеке и часто воплощение Бога, высокого, Духовного Дхиан-Когана в нем, кроме присутствия его собственного Седьмого Принципа.
442
Теперь, что означает здесь «Бог»? Не Бог-«Отец» антропоморфического представления, ибо этот Бог есть Элохим, коллективно, и не имеет бытия вне всего Множества. Кроме того, подобный Бог конечен и несовершенен. Под «малым числом» здесь подразумеваются высокие Посвященные и Адепты, именно, подобные люди верят в «Богов» и не знают «Бога», но лишь единое всемирное безотносительное и безусловное Божество.
443
«Дева Мира», стр. 104–5. «Определения Асклепия».
444
Стр. 120.
445
«National Reformer», Янв. 9-го, 1887 г. Статья «Phreno – Kosmo – Biology», Dr. Lewins.
446
Это есть закон циклов; но этот закон часто нарушается человеческим упорством.
447
Том I – стр. 256.
448
Сефер Иецира.
449
Что касается «Божественного Откровения», то мы согласны. Но не в отношении «Истории Человечества». Ибо большинство Аллегорий и «Мифов» Индии содержат историю и реальные события, действительно имевшие место и сокрытые в них.
450
Когда исчезнут «ложные теологии», тогда истинные доисторические реальности будут найдены, содержащиеся особенно в мифологии арийцев и древних индусов, и даже до-Гомеровских греков.
451
Смотри отд. VII, «Deus Lunus» (Лунный Бог)
452
Взято из одного манускрипта.
453
«Guide au Musée de Boulaq», стр. 148–9.
454
Как сказано в «Разоблаченной Изиде» (II, 438–9): «Но ныне, несмотря на все противоречия и все исследования, история и наука остаются в том же неведении относительно происхождения евреев. Они могут с таким же успехом быть признаны племенем Чандала, изгнанным из древней Индии, «каменщиками», которые упоминаются Веда-Виасою и Ману, как и финикийцами Геродота или же гиксосами Иосифа, или потомками палийских пастухов, или же смешением всех этих народностей. Библия называет тирян народом родственным и претендует на владычество над ними… Но, каково бы ни было их происхождение, они вскоре после Моисея стали гибридами, народом смешанным, ибо Библия указывает на легкость, с какою они вступали в матримониальные связи не только с хананеями, но и с любой народностью или расою, с которой они приходили в соприкосновение».
455
«Knowledge», I. См. также письмо Петри к Академии, 17 Дек. 1881 г.
456
«The Origin and Significance of the great Pyramid», Стр. 9.
457
Ор. cit., I, 519.
458
«The Origin and Significance of the great Pyramid», стр. 93.
459
VII, 13.
460
Стр. 224.
461
Т. I, часть 1, стр. 46.
462
X, 10.
463
См. «Разоблаченную Изиду», II, стр. 442–3.
464
Исход, II, 21.
465
George Smith, «Chaldean Account of Genesis», стр. 299–300.
466
Исход, II, 3.
467
Напомним, сколько раз эзотерическая религия Моисея была подавлена и заменена культом Иеговы, восстановленным Давидом и поставленным на свое место, например, Иезекиилом: сравн. в «Разоблаченной Изиде» (II, 436–42). Вероятно, были веские причины, почему саддукеи, поставлявшие почти всех первосвященников Иудеи, примкнули к Закону Моисея и отвергли так называемые «Книги Моисея» – Пятикнижие синагоги и Талмуд.
468
Еще раз припомните индусского Виттоба, распятого в пространстве; значение «священного знака» Свастики; Платоновского человека, распятого в пространстве и пр.
469
См. ниже описание древнего посвящения арийцев: Вишвакарман, распинающий на крестообразном срубе солнце, Викарттана, лишенное своих лучей.
470
«Primeval Man Unveiled» или «Anthropology of the Bible» автора (неизвестного) книги: «The Stars and the Angels», 1870, стр. 14.
471
Op. cit., стр. 195.
472
Особенно, ввиду доказательства, даваемого самою узаконенною Библиею в Книге Бытия (IV, 16, 17), где говорится о Каине, ушедшем в страну Над и женившемся там.
473
Ibid., стр. 194.
474
«Primeval Man Unveiled», стр. 55.
475
Ibid., стр. 206–7.
476
Деяния, XVII, 23, 24.
477
Taittirîyaka Upanishad, Второй – Vallî, Первый – Anuvâka.
478
Послание к Ефесянам, VI, 12.
479
Оракулы Зороастра – «Эффат», XVI.
480
«Георгики», II, 325.
481
«Разоблаченная Изида».
482
Ор. cit., 1, 5–13. Перевод Бурнелля.
483
Идеальная вершина Треугольника Пифагора.
484
См. перевод А. Кок. Бурнелля изд. Эд. Хопкинса.
485
Ахамкара, как всемирное Самосознание, имеет троичный аспект так же, как и Манас. Ибо это «понятие Себя (Я) или Ego есть, или Саттва, чистый покой», или проявляется как раджас, «деятельность», или остается «тамасом» «стоячим», погруженным во тьме. Оно принадлежит Небу и Земле и принимает свойства Эфира.
486
См. Санкхья Карика, III и комментарии.
487
Слово «Вечность», которым христианские богословы переводят термин – «во веки веков», не существует в еврейском языке. «Улам», – говорит Ле Клерк, означает только время, начало и конец которого неизвестны. Оно не означает «бесконечной длительности» и термин «во веки» в Ветхом Завете означает лишь «долгое время». Также слово «вечность» в Пуранах употребляется не в христианском смысле. Ибо в Вишну Пуране ясно установлено, что под «Вечностью» и «Бессмертием» подразумевается лишь – «существование до конца Кальпы». (Книга II, гл. III).
488
Орфическая Теогония по своему духу чисто восточная и индусская. Последовательные превращения, испытанные ею, значительно отдалили ее от духа древней космогонии, как можно убедиться в этом даже при сравнении ее с Теогонией Гесиода. (См. замечательный труд Якова Дармештетера «Cosmogonies Aryennes» в его Essais Orientaux). Итак, первоначальное представление греков о Хаосе принадлежит религии Тайной Мудрости. У Гесиода хаос также безграничен, беспределен, безначален и без конца на всем протяжении времени одновременно и абстракция и видимое присутствие. Пространство, наполненное тьмою, которая есть первичная материя в своем до-космическом состоянии. Ибо в этимологическом смысле Хаос есть пространство, согласно Аристотелю; пространство в нашей философии есть Божество вечно Невидимое и Непознаваемое.
489
Проявленный Дух, Абсолютный, божественный Дух един с абсолютной Божественной Субстанцией. Парабраман и Мулапракрити едины по существу. Потому Космическая мыслеоснова и Космическая Субстанция в своем первичном свойстве также едины.
490
Сефер Иецира, гл. I, Мишна IX.
491
Там же. Абраам происходит от «Арба».
492
Зохар, I, 2.
493
Сефер Иецира. Мишна IX, 10.
494
«Contributions to the Theory of Natural Selection».
495
«Тимей» – Платона.
496
Свида, sub voce «Тиррения». Cм. «Ancient Fragments» – Кори, стр. 309, второе издание.
497
Читатель должен понимать, что под «годами» подразумеваются «века», а не простые периоды в тринадцать лунных месяцев каждый.
498
См. греческий перевод Филона Бабилоса.
499
Кори, Ор. cit., стр. 3.
500
«Разоблаченная Изида», I, 342.
501
Мифра рассматривался у персов как Theos ek petras – бог от скалы.
502
Примечание переводч. Ведийский Mitra и авест. Mithra. Автор, вероятно, имеет в виду богиню Anâhita, обычно ассоциируемую с богом солнца: воителем Митрою.
503
Борджь, огненная гора, вулкан; потому он содержит огонь, камень, землю и воду: мужские активные и женские пассивные элементы. Миф этот полон значения.
504
Ор. cit., I, 156.
505
Henry Pratt, М. D. – «New Aspects of Life».
506
Сифра ди-Цениута, I, 16.
507
Дамасций в своей Теогонии называет это Dis, «Распределителем» всех вещей. Cory – «Ancient Fragments», стр. 314.
508
«Разоблаченная Изида», I, 341.
509
«Migration of Abraham», 32. (Переселение Авраама).
510
У греков все речные боги являются Сынами Первичного Океана – Хаоса, в его мужском аспекте и были соответственными предками эллинских народов. Для них Океан был Отцом Богов. Таким образом, в этом они предупредили теорию Фалеса, как справедливо заметил Аристотель (Метаф., I, 3–5).
511
XXVI, 5.
512
«Разоблаченная Изида», 1, 133–4.
513
Дух или сокрытый голос Мантр; активное проявление скрытой силы или оккультной потенции.
514
По орфографии «Archaic Dictionary».
515
Мы имеем в виду не общераспространенную или принятую Библию, но настоящее еврейское писание, ныне объясненное каббалистически.
516
См. Книгу Бытия, II, 4.
517
Оно «несказуемо» по той простой причине, что оно не существует. Оно никогда не было ни именем, ни словом, но лишь идеей, которая не могла быть выражена. Замена произошла в последнем столетии перед нашей эпохой.
518
Космическая скиния Моисея, воздвигнутая им в пустыне, была квадратною, изображала четыре части Света и четыре элемента, как говорит своим читателям Иосиф Флавий (Antiq., I, VIII. Гл. XXII). Мысль была внушена пирамидами Египта, а также Тира, где пирамиды стали столбами. Гении или Ангелы имеют свои обиталища и пребывают в этих соответствующих частях света.
519
Каббала Исаака Мейера, изданная в 1888, стр. 415.
520
Как, например, в Вишну Пуране, кн. I.
521
Плутарх, «DeIside et Osiride». LVI.
522
«Spirit History of Man», стр. 88.
523
Movers, «Phoinizer», 268.
524
Cory, «Ancient Fragments», 240.
525
Вишну Пурана, кн. I, гл. IV, перевод Фитцэдуарда Холла.
526
Так же, как Мулапракрити ведома только Ишваре, Логосу, как называет его Т. Субба Роу.
527
Franck, «Die Кabbala», 126.
528
Philo, «Quaest. et Solut.».
529
Franck, Op. cit., 153.
530
«Семь Ангелов Лика» у христиан.
531
«Philosophumena», VI, 42.
532
«The Kabbalah Unveiled», 47.
533
«Quabbalah», 233.
534
Стр. 79.
535
Arnobius, VI, XII.
536
Мы употребляем термин, принятый и освященный употреблением, и потому более понятный читателю.
537
Cм. Dunlap, «Sôd: the Mysteries of Adoni», 23.
538
У древних евреев, как доказывает это Ле Клэрк, слово Улум означало просто время, начало и конец которого не были известны. Термин «Вечность», говоря точно, не имел в еврейском языке того смысла, который ведантисты придают Парабраману.
539
Зохар, I, 20а.
540
В индусском Пантеоне двуполый Логос есть Брама-Творец, чьи Семь «Разумом-рожденных Сынов» суть первоначальные Риши-Строители.
541
Раввин Симеон говорит: «О, спутники, спутники, человек как эманация был одновременно мужчиной и женщиной, как на стороне Отца, так и на стороне Матери, и тaкoвo значение слов: «И Элохим сказал: Да будет Свет… и был Свет…» и это и есть двуначальный человек». (Выдержки из Зохара, – 13, 15). Потому Свет в Книге Бытия означает Андрогинный Луч или «Небесного Человека».
542
Зохар, III, 290.
543
Ор. cit., II, 261.
544
IX, 1.
545
«Chaldean Account of Genesis», 62–63.
546
Семь Лебедей, которые, согласно верованию, спускаются с Неба на Озеро Мансаровара, в народном воображении являются Семью Риши Большой Медведицы, принимающими этот образ для посещения тех мест, где были написаны Веды.
547
Petronius, «Satyricon», CXXXVI.
548
«Progress of Religious Ideas», I, 17 et seq.
549
III, 165.
550
Гл. LIV, 3.
551
Гл. XXII, 1.
552
Гл. XLII, 13.
553
Гл. LIV, 1, 2; Гл. LXXVII, 1.
554
Вишну Пурана, I, 39.
555
Ор. cit., ibid.
556
Гл. XVII, 50, 51.
557
Гл. XLII, 13.
558
Гл. LXXX, 9.
559
См. «Our Figures» Макса Мюллера.
560
Каббалист скорее будет склонен предполагать, что раз арабское cifron было заимствовано от индусского sunyan-ничто, то и еврейские каббалистические Сефироты (Sephrim) были взяты от слова cipher, не в смысле пустоты, а в смысле сотворения путем чисел и по ступеням эволюции. И Сефиротов 10 или.
561
См. «Gnostics and their Remains», King’а, 370 (второе изд.).
562
«De Vita Pithag.».
563
Год его рождения дан как 608 до Р. Х.
564
То есть, 332 г. до Р. Х.
565
«Metaphysic», VII. F.
566
«Euterpe», 75, 76.
567
«De Cultu Egypt.».
568
XXI, 5 et seq.
569
Вторая Книга Царств, XVIII, 4.
570
Supra, стр. 386, 387.
571
III, 124.
572
Movers, «Phöinizer», 282.
573
«Разоблаченная Изида», I, 56.
574
Weber, «Akad. Vorles.», 213 et seq.
575
Таким образом, китайцы как бы предварили теорию сэра Уилльяма Томсона о том, что первый зародыш жизни был обронен на Землю какой-либо проходящей кометою. Вопрос – почему это следует называть научным, а китайскую мысль суеверной и глупой теорией?
576
Ср. Movers, «Phöinizer», 268.
577
Богинями его троицы были Сати и Ануки.
578
Пта был первоначально Богом Смерти, разрушения, подобно Шиве. Он Солнечный Бог только в силу того, что огонь Солнца также убивает, как и дает жизнь. Он был национальным Богом Мемфиса, Лучезарный и «Прекрасно-Ликий» Бог.
579
Книга Чисел.
580
Уильсон, Вишну Пурана, I. Введение, LXXIV–V.
581
В буддийских эзотерических традициях существует любопытное сведение. Экзотерическая или аллегорическая биография Готамы Будды указывает, что этот великий Мудрец умер от несварения желудка, после вкушения «свинины и риса». Действительно, очень прозаическая кончина, в которой очень мало элемента торжественности! Это объясняется как аллегорический намек на то, что Он был рожден в Кальпе «Вепря» или Вараха Кальпе, в которой Вишну принял образ этого зверя, чтобы поднять Землю из «Вод Пространства». Так как брамины происходят прямо от Брамы и, так сказать, как бы отождествляются с Ним, и так как, в то же время, они являются смертельными врагами Будды и Буддизма, то получается любопытный, аллегорический намек и сочетание. Браманизм «Вепря» или Вараха Кальпы уничтожил религию Будды в Индии, смел ее с лица страны. Потому сказано, что Будда, который отождествляется с Его Философией, умер от последствия вкушения мяса дикой свиньи. Сама мысль, что тот, кто установил самое суровое вегетарианство и уважение к животной жизни, даже отказываясь есть яйца, как носителей зародышей жизни, умер от несварения мяса, есть нелепое противоречие, вызвавшее недоумение многих востоковедов. Во всяком случае, настоящее объяснение раскрывает аллегорию и объясняет все остальное. Вараха не простой вепрь, но первоначально понимался, как допотопный и полуводяной зверь, «любящий игры в воде». (Вайю Пурана.)
582
Согласно полковнику Уильфорду, «Великая Война закончилась в 1370 г. до Р. Х.». («Asiatic Researches». XI, 116) По Бэнтлею в 575 г. до Р. Х.!!! Можно надеяться, что еще до конца этого столетия Эпопея Махабхараты будет провозглашена современной войнам великого Наполеона!
583
См. «Royal Asiat. Soc.» IX, 364.
584
Кн. VI, гл. 3.
585
В Веданте Nyâya, Nimitta, откуда Naimittika переводится как деятельная Причина, когда она противоставляется Упадане, физической или материальной Причине. В Философии Санкья, Прадхана есть Причина, подчиненная Браме или, вернее, Брама сам, будучи Причиной, выше Прадханы. Потому перевод «Incidental» как – Случайная, не точен и следовало бы перевести, согласно указанию некоторых ученых, «Идеальная» Причина; даже «Истинная Причина» было бы лучше.
586
XII, IV, 35.
587
Вайю Пурана.
588
Уильсон, Вишну Пурана, I, 3.
589
Главный Кумара или Девственный Бог, Дхиан-Коган, который отказывается творить. Прототип Арх. Михаила, тоже отказывающегося создавать.
590
См. заключительные строки в отделе – «Хаос; Теос; Космос».
591
Там же, IV.
592
Подобное будущее вряд ли согласуется с христианской теологией, предпочитающей вечный ад для своих последователей.
593
Термин «Элементы» должен быть понят как означающий не только видимые и физические стихии, но также то, что Св. Павел называет Элементами – Духовные, Разумные Силы – Ангелы и Демоны в их манвантарической форме.
594
Когда это описание будет правильно понято востоковедами в его эзотерическом значении, тогда будет ясно, что космическое соотношение Элементов – Мира может лучше пояснить соотношения физических сил, чем те, которые нам известны сейчас. Во всяком случае, теософы увидят, что Пракрити имеет 7 форм или начал, «считая от Махата до Земли». «Воды» означают здесь мистическую «Матерь», Лоно Отвлеченной Природы, в котором зарождается Проявленная Вселенная. Семь «Зон» относятся к Семи Отделам этой Вселенной или Нуменам Сил, которые вызывают ее к Бытию. Все это аллегория.