Полная версия
Отравленная жизнь
И тут женщина, до этого говорившая как-то неестественно весело и спокойно, неожиданно всхлипнула. Саша слушала ее и все яснее понимала – отчего бы ни умерли эти люди, но их нужно оставить в покое. Как и эту женщину, которая то смеется, то плачет и явно слегка помешалась от горя. Кто она такая? Чья-то родственница? Мать? Но чья? И кто этот Артем, про которого она все время говорит? Саша с ужасом поняла, что ни у кого не узнала даже имени художника. Только его фамилию… А ведь Альбина должна была знать это имя! Впрочем, она могла бы знать и о том, что хозяйка картин погибла… И все-таки, она этого не знала.
– А вы кто? – уже сквозь обильные слезы спросила ее женщина. Было слышно, как она сдерживает частые всхлипы. – Катина подружка? Я не расслышала…
– Я… Да, – неожиданно для себя самой солгала Саша. – А кто это погиб с Катей? Ее муж?
– Да что вы, сын! – воскликнула женщина. – Сын, мальчик, хорошенький такой, ему всего восемнадцать было, а в армию не взяли, потому что болел, остеохондроз у него был и малокровие. Но вы же его сами видели, наверное?
Саше стало дурно от собственного вранья. Она хотела остановиться, сказать, что просит прощения, что все это неправда, положить трубку… Но она не могла этого сделать. Не могла до тех самых пор, пока у нее не будет на руках денег, чтобы расплатиться с клиенткой. Или… Готовой картины.
– Так я не поняла, кто вы? – уже тревожно допытывалась женщина. – Как это вы сказали? Муж с ней погиб? А вы что – не знаете, что Иван полгода как из дома ушел? Почему вы о нем спросили?
Саша молчала. Она не знала, как ответить, чтобы успокоить эту женщину. И проклинала свою глупость. Она уже и в самом деле хотела сознаться в обмане и попросить прощения, как вдруг женщина тихо, но очень отчетливо проговорила:
– А, вот это кто. Как же я, дура старая, не догадалась. Катя же мне про вас говорила. – Она чеканила все слова совсем без интонаций, будто отбивала телеграмму. – И у вас еще наглости хватает звонить. Тварь. Тварь.
И бросила трубку.
Глава 3
Из-за своей новой работы Федор вставал рано. Обычно уже в шесть часов утра звонил будильник. Потом Саша сквозь дрему слышала, как шумит вода в ванной, шкворчит яичница на сковородке, свистит чайник. Федор всегда забывал снять свисток с носика чайника, чтобы не разбудить жену. Так что сразу за свистком задавалось громкое короткое ругательство, и наступала тишина – это Федор срывал свисток и обжигался сильной струей пара, которую уже ничто не сдерживало. Тут обычно просыпалась и Саша. Она лежала с закрытыми глазами, ожидая, когда муж уйдет. И только потом засыпала снова.
Но в это утро все было по-другому. Девушка проснулась оттого, что Федор легонько потряс ее за плечо.
– Саня, откуда эти деньги?
Спросонья она не поняла, что случилось. Потом увидела, что муж держит в руке стодолларовую бумажку. Саша только вздохнула:
– А, это твои алименты.
– Мои алименты?! – Он не верил своим глазам, снова и снова разглядывал деньги. – Ты что, заняла у кого-то?
– Зачем? Я их заработала. – И Саша поглубже залезла под одеяло. Она надеялась, что расспросы на этом закончены, но Федор, видно, думал иначе. Он сдернул с нее одеяло и, тряхнув девушку за плечи, заставил ее сесть.
– Ну, ты что?! – возмутилась Саша. – Мне же холодно!
– Где ты их взяла? – Федор чуть ли не тыкал ей в глаза бумажкой. – Откуда? Я, по-твоему, альфонс?! Значит, ты заняла для меня деньги, чтобы заплатить алименты? Не могла ты их заработать! Ты же ничего делать не умеешь!
Такого оскорбления он ей еще не наносил. Саша сразу ощетинилась, всю сонливость как рукой сняло. Она вспылила:
– А, ну, конечно, я же бездарность, я никто, а ты потомственный скульптор! И все же я их заработала! Вон, полюбуйся!
И она указала на мольберт, где стояла изуродованная картина:
– Мне заплатили за реставрацию! И мне заплатили куда больше, чем сто долларов, если хочешь знать!
Федор молча смотрел на нее. Она видела, что он ей не верит, и не могла понять почему. Взгляд у него был какой-то странный. В нем было все – растерянность, злоба и даже… Саше показалось, что муж чего-то испугался.
– Ну, что ты ко мне прицепился? – уже спокойнее сказала она, выбираясь из постели и накидывая на плечи халат. – Я не могу принять заказ на реставрацию? Ведь я же это делала, и ты не удивлялся. В чем дело-то?
– В чем? – почти так же спокойно спросил муж. Но это было какое-то жуткое, ненатуральное спокойствие.
– А дело в том, что ты мне отомстила.
То, что Саша услышала вслед за этим, было так дико, что она никак не могла завязать пояс своего халата. Руки у нее тряслись, но она с бессмысленным упорством теребила узел, который все время распадался. Федор тем временем объяснял, что он все понял. Что Саша решила отомстить ему за то, что он не ночевал дома. Что она той ночью встретилась с одним из своих московских дружков, поразвлекалась с ним, да еще и деньги за это взяла. И что Саша может не тыкать его, Федора, носом в эту линялую тряпку, которую она для отвода глаз поставила на мольберт. Там нечего реставрировать, этот холст осталось только выкрасить и выбросить! Последних слов Саша не выдержала. Она истерически засмеялась – резко, гортанно, и сама испугалась этого странного смеха. Зажала рот ладонью и бросилась в ванную. Только там, запершись, она наконец разрыдалась.
Ей было уже все равно – возьмет муж эти деньги или бросит ей в лицо. Уплатит он алименты или ее родители останутся без телевизора и холодильника. Восстановит она картину или нет… И все, что будет потом, ее тоже не волновало, или по крайней мере Саша так думала сейчас. «Жизнь отравлена! – Она всхлипывала, пыталась остановиться, но у нее ничего не получалось. Саша умылась ледяной водой, на миг умолкла, но тут же зарыдала с новой силой. – Все отравлено, и так быстро! И так ужасно! Значит, я урод, я не могу приспособиться к семейной жизни, мне всегда это говорила мама… Я думала, это неправда, я думала, что стоит встретить человека, которого я полюблю… И я все выдержу, у нас все будет хорошо, долгие годы, а не пару месяцев, всегда! И ничего, ничего не получилось! Я его… Ненавижу! Не надо было жениться, это не для таких уродов, как я и он…»
Федор уже несколько минут стучал в дверь ванной, но Саша ему не открывала. Она уже не плакала. Сидела на холодном бортике ванной, пустив в раковину сильную струю воды, и рассматривала свои потрепанные, испачканные краской тапочки. Она решила сидеть так, пока муж не уйдет. Но Федор стучал все сильнее:
– Пусти! Открой, что ты там делаешь?
– Ничего! – мрачно ответила Саша.
– Ну, так пусти меня! – Муж опять заколотил в дверь. – Я еще не побрился!
– Подумаешь, – бросила девушка. – Сторожу бриться не обязательно.
Федор стукнул в дверь еще раз, выругался, и минут через десять Саша услышала, как за ним захлопнулась входная дверь. Она посидела в ванной еще немного, опасаясь, что это только уловка, и муж может вернуться. Ей вспомнились его рассказы о том, как отец ревновал мать, и в такие минуты избивал ее всем, что под руку попадет – от сапога до сковородки с жареной картошкой. Мать Федора, однако, спуску мужу не давала, так что затяжные драки были обычным явлением в этой семье. «Так Федор и меня может избить, – подумала Саша, прислушиваясь к наступившей тишине. – А если еще и напьется… Нет, как это ни глупо звучит, а надо было слушать маму. Неужели она что-то в нем разглядела? Правду говорят, любовь слепа. Он только сейчас мне опротивел. Приревновал к пустому месту, дурак! А я-то, идиотка, думала, что он мне „спасибо“ скажет за эти деньги!»
Однако, выйдя из ванной, Саша обнаружила, что деньги муж унес. Это разозлило ее еще больше: «Значит, покричал он для проформы, чтобы не благодарить! Конечно, у него бы язык отсох сказать мне „спасибо“! Он не альфонс, извольте видеть! Если бы он еще алименты из этих денег заплатил, а то возьмет и пропьет!»
Она взглянула на часы. Ей давно уже не приходилось вставать в такую рань. Глаза резало – не то с недосыпа, не то от слез. Девушка прямо в халате улеглась на постель, укрылась до подбородка и закрыла глаза. Она уснула незаметно для себя и очнулась, когда в комнате было совсем светло.
Саша встала, выпила чаю, постояла немного перед проклятой картиной и еще раз убедилась, что она уничтожена бесповоротно… Непосвященный человек и впрямь мог принять этот холст за простую грязную тряпку. Девушка рассмотрела сделанные с картины снимки и положила их в сумку. Подумав немного, положила туда же оставшиеся от аванса триста долларов. У нее оставлось всего шесть дней до визита заказчицы. Конечно, можно было плакать, убиваться, можно было на все наплевать и ждать приговора… Но Саше было легче чем-то заниматься. Особенно сейчас. Девушке невыносимо было оставаться в этой квартире. Они с Федором никогда не были здесь счастливы. Даже в то время, когда денег еще хватало, родители примирились с зятем, а Саша надеялась, что сумеет зарабатывать на жизнь своим искусством. «А где мы были счастливы? – спросила себя девушка, взглянув на уличный градусник и одеваясь потеплее. – У моих родителей? Ну, уж только не там. В Питере, на Фонтанке?» Да, те времена вспоминались ей как что-то светлое, милое, беззаботное. Но девушка сама себе признавалась, что та жизнь была в чем-то игрушечной. Они играли в мужа и жену, играли в то, что ведут хозяйство, играли, что собираются пожениться… «Пока не доигрались!» – Саша почувствовала, что на глаза опять наворачиваются слезы, и запретила себе даже вспоминать о прошлом.
Она достала записную книжку и открыла ее на странице, куда записала телефон магазина Альбины. Она помнила, что на двери магазинчика было обозначено, что он открывается в десять утра. Судя по всему, хозяйка уже должна быть там. И Саша не ошиблась в своих рассчетах. Альбина не только оказалась на месте – она сразу вспомнила вчерашнюю посетительницу и с живым интересом воскликнула:
– Ну как, встречались с Катериной? Как она там, еще не совсем с ума сошла?
Саша предвидела эти расспросы. Она честно передала содержание своего вчерашнего телефонного разговора. Альбина выслушала ее, ни разу не прервав. Даже когда Саша замолчала, хозяйка магазина не издала ни звука. Наконец она медленно произнесла:
– Ну, насчет того, что их отравили, я сомневаюсь. Кому они нужны? А вот оставить свечку и угореть от дыма они вполне могли… Катя сама могла бросить на пол сигарету, а там уж… Свечка или окурок, какая разница! Бедный мальчик! А я ничего и не знала…
Она помолчала еще с полминуты, обдумывая услышанное. И затем неожиданно предложила:
– А знаете что? Я бы не прочь туда наведаться. Вы же интересовались Корзухиным, так, может, составите компанию?
– Зачем? – удивилась Саша. – Там все сгорело, и нас туда вообще вряд ли пустят.
– А, вы сумасшедшей тетки испугались? Да это чепуха! У них вся семейка по женской линии была с придурью! – подбодрила ее Альбина. – Это Катина тетка, да и то, кажется, не родная. Жила в том же квартале и отравляла бедной женщине жизнь, ходила в гости, советы давала. Черт, неужели она теперь стала наследницей?
Последняя догадка, неизвестно почему, окончательно завела Альбину. Она сказала, что выезжает максимум через час, и если Саша хочет взглянуть, как жил ее любимый Корзухин, – это последняя возможность. И девушка скрепя сердце согласилась подъехать к магазинчику Альбины к назначенному часу, чтобы оттуда отправиться уже месте с хозяйкой на место происшествия.
Она открыла дверь магазинчика без пяти минут одиннадцать. Хозяйка была готова к выходу. Сегодня на ней был тяжелый синий балахон, плечи украшала пестрая вязаная шаль, а голову – все тот же уродливый пегий пучок. Увидев Сашу, женщина взмахнула огромной лакированной сумкой:
– Не проходите, ждите на улице, я сейчас запру!
Альбина вышла на улицу без пальто, что очень удивило Сашу – мороз стоял крепкий. Но оказалось, что хозяйка совсем неподалеку припарковала свою машину. Это был иссиня-черный «Крайслер», новенький, но очень грязный. Альбина уселась за руль, пригласила Сашу сесть рядом и занялась прогреванием мотора. Все это время она молчала, поджав губы и явно о чем-то задумавшись. Саше тоже не хотелось вступать в разговор. Она чувствовала себя очень неуютно. С одной стороны, девушка знала – сейчас ей предоставится возможность узнать еще что-то о Корзухине и его картинах. И эта возможность может оказаться последней. С другой стороны – ей вовсе не хотелось ехать туда, где совсем недавно случилась трагедия. «Я буду вынюхивать, высматривать, расспрашивать ту полоумную тетку… – подумала Саша. – А зачем? Картины, как та сказала, уничтожены. А тетка, чего доброго, узнает мой голос и опять примется меня проклинать. Интересно, за кого она меня приняла вчера?»
Машина тронулась с места, и Альбина тут же заговорила:
– А скажите, Саша, почему вы так интересуетесь этим художником? Вы, между прочим, первая из его поклонниц, с которой я встретилась.
– Неужели он так плох? – уклонилась от прямого ответа Саша.
– Да вовсе не плох, – согласилась Альбина. – Но я бы сказала, что и не хорош. Лет через сто он будет представлять какой-то исторический интерес. Старые картины все равно покупают, даже если они паршивые, вы это должны знать. Но сейчас… Все его забыли, он жил бог знает на какие средства, потихоньку спивался, конечно… Измучил жену, довел до болезни сына. Они были счастливы, когда он от них сбежал. Где вы раньше были, поклонница?
И она рассмеялась своим отрывистым, резким хохотком. Успокоившись, Альбина добавила:
– А в общем, он был неплохим художником. Только каким-то надломленным. Работал через пень-колоду, особо себя не утруждал. Когда-то подавал большие надежды… Но нет хуже несостоявшихся гениев! Все они, как правило, спиваются или еще хуже.
– А как он пропал? – Саша жадно ловила каждое ее слово. – Почему ушел из дома?
– Ну, это было уже не в первый раз, – пояснила Альбина. – С ним такое и раньше случалось. Исчезнет на месяц, на два. Потом является без гроша, ободранный, говорит, что ездил в Крым или в Среднюю Азию. Никаких картин не привезет, а говорит, что работал. Подработает на какой-нибудь халтуре и запьет. Проспится – и опять нормальный человек. Катя, несчастная женщина, его любила.
Эти слова Альбина произнесла серьезно, без своей обычной насмешливой интонации.
– Она только и мечтала, чтобы он бросил живопись, нашел нормальную работу. Она даже была согласна, чтобы он при этом пил, представляете?!
– А он? – спросила Саша.
– А он был не согласен, – кратко ответила Альбина и снова надолго замолчала.
Дорога не заняла много времени. Они проехали по Садовому кольцу, свернули на длинную улицу, застроенную серыми сталинскими домами, и Альбина припарковалась у какого-то супермаркета.
– Вылезайте, нам сюда, – она кивнула на дом, где располагался магазин. – И гляньте-ка на шестой этаж – там нигде окна не обгорели?
Саша вылезла на тротуар и задрала голову, обозревая верхние этажи дома. На стенах не было заметно следов копоти. Но три окна на углу были приоткрыты, и это в такой-то мороз!
– Вон та квартира? – указала она Альбине, которая как раз заперла машину.
– Да. – Та тоже подняла голову и взглянула на окна. – Что эта старая дура наврала, сильного огня не было!
Они вошли во двор, и старый, затхло пахнущий лифт поднял их на шестой этаж. Здесь Саша тоже легко определила, где именно жил художник. На площадке было три двери. Две – железные, аккуратно обитые дерматином, чистенькие. И третья – деревянная, выкрашенная малиновой краской, с выщербленным косяком.
– Значит, им дверь ломали, – Альбина провела пальцем по косяку, из которого торчали свежие щепки. – Что же она, старая, так и живет с открытой дверью? Значит, воровать нечего?
Альбина нажала кнопку звонка, но звука не последовало. Тогда женщина начала стучать. В конце концов из-за двери им ответил встревоженный женский голос. Саша узнала его – он принадлежал той самой женщине, с которой она говорила накануне вечером.
– Кто это? – тревожно спрашивала женщина. – Я никого не вызывала!
– Я Катина подруга, – громко крикнула Альбина. – Откройте, я все объясню.
– Не знаю никакой подруги, – испуганно отозвался голос.
– Она мне в магазин отнесла картины мужа! Деньги хотите получить?
При слове «деньги» в замке повернулся ключ. И через минуту Альбина и Саша уже стояли посреди разоренной комнаты и оглядывались по сторонам. Катина тетка прежде всего узнала их имена, а потом представилась сама:
– Нина, а если хотите по отчеству – то Нина Дмитриевна. Катя мне что-то говорила про картины, но я уж не помню. Так вы их продали?
– Да, – ответила Альбина, и Саша удивленно на нее посмотрела. Она очень сомневалась, что за один вечер хозяйке магазина удалось сбыть с рук залежалый товар. Почему же она так ответила? Ведь ей придется отдать деньги!
– Продала и принесла деньги, – солидно пояснила Альбина. – Кому их теперь отдать? Вам?
Тетка протянула было руку, но тут же нерешительно ее опустила:
– А я не знаю. Может, и не мне.
– Как не вам? – все тем же солидным, начальственным тоном переспросила Альбина. – Вы же наследница?
– Не знаю, – тетка совсем растерялась. – Я наследница с Катиной стороны. А мне сказали, что, может, сам Иван вернется, тогда он прямой наследник… А если у него есть родственники…
– Так Иван же пропал!
– Ну и что? Все равно неизвестно, умер или жив! Свидетельства о смерти у меня нет, значит, по закону он жив! Так может, теперь вернется? – И Нина Дмитриевна быстро вытерла глаза костяшкой согнутого пальца.
– Бессовестный! Ни на похороны не явился, никуда… Будто это его не касается.
– Ну, если вы его еще ждете, тогда конечно, – пожала плечами Альбина. – Я бы на вашем месте от денег не отказывалась. Или вы хотите, чтобы они Ивана дожидались?
Тетка наконец решилась. Она взяла деньги и, отвернувшись к окну, пересчитала их. Саша успела заметить только, что это были сторублевые купюры и было их совсем немного. Куда меньше, чем их эквивалент – двести долларов, который Альбина просила за три картины Корзухина. Но девушка опять промолчала. Она вообще старалась говорить поменьше, чтобы тетка не узнала ее по голосу. До сих пор этого не произошло, но Саша решила не искушать судьбу. Эта женщина вовсе не показалась ей ни сумасшедшей, ни даже просто глупой. Назвать ее старухой тоже язык не поворачивался, хотя женщине было явно за шестьдесят. Наверное, еще лет десять назад она была привлекательной. Сейчас же это была седая, опрятная, чуть полноватая женщина, очень уютная и удивительно голубоглазая.
Нина Дмитриевна тем временем сосчитала деньги и спрятала их в карман теплой вязаной кофты. Она ни слова не сказала о том, что ждала получить больше. Она даже не спросила, сколько именно картин продала Альбина. То ли ей было все равно, то ли она и эти деньги считала незаслуженным подарком судьбы. Альбина же продолжала командовать:
– Вот что, Нина Дмитриевна, вы мне покажите, что еще от него осталось. Я, может быть, возьму на реализацию. Им, – она вздохнула, – уже все равно эти картины не нужны… Даже как память об отце. А вам деньги не помешают. Ну, хотя бы квартиру отремонтировать.
– Да ничего почти не осталось, – тетка развела руками: – Все, что не сгорело, пожарные залили какой-то липкой пеной. Вон там, в той комнате, идемте…
Она провела их в комнату рядом с кухней. Здесь тоже не было видно следов огня. Саша только удивлялась – что же именно сгорело и где? Тетка будто услышала ее мысли:
– Кухня обгорела. Слава богу, в комнаты не пошло. А картины – вот они.
Альбина первая приблизилась к холстам, грудой наваленным в углу. Она наклонилась, попробовала поднять верхний холст и тут же брезгливо отдернула пальцы:
– Что это за гадость?
– Та самая пенка пожарная, – пояснила тетка. – Они все облили, чтобы возгорания опять не произошло.
– Так картины же не горели, я вижу!
– Ну и что? Туда могли искры попасть, а через два часа опять бы загорелось. – Тетка вздохнула. – Вообще, когда я сюда вчера пришла убираться, мне показалось, что все-все сгорело. Не все, конечно, я сейчас вижу. Только кухня. Но вы сами посмотрите – они этой пеной все вещи перепортили. Ну, не относить же в химчистку диван или картины…
Женщина обращалась главным образом к Саше. Альбина ее не слушала – преодолев брезгливость, она вовсю копалась в залежах холстов и бумаги. Саша не выдержала и тоже приняла в этом участие.
Мало-помалу им удалось разлепить картины и наброски. Их оказалось много – куда больше, чем думала найти Саша. Состояние всех картин было ужасным. Пожарная пена подействовала на них не хуже растворителя. Альбина только хмурилась. Саша изо всех сил сдерживала свои эмоции. Она не хотела показывать, что эти картины имеют для нее такое большое значение. Наконец вся куча была разобрана и девушка смогла рассмотреть каждую картину в отдельности. Прежде всего она убедилась в том, что гуашь действительно была одним из любимых материалов Корзухина. И пользовался он ею умело и довольно необычно. В том числе писал ею на холсте. О долговечности своих картин художник при этом явно не заботился. Его больше волновал мгновенный эффект, оригинальное впечатление. Жанры он выбирал тоже самые разные. Чего здесь только не было! Городские и сельские пейзажи. Натюрморты. Портреты. Не было только того, что искала Саша. Ни один из пейзажей не был даже отдаленно похож на тот, который был ей нужен. Она вздохнула и отошла в сторонку. Альбина бросила на нее быстрый взгляд:
– Что, ничего по душе не пришлось?
– Я еще подумаю, – уклончиво ответила девушка.
– Ну, подумайте, – пожала плечами Альбина. – А я себе кое-что отберу. Хотя бы это, это и вот еще парочку натюрмортов.
Она отложила в сторону картины, наименее поврежденные пеной. Тетка только вздыхала:
– Боже мой, если бы вы раньше их купили! Катя так мучилась без денег… Вы же знаете, она почти не работала.
– Знаю, – грубо ответила Альбина. – Только мне-то не надо нотаций читать! У нее вообще никто ничего не покупал, только я взяла несколько картин на реализацию. И то, считайте, из жалости.
– И все же вы их продали, – весьма кстати заметила тетка. – Что за судьба у нее была, никаких радостей… Все хорошее случалось не вовремя. А вы, девушка, тоже хотели что-то купить?
– Да, я бы что-нибудь взяла, – Саша не могла больше отмалчиваться, это было бы невежливо. – Скажите, а других картин здесь нет? Картин или набросков, этюдов?
– Нет, деточка, все тут, – тетка только руками развела: – Разве вам этого мало? Неужели правду говорят: надо, чтобы художник умер, тогда его картины будут продаваться?
– Сами же говорите, что Иван жив, – бросила Альбина. Она не теряла времени даром и успела отобрать еще несколько картин. Саша заметила, что в основном это были натюрморты и пейзажи – то есть самый ходовой товар. На портреты хозяйка магазина даже не смотрела. А между тем девушка не могла не признать – портреты у Корзухина были весьма интересные.
«Вот по ним уже можно судить о нем, как о художнике, – подумала Саша. – Я бы сказала даже, что он был очень оригинальным портретистом. Ну, вот хотя бы это…»
Картина, на которую она обратила внимание, изображала худую белокурую женщину. Женщина сидела на стуле в углу пустой комнаты, сложив руки на коленях, и смотрела прямо перед собой пустыми светлыми глазами. Казалось, она так и задремала – сидя, не закрыв глаз, или глубоко задумалась.
– Это Катин портрет, – вмешалась тетка, увидев, что Саша рассматривает картину. – Он его года три назад нарисовал. На ее день рождения. Я его продавать не буду, себе заберу на память.
И она горестно вздохнула:
– Я-то думала, что вообще ничего продать не удастся. А тут, смотрите-ка, покупатели набежали… Ну, вы тут сами хозяйничайте, когда выберете, позовете. А я на кухню пойду. Окно не закрывайте, пусть проветривается. До сих пор гарью воняет.
Она сняла со спинки стула синий рабочий халат, накинула его поверх кофты и вышла. Вскоре за стеной раздался шорох веника, скрежет совка. Альбина зябко поежилась:
– Старуха выстудила всю квартиру. Ну, что вы задумались, Саша? Не понимаю я вас. Выбор большой, неужели ничего не понравилось?
Саша указала на портрет жены художника:
– Мне вот это понравилось, но его не продадут. Скажите, а почему вы набросились на его картины? Надеетесь, что появится спрос?
Альбина понизила голос и заговорщицки пояснила:
– Теперь-то, может, появится. Когда предложение кончается, спрос обычно появляется. И честно говоря, покойница слишком дорого просила за картины. Тетка-то задаром отдаст. Ну и можно будет что-то выгадать. Катя просто не понимала нынешней ситуации. Ну и что, что Корзухина покупали в восьмидесятые года? Сейчас-то его забыли. Скромнее надо было быть, меньше запрашивать, тогда бы я у нее многое купила. Видите, как она жила? Ни мебели, ничего. По-моему, на одной каше существовали.