Полная версия
Развитие разума. Том 2
ЧИТАТЕЛЬ: А как понять, какая цель движет тобой – материальная или духовная? Это же не нарисовано на лбу?
АВТОР: Нет, почему, нарисовано, но не теми красками, которые каждый человек может разглядеть. Однако легко разглядеть, кто и куда устремлен, могут сведущие в духовных вопросах люди.
ЧИТАТЕЛЬ: А как же быть простым людям: как понять, куда несет тебя нелегкая?
АВТОР: А простые люди могут понять это, например, по тому, куда их тянет в свободное время:
1. Если в свободное время хочется служить Богу, то главная цель имеет духовную природу.
2. Если в свободное время возникает желание работать над собой, то внутри живет благостная цель.
3. Если в свободное время хочется поговорить о делах, провести время за газетами, журналами, пойти на футбол, хоккей, в кино, ресторан, съездить на курорт, поиграть в компьютерные игры, то ваша главная цель находится в страсти.
4. Если в свободное время влечет посмотреть стриптиз по Интернету, напиться, заняться развратом, подраться, посплетничать, посмотреть фильм ужасов или боевик, то ваша главная цель находится в гуне невежества.
ЧИТАТЕЛЬ: Это страшно. А как можно поменять свою главную цель в жизни?
АВТОР: Для начала нужно понять, какие вообще бывают цели. Однако самой главной силой, меняющей цель жизни, является общение с человеком, который обладает глубоким интересом и верой. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься.
ЧИТАТЕЛЬ: О, значит, откровенно общаться можно не со всеми людьми!
АВТОР: Это правда! Но не всё так однозначно. Так, если человек находится в невежестве и вы откровенно и мягко, не затрагивая его ложного эго, говорите ему о каких-то важных истинах, которые он может понять и принять, то такое общение возвышает вас обоих. Однако если невежественный человек ничего не желает слушать о работе над собой или же сам пытается что-то объяснять вам, в таких случаях, внешне поддерживая беседу, вы можете внутренне переключиться на Бога. Самым важным в жизни, как вы понимаете, является духовное общение.
ЧИТАТЕЛЬ: А если вообще духовного общения не хочется, неужели нужно заставлять себя идти в храм?
АВТОР: Если в каком-то храме не нравится, нужно поискать тот, который будет вам по сердцу. Если вам хочется не храмового, а личного общения, то ищите людей, которые собираются вместе для духовной практики. Есть много разных способов духовного общения. Можно, например, собираться на духовные праздники.
ЧИТАТЕЛЬ: Значит, нужно просто пытаться найти духовное общение. Кто ищет, тот найдет.
АВТОР: Именно в направлении такого поиска должен работать наш разум. Без вдохновляющего духовного общения высшая цель жизни постепенно замыливается в сознании бытом.
ЧИТАТЕЛЬ: Что-то после сказанного я начал беспокоиться за свою судьбу!
АВТОР: Разве это плохо? Когда-нибудь мы должны начать беспокоиться за свою судьбу! Это поможет принять правильное решение и выбрать верное устремление.
ЧИТАТЕЛЬ: Да, пожалуй, иначе покоя не будет. А почему всё в мире так сложно устроено?
АВТОР: Для нашей же учебы. Мы когда-нибудь должны понять, что мы – духовные души и что наше место в духовном мире.
ЧИТАТЕЛЬ: Умом-то я понимаю это, а вот сердце зовет не к Богу, а куда-то ещё. Здесь, в материальном мире, счастье ведь тоже есть?
АВТОР: Материальное счастье похоже на ипотеку: сначала берешь, а затем отдавать приходится в два раза больше.
ЧИТАТЕЛЬ: Но сердце-то часто тянется к чему-то материальному!
АВТОР: Осознание находится в разуме. Поэтому того, что мы способны понять умом, ещё не достаточно для счастливой жизни. Вот почему мы с вами так много времени уделяем теме развития разума (правильного понимания сердцем). Если же говорить об осознании себя как души, то оно само собой не появится. Для этого требуются годы самоотверженного труда.
ЧИТАТЕЛЬ: Что это за труд? В чём он состоит?
АВТОР: Этот труд называется духовной практикой, и совершать его нужно вдохновенно и систематически!
ЧИТАТЕЛЬ: Это ответ не полный, мне нужны конкретные инструкции!
АВТОР: Что касается инструкций, то они будут, но позже. А сейчас, с вашего позволения, я хотел бы подробно остановиться на изучении целей жизни: какие бывают цели, как их правильно выбирать и что бывает с людьми, у которых происходит подмена ценностей.
ЧИТАТЕЛЬ: Хорошо, я полон внимания.
АВТОР: По чистоте цели, которые выбирает человек, можно разделить на четыре категории: духовные, благостные, страстные и невежественные. Также они подразделяются по степени высоты и очередности их постановки. В этой связи следует выделить пять категорий целей:
1. Главные (высшая цель жизни и те цели, которые помогают к ней двигаться).
2. Жизненно важные.
3. Важные.
4. Второстепенные.
5. Временные.
Как вы понимаете, каждая из этих пяти видов целей может функционировать в разных гунах. Далее, мы должны:
дать разным видам целей определение;
классифицировать цели по гунам материальной природы;
понять, к чему они ведут;
серьёзно разобраться в том, как выбирать цели;
понять, как распределять их между собой.
Все перечисленные вопросы мы будем разбирать в этой главе.
ЧИТАТЕЛЬ: Хорошо. Интересно узнать, каковы определения разных целей жизни.
АВТОР: Определение главной цели жизни (высшей цели жизни) несложное.
1. Веды считают, что высшей целью человеческой жизни является чистая любовь к Богу.
Также существуют главные цели, которые ведут к чистой любви к Богу:
1.1. Научиться жить вне влияния гун материальной природы.
1.2. Достигнуть освобождения от материальных страданий.
1.3. Постигать свою духовную природу.
1.4. Служение Богу.
1.5. Осознание Бога.
1.6. Достижение вечных взаимоотношений с Богом.
Видите, в Ведах всё просто и лаконично: одна цель рождает другую!
ЧИТАТЕЛЬ: Звучит просто, но требуются объяснения.
АВТОР: Все эти вопросы подробно объясняются в произведении возвышенного святого Бхактивиноды Тхакура «Джайва Дхарма». В нём описывается беседа ученика с духовным учителем как раз на тему высшей цели человеческой жизни.
Враджанатх спросил: «Учитель, пожалуйста, скажи мне: какова истинная высшая цель жизни и как обусловленной душе достичь этой цели?»
Вопрос Враджанатха обрадовал святого. Немного подумав, он ответил: «Любая деятельность строится в зависимости от преследуемой цели и основного средства достижения этой цели. Цель определяется как садхъя (результат жизненного пути), а средства ее достижения именуются садханой (деятельностью, направленной на достижение результата). Друг мой, любые жизненные цели и пути их достижения подобны звеньям одной цепи. То, что в начале человек считает целью, затем становится для него средством, а цель становится уже иной. Всевозможные цели и средства взаимосвязаны, словно звенья одной цепи, в которой каждая цель с течением времени превращается в средство для достижения новой цели. Эта цепь тянется до конечной цели, которая уже не является средством для достижения другой цели. Эта конечная цель и есть бхакти (возвышенное служение Богу с полной преданностью и любовью). Преданное служение Богу является конечной целью материального существования, поскольку отражает извечную природу индивидуальных душ.
Человеческая деятельность играет важную роль в этой цепи целей и средств их достижения:
1. Разного рода кармическая деятельность образует начальные звенья этой цепи.
2. Вслед за ними следуют звенья разного рода умозрительных рассуждений (гьяны).
3. За звеньями отвлеченной философии следует звено бхакти (преданного служения Богу).
Целью деятельности ради наслаждения ее плодами (кармы) являются материальные чувственные удовольствия (бхукти).
Целью метафизической философии (гьяны) является имперсональное освобождение (мукти).
Целью преданного служения Богу (бхакти) является чистая любовь к Богу (према-бхакти).
Окончательный вывод напрашивается сам собой: бхакти (любовь к Богу) является конечным средством, при этом целью, которая им достигается, является всё то же бхакти (любовь к Богу). Следовательно, деятельность ради наслаждения ее плодами (карма) и умозрительная философия (гьяна) являются лишь начальным и средним звеном в этой цепи. Они не являются конечной целью».
Враджанатх спросил: «Ответь мне, каковы доказательства того, что любовь ко Всевышнему является конечной целью человеческой жизни?»
Святой Бабаджи ответил: «Веды („Мундака-упанишада“ 3.14) провозглашают:
„Высшая Личность является жизнью всего живущего. Тот, кто познает Господа, теряет желание разговаривать о чем-либо другом. Мудрый человек любит Господа, всегда памятует об играх Господа и верно служит Господу“».
В «Брихад-араньяка-упанишаде» (2.4.5 и 4.5–6) сказано:
В материальном мире любят только ради собственного удовольствия.
Эти слова «Брихад-араньяка-упанишады» показывают, что любовь является основной потребностью индивидуальной души. Друг мой, любовь к Господу описывается в Ведах и в «Шримад-Бхагаватам». О ней говорится также в седьмой ануваке «Лайттирия-араньяки»:
Кто мог бы жить, кто мог бы дышать, не наслаждаясь чувством любви к Богу? Пребывая в каждом сердце, Господь дарует любовь всем живым существам.
Счастье – естественное состояние бытия, в котором пребывает человек, преисполненный любви. Все живые существа ищут удовольствия. Стремящиеся к освобождению думают, что освобождение удовлетворит их. Материалисты считают, что их вожделение удовлетворят материальные объекты чувств. Безумные надежды обрести счастье побуждают живое существо к действию. Слуги Бога стремятся обрести удовлетворение в служении Господу своего сердца. Все, без исключения, живые существа ищут блаженства и любви. Ради этого они готовы даже умереть…
Бескорыстное любовное служение Богу является единственным средством, с помощью которого живые существа могут достичь истинной цели жизни и удовлетворить свои настоящие потребности жизни. На конечных стадиях такого возвышенного служения Богу живому существу становятся уже доступны и истинная любовь, и подлинное удовлетворение. Господь чист и вечен, поэтому любовь к Нему также вечна. Познав истину о непостижимом единстве и различии Бога и индивидуальной души, можно достичь понимания совершенства истинной любви к Богу – конечной цели человеческой жизни.
Об этом также говорит Сам Господь в «Бхагавад-гите» (7.18–19, 7.28–30):
Все эти преданные Богу души – безусловно, великие души, но того, кто постиг Меня (Бога), Я считаю неотличным от Себя Самого. Занимаясь трансцендентным любовным служением, он непременно достигнет любви к Богу – высшей и самой совершенной цели человеческой жизни.
Пройдя через великое множество рождений и смертей, тот, кто действительно обладает знанием, предается Богу, познав Бога как причину всех причин и источник всего сущего. Такая великая душа встречается очень редко.
Те, кто действовал благочестиво в своей прошлой и нынешней жизнях, кто полностью очистился от греховной скверны и преодолел иллюзию двойственности, служит Богу с великой решимостью.
Те, кто обладает разумом и стремится разорвать порочный круг старости и смерти, встают на путь преданного служения Господу. Постигнув законы трансцендентной деятельности, они становятся не отличными от Брахмана (высшего счастья).
Те, кто полностью развил в себе сознание Бога, кто знает, что Я, Верховный Господь, – основополагающий принцип материального космоса, повелитель полубогов и владыка всех жертвоприношений, сможет постичь Меня (Господа) и будет помнить обо Мне, Верховной Личности Бога, даже в момент смерти.
ЧИТАТЕЛЬ: Чувствую, что всё это правильно! Но почему моё сердце, в котором живет так много разных желаний и целей, не устремляется к Богу?
АВТОР: Потому что мы живем в материальном мире с незапамятных времен и всё это время мы много чего хотели. Все эти желания накопились в глубинной памяти (моха бхага) и периодически выходят на поверхность ума, тем самым создавая нам много проблем. Эти желания и идеи побуждают нас совершать много разных действий, направленных на достижение счастья. Однако каждый человек в своей жизни должен найти время для изучения важнейшего вопроса: какая цель и какая деятельность ведут к высшему счастью?
ЧИТАТЕЛЬ: Как я понимаю, об этом нужно подумать в свободное от работы время?
АВТОР: Об этом нужно думать всегда, каждую минуту жизни. Для начала неплохо задуматься о своей судьбе хотя бы в свободное от работы время.
ЧИТАТЕЛЬ: Но в свободное от работы время хочется чем-то развлечь себя.
АВТОР: Вот и развлеките себя размышлениями о высшем счастье.
ЧИТАТЕЛЬ: Хорошо, я попробую, хотя, думаю, это будет очередная аскеза. Но сначала объясните мне, как называется сила, которая заставляет человека в свободное от работы время куда-то стремиться, чем-то заниматься, о чем-то думать, чего-то желать?
АВТОР: Эта сила называется «вера».
ЧИТАТЕЛЬ: А откуда она берется?
АВТОР: Она возникает в сердце человека как результат устремленности разума к поставленной цели. Если поставленная цель приносит счастье, защиту и прибежище, то появляется вера в эту цель. Помните, как в песне: «Верю в тебя, дорогую подругу мою, эта вера от пули меня темной ночью спасала?» Вера тянет человека к цели постоянно, но реально устремиться к ней мы сможем лишь тогда, когда появится такая возможность.
ЧИТАТЕЛЬ: Я уже понял, что верить больше всего в жизни в свою подругу – это хотя и благородно, но неправильно. Как же направить разум на более высокую цель?
АВТОР: Разум невидимой нитью связывает нашу жизнь с определённой, поставленной судьбой, целью. Часто это происходит неосознанно. Разумность человека определяется тем, насколько он способен сам ставить перед собой цели. Для того чтобы поставить перед собой какую-то цель, нужно сначала пропитать ею разум. Это пропитывание происходит при общении с людьми, которые имеют сильную и стойкую связь с этой целью, то есть убежденность.
ЧИТАТЕЛЬ: Как отличить убежденного человека от не убежденного?
АВТОР: Очень просто. Убежденный человек движется к своей цели с великой решимостью.
ЧИТАТЕЛЬ: Откуда берется эта великая решимость, почему её нет у меня?
АВТОР: Она исходит от контакта с энергией высшего счастья. У вас нет такой решимости, потому что ваш контакт с энергией высшего счастья не имеет интенсивной силы.
ЧИТАТЕЛЬ: Ага, значит, если от поставленной цели исходит сильное счастье, то мы верим в эту цель, если же от поставленной цели исходит страдание, то мы не верим в эту цель. Таким образом, вера наполняет нашу жизнь энтузиазмом к чему-то стремиться. Но не следует доверять собственному ощущению счастья, нужно учиться быть счастливым от тех видов счастья, которые исходят из возвышенных сердец.
АВТОР: Ах, замечательный вывод!
ЧИТАТЕЛЬ: Но все же пока мы стремимся к разным вещам! Устремление зовет и манит, его не вырвать из сердца! Кажется, что ты устремлен правильно… Но как понять, связана твоя устремленность именно с главной целью жизни или же нет?
АВТОР: Да, поставленная цель может быть выбрана неправильно. Никто, кроме безгрешных людей, не в силах определить, куда его несет нелегкая. Поэтому такие вопросы нужно решать с помощью духовного учителя. Ну а насколько сильно цель жизни засела в сердце, можно определить по тому, насколько велик энтузиазм и насколько значима эта цель в нашей жизни. Самый большой, неукротимый энтузиазм, который зачастую дороже нам собственной жизни, называют решимостью. Именно сила решимости указывает, насколько нам дорога поставленная цель.
ЧИТАТЕЛЬ: Похоже, решимость – это хороший критерий для определения того, насколько выбранная цель высока для нас. Поэтому я хочу узнать: каким образом проявляется решимость у людей, цели которых находятся в разных гунах материальной природы.
АВТОР: Классификация видов целей и видов решимости в соответствии с тремя гунами материальной природы дана в «Бхагавад-гите» (18.33–35):
О сын Притхи, решимость (направленность разума), которая непоколебима, которая делает человека целеустремленным в занятиях йогой (самосовершенствованием), тем самым позволяя ему контролировать деятельность ума, потоков жизненного воздуха и чувств, является решимостью (целеустремленностью) в гуне благости.
Однако решимость (целеустремленность), с которой человек стремится насладиться плодами религиозной и экономической деятельности и таким образом удовлетворить свои чувства, находится под влиянием гуны страсти, о Арджуна.
А решимость (целеустремленность), которая не выходит за пределы грез, скованная страхом, скорбью, отчаянием и иллюзией, решимость, в которой нет ни капли разума, о сын Притхи, является порождением гуны тьмы.
У меня возник вопрос по приведенной выше классификации, точнее, по видам целей. Я не понимаю, почему в «Бхагавад-гите» говорится, что решимость в достижении плодов своей религиозной деятельности является не благостной, а страстной?
АВТОР: Да, это важно понять. Дело в том, что сама религиозная деятельность всегда возвышенна и чиста. Однако проблема состоит в том, что люди занимаются ей с разными мотивами (часто скрытыми от понимания целями). Когда религиозная деятельность достигает силы и даёт свои плоды, то люди, у которых мотивы были недостаточно чисты, сильно привязываются к плодам своих религиозных аскез. Таким образом, продолжая заниматься религиозной деятельностью, они постоянно думают о вознаграждении за свои труды. Как, по-вашему, чем такой настрой отличается от обычной деятельности, направленной на личную выгоду?
ЧИТАТЕЛЬ: Но, простите, если сама деятельность направлена на Бога, то это всё-таки выше, чем просто беспардонно жить для себя!
АВТОР: Вы правы, действительно люди, которые служат Богу, пусть даже с корыстными мотивами, постепенно очищают своё сознание и идут путем прогресса. Однако если они по-прежнему будут ставить перед собой материальные цели, то их сознание останется под влиянием гуны страсти. Особенно печально, когда человек сознательно занимается религиозной деятельностью не для духовного прогресса, а ради достижения райской, беззаботной жизни.
ЧИТАТЕЛЬ: Разве это плохо – стремиться улучшить условия своей жизни?
АВТОР: Нужно стремиться только к очищению своего существования и ни к чему другому. Об участи людей, которые посвятили себя духовному знанию, а также об участи тех, кто использует древнее знание в своих корыстных целях, говорится в «Бхагавад-гите» (2.40–44):
Тот, кто встал на этот путь (бескорыстного служения Богу), ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.
Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.
Людей со скудными знаниями очень привлекает цветистый язык Вед, которые призывают их совершать различные кармические обряды и ритуалы, чтобы подняться на райские планеты, родиться в богатой и знатной семье, обрести могущество и многое другое. Стремясь к чувственным удовольствиям и роскошной жизни, такие люди говорят, что нет ничего превыше этого.
Тем, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству и чей ум из-за этого все время пребывает в заблуждении, не хватает решимости посвятить себя преданному служению Верховному Господу.
ЧИТАТЕЛЬ: Ну хорошо, если Веды знают о наклонностях людей стремиться к райским удовольствиям, то почему они рассказывают о том, как достичь райских удовольствий? По логике вещей, лучше этого не делать!
АВТОР: Нет, это неправильный вывод. Пусть лучше люди, слишком привязанные к чувственным удовольствиям, стремятся в рай, чем к земным удовольствиям (привязанность к богатству, сексу, еде, комфорту). Земные удовольствия ведут к неизбежной деградации.
ЧИТАТЕЛЬ: Да, это разумно. Но мне всё ещё многое непонятно по данной теме и остаётся много вопросов. Так, мне не ясно, как с таким, как у вас, пониманием вещей вообще можно прожить в этом мире. Мой жизненный опыт показывает: если думать только о духовном и ни о чем больше, то можно вообще без штанов остаться!
АВТОР: Вы правы, но не во всем. Можно думать только о духовном и при этом учитывать все свои материальные потребности. Для такого подхода к жизни требуется свои поступки освятить знанием.
ЧИТАТЕЛЬ: Что это за знание?
АВТОР: В Ведах существует знание о том, как правильно ставить перед собой не только высшие цели, но и цели, которые поддерживают наше психическое и физическое существование в этом мире. Первое, что нужно понять, – Бог дал нам грубое и тонкое тела, каждое из которых постоянно нужно поддерживать. Поэтому если мы занимаемся поддержанием своего материального состояния во имя Бога, то это не является грехом.
ЧИТАТЕЛЬ: Вот это уже интересно! Каким же образом можно считать главным в жизни свой духовный прогресс и при этом ещё умудряться позаботиться обо всем остальном?
АВТОР: Для этого нужно понять разницу между тем, как настраиваться на самое важное, как настраиваться на менее важное и как настраиваться на второстепенное. Правильные настрои позволят рационально распределить усилия и время, необходимые для достижения тех или иных жизненных целей.
ЧИТАТЕЛЬ: Здорово! Интересное объяснение. А как понять духовную целеустремленность?
АВТОР: Духовная целеустремленность также описана в «Бхагавад-гите» (7.28–29):
Те, кто совершал благочестивые поступки в этой и прошлой жизнях, кто полностью отрекся от греховной деятельности, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Богу.
Такие разумные люди, стремящиеся освободиться от плена старости и смерти, находят прибежище в Боге и служат Ему с любовью и преданностью. Они уже, по сути, достигли духовного совершенства, ибо в совершенстве познали законы духовной деятельности.
ЧИТАТЕЛЬ: Неужели сама устремленность к Богу уже является совершенством жизни?
АВТОР: Да, это так. Однако утвердиться в вере в Бога не так-то просто: весь мир, окружающий нас, активно мешает этому.
ЧИТАТЕЛЬ: Почему?
АВТОР: Потому что от 99 % окружающих нас людей исходит не та мелодия, которая спасет наши жизни от материального плена. Только общество духовно продвинутых людей поможет нам утвердиться в духовно поставленных целях!
ЧИТАТЕЛЬ: Интересно… А как отличить таких духовно продвинутых людей от всех остальных?
АВТОР: Признаки человека, правильно выбравшего цель своей жизни, также описаны в «Бхагавад-гите» (18.51–53):
Тот, кто, опираясь на духовный разум, очистил свое сознание и, действуя решительно, обуздал ум, кто отказался от наслаждения материальными объектами удовлетворения чувств, освободился от корыстной любви и ненависти; тот, кто живет в чистом (освященном) месте, мало ест, контролирует тело, ум и речь, кто всегда пребывает в состоянии духовного транса, кто свободен от привязанностей, ложного эго, ложной силы, ложной гордости, вожделения, гнева и всех материальных достояний, кто не считает себя собственником чего бы то ни было и всегда умиротворен, – такой человек осознал свою истинную духовную сущность.
ЧИТАТЕЛЬ: Да, исчерпывающий ответ. Вопрос лишь в том, где такого человека найти?
АВТОР: Сначала нужно найти ту духовную философию, которая отвечает на все ваши вопросы совершенным образом и пробуждает радость в сердце. Выбрав духовное направление, нужно найти избравшую его же возвышенную личность, которая наполнена до краёв любовью к Богу. Именно такому святому нужно открыть своё сердце.
ЧИТАТЕЛЬ: Понятно. У меня по этой теме есть ещё один вопрос. Если у человека правильно поставлена главная цель, могут ли повлиять на его развитие неправильно поставленные цели, которые в классификации стоят ниже главной?
АВТОР: Да, все цели, которые мы ставим перед собой, важно ставить правильно. Поэтому сейчас дадим определение и всем остальным целям, приведенным в классификации.
2. Жизненно важные цели – это цели, которые помогают в осуществлении главной цели жизни. Таковыми являются цели, развивающие личность, поддерживающие на высоком уровне психическое и физическое здоровье и помогающие правильно выполнять все свои обязанности.
Далее мы обсудим три вида жизненно важных целей:
2.1. Работа над собой, поддержание своего психического и физического здоровья.
2.2. Изучение законов счастливой жизни и законов мироздания.
2.3. Выполнение своих семейных и общественных обязанностей.