bannerbanner
Многоточие. Стихи и рассказы
Многоточие. Стихи и рассказы

Полная версия

Многоточие. Стихи и рассказы

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Многоточие

Стихи и рассказы


Лиана Шахвердян

© Лиана Шахвердян, 2020


ISBN 978-5-4498-3355-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

А ведь еще сравнительно недавно русская и армянская литература жили, если не сообщающимися сосудами, то уж точно не были так разорваны, разобщены, как сегодня. Достаточно вспомнить о том, что Валерий Брюсов собрал Антологию армянской поэзии, Анна Ахматова переводила Егише Чаренца, Осип Мандельштам «изведал страхи в хищном городе Шуше…» Несмотря на то, что сегодня, благодаря форумам, мастер-классам и коллективным сборникам поэзии, мы продолжаем мерцающий диалог, творчество Лианы Шахвердян требует особого, русского прочтения, потому что поэтика сна и бреда, метафизической реальности приходила в Россию из Армении не с книгой, а с кинофильмами Сергея Параджанова, живописью Гаянэ Хачатурян.

Это – опыт сознательной изоляции Лианы Шахвердян от новейшего русского литературного стрима с его усеченной рубленой фразой, со сленгом и отвязным хлестким юмором. В некотором роде, этот язык, несмотря на пластику, певучесть и многомерность, во многом архаичен, он реконструирован заново, в чем-то обновляет наше восприятие и великого Саят-Новы (заметьте, без соловья, роз и гранатов). Тягучие, тяжелые сгустки стихов не обладают энергетикой ни горных рек, ни беглостью ртути, но в них точно растопленный воск свечей, которым заплывает песок в армянском храме, запах трав карабахского мёда… Автор не призывает выше упомянутых Параджанова и Гаянэ в качестве поводырей по собственным лабиринтам. Ее body language напоминает слепого, идущего на свет и тепло, которые он пробует открытой ладонью, но нам, все же, интересно рассматривать образы Шахвердян с помощью зеркал и окуляров двух гениальных армян тбилисского происхождения. На картине Гаянэ «Откуда мы? Из Агулиса» вздымаются багровые горы, напоминающие женскую грудь. Разве не этой страшной метафорой можно проиллюстрировать стихотворение Лианы о геноциде?


я помню слезы матери

еще до того, как родилась…


В который раз женщина становится олицетворением земли, вынужденная сцеживать не молоко, а кровавые струи…

Метафизическое зеркало Лианы Шахвердян отражает не время, но разноликие, впадающие друг в друга времена, сближает духовное – с физическим, старость – с детством, заставляет проживать много жизней. Её магическому театру всё живое и каждый предмет вещного мира принадлежат целиком.


Валерия Олюнина

прозаик, журналист, Москва

ПРОВОДЫ ДЕТСТВА…

«Лебеди тревожили гладь…»

Лебеди тревожили гладь…Вода нервно плескалась,и в ней томилось ажурное полотно…Волшебная пыльца… звезд…и синяя пантера, как ни в чем не бывало,мирно блуждала средь пустых рядовкрасных круглых столов…Белые лошади сливались с белыми деревьямимерещась оленями Пиросмани…Розовые слоны бесшумно хлопали ушами,поднося яркие плоды своими длинными носами…Сверчок настойчиво щекотал чье-то отсутствие,трепет скошенной травы воскрешал мое присутствие…Фонари вели вверх,к лунному блику,оттуда доносилосьдыхание реки,пела душа дудука…За кустами просвечивали силуэты —прекрасные дамы,веерами пируэты…Замысловатые прически-профили,роскошные одеянияв праздничное настроение…В городе нашествие бабочек Гаянэ:больших, маленьких,дневных, ночных,пестрых, белых…Сережа1, подпрыгивая,ловил уловимых…Ночное гулянье заглушало дыхание города:добрые дядечки кинто2«смачно» отплясывали шалахо3,а… петушки «мамало!»4 нет- нет да и мелькали,подгоняя скорый рассвет…Цоканье копыт,словно куранты больших часов,отмеряло последние минуты пребывания…В дорогу!..Рассвет уже сворачивал ночь, укутывая одеяломпамять грядущего утра…Проводы уходящего Детства до следующей Встречи,до следующей полной Луны…Посвящение тифлисской художнице Гаянэ Хачатурян2013 г.

«Мне уже давно не снится город детства…»

Мне уже давно не снится город детства,как если бы затерялся в лабиринте мозга,исчез на карте мира,все стрелки компасов испортились одновременно,и север перестал быть севером,юг – теплым,восток – сгорел,запад – стерся.Ветер швыряет в лицо порывы,и на память приходят огромные змеи,спустившиеся с раскаленных гор,расчленившие тело…Я держу этих змей в руке,не боясь обессиленного,клокочущего «месива».Мне часто на помощь приходит верный пес,который сидит на привязи,сторожит старую икону.Хочется освободить светлый образиз прямоугольного заточения —тогда кончатся стенания,мир воспарит!Как если бы боялась умереть раньше срока,спешу увидеть новый Иерусалим:прежние писания оказались бы на кладбище,где шелест каждого лепестка —пересечение с неведомым…Мои руки обращены ладонями вверх.Я приняла обет молчания…2013 г.

«Это особо шаткое …»

Это особо шаткое —чувствовать,как паленым железом войныперекрестили все ароматыпозднего ноябрьского…Это особо вязкое —вслушиваться,как хитрый лис,осенний листнеказистым, такимхромым шорохомворожитнастороженный слухстарого восточного,встраиваясь клиномв распластанный коверплодов садовмоих прадедов…Это особо верное —всматриваться,как смещаются айсберги,глубиной в верования,с полной луной блужданий,ставших во времениколом хребта тела —стержня желанийновых начинаний…Прабабушка навсегдавплела имя моев зигзаги узоров коврарода,народа…С тех пор все прапра…мне смотрят в затылок:я слышу их голоса.2014 г.

«Время стругает крепышей…»

Время стругает крепышейперетаскивать камнииз одной в другую ямы…Тревога в горле,совесть —загнанная трель,и акварельдавно размыта тенью.Все прорастет,даст всходы семя,что осядет в лень,боль —жизни мнимой соль,кулак зажатый,впившееся острие,свинец в груди ивопль!Позади —остатки цивилизаций…2014 г.

«Зима…»

Зима.Опять пришла чужаяв мою неокрепшую весну:небрежная,разбрасывать снежноена только зацветшее панно…И мне бы тленнойочки темные,не видеть этогонатужного,белого.И мне бы бреннойострием мечтывыпустить кровьсвою в кровь согбенную.Запекшуюся отогретьот хладного,смрадногоозябшие лепесткиувядающего младого…И смерть моя —начало ладного!Ведь вечная я!Вернусь складнаяв плодах гранатацвета алого…2014 г.

«Черный таракан ползет по телу молодой женщины…»

Черный таракан ползет по телу молодой женщины,мечтающей о материнстве…На дне ее снов – стихи, которые никогда не напишет.Добрая птица кружит у изголовья, пытаясь ее поднять.Женщина не видит птицы —она продолжает спать…2013 г.

«Женщина перестала чувствовать город …»

Женщина перестала чувствовать город —Город перестал чувствовать женщину…2013 г.

«Большая черная рама…»

Большая черная рама…Острия гвоздей торчат из-под старой древесины…Ждут…2013 г.

«Ее младенца унесла Река…»

Ее младенца унесла Река.Забыли люди, что Река —жива…2013 г.

«Две беременные женщины глядят исподлобья …»

Две беременные женщины глядят исподлобья —параллель, сотканная паутиной общности,раздутая бременем иусталостью…2013 г.

«Я помню слезы матери…»

Я помню слезы материеще до того, как родилась.Я помню скорбь отца задолго,как он нарек меня именем.Раскачивая лодку жизни,теребила отражение солнца —свидетеля нещадногополоводья слез…Ненасытная утроба обреченностине удержала жажду жизни!Мир не изменился!Изменилась я,глядя на солнце…посвящение Геноциду армян2013 г.

«Белые одеяния холода снов…»

Белые одеяния холода снов,белые обещания новых слов.Выгорено,выжженочерной границей Вешнего…Души четвертуютсяНебом!Мечтыпарят над пропастьюобещанной Свободы.Одиночество —солнце в облачном море.Все желаниянеприхотливо наивны:хотеть – не знатьне знать – не мочь…2002 г.

«Не уберечься от того, что слева…»

Не уберечься от того, что слева,не остеречься того, что есть,когда уже пришло то время,когда в ответе лишь ответ.Удар легонечко царапнет,удержит в шоке гласа крик,чтоб дать лишь знать,что время значит,чтоб дать лишь знатьдвижения набат.Пора пришла снимать оковы,пора пришла служить словам,когда уж не осталось более,когда уж не осталось драм.Извилистые тропы водят,как завывания, по родным следам,как связки,долгие метания,и сны, как обещаний хлам!Штрихи наброшены устало,оставив высоту глазам,чтоб вновь и вновь,и снова, сноваотстукивать шаги к вратам.Откройте небо!!!И Свечения отрежут лишние края,оставив ровные сечения,пластов сокрытых кутерьма.И лишь в ответе только время,которое оттянет срок,которое натянет струныладов высоких тонкий звук…Не уберечься от того, что слева,не остеречься того, что есть…2010 г.

«Разворошила змеиное гнездо…»

Разворошила змеиное гнездо,от дерзости своей вздрогнула,хотела опереться о твое плечо,да только дождь недельный теребил окна.Серого неба разворошенная постель,свежесть мяты на периферии памяти,крепость духа – одиночество в ночи,да только душа все равно распростерла руки.Крепких объятий тонкий хребет,непреклонность осанки в корнях.Эта весна разлучила нас на век,она же соединит навеки…2013 г.

«Платья яркие на земле…»

Платья яркие на земле,шаги чужие отдаляются,все неизведанное – по мне,все виданное – в памяти…Объятого пространства след —долгий поцелуй,и слишком странный смех —чучела глаз над душой…Все виданное – отпрянуто,неизменное – в груди,ярких платьев убожество —словно смерть позади…2008 г.

«Жажда жалит…»

Жажда жалит,цвет – иссох.Треск напрягся,жар – в комок.Бумеранг втесался в тесноту,разнося клочками немоту.Испуганной формы взгляд —улитки скрытой глаз.Передел – безвестный,беспредел – отвесный.Тихих обещаний всплеск —в суровых складках Суеты.Соль обид – тропинки Сути.Сердцевина – на морщинистом раздоре…2002 г.

«Красные огни…»

Красные огнина дне хрупкого стекла,заслоняющего от воя сирен…Рот переполнен гадкой жижей,которую выплюнутьв раз, навсегда!И спазмы – ветки чужих мнений,не удержат крик…Лужи.Огромные лужи —обрывки снов,сочащиеся ранывечного бдения,вечного устремленияна небеса,но любовь моя —якорь на земле родной!Зловоние дняне заполнит ниши сердца:запаслась количеством бумаги,запах хвои в волосах…2013 г.

«Разговор…»

Разговорв темноте,свет —напротив в окне.Сморщенная судьбапытается разгладитьпласты боли.Искренностьв форме обвинений —только хаоса больше…Верхушки в холодном инее —остального не видать…Чувство такое,цель такая…2004 г.

«Крошится пеплом…»

Крошится пепломтень весеннего раздора,туманным сплавомвсплывает нагота.Безудержная дрожь признания!К истоме слов – чрез хаос…К истоме слов —чрез беспричинность хаоса…2002 г.

«Теперь не изменить начала…»

Теперь не изменить начала,оно преследует конец…Ты все сидишь,а сзади – книги,ты говоришь,а я молчу,пытаясь выстроить догадки,пытаясь склеить череду…Мое предательское эхосорвало маску с полотна,все раскроило, расслоилотак непонятно для меня.Как безнадежно время хватки,как спазмы, душит седина.Пора признать, ушло все в пятки!Все – сковано, все – мерзлота…2004 г.

«Чье-то заточение…»

Чье-то заточениев чем-то спасение…Тяжелых шагов сердцебиениепредвосхитит змеи грузной скольжение,зеленых лоскутков нервное трясение,и толькомыши, шурша в темных углах,не заметят глаз страха.Не исчезнут:ни лень завязшей души,ни потрясения крушений,ни сокрушения трясины,ни зловоние желания остричьсяи «размять» кому-то бока,ни жестокость «тока»против направления.Останется танец воображениячрез решетки железа,словно завесу стихов,в аромат поздней осении свежесть первого снега,в средоточие течений,как круговорот событий,последующих салютови начала бытиябез войны…2008 г.

«Сегодня мне приснился ты…»

Сегодня мне приснился ты…Ужаленная,кинулась искать,перебирая, босоногая,свеже выстланный булыжниквитиеватых улиц.Что такое натворили,сотворили с собой,что не глядим в глаза,пропастью – молчание,заговор-судьба,сырая вечность,беспредел скитаний?..Только сны – во спасение,озарение,тайное движениедвух грациозных лент —змей сползающих с ветвей,сливающихся в одну струю,мечту,волну,игру,и полная луна-хранительница,светильница полутенейозорников детей,посмевших ринутьсяв святые восвояси…И только детский плач —в пробуждение,смещенный в сердце нерви страх:все уберечьи уберечься…Любовь – прекрасна!Жало ее – нет…2013 г.

«Ты не спешишь ко мне…»

Ты не спешишь ко мне,я не спешу к тебе…Так снежинка цельновитает в воздухе,воспаленное солнцеоттягивает закат,дверь не до концазаперта…Временный зазор —невесомость свободы,смягчающий острые углы,впивающиеся в мякоть…Возвышаться над собственным крикомвновь и вновь…Любовь…Где та грань,которую я не переступлюради тебя?Где та грянь,которую ты не переступишьради меня?Можно ходить вокругда около,можно молчать,не спешитьдо поры, до времени,пока снежинкане коснется земли,рассвет рассеет мрак,дверь распахнется!И ты будешь спешить ко мне!Я буду спешить к тебе,влиться в жизнь,испить полную чашусо всем сладострастиеми умереть…Вновь умереть!Наконец умереть…2014 г.

«Осени профиль кленовый…»

Осени профиль кленовыйстелется пестрым шорохом,сердца пустые дорогив зияющем свете.Значимость снов —невесомость,весомость чувств —в притяжении.Амбиция любви —в смерти…Нет у любвиамбиций!2002 г.

«Желтеет дерево…»

Желтеет дерево,и хочется еще тепла,но тень зимы уже заметнопреследует сама себя.Земля шуршит, лаская ухо,созрел шиповник весь в красе,и лошадь белая, как солнце,как око ясное, в огне.Дым легкий заслоняет правду,все это только лишь во сне,но укололась я взаправду,и кровь сочится вся вовне.Отметины оставлю на деревьях,как знаки, как посыл.Теперь сама я часть той клятвы,теперь сама я этот мир.Деревьев разноцветных танецответит тихою волной,как обещание встречи новойи знак согласия с собой.Желтеет дерево…2008 г.

«Когда в весну…»

Когда в веснуприснится осень,птицы сорвутся с Землив прощальный небесный круг,предчувствие войныудушит признание:неумелая мечтаспугнула тебя…и ты еще не знаешь,где себя потеряешь,чтобы затем возвратитьсяи считатьсо слетевших ресничекдолгожданную весну!2014 г.

«В доме стоят часы…»

В доме стоят часы,с моих губ не слетаеттвое имя.Эта осень выдалась на редкость теплой,так что пригляднодаже одиночествосиротеющих деревьев.Тень твоя растворилась,как и все,в солнечном разливе.Возможно, ты – ангел,возможно,и я была ангелом.Мы встретимся…2013 г.

«Весна…»

Весна.Светает рано.Запахов букет…Распахнутые окна-клеткитрепетным обетомраскачивают сон в бдение,бдение в сон…Май.В соцветии душ —тандем! размах!..Круг прежний не замкнется,впредь просторыпереведут ориентиры в здесь, сейчас…Дуновение неведомой силыоткроет разночтений вальс.Все смыслы слов,вся многослойность мыслейулягутся на новые края.О, пробуждение!О, цветение!Ритм сердца,неприкрытость жилки —энергии бегущая волна…2013 г.

«Cиние врата преисподней…»

Cиние врата преисподней,златые купола рябят.Христос онемелой рукойсдвигает Вселенский каркас…2004 г.

«В тени деревьев…»

В тени деревьев,в шелесте листвы,я соловьиным эхом разрастусьи красным макомна груди седой,познавшей бремяистины земной…Надежные столпынемеркнущего Светадавно уж стерегут восход,и солнце – жало тысяч пчел,и аистов край – рай покоя,и речь земли ее – ручей:слова Армениистекались филигранно,и тайна тайнв глуши ее ветвей.Печаль глубока,но жизнь – источниквечного потока,и в книгах,что мосты-столпыпарящих облаков —приют для глаз моих оков.Здесь вечности следы…Преодоление…Времени исход…И новое натянутойструной рвет бремя!и камень здесь поет!возносит гимн,хвалу,моления……в тени деревьев,в шелесте листвы,в прохладе рек и тишины…2013 г.

«Голос матери…»

Голос материнад домом…В солнечных разливах тишинышороха смешные переливы,красных лепестков цветы,сонные текучие росинки,и тугой смолы следы,сладких синих слив улыбкии тумана легкого попыткиудержать,объять,как кокон,в солнечных разливах тишиныголос матери…2004 г.

«Кто запомнит мою неровную песнь?..»

Кто запомнит мою неровную песнь?Ветер, нервно скользящий по отвесным скалам?Звезды, заплутавшие в волосах, развеянных ветром?Солнце, что помнит восторги созерцания?Дождь – свидетель слез уединения?Дорога – верный целитель суеты?..Океан!Только ты запомнишь мою неровную песнь…Так было.Есть.Будет.2013 г.

«Солнце…»

Солнце.В садах Эдема много солнца…Время придет возвращаться туда,и душа моя,подобно оленёнку,неустойчиво будет ступатьпо огромному полюзолотых листьев.Расцветшая сакураокончательно собьет с толку:весна ли?осень ли?Неумелая, буду тянутьсяк каждому незнакомомуцветку, листу,воскрешая в памяти позабытый язык…А ты – будешь рядом,всегда рядом…Зорким молчанием оберегатьи целовать в неокрепшее темя,когда присутствие твоебудет более, чем насущным…2014 г.

«Росой обрызган…»

Росой обрызганутренний рассвет.Покой спросоньявстрепенулся.И свежесть ранняяспешит нас одарить собойблаженством бурного настроя…2004 г.

«Ощутить мне хочется мечту…»

Ощутить мне хочется мечту,в ее игривых очертанияхнепризрачную стойкость оснований,положенных началом в новизну…2004 г.

«Покой…»

Покойв беззвучии высокомпытается соотнести словав согласии с наброском,что смотрит немощно в глаза,что просит набожноу входав пытливость строгого ума,напрягшего сердечность тока…2004 г.

С-УМА-ШЕСТВИЕ

«Сумаcшествие – сшествие ума?..»

Сумаcшествие – сшествие ума?..возможно в сердце,возможно в никуда…

«Я буду гладить твои руки…»

Я буду гладить твои рукии слушать стихи.Физика телане выдерживает откровений ночи:невесомость глушит…

«Я помню все свои разочарования…»

Я помню все свои разочарования.Душа не умеет быть хитрой…

«Обернется печаль…»

Обернется печаль,позовет в сердцах…И, выдержав паузу признания,поспешит скрыться,стерев с лица побеги морщин…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Сережа – Сергей Параджанов

2

кинто – в Грузии мужчина без определённого занятия или занимающийся торговлей, весельчак, завсегдатай духанов (Тифлис).

3

шалахо – танец народов Кавказа.

4

мамало – леденцы (груз.).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу