bannerbanner
К развитию реалистического мировоззрения
К развитию реалистического мировоззрения

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
18 из 20

Заканчивая тему построения сложных гармонических пропорций, скажу следующее:

• получается, что форма схемы главной, исходной иерархии слагаемых всеобщего абстрактного содержания природы (и как образец – форма фрактала) определяет форму схемы главной, исходной сложной наиболее гармонической пропорции основных сил бытия слагаемых этого всеобщего содержания;

• а форма этой главной, исходной сложной пропорции основных сил бытия своим обратным влиянием контролирует форму этой главной, исходной иерархии слагаемых всеобщего содержания, то есть контролирует процентные доли, или относительные величины (частичную массовость) всех уровней этой исходной иерархии, ведь, как я говорил выше, только форма исходной сложной пропорции точно совпадает с формой исходной иерархии, а любые изменения ширины этой пропорции вызывают и соответствующие изменения в относительной массовости всех уровней, а значит и изменения формы любых иерархий;

• и это означает, что все основные, принципиальные характеристики и любых иерархий и любых пропорций сил основных состояний и отношений бытия слагаемых этих иерархий – полностью взаимозависимы и определяют друг друга;

• и это является очень важным слагаемым всеобщего порядка бытия природы.


Каплеобразность всех этих четырёх сложных пропорций гармоничного преобладания сил взаимных зависимости существования и отношений согласия над силами противоположных состояний и отношений в бытие слагаемых любых сложных иерархических единств показывает следующее. – Неравное по степени преобладание первых сил над вторыми на разных уровнях иерархии любого существующего сложного единства представлено разными расстояниями между всеми симметрично расположенными точками на верхней и нижней линиях схемы каждой сложной пропорции этих сил по обе стороны от средней горизонтальной линии этой схемы, которая представляет собой пятидесятипроцентный уровень этих сил как, повторяю, уровень образования и распада единств.

Это неравное по степени преобладание первых сил над вторыми, или разная ширина отдельных, частичных пропорций, находящихся на разных иерархических уровнях любой пропорции сложной гармонической, определяет их разное качество: чем шире пропорция, тем более она является «дружественной», мирной и спокойной; и наоборот, чем уже пропорция, тем более она является «враждебной», воинственной и ожесточённой. Этим подтверждается то положение, что всё более активная и ожесточённая борьба слагаемых иерархических единств действительно происходит на всё более высокой части высшего и всё более низкой части низшего уровней любых иерархий, а всё более спокойная борьба – на всё более широкой части иерархии, то есть на её ступенях всё более близких к границе между низким и средним уровнями иерархии.

Но все эти различные, отдельные, частичные, разноширокие и разновысокие пропорции, как слагаемые пропорции сложной, несмотря на все свои различия по ширине и определяемому ею качеству отношений слагаемых любых иерархических единств, являются одинаковыми, такими же по степени своей гармоничности (или дисгармоничности), как и вся их сложная пропорция, являются одинаково соответствующими этой общей степени её гармоничности (или дисгармоничности), являются справедливыми для этой её степени на своих уровнях всей своей сложной пропорции и всей иерархии своего единства. То есть любая общая для всей любой сложной гармонической пропорции этих основных сил степень её гармоничности (а также и любая общая для любой сложной дисгармонической пропорции степень её дисгармоничности) выражается очень разными отдельными, или частичными пропорциями этих сил на разных иерархических уровнях этой сложной пропорции, и значит на разных ступенях иерархии любого единства.

Эти предлагаемые мной положения о постоянной исходной и средней (наиболее гармонической) и производных (менее гармонических и дисгармонических), простых и сложных пропорциях сил основных исходных и производных состояний и взаимных отношений бытия слагаемых исходного абстрактного единства всеобщих содержаний являются, как я считаю, закономерными и общими также и для всего конкретного бытия каждой отдельной Вселенной. Но с тем отличием от бытия её исходного единства всеобщих содержаний, что наиболее гармоническая пропорция всех состояний и отношений бытия всех слагаемых всех её конкретных неразрывных и разрывных единств существует в их бытие не как постоянная исходная и средняя, но лишь как пропорция временная и преходящая, и наиболее явно она существует лишь в первый из трёх периодов их бытия – период развития; а действительно постоянной как исходной (то есть как закон) и самой средней из всех этих пропорций во всём бытие всех конкретных единств каждой отдельной Вселенной является именно пропорция дисгармоническая – 1 к 2, которая показывает преобладание сил взаимной независимости существования их слагаемых, сил их противоречия, борьбы, развала и гибели. Причём, на всех уровнях развития материи, во всех единствах любых тел все эти пропорции, как общие для всей конкретной природы каждой отдельной Вселенной, проявляются одинаково по своим относительным величинам, но проявляются различно лишь по своим величинам абсолютным.

Поэтому применительно к людям можно сказать, что как бы высоко ни развивалось далее человечество, или какие бы высокие цивилизации ни существовали на нашей или любых других планетах нашей или любых других звёздных систем, галактик и Вселенных, всеобщие принципиальные пропорции гармонии и дисгармонии основных противоположных сил бытия слагаемых любых сложных единств были, есть и будут одинаковыми по своим относительным величинам для всех и всегда. Это есть необходимое проявление действия закона всеобщих подобия (или тождества по всё более глубокой сути) и различия (лишь по всё более частной специфике её проявления).

Итак, повторю вкратце свои основные положения по этой теме:

• я считаю, что постоянным и неизменным как исходным и самым средним во всём бытие каждой отдельной Вселенной совмещением сил всех основных противоположных и неразрывных, простых исходных и сложных производных состояний и отношений бытия всех слагаемых неразрывного единства всеобщих абстрактных содержаний природы, является их совмещение наиболее гармоническое, которое выражается октавной пропорцией – 2 к 1 – и показывает преобладание сил взаимной зависимости существования этих слагаемых, их согласия, мира и добра над всем противоположным, из чего и происходит вечность существования этого единства всеобщих содержаний;

• а постоянной исходной и самой средней пропорцией всех основных простых исходных и всех сложных производных состояний и отношений бытия слагаемых любых конкретных единств каждой Вселенной является пропорция тоже октавная – 1 к 2, которая однако показывает преобладание сил взаимной независимости существования их слагаемых, их противоречия, борьбы, развала и гибели единства;

• эта постоянная исходная и средняя пропорция основных состояний в полном бытие всех конкретных единств природы (1 к 2) является для них и очень дисгармонической (морально), как ведущей эти единства к гибели, и в то же время она является и наиболее гармонической (физически), как пропорция тоже октавная и как необходимая для замены всего старого новым, и значит для существования такого всеобщего порядка вещей в природе, который есть;

• а пропорция – 2 к 1 – также существует во всей конкретной природе каждой Вселенной, в бытие слагаемых любых конкретных её единств, но уже не как пропорция постоянная исходная и средняя, а лишь как более или менее временная и преходящая, определяющая развитие этих единств и существующая наиболее выраженно лишь в первый из трёх периодов их бытия;

• во втором же, или в среднем из трёх периодов бытия всех конкретных единств – разрывных (существующих очень кратко) и неразрывных (существующих вечно лишь относительно) – происходит изменение пропорций сил основных состояний и отношений бытия слагаемых этих единств – от пропорции наилучшей их гармонии (2 к 1 в пользу состояний и отношений первого типа – согласие, мир, добро) к пропорции наименьшей приемлемой их гармонии (3 к 2) и далее к ещё меньшему преобладанию сил состояний и отношений первого типа, – это есть уже их дисгармония второго типа. Это изменение пропорций приводит, естественно, ко всё большему ослаблению этих единств;

• и в третьем периоде бытия всех конкретных единств соотношения этих сил приходят постепенно уже к их равновесию, – это есть их дисгармония третьего типа, и, наконец, к преобладанию сил состояний и отношений второго типа (противоречие, война, зло), – это есть их дисгармония четвёртого типа, что неизбежно приводит всё конкретно существующее в природе, любые единства, вплоть до каждой отдельной Вселенной, к деградации, распаду и гибели.

Я думаю, что хорошим примером разделения бытия всех тел и их единств на три их основных периода и указанного изменения пропорций основных состояний и отношений бытия их слагаемых в эти периоды является бытие человека, которое приблизительно делится на следующие три основные периода: до 25–30 лет, до 50–60 лет и до 75–90 лет.

Повторю ещё одно из основных положений: расширение этих исходных октавных – простой (две параллельные линии) и сложной (каплеобразной) – пропорций наилучшей гармонии в бытие слагаемых единства исходных всеобщих содержаний (а также и в бытие слагаемых всех конкретных единств) до двухоктавных пропорций широкой приемлемой гармонии (4 к 1) относится в процентах сил к сужению этих октавных пропорций до натуральных квинтовых пропорций узкой приемлемой гармонии (3 к 2) также как – 2 к 1;

• и ещё большие отклонения от этих октавных простых и сложных пропорций наилучшей гармонии в стороны их расширения или сужения, то есть отклонения за пределы пропорций широкой или узкой приемлемых гармоний, составляют уже все степени дисгармонии сил всех этих основных, простых и сложных, противоположных и неразрывных – первого и второго типов состояний бытия и отношений всех слагаемых всех единств.


Об отношениях слагаемых сложных конкретных единств, находящихся на разных уровнях их иерархий, можно особо сказать следующее. Пропорции основных исходных простых состояний (и отношений) бытия таких слагаемых любых таких единств, определяющие их основные производные сложные состояния, – сначала мира и войны, а затем добра и зла, – зависят сами от пропорций собственных сил этих слагаемых в тех их качествах, через силу в которых построены их иерархии, и от их иерархического расположения. – Некоторая определённая и разная в каждом отдельном случае мера различия в силах слагаемых и в их иерархическом расположении определяет устойчивость этого их расположения относительно друг друга и устойчивость гармонических пропорций их основных исходных состояний и отношений. А значительное увеличение или уменьшение этой некоторой определённой меры этих их различий вызывает нарушение их гармонии, нарушение их иерархической устойчивости и обострение их борьбы. При уменьшении этих различий слагаемых возрастает доля их борьбы за власть друг над другом, а при слишком большом увеличении этих их различий возрастает доля их борьбы за уменьшение их иерархического неравенства и происходящего отсюда неравенства во всех условиях их бытия.

В науке и философии существуют такие мнения, что процессы прогресса и деградации в природе или уравновешивают друг друга, или что процессы деградации даже преобладают. Я считаю, что в бытие «нашей» Вселенной, как и в бытие всего конкретно существующего вообще, по нормальному порядку вещей необходимо бывают периоды: сначала наибольшего преобладания развития над деградацией, затем всё большего выравнивания их сил, и наконец, преобладания деградации. Но постоянно исходно, как закон, и поэтому в среднем преобладают, конечно, именно силы деградации (1 к 2), ведь в конечном счёте всё конкретно существующее неизбежно когда-то гибнет и бесконечно превращается в нечто другое.

И мне кажется, что на сегодняшний момент бытия «нашей» Вселенной процессы развития и деградации в ней выглядят приблизительно так:

• если увеличения количества слагаемых внутри корпускул любых галактик (внутри их звёздно – планетных скоплений) уже не происходит, что было первым периодом их бытия, и если пока не происходит растяжения и распада галактик, что будет третьим периодом их бытия, то это означает, что сегодня все галактики «нашей» Вселенной находятся ещё во втором периоде их бытия. (Известно однако, что наша Луна постепенно удаляется от Земли со скоростью – 4 см. в год. И если это есть начальное проявление растяжения пространством нашей солнечной системы и всей «нашей» галактики, то это может быть началом третьего периода бытия всех галактик, началом всё более быстрого растяжения всех их слагаемых?);

• а так как внутри корпускулы всей «нашей» Вселенной все её галактики всё-таки разлетаются, то есть растягиваются пространством, то это значит, что силы растяжения материи пространством внутри корпускулы всей «нашей» Вселенной между всеми её галактиками уже значительно преобладают над силами сжатия материи. Но преобладание этих сил растяжения материи является пока ещё не достаточным для того, чтобы растягивать друг от друга слагаемые корпускул галактик, и пока эти силы растягивают друг от друга только цельные корпускулы галактик и их внешние поля;

• а внешние для всей «нашей» Вселенной силы растяжения материи пространством, растягивающие её поле и корпускулу, преобладают над силами сжатия материи уже, конечно, в большей мере, чем внутри её корпускулы. Но и это преобладание этих сил, как я думаю, является пока ещё не достаточным для того, чтобы ещё более увеличить их преобладание внутри корпускулы Вселенной;

• но это соотношение сил сжатия материи и растяжения её пространством снаружи, а затем и внутри корпускулы всей «нашей» Вселенной постоянно и постепенно изменяется в сторону всё большего преобладания сил растяжения материи, – об этом говорит всё более ускоряющийся разлёт галактик корпускулы «нашей» Вселенной (но исходной и средней для полного бытия всего конкретного, в том числе и всей «нашей», и каждой другой отдельной Вселенной пропорцией этих сил является всё же только пропорция октавная – 1 к 2 – в пользу сил растяжения). И когда-то необходимо и явно наступит такой момент, когда начнут растягиваться и корпускулы всех галактик «нашей» Вселенной, все их звёздно – планетные системы. И это будет означать близкий конец жизни на всех планетах всех галактик и близкий конец бытия всей «нашей» Вселенной, постепенное превращение её лишь в исходное силовое гравитационное поле. А пока вся «наша» Вселенная находится, по-моему, где-то или в середине, или в конце второго периода её бытия. Более подробно о Вселенной – в Третьей части книги (Гл. 5).


Я называл гармонией такие пропорции противоположных состояний и отношений бытия слагаемых всех их конкретных единств, которые способствуют их прогрессивному развитию и устойчивому существованию. Но философия и наука с древнейших времён называют «всемирной гармонией» такой существующий в природе порядок её бытия, который определяет неизбежную гибель всего старого и замену его новым. И это, конечно, есть такой порядок, в котором преобладающим в постоянной как исходной, и поэтому средней и суммарной «формально гармонической» (как октавной) пропорции – 1 к 2 – является не единство, согласие, мир, добро и прогресс для каждого отдельного и всех вообще материальных образований, для всей каждой Вселенной, а всё противоположное. Я считаю такое понимание «всемирной гармонии» хоть в общем и справедливым, но всё же неполным, а, как максимум, лишь половинчатым, так как в таком её понимании говорится только о временном бытие всего конкретного и отдельного, и не говорится о вечном бытие всего всеобщего и абстрактного, то есть о вечном бытие единства всеобщих содержаний природы, которое как раз и определяет единый всеобщий и вечный порядок её бытия.

Учитывая всё сказанное о пропорции – 2 к 1, которая показывает наиболее гармоничное преобладание сил объединения и «добра» над всем противоположным и является: с одной стороны, пропорцией постоянной как исходной, и поэтому средней и суммарной в бытие всех слагаемых единства всеобщих абстрактных содержаний природы; а с другой стороны является пропорцией лишь временной, определяющей лишь период развития, то есть лишь начальную, одну третью часть всего бытия всего конкретно существующего;

• и учитывая всё сказанное о пропорции – 1 к 2, которая показывает наиболее «гармоничное» (лишь как октавное) преобладание сил растяжения, разъединения и «зла» над всем противоположным и является: с одной стороны, пропорцией наиболее губительной для существования каждого отдельного конкретного материального образования и лишь временной, определяющей третий, последний период ограниченного бытия этого всего конкретного и отдельного; а с другой стороны, она является постоянной как исходной, и поэтому средней и суммарной пропорцией этих сил во всей конкретной природе, определяющей смену всего старого новым как одно из главнейших слагаемых всеобщего порядка бытия;

– можно, как я думаю, считать эти две пропорции двумя главными постоянными как исходными, и поэтому средними и суммарными наиболее гармоническими пропорциями, или «константами» в бытие природы. Первая пропорция – это «константа» для всего всеобщего и абстрактного, а вторая – это «константа» для всего отдельного и конкретного. И я думаю, что они есть именно те две гармонические и противоположные – «абстрактная и конкретная общеприродные константы», которые своим неразрывным единством определяют (что видно только на уровне ограниченного бытия каждой отдельной Вселенной) суммарный результат всеобщего порядка бытия природы и составляют уже самую основную, принципиальную формулу «всемирной гармонии», которую искали ещё многие философы и учёные древности начиная, наверно, с Пифагора и Гераклита.

Эта вторая пропорция (1 к 2 – по отношению к силам сжатия и растяжения материи) является, по-моему, именно той «космологической константой», которую всё ещё ищут и современные учёные, начиная с А. Эйнштейна.

Все всеобщие законы природы всегда и неразрывно присутствуют своим определяющим действием в неразрывных конкретном и абстрактном бытие (единство всеобщих содержаний) природы. И в конкретном бытие в действии этих всеобщих законов преобладает в среднем всё то, что определяет «общеприродную конкретную константу» – 1 к 2; а в абстрактном бытие в действии этих всеобщих законов преобладает в среднем всё то, что определяет «общеприродную константу абстрактную» – 2 к 1. И неразрывное единство этих двух «констант» составляет, как я думаю, принципиальную формулу «всемирной гармонии».

А в более полную формулу «всемирной гармонии» должны входить, как я думаю, и другие «константы». Вместе с названными основными я вижу их семь:

1) 2 к 1 – в пользу сил взаимозависимости существования и согласия слагаемых абстрактного единства всеобщих содержаний над противоположным; эта пропорция как исходная, средняя и суммарная определяет вечное бытие и этого единства и определяемого им всеобщего порядка бытия природы;

2) 2 к 1 – в пользу (в среднем) этих же сил в бытие всех конкретных неразрывных единств, что и определяет их практически вечное существование;

3) 2 к 1 – в пользу сил сжатия материи над силами её растяжения; этой пропорцией определяется момент мгновенного сжатия части поля в «чёрное» тело;

4) 2 к 1 – в пользу сил взаимозависимости существования и согласия слагаемых любых тел и их единств как наилучшие условия для их существования и развития; эта пропорция существует лишь в первую третью часть их бытия;

5) 1 к 2 – в пользу сил растяжения материи пространством над силами её сжатия; а также в пользу сил взаимных противоречия и борьбы в бытие слагаемых любых конкретных единств; – эта пропорция как исходная, средняя и суммарная определяет временность бытия всего существующего конкретного отдельного;

6) 1 к 1 – равенство сил сжатия и растяжения материи; а также сил согласия и противоречия в бытие любых конкретных единств; – как «критическая точка», определяющая начало образования или распада любых тел и их единств;

7) единые во всей природе максимальные масса исходного «чёрного» тела и плотность материи в его центре, превышение которых приводит каждое такое тело к его «Большому взрыву» и происхождению каждой новой Вселенной.

Но почему эти общеприродные «константы» выражаются именно наиболее гармоничными пропорциями – 2 к 1 и 1 к 2? – Я думаю, что постоянными как исходными, и поэтому средними и суммарными соотношениями любых основных противоположных и неразрывных сил бытия природы могут быть только такие их соотношения – октавные, наиболее простые, гармоничные и определяющие, организующие, контролирующие всё бытие природы как одни из её главнейших всеобщих законов. А если бы это было не так, то не было бы и всеобщего гармоничного порядка бытия в природе, в ней царил бы полный и вечный хаос.

И поэтому, можно, по-моему, сказать, что октавную пропорцию вообще, как всеобщий принцип, можно считать самой первой, исходной, главной и всеобщей «константой» (тогда их – восемь), или всеобщим законом природы, определяющим среднее и наиболее гармоничное соотношение разных по величине сил всех основных противоположных типов состояния бытия и движения материи.

Так я представляю себе гармонию природы в музыке и числах. И этими своими положениями я «посылаю привет» всем искателям этой гармонии, и особенно великому Пифагору, знаменитому «покорителю чисел» – древнему греческому философу и математику (жил около 580–500 гг. до новой эры), который говорил, что Вселенная является гармонией чисел, что числа определяют природу вещей и являются их сущностью (А. П. Шептулин. Там же, стр. 20), что «принципы математики – числа – одновременно являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции – отражением гармонии самого мира» (Философский энциклопедический словарь. Стр. 342. Москва. ИНФРА – М, 2002).


Заканчивая эту тему, хочу сказать ещё несколько слов об отношениях в обществе. Как я уже говорил, я думаю, что дисгармонические отклонения от наилучшей гармонии основных сил бытия (или сил основных типов движения материи) происходят не только в сторону сужения пропорций этих сил, но и в сторону их расширения. Особенно явно это видно во взаимных отношениях слагаемых сложных многоступенных иерархий, где отношения между всё более разновысокими и разносильными ступенями показывают всё большую власть высших ступеней и подчинение, подавление низших, всё большее и всё более вынужденное преобладание согласия этих ступеней с их иерархическим расположением и всё большую трудность проявления их несогласия, противоречия и проведения борьбы за утверждение себя. Почему это особенно явно проявляется во многоступенных иерархиях? – Потому, что каждая ступень иерархии стремится, естественно, иметь свою долю всех преимуществ, получаемых от более высокого положения. И чем больше ступеней имеет любая иерархия, тем большие различия и противоречия накапливаются, суммируются и проявляются во власти и подвластности, и во всех других особенных моментах бытия высших и низших ступеней такой иерархии. Для сравнения можно привести в пример обычную лестницу – чем больше в ней ступеней, тем большие тяжесть и давление оказываются на её ступени всё более низкие. И наиболее явно такое положение существует, конечно же, в самых сложных и многоступенных иерархиях – иерархиях общественных. Здесь, из-за наибольшего количества ступеней иерархии, в наибольшей мере образуются и проявляются различия и противоречия в величине власти, в правовом и имущественном положении людей, дисгармония взаимных отношений между высшими и низшими её ступенями, жестокое подавление низших, недостаток их возможностей для развития и утверждения себя. Это становится причинами общественных недовольств, застойных явлений и искажений в развитии общества, общественных «болезней» и революционных взрывов. И поэтому для улучшения общественных иерархических отношений, для их гармонизации как создания благоприятных условий для существования и развития общества, для обеспечения общественного «здоровья» – необходимое и должное различие между высшими и низшими ступенями общественных иерархий в их властвующем, правовом и имущественном положениях не должно быть слишком большим.

Я считаю, что общество в своём бытие должно стремиться:

• во-первых, к установлению полного исходного доиерархического равенства всех своих слагаемых во всём – в их человеческом достоинстве, во всех их общественных правах и возможностях существования, развития и утверждения себя в соответствии с особенностями и силой их качеств и в ответственности перед законом;

• во-вторых, к установлению должного производного иерархического, но лишь небольшого неравенства также всех своих слагаемых и также во всём;

• в-третьих, к установлению возможно большего преобладания общественного «добра» (как гармонии мира и войны) над «злом» (как любой дисгармонии мира и войны) во взаимных отношениях всех своих слагаемых;

На страницу:
18 из 20