Полная версия
Курс писательского упрямства
Курс писательского упрямства
Ульяна Сергеева
Иллюстратор Анна Лоч
Редактор Ксения Зуева
Фотограф Валерия Маркелова
© Ульяна Сергеева, 2020
© Анна Лоч, иллюстрации, 2020
© Валерия Маркелова, фотографии, 2020
ISBN 978-5-4490-9603-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
БЛАГОДАРНОСТИ
От всего сердца благодарю:
Моего друга и союзника Ксению Зуеву, которая тщательно отредактировала рукопись и выступила соавтором практических заданий;
Замечательную художницу Анну Лоч за дизайн обложки;
Фотохудожницу Валерию Маркелову за портрет автора;
Моих родителей за то, что научили меня быть собой;
Моего мужа Дмитрия за веру в меня и постоянную поддержку;
Наших дорогих сыновей за будничные чудеса и тренировку моего писательского упрямства;
Моего друга Елену Кембор за теплоту, участие и вдохновение;
Моего друга Марию Рыбину за её книгу «Сейчастье», которая помогла мне написать этот давно задуманный курс;
Моих друзей, редакторов книжного и киноклуба в ВК Ольгу Мазуренко и Ирину Бердникову за помощь в составлении полезных приложений к книге (https://vk.com/womensbookclub и https://vk.com/womenscinema)
Дорогих читателей за добрые чувства и поддержку;
Друзей-писателей за вдохновение и смелость, с которой они дарят свой талант.
Предисловие
«Я упряма, – это лучше!»
Марина Цветаева
В нежном дошкольном детстве родители часто упрекали меня за упрямство. Если уж я решала что-то сделать, то твёрдо стояла на своём. Переубедить меня было не легче, чем сдвинуть с места пару альпийских вершин. К слову, не всегда это оканчивалось хорошо, но «опыт, сын ошибок трудных», вёл меня под локоток к очередному жизненному уроку.
Когда я начала учиться во французской гимназии, мама с облегчением выдохнула – моё упрямство гармонично превращалось в упорство: я вдохновенно штудировала французский язык, литературу, историю. С любопытством участвовала в олимпиадах и конкурсах.
Затем я поступила в университет на факультет переводоведения. После первого же курса я приобрела газету с вакансиями и тут же, сидя на скамейке в парке, позвонила в агентство переводов и договорилась о прохождении практики. Так началась моя переводческая карьера. Шла она довольно успешно – днём я училась в университете, а вечерами и ночами занималась письменными переводами. С третьего курса иногда работала также устным переводчиком и репетитором по французскому, оплачивая не только свои развлечения, но и частично вторую учёбу на психологическом факультете, уроки испанского языка и курсы вождения.
Таким было моё студенчество – насыщенным, интересным, ярким. Я мечтала открыть своё агентство переводов и посвятить изучению иностранных языков всю жизнь.
Писать стихи я начала в средних классах школы, и с тех пор писала постоянно, пробуя разные стили и формы.
Школьницей и студенткой участвовала в поэтических марафонах.
После счастливого замужества наступила пора не менее радужного материнства. Я окунулась в обустройство дома, бытовые задачи, отдыхая за чтением и рукоделием.
И мне очень хотелось писать. Писать постоянно, осмысливать свою жизнь, находить единомышленников, отдавать что-то в ответ этому прекрасному миру.
Так родился мой блог «Кружево жизни». Сейчас ему три года, и это уютная виртуальная гостиная, посвящённая моему творчеству, любви к чтению и писательству, домашнему уюту.
В 2016 году я начала писать свой дебютный роман «Дом с вишнёвыми ставнями». О том, как это было, я расскажу подробнее в книге, а пока скажу одно: именно тогда я поняла, что для продуктивного творчества одного таланта мало. Необходимы также дисциплина, вера в свои силы и в творческое начало, умение слушать внутренний голос и не заглушать его чужими мнениями. И вот тут-то мне на помощь пришло моё упрямство.
Поясню: я знаю, что в этом контексте уместнее использовать слово «упорство». Но! Скажите его своему внутреннему, особенно ещё не окрепшему писателю, и он уменьшится до размеров тюльпанной луковицы от значимости и важности этого слова. «Надо быть упорным!» – скучно!
А теперь предложите ему поупрямиться. Настоять на своём, и написать уже, наконец, книгу! Хорошо, пусть не книгу – начнём с рассказа, сказки, эссе, одного четверостишия. Поупрямиться и отправить рукопись в десять издательств. Упрямо верить в себя и отправить сборник сказок на конкурс. Упрямство – это весело! Это озорство, немного детства и искорки в глазах!
Вот почему эта книга называется «Курс писательского упрямства».
Как ко мне пришла книга о писательстве? Почему я считаю, что имею право об этом рассказывать?
● Я автор четырёх книг. Три из них изданы и продаются, находят благодарных читателей. Для четвёртой книги я сейчас ищу издательство. И пишу пятую.
● У меня есть опыт как писательского (и издательского) успеха, так и небольших неудач. Несмотря ни на что, я продолжаю писать. И намереваюсь продолжать – потому что не могу иначе.
● На протяжении трёх лет я активно изучаю писательство.
●Я руковожу активным, живым, динамичным сообществом в социальной сети и развиваю его самостоятельно.
● Мне известно, что такое писательская организованность: четыре книги я написала, будучи «домашней мамой». В основном я пишу во время детского сна: у нас двое сыновей, и они не ходят в детский сад. Мамы меня поймут.
● Я эксперт по упрямству! Моя семья подтвердит. Спасибо мужу за его ангельское терпение и поддержку моих причуд.
Итак, что вы можете ожидать, и чего не нужно ожидать от этой книги.
Я не обещаю вам, что вы внезапно станете писателем, если вы:
● не любите писать;
● не готовы уделать этому время;
● боитесь искать собственный стиль письма и планируете писать, как мистер «N»
● не готовы действовать.
Я обещаю вам, что «Курс писательского упрямства» вдохновит вас и разбудит ваши творческие силы, если вы:
● любите писать в любой форме: вести блог, рукописный дневник, рассказы, стихи;
● хотите обрести смелость быть собой и научиться писать открыто о том, что думаете, чувствуете, видите.
Дорогие писатели, подготовьте красивые блокноты, тетради, ручки. Заварите чайник вашего любимого чая или поставьте на плиту кофе.
Будем откровенничать, и, конечно, писать!
С любовью, Ульяна Сергеева
ГЛАВА 1
ВРЕМЯ И МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО ПИСАТЕЛЬСТВА
Если вы приняли решение «поиграть в писателя», я вас искренне поздравляю: вас ждёт поистине любопытная, интересная, наполненная творческими полётами жизнь!
Осталось не так много: найти в вашей сегодняшней жизни время и место для любимого занятия – писательства.
Согласитесь, чаще всего, особенно в начале пути, мы относимся к писательству как к хобби. Есть время и настроение – пишем. Нет того или другого – мечтаем о том, чтобы писать. И носим в себе эту мысль-мечту, пока из лёгкой кружевной бабочки она не превратится в тяжёлый мешок с пеплом. Пеплом сгоревшей мечты.
Я понимаю, что у вас и так времени «ни на что не хватает». Работа, учёба, дети, уборка дома. Ремонт машины, покупка продуктов, тренажёрный зал. Книжку почитать некогда! Не то что написать!
Я верю в то, что у каждого из нас ЕСТЬ время на то, что действительно важно.
Я не «работаю писателем» с 9—18.00 в звенящей тишине и с оперативно подогревающимся кофейником. И, тем не менее, я пишу пятую книгу.
Представьте, что вы решили научиться водить машину: вы выкраиваете два-три часа в неделю на то, чтобы прослушать лекции, а потом ещё и два-три часа дополнительно для того, чтобы поездить с инструктором. При этом вы не прекращаете работать, отводить детей в детский сад, готовить итальянскую пасту и ходить в кино.
Или, скажем, вы любите вязать. Процесс так затягивает, что вы вяжете каждую свободную минутку: пока на плите жарятся котлеты, пока заваривается чай, пока дети после прогулки моют руки.
Так позвольте писательству «затянуть» вас до такой степени, чтобы время на него у вас нашлось! Попробуйте вести рукописный дневник, набросать рассказ или повесть, и, когда сюжет начнёт раскрываться у вас перед глазами, как бутон цветка, вы не сможете не писать дальше.
Все свои книги я написала дома, в обеденный и ночной сон одного, а теперь двоих сыновей. При этом у меня нет помощников по хозяйству – я мою посуду, стираю, протираю полы, раскладываю по местам вещи, читаю вслух детские книги, играю в лего. А когда дети засыпают… начинается магия! И это волшебное сочетание жизни и творчества – моя жизнь.
Если вы так или иначе не представляете без писательства свою жизнь, давайте вместе подумаем, когда вы можете писать:
● рано утром – вставать на час раньше, чем обычно;
● перед сном – вместо вечернего сериала или фильма;
● в транспорте. Если вы пользуетесь общественным – пишите в блокноте, если водите машину – попробуйте записывать на диктофон;
● в любую свободную минуту.
Я тоже думала, что у меня нет времени на писательство, пока не начала писать прозу. У меня не было выбора – я стала искусным часовым портным. Могу выкроить время практически в любом дне.
Важный момент: не нужно делать из этого жертву. Если вы со страдальческим лицом и понурой душой вместо фильма сядете вечером писать, ваша муза пригорюнится рядом, и ничего продуктивного из этого не выйдет. Если уж вы так устали – лучше посмотрите хороший фильм!
Весь смысл в том, чтобы захотеть находить время именно для этого занятия. Если у вас это вызывает восторг – «О, какой удачный момент, у меня есть свободное время! Дай-ка я попишу!» – всё получится.
Попробуйте сочетать вашу основную жизнь (рабочую, родительскую, супружескую) с писательской, не разделяя их чёткой чертой: «сейчас я с семьёй» и «теперь меня нет, я за письменным столом». За всё время написания моего романа «Дом с вишнёвыми ставнями» я лишь дважды отлучалась из дома писать в кофейне. Если у вас есть возможность организовать для себя идеальную писательскую атмосферу – это прекрасно, действуйте! Если же нет, не отчаивайтесь, книги, причём хорошие, пишутся и «между делом».
Итак, с графиком мы определились – ищем свободное для писательства время или осознанно его организуем.
Теперь о месте.
Ремесло писателя счастливое. Можно работать всегда и везде: делать заметки, подмечая интересные моменты и события, в парке, кафе, в лесу, в поезде. Всё, что нужно иметь с собой – это пачку листов, блокнот, ручку или ноутбук. И ловить идеи, которые благосклонно постучались именно к вам.
Внутренний писатель – существо нежное, ему важно иметь что-то своё. Своё рабочее место. Набор удобных ручек. Свой вид из окна, идеальную кофейню. Скажу честно – я мечтала о письменном столе, когда писала книги в кухне или изголовье детской кроватки. И когда мы переехали в новый дом, я получила этот идеальный стол: пудрового цвета, с ящиками. Поставила его у широкого подоконника, с видом на канал и старинные дома. На столе медная антикварная карандашница, мои блокноты и подарки друзей: деревянная лошадка, подсвечник, шкатулка. Портрет моих родителей.
У меня есть письменный стол, но я очень редко за ним пишу. И даже идеальный белый стул меня не может за него заманить. Но мне так радостно, что у меня просто есть рабочее место! Настоящее, где хранятся мои рукописи и обложки напечатанных книг. Это рабочее место меня вдохновляет взяться за новую книгу. Оно будто говорит мне: «Ты писатель!», – и мне легче начать новый труд.
Подумайте о своём идеальном рабочем месте. Что это? Широкий подоконник? Красивый стол? Или, может быть, вы любите писать в постели, как Астрид Линдгрен?
Рабочее место – вещь для писателя необязательная, но приятная. Оно может стать подпиткой ваших творческих сил.
Я люблю писать в кофейнях, у меня есть пара особенных мест, где хорошо пишется. Иногда я вожу туда своего писателя. Он благодарен и рад.
Чаще всего я пишу за кухонным столом. У нас простой деревянный стол, основательный, в деревенском стиле. На нём нет скатерти; муж покрыл его лаком. Стол приятно пахнет деревом, и я люблю за ним работать. Из двух окон открывается чудесный вид, чайник всегда под рукой, и я могу следить за плитой, если что-то готовлю.
Для писательства важно определить в вашей жизни место и время. Но это не самое главное.
Прежде всего, обретите уверенность в том, что вы не только хотите, но и можете писать. Поверьте в то, что ваши истории хотят быть рассказанными! И тогда всё основное полотно вашего писательского пути будет вышито ровно и гладко.
Задание
● Возьмите лист бумаги и ответьте на вопросы: что вас сейчас больше всего волнует? Отчего вы негодуете? Что неизменно вдохновляет? О чём вы можете читать бесконечно? Среди этих ответов кроются темы ваших будущих произведений.
● Поставьте напоминание в ваш Google Календарь о времени, которые вы выбрали для писательства, или отметьте его любимым цветом в вашем ежедневнике.
● Оглянитесь по сторонам и организуйте одно-два места в вашем доме, где вам хотелось бы попробовать писать.
● Будьте готовы, что вдохновение посетит вас совершенно неожиданно, и держите ручку с блокнотом или заметки в телефоне при себе!
ГЛАВА 2
ИСКОРКА ВАШЕГО ПИСАТЕЛЬСТВА
Пока мы находимся на краю листа, поговорим об искорке вашего писательства, о его цели. Ответ «я не могу не писать» так и готов сорваться с губ, но это скорее смысл вашего творчества, а не цель.
Для чего писатели пишут?
Несколько причин, от благородных и высоких до самых прозаичных:
● самовыражение
● желание через книгу дарить доброту, любовь, мораль
● «потому что получается»
● ради заработка
● признание, слава, успех
● потребность оставить след, память потомкам
Это лишь некоторые причины, подмеченные мной в биографиях любимых писателей. Какие-то из них более высокие и благородные, другие – довольно прозаичные.
А для чего пишем мы? Давайте признаемся честно. И если делимся нашим творчеством, то для чего?
Раньше, когда я писала стихи, я и не думала их кому-то показывать, а тем более печатать. Уже потом, с появлением блога, мне захотелось делиться творчеством, и, конечно, было любопытно узнать мнение читателей о моих строках. Мой стихотворный сборник собирался несколько лет, и теперь я радуюсь, что он вышел отдельным томиком с кружевной обложкой. В этой книге – настоящая я, это не проза, где читатель знакомится с героями-персонажами, стихи – это мои личные впечатления, встречи, приобретения и потери.
Вопрос «Для чего я пишу?» возник вместе с прозой. Ещё в процессе работы роман «Дом с вишнёвыми ставнями» казался мне таким добрым, светлым, нужным и важным, что я чувствовала потребность поделиться этой историей с другими. Даже, в некоторой степени, долг: раз такая история пришла ко мне, я должна «передать её дальше».
Издание собственного тиража не обогатило меня финансово, но сделало богаче духовно: я получила много хороших отзывов о романе, от просто приятных до окрыляющих. Это книга о достижении заветного, и несколько читателей после прочтения сделали первые шаги навстречу своим мечтам – это неописуемо здорово!
Затем, когда я писала сборник рождественских сказок, у меня было ощущение, что я просто обязана публиковать их в открытом доступе, что я и делала долгое время, а затем издать любыми путями, чтобы дети могли читать и слушать эти сказки. Сейчас сборник продаётся без иллюстраций, но моя главная цель выполнена – я обеспечила путь этих чудесных сказок от «голоса в моей голове» до чтения детям. Работа над сборником была для меня уникальным опытом: сюжеты и истории сыпались на меня, как рождественская метель, и мне оставалось только записывать – очень быстро записывать.
Иногда я встречаю среди начинающих авторов совершенно нормальное, адекватное и похвальное желание на своём таланте и труде заработать. Это понятная мне позиция. Но! Пожалуйста, не поленитесь и изучите российский издательский рынок. Гонорары начинающих авторов достаточно скромны. Поэтому не вздумайте бросать вашу основную работу сразу, как завершите вашу первую рукопись, и даже тогда, когда её издадут. Должно пройти время, чтобы автор стал читаемым, издаваемым, чтобы издательства снова и снова заключали договор о публикации книг. А это значит, что цель достичь финансового благополучия с помощью писательского ремесла не может и, наверное, не должна стоять первой в вашем списке.
Слава и признание приятны, но необязательны, и вы поймёте, почему: когда ваш читатель напишет вам, что его ребёнок полюбил читать благодаря вашей книге; когда школьный учитель пришлёт вам письма с благодарностью учеников за вашу повесть; когда ваши близкие скажут, что вы пишете хорошо – это и будет самым главным и ценным признанием, намного большим, чем ваше фото в витрине популярного книжного магазина. Это само по себе неплохо, но на мой взгляд, важнее искренние, добрые, светлые слова ваших читателей, а не всеобщее признание и громкое имя.
Для меня важнейшей целью писательства является возможность посредством книги, с помощью историй, дарить читателям теплоту, доброту, любовь, веру в лучшее. Напоминать о вечных ценностях. Отдавать то, что я получаю. То, что мне доверили. Всё остальное для меня важно, но: если не будет всего остального, а останется только этот добрый лучик – я буду писать при его свете. Несмотря ни на что. А вы?
Задание
Составьте свой список тезисов на тему «почему писатели пишут», и расставьте числами приоритеты от 1 и далее. Определите искорку вашего писательства, ту цель, которая побуждает вас браться за перо снова и снова, независимо от результата.
ГЛАВА 3
ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА
Поздний вечер. На страницы моего блокнота падает жёлтый отсвет от абажура. От чашки вьётся душистый пар: остывает чёрный чай с бергамотом и мятой. К нему – несколько долек горького шоколада. За окном ночь, в канале отражаются зажжённые фонари – золотистые дорожки в тёмной воде. Дома тишина. Во всём мире есть только я и мои герои. Я вижу их, а они, надеюсь, не видят меня. И я пишу… Идеально. Не правда ли?
Творческая, она же рабочая, атмосфера для писателя очень важна. Кому-то нравится работать за прибранным столом, другому по душе изящный беспорядок; один любит работать за чашкой любимого чая или кофе, а другому важно не отвлекаться во время написания слов, строк и глав.
Я по крупицам собирала свою творческую атмосферу, пока однажды мне не пришлось писать сказку на краешке дивана, где спал наш новорождённый, и при этом я была в шапке дома. Петербург бывает суров со своими горожанами.
Вся суть этой небольшой главы сводится к одному моему выводу: создавать для себя творческую атмосферу важно, нужно, приятно и здорово. Но важно учиться от неё не зависеть.
Иными словами, если вам для продуктивной работы важны горящие свечи, чашка обжигающего кофе со сливками, треск поленьев в камине и прочая атрибутика хюгге-творчества – это прекрасно! Замечательно, когда удаётся это использовать, чтобы побаловать своего внутреннего писателя, устроив ему идеальную рабочую обстановку. Восхитительно, когда вы можете обеспечить абсолютную тишину, красивый вид из окна и чай из синего фарфора.
Но если по какой-либо причине именно сейчас вам нужно писать (есть поток мыслей, идей, образов или одно неукротимое желание), а возможности создать идеальную атмосферу нет – просто пишите! Ведь самое главное в творчестве – это то, что у вас внутри. Пусть чувства ваших героев согреют вас не менее, а даже более, чем свежий кофе, а вместо огонька свечи пусть теплится ваш счастливый взгляд от плодотворной работы.
Вообще, забавно наблюдать предпочтения моего писателя при работе над разными книгами. Роман я писала чаще всего с чашкой смородинового чая или чая с чабрецом. Сказки и детскую повесть было так вкусно писать со сладким какао, а во время написания стихов я обычно завариваю молочный улун. Если успеваю – стихи обычно пишутся стремительнее, чем проза, и до чайника уже не дойти.
Приучайте себя писать в любых условиях и обстоятельствах. Конечно, нет необходимости терзать себя, если объективно работать невозможно, если рядом шумят дети и требуют вашего внимания. Но можно работать даже в шумных кафе, если погрузиться в свою книгу и «выныривать» на поверхность только для того, чтобы сделать заказ. И писать дальше. Иногда я пишу в кафе, и сначала меня всегда одолевают капризы: «слишком шумно», «слишком душно». Но стоит только приняться за работу: писать, редактировать или вычитывать, – как весь мир оказывается за дымчатой пеленой. А я путешествую по страницам.
Одним словом, атмосфера – это важно и не следует её недооценивать. Но переоценивать тоже не нужно. Иначе может случиться так, что у вас появится идея, а кофе или свечи дома закончатся – не лишать же идею книжного приюта только поэтому?
Задание
Опишите вашу идеальную рабочую атмосферу. Может быть, вы захотите сделать коллаж. Создайте картинку вплоть до мелочей: что у вас на столе, что за окном, какая погода, время года, какое у вас настроение, дома вы или в кафе, на природе или в аэропорту. Запаситесь всем необходимым.
На случай дефицита желаемого сохраните это эссе и перечитывайте перед работой. Держите ваш коллаж на виду или доставайте из папки для творческого вдохновения. Фантазия – уникальный телепорт. Представьте, если нет другого выхода. И пишите!
ГЛАВА 4
КАК НАЙТИ ВДОХНОВЕНИЕ
Знаете, когда меня спрашивают, где найти вдохновение, я сразу вспоминаю историю о старушке, которая искала свои очки. Думаю, все помнят, где оказались столь необходимые ей окуляры – на собственном носу!
Так и вдохновение – иногда мы придаём ему такое эфемерное космическое значение, что попросту его не замечаем.
Например, если эмоции наших героев идут через нас потоком, рука не успевает записывать, из окна в комнату льются рекой птичьи трели, а рядом ароматно теплится кофейная чашка – мы думаем, вот оно, вдохновение! Оно лёгкое и невесомое, как пёрышко, и волшебное, как ковёр-самолёт! «Куда сегодня полетим – подмигивает оно, – в какую из твоих книг?»
А вот когда вдохновение не настолько явное: солнечный луч пощекотал подушку, и вы улыбнулись; или задали любимому человеку важный вопрос и увидели ответ в его глазах; когда вы достаёте из духовки мягкие коричные булочки и вдыхаете их умопомрачительный запах, – вы и не чувствуете, что это «оно». Вот оно, ваше вдохновение, прямо у вас перед глазами. На кончиках ваших ресниц, ветром в волосах, солнечной ладошкой по щеке. Дружелюбное, мирное, спокойное, не такое страстное, как описано выше, но по-прежнему «то самое».
Необязательно всегда выдерживать высокий накал страстей для того, чтобы писать. Не всегда в ваших историях герои будут безнадёжно влюбляться, ссориться, спорить, драматически расставаться. В каждом сюжете есть моменты, когда герои отдыхают, размышляют, философствуют. Подстраивайтесь – и отдыхайте вместе с ними! Пусть текст будет похож на беседу с другом, говорите через бумагу, будьте правдивы и позвольте героям быть собой – как и себе.
Вдохновение – это некое эмоциональное духовное состояние, когда внезапно словно поднимаешься на цыпочки над будничной суетой и делаешь что-то, близкое своему сердцу. Кто-то пишет, кто-то вяжет, кто-то чинит машину, кто-то метёт двор. Вдохновение присуще любому виду деятельности, и счастливы те, кто его замечает!
Писатели, как и все творческие люди, периодически сталкиваются с «эмоциональным застоем», когда не просто нет вдохновения, но и вообще сил и желания ни на что не хватает. «У меня нет вдохновения», – печально твердят они, перелистывая свои рукописи и ожидая подходящего момента.
Вспомните известную поговорку: «А счастья долго ждать? – Если ждать, то долго!». Научитесь себя вдохновлять! Это легко. Это правда легко. Легче не бывает!
Что можно сделать в периоды затянувшейся внутренней тишины или суеты:
– Не отчаиваться. Я знаю, что такое бывает, и знаю, что это проходит. Самое лучшее для начала – это на некоторое время отложить работу и переключить внимание: погулять в парке, испечь печенье, посмотреть хороший фильм, послушать музыку, поговорить с другом, поиграть с детьми.
– Физически отдохнуть. Вдохновение хоть и эфемерное ощущение, приходит оно к нам, обычным людям. К тем самым, которые не высыпаются, мало гуляют, едят вредную еду. Можно распланировать себе план физического отдыха на несколько дней вперёд: раньше ложиться спать, пить травяные чаи, чаще бывать на свежем воздухе, меньше времени проводить в соцсетях.