bannerbannerbanner
25 больших идей мировой литературы
25 больших идей мировой литературы

Полная версия

25 больших идей мировой литературы

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

25 больших идей мировой литературы


Александр Грибанов

© Александр Грибанов, 2020


ISBN 978-5-4490-2706-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРОСТРАНСТВО МЫСЛИ

Александр Грибанов

25 БОЛЬШИХ ИДЕЙ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Читая интересную книгу, ты получаешь полезную пищу для размышлений. А если прочитав её последние строчки, ты испытываешь небывалое воодушевление, это значит, что книга сделала своё дело. Она не только вдохновила тебя, но и заложила в душу важные мысли. Книга «25 больших идей мировой литературы» была написана именно для того, чтобы предоставить на суд читателя те мысли, которые я отметил для себя после прочтения замечательных книг. Я хочу, чтобы вы за короткий срок познакомились с произведениями выдающихся личностей и их большими идеями, которые актуальны по сей день. Философия, религия, глубинная психология, художественная проза, научно-популярная литература, автобиография, эзотерическое знание – здесь представлены самые достойные, на мой взгляд, книги этих жанров.

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга понравится не только тем, кто любит читать литературу различных жанров, но и тем, кто увлекается психологией. Эта книга будет интересна всем тем, кто исследует тайны собственной души и хочет лучше понимать людей. Эта книга, возможно, вдохновит и тех, кто хочет лучше узнать окружающий мир и своё место в нём.


Я выбрал 25 важных для меня идей, с которыми хочу познакомить вас. Понимание этих идей и их применение на практике помогли мне лучше узнать себя и мир, открыть глаза на то, что я раньше не замечал. Это привело к знанию того, что действительно является важным для меня и что попросту лишает меня жизненных сил и является тормозом моей самореализации.


Я хочу, чтобы эти мудрые идеи стали и вашими помощниками в повседневной жизни. Было бы здорово, если бы вы выбрали понравившуюся вам большую идею и создали на её основе замечательное произведение искусства: это может быть повесть, картина, музыкальное произведение или что-нибудь другое, созданное с душой.

1. МИР ТАКОВ, КАКИМ МЫ ЕГО ВОСПРИНИМАЕМ

Всем нам посчастливилось являться людьми. Ежедневно мы общаемся друг с другом, принимаем решения в своей жизни. Мы учимся, работаем, обустраиваем личную жизнь. При этом мы переживаем разные настроения, находим счастье, сталкиваемся с разочарованием, когда-то радуемся, когда-то грустим. Но почему-то мы уверены на сто процентов, что окружающий мир отделен от нашего внутреннего мира переживаний. Однако, это не так. То, что мы наблюдаем перед собой – является лишь нашим личным видением окружающей реальности. Мы замечаем только те детали, которые важны для нашего мировоззрения, отвергая всё неизвестное. Но этого взгляда недостаточно для того, чтобы увидеть широкую перспективу.

Карлос Кастанеда «Учение Дон Хуана» (1968)

Автор, сделавший, возможно, больше, чем кто-либо другой, чтобы сломать стереотипы и привычный взгляд на действительность, приводящий лишь к скуке и страданию, – это Карлос Кастанеда. Герой его произведения Дон Хуан учит нас, что человек становится человеком в полном смысле этого слова только тогда, когда перестает быть всего лишь отражением своей культуры и начинает управлять собственным умом.


На страницах «Учения» Дон Хуан – наследник взглядов цивилизации тольтеков – объясняет Кастанеде, что мир, который мы считаем реальным – это только описание, совместно сотворенная реальность, встроенная в нас с рождения. Каждый из нас воспринимает мир через «социальный шаблон», видя только то, что принято видеть в обществе. При этом на это восприятие накладываются наши личные убеждения и эгоистичные намерения.


Кастанеда со страниц «Учения Дон Хуана» и других своих книг дает советы, как стать способным исключить искаженное восприятие мира, чтобы постичь истину о себе и реальности. Кастанеда называет этот искаженный способ восприятия, которым мы пользуемся в повседневной жизни, «первым вниманием». Этот вид внимания позволяет нам воспринимать мир так, как воспринимает его большинство людей. Увы, в таком случае для нас закрыта дверь в мир, обладающий более радужными перспективными и богатый яркими красками.


Существующий другой способ восприятия, который Кастанеда называет «вторым вниманием», – малоизвестный, но именно благодаря ему границы сознания широко раздвигаются, и для нас становится доступной огромная часть реальности.


Первое что нужно сделать, чтобы достигнуть «второе внимание» – стереть личную «биографию» – представление с детства о самом себе и мире.


Дон Хуан говорит: «Личная биография – чепуха. Лучше просто оставить свое прошлое в покое и сосредоточиться на том, чтобы каждый день быть новым человеком пользуясь свободой непредсказуемости. Самое лучшее, стереть всю личную историю, – сказал он, как бы давая мне время записывать, – потому что это сделает нас свободными от обволакивающих мыслей других людей»1.


Дон Хуан признается, что намеренно окружил свою жизнь загадкой, потому что анонимность – это огромная свобода. И если большинство людей воспринимают мир как нечто понятное и привычное, то это лишает их жизнь чудес и даже в некоторых случаях приводит к большим душевным проблемам.

Олдос Хаксли «Двери восприятия» (1954)

Эта книга начинается с цитаты мистика Уильяма Блейка: «Если двери восприятия были чисты, всё предстало бы перед человеком таким, как оно есть – бесконечным».2


Хаксли с помощью природного вещества, отключающего ментальный фильтр, увидел действительность, отличную от той, которую он ежедневно до этого видел.


В привычном состоянии наш ум постоянно оценивает и анализирует предметы, их пространство-временные отношения друг с другом. Но теперь для Хаксли место, время и расстояние утратили своё значение, а на первый план вышли – яркость, структурность и красота вещей и живых объектов. «Я наблюдал то, что Адам утром в день его сотворения – чудо обнаженного сущего, мгновение за мгновением». Это именно то чудо мира, о котором говорил Кастанеда в своих книгах.


«Каждая личность в каждый момент способна помнить все, что когда-либо с нею происходило, и воспринимать все, что происходит везде во вселенной. Каждая личность – одновременно и бенефициарий, и жертва лингвистической традиции, в которой эта личность родилась: бенефициарий – потому, что язык дает доступ к накопленным записям опыта других людей, жертва – поскольку язык укрепляет ее в той вере, что это урезанное сознание – единственное, и искажает ее ощущение реальности настолько, что эта личность только рада принять свои представления за данные, свои слова – за действительные вещи. То, что на языке религии называется „этим миром“, – это вселенная урезанного осознания, раз и навсегда выраженная и окаменевшая в языке».3


Ошибочное понимание нами символов вещей как действительности – одно из важных прозрений Хаксли.


«Быть выброшенным из привычного восприятия, несколько бесконечных часов видеть внешний и внутренний мир не таким каким он кажется животному озабоченному выживанием, или человеку помешанному на словах и идеях, но таким каким он воспринимается непосредственно и безусловно всем разумом – это переживание бесценно для каждого».4


Возможность видеть действительность иначе – главное откровение для Хаксли: «…„Вот как следует видеть“ – повторял я, глядя на свои брюки или бросая взгляд на драгоценные книги на полках, на ножки бесконечно более чем ван-гоговского стула. Вот как следует видеть, каковы вещи на самом деле. И все же у меня оставались кое-какие сомнения. Потому что, коль скоро всегда видишь вот так, то никогда не захочешь больше ничего другого делать. Просто смотреть, просто быть божественным Не-Я цветка, книги, стула, фланели. Этого будет достаточно».5


Он увидел, что язык и искусство, – есть лишь небольшое отображение высшей красоты не замечаемой реальности.


«Искусство и религия, карнавалы и сатурналии, танцы и слушание ораторов – все это служило, по выражению Г. Дж. Уэллса, дверями в стене. А для частного, повседневного пользования всегда существовали химические интоксиканты. Большинство этих преобразователей сознания сейчас не могут применяться кроме как по предписанию врача или же нелегально и со значительным риском. Для неограниченного употребления Запад позволил только алкоголь и табак. Все остальные двери в стене обозваны наркотой, а те, кто неавторизованно их употребляет, – наркоманами. Мы сейчас гораздо больше тратим на напитки и табак, чем на образование. Это, конечно, не удивительно. Стремление бежать от своей самости и окружения присутствует почти в каждом почти постоянно».6


Хаксли рассуждает в конце книги об ограниченности восприятия современных людей.


«То, что человечество вообще сможет когда-либо избавиться от искусственных раев, представляется маловероятным. Большинство мужчин и женщин ведут жизнь, в своем худшем виде настолько мучительную, а в лучшем – настолько монотонную, бедную и ограниченную, что позыв бежать от неё, стремление превзойти себя хотя бы на несколько мгновений есть и всегда было одним из основных аппетитов души».7

Акутагава Рюноскэ «В чаще»

Этот небольшой рассказ из сборника «Ворота Расемон» заставляет задуматься о том, что же такое на самом деле правда и существует ли единая истина, которую можно постичь?


Действие рассказа происходит в Японии в одиннадцатом веке, где дровосек, странствующий монах, разбойник и прохожий дают показания на суде по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены. Рассказы четырех участников происшедшего не совпадают между собой. Со страниц рассказа мы видим четыре версии происшедшего.


Если утверждать, что правда одна, то кто-то из дающих показания персонажей точно лжет. Но если на миг задуматься о том, что существует множество истин хватит ли нам смелости осуждать людей в их намеренном вранье?


Сегодня мы часто видим, как одно событие описывается с совершенно разных точек зрения. Может быть, герои не нагло лгут, а свято верят в свою трактовку происшедшего? Ведь восприятие каждого из нас субъективно и изначально искажено. Каждый из нас замечает только то, что желает, порой, не обращая внимания на важные детали. Каждый из нас воспринимает «свой собственный мир», уверенный в «истинности» своего взгляда и собственной безоговорочной правоте.

Гамильтон Дэвид «Мысль имеет значение» (2006)

В этой книги автор описывает то, как мысли и чувства, идеи и убеждения, надежды и мечты изменяют состояние нашего тела, обстоятельства жизни и даже положение дел всего мира. Мы не только воспринимаем мир нашим умом, но и воздействуем на наше тело и души других людей.


В книге приведено много научных исследований, которые указывают на то, что каждая наша мысль и каждое чувство, когда-либо нами испытанное, находят выражение в теле. Например, мысли о человеке, чьи поступки влияют на нашу жизнь, вызывают изменения в теле.


«Молекулы, известные как нейропептиды, связывают мысли и эмоции с каждой частью тела. Этим объясняются исцеления плацебо в ходе медицинских испытаний. Если человек верит в то, что ему дают настоящее лекарство, или просто доверяет врачу, который его дает, он, как правило, идет на поправку».8


Мышление и эмоции способно изменять генетику: «Мысли и чувства даже способны активизировать и нейтрализовать гены. Недавние научные исследования показали, что они могут вызывать развитие новых участков мозга, что ведет к изменениям на физическом уровне. В очень буквальном смысле вы представляете собой то, о чем вы думаете!»9


Для того чтобы творить собственную реальность, наполненную счастьем Гамильтон советует соблюдать три простых правила. Соблюдение этих правил поможет сделать счастливым не только себя, но и окружающих вас людей, а также изменить мир. Это любовь к себе, благодарность к другим людям и любовь к природе.

Иммануил Кант «Критика чистого разума» (1790)

Эта книга была написана в переломное для философии время. Именно в 18 веке церковный догматизм теряет свою силу и Кант пытается систематизировать метафизику. Он приходит к выводу, что разум сильно ограничен чувственным и сенсорным опытом. Кант ставит следующий вопрос: возможна ли объективная истина? И отвечает на него отрицательно. Невозможно найти всеобщий и верный критерий истины для всякого знания. Наш ум ограничен, стоит это признать и перестать верить в то, что мы наблюдаем мир каков он есть, мы видим лишь интерпретацию мира. Единственное что мы можем сделать, это ответить на разные важные философские вопросы, и то не на все…


«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».10


Все явления доступны нашему разуму только благодаря тому, что они уже прошли через определенный фильтр априорных ощущений и категорий интеллекта. Мы никогда не сможем получить доступ к объективной реальности.

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЭТО ОБРАТНАЯ СТОРОНА СВОБОДЫ

Скоро пройдёт около двадцати лет с тех пор, как наступил двадцать первый век. В жизнь людей ворвались высокие технологии, но страдания от бессмысленности жизни никуда не делись. Став свободным от многих ограничений прошлого и находясь в комфорте, человек утерял духовную свободу и остался рабом заблуждений, став рабом технологий. И вот мы пытаемся заново пересмотреть свой взгляд на мир, возвращаясь к тем ценностям, которые воспевали минувшими годами наши предки. Помочь в этом возвращение нам помогут такие выдающиеся мыслители, как Спиноза, Сартр и многие другие замечательные мыслители прошлого.

Спиноза «Этика» (17 век)

Спиноза внес большой вклад в философию изучением свободы, как высшей ценности. Спиноза предложил такое определение свободы: «свобода – это познанная необходимость».11


За этим утверждением следуют следующие выводы:

– Свободный человек мало думает о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

– Душевная сила и добродетель свободного человека одинаково усматривается как в избежание опасностей, так и в преодолении их.

– Одни только свободные люди бывают наиболее благодарными по отношению друг к другу.

– Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.

– Человек, руководствующийся разумом, является более свободным в государстве, где он живет сообразно с общими постановлениями, чем в одиночестве, где он повинуется только самому себе.


Таким образом, Спиноза рассматривает свободу сугубо с позиции ответственности, не касаясь свободы вседозволенности, которая является чем-то неестественным и ложным. Для философа свобода – главная добродетель, необходимый стержень нравственной и разумной жизни.

Жан-Поль Сартр «Бытие и ничто» (1943)

Европейский мыслитель Жан-Поль Сартр был одним из величайших защитников человеческой свободы. Понять это можно прочитав его самое важного сочинение «Бытие и Ничто», которое повлияло на развитие всей экзистенциальной философии.


Свобода – центральное понятие всей философской концепции Сартра, свобода противопоставляется случайности и определяется как «первое условие действия», постоянная необходимость для человека «давать себе данное». Именно поэтому каждый человек свободен и ответственен за мир и собственные действия (отсюда знаменитая фраза «человек осужден быть свободным»).


Человек полностью свободен в своем выборе самого себя. Оборотной стороной этой абсолютной свободы становится абсолютная ответственность. Человек ответственен за свой жизненный путь. Однако Сартр указывает на то, что человек часто не выдерживает такой ответственности, и не хочет признавать своей свободы. Он впадает в самообман, бежит от свободы. Он стремится себя объективизировать, идентифицирует себя с социальной ролью, кумирами и вождями.


Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.12


Сартр задается и такими вопросами: Находится ли в отношениях свобода? Почему люди так одержимы своими взаимоотношениями? Сартр говорит, что хотя каждый из нас обладает индивидуальным сознанием, нам нужны другие люди, которые видят нас и «делают нас реальными». Проблема во взаимоотношениях состоит в том, что мы пытаемся превращать других свободных людей в объекты, что в принципе невозможно. Из этого следует, что наш лучший шанс на счастье или на успех во взаимоотношениях – это признание свободы другого человека, несмотря на естественное желание «владеть» им.


Помимо этого, в своей книге Сартр затрагивает и другие важные вопросы философии – что есть «человеческая реальность» и на что похоже человеческое существование. В центре внимания экзистенциалиста два способа существования – бытие феномена (бытие-в-себе) и сознание (бытие-для-себя), которые и образуют дуалистическую реальность.

Карл Чапек «Война с саламандрами» (1936)

В мире художественной литературы немало книг, призывающих лелеять и взращивать в себе свободу, – самый ценный дар, которым мы обладаем. В первую очередь вы можете увидеть этот призыв в романах-антиутопиях, где люди добровольно отказались от свободы.


К таким романам относятся «Мы» Замятина и «1984» Оруэлла, где описываются абсолютно бюрократизированное тоталитарное общество, в котором человек – лишь номер, он потерял всю свою индивидуальность и свободу. Это передаётся через смесь безграничного террора (в книге Замятина добавлена операция на мозге, что меняет человека даже физически), идеологического и психологического управления. Посредством информационного воздействия на сознание люди выполняют чужие команды, как биороботы. Элементы биороботизации человека видны невооруженным взглядом уже сегодня, в наше время. Будет ли продолжаться это дальше, зависит только от воли каждого из нас.


Романы-антиутопии можно расценивать в первую очередь, как звонки из будущего для нас. Эти предупреждения, заключающиеся в том, что, если курс движения общества не изменится, то люди по всему миру потеряют свои самые человечные качества и превратятся в бездушные автоматы, даже более актуальны сегодня, чем в то время, когда были написаны.


Безусловно, одним из таких звонков является роман «Война с саламандрами», написанный Чапеком в 1936 году. Кроме захватывающего сюжета, в нем описаны особенности тоталитарной идеологии и проанализированы те социальные предпосылки, которые создали условия для возникновения формы общественного сознания подобного фашизму.


«Это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, но зеркальное отражение того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем», – писал автор о своей книге.13


Чапек предсказывает наше настоящее: «Беспрестанное увеличение производства и потребления – вот все будущее мира, а посему – пусть будет еще больше саламандр, чтобы еще больше произвести продукции и еще больше сожрать! Названная саламандра умеет читать, но только вечерние газеты. Интересуется теми же вопросами, что и средний англичанин, и реагирует на них подобным же образом, то есть в соответствии с общепринятыми, традиционными взглядами. Ее интеллектуальная жизнь ограничивается мнениями и представлениями, распространенными в настоящий момент среди широкой публики. Естественно не о какой духовной жизни и свободе не идет и речи. Все саламандры одинаковы; у всех одинаковый скелет, все одинаково противны и одинаково посредственны».14


Одной из важнейших нравственных обязанностей людей интеллектуального труда, в том числе писателей и художников, Чапек считал участие в борьбе за защиту идей гуманизма и свободы и резко критиковал тех, кто пытался снять с себя эту ответственность.

3. САМОПОЗНАНИЕ – ПОТРЕБНОСТЬ ДУШИ

Для чего человеку вообще нужна свобода и прочие духовные ценности? Ответить на этот вопрос нам помогут не только философы и современные психологи, но и писатели для которых самопознание было смыслом жизни и главной темой всего творчества.

Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон» (1970)

К таким людям, безусловно, можно отнести Ричарда Баха. Он написал более 10 книг, каждая, из которой может быть инструкцией для вашего личного самопознания. Но самой известной и вдохновляющей стала повесть «Чайка Джонатан Ливингстон».


Это легенда о чайке Джонатане, которая решает, что она рождена для чего-то большего, чем просто есть и жить в комфорте: «Для большинства чаек важно не летать, а есть. Однако для этой чайки было важно не есть, а летать. Отец говорил ему: „Ты летаешь, чтобы есть, а не чтобы просто летать“».15


Однако, Джонатан сутками напролет пробует нырять на большой скорости и летать очень низко над водой. Он желает раздвинуть границы своих возможностей, постичь, на что горазд. Ему удается добиться скорости двести миль в час, которая гораздо больше стандартной.


На следующий день Джонатан отчитали на совете чаек. Его пристыдили за дерзкий поступок и выгнали из стаи. Изгнанный Джонатан окунулся с головой в одиночество, печалясь не столько о себе, сколько о возможностях, которые отвергла стая. Во время своих полетов он обнаружил, что правильный нырок в воду на большой скорости помогает достать более вкусную рыбу, которая плавает немного глубже.


В своем путешествии, которое можно назвать самопознанием, Джонатан встречает таких же развитых чаек и старую чайку—мастера учителя. Вскоре Джонатан сам стал учить других чаек высокому и быстрому полету.


«Когда ты идешь к морю, то видишь чаек, ссорящихся из-за корки хлеба, и думаешь, что они ссорятся из-за пустяков».16


Большинство людей подобны этим чайкам из стаи: если бы они могли избавиться от своего ограниченного взгляда, то поняли бы, от каких сокровищ отказываются.

Боэций «Утешение философией» (4 век)

Боэций был консулом Римской империи. Он не только был опорой Сената, но и также высокообразованным ученым. Но в результате дворцовых интриг Боэций был обвинен в измене и приговорен к смерти. В ожидании казни Боэций пытался найти ответ на вечные вопросы и написал сочинение «Утешение философией».


В начале книги перед заключенным в темницу узником возникает образ госпожи Философии. Она услышала жалобы на несправедливость его положения и решила с помощью разума доказать ему, что люди не должны винить во всех бедах судьбу.


Фортуна приходит и уходит внезапно, а, следовательно, от нее никогда нельзя зависеть. Заключенный считал смыслом жизни свое высокое положение, общественное признание и богатство, но Философия говорит ему, что эти привилегии не могут быть подлинным источником счастья, если они привели его туда, где он сейчас находится.


Наша увлеченность внешними преимуществами, к которым относятся слава, богатство или власть, на самом деле лишь отдаляют нас от источника радости и счастья, которое заключается в самом процессе познания себя.


Боэций считал, что если человек живет не познавая себя, то его жизнь пуста и порочна. Кроме того, человек в таком случае постоянно склонен ошибаться. А последствия ошибок могут быть катастрофичными.


«Отсутствие самопознания свойственно другим живым существам, но в людях оно является моральным пороком».17


Познание собственной личности и души должно сопровождаться созерцанием окружающего мира: «Обратите же свой взор к простору небес, их неизменному и стремительному вращению и перестаньте, наконец, восхищаться вещами, которое не имеют подлинной ценности».18


Философ призывал к свободе разума, ведь свобода разума даже в той ситуации, когда ты не свободен физически, как это произошло с Боэцием, составляют суть душевной зрелости.

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» (1794)

Выше была высказана идея о том, что самопознание невозможно без познания окружающего мира. А главными героями этого мира являются люди, составляющее общество.


В книге Свифта Гулливер путешествует по вымышленным странам, каждая из которых олицетворяет определенные типы людей. Например, в Лапуте, где царит абсурдная жизнь, Гулливер так описывает лапутян: «Я заметил поодаль множество людей в одежде слуг с наполненными воздухом пузырями, прикрепленными наподобие бичей к концам коротких палок, которые они держали в руках. Как мне сообщили потом, в каждом пузыре находился сухой горох или мелкие камешки. Этими пузырями они время от времени хлопали по губам и ушам лиц, стоявших подле них, значение каковых действий я сначала не понимал. По-видимому, умы этих людей так поглощены напряженными размышлениями, что они не способны ни говорить, ни слушать речи собеседников, пока их внимание не привлечено каким-нибудь внешним воздействием на органы речи и слуха».19

На страницу:
1 из 3