Полная версия
Очерк православного учения об ангелах
Климент Александрийский говорит: «Сам Бог есть любовь, которую так приятно Ему видеть в нас»[131].
Св. Ефрем Сирин говорит: «Сказано: Бог любы есть. Если имеешь любовь, видишь, Кого имеешь в себе. Как же ты видишь? Радуясь и веселясь о сделанных тобою добрых делах, видишь ты Бога, и не отрицайся, что видишь Бога; Бог любы есть»[132]. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Кто намеревается говорить о любви Божией, тот предприемлет говорить о Боге… Слово о любви известно Ангелам, да и им по мере действующего в них озарения. Бог любы есть. Любовь, по качеству своему, есть уподобление Богу, сколько возможно оное смертным. Любовь – Ангельское состояние… Любовь есть Бог»[133].
После сего образ Божий в Ангелах и душе человеческой можно полагать в неудержимом нравственном стремлении всех разумных сил их к Богу, или, иначе сказать, в любви к Богу. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Сия (любовь) наипаче добродетель приближает нас к Богу… Любовь есть общая с Богом»[134].
Он же, объясняя слова Иисуса Христа: блюдите, да не презрите единого [от] малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небесного (Мф. 18, 10), говорит: «Что ж означают сии слова? То же, что и следующие: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Христос разумеет здесь умственное, для всех возможное, созерцание и размышление о Боге. Тоже должно разуметь и об Ангелах: поелику, по своей чистой и бодрственной природе, они непрестанно мыслят о Боге»[135].
А один из наших архипастырей говорит: «Они (Ангелы) любят своего Творца всей дарованной им силой любви»[136].
Эта сила любви и внутренняя потребность самого существа Ангельского стремиться к Богу носят на себе черты образа Божия. А что и в душе человеческой любовь к Богу есть богодарованная способность, запечатленная образом Божиим, это видно из того, что любовь к Богу в душе нашей: 1) врожденна, 2) вожделенна и 3) необходима в деле спасения нашего.
1) Врожденность любви к Богу в душе нашей несомненна. Св. Иоанн Богослов говорит: любы от Бога есть, и всяк любяй от Бога рожден есть, и знает Бога (1 Ин. 4, 7). Св. Василий Великий говорит: «Нельзя научить любви к Богу. Вместе с образованием человека, насаждается в нем, подобно семени, некая разумная сила, которая сама в себе заключает способность и расположение к любви. Получив заповедь любить Бога, мы еще с самого зачатия нашего имели уже в себе способность любить»[137].
«От природы в нас есть вожделение прекрасного, хотя одному то, другому другое кажется прекрасным. Что же досточуднее Божией красоты? Какое представление приятнее Божия великолепия? Какое желание душевное так живо, как желание, порождаемое Богом в душе, которая очищена от всякого порока и с истинным расположением говорит: уязвлена есть любовью аз? Подлинно неизреченны и неописанны блистания Божией красоты. Люди по природе вожделевают прекрасного; собственно же прекрасно и достолюбезно – благое; а Бог благ. Посему любовь к Богу требуется от нас, как необходимый долг»[138].
И еще тот же св. Василий Великий говорит: «Бог сотворил душу, а не грех. Преимущественным благом ее было пребывание ее с Богом и соединение с Ним посредством любви»[139].
Св. Исаак Сириянин говорит: «Любовь по природе своей предшествует желанию. Если кто чего не возлюбил, то и не желает того»[140].
Блж. Августин говорит: «Бога должно любить для Него Самого, от Которого все любящие Его имеют все – и то, что существует, и то, что любят Его»[141].
«Он (Бог) есть цель всех наших стремлений. Мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться»[142].
2) Блаженство любви к Богу вполне описать невозможно. В Св. Писании она описывается такими словами: крепка, яко смерть, любы, жестока, яко ад, ревность: крила ея, крила огня, (углие огненно) пламы ея. Вода многа не может угасити любве, и реки не потопят ея. Аще даст муж все имение свое за любовь, уничижением уничижат его (Песн. 8, 6–7). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Любовь Божия всего выше. Ни огнь, ни меч, ни бедность, ни болезнь, ни смерть, ни все прочее – не страшны для того, кто обладает сею любовью. Посмеваясь над всем, она парит к небу, и душевными расположениями нимало не ниже живущих на небе… Предпочтем же всему любовь сию, ибо ничто не сравнится с ней, предпочтем и для настоящего и для будущего, или, лучше сказать, для самого качества сей любви… Какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна»[143].
Св. Макарий Великий говорит: «Богатая дева, обрученная мужу, какие бы ни получила от него прежде брака дары, украшения, одежды или дорогие сосуды, не бывает покойна, доколе не совершится брак ее и через то не соединится она с супругом; так и душа, обрученная небесному Жениху, хотя бы и прияла залог Духа, т. е. дарования исцелений или ведения, или откровения, не должна успокаиваться, пока не достигнет совершенного соединения, т. е. любви, которая, будучи сама неизменной и всегда верной, делает и стяжавших ее бессмертными и непоколебимыми»[144].
Прп. Херимон говорит: «Тот, кто посредством сыновней любви достигнет образа и подобия Божия, станет любить и творить добро потому, что будет находить в этом свое удовольствие»[145].
3) Сколько необходима для нас в деле спасения любовь к Богу, это открывается из того, что Господь уготовляет венец правды только любящим Его (2 Тим. 4, 8), потому что, как говорит ап. Павел, исполнение закона любы есть (Рим. 13, 10). Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Общий конец всего священноначалия есть постоянная любовь к Богу и вещам божественным»[146].
4) Венец всех добродетелей и полнота совершенства есть любовь к Богу. Ап. Павел говорит: Аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия. Больши же сих любы
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Хрис. Чт. 1846. Ч. 2, с. 334.
2
Хрис. Чт. 1846. Ч. 3, с. 362.
3
Писания свв. отц. Ц. к истолк. правосл. богослуж. Т. 1, с. 305 и 306. СПб., 1855. См. то же самое в Хрис. Чт. 1846. Ч. 1, с. 222.
4
Писания свв. отц. относящ. к истолк. прав. богослуж. СПб., 1855. Т. 1, с. 299 и 300. См. то же в Хрис. Чт. 1846. Ч. 1, с. 218.
5
Св. Дионисия Ареоп. о небесн. иерар. М., 1839. Гл. 4, § 2, с. 19.
6
Твор. св. Ефр. Сир. М., 1853. Ч. 8, с. 508.
7
Твор. св. Ефр. Сир. М., 1853. Ч. 8, с. 402.
8
Твор. блж. Феодор. Кир. М., 1855. Ч. 1, с. 8; и еще Христ. Чтен. 1843. Ч. 3, с. 320.
9
Прибавл. к Твор. свв. отц. М., 1856. Ч. 15, с. 214.
10
См. Правосл. догмат. богосл. Докт. богосл. Макария, еп. Винницкого. СПб., 1856. Т. 1, с. 443.
11
Начертание церковно-библ. истории, Филарета. Новоз. ц. расколы и ереси.
12
Начерт. церк. истории, Иннокентия. Ереси и раск. втор. века.
13
Прав. 35. См. книг. Правил. СПб., 1843. С. 156.
14
Грамоты Вост. Патриарх. о православной вере, член. 8.
15
Хрис. Чт. 1835. Ч. 4, с. 152, 153.
16
Хрис. Чт. 1849. Ч. 4, с. 613.
17
Христ. Чт. 1846. Ч. 3, с. 197.
18
Христ. Чт. 1846. Ч. 3, с. 197.
19
Под существом здесь разумеем свойства Ангелов, или природу.
20
Так думают св. Иустин, св. Ириней, Тертуллиан и св. Златоуст. См.: Записк. на кн. Бытия. СПб., 1816. С. 383.
21
Прекрасными Ангелы явились в Содом к Лоту, как думает св. Ефрем Сир. См.: Твор. св. Ефр. Сир. М., 1853. Ч. 8, с. 341.
22
Это явление Ангела Агари можно, впрочем, как и второе ей явление, относить ко второму виду явлений Ангельских, потому что Агарь в лице Ангела представляла себе Бога. Св. Ефрем Сир. говорит: «Тогда явилось ей (Агари) видение в видении, т. е. в лице ангела явился Бог; посему-то и кладязю дала она название: кладязь живущаго Видящаго мя». См.: Твор. св. Ефр. Сир. М., 1853. Ч. 8, с. 336.
23
Св. Ефрем Сир. говорит: «Моисею, подходящему к купине, взывает не Ангел, которого прежде видел Моисей, но Бог, который сперва вообразе Ангела, а потом явился Моисею в страшном видении». Там же. С. 413. А блж. Феодорит, еп. Кирский в лице Ангела при купине разумеет Сына Божия, великого совета Ангела. См.: Твор. блж. Феодорита. М., 1835. Ч. 1, с. 104.
24
Твор. св. Афан. Александр. М., 1852. Ч. 2, с. 400.
25
См.: Записк. на кн. Быт. СПб., 1816. С. 287. Блж. Феодорит, объясняя слова прор. Захарии: отвеща Ангелу, глаголющему во мне (Зах. 1, 13), говорит: «Говорит пророк, что Ангел глаголет в нем, потому что не употреблял слов и издавал голос не движением языка и противодействием воздуха производимый, но звучащий внутри пророка и в нем образуемый». Твор. блж. Феодор. Кир. М., 1857. Ч. 5, с. 86.
26
Твор. св. Афанас. Александр. М., 1853. Ч. 3, с. 237.
27
Макар. Егип. Духов. беседы. М., 1852. С. 87 и 88.
28
Как читалось в древних Символах церквей Иерусалимской и Антиохийской это место, см. в Прав. догм. богос., д. б. Макария. СПб., 1856. Т. 1, с. 292.
29
Грам. Вост. Патр. М., 1846. С. 40.
30
Хрис. Чт. 1846. Ч. 3, с. 195.
31
Св. Ефрем Сир. говорит, что «глас Божий исходил к священнику, входившему туда (во Святое Святых) однажды в год». Твор. св. Ефр. Сир. М., 1853. Ч. 8, с. 444.
32
Записк. на кн. Бытия. СПб., 1816. С. 118.
33
Там же. С. 386. Прокопий Газский (VI век), в объяснении на книгу Бытия, говорит, что в явлении Аврааму трех мужей христиане видят образ Святой и Единосущной Троицы. См.: Прибавл. к Твор. свв. отц. М., 1857. Ч. 16, с. 272; в примеч. Евсевий повествует о живописном изображении, находившемся на месте явления трех Ангелов у дуба Мамврийского и представлявшем это событие. См.: Хрис. Чт. 1828. Ч. 30, с. 15.
34
При Правосл. Собесед. Казань, 1855. С. 101 и 102.
35
При Правосл. Собесед. Казань, 1855. С. 174.
36
Христ. Чт. 1845. Ч. 2, с. 227.
37
См.: Твор. свв. отц. М., 1853. Т. 21, с. 257.
38
Твор. свв. отц. М., 1854. Т. 23, с. 85–87.
39
Христ. Чт. 1821. Ч. 1, с. 260.
40
Христ. Чт. 1823. Ч. 11, с. 307.
41
См.: Прибавл. к Твор. свв. отц. М., 1853. Ч. 12, с. 110.
42
Прибавл. к Твор. свв. отц. М., 1857. Ч. 16, с. 377 и 415.
43
Опыт системы нравств. филос., Дроздова. СПб., 1835. С. 6.
44
Св. Иоанн Златоуст говорит: «Через разумное естество он (человек) имеет общение с силами высшими, а через чувственное соприкасается земным вещам и составляет собой как бы некоторую крепкую связь той и другой твари» (Христ. Чт. 1846. Ч. 1, с. 174).
45
Христ. Чт. 1822. Ч. 6, с. 6 и 7.
46
Христ. Чт. 1849. Ч. 2, с. 292.
47
Христ. Чт. 1845. Ч. 2, с. 236.
48
Христ. Чт. 1822. Ч. 6, с. 10.
49
Твор. св. Григор. Богосл. 4, с. 226–229.
50
Прибав. к Твор. свв. отц. М., 1857. Ч. 16, с. 183.
51
Православ. исповед. Восточ. Цер. М., 1838. С. 265.
52
Твор. св. Афанас. Александр. 2. М., 1852. С. 202.
53
Христ. Чт. 1846. Ч. 3, с. 360.
54
Послан. Патриарх. Восточно-кафолич. Церкви о Правосл. вере. Член 4.
55
Твор. свв. отц. Т. 7, с. 288.
56
Христ. Чт. 1822. Ч. 6, с. 10.
57
Твор. св. Афанас. Александр. М., 1853. Ч. 3, с. 372.
58
Твор. блж. Феодорит. М., 1856. Ч. 2, с. 179.
59
Точн. излож. Правосл. веры. Кн. 2, гл. 3, с. 54.
60
Бесед. на шестоднев. СПб., 1824. С. 30 и 46.
61
Христ. Чт. 1821. Ч. 6, с. 12.
62
Правос. испов. Ч. 1. Отв. на вопр. 18. Простр. Катехиз. о перв. чл.
63
Твор. блж. Феодорит. Кир. М., 1855. Ч. 1, с. 10 и 12.
64
Твор. свв. отц. Год 12. М., 1754. с. 88.
65
Истор. церковно-библ., м. Филарета. Перв. ден. мира.
66
Записк. на кн. Быт. СПб., 1816. С. 4.
67
Хрис. Чт. 1846. Ч. 2, с. 347. Из исповед. кафол. и апос. Церкви. Сочин. Митрофана Критопула.
68
Твор. св. Афанас. Алекс. М., 1852. Ч. 2, с. 303.
69
Твор. свв. отц. Т. 5, с. 35.
70
О небес. иерар. Св. Дион. Ареоп. М., 1839. Гл. 14, с. 57.
71
Твор. св. Кирил. Иерус. М., 1855. С. 266 и 267.
72
Твор. блж. Феодор. Кир. М., 1855. Ч. 1, с. 42.
73
Христ. Чт. 1846. Ч. 3, с. 196.
74
Хрис. Чт. 1835. Ч. 2, с. 138.
75
Твор. Кирил. Иерус. М., 1855. С. 62.
76
Твор. св. Кирилл. Иерус. М., 1855. С. 27.
77
Твор. св. Ефр. Сир. М., 1853. Ч. 8, с. 38.
78
Твор. свв. отц. 7, с. 134.
79
Твор. свв. отц. 7, с. 290 и 291.
80
О граде Бож. Кн. 12, гл. 1. О воздых. голубицы. М., 1842. С. 173.
81
Христ. Чт. 1836. Ч. 3, с. 16.
82
Воскр. Чт. 1856–1857. № 37, с. 350.
83
Хрис. Чт. 1843. Ч. 3, с. 324.
84
Твор. св. Афанас. Алекс. М., 1852. Ч. 2, с. 332.
85
Твор. блж. Феодорита Кир. М., 1855. Ч. 1, с. 11.
86
Хрис. Чт. 1843. Ч. 3, с. 348.
87
Хрис. Чт. 1821. Ч. 1, с. 295.
88
Хрис. Чт. 1822. Ч. 6, с. 12.
89
Хрис. Чт. 1846. Ч. 2, с. 334.
90
Введение в правосл. богословие. Д.б. Макар. СПб., 1852. С. 33.
91
Простр. Катех. о перв. члене.
92
Твор. св. Афанасия Алекс. М., 1853. Ч. 3, с. 57.
93
Прав. догмат. богосл. Д.б. Макар. СПб., 1851. Т. 2, с. 59.
94
Твор. св. Ефр. Сир. М., 1852. Ч. 7, с. 73. «Ангела в чистом его существе человек видеть не может, хотя бы то был украшенный высокой добродетелью Даниил». Так говорит св. Иоанн Златоуст. См. беседы его на разн. места Свящ. Писания. СПб., 1862. Т. 2, с. 244.
95
Твор. блж. Феодорит. М., 1855. Ч. 1, с. 306.
96
Твор. блж. Феодорит. М., 1855. Ч. 1, с. 69.
97
Твор. блж. Феодор. М., 1857. Ч. 4, с. 84.
98
Твор. св. Ефр. Сирин. М., 1850. Ч. 5, с. 115.
99
Хрис. Чт. 1823. Ч. 11, с. 134.
100
Прп. Макар. Егип. Дух. беседы. М., 1852. С. 88.
101
Твор. св. Ефр. Сир. М., 1853. Ч. 8, с. 2.
102
Хрис. Чт. 1823. Ч. 11, с. 145.
103
Твор. св. Кирилл. Иерус. М., 1855. С. 125 и 126.
104
О церк. иерар. СПб., 1855. Гл. 4, 7, 8, с. 135 и 136.
105
О небесн. иерар. М., 1839. Гл. 15, § 3, с. 62 и 63.
106
О небес. иерар. М., 1839. Гл. 15, § 4 и 5, с. 63 и 64.
107
О небесн. иерар. М., 1839. Гл. 15, § 6 и 7, с. 65 и 66.
108
О небесн. иерар. М., 1839. Гл. 15, § 67–69.
109
Твор. св. Афан. Алек. М., 1851. Ч. 1, с. 98.
110
Точн. изл. прав. веры. Св. Иоанн. Дамаск. М., 1844. Кн. 2, гл. 3, с. 52.
111
Канон. бесплотн. Песн. 5.
112
Собр. поучений на дни вос. и празд. Киев, 1854. Т. 2, с. 339.
113
Христ. Чт. 1846. Ч. 3, с. 365.
114
Хрис. Чт. 1846. Ч. 3, с. 358.
115
См. Прибав. к твор. свв. отц. М., 1857. Ч. 16, с. 356.
116
Твор. св. Кирил. Иерус. М., 1855. С. 86.
117
Хрис. Чт. 1846. Ч. 1, с. 44.
118
Хрис. Чт. 1846. Ч. 1, с. 39.
119
Твор. свв. отц. Год 2, кн. 1, слов. 28.
120
На Еван. от Иоанн. СПб., 1854. Бесед. 15, с. 178.
121
Хрис. Чт. 1837. Ч. 3, с. 7.
122
Прибав. к Твор. свв. отц. М., 1856. Ч. 15, с. 99.
123
Хрис. Чт. 1823. Ч. 11, с. 148.
124
Хрис. Чт. 1835. Ч. 1, с. 260.
125
См.: Запис. на кн. Бытия. СПб., 1816. С. 33. Прав. догм. богос. Д. б. Макар. СПб., 1856. Т. 1, с. 348–352.
126
Твор. свв. отц. М., 1843. Т. 2, с. 62.
127
Хрис. Чт. 1836. Ч. 1, с. 113 и 114.
128
Твор. св. Ефр. Сир. М., 1850. Ч. 5, с. 129.
129
Твор. блж. Феодор. Кир. М., 1855. Ч. 1, с. 26–31.
130
Твор. свв. отц. 2, с. 231.
131
Хрис. Чт. 1846. Ч. 3, с. 59.
132
Твор. св. Ефр. Сирин. М., 1850. Ч. 4, с. 172.
133
Лествиц. Слов. 30. М., 1854. С. 365, 370 и 405.
134
Хрис. Чт. 1822. Ч. 8, с. 279.
135
Хрис. Чт. 1837. Ч. 3, с. 10.
136
Прав. догм. богос. Д. б. Макар. СПб., 1851. Т. 2, с. 207. Также см.: Хр. Чт. 1846. Ч. 3, с. 257.
137
Хрис. Чт. 1834. Ч. 1, с. 120 и 121.
138
Твор. свв. отц. Т. 5, с. 100 и тоже в Хрис. Чт. 1846. Ч. 1, с. 123.
139
Твор. свв. отц. Т. 8, с. 154.
140
Хрис. Чт. 1821. Ч. 3, с. 141.
141
Воскр. Чт. 1854–1855. № 31, с. 300.
142
Хрис. Чт. 1846. Ч. 1, с. 457.
143
Воскр. Чт. 1854–1855. № 32, с. 303, из 9 беседы на Пос. к Римл.
144
Хрис. Чт. 1837. Ч. 1, с. 147.
145
Воскр. Чт. 1854–1855. № 19, с. 177.
146
Писания свв. отц. относящ. к истолк. правос. богослуж. СПб., 1855. Т. 1, с. 13.