Полная версия
Размышления русского генерала
Леонид Ивашов
Размышления русского генерала. К 75-летию Л.Г. Ивашова
Предисловие
Леонид Григорьевич Ивашов, генерал-полковник, доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем, член Союза писателей России, лауреат литературной премии имени И.А. Бунина, автор многих научных и публицистических произведений, сборников стихов, песен и т. д. и т. п.
Ну и что из этого? Добавим: общественный деятель, возглавлявший Союз русского народа, Военнодержавный союз России, «ходивший» кандидатом в президенты России, после членства в КПСС не вступивший ни в одну из политических партий. И опять: ну и что? Мало ли таких людей. Да, вроде бы, ничего особенного. И, тем не менее, каждый человек рождается индивидуумом, со своими особенностями, свойствами, со своей судьбой. И Леонид Григорьевич не исключение. Есть, безусловно, типология личностей на общем фоне индивидуальностей. Так называемый архетип человека. Есть и закономерности, определяющие, что обстоятельства, трансформация окружающей среды, возраст, изменяют человека, вынуждают его приспосабливаться к изменяющимся условиям. Из многочисленных публикаций Л.Г. Ивашова я выбрал его интервью в журнале «Мир и политика», март 2015 г., потому оно как раз и показывает его кругозор и неизменность его гражданской позиции, на протяжении многих лет, будь он на военной службе или профессорствуя в престижных университетах
Леонид ИВАШОВ
«Россия – это новый сталинград»
Каковы перспективы разрешения украинского кризиса? В чем уникальность России как особого культурно-цивилизационного пространства? Каковы плюсы и минусы сближения с Китаем? Почему ислам православным россиянам ближе, чем католицизм? На эти и другие вопросы главного редактора журнала «Мир и политика» Эраста ГАЛУМОВА ответил президент Международного центра геополитического анализа, доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид ИВАШОВ.
«Россия – лидер политического сопротивления и справедливости»
Прежде чем говорить о сегодняшнем положении России, надо посмотреть, куда движется мир. А мир движется в неизвестном направлении, потому что когда рухнул СССР и проявились тенденции однополярного миропорядка, американцы не удосужились создать теорию однополярного мира. Теории нет. А США просто применили стратегию политикосилового давления, чтобы подчинить все страны своим интересам. Сегодня мир двинулся в сторону многополярности, причем через биполярность. То, что мы сейчас наблюдаем, это классическая формула. Раньше она была «Запад-Восток», а теперь – «Запад-не Запад».
Сам Запад не монолитен сегодня, и мир все больше группируется против Запада, против США, против финансовой олигархии. И незападный мир активно ищет тройку лидеров – политического лидера, экономического и лидера духовно-нравственного. Китай уже определился как лидер экономический, и на большее пока китайцы не претендуют. Вопрос, кто станет лидером политическим.
Обстоятельства и реальная политика выталкивают на эту роль Россию. Китай не хочет быть в первом эшелоне политического и военного столкновения с Западом. Потому что он много теряет в экономике. А вот Россию ситуация выталкивает такими, казалось бы, небольшими шагами на роль лидера политического сопротивления. И где-то даже лидера справедливости.
Мы для этого сделали многое. Не дали уничтожить Сирию, не выдали Сноудена. На стороне России Китай, Индия, страны Латинской Америки. Мир уже становится биполярным. Но Россия еще не определилась, кем она хочет быть в этом меняющемся мире.
Еще в середине XIX столетия Владимир Иванович Ламанский сказал, что есть, собственно, Европа, есть, собственно, Азия. И есть Россия, срединный самобытный мир. Мы самобытная цивилизация.
Самостоятельность всегда дорого стоит. Но она обходится все равно дешевле, чем завоевания, покорения кем-то тебя.
Сегодня Китай становится мощной державой. Но Китай на международном уровне никогда без союзника с сильным противником не связывается. Сегодня он работает в связке с Россией. Китайская пресса пишет, что Китай и Россия должны создать стратегический альянс против Запада. Китай сегодня заинтересован в нашей победе. Но с китайцами надо очень грамотно выстраивать отношения. Мы должны быть равными братьями.
«Происходящее в исламском мире – война цивилизаций»
То, что сегодня происходит в России в сфере экономики, в сфере финансов, в сфере политики, – это результат разновекторности движений. Путин и в прежние свои президентские сроки, и сегодня говорит, что надо слезать с трубы. Этот посыл правильный, но чтобы с нее слезть, надо переходить к плановой экономике. Я как военный профессионал знаю, что, если надо овладеть каким-то пространством, необходимо планировать операцию, опираясь на основы теории войны. Россия не может двигаться вперед без теории своего развития. Именно развития, а не реформ – это дикость, что мы четверть века занимаемся только реформами. Нужна теория развития, под эту теорию – стратегии развития и планирование.
Знаете, не надо хаять Советский Союз. К краху эту страну привели. И не без внешнего воздействия. Потому что с той стороны действовала мощная стратегия, против СССР работала новая теория войны, на которую мы не обратили внимания. Она и сегодня действует. Взять нас просто танками и бомбардировками невозможно.
Потому что здесь почти 200 народов объединили свои потенциалы – потенциал знаний, потенциал характеров, потенциал любви к Отечеству. И такой народ сложно победить. Вот американцев проще победить. Потому что они под корень завоевывали и уничтожали. Они не суммировали потенциалы других народов.
Американцы спланировали геополитическую операцию, где военная составляющая работает или как вспомогательная, или вообще не применяется. И теорию этой войны мы до сих пор не распознаем. Сегодня экономическое пространство не является главным пространством войны, а вот духовное или культурно-цивилизационное пространство – это главный театр войны. То, что происходит в исламском мире, – это цивилизационная война, война по разрушению цивилизации. То, что происходило на Балканах и сейчас на Украине, – это разрушение славянской цивилизации. Вот мы как-то не обращаем внимания, почему в 1993 году вышла работа Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций?». Не обратили внимания на высказывание Бжезинского: «С коммунизмом покончено. На очереди православие». Но я знаю, как работает окружение президента США, как работают исследовательские организации, как принимаются решения. Они берут стратегию «Анаконды» (стратегия атлантизма, направленная на геополитический контроль над Евразией, – «МП») и читают ее как инструкцию. И ничего нового теоретического они не придумали. Хантингтона надо изучать, понимая, что американцы будут читать его работу как инструкцию. А там он делает вывод о том, что XXI век будет веком столкновения цивилизаций. И границы между цивилизациями станут границами фронтов.
Исламскую цивилизацию выводят на первый план как противника Запада. Посыл таков: исламский мир отстал от Запада и теперь из зависти будет мстить.
Каждая цивилизация самобытна и у каждой цивилизации есть функциональная заданность.
Функция ислама – сдерживать сверхпотребление. У России особая функция, удерживающая. Мы должны предотвращать распространение насилия, восстанавливать справедливость. И когда мы говорим о миссии России, то я убежден, что мы, прежде всего, должны стать лидером справедливости и быть балансом между Западом и Востоком. Мы срединный мир. Но нам для этого нужна теория нашего развития.
Советский геополитический проект будут искать через полвека так же, как сегодня ищут Атлантиду. Это великий проект. Он позволил вытащить человечество из тупика исторического развития, из тупика западноцентричного мира.
Мы тяготеем к цивилизационной самобытности. Нам надо выполнять свою функцию – балансировать мир. Мозги у нас есть и есть опыт. Сегодня нужна теория развития многополярного мира.
Надо определить, какие функции выполняет та или иная цивилизация и какие функции выполнять нам. И необязательно бежать за Западом. Каждая цивилизация имеет свой смысл жизни. Имеет свой культурно-цивилизационный код.
Наш код – совесть. Матрица, на которой строится система, – совесть, святость, справедливость. У ислама немного по-другому, там культурноцивилизационный код – долг. Но гнаться за Западом, у которого кодом является выгода… Мы с другими цивилизациями должны сдерживать это стремление превратить весь мир в зону своих интересов, в зону выгоды.
«Большая опасность не война в Новороссии, а если Украина опять попросится к России»
Украинский кризис создан и раскручен искусственно. Совершен государственный переворот. И события на Украине нужны, чтобы рассорить Европу с Россией, чтобы Европа отказалась от российского газа и вложилась в сланцевый газ США. Американцы этого уже не скрывают.
Кстати, если посмотреть на отношения Украины и России, то в них все не так просто. Беда Украины – это ее география. Она лежит на границе двух враждебных цивилизаций – евразийской, православнославянской и европейской, католической. Мы многое преувеличиваем в великой дружбе Украины и России. Как только Россия ослабевала, первыми, как предатели, бежали украинцы. А мы для того чтобы удержать Украину в зоне своего влияния, отдавали миллионы наших граждан, территории. Поэтому Украина не скоро вернется. Но для меня большей опасностью является не то, что будет продолжаться война в Новороссии, а то, что произойдет очередной государственный переворот и Украина опять попросится к России.
Нам придется и кормить, и поднимать экономику Украины. Но как только она воспрянет, опять пойдет назад.
«Немцы осуществляют доктрину экономического поглощения Европы»
ЕАЭС вовсе не мертворожденный союз. Это как раз возрождение исторической традиции, чистая геополитика. Потому что народы, живущие в рамках одной системы ценностей, в одном культурноцивилизационном пространстве, всегда возвращаются к себе. Сегодня уже ясно, что государства выработали себя в качестве субъектов мировых исторических процессов, и даже субъектов международного права. Главный субъект – транснациональное олигархическое сообщество. Через деньги, через доллар задаются мировые процессы и осуществляются государственные перевороты и революции. И все понимают, что сегодня в одиночку не выживешь. Многие попытались сегодня выжить за счет встраивания в Запад. Первое разочарование было у греков. Но есть оно уже и у итальянцев, и у испанцев. Наступает отрезвление и в восточно-европейских странах.
Я с немцами – профессорами, политиками – еще в конце 90-х разговаривал: «Что вы, господа немцы, делаете? Вы подавляете экономику других стран. Ваши компании более мощные. Захватывают в той же Греции оливковые отрасли, морские отрасли». Немцы осуществляют геополитическую доктрину. Раньше у них была доктрина расширения жизненного пространства, сегодня – доктрина экономического поглощения Европы. Это новое наступление Германии.
Франция выступает конкурентом Германии, неким сдерживающим фактором. Сегодня европейская политика решается в «треугольнике» Германия-Великобритания-Франция. И у каждого свои интересы. Англо-саксонская модель связана с США, в первую очередь, с Ротшильдами. Германская модель работает через экономическое поглощение и экономическое доминирование. А Франция пытается играть самостоятельную роль, но экономически она слабее Великобритании и Германии. Она и этнически сегодня ослаблена.
Я думаю, что полностью Евросоюз не распадется, но ряд стран, которые не способны конкурировать, выпадут оттуда по двум причинам. С одной стороны, некоторые страны будут выдавливать из Евросоюза, как, к примеру, прибалтийские страны. Другие – как Греция – сами выйдут. Возможно, появятся новые мини-образования. Европа, кстати, никогда единой не была. Всегда существовали две враждебные силы – романо-германская модель и англо-саксонская модель. В Конституции Евросоюза отказались прописать христианство как духовную составляющую этого объединения. И проводят единую политику только в экономической сфере. А я всегда говорил, что рыночная экономика не может быть связующим механизмом.
«Нынешний католицизм – это извращенное христианство»
Цивилизация строится на духовном единстве, на образовательном процессе, на едином культурном пространстве, на едином языке. Вот что цементирует.
Кстати, для России исламская цивилизация ближе католической. Еще Екатерина II объявила веру магометанского закона второй государственной религией. Не униатство, не католицизм, а ислам. И я не могу найти подобного в истории других государств, где господствующая религия приглашала другую для строительства единого духовного пространства.
И это приглашение состоялось только потому, что между российскими мусульманами и российскими православными нет принципиальных различий в ценностной системе.
Мы совершенно не похожи. Католики живут только выгодой. Нынешний католицизм – это испорченное, изгаженное, извращенное христианство.
Почитайте источники! Папа может призвать к перевороту, и все обязаны слушать его, он может призвать к неподчинению королям и другой власти. Там постоянно шла борьба за власть. Да и в православии были подобные моменты. Например, в Византийской империи. Но такого убийства, такого разврата, как в католицизме, не было ни в одной религии. Как можно было за взятки женщину избрать Папой? И она родила во время службы. Было это все. Женщина-блудница была избрана Папой (речь о Папессе Иоанне, якобы занимавшей папский престол под именем Иоанн VIII, – ред.).
Сегодня католическая церковь – один из олигархических кланов. А вот близость целеполаганий ислама и православия позволила сблизиться.
Мусульмане, кстати, спасали православные храмы, и они помогали Александру Невскому бороться с католическими орденами. А в Уложении хана Батыя прописаны три вещи, которые сохранили православие: первое – рубили голову тому, кто осквернил православный храм; второе – рубили головы тем, кто оскорблял священников; третье – рубили головы, если во время молитвы бесчинствовали над верующими. И эти законы позволили сохранить православие.
«Если бы не было санкций, их надо было бы создать искусственно»
Многие говорят о вреде санкций для России. Но я считаю, что если бы не было санкций, их надо было бы создать искусственно. Потому что мы все время устремлялись на Запад, в чуждую нам цивилизационную среду. Нас там не любят, нас там не ждут. Нас там считают враждебной страной.
Вечно мы для них оппоненты или младшенькие партнеры. И они нам показали, что есть Запад по отношению к России. Показали своими санкциями и войной на Украине. Если посмотреть на историю России, мы никогда не были придатком другой цивилизации, придатком Запада. Да, были аграрной отстающей страной, но в такой зависимости не находились. Наша валюта никогда не была подконтрольна чужой валюте. И вот 90-е годы привели нас в полную зависимость от доллара. Мы привязали рубль к доллару, и вся страна пляшет вместе с этой пляской курса доллара.
«Чубайс, Авен, Немцов и Гайдар – одиозные, безграмотные и безнравственные фигуры»
Революционные события 91-го года выплеснули на поверхность самые одиозные фигуры, самые безграмотные, самые безнравственные. Фигуры, которые не были способны мыслить стратегически. И они заняли ключевые посты. Посмотрите на правительство Ельцина – кто такой Чубайс, кто такой Авен, кто такой Немцов, тот же Гайдар? У Гайдара были поверхностные знания, он не мог приложить теорию к основным экономическим процессам, он никогда не работал на производстве. Это был бездарный человек.
А сегодня есть экономисты, которые способны вывести Россию из кризиса. Имена называть не буду, могу ошибиться. Но это люди, которые знают советское производство и сегодня руководят регионами, крупными производственными объединениями. Они выступают и как профессионалы, знающие свое дело, и как организаторы. А в помощь таким людям можно дать теоретиков. Они у нас тоже есть. Например, Михаил Делягин, Никита Кричевский.
Надо создать экономическую теорию развития России. Но ее никто не разрабатывает. На это нет заказа. Главным качеством полководца является воля. Вот чего нет сегодня у России – это волевых качеств. Надо поставить задачу. У нас мозги очень мощные. Надо нарисовать модель экономики России 2050 года. И в этой модели должно быть указано, какую именно роль играет экономика в жизни государства и общества. Она должна быть стимулом развития потребления? Или все же стимулом интеллектуального, физического и духовного развития? Какой архетип человека должна обеспечивать экономика? Эта модель должна четко определить, какие отрасли в экономике должны быть в полном ведении государства, какие в совместном управлении, а какие отдаются частному бизнесу.
Идет война на уничтожение России через экономику. Россия – это новый Сталинград. И нам нужно наносить контратаки в информационном плане. Пока мы в этом проигрываем.
«Мир и политика» № 3, 2015
* * *Но, вот в том, как нам кажется, и заключается особенность генерала Ивашова, что он не меняется в основе своей сущности соответственно обстоятельствам, а пытается изменить сами обстоятельства. Причем, изменения эти закладывает постоянным поиском более глубоких знаний, раскидывая свои мысли по всей планете, в космос, Вселенную. Он пришел в геополитику, базирующуюся на классических школах, теориях, доктринах (где мы с ним и познакомились), защитил докторскую диссертацию, именно по геополитике («Эволюция геополитического развития России»). Но ему этого оказалось мало, и сегодня Академия геополитических проблем расширила свои исследования до масштабов пространства Вселенной. И сегодня на заседании ученого совета Академии рассматриваются проблемы эфира, гравитации, энергетическая сущность человека как частицы космоса, космизм Федорова, ноосферная теория Вернадского, идеи Чижевского, Казначеева и других космистов. И все потому, что Леонид Григорьевич утверждает в своих работах и выступлениях, что человечество в своем становлении и развитии прошло три этапа, освоило три сферы (вода, суша, воздух), пришло к пониманию трехмерности мира, но сейчас оно должно двигаться к четырехмерности, осваивать своим сознанием четвертое пространство, а это – космос. И многое иное.
Примеры: начало 90-х, геополитику не признают, даже осмеивают. От Ивашова звучит: «геополитика правит миром и определяет будущее». Заставляет задуматься, затем идет повальное признание геополитики на всех властных уровнях, чуть позже – на научных.
Далее. Ивашов провозглашает, что мир XXI века – это уже не мир империй, государств, это мир ТНК и мировых этнокультурных цивилизаций. С ним не соглашаются, критикуют, но затем уже и президенты, включая президента РФ, убежденно доказывают полицивилизационное устройство современного миропорядка. Ивашову принадлежит тезис о завершении эры Запада и наступлении эры Востока как естественной закономерности геополитического процесса. Причем, по Ивашову «человеческое сообщество не может быть устроено иначе, чем по принципам живой природы». А потому, если в природе есть хищники и травоядные, то и среди народов и мировых цивилизаций также есть миролюбивые «травоядные» и хищники, живущие добычей.
К хищникам он относит Запад, называя его антицивилизацией. Нынешняя реальность это наглядно показывает. Еще одно утверждение президента Академии геополитических проблем разворачивает направление исследований: Россия может состояться в миропорядке будущего только как мировая цивилизация, объединяющая в себе десятки различных народов, (не обязательно в едином государстве) и позиционирующая себя как интеллектуально-нравственная держава справедливости. И перестраивать мир на принципах равной безопасности, высокого интеллекта, духовности и справедливости. Да и формировать цивилизационную матрицу нужно не на условиях преступной модели рыночной экономики, а на гуманистических основаниях. И все тезисы Л.Г. Ивашова находят теоретическое обоснование и историческое подтверждение в его работах, наиболее значимая из которых, это «Геополитика русской цивилизации». И в этом фундаментальном труде советский генерал, коммунист с 30-летним партийным стажем утверждает: Бог есть! И с позиций материалистической физики (благо, что первое высшее образование Леонида Григорьевича – физмат), не отступая от рациональной логики, показывает, что есть Бог. Но прежде «разрешает» извечный спор философов – что первично, материя или сознание. Первична энергия, в том числе энергия материи, сознания, окружающей среды, космоса, энергия мысли, слова, эмоций. А энергия никуда не исчезает. Структурируясь в полевые формы, различные виды энергии образуют вселенский живой, чувствующий и всезнающий компьютер. Таков вердикт генерала. Далее более: юбиляр ставит на заседании ученого совета Академии вопрос об иных, кроме белково-нуклеиновой, формах жизни, о масштабности потенциала живой клетки, хранящей в себе информацию всей родовой цепочки и памятных для любого рода и племени событий, о взаимосвязи клетки с космосом, со всей Вселенной. А студентам первые лекции по геополитике посвящает энергетической сущности человека и Бога.
Вот такой неуемный наш юбиляр! Поэтому в представляемой работе мы и пытались найти новый жанр в отечественной публицистике. Насколько нам это удалось – судить Вам, уважаемый читатель.
С уважением, И. Кефели,
первый вице-президент Академии геополитических проблем,
д. ф.н., профессор
Часть I
Интервью длиною в жизнь: беседа Л.Г. Ивашова и И.Ф. Кефели
Глава 1
Становление
Говоря о становлении Леонида Григорьевича как офицерской личности, как ученого, аналитика и публициста, стоит внимательнее посмотреть на истоки его военного выбора. Был ли этот выбор случайным, или же это некоторая осознанная закономерность. И второй вопрос тут же возникает – почему выбор пал на Ташкент, на Ташкентское высшее общевойсковое командное училище. И конечно, есть много других вопросов к юбиляру, поскольку его военная служба, научная, педагогическая и общественная деятельность на благо Отечества сопровождались неожиданными жизненными поворотами.
Можно говорить даже о некоторых «зигзагах» его военной и научно-аналитической деятельности. Начало военной карьеры как у подавляющего большинства его сверстников – военное чилище, взвод, рота, академия, полк. Ну а дальше «зигзаги». Перспективный заместитель командира полка, представленный на должность комполка, вдруг назначается на должность старшего адъютанта министра обороны СССР. Затем руководитель секретариата министра обороны, начальник управления делами министерства обороны СССР, далее международная военная деятельность. Не менее интересны и его научные повороты: еще подполковником защищает кандидатскую на тему «Достижение военно-технического превосходства над германским вермахтом в годы Великой Отечественной войны», с развалом Союза обращается к теме «Россия на границе веков», и вдруг мощное увлечение геополитикой. Докторская тема – эволюция геополитического развития России. Авторы решили, что на эти поворотные вопросы может ответить только сам Леонид Григорьевич.
И начнем с короткого поэтического признания Леонида Григорьевича о своей судьбе. А затем и далее будем вставлять в интервью стихи генерал-полковника, члена Союза писателей России. Так, на наш взгляд, будет интереснее.
Мне судьба уготована странная,Людям знанья несу как Христос.Чувства нежные, Богом мне данные,Лью напитком божественных рос.Россыпь звезд на ночном небосклоне —Моя карта земного пути.Отразилось на каждом погоне,Довелось, что по жизни пройти.Полигоны, пустыни, учения.Дипломатии – сотни дорог.И источник мой благословления,Дымом пахнущий отчий порог* * *«Вперед, Краснознаменное,за доблесть награжденное,Ташкентское училище —в незыблемом строю».Из гимна ТВОКУ им. В.И. ЛенинаИгорь Кефели: Глубокоуважаемый Леонид Григорьевич! В связи с приближающимся твоим юбилеем, мы, твои добрые товарищи, друзья, коллеги, приняли решение оформить книжное произведение в виде большого интервью – разнопланового, не совсем обычного, как и твоя жизнь, военная служба, наука и творчество.
В книге о тебе мы планируем воспроизвести некоторые твои «доспехи» – воспоминания, стихи, выдержки из многочисленных книг и статей, оценки друзей и твоих учеников. Но начнем с тебя. Мне поручено провести беспристрастный, но жесткий «допрос» о твоем становлении как военного профессионала, ученого-геополитика, писателя, поэта, и еще Бог знает, кого. И первый вопрос будет звучать так: какие вехи и события составляют сущность твоей 75-летней биографии? И, конечно, хотелось бы получить не стандартный материал, которого полно в Википедии и Гугле, а нечто глубокое, сущностное, может быть и ранее не озвученное. Но, повторяю, то, что определило весь твой жизненный стержень.