Полная версия
Россия и Китай. Две твердыни. Прошлое, настоящее, перспективы.
Миссии к престолу царя-несторианина на этом отнюдь не окончились. В XIII в. в Европе прослышали о среднеазиатских завоеваниях некого могущественного вождя, ведущего за собой неисчислимое войско, и, разумеется, сразу разглядели в нем легендарного царя-священника, который мог бы стать союзником против мусульман.
Отправленные в Монголию европейские послы и миссионеры выяснили, что к легендарному царю Иоанну эти завоевания не имели никакого отношения. Однако их путешествия фактически заново открыли для европейцев уже было совершенно забытых серое и синов.
Отправленные в 1245 г. папой Иннокентием IV францисканские монахи во главе с Плано Карпини шли в столицу Монгольской империи Каракорум через русские земли, уже захваченные Ордой, посетив по дороге Сарай – ставку хана Батыя в низовьях Волги. В Каракоруме среди многочисленных послов, прибывших принести присягу на верность великому хану Гуюку, монахи встретили и китайцев, коих Карпини описал как людей «очень кротких и человечных» и как «лучших мастеров во всех тех делах, в которых обычно упражняются люди»[24].
Вслед за Карпини Каракорум посетил францисканский монах Андре Лонжюмо (1249), а за ним – францисканец же Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX «Святого» (1253). Рубрук добирался в монгольскую столицу через крымский порт Солдайя (Судак), узловой пункт в торговле Европы со странами, завоеванными монголами. В своём отчете среди прочих народов он отметил китайцев (катаев), которых он первым из европейцев отождествил с серами античных географов – «ибо от них прибывают самые лучшие шелковые ткани, называемые по-латыни по имени этого народа serici».
Катай и катайцы немало удивили европейского путешественника: «Я достоверно узнал, что в этой стране есть город с серебряными стенами и золотыми башнями. В этой земле есть много областей, большинство которых еще не повинуется Моалам, и между ними [Серами?] и Индией лежит море. Эти Катаи люди маленького роста, при разговоре они усиленно дышат ноздрями; у всех жителей Востока то общее, что они имеют небольшое отверстие для глаз. Катай отличные работники во всяком ремесле, и их медики очень хорошо знают действие трав и отлично рассуждают о пульсе, а мочегонных средств они не употребляют, да и вообще о моче ничего не знают. Я это заметил. … Между ними, в качестве пришельцев, примешаны … несториане и Саррацины»[25].
Пожалуй, наиболее известным путешественником средневековья был Марко Поло, негоциант из Венеции, с 1275 по 1292 г. живший при дворе хана Хубилая в Ханбалыке (Пекин)[26]. В коммерческий поход через весь континент Марко взяли его отец Николо и дядя Маттео, один раз уже проделавшие этот путь. По дороге купцы Поло посещают Иерусалим и Анатолию, наблюдают нефтяные фонтаны в Армении, пересекают Иран, Афганистан, Кашмир, покоряют Памир и через великую пустыню бредут в ставку Хубилая.
Великий хан принял братьев Поло с радушием, особенно поблагодарив их за доставленное ему письмо от римского папы и ценный подарок – масло из лампады у Гроба Господня, а юного Марко, обнаружившего чрезвычайную сметливость и склонность к языкам, вскоре сделал своим доверенным лицом, а вслед за тем и правителем города Янчжоу. За семнадцать лет Марко Поло объездил с поручениями и инспекциями значительную часть тогдашнего Китая, включая Тибет; его наблюдения и свидетельства, собранные в знаменитой «Книге», вдохновляли купцов и авантюристов более поздних времен на поиск новых путей в страны пряностей и роскоши[27].
Великий хан Хубилай принимает подарки от братьев Поло
Марко Поло с восторгом описывает невероятные для европейца вещи – бумажные деньги, изобилие шелка, населяющих Катай драконов и саламандр – совершенно, впрочем, упуская из виду такие яркие приметы китайской цивилизации, как иероглифы, книгопечатание, чай, практика бинтования ног женщин и даже Великая китайская стена. Этот факт дал ряду историков основание сомневаться в реальности совершенного Марко Поло путешествия. Так, по мнению британского синолога Френсис Вуд, «воспоминания» Марко Поло базируются не на его личном опыте, а на известных ему описаниях путешествий персидских купцов[28].
Другие исследователи, впрочем, уверены, что подобная «невнимательность» венецианца вполне объяснима. Будучи чиновником монгольской администрации, Марко Поло вряд ли жил в самой гуще китайской жизни и мог не знать всех ее тонкостей. Равно как и языка, необходимости учить который, осваивая сложные иероглифы, у него просто и не было. Чай к тому времени был давно известен в Персии и диковинкой для европейских купцов уже не являлся. Вместе с тем, Марко Поло демонстрирует удивительную осведомленность о жизни при дворе Хубилая, и явно не вычитанную из персидских книг. В главе LXXXV, например, приводится подробный разбор злодеяний вельможи Ахмаха и обстоятельств его убийства полководцем Ванху. Те же сведения – до деталей – приводятся в китайских летописях.
И именно от Марко Поло европейцы узнали об организации почтовой службе в империи Хубилая, сети почтовых станций, одновременно являющихся постоялыми дворами. Система почтовых станций (ямов), на каждой из которых всегда стояли наготове до нескольких сотен лошадей, позволяла стремительно доставлять важные донесения на значительные расстояния (до 500 км в день). «Такого величия, такой роскоши не было ни у какого императора, ни у одного короля, да и ни у кого, – уверял венецианец. – На этих всех станциях, знайте по правде, более двухсот тысяч лошадей готовы для гонцов, а дворцов, скажу вам, более десяти тысяч»[29].
Восхищенный комфортом ямской системы, Поло не осознавал подлинного значения этого нововведения. Именно на эффективности транспортной и почтовой служб, связавших многочисленные территории в единый механизм, во многом основывалось величие стомиллионной империи Хубилая, простиравшейся от берегов Днепра до Желтого моря. По замечанию французского синолога Жана-Пьера Дрежа, система почтовых станций в Китае не нова: «Ее зарождение восходит к первому императору Цинь и к централизации государства в конце III века до н. э. Но в правление монголов сеть значительно разрослась и распространялась на всю территорию их империи, то есть на значительную часть Азии»[30].
Настаивая на высочайшей эффективности системы управления, внедренной монголами на покоренных территориях, выдающийся русский востоковед академик Василий Бартольд решительно опроверг западнический миф о монголах как о дикой разрушительной толпе варваров. «Монголы принесли с собою очень сильную государственную организацию, которая, несмотря на все недостатки, была более стройно выражена, чем прежние государственные системы, – настаивал он. – Везде вы видите после монголов большую политическую устойчивость, чем до монголов…. Московского царства не могло появиться без монгольского ига. … То же самое произошло в Китае, несмотря на его старые традиции. До монголов китайское государство часто распадалось на отдельные части, и даже в момент завоевания монголами было разделено на два государства. Но после монголов, вплоть до новейшего времени, Китай составлял одно целое. Вообще в странах от России до Китая мы видим больше политической устойчивости после монголов, чем до них, на что, конечно, оказала влияние их система управления»[31].
Неслучаен вектор политической деятельности русских князей, направленный в те годы не на Европу, а на Орду как на более эффективное и развитое государство (русские князья и представители духовенства часто совершали путешествия ко двору великих ханов, годами жили в Орде). В самом деле, какую страну в XIX в. мы назовем развитой, у которой есть железные дороги, или у которой их нет? Какую страну мы назовем развитой в XX в., у которой есть интернет, или у которой его нет? Ответ очевиден. То же и с монгольской империей XIII–XIV вв., обладавшей эффективнейшей на тот момент технологией связи, которая со временем стала достоянием возрождающейся России.
Эффективнейшая технология связи, которой располагала монгольская империя XIII–XIV вв., со временем стала достоянием возрождающейся России.
А западные христианские миссии к монгольскому престолу продолжались до середины XIV в. Были они немногочисленны и целей своих (обращение варваров в христианство, склонение их к союзу против мусульман) не достигли. После изгнания монголов в 1368 г. и с утверждением династии Мин, весьма подозрительной ко всему чужеземному, подобные контакты и вовсе прекратились.
Настоящее открытие Китая, а затем и Японии и Кореи, произошло уже в XVI в. – в результате португальских военно-коммерческих экспедиций[32], а затем – деятельности иезуитов, принятых при императорском дворе и даже вошедших в Математический трибунал, где они щедро делились с китайцами передовыми астрономическими знаниями. Иезуиты просвещали китайцев и в области военного дела, географии, гидравлики, переводили на китайский произведения европейских ученых и философов, в т. ч. Евклида и Аристотеля. Одновременно на европейские языки были переведены работы Кун Фу-цзы («Конфуция», как транскрибировал его имя Маттео Риччи), что произвело настоящий интеллектуальный переворот на Западе. В докладах Риччи, отсылаемых в Европу, Китай рисовался страной, управляемой философами, и в этом смысле он воспринимался многими западными мыслителями как идеальное государство, опыт которого должны взять на вооружение европейские властители.
Китай рисовался страной, управляемой философами, и в этом смысле он воспринимался многими западными мыслителями как идеальное государство, опыт которого должны взять на вооружение европейские правители.
«Китайское правительство показывало в течение более четырех тысяч лет и продолжает показывать людям сейчас, что можно управлять ими без того, чтобы их обманывать; что не ложью надо служить богу истины; что суеверие не только бесполезно, но и вредно для религии»[33], – писал восхищенный Вольтер, видевший в Китае поучительный для Европы пример «философской монархии». Постоянно подчеркивая древность китайской цивилизации, Вольтер недвусмысленно указывал, где именно находится колыбель человечества, и попутно опровергал ненавистные ему библейские легенды, в т. ч. о всемирном потопе. Почитателями китайской государственности и энтузиастами конфуцианского учения были Бенедикт Спиноза, Пьер Бейль, Никола Мальбранш, Христиан Вольф, Мэтью Тиндаль и др.
Чтобы не выглядеть в Китае чужеземцем, Маттео Риччи поначалу ходил в одеяниях буддийского монаха. Когда же выяснилось, что этот образ ассоциируется у китайцев не с образованностью, а с бродяжничеством, глава иезуитской миссии переоблачился в ученого-конфуцианца.
Живо интересовался деятельностью «Общества Иисуса» в Китае Лейбниц, переписывавшийся и лично общавшийся с Гримальди, Вержю, Бувэ и др. Через них немецкий философ, в частности, познакомился с трактатом «И-Цзин», неправильно истолковав который, он создал комбинаторику и двоичную логику, став, таким образом, предтечей компьютерной революции. Особые надежды Лейбниц возлагал на Петра I, государя великой державы, которой надлежит стать мостом в Китай для выполнения там торговых и просветительских миссий.
Пользовались европейцы и китайскими изобретениями, заимствованными, впрочем, опосредованно – через арабов, монголов и даже Россию. В то время, когда европейцы утратили всякие связи со странами дальней Азии, активное взаимодействие с ними вели арабы, которым были хорошо известны сухопутные и морские пути в Индию и в Китай. Арабы вели с китайцами успешные войны и развивали экономические связи, перенимая важнейшие изобретения, в т. ч. бумагу, компас, порох и пр. Именно через арабов они попали к европейцам.
Ряд других изобретений добрались до Европы иными путями. Например, технология книгопечатания наборным шрифтом шла через уйгуров из Синьцзяна на Кавказ, а оттуда в Малую Азию и в Александрию.
Компьютерная революция XX в. стала результатом неправильного толкования Лейбницем древнекитайского трактата «И-Цзин»
На участке Бадалин близ Пекина Великая китайская стена возводилась из прочных кирпичей, скрепленных раствором на яичном белке
В период, когда осуществлялась экспансия китайского интеллектуального продукта в халифат и далее в Европу (VIII–XIII вв.), Поднебесная представляла собой могущественную державу, не только обладающую самой крупной в мире экономикой, но и чрезвычайно развитую в культурном и техническом отношении. Помимо перечисленных технологий, Китай располагал эффективным сельским хозяйством, позволяющим собирать два-три и более урожаев в год, высокоразвитой механикой, высокоэффективной метеорологией. Примерно в 200 г. до н. э. в Китае были построены первые ветряные мельницы. Несколько раньше началось строительство Великой китайской стены – сооружения, и по сей день поражающего воображение. Ее длина с учетом ответвлений превышает 21 тысячу километров![34]
В стране строились грандиозные ирригационные и гидротехнические сооружения – чего стоит один лишь Великий канал Пекин-Ханчжоу длиной 1800 км – самая большая искусственная река в мире! Его строительство началось еще в VT в. до н. э.
Великий канал – самая большая искусственная река в мире. Его строительство началось еще в VI в. до н. э.
На тысячу лет раньше, чем в Европе, возникло здесь литейное дело, а промышленное использования угля в плавильном производстве началось раньше на 1300 лет, еще в III веке. Еще в Ханьскую эпоху (2000 лет назад) китайцы познакомились со свойствами нефти, а в IV в. до н. э. стали использовать для обогрева своих домов природный газ, который добывали с помощью бурения скважин, обогнав в этой сфере европейские страны на 2300 лет.
Китайское происхождение имеет и ракетная техника, причем использовалась она не только для фейерверков, но и в качестве оружия (в 1232 г. с помощью пороховых ракет оборонялись от монголов жители осажденного Пекина). Китайцам принадлежит приоритет в изобретении арбалета, а также химического и газового оружия, которое впервые было применено за 2000 лет до его применения в Европе во время Первой мировой войны.
В III в. н. э. в Китае вошли в обиход стремена. Через страны Центральной Азии в VIII в. стремя попало в Европу, где, по мнению ряда исследователей, произвело настоящую революцию в военном деле: «Благодаря стремени всадники в тяжелых доспехах смогли взбираться на лошадей. Прежде ни грекам, ни римлянам такое даже не снилось…. Человек на коне, каким мы его знали на протяжении минувшего тысячелетия, появился благодаря стремени, которое соединило человека и коня в боевой организм. Античность воображала кентавра; раннее Средневековье сделало его повелителем Европы»[35]. Кроме того, по мнению Маршалла Маклюэна, рецепция китайской новинки произвела революцию и в самом социально-экономическом укладе, породив такое явление как феодализм: «Стремя привело к броне и уничтожило малые земельные наделы йоменов в пользу обширных аристократических владений, то есть породило ту же самую революцию, которая произошла в Америке, – от мелких фермеров к "аристократам"-корпорациям»[36].
На многие столетия опередили европейцев китайские математики. Значение числа л они установили еще III–II веке до н. э., а отрицательные числа, которые вошли в европейскую науку лишь в XIII в.[37], были описаны в составленной во II вв. до н. э. «Математике в девяти книгах» (Цзю чжан суань шу). В том же каноне приводится метод решения систем линейных уравнений, «переоткрытый» в XIX в. немецким математиком Гауссом.
Уже в III в. в Китае использовались десятичные дроби – за 13 веков до их появления в европейской математике. А десятичная система исчисления применялась в Китае еще в XIV в. до н. э., за 2300 лет до багдадского математика аль-Хорезми, через которого эта система и попала в Европу, произведя подлинную революцию в науке, сделавшую возможными большинство великих открытий и изобретений[38].
Поразительны успехи и китайской медицины. Анестезия впервые стала применяться здесь свыше двух тысяч лет назад, а оспопрививание распространилось еще в догомеровские времена (в Европе – в начале XVIII в.). Во II в., за пятнадцать столетий до Уильяма Гарвея, китайцы изучили систему кровообращения, выяснив, что кровь распространяется по сосудам по всему телу за счет биения сердца. И именно китайцы первыми стали проводить операции на сердце и составлять обширные систематизированные фармакопеи.
Из Китая попал в Европу даже рецепт мороженого – его привез из своих долгих странствий Марко Поло. В Китае же появился и всем известный «кетчуп» – именно так тугие на ухо англосаксы расслышали слово гуйчжи, букв. «рыбный сок». Изначально рецепт кетчупа не включал в себя помидоров – основным ингредиентом соуса сделали их изобретательные американцы. А вот печенье с предсказаниями, вопреки кинематографическим штампам, – традиция не китайская. Она была «изобретена» в конце XIX в. в Сан-Франциско.
Китай – это еще и пять тысячелетий непрерывной письменной истории! Древнейшие письменные знаки, найденные на луншаньской стоянке около Сиани, датируются серединой III тысячелетия до н. э. К XXI до н. э. относится основание династии Ся, создавшей первое в истории рабовладельческое государство. Ровесники Древнего Китая – Шумер, Вавилония, Древний Египет – канули в Лету тысячелетия назад – Китай же жив и поныне.
Приблизительно в III в. до н. э. в Китае начала формироваться весьма специфическая система государственного управления, основанная, в отличие от европейских аристократий, теократий или демократий, на ненаследственном чиновничьем аппарате. Государственную должность претенденты занимали по итогам сдачи письменных экзаменов, которые усложнялись по мере повышения статуса должности. При этом к экзаменам допускались все свободные граждане, независимо от происхождения, национальности и места рождения. Систему государственных экзаменов (кэцзюй) усовершенствовал философ-конфуцианец Дун Чжуншу, живший во II в. до н. э. Помимо знания классических конфуцианских канонов претендент был обязан продемонстрировать также свой поэтический талант и умение рассуждать о прекрасном. Другими словами, если соискатель должности не был способен понимать красоту мира и выразить ее в изящных выражениях, то ему не доверяли и надзор над амбарами.
Система кэцзюй не только обеспечивала постоянную ротацию управленческих кадров и ограждала власть от некомпетентных людей, но и предотвращала коррупцию. Чиновник, непрерывно совершенствующий свой разум философией и умягчающий душу поэзией, не станет интересоваться материальными вопросами, а потому его невозможно подкупить. На философско-поэтические темы общались с чиновниками и проверяющие их инспекторы, и если обнаруживалось, что испытуемый утратил вкус к прекрасному, то это означало, что он духовно деградирует и увлекся материальным.
Через иезуитов китайская система аттестации чиновников посредством экзаменов была заимствована некоторыми германскими государствами и во Франции. Первый в Европе экзамен на государственную службу, аналогичный кэцзюй, состоялся в Берлине в 1693 г. Эта система вызывала восхищение даже у таких завзятых «западников», как Гегель: «Все считаются равными, и в управлении принимают участие только те, у кого есть способность к этому. Таким образом, сановниками назначаются только научно образованнейшие лица. Поэтому на китайское государство часто указывали как на идеал, который должен был бы даже служить образцом для нас»[39].
Основательно изучивший проблему культурных обменов между Китаем и Европой Джозеф Нидэм приводит в своем фундаментальном труде «Наука и цивилизация в Китае» список из нескольких десятков принципиальных изобретений только в области механики, приоритет в которых принадлежит китайцам, при том, что изобретений, появившихся на Западе раньше, чем в Китае, он нашел лишь четыре – винт, нагнетательный насос для жидкостей, коленчатый вал и часовой механизм[40].
Табл. 1.
Передача технологий из Китая на Запад
Табл. 2.
Передача технологий с Запада в Китай
В числе не весьма многих заимствованных у Запада технологий было искусство пивоварения – оно было завезено в Китай еще в начале XX в. немцами; именно в немецком сеттльменте Циндао, а затем в Пекине были построены первые пивоваренные заводы. Заимствована на Западе, вопреки сложившемуся мнению, была и игра в пинг-понг – идея изобретения настольного тенниса принадлежит жителям Великобритании. Китайцы переняли у европейцев и вредную привычку табакокурения – сегодня Китай одна из самых курящих наций в мире.
Китайские изобретения послужили материальной базой европейского Ренессанса, а китайская философия легла в основу политических преобразований в Европе и революционных открытий в науке.
Исследуя влияние Поднебесной на европейскую культуру, китайский философ Чжу Цяньчжи пришел в середине XX в. к выводу, что оно фундаментально недооценено. По его мнению, именно китайские заимствования оказались главным стимулом к формированию современной западной цивилизации. Так, европейский Ренессанс был порожден «Четырьмя великими изобретениями» – бумагой, печатным делом, компасом и порохом; китайская философия лежит в основе германского монархического либерализма и французской революционной идеологии, она сформировала взгляды Вольтера, Гольбаха, Монтескьё, Дидро и даже Гегеля, как известно, призывавшего навсегда вычеркнуть восточную мысль из истории философии.
Как можно заметить, Китай обладал практически всеми знаниями и технологиями, которые считаются признаком развитой цивилизации и именно по этой причине не особенно нуждался в том, что предлагали ему «заморские варвары». Не удивительно, что в конце XVII в. император Цяньлун гордо отклонил предложение короля Великобритании Георга III о начале торговли, объяснив: «Китай не нуждается в товарах варварских стран».
На протяжении двух тысяч лет Китай являлся исключительной силой в Восточной Азии – как в политическом, так и в экономическом отношении. Более того, на протяжении большего периода истории у Китая была самая крупная экономика в мире.
Поводы для гордости у китайцев были, и много. На протяжении двух тысяч лет Китай являлся исключительной силой в Восточной Азии – как в политическом, так и в экономическом отношении. Более того, на протяжении большего периода истории у Китая была самая крупная экономика в мире. Еще в 1750 г. на долю Срединной империи в мировом выпуске продукции обрабатывающей промышленности приходилось одна треть[41]. Население страны на то время составляло 200 млн. человек, при этом цинский Китай занимал ведущие позиции в мире не только по производительности сельскохозяйственного труда, промышленным нововведениям, но и по уровню жизни, а также военной мощи. «В эпоху своего расцвета, – утверждает Збигнев Бжезинский, – Китай не имел себе равных в мире в том смысле, что ни одна другая страна не была бы в состоянии бросить вызов его имперскому статусу или хотя бы оказать сопротивление его дальнейшей экспансии, если бы у Китая было такое намерение. Китайская система была автономной и самоподдерживающейся, основанной, прежде всего, на общей этнической принадлежности при относительно ограниченной проекции центральной власти на этнически чуждые и географически периферийные покоренные государства»[42]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Струве В.В. История древнего Востока. [М.]: ОГИЗ; Госполитиздат, 1941. С. 13.
2
Масперо [Г.] Древняя история народов Востока. М.: Изд. К.П. Солдатенкова, 1903.
3
Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. С. 157.
4
Гюго В. Человек, который смеется // Гюго В. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 10. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. С. 37.