Полная версия
Катехизис. Конспект лекций
2.8.5. Промысл Божий
Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
В Библии говорится, что Бог «почил в день седьмой от всех дел Своих» (Быт. 2:2). Это, однако, не означает, что Он не принимает в жизни мира никакого участия. Святитель Иоанн Златоуст так рассуждает на эту тему: «Почил, значит перестал творить и производить из небытия в бытие».
В том, что Бог никогда не оставлял Своей промыслительной деятельности по отношении к миру и человеку, убеждает Сам Спаситель: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17).
Итак, Промысл Божий складывается из двух божественных действий: сохранения тварей и управления ими.
Сохранение есть такое действие Промысла Божьего, которым Бог поддерживает бытие и силы каждого существа во вселенной: «В руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть» (Пс. 94:4).
Управление тварями есть такое действие Промысла Божия, которым Бог, дав законы тварям, направляет их деятельность к предназначенным Им целям, пресекая зло и обращая его к добрым последствиям. «Через Него всё успешно достигает своего назначения, и всё держится словом Его» (Сир. 43:28).
Одни творения Божии нуждаются в большей промыслительной деятельности Божией, другие – в меньшей. Человек как существо разумное составляет предмет особого попечения Божия. Спаситель говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). Весь 90-й псалом является изображением особенного Божьего Промысла о человеке.
Хотя в мире всё промыслительно, однако нужно помнить, что одно происходит по благоволению Божьему, другое – по Его попущению. Пророки возвещают слова Божии: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия» (Ис. 45:7); «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:6). Преподобный авва Дорофей так объясняет эти места Священного Писания: «Здесь под злом нужно понимать всё, что отягощает нас, как то: голод, землетрясения, болезни, войны. Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы, но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, и жители его пришли к покаянию. Но Бог не хочет, чтобы мы сами положили огонь и подожгли его. Он хочет, чтобы мы желали воли Его благой, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню».
Святитель Пётр Могила видит такое различие между Предвидением, Предопределением и Промыслом Божиим: «Промысл относится к вещам сотворённым. Но Предведение и Предопределение были в Боге прежде бытия всех тварей. Предведение есть одно ведение будущего, без определения его в частности. Предопределение, зависящее от Предведения, определяет, что должно быть, но определяет только добро, а не зло. Таким образом, Предведение по порядку предшествует в Боге, за ним следует Предопределение, а после за сотворением Промысл о сотворённом».
3. Второй член Символа веры
«Верую… во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»
Со второго члена и по седьмой Символ Веры по преимуществу излагает учение о Втором Лице Пресвятой Троицы – Сыне Божием. Рассмотрим отдельно каждое слово второго члена Символ Веры.
«Во единаго…»
Здесь указывается на то, что нет другого Спасителя для людей, кроме Господа Иисуса Христа. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12), – говорит о Сыне Божием святой апостол Пётр.
«Господа…»
Спаситель называется Господом потому, что Он есть Истинный Бог. В Септуагинте наименованием «Κύριος» («Кириос» – Господь) передаётся имя Иегова – одно из имён Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греческой традиции имя «Господь» есть одно из имён Божиих.
О том, что Мессия будет обладать Божественным достоинством, говорили ветхозаветные пророки. «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене», – говорится в псалме (Пс. 109:1). Эти слова Христос отнёс к Себе (Мк. 12:36,37). У пророка Иеремии о царственном потомке Давида, будущем Спасителе, говорится: «И нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!» (Иер.33:16).
Сам Господь Иисус Христос неоднократно указывал на Свое Божественное достоинство: «Я и Отец одно» (Ин. 10:30); «Отец во Мне и Я в Нём» (Ин. 10:38).
О Божестве Христа говорят и многие другие места Священного Писания, например: «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16); «Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:1, 14).
«Иисуса…»
Имя «Иисус» (евр. «Иегошуа») буквально означает «Иегова спасает», сокращённо – «Спаситель». Этим именем назвал Сына Божьего Архангел Гавриил. «И наречешь Ему имя: Иисус, – повелел Архангел праведному Иосифу Обручнику, – ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).
«Христа…»
Имя «Христос» означает «Помазанник» (на еврейском «помазанник» звучит «Машиях», в греческой транскрипции – «Мессия»). Помазанниками в Ветхом Завете называли царей, первосвященников и пророков, служение которых было прообразом служения Иисуса Христа. Святитель Филарет (Дроздов) замечает, что Спаситель потому назван Христом, что «Его человечеству безмерно сообщены дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя».
Пророческое служение Господа Иисуса состояло прежде всего в том, что Он возвестил всю волю Божию и указал прямой путь от смерти к жизни. «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир», – восклицали люди, видевшие чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами (Ин. 6:14).
Первосвященническое служение Христа состояло в том, что Он, будучи «Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 6:20), Самого Себя принёс в искупительную жертву, примирив этим людей с Богом. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19), – говорит апостол Павел.
Царское служение Господа состояло в том, что Он, как «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19:16), разрушил державу смерти и ада и открыл людям вход в Царство Небесное.
Господь был помазан на служение по Своему человеческому естеству. Помазание это было совершено не вещественным елеем, но Самим Духом Святым с момента зачатия Христа во чреве Пресвятой Богородицы. «Дух Господень на Мне, – свидетельствует о Себе Спаситель словами пророка Исайи, – ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19; Ис. 61:1-3).
«Сына Божия…»
Имя «Сын Божий» равносильно имени «Бог». В этом убеждают следующие слова Священного Писания: «Еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18).
«Единороднаго…»
Единородным Господь Иисус Христос называется потому, что Он единственный Сын Божий, рожденный от Бога Отца по существу.
Иногда Священное Писание именует сынами Божиими также Ангелов и верующих людей, но только по благодати усыновления их Богом.
Слово «Единородный» упоминается, в частности, в следующих местах Священного Писания: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14); «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
«Иже от Отца рожденнаго…»
Эти слова указывают на личное свойство Бога Сына. Как говорилось выше, на это Ипостасное свойство Сына указывают следующие места Священного Писания. «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2:7). Святой апостол Павел пишет, что Сын Божий – «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).
«Прежде всех век…»
Здесь говорится о том, что Сын Божий совечен Богу Отцу. О вечности Сына Божия свидетельствует Священное Писание: «Ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Святитель Николай Сербский так убеждает в вечности Сына Божия: «Вечность не имеет границ, и поэтому Рождающийся от Вечного вечен».
«Света от Света…»
Эти слова уподобляют предвечное рождение Сына Божия от Бога Отца, рождению света от солнца. Заметим, что в Священном Писании как Бог Отец, так и Бог Сын именуются «Светом». «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5), – пишет святой апостол Иоанн Богослов о Боге Отце. «Я Свет миру» (Ин. 8:12), – свидетельствует о Себе Спаситель.
«Бога истинна от Бога истинна…»
Эти слова, прямо именующие Господа Иисуса Христа Богом, взяты из Соборного Послания святого апостола Иоанна Богослова: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).
«Рожденна, несотворенна…»
Эти слова прямо обличают еретика Ария, который ложно учил, будто Сын Божий сотворен. «Как слово рождается от ума бесстрастно, – учит блаженный Феофилакт, – так и Он рождается от Отца бесстрастно. Сын Божий называется Словом и для того, чтобы показать, что Он совечен Отцу».
«Единосущна Отцу…»
Хотя в Священном Писании слово «Единосущный» не встречается, сама мысль о единосущии Божественных Лиц ясно выражена в словах Спасителя: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30).
«Имже вся быша…»
Эти слова говорят о том, что вся вселенная получила бытие через Сына. «Всё чрез Него начало быть, – благовествует святой апостол Иоанн Богослов о Спасителе, – и без Него ничто не начло быть, что начало быть» (Ин. 1:3).
4. Третий член Символа веры
«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»
В этом члене Символа веры говорится о цели сошествия Сына Божия на землю и о таинственном Его воплощении.
Объяснение третьего члена Символа веры необходимо предварить рассмотрением вопроса о сущности греха, о том, каким образом грех вошёл в Богом созданный мир.
4.1. Появление зла в видимом мире
Как говорилось выше, гордость была причиной падения дьявола и злых духов. Они были призваны стать богами по благодати, но неподчинение воле Божией стало причиной их отчуждения от Бога, которое в свою очередь зародило в них желание стать богами без Бога. Оставаясь же зависимыми от Творца в своем бытии, мятежные духи стали ненавидеть само бытие. Будучи не в силах уничтожить жизнь, дьявол захотел исказить порядок, который был установлен Богом в мире видимом.
Бог сотворил человека свободным. Древо познания добра и зла было средством, с помощью которого эта свобода могла совершенствоваться. Запрет на вкушение плодов с этого древа по сути являлся заповедью воздержания (поста). Рано или поздно этот пост должен был окончиться и увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства. Но пост, установленный Богом, не мог быть нарушен человеком самовольно.
Дьявол под видом змея явился в рай не как притеснитель человека, а как обольститель. Падший дух действовал такими орудиями, какие хотя и могли влиять на свободу человека, но не могли её стеснять. Приступая к Еве, змей прежде всего захотел возбудить в ней сомнения в том, что Бог любит человека. Для этого князь бесовский представляет Бога несправедливым, якобы запрещающим вкушать плоды со всех деревьев (Быт. 3:1). Это была ложь, ведь Бог запрещал вкушать плоды только с одного дерева. Но Ева не только не спохватилась, услышав первую в своей жизни ложь против Бога, но вступила в разговор с дьяволом. Во время беседы со змеем она привела заповедь Божию не точно, прибавив от себя: «…не прикасайтесь к ним» (Быт. 3:3), выставив Бога чрезмерно строгим.
Таким образом, клевета дьявола подействовала. Вместо любви к Богу в Еве уже действовал только рабский страх. Заметив, что Ева держится заповеди Божией только потому, что боится смерти, дьявол сказал: «нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4,5). Ева прельстилась этим обещанием и вкусила запретный плод. Адам последовал её примеру.
В итоге человек добровольно отверг предложенный ему Творцом путь к совершенству и выбрал «лёгкий» путь змея, предложившего ему стать богом без Бога.
Грех прародителей – это не только непослушание, а целый комплекс греховных действий. Среди них, по словам блаженного Августина, была и гордость, потому что человек восхотел находиться более во власти своей, нежели Божией; и поругание святыни, потому что Адам не поверил Богу; и человекоубийство, потому что он подверг себя смерти; и духовное любодеяние, потому что непорочность души человека оказалась нарушена убеждением змия; и кража, потому что Адам воспользовался запрещённым деревом; и жадность, потому что он захотел иметь более того, что ему было нужно.
Падение людей не было столь решительным и безвозвратным, как падение ангелов. Тем не менее, грех прародителей был настолько велик, что для заглаживания его понадобилось пришествие Единородного Сына Божия. Как пишет святой апостол Иоанн Богослов: «Грех есть беззаконие… Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:4,8).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.