Полная версия
Родителям и детям о грехе сквернословия
Родителям и детям о грехе сквернословия
Слово к родителям
Уважаемые папы и мамы!
Этой книгой «Символик» продолжает новую серию изданий, назначение которой – отвечать на сложные вопросы, связанные с воспитанием детей в современном мире. Приметы нашего времени – возведенная в норму безнравственность, подмена живых человеческих отношений иллюзорным «виртуальным» общением, всеобщая расслабленность, зависимость от комфорта и далеко не самых необходимых «благ» цивилизации, деградация человека и страшное затемнение в нём самого главного – образа Божия. Всё это воздействует на каждого из нас и с утроенной силой – на наших детей. Даже если они веруют в Бога, даже если бывают в храме.
Где взять противоядие, чтобы душу дорогого нам подрастающего человека не изуродовал до неузнаваемости «дух мира сего»? Как выбрать правильные слова, на которые наш ребёнок обратит внимание, которым поверит, которые запомнит? Какие доводы привести?..
Мы предлагаем вам посильную помощь в поиске ответов на эти сложные вопросы.
Особенность книжек нашей новой серии – двойная адресация: они обращены и к вам, дорогие родители, и к вашим подрастающим детям. Как часто это бывает: предложишь сыну или дочке полезную, как кажется, книгу – а он (или она) едва на обложку взглянет и откладывает в сторону. Мы попробовали упростить для вас задачу. Книги «Родителям и детям» помогут вам, во-первых, сформировать личный взгляд на обсуждаемые в них проблемы, а, во-вторых, – ненавязчиво повлиять на детей. Для них в каждой книге (и в этой тоже) предназначен небольшой раздел – десяток-полтора страниц, одолеть которые не составит труда даже тем, кто не любит читать. Так что, предварительно познакомившись с текстом сами, вы сможете уже не убеждать чадо прочесть книгу целиком, а сказать нечто гораздо более обнадёживающее: «Вот несколько страничек – прочти, это всего пятнадцать минут. А потом, если захочешь, обсудим».
«Прочитай сам и передай ребёнку» – таким мог бы быть девиз этого книжного проекта.
Надеемся, что он принесёт добрые плоды и поможет вам нести свой ежедневный родительский подвиг – подвиг христианского воспитания детей – с более лёгким и радостным сердцем.
От редакции
Ещё не так давно нецензурной брани стыдились даже сами сквернословы. Они матерились, но только между собой, в сторонке. Понимали, что поступают дурно. А сегодня, кажется, исчезает само представление о том, что сквернословие – это грех. Люди молодые и пожилые, совсем юные девушки, даже детишки из младших классов не задумываясь пересыпают свою речь такими словами, которые тридцать-сорок лет назад человек мог услышать всего несколько раз за свою жизнь и, если слышал, то густо краснел.
Ныне какие-то важные ограничители удалены из нашего сознания. И матерщина, «язык» донельзя примитивный и грязный, всё чаще воспринимается как вполне нормальная речь, ну разве что немного неформальная. В метро, на улице, на рабочем месте и в учебных заведениях люди «выражаются», ничуть не стесняясь окружающих…
Может быть, дело в наследии коммунистического прошлого нашей страны. Большевизм, кажется, остался в прошлом – а дело его живёт и побеждает: вера ушла из нашей жизни почти безвозвратно, к исповеди и причастию приступает от силы 3 % россиян. А когда уходит вера – уходит и чувство нормы, интуитивное понимание того, что достойно человека как образа и подобия Божия, а что человеку неприлично. Воспитанные в духе позитивизма и материализма, люди и не подозревают о существовании законов духовной жизни. И никакой иной ответственности, кроме уголовной, для них просто не существует. А за матерные слова ответственность предусмотрена чисто номинальная.
Но Священное Писание не оставляет сомнений: с точки зрения Бога любое ругательство – грех, и грех тяжёлый. За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, – недвусмысленно предупреждает учеников Господь Иисус Христос (Мф. 12:37). Даже такие «невинные» ругательства, как «ничтожество» (рака́) и «безумный», Он запрещает строго-настрого (Мф. 5:22); нетрудно догадаться, как Он относится к выражениям ещё более крепким. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, – обращается к жителям Ефеса (и, конечно, к нам) апостол Павел (Еф. 4:29). Апостол Иаков наставляет нас вообще как можно аккуратнее обращаться с языком, ибо это огонь, прикраса неправды: язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны… Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:6–12).
Тут можно было бы и поставить точку. Сам Бог запрещает нам сквернословить – какие ещё нужны доводы?
Но дурной пример заразителен (в прямом смысле слова!), а библейские цитаты для современного ребёнка далеко не всегда безоговорочный авторитет и руководство к действию. Тем более, что многие из использующих ненормативную лексику искренне недоумевают: я же не конкретных людей имею в виду, просто речь у меня такая.
Дорогие родители! Эта книга поможет Вам найти доводы, чтобы убедить своего ребёнка никогда в жизни не произносить грязные слова. А если беда уже случилась и дурные слова завелись на языке у Вашего чада, книга поможет ему или ей осознать, какая страшная беда с ним приключилась, и подскажет, как поскорее избавиться от этой отвратительной привычки.
Часть 1. Родителям
«Матерная брань – словесная инфекция» (Интервью с протоиереем Артемием Владимировым, членом Союза писателей России)
– В чём, на ваш взгляд, причины того, что современная молодёжь начинает сквернословить уже едва ли не с детского сада, использует нецензурные слова невзирая на окружающих и как будто бы не испытывает от этого никакого неудобства?
– Язык – это лакмусовая бумажка, по которой не только легко понять особенности культурной жизни народа, но и диагностировать его духовное состояние. Слово есть воплощённая мысль, а мысль рождается в глубинах человеческого духа. Вот почему по состоянию языка, речи всего проще определить степень духовного здоровья или нездоровья членов семьи, жителей города или страны.
В патриархальной среде среди православного крестьянства сквернословие всегда почиталось грехом. Воцерковлённые христиане хорошо помнят строгое слово Спасителя о том, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). Ругатели, то есть люди, имеющие привычку скверно браниться, Царства Божия не наследуют (см.: 1 Кор. 12:9–10). По мере ослабления церковного влияния на общество появлялось и сквернословие как заразная болезнь.
У меня есть собственная теория, что матерная брань – это словесная инфекция, которая распространяется воздушно-капельным путём. Оброненное кем-то нечистое, грязное слово мгновенно подхватывается людьми простыми и невежественными. Так, подростки, проводящие много времени на улицах, в подъездах; взрослые люди, любящие собираться во дворах, гаражах, злоупотребляющие горячительными напитками; в известной степени, армейская среда становятся проводниками этого опаснейшего вербального вируса. Увы, не приходится удивляться тому, что дети мгновенно подхватывают привычку сквернословить, если дома звучит матерная брань.
В советские годы она почиталась аморальным явлением. Существовали административные наказания за ругань в публичных местах. По телевидению и радио выступали дикторы с хорошо поставленной речью. Нормы русского литературного языка были в чести. Даже неправильное ударение, нарушение орфоэпических норм почитались едва ли не преступлением, и за ошибки, допущенные в публичной речи, можно было поплатиться своим местом, коль скоро речь шла о работниках радио и телевидения.
В постсоветские годы матерная брань, к великому сожалению, стала уже восприниматься не как асоциальное нетерпимое явление, не как признак духовного одичания, но как нечто обыденное, как средство общения людей, не находящихся в официальной обстановке. Современные подростки могут даже не понять обращённого к ним замечания, потому что они не «ругаются», но употребляют мерзкие слова для связи между частями речи, между предложениями, выражая разные оттенки эмоций одним и тем же дурно пахнущим словом.
Каковы основные причины заражённости этим смертным грехом человеческих сердец? Во-первых, безбожие. Отчуждение от Матери Церкви и её духовно-нравственного влияния. Во-вторых, дурное влияние развращённой среды. Вспомним, что в двадцатые-тридцатые годы воры, так называемые «блатные», были объявлены социально близкой пролетариату прослойкой. С тех пор уголовная феня была усвоена определённым контингентом людей и, к сожалению, молодёжью, охотно клюющей на всё экстравагантное, модное, на то, что подростки называют «крутым». Жаргонное нечистое слово, с удовольствием употребляемое, выдаёт соответствующий образ мысли и жизни. Живя в сердце человека, низкое и гадкое слово разрушает глубинные структуры личности человека.
Впрочем, не будем злоупотреблять этими печальными обобщениями. В отдельных регионах России, там, где влияние Церкви достаточно сильно, например, в Белгородской области, матерная брань и поныне публично осуждается как несовместимая с обликом гражданина России. И как печально, что в защиту этого аномального и ужасного явления мы можем услышать апологию из уст всем известных деятелей культуры, отстаивающих право на матерную брань в литературе и киноискусстве. По счастью, эти высказывания не приняты на вооружение, но они являются весьма красноречивым свидетельством культурного уровня нашей эпохи. И сегодня родители, священники, конечно, учителя должны употреблять все силы для борьбы с этим пороком, который, овладев человеческой душой, делает её жилищем демонов.
– С чем связан запрет на произнесение гнилых слов (Еф. 4:29) Как слово воздействует на душу человека, его произносящего?
– В Священном Писании содержится строжайший запрет на употребление гнилых слов потому, что сквернословие является смертным грехом. Ведь Сам Бог именуется Словом воплощённым. Создатель почтил человека драгоценным даром слова, словесности, выделив Адама, как словесное существо, из среды всех других живых существ. Главное назначение слова – славить Творца, возвещать Его совершенства. Не течёт из одного источника солёная и сладкая вода (ср.: Иак. 3,12). Воля Божия состоит в том, чтобы мы мыслили и говорили в духе правды, веры и любви.
Мысль и слово скверные, лживые сопрягают человека с падшим духом, вводят в общение с демонами, изобретателями всякого зла. Сквернословие есть порок, внушённый злыми духами. Сквернословие приобщает человека (даже не совершающего каких-либо деятельных грехов) к демонической энергии, позволяет сатане завладеть бессмертной душой человека. Одержимость бесами всегда проявляется в сквернословии.
Человек, заразившийся привычкой сквернословить, представляет смертельную опасность для окружающих. Он является разносчиком ненависти, гордости, разврата, которые, как известно, не могут обойтись без сквернословия. Душа, которая даже в мысленном диалоге употребляет матерную брань, заживо умирает. Она находится в состоянии гниения, она отвратительна для ангелов, от неё отвращается Сама Пречистая Богородица Мария.
Начало нравственного возрождения личности, равно как и приход к разумной, зрячей христианской вере всегда ознаменовывается контролем над собственным языком. Человек, верующий в Бога Слово, по определению, не может употреблять матерную брань. Напротив, его уста, помазанные Божьей благодатью, способны произносить лишь то, что чисто, светло, свято, пронизано правдой и любовью.
– Многие не считают сквернословие особенно тяжким грехом, считая бранные слова лишь «присказкой», не обращённой ни в чей адрес конкретно. Что тут можно возразить?
– Язык есть один из членов человеческого тела. Лишённый костей, он непрестанно находится в движении. И никто, наверное, не в состоянии подсчитать точное количество слов, которые за день исходят из наших уст. Вот почему многие не слишком серьёзно относятся к грехам языка, почитая их за некую обыденность. Между тем слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Если каждое праздное, то есть лишённое содержания, слово, произнесённое не во славу Божию, будет поставлено человеку в вину, тем паче предосудительно сквернословие. И то, что является на поверхностный взгляд присказкой, связкой между словами, в очах ангельских есть нестерпимое зловоние, хула на Божие Провидение, на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, на тайну собственного рождения, есть оскорбление родительского лона, материнства, чадородия, попрание зиждительной силы матери земли.
Если вникнуть в суть матерной брани, то она является ни чем иным, как инвокацией – призыванием нечистой силы. В глубокой древности язычники призывали падших духов наименованием человеческих гениталий, думая таким странным образом защититься от воздействия демонов соседнего племени. Ради этого они носили на груди и соответствующие украшения. На самом деле бесы тотчас приближаются к человеку, едва лишь только он начинает хулить дар Божий подобной циничной бранью. В этих смрадных ругательствах смешано всё: необузданное сладострастие, разврат, проклятие, хула, насмешка над Божьим творением. Таким образом, матершинник тотчас становится изгоем, человеком, недостойным милости Божией, от него отвращается Покровительница девства и материнства Пресвятая Богородица. Не покаявшись в этих словесных грехах, человек становится совершенно чуждым Божественной благодати, пред ним навсегда закрываются врата Небесного Иерусалима. Сердце его становится обиталищем демонов. Он окружён уже не светлым облаком благодати, а пребывает в кромешной ночи упомянутых мною страстей: гордости, похоти и злобы.
Человек с матерным словом на устах неприятен людям, ненавистен ангелам. Земля отказывается принимать его прах. Небо для него навеки закрыто. Он вольно или невольно становится разрушителем, через него сатанинская сила действует в этом мире.
– Как убедительно объяснить ребёнку, что бранные слова использовать категорически нельзя? Что они представляют собой реальную опасность для душевного здоровья?
– Для ребёнка матерная брань так же неестественна, как ненависть или разврат. Матерная брань является для него психологической, психической, физиологической травмой. Наукой доказано, что ругательные слова разрушают структуру воды, от них вянут цветы и дохнут рыбки в аквариуме. Матерная брань есть чудовищная болезнь, распространяющаяся с невообразимой скоростью, захватывающая в свой плен десятки, сотни, тысячи человеческих душ.
Беседуя с ребёнком (если это крещёное дитя), педагог не должен излишне заострять внимание на этой теме. Нельзя пугать чистое дитя! Но можно и дóлжно проводить «профилактику», «обеззараживать» душу ребёнка, вводя в неё «инъекцию» жизни.
Православного ребёнка, конечно, дóлжно просвещать, рассказывая ему, что ангел хранитель тотчас отходит от сквернословов. «Как ты думаешь, дитя, с кем ты останешься сегодня ночью один на один, если вечером, поссорившись с братиком, ты по глупости употребил такие слова? Посмотри на иконы: улыбается ли тебе Богородица? С благоволением ли смотрит на тебя Господь? Как взирает на тебя Николай Чудотворец? Подумай над моими словами и, положа руку на сердце, ответь». Не только дети, но и взрослые, приближаясь к святым иконам, видят в очах угодников Божиих отражение собственного внутреннего состояния. «Помни, дитя, помни, мой дорогой мальчик, если ты сейчас с Божьей помощью не забудешь эти слова, если ты, исповедавшись, раз навсегда не оставишь привычку сквернословить, ты можешь скончаться без покаяния, не достигнув и юношеских лет»…
Так или иначе, но мы должны беседовать с детьми и не пропускать без внимания ни единого случая, когда они оскверняют бранью или чертыханием свои уста и атмосферу. Опыт показывает, что внимательные педагоги, постоянно обращающие внимание детей на недопустимость сквернословия, добиваются успехов, если они, педагоги, заслужили у детей нравственный авторитет, имеют на них доброе влияние и делятся с ними правилами жизни, которые сами неукоснительно исполняют.
– Как привить ребенку любовь к литературной речи в эпоху, когда литература (тем более классическая) не в почёте у юного поколения?
– Привить ребёнку любовь к литературе просто, если мы сами её любим и вместо компьютерных игр и сомнительных мультфильмов зарубежного производства занимаем ребёнка чтением на ночь сказок русских и западноевропейских, прозы и поэзии, знакомим с произведениями Александра Сергеевича Пушкина, во главу угла поставляя библейские сюжеты. Дитя быстро привыкает к мерному голосу бабушки, спокойным и мужественным интонациям родителя, певучей напевности маминого голоса. Через слушание и слышание приходит любовь к чтению, которое сначала осуществляется под контролем взрослых, а затем уже становится желанным времяпрепровождением.
Родителям важно позаботиться и о круге чтения, чтобы в поле зрения ребёнка не попали соблазнительные книги, как это случилось, к сожалению, с юным Александром Сергеевичем Пушкиным, изживавшим вольтерьянский душок два десятка лет своей сознательной жизни.
Вопросы задавал Игорь Цуканов
«Сквернословие – это антимолитва»[1] (Интервью с протоиереем Максимом Первозванским)
– Главный вопрос, который нас интересует: может ли взрослый человек – ругающийся много и часто – отучиться от сквернословия? И как это сделать?
– Это вопрос из области, как вообще избавляться от вредных привычек, потому что мат – это, без сомнения, дурная привычка. Методики бывают разные, можно ограничивать себя постепенно, а можно бросить в один день.
На мой взгляд, здесь важна прежде всего рефлексия привычки – ее осознание, контроль и учёт. Хорошо включить внутренний счётчик: выругался – придумай себе наказание. Например, если человек верующий, наказанием может быть земной поклон за каждое матерное слово. Неверующий – щелкай себя по лбу, если выругался. Такая тактика постепенно приведет к уменьшению количества матерных слов в речи. Но полный отказ от сквернословия – это вопрос не одного дня.
– Языковая среда вокруг нас довольно агрессивна: ругаются на работе, на улице, иногда дома. В таком окружении бросить ругаться реально?
– Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Один человек может повлиять на нормы коллектива. Если, к примеру, ты перестаешь сквернословить, стоя на работе в курилке, то велика вероятность, что и другие люди в курилке перестанут ругаться тоже.
Лет 15–20 назад было не принято крепко выражаться при девушках. Сегодня – хотя при девушках, несомненно, стали сквернословить чаще – ситуация в целом такова: там, где девушки терпят ругань, при них ругаются, там, где не терпят, ругаться перестают. Речь о том, что нередко человек в состоянии сам регулировать ту среду, в которой он находится.
– Люди, которые пытаются отказаться от мата, отмечают: на первых порах разговаривать становится труднее. Там, где в речи всегда удобно ложилось на язык матерное слово, теперь – пустота, мозгу нужно время, чтобы найти ему замену.
– Мы привыкаем запихивать весь огромный спектр человеческих чувств в одно-два матерных слова. Используя мат, мы намеренно обедняем себя – уходим от нюансов, оттенков. Возвращаясь к нормальной речи, конечно, придётся поскрипеть мозгами: шестерёнки будут вращаться сначала медленно, но со временем наберут ход, станут быстрее.
В этом деле, как и во многих других, важно ещё обрести компаньона: избавиться от сквернословия будет легче, если в начинании вас кто-то поддержит.
– Типичная ситуация: приходит ребёнок – из школы ли, из детского сада, с улицы – и приносит ругательные слова. Что делать?
– Важно здесь то, какая языковая атмосфера царит у ребёнка дома, в семье: и если дома мат – это тоже норма, то все разговоры о вреде ругани не дадут результатов.
Дом – это то, что формирует ребенка, то, с чем он выходит в окружающий мир. Поэтому если родители не хотят, чтобы дети усвоили привычку сквернословить, мата в доме быть не должно.
Причём родителям лучше играть на усиление: запрещать не только мат, но и производные ругательства.
– Есть мнение, что ребёнка, особенно дошкольника, который вдруг употребил ругательное слово, нужно игнорировать. Дескать, он поймёт, что его ругань не вызывает никакой реакции у взрослых, и сам перестанет употреблять плохие слова.
– Игнорировать это нельзя – ребенку обязательно нужно дать понять, что сквернословие недопустимо.
Если внушение не помогает, хорошо бы поговорить с ребенком о значении тех ругательных слов, которые он произносит. Часто дети не понимают смысла матерных слов, они их где-то услышали и бездумно повторили. Нужно говорить, что слово – не пустой звук, что в слове есть сила, которая формирует среду жизни. Вот, к примеру, проклятие – оно действенно? Дети в большинстве своём понимают, что да. А доброе пожелание, пожелание хорошего пути? Нужно объяснить ребёнку, что ругательство – это реальная сила, которая может стать частью жизни его друзей и родственников.
– Какое отношение к мату у Церкви?
– В Церкви более, чем где-либо, понимают важное значение слова. Не случайно одно из Евангелий открывается строкой: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1). Молитва в христианском понимании – это связь с Богом через слово. Таким образом, сквернословие понимается как антимолитва: чертыхания, ругательства – всё это есть не что иное, как призывание зла, настоящего зла с рогами и хвостом. Молитва животворит душу, в то время как сквернословие убивает её.
Половая тематика, половые извращения – основная тема, на которой спекулирует мат. Поэтому, если продолжить эту мысль, то в конечном итоге мат – это бесовское извращение семейных ценностей.
Что общего у смеха и брани[2] (Архимандрит Рафаил (Карелин)
Два греха, внешне как будто противоположные друг другу, – смехотворство и сквернословие – имеют много общего. Святитель Иоанн Златоуст, говоря о пагубности этих грехов, оскверняющих душу человека, сравнивает язык шута и сквернослова, когда они становятся на молитву, с рукой, обмазанной навозом, которой человек хочет коснуться хитона Господня.
Насмешка – это радость о том, что человек, образ Божий, одет в одежду, вывернутую наизнанку. Первым шутником был Хам, который надсмеялся над наготой отца, а ещё раньше – демон, посмеявшийся доверчивости первозданных людей. Недаром демона называют шутом и нередко изображают в одежде скомороха.
После продолжительных шуток и смеха человек чувствует опустошение. Отмечено, что карикатуристы и клоуны в своей личной жизни отличаются угрюмым и раздражительным характером, а нередко и приступами чёрной меланхолии. Если человек, выслушав дюжину анекдотов и вдоволь посмеявшись над ними, станет на молитву, то он воочию увидит безобразие своей души. Есть психический комплекс шутника, который везде и всегда ищет несоответствия и уродства; для него вся жизнь – постоянный парадокс. Если он не шутит в течение одного часа, то чувствует какой-то внутренний дискомфорт, как пьяница, лишённый алкоголя, или наркоман, оставшийся без наркотиков, словно какие-то силы распирают изнутри его душу. Ему в полном смысле этого слова становится плохо. Он начинает шутить с такой жадностью, с какой голодные набрасываются на пищу. Человек настолько привыкает шутить, что шутит почти машинально. Когда такой человек начинает молиться, молитва у него порой превращается в кощунство. Привычка заставляет его искать уродливые ассоциативные образы, как бы некое передразнивание молитвенных слов.
Диавол – любитель и ценитель шуток. Иногда языческие правители нанимали скоморохов и артистов, чтобы те пародировали и осмеивали мучения христиан во время казни. Подлость всегда старается великое превратить в смешное. Господь сказал: горе смеющимся (ср.: Лк. 6:25), горе, потому что они изгоняют Духа Святаго из своей души; горе, потому что они насмехаются над человеком – образом и подобием Божиим, а через творение – над Творцом; горе, потому что они теряют драгоценное время жизни; горе, потому что лишают себя глубины покаяния и чистоты молитвы.