bannerbanner
Краткая история эзотерической астрологии
Краткая история эзотерической астрологии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Не была для них секретом и продолжительность Великого Года прецессии. Профессор Х.В.Хильпрехт изучив тысячи глиняных табличек, содержащих математические таблицы и формулы, пришёл к выводу, что «все таблицы деления и умножения из библиотек храмов в Ниппуре и Сиппаре, а также из библиотеки Ашурбанипала [в Ниневии] основаны [на числе] 12.960.000». Проанализировав это число с целью выявить его смысл, професср пришёл к выводу, что оно может иметь отношение лишь к явлению прецессии и что шумерам была известна точная продолжительность Великого Года, составляющая 25.920 лет2 .

Кроме того, было обнаружено множество текстов, содержащих расчеты расстояний между звёздами. Один из таких текстов, под номером AO.6478, содержит список двадцати шести самых крупных звёзд, видимых вдоль полосы, называемой современными учёными Тропиком Рака, а также в нем приведены расчёты расстояний между ними, сделанные тремя различными способами. Первый способ связан с устройством «манна шукулту», принцип работы которого основывался на соотнесении веса текущей воды со временем, оно позволяло рассчитать расстояние между двумя звёздами в единицах времени. Второй способ состоял в измерении градусов небесной дуги, и применяется астрономами и по сей день. Третий метод вычисления назывался «беру ина шейм» («длина в небе»), который позволял получить абсолютные значения. Невольно возникает вопрос, кто из жителей Шумера испытывал потребность в этой информации, необходимой лишь для межзвездных перелетов, в то время как остальная часть человечества только училась обрабатывать землю?

Халдейская астрология постепенно проникала и в соседние государства. Так она попала в соседнюю северо-восточную страну Мидию. Ее жрецы назывались магами. Они частично переняли науку халдеев, частично же у них была уже собственная сходная наука. Что же касается соседней Персии, то туда их наука очень долго не имела доступа, т.к. религия персов Зороастризм всячески запрещала любую магию. Однако, когда в 539 году персидский царь Кир покорил Вавилон и произошло великое смешение народов, мидийские маги и халдеи проникли и в Персию, где вскоре получили самый теплый прием, даже при царском дворе почти как у себя на родине. Через Персию, халдейскую астрологию частично переняли также евреи, которые после изгнания вернулись в Палестину. Это видно из апокрифической книги Еноха, полной образов и символов почерпнутых из халдейских и мидийских астрологических и магических представлений. В дальнейшем при возникновении еврейской Каббалы, эти халдейские учения получили у евреев дальнейшее развитие.

В средние века очень часто на Зороастра указывали как на отца и открывателя всей магии и астрологии, существовали и многочисленные книги под названием «Гороскоп Зороастра». Но, как мы видим, зороастрийская магия и астрология были халдейского и мидийского происхождения.

В самом Вавилоне магия, астрология и религия были одним целым. «Звезды склоняют, но не повелевают» – утверждали древние мудрецы. Обычный рядовой человек находился под властью звезд и планет. Однако, человек посвященный мог выйти из-под их власти. Об этом говорит и другой древний афоризм: «Звезды управляют человеком, однако, мудрый управляет своими звездами». Магическое сознание древнего человека вполне позволяло такой взгляд на вещи. Если на простого человека звезды влияли только в одном направлении, и он был слепым орудием их сил, то мудрец мог влиять и на сами эти силы.

К сожалению, со временем люди утратили эту вторую составляющую астрологической науки, остался только один канал, благодаря которому только звезды могут влиять на человека, превращая его в пассивную игрушку космических сил, да и эти знания теперь уже почти растеряны. Это прямое следствие утери современным человеком чувства священности окружающего Космоса и способности магического видения мира.

Говоря о связи астрологии и священного, нельзя обойти и вопрос, связанный с посвящением, инициацией. Это одно из центральных понятий традиционных религий. Традиционное общество знает различные инициации: посвящение в охотники, в мужчины и в женщины, по достижению пределенного возраста, в воины, в шаманы, в колдуны, целители и прочее.

Этот обряд как бы узаконивал статус человека, делал его равноправным членом сообщества. Некоторые из этих церемоний сохранились до наших дней, хотя и утратили свой первоначальный смысл. Мы остановимся только на религиозных посвящениях.

Человек прошедший эти посвящения считался уже другим человеком, как бы повторно рожденным. Часто он получал даже новое имя, а иногда и новых родителей, а иногда и отправлялся в далекие странствия, где никто и никогда его не знал. Такого человека называли «дважды рожденным» или «двиджа» на санскрите. Что бы родиться для новой жизни, человек умирал для своей прежней жизни. Он должен был пережить ритуальную смерть и новое рождение.

В большинстве случаев, перед тем как получить посвящение, человек должен был пройти процедуру долгих и трудных испытаний. Иногда это бывали даже чисто физические мучения, как, например, это было у индейцев в Америке. После успешного их завершения можно было приступать уже и к самим церемониям. Если посвящаемый выдерживал трудности испытаний, то следующим этапом была его ритуальная смерть и погружение в состояние бессознательного, в небытие первозданного Хаоса. Как считали древние, человек – микрокосмос, был подобен окружающему его Космосу или макрокосмосу. Переживая свою личную смерть, человек переживал и смерть или конец Мира, Космоса. В этом и состоял смысл этой временной смерти. Человек мог на личном опыте пережить то состояние, когда мир еще не был сотворен. Это состояние первозданного Хаоса в традиционных эзотерических учениях и, прежде всего в алхимии, символически изображалось в виде свернутого в кольцо Змея – Уробороса, который кусает собственный хвост, это также и один из символов Зодиака. Уроборос это так же и символ человеческого зародыша – человека в пренатальном состоянии.

Затем следовало пробуждение, человек постепенно обретал сознание, он переживал новое свое рождение. И, вместе с этим, он как бы присутствовал при рождении мира. Он был свидетелем акта творения и появления мира. Он так же присутствовал при зарождении священного Времени (illud Tempus).

Во время этого ритуала присутствующие при нем жрецы или другие посвященные, помогали неофиту и своими действиями направляли его переживания. В древнем Вавилоне его проводили сквозь семь Небесных сфер, каждая из сфер была связана с какой-либо планетой. Низшая сфера Сатурна, символизировалась свинцовой дверью, а высшая, Солнечная – золотой дверью. Пройдя все планетные сферы, человек пробуждался, он рождался заново.

Для такого «дважды рожденного», его прежняя «карма» уже не существовала, он был свободен от нее, так же, как и от прежнего гороскопа, вместе с новой жизнью он получал и новый гороскоп. Разумеется, что этот новый гороскоп не зависел от реального расположения планет в тот конкретный исторический момент, возможно, что расположение планет в нем было как в мифологическом «гороскопе мира». Эта перестановка планет, а вернее планетных сил или энергий, в момент посвящения в традиционных Западных тайноведческих школах иногда называлась «внутренней перестановкой светильников», такой человек с «переставленными светильниками» был уже совсем другой личностью.

Как видим, астрология в старых традиционных учениях понималась значительно шире, чем в наши дни и она не носила современного утилитарного смысла.

Астрология Египта

Древнеегипетская цивилизация – вторая по своей значимости, для развития астрологии. Ее начало – это примерно 6 тысячелетие до н.э. А как отдельное государство оно возникло примерно в 4 тыс., именно тогда стали отсчитывать династии фараонов. Как и халдеи египтяне создали свой солнечный календарь, который был еще более точный чем халдейский. Именно он с небольшими переделками лег в основу юлианского, а затем и ныне существующего. Вклад египтян в астрологию совершенно особый. В отличии от халдеев египтяне меньше внимания уделяли в своих астрологических работах практическим и повседневным нуждам. Их религия была намного сложнее и глубже халдейской. Их вклад в астрологию лежит скорее в метафизической и теоретической области. В отличии от вавилонян египтяне писали свои тексты не на вечных глиняных табличках, а на папирусе. Оригинальных текстов на папирусах сохранилось очень мало. В основном, тексты египтян дошли до нас в греческих списках. Особенно много экземпляров дошло до наших дней это различные обрывки и списки «Книги мертвых», ее клали в усыпальницы фараонов и по ней можно судить о египетской религии и магии.

Чисто астрологических текстов до нас дошло очень мало. В отличии от вавилонян египтяне не составляли личных гороскопов. Но у них была развита та часть астрологии, которая в наши дни называется хорарной, т.е. предписания на каждый день и час. Сохранился один папирус, в котором говорится о том, что следует и чего не следует делать при различных сочетаниях планет. Основой всего по верованиям египтян был первичный огонь – солнечный жар, он олицетворялся богом «Ра». Когда он усиливался он сжигал все живое – «Ра гневается» считали египтяне. Ему – Ра предшествовал первичный Хаос – Нун или океан. Ра часто изображался в виде Льва, олицетворяющего Огненную стихию. Ему противостояла змея, олицетворяющая стихию воды, очень часто они изображались вместе. Этот символ противостояния Льва-Огня и Змеи-влаги, впоследствии очень часто использовался в различных эзотерических учениях.

Египтяне рассматривали человеческое существо как состоящее из нескольких начал. Помимо видимого, физического тела человек имел по учению египтян своего невидимого двойника – «ка» и еще несколько более тонких тел невидимых для человеческих глаз. Обычная смерть только нарушала связь обычного физического тела с его невидимым астральным двойником «ка». Во всех текстах пирамид упоминается этот звездный двойник «ка». Причем «ка», это довольно точный двойник обычного физического тела, даже со всеми его недостатками. «Ка» был и невидимым двойником и духовной силой человека, и его гением-хранителем. Очень существенно то, что само существование «ка» сильно зависело от сохранности человеческого тела. Именно это было причиной тщательной мумификации умерших, и постройки огромных пирамид, как усыпальниц «ка». Но и это не обеспечивало вечности «ка», и для его сохранности делались каменные статуи умершего и в них пребывало «ка». Это учение о «ка» в дальнейшем получило развитие в западном оккультизме и в астрологии, и сыграло в нем большую роль. Кроме «ка» человек обладал, по учению египтян и еще более утонченной субстанцией «ба». В отличии от «ка» «ба» было бесформенно и бестелесно. Символически «ба» изображалось в облике птицы, иногда с головой умершего. «Ба» – это душа, могущая улететь куда угодно, например, к богам на небо. Иногда «ба» возвращается к «ка» и навещает его и его гробницу. Между «ка» и «ба» существовали и другие тонкие субстанции, иногда упоминаемые как «тени», «дух» и др.

Ямвлих в трактате «О египетских мистериях» наделяет человека двумя началами: одно – вечное, умопостигаемое, творцом которого является сам бог, другое, связанное со становлением3, зависимое от произвола звезд (т.е. подвластное року). «Большинство египтян то, что обращено к нам, поставили в зависимость от движения звёзд. Нужно дать тебе более детальное истолкование истинного положения дел, исходя из герметических представлений. Ибо человек, как гласят эти книги, имеет две души: одна существует благодаря умопостигаемому и причастна силе демиурга, а другая вкладывается круговращением небес, в которое дополнительно привнесена богосозерцающая душа. <…> Душа, нисходящая к нам из космоса, следует его круговращениям, а та, что умно присутствует благодаря умопостигаемому, превосходит созидающее становление окружение, и благодаря ей возникает и освобождение от рока, и восхождение к умопостигаемым богам, и вся теургия…»

Становление он связывает с космосом («при посредстве… всевозможнейших тел (в космосе) душа нисходит в становление…» ), а теургию – с попыткой освобождения от рока, предопределенности, исходящей от космических богов (т.е. от планет и знаков Зодиака) путем воззвание к богам сверхкосмическим.

Сама форма гробницы – пирамида также была не случайна. Ее 4-х угольное широкое основание символизировало землю и нижний мир. Вершина – ее это точка – отправная и конечная точка всех вещей – мистический центр всего. Четыре боковых грани – это четыре стихии, а их треугольная форма олицетворяла весь процесс творения во всех его направлениях.

Другой знаменитый символ Египта – Сфинкс. Сфинкс из города Фив имел голову и грудь женщины, тело быка, лапы льва, крылья птицы. Это высшее воплощение загадочности, он хранит в себе запредельный смысл, который всегда будет недоступен для человека. Маска Сфинкса – это символ Матери и природы. Сфинкс созерцает восходящее Солнце, т.е. он содержит в себе значение как неба так и земли. Он объединяет в себе четыре элемента творения с запредельным Духом.

Как мы видим, символы в египетской культуре играли огромную роль. Египтяне считали, что символ – главное связующее звено между человеком и богом. Он существует в материальном мире; но в то же время значение его не материально, и является, в сущности, тем самым богом, которого он представляет. Символ – это подражание природе в материальном мире, и боги сделали это подражание возможно более точным, чтобы создать для человеческой души условия вырваться с помощью таких предметов-символов в мир божественный (Ямвлих, VII 1).

Классическая Греция

Астрология и эзотерические науки Месопотамии и Египта лежат в фундаменте современной астрологии, однако, соединить и обобщить их в единую систему сумели только греки. Именно благодаря им и возникло то, что является современной классической астрологией.

Примерно в 7-6 и частично в 5 веках до н.э. на всем Евроазиатском континенте произошли события, оставившие неизгладимый след на всей последующей истории. Почти одновременно в разных местах и в разных странах в духовной и религиозной жизни людей произошли революционные события, резко изменившие жизнь людей. Возникли новые основы жизни и самопознания человека как отдельного существа. Это так называемое «Осевое время» (нем. Achsenzeit) по терминологии Карла Ясперса. Это новый цикл человеческого развития, новое понимание Космоса, Бога и Закона.

В Индии это время появления Гоутамы Будды. В Китае – Лао-цзы и Конфуция. В Персии – Зороастра. В Греции Пифагора, Платона и других Учителей и Мудрецов. Их влияние и учения распространилось по всему миру и дошло до наших дней. Это эпоха рождения Мировых религий.

Примерно в это же время, в этих странах начал формулироваться и получать внешнее оформление один из важнейших законов, легший в последствии в основание многих эзотерических наук, это закон всемирной симпатии, смутно ощущавшийся и в гораздо более ранее время. Он заключается в следующем: все Сущее состоит из четырех первоэлементов, которые чаще всего назывались Огонь, Воздух, Вода и Земля. Из них состоит все: и человек и все предметы и звезды. Звезды благодаря особому влиянию – инфлюэнции или излучению глубоко и таинственно влияют на все. Причем, каждый отдельный элемент влияет только на соответствующий ему элемент. Так, звезда с элементом Огня влияет на соответствующий элемент в человеке. Это важный закон, впоследствии на нем была основана симпатическая магия и симпатическая медицина. Он же лег и в основу последующей астрологии. В Древней Греции до этого периода было очень развито учение Орфизма – оно восходит к началам греческой философии. Нам очень мало известно об Орфической астрологии. Мудрецы древнейшей Ионийской школы установили догмат о едином происхождении вселенной из единого одушевленного вещества. Гераклит видел в человеческой душе «искру звездного естества», частицу того же огня, который действует и живет в небесных светилах. Это была первая попытка научного обоснования закона мировой симпатии.



Самым знаменитым мудрецом той эпохи был, конечно, Пифагор. Как говорит предание, он родился на острове Самосе, в семье торговца. Правитель острова Поликрат обратил внимание на талантливого юношу. Он отправил его в Египет к своему другу фараону Амазису и попросил его посвятить Пифагора в таинства и религию Египтян. В Египте Пифагор прошел длительное обучение, его подвергли разным испытаниям, после чего, он был посвящен в таинства в Фивах. Он выучил язык египтян и изучил у них так же математику и астрономию. Там же в Египте, он познакомился с халдеями и персидскими магами. Вскоре в Египет вторгся персидский царь Камбиз, он познакомился с Пифагором и отправил его в Вавилон. В Вавилоне Пифагор прожил 10 лет изучая халдейскую науку и получая посвящение в таинства Вавилона. Возможно, что там, в Вавилоне, он встречался с индийскими или китайскими мудрецами. Через 34 года он вернулся на родной Самос. Однако он обнаружил, что его покровитель Поликрат, из просвещенного правителя превратился в тирана. Это вынудило его перебраться в Кротон на юге Италии. Там, он вскоре прославился своей ученостью, приобрел множество последователей и учеников. Он основал собственное тайное общество, просуществовавшее долгое время и после смерти Пифагора.

Пифагорейские союзы были тайными организациями. Все члены союза были обязаны хранить строгую тайну о том, что в нем происходит. Вступлению в союз предшествовало особое посвящение и ритуал. Перед посвящением ученик должен был соблюдать долгий обет молчания. Само посвящение представляло собой мистерию, символического «сошествия в ад», это было изображение смерти за которым следовало воскрешение.

Пифагорейское и орфическое учения были очень сходны между собой, но были и различия. Орфическое учение имело многочисленных последователей среди крестьян и широких масс, а пифагорейцы были более замкнутым, аристократическим учением. Главным божеством орфиков был Дионис бог плодородия, изобилия и стихийной страсти, а у пифагорейцев – Аполлон – бог Солнца и гармонии.

Пифагорейцы учили о перевоплощении души – палингенезии4, как говорили в Греции. Поэтому им предписывалось строгое вегетарианство. Это было новым для Греции. Человеческая душа по Пифагору бесплотна и божественна. При жизни она заключена в тело как в темницу или в гроб. После смерти, покинув тело, душа вырывается на свободу. Если это душа грешника, она должна вновь попасть в тело т.е. воплотиться, причем в тело человека или животного, это зависело от тяжести грехов. И только после того, как душа пребудет в трех телах, не совершив ни одного греха, она отправляется навсегда в страну вечного блаженства. Пифагор часто говорил о своих прошлых воплощениях. Иногда он говорил и другим людям о их прошлых жизнях. Характерно для Пифагора и учение о «золотом веке», когда все были счастливы и блаженны, но впоследствии люди впали в грех вкусив мяса. С этих пор человеческое существование – сплошное прозябание в грехах и постоянные муки. Из этого состояния людей сможет вывести только спаситель, посланный небом. Вся история постоянно циклично повторяется.

Особенно прославился Пифагор своим учением о мистических свойствах чисел о гармонии. «Все есть число» учил Пифагор. В основе всего лежит Божественная Единица – монада. Она воплощает в себе все. Первые десять цифр от 1 до 10, по Пифагору особенны и обладают магическими качествами. Первые четыре цифры священны -1,2,3,4. Их сумма дает священное число 10. Пифагор открыл, что соотношение этих 4 чисел взятых по порядку по паре: 1-2, 2-3, 3-4 образуют музыкальные интервалы принятые в то время в Греции. Этим же соотношениям подчинены и другие природные явления, например расстояния между планетами. Занимаясь целыми числами пифагорейцы делили их на классы: были числа совершенные, дружественные, линейные и квадратные. Эти теории служили для последующего обоснования астр. теории об аспектах. Четные числа считались мужскими, нечетные – женскими.

Пифагорейцы первыми стали учить о том, что Земля шарообразна и они развили собственное геоцентрическое учение. Они объединили учение о музыкальной гармонии с астрономией. Это привело к теории о небесной гармонии. Это учение о небесной гармонии служило астрологии в течение многих веков, (до Кеплера). Отсюда и мистическая «музыка сфер». В основе их космогонии лежит учение о зародившейся в беспредельном священной Огненной Единице, которая вдыхает в себя окружающее пространство и порождает вокруг себя все вещи и числа. Эти вещи и числа делятся на бинарные оппозиции: четные и нечетные, мужские и женские, предельные и беспредельные.

Вторым великим учителем Греции в ту эпоху 5 век до н.э. был знаменитый маг и философ Эмпедокл. Он очень много сделал именно для теоретического обоснования астрологии.



Во-первых, своим учением о всемирной любви и вражде, как о равноправных действующих в мироздании силах. Из этих сил первая соединяет и перемешивает различные элементы, вторая же разделяет и расчленяет их. Это было дальнейшим развитием учения о всемирной симпатии. Попеременным преобладанием этих сил и объясняется цикличность и повторяемость всех процессов в космосе.

Во-вторых, своим учением о 4-х стихиях, комбинациями которых являются все существующие в мире предметы и существа, включая и человека. Этим учением однородность всего сущего была подчеркнута гораздо нагляднее и энергичнее чем учение Ионийцев о происхождении мира из единого вещества. Эти 4 элемента он называл корнями всех вещей. Эти корни у Эмпедокла вечны и неизменны и не могут возникать из ничего не переходить друг в друга. Впоследствии это учение Эмпедокла развитое и дополненное Аристотелем, легло в основу всей последующей астрологии.

Третьей заслугой Эмпедокла была его теория о излиянии. Посредством этих излияний предметы могут влиять друг на друга даже на больших расстояниях. Так, например огненная стихия человека может воспринимать огненную стихию далеких звезд.

Эмпедокл, как и Пифагор представляют собой учителей и школы «досократического» периода. После Сократа уже в 4 в.до н.э. религия и философия греков значительно усложняются и углубляются. Это уже конец классического периода греческой истории. Ученик СократаПлатон, создатель сложной и, вероятно самой глубокой метафизической системы древности. Он считал себя последователем Пифагора, и перенял у Пифагора многие черты его учения он развил на их основе сложную и последовательную идеалистическую систему. В своих очень больших и очень талантливо написанных сочинениях он мало говорит непосредственно об астрологии. Но то малое стоит очень многого, как говорили впоследствии античные астрологи. По учению Платона в основе всего сущего «божественные идеи», наш мир только их тень или отражение. Человеческие души сродни божественным идеям. И их истинная обитель – пространство над высшими звездными сферами. Только необходимость земного существования заставила им дать бренную оболочку в виде тела. Поскольку тело бренно и несовершенно, оно не могло быть делом рук Бога творца – Демиурга непосредственно. Это дело более низших божеств – планет, которых всего семь: Солнце, Луна, Меркурий, Венера и еще три без имени. Эти планеты по Платону циклично вращаются по семи небесным хрустальным сферам. Итак, планеты сами по себе божественны, и они создают конкретного человека, его земное тело и жизнь этого человека напрямую зависит от создавших его планет. Это было первое в истории четкое формулирование того, что планеты влияют именно на рождение и этот принцип центральный для всей астрологии. Впоследствии греческие астрологи и философы неоплатоники развили именно эту мысль Платона. В Афинах, в саду, называемом «академия» Платон основал свою школу.



Аристотель вначале был учеником Платона, но впоследствии отошел от своего учителя. Его учение отличается от учения его учителя большей рассудочностью и логикой он отошел от крайнего идеализма Платона

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

На страницу:
2 из 3