bannerbanner

Поля
На страницу:
9 из 9

Выбрались мы на взгорок. По нему стекала наша постоянная спутница-река, образуя здесь… великолепный водопад. Теперь это даже и не удивляет…

Да нет, обманываю – конечно, он красив. Такой, как на постерах часто рисуют. Вода полусферическими зонтиками омывает гладкие зеленоватые валуны, ниспадает с них белоснежными полотнищами. Струится между ними длинными прядями седых волос. Натуральный Ванькин Причиндал! Так и поименовали его окончательно.

Загляденье! Измождённые лица расплываются в усталых улыбках. А чуть повыше выяснилось, что «причиндал» вытекает из Озера. Из той самой Алёнкиной радости! Ох, вот они где, эти Маруськины капризы!

Стоим мы с Димьяном на берегу озера. Промокли и продрогли лайк э пигги. И ведь даже конца его не видно, из-за вечного тумана и дождя.

– Тут ещё должно второе озеро быть…

Мы мрачно киваем. Ребятки пошли искать, перешли вброд речку. Мы остались. Просто посмотрели им вслед. Нам и так было ХОРОШО.

Но стоять – не значит греться. Поэтому Димон – на этой высоте его следовало бы уже называть Демиургом! – начал высматривать ещё грибы в кустарниках под скальными россыпями. А я просто застыл как статуя. О-ка-ме-нел. Холодные струйки воды текли по мне, снаружи и под одеждой, но мне в каком-то смысле было всё равно. Я думал о том, как круто, должно быть, смотрятся эти озера в ясную солнечную погоду…

Ребятишки ходили недолго. Они ведь тоже были все до последней ворсинки и волосинки мокрыми, и до последней мышцы уставшими. Наполненные до краёв чувственным коктейлем из изнурения и удовлетворения, мы пятеро повернулись к причиндалам и прелестям задом, а к спуску в Маашейскую долину передом. Великолепная пятёрка без вратаря возвращалась в лагерь!

Тут я, по обыкновению, двинулся на поиски Тропы… Через полчаса кретинских скачек по ручьям и курумнику пришлось опять на всё плюнуть, и ломиться вдогонку за остальными.

О, где же ты, моя Идиллия?!

Вместо неё я наслаждаюсь топкими лужками – урочищами и монтанами. Вдоволь наслаждаюсь! Ноги мокрые – руки мокрые – попа мокрая – по лицу течёт вода. Это загадка. Отгадка которой – «Я».

Ах, если б не дождь! Мы были на такой высотище, парили как птицы над маашейской долиной, и на отроге противоположного хребта во всю свою длину красовалась высокогорная речка, стекавшая с ледяной вершины вниз. Снизу-то её было не видно, а здесь она вся, как есть, перед глазами. Белая ниточка на пепельно-серых и буро-зелёных изгибах ландшафта. По ниточке-волоконцу кто-то прошёлся сверху вниз гигантским гребешком, и она расщеперилась, разделилась на несколько непослушных волосков, огибающих особенно упрямые утёсы…

– Какие, всё-таки, здесь ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ВИДЫ!!!

– Кабы не дождь…

– Если бы, да кабы… вместо раков – крабы!..

Зацените, что ли, и эту мою беспросветную мудрость. А мы спускаемся. Это быстрее, чем подниматься. Хотя на самом крутом участке была потеряна только что обнаруженная тропка, и, по оконцовке, пришлось тупо щемиться по откосу через лес – насквозь пропитанную моросью чащу.

– Хо-хо, мы дома!

Как бы это ни звучало…

– А костёр-то надо разводить…

– А дров-то сухих нету…

Тщетно пытаемся отогреться у не поддающегося раздуву костра. Тент, дым – всё как положено. За дым в глаза особое спасибо вечернему бризу, а за укрытие от дождя – рачительной и предусмотрительной Ленке.inc. Не представляю, как бы мы пережили эти двое суток без тента! Отныне и навеки веков тент зачисляется в абсолютно необходимые походные магшмотки!

Я удивлённо смотрю на руки Димы. Они выглядят нечеловечески. Вздувшиеся, огромные ладони, неестественно толстые пальцы… Димьян кивает:

– Распухли от сырости! Как-то так…

Ленка, со всеми её водоотталкивающими спеллами и амулетами, и та отсырела, как болотная кикимора. Вечером её «непромокаемая» кофта оказалась также и НЕПРОСЫХАЕМОЙ. Не действовали на неё ни заклинания ветра, ни флюиды костра.

Зато грибов у нас до такой-то матери! Полный дождевик, полные пакеты, полные карманы… и вот ещё за пазухой несколько! Жарим, тушим, парим! Чистейшие подберёзовички. Да с картофанчиком… У-у-у! Сласть господня! Чтоб мы всегда так в походе питались!

Ночевать, ясное дело, будем здесь же. И, таким образом, делаем вывод: Клуб Песенной Поэзии на каждой стоянке ночует не менее двух раз! Тенденция… Или закономерность. Первое правило Бойцовского клуба…

ФРАЗА ДНЯ:

– Ну, как вам ДНЁВКА??!!!!!!!!!!!!!!!!!

Сантиметры-километры

За весь следующий денёк мы сделали две (!) фотографии на всех. Одну днём, и одну вечером. Ибо шли мы уже назад, ибо Дождь шёл вместе с нами, …ибо нехер!

И на пути нам опять попадался стрэндж гуд пипл. На лицо приятные, добрые внутри. В частности, одна тур-женщина (иначе не назвать) обогнала нас, убежала вперёд, потом вернулась и чисто по дружбе сообщила, что дальше придётся идти «прямо по воде». И что «пугаться не надо». Мы поблагодарили её, и сказали, что мы уже пуганные воробьи, и что после снега вода под ногами кажется эдаким облегчением.

И дальше действительно без страха пошли по узким полноводным ручьям, в которые от дождей превратились все мыслимые тропы.

Аналогичным образом, мы постоянно… обгоняли двух девочек лет десяти-двенадцати! Они умудрялись каким-то неизвестным нам способом снова и снова оказываться впереди. Было совершенно очевидно, что они просто гуляют туда-сюда по «большой воде». Так сказать, в своё удовольствие. А «бегущие с рюкзаками» за ними никак не поспевали. Вот они опять остались далеко за спиной замыкающего, затерялись в лесу… И тропа тут, вроде, одна-единственная… И вот они опять передо мной! ТЕ ЖЕ САМЫЕ две девчонки (я проверял, заглядывая в лица!) Либо, конечно, лес полон близняшек…

Так мы продолжали шлёпать впереди девочек и вслед за девочками, пока им не наскучило. Всё это время я оставлял на кустах клочья очередного китайского дождевика. За весь поход на эти цели у меня их ушло штук пять. Сага о полезности одного, крепкого, плотного, добротного и – хрен с ним! – ДОРОГОГО дождевика.

Народ стал шлындать толпами. Вот уже и два мальчика нас обогнали! Затем встретился благообразный седобородый дядька-альпиндяй. Он спросил, как дела на перевале, показал утерянную недавно тропку и пожелал удачи. От него веяло таким оптимизмом, профессионализмом и добродушием, что я подумал: уж не Илюха ли это в будущем? Ему б (Илюхе) только кошки купить, да постареть лет на десять…

Измокшие как сама мокрота, к концу дня походники прибыли на первую свою стоянку. Там, по выработанному выше правилу, состоялась ночёвка №2, последняя на реке Маашей. То, что день уже подошёл к концу (хотя было всего часа четыре), решили единогласно, завидев родную полянку. Всё равно этот… проливной денёк был для всех уже каким-то… конечным.

– Конченный денёк!..

Но тут, в опровержение всех тезисов, тучные небеса слегка прояснились, и над потемневшим вечерним косогором из мохнатых ёлок открылась скально-снежная корона соседней вершины. Словно голова чёрного демона, сплошь усеянная короткими, но острыми рогами…

«Путь обратно обычно короче»13 – а значит, короче и сегодняшний рассказ. Но в сумерках произошло ещё одно важное событие! Лена заработала новый никнейм: «Ленка-Сантиметр».

Дело было так. Ложится она, значит, спать. Или встаёт уже утром – какая разница? И вот сетует, бедная девушка, на то, что места ей в палатке – между нашими с Таней задницами – фатально не хватает. Что мы её, понимаешь, притесняем, и остаётся ей на всё про всё какой-то жалкий…

– …Сантиметр! – кричит Илюха. И заканчивает мысль:

– Ленка-Сантиметр!

Аплодисменты. Никнейм принят единогласно. Ну, может, без одного голоса из пяти, но это не в счёт. Куда попрёшь против большинства в такой тесной палатке!

Кстати, а спать-то всё равно надо. Днёвки кончились… И опять Ленке ложиться между этих неумолимых задниц. Поддатых, к тому же! Уточняю: Таня, ладно, не пьёт, зато мы с Димидролом сегодня – два пьяных зада! А что делать? Заслужили!

– Жизнь – не мёд!

– Это даже Ленка-Сантиметр поймёт!

Спать пора, уснул бычок, лёг селёдкой на бочок…

Посреди ночи раздался страшный взрыв. Удар грома такой силы, что, казалось, горы раскалываются на куски. За ним последовали новые раскаты, шибающие прямо по голове – как если бы рядом с палаткой поставили гаубицу. Мы валялись внутри своего маленького шатра оглушённые, практически контуженные, а вокруг всю ночь били орудия, гудела вода, и гремели камнепады. Ба-бам!!! Молния сверкала так, словно сам Зевес снимал нас сверху титанической фотокамерой с мощнейшей, ослепительной фотовспышкой.

Плохо же нам спалось! Впрочем, как всегда… Мы ведь всего лишь ПОЛУбоги. Мелкие мурашики в царстве стихий.

Так что все фразы за нас сказала гроза…

Нет, вру, одна приколюха вышла на славу. Укладываемся, и я говорю голосом диктора из громкоговорителя, объявляющего отбой (шутка будет понятна тем, кто бывал в пионерских лагерях, а также в армии):

– По пионерскому лагерю…

А Димьян подхватывает:

… – Огонь!!!

ФРАЗА ДНЯ, однозначно.

Чуя – это не только конопля

Погодка с утра – японский бог! В смысле, хорошая. Понятно, сегодня ведь уже возвращаемся, никуда лезть не надо! Вот и с погодой везёт, и небо разъяснилось, солнышко пригрело. Я набрал живицы. Закономерно залепив все зубы и дёсны. Но я не унываю: традиционная жвачка горька, ароматна и прелестна. Ею, кстати, можно лечить ожоги и раны.

Итак, снимать изящества природы без риска для фотоаппарата можно было лишь в первый и последний день Чуйского похода. А это не так уж и мало, друзья мои! Два дня ясной погоды на Алтае в августе – о том иные лишь мечтают… Но Илюха упрямо ходит в горы исключительно в последнем месяце лета. Клещей стесняется…

Покидаем мы Маашей. Спустились к мутной и грозной Чуе, и по-о-ошли вдоль неё… За плечами остаются запредельные панорамы Улаганского нагорья, увенчанного алмазными диадемами ослепительной белизны хребтов, навстречу шагают чудеса и красоты околочуйских ущелий. Прощайте, капризные тропы, теперь уж мы идём прямо по набитой просёлочной дороге. Она змеится то по цветущим луговинам, то по крутым обрывам над полноводной рекой. Чую следовало бы назвать Сероструй, была такая река в одном из переводов книги «Властелин колец». Клокочущая пена летает над разбивающимися друг о друга неистовыми волнами цвета печной золы. Язык не поворачивается сказать «грязно-серого цвета», потому что эта вскипающая муть странным образом красива и притягивает взгляд.

Ярко-зелёный, салатный в крапинку кузнечик на камне и крупный вишнёвый жук-рогач в траве тоже не ускользают от объектива. Дорвались до фото – теперь уж ничего не упустим! После двух суток простоя меня прибило на непрерывный фотосъём, особенно на «макро». Жучки-червячки, божьи коровки – все становились моей добычей. В хорошую погоду щёлкать тут можно всё подряд, не ошибёшься! Со всех сторон такие прелести и сладости, что даже Маруське с Алёнушкой не снились! На Чуе, братцы, вставляет не только от конопляных листиков!

Жизнерадостная дорожка то и дело прорезает скальные останцы, мы неторопливо мерим её шагами, и встречаем на ней… наших Просоленных Мужиков с Резвой Женщиной! Стали «биться в дёсны» и делиться впечатлениями. У них, правда, все впечатления заключались в том, что они просидели неделю на заднице в ожидании хорошей погоды. Пенсионерам спешить некуда! Завидую… А мы во как: снежные-дождевые скакуны! Позавидуйте нам, старые морские волки! Удачи вам!

Забыл рассказать, что наша пятёрка в походе, во избежание недопониманий и противоречий между горными кланами, условилась бранные слова (даже сказанные в порыве благочестивого изумления) заменять волшебной формулой: «Гардемарины, вперёд!» На Маашейском леднике, на Нижнешавлинском перевале и на Ванькином Причиндале – звучали восторженные «Гардемарины!» На скользких моренах, в холодных снегах и топких болотах звенели «Гардемарины!» отчаянные.

Так вот, Чуйские верховья – это тоже сплошные «Гардемарины!». Голову открутишь, пока идёшь. Полысевшие от преклонного возраста отроги вновь покрываются щетиной молодых ёлочек. Чуть ниже по склонам зелёная грива лесов расчёсана свободолюбивыми ветрами. По мелким осыпям в бурную воду, похожую отсюда, с высоты полёта птицы, на кипящее сгущённое молоко, сползают поваленные ураганами стволы. Желтеющие под солнцем луга перемежаются небольшими купами кедрача и волчьей ягоды. Фигурные, словно выточенные искусным резцом мастера шишки, крупные и красные, как кровь, плоды…

– Гарды – Маринами, гордые моренами!

Скороговорка, однако. На одноколейке имени «ГАЗ-66» впервые за всю неделю посбивали ноги. За каких-то два-три часа. Не ходите, люди, по дорогам! Лазайте лучше по кручам – и с ногами у вас всё будет ОК.

Солнце припекает так, что для перекуса приходится укрыться под раскидистым, одиноко стоящим кедром. С травинки на руку переползает божья коровка в нарядном платьице в горошек, по ногам бегают большеголовые чёрные муравьи. На выбритую тонзуру горы за рекой высыпали, выстроились в ряд поглазеть на нас с десяток чудных утёсиков. Их круглые светлые пузики – под цвет шаловливых облаков.

Ещё одно чудо из чудес: над обрывом противоположного берега раскинулись сочные луга, усеянные одиночными круглыми кустиками. Издали они похожи на плантации капусты или какой-то другой садово-огородной культуры, но очевидно ведь, что это дикорастущий кустарник! На сказочном поле, как на махровом зелёном полотенце, выстроились лесистые сопки – такие же круглые головы здешних гор. За полем несколько построек, летовье алтайских скотоводов.

Мостик ненадёжного вида перекинулся на ту сторону, при впадении в Чую резвого ручья. Нам туда незачем, наш поход окончен. На плоскогорье, в которое постепенно перешёл рельеф нашей стороны реки, Илюхе попался одинокий и брошенный старый ботинок. Убитый жизнью и пересечёнкой, истлевающий под солнцем и дождём на виду у победивших его гор. Их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль…

Скоро мы настолько приблизились к цивилизации, что повстречали коров… И заплакали. Ну, почти. Жалко уходить от такого великолепия. Зов джунглей звучит всё слабее, вот уже алтайские дети поехали навстречу на бодрых гнедых коньках… зимовья и летники пошли чередой…

За излучиной реки, откуда открывается вид на посёлок Чибит, что на Чуйском тракте, Клуб Песенной Поэзии встал лагерем на бережку. Обзор красивейший: сероватые скаты гор как бы размазаны кистью художника-творца от земли до белооблачного покрова небес. Посёлок у подножья хребта смотрится таким миниатюрным, таким крошечным. Чувствуется исчезающе мелкий масштаб всех человеческих усилий перед мощью природы.

Главное чудо, которое она мне подарила в тот день, было деревом. Я назвал его Мать-Ель. Седая, косматая громадина на поляне у луки, где тугие волны Чуи плещут в берег на дуговом повороте. Прикрыта со стороны другими ёлками, помоложе; самой точно больше ста лет. Старуха, но не дряхлая, крепкая ещё и основательная, покрытая толстой, будто каменной корой. Я, увидев её, ахнул. Какие только штуки не проделывает с человеком случай, чего только не дарит ему! Кто-то, может, и не заметил бы такое, скользнул взглядом, и пропустил. Ну, дерево, замшелое, в сетке лишайников, старое – и что?

А я сразу почувствовал исходящую от Неё энергию. Всё то знание, накопленное десятилетиями и, возможно, столетиями. Ели живут долго. В Швеции есть долгожители, которым тысячи лет! Это клональные деревья, у них стволы вырастают снова и снова на одном корневище, и каждый может стоять по несколько веков. Выживая в крайне суровых условиях севера, полностью враждебных к любой растительности. Наверно, потому они такие и стойкие.

Я стою перед Матерью елей, пронзённый религиозным чувством благоговения и почтения. Это дерево – само воплощение Природы, инкарнация могущественной хозяйки лесов. Солнце освещает её во всю высоту, свет льётся, нисходит божественным пучком, как будто специально на её крону, и только диву даёшься, как такое почтенное Древо могло оказаться тут и уцелеть – не в чащобе, на относительно открытом пространстве, в непосредственной близости от человеческого жилья…

Фотографировать, конечно же, не стал. Я считаю, что подобные вещи не для обывательских глаз, не для утилитарного использования. Такие встречи – даются. Они бывают только раз, приходят как откровения, как озарение сознания, как дар. Думаю, это была награда за любознательность, упорство и труд. За уважение, которое мы проявили. Переполненный этим уважением, я так хочу передать хоть частичку его другим людям, особенно идущему за нами поколению! Мы все должны искренне любить природу, прислушиваться к ней.

Немного об алтайских детях. Я и Дима отправились в посёлок за молоком и снедью. Два братца-акробатца готовы ворваться голодной саранчой в любой местный магазин. Сам Чибит – ничем не примечательное село, за исключением строящейся школы, создатели которой решили, кажется, воссоздать в центре деревни Версаль. Ну, а по сельским улицам, мимо колонок, отделанных жестью (!), ходят детишки с узкими глазёнками, красными лицами и большущими головами как арбуз. Двое еле видных от земли мальчуганов, заметив нас, приблизились. Я не обратил на них внимания, уж больно мелкие. И вдруг один как заорёт:

– Здарова!!!

Мы аж чуть не подпрыгнули от удивления, что этакий гриб умеет говорить!

Мужчины в Чибите отсутствуют как класс (предположительно, они «на покосе»…), а женщины во дворах все… бухущие, и курят отнюдь не простые сигаретки. Эти женщины битых полчаса посылали нас в разные концы своего не слишком населённого пункта, где почему-то никто не держит коров. Пока, наконец, в одном подворье нам не налили разбавленного водой молочка по сорок рупь за поллитру. И на том мерси.

В магазинчике с животрепещущим названием «Надежда» – в 18—00 он ещё работал, храни его бог торговли! – мы насели на незадачливую продавщицу и развели её на всё, что там было, кроме пива. Пиво стояло посередине торгового храма алтарём из ящиков, но его «ещё не приняли». Осталось лишь закусить губу от досады.

– Гардемари же ж их вперёдами!..

В альтернативной избе-магазине с гордой вывеской «Ырылсу» (Урулсу?.. Кырылсу? – благо, в Чибите два магазина!) мы добыли-таки и его, пенное-заветное. Вернулись со сладкими призами, устроили прощальный вечерний костёр на фоне закатных гор. Под плеск Чуи и бульк остатков энзэшной водки.

– До свидания, поход! Будь здоров!

На меркнущем небе укладываются спать разноцветные облачка, косогор позолотился последним лучом заката. Серебряная сабля реки блестит в руках хтонических исполинов с куполообразными затылками, по реке против течения плывёт навстречу мне симпатичный, тесно заросший деревьями островок, как мохнатый плюшевый ёжик, случайно оказавшийся на стремнине. Ветви лиственниц клонятся к волнам, гигантский пень служит мне и местом для отдыха, и наблюдательным пунктом. За рекою пасутся кони; за спиной трещат сухие сучья, облизываемые жадными языками пламени, плетущими на воде колдовские тени. К утру пауки-крестовики сошьют для наших палаток новые кружевные наряды…

ФРАЗА ДНЯ: «ЗДАРОВА!!!» (выкрикивается со вскидыванием руки, по аналогии с «Преведом»)

«Предбанник Горного Алтая»: Бийск, бийчане, бийская кухня, бийские ландшафты

Я ни в коем случае не хочу обидеть жителей города Бийска, по себе знаю, каково это, когда ругают твой родной город или хотя бы указывают на его недостатки. Буду объективным, и просто приведу факты, которые нас забавляли, удивляли, а иногда повергали в ступор. Моя цель – повеселить и вас. Из всего сказанного не следует, что Бийск чем-то хуже других провинциальных городов нашей необъятной родины. «Это могло случиться в любом городе, они все одинаковые».14

К тому же, из Бийска наш заводной газелист Борисыч. Он нас не прокинул, ровно в десять часов заранее оговоренного дня исправно поджидал на своей «казельке» в Чибите. И даже, к его чести, без сильных следов похмелья на лице! – хотя мы знали, что ночевал он тут же, у знакомых. Вообще, Борисыч не подвёл меня ни разу. Я потом много лет забрасывался с ним в горы, и он всегда оставался обязательным и надёжным водителем, нашим проводником по дорогам Алтая.

Под удалую музычку Борисыча Клуб Песенной Поэзии покатил из Чибита в сторону городского смога (от него мы – хвала вездесущему дыму! – не успели полностью отвыкнуть) и соскучившейся по нам Работы. По пути полюбовались на международный сплав «Катунь-2006». Попутчики, которых подобрал дядя Юра, рассказали последние новости с мероприятия. Счёт 2:0 в пользу утопших. То есть два жмура уже имеется. Весёлые горки. Интересно, для чего все эти канаты на реке натягивают? Просто вехи, километраж? О спасении тонущих речь, видимо, не идёт. Автобусов-то сколько понаехало, народу набилось, иностранцы… На видео снимают… как любители экстремальных водных процедур жмурятся друг за другом. Нет, пожалуй, никогда не понять мне таких «мокрых удовольствий».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

«Без тебя» – название песни группы Rammstein

Слова из песни Егора Летова «Родина Смерть» (текст отличается от оригинального группы «Инструкция по выживанию»)

Слова из песни Виктора Цоя «Печаль»

«Заклятие долины змей» – советско-польский фильм, режиссёр Марек Пестрак

Слова из песни «Победа» группы «Гражданская оборона»

Слова из стихотворения Егора Летова «Сто лет одиночества»

Цитата из флэш-мультфильма «Магазинчик Бо»

«Fecal Matters» – первоначальное название группы «Nirvana»

Фильм немецкого режиссёра Фолькена Шлёндорфа

Цитата из фильма Александра Полынникова «Возьми меня с собой»

Цитата из песни группы «Мальчишник»

«Стандартный кошмар» – рассказ американского фантаста Роберта Шекли

Слова из песни «Птицы» новосибирской группы «Проверено»

Цитата из фильма «Неглубокая могила» Дэнни Бойла

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу