Полная версия
Державы русской колыбель…
Эрнст Саприцкий
Державы русской колыбель…
(поэтическое посвящение Владимиро-Суздальскому краю)
© Эрнст Саприцкий
© Издательство «Книга-Мемуар»
От Москвы на Владимир
Улице детства
Улица детства длинной казалась,Большими казались ее дома,Улица детства прекрасной считалась,Поскольку первой в жизни была!Улицей этой я в школу ходил,Здесь я с друзьями своими дружил,Юность на улице этой прошла,Первая здесь и любовь расцвела…Улицы были потом и другие —В разных местах доводилось мне жить,Были пути и дороги крутые,Но улицу детства не позабыть…Владимирским улицам Москвы
Длинные улицы к лесу бегут,Словно прекрасные три сестры,В домах этих улиц люди живутС прошлого века до нашей поры.Главные улицы жизни моей —Зрелость свою я по ним прошагал,Здесь и живу до сегодняшних днейИ эти стихи я в честь них написал.Храму Святого Равноапостольного князя Владимира в московском районе Новогиреево
Крестивши Русь, Владимир-князьНа века смотрел вперед —Утвердив с Всевышним связь,В православье ввел народ.Вся российская культураС тех времен до наших днейЗиждется на вере сей!Неслучайно на востоке[1]Посвященный князю храм —С востока в древности далекойПришла и вера в Бога к нам,В малый городок Москву,Что в глухом возрос краю.Был тогда Владимир-градДля Москвы как старший брат —Опекал ее, растилК вере в Бога приобщил.По Владимирской Руси,Через реки и леса Веру иноки несли,Славя Господа Христа.И с тех пор до наших летНад Москвой той веры свет,И поют в святых церквях —Моли Бога, князь, о нас![2]Владимирка[3]
худ. Исаак Левитан
Дорогу эту описать,Наверное, не хватит сил.Тоски глубокой не понятьТому, кто горя не вкусил.Угрюм тысячеверстный путь.Огромное серое небо над ним.Передает он чувства сутьТех, кто когда-то был гонимОт родных и от семьиЗа Урал, на край земли!Вот одинокий человекБредет дорогой этой вдаль…Так шли по ней из века в век,Неся в котомках лишь печаль.Икона малая стоит,Чтоб путник помнил —Бог все же есть…Крестом себя он осенитИ дальше… А куда? Бог весть…Трудна Владимирка-дорога —Не одолеть ее без Бога!Пролегла она далекоОт Москвы до стен Востока,И на ней, как на оси,Много держится в Руси,А в былые временаЗдесь встала на крыло страна!Река Клязьма
Река Клязьма – самый большой левый приток Оки. На ее высоком левом берегу расположен старинный русский город Владимир. В прежние времена город имел название Владимир-на-Клязьме, его называли также Владимир-Залесский, поскольку по отношению к Киеву он находился за дремучими лесами.
От этих мест, от этих водСвой начала победный ходДержава, вросшая в народ![4]Ах, какие же рекиБог Руси подарил!На столетья, на векиТем ее окрылил!Так и эта рекаХоть и не широка,Но повсюду онаБлагодати полна!Солнца луч золотитБлижний берег, а тамЛес стеною стоит,Всем открытый ветрам.А за этой рекой,За Владимиром древнимКрасота и покой —Все Создателю внемлет.Вид на Клязьму из Владимира
Там заречные дали,Там луга и леса,Край щемящей печали,В облаках небеса.Дальше, дальше к востокуПуть-дорога ведет,Где за Волгой могучейКрай Уральский встает…«Люблю речные пароходы…»
Люблю речные пароходы —Здесь рядом с нами берега,Где солнце всходит и заходит,Пасутся мирные стада.И нет безбрежия морского,Когда вокруг одна вода,И палуба всем вместо дома,И редки встречные суда.А здесь кораблик небольшой,Уютный, чистенький, родной,До берега подать рукойИ пахнет елью и сосной.И край вокруг глухой и древний,Где не бывал я никогда.Плывут назад от нас деревниИ небольшие города.И повороты, повороты,Река петляет меж лесов,Ах, эти русские широтыИ небо низких облаков!Ах, этот край, родной, печальный,И вспоминаются стихиПро желтый плес и берег дальний,[5]И сердце ноет от тоски…Городу Владимиру
Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси (с момента переезда в него в 1157 г. Андрея Боголюбского (ок. 1111–1174), сына Великого Киевского князя Юрия Долгорукого). В настоящее время Владимир – крупный культурный и промышленный город современной России и один из ее крупнейших туристических центров. Входит в Золотое кольцо России. Первые упоминания о Владимире относятся к 990 г. в связи с миссионерскими походами Владимира Святославовича. Но лишь более века спустя Владимир начинает расти и усиливаться благодаря заботам Владимира Мономаха.
За полями и лесами,Между Волгой и Окой,Поднял град сей славы знамяВ тьме столетий над собой,Новой русской став землей.Юг и Запад уязвимы,Там враги со всех сторон,Здесь, пространствами хранимый,Эстафету принял он.Центр Северо-Востока,Чтя христовые заветы,Голову держал высокоПеред всем тогдашним светом.Два столетья с половинойЭта русская земляПальму первенства держала,Всех равняя под себя.И проторенной дорогойОт Залесского Угла,Укрепляясь верой в Бога,Русь Московская пошла!P.S. Не без оснований Владимир называют «старшим братом Москвы», поскольку правители Руси веками носили титул Великих князей Владимирских, прежде чем стали именоваться московскими государями.
Главную гордость Владимира составляют три белокаменных памятника домонгольского зодчества, признанные ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия – Дмитровский и Успенский соборы и Золотые ворота.
Дмитровский собор во Владимире
Смотря на этот дивный храм,Оставленный в наследство нам,Готов душою улететьКуда-то ввысь, куда-то вдаль,Где только счастье и печаль,Обнявшись будто брат с сестрой,Идут небесною тропой!Собор построил в конце XII в. Великий князь Владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий), младший брат Андрея Боголюбского.
Время правления Всеволода Юрьевича (с 1176 по 1212) – период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли и собор был призван олицетворить силу и власть княжества, поражая современников красотой и благородством своих форм, а также белокаменной резьбой.
Я город этот полюбил давно,Когда и в мыслях не держал,Что в этих поселюсь краях.Не думал ведь и не гадал,Но, видно, Бог на небесахНаш в жизни пролагает путь,И мы бредем не как-нибудь,А как нам выше суждено…Сюда в те годы приезжалЯ пару раз, и, Бог ты мой,Какие дали за рекой,Какие храмы увидал!Мне люб из них храм одноглавый —Могучий, стройный, величавыйСтаринный Дмитровский собор.В нем нет помпезности державной —Он чувством меры небывалойК себе приковывает взор;И только с храмом на Нерли,Который в сердце берегу,Его я сравнивать могу.И сколько ни прошло бы лет,Не меркнет храмов этих свет!Владимирский собор Успения Пресвятой Богородицы
Владимирский Успенский собор, выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси, построен в рекордно короткий срок (11581160 гг) на высоком холме над Клязьмой Владимиро-Суздальским князем Андреем Боголюбским для размещения привезенной им из-под Киева иконы Божией Матери, получившей название Владимирской. Собор стал главным храмом Северо-Восточной Руси. До возвышения Москвы в нем венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. В настоящее время Успенский собор – главный кафедральный храм Владимирской епархии.
Собор над градом вознесен,Пятью сияя куполами;Он Божьим светом озарен,Благословляя мир крестами.С ним жизнь повязана всегда —С рожденья до кончины.Всегда в том храме полумгла,И дух царит старинный.Там люди молятся истово,Стремясь прощенье заслужить,Надеясь, что святое словоГрехи поможет искупить.Витают тени предков там.От света множества свечейОни таятся по углам,Пугаясь ищущих очей.Так век за веком пролетал,Менялись поколенья,А на холме собор стоялКак веры чистый идеал,Как Божьих рук творенье…Стоит он, к счастью, до сих пор,Души радуя и взор!Золотые Ворота во Владимире
Выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построены в 1164 году при Владимирском князе Андрее Боголюбском как символ величия Северо-Восточной Руси. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот. До наших дней дошли лишь Золотые Ворота.
Два главных собораДа плюс Ворота —Вот три древнерусскихВ сем граде Кита!Они сохранились,Они устояли;Друг с другом сроднились,Под Игом не пали.Златые ВоротаЗалесской РусиВ родимую землюНавечно вросли.Златые Ворота,Соборы Святые —Одни из столповПравославной России!Кроме этих уникальных сооружений, во Владимире несколько десятков самых разных, преимущественно православных, церквей. Вот живописный вид одной из них:
Спасская церковь
Над домишками, домамиС давних пор до наших днейЗолотыми куполамиГлавы высятся церквей,Освящая жизнь людейСлавной верою своей!Владимирская икона Божьей Матери
Самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих и глубоко почитаемых святынь России. По преданию, эту икону написал евангелист Лука.
На Русь икона попала из Византии около 1131 г. как подарок Киевскому князю Юрию Долгорукому от патриарха Константинопольского. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, покидая в 1155 году Киев, перенес икону во Владимир, по которому она и получила нынешнее наименование.
Во время нашествия Тамерлана в 1395 году икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
С 1999 года Богоматерь Владимирская находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Празднество в честь Владимирской иконы Божьей Матери совершается три раза в год (3 июня, 6 июля и 8 сентября) в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов.
Вижу взгляд Ее печальный —Все предчувствует Она,В лике этом чудом, тайнойС первых дней окружена,Ставши главною святынейНарождавшейся России!К Сыну полная вниманья(Он щекой к щеке приник).Умиленье, состраданьеВыражает этот лик.Перед нами не МадоннаВ Богом данной красоте,А священная ИконаВ запредельной высоте!Неслучайно, что спасалаИ спасает всех Она —Всем, кто Бога принимает,В трудный час она нужна…Русская православная церковь почитает более 260 чудотворных икон Божьей Матери.
За Смоленской и Владимирской,За Донской, Казанской, ИверскойИ за сотнями других,Почитаемых, святыхПравославная странаНерушима и сильна!Николаю Владимировичу Виноградову, бывшему губернатору Владимирской области
Интеллигентен по манере,Обходителен, тактичен,Он для нашей высшей сферыБыл недостаточно типичен.Всегда изыскано одет,В костюме белом в пору летнюю,Он возглавлял немало летЗемлю владимирскую, древнюю.Коммунист по убежденью,Он коммунизма идеалС верой в Бога сочетал,Презрев общественное мненье.Землей такой руководя,Где все к Всевышнему стремится,Он верил в Бога, не в вождя,И времени его страницыОстались в памяти людскойНадолго светлою строкой…Светлане Юрьевне Орловой, бывшему губернатору Владимирской области
Много ли у нас в странеЖенщин на «лихом коне»?Средь губернаторов полкаНемного их, увы, пока!Ее завиден жизни путь,В Интернет коль заглянуть,Но может Бог лишь дать ответ —Предел достигнут или нет!Но что дальнейшие ступениИ что другие небеса,Когда ее в родные сениТакая приняла Земля,Откуда Родины расцветНачался с давних ее лет!Пусть хорошеет край родной(Владимир, Суздаль дорогой,Другие поселенья края),Год от года расцветаяПод любой доброй правящей рукой!Евгении Ивановне Ершовой, жительнице города Владимира
Милый, добрый человек,Сиротою с детских летПознавала этот свет,Коротая трудный век.Жизнь сложилась понемногу —Есть семья, и есть свой дом,Можно бы не горевать,Но не дремлет Рок опять,Обездолив вновь ееИ отняв чуть ли не всеВопреки благому Богу.Но явил Господь ей милость,Уважая веру в ней, —Греет ей теченье днейВнучка славная при ней!И молю я в вышних Бога(Много вынесла она) —Пусть вечерняя дорогаБудет для нее ровна!Великим древнерусским князьям
Владимиру Святому,
Ярославу Мудрому,
Владимиру Мономаху,
Юрию Долгорукому,
Александру Невскому,
Дмитрию Донскому
Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах
Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Донской
Хочу я дань отдать перомТем, кто прославил Отчий ДомНе только доблестным мечом,Но и крестом, и топором.Земли родимой устроители,Оставившие след в веках,Давным-давно уж небожителиВ далеких Господа садах.Но чтут потомки их деянья,Заслуги их и дарованья,И я кладу свой скромный стихК подножью памяти о них!Святому равноапостольному Великому князю Владимиру
Памятник Святому равноапостольному Великому князю Владимиру на Воробьевых горах в Москве.
Владимир Святославович (ок. 960 г. – 15 июля 1015 г.) – великий князь Киевский. В 988 году Владимир выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси, чем на тысячелетие вперед предопределил судьбу русского народа и его государства. Сначала принял крещение он сам и его дружина, а затем на берегу Днепра и других рек греческие священники крестили народ.
Языческие идолы были уничтожены. В Киеве был построен первый православный храм – Десятинная церковь. Крещение дало толчок распространению грамотности.
Вместе с верой просвещеньеПришло в былинные края,Меняя жизни всей теченьеИ характер бытия…Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.
28 июля каждого года в Русской православной церкви чтят память равноапостольного князя Владимира, а с 2010 года в России официально стала отмечаться новая памятная дата – День крещения Руси.
P.S. Однако, первым шагом Руси в христианскую цивилизацию было крещение бабки князя Владимира святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Ее называли «начальницей веры» и «корнем Православия», поскольку именно она стала предтечей христианства на Руси.
О, вы, языческие боги! В тупик ведут ваши дороги.Единобожья ритуал – вот новой жизни идеал!Чтобы власть укрепить и народ просветить,Порешил этот князь веру переменить.Но какую избрать? Выбор не был велик,И он к греческой вере душою приник.Православною церковь у греков была,Православною стала с тех пор и страна.В ней обрядовость проще, ее храмы светлей —Как в березовой роще, на душе веселей.Посмотрите вокруг – на холмах средь полейСилуэты увидите русских церквей.Белым цветом они привлекают наш взглядИ кресты золотые над ними горят.Белокаменный радует сердце соборИ любовью к стране наполняется взор!И в день народного единстваС крестом, поднятым в вышину,Над православною столицейВознесся памятник ему![6]Святому благоверному Великому князю Ярославу Мудрому
Ярослав Владимирович (ок. 978-20.02.1054) – Великий князь Киевский.
Сын крестителя Руси князя Владимира. При Ярославе был составлен первый свод законов русского права – «Русская правда» и возникли первые русские монастыри: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский в Киеве. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. В 1051 году Ярослав Мудрый, собрав епископов, впервые поставил своего митрополита. Это был монах и писатель Иларион, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати».
Князь Великий Ярослав,Храмы Богу основавИ «Правду русскую» издав,Мудрым прозван был по праву,Заслужив в потомках славу.Не за бранные походы,Как иные воеводы,Был он более любимМирным поприщем своим.[7]Породниться с ним спешатТе, кто знатен и богат.Далеко раскинул сети —Многочисленные детиОт родной земли вдалиВласть и славу обрели.[8]Святому благоверному Великому князю Владимиру Мономаху
Владимир Всеволодович Мономах (1053-19.05.1125) – Великий князь Киевский. Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Его успешное, но нелегкое правление породило крылатую фразу: Тяжела ты, шапка Мономаха!
При Мономахе началось составление первой русской летописи – «Повести временных лет» и житий русских святых. Вместе с Нестором-летописцем Владимир Мономах был и одним из первых русских писателей. Его «Поучение» – одна из жемчужин древней русской литературы. (Бутромеев. В. П. Великая Россия)
Муж разумный и крутойСвоею крепкою рукойСмог раздоры прекратить,Русь родную укрепить.Строитель каменных церквейИ святых монастырей,Он составил ПоученьеДля грядущих поколений.Глядя далеко вперед,Государственник глубокий,Он на Северо-ВостокеГрад Владимир укрепил,Тот, что прадед заложил,Передав тем эстафетуПотомкам в будущие лета.Поселения в том краюМатерь помнили свою,[9]Но по вышней воле БогаДругая им легла дорога.Дорогой этою пошла,В столетьях совершая ход,Святая Русская земляИ Богу преданный народ!«Ты попробуй, подними Россию…»[10]
Ты попробуй, подними Россию —Здесь нужны стальные удила,Чтоб их, как лошадь, закусила,Чтоб рванула и сама пошла.Тяжела ты, шапка Мономаха! —Здесь один только неверный шаг,Разорвут на части, как собаки,Те, кто преданно пока глядят.Ты попробуй, подними Россию —Хмель опутал и налипла грязь,[11]Здесь нужна недюжинная сила,А не можешь, так с престола слазь!Князю Юрию Долгорукому
Памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади Москвы
Юрий Владимирович Долгорукий (ок.1095-15.05.1157) – Великий князь Киевский и князь Ростово-Суздальский; шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы.
Он городок обосновалНа берегу реки обычной;При этом не предполагал,Что станет город тот столичным,Затмит и Суздаль, и Владимир,Столицей став страны единой,И даже не страны – Державы,В веках чья не тускнеет слава!Святому благоверному Великому князю Александру Невскому
Павел Корин. "Александр Невский"
Александр Ярославич Невский (ок. 13.05.122114.11.1263) – князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. Считается самым видным историческим лицом России от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского.
Ради веры сохраненьяОн пошел на униженье,Свой склонив под игом стяг;[12]Но столетья два спустяОбеспечил этот шагРодины спасенье —Силу в вере обретя,Скинула Отчизна бремя!Иисусово с ним рядом окоГлядит недреманно, далекоСо знамени, что за спинойУ князя славного судьбой.В тяжелый для Отчизны часЕе от недругов сам СпасВсей ратью Александра спас![13]И с этих пор до наших днейХранит Он Русь рукой Своей.И будет правильной дорогаДо скончания веков,Каким бы ни был мир суров,Покуда чтим мы в вышних Бога,Покуда на иконах ОнВ церквях над нами вознесен!Святому благоверному Великому князю Дмитрию Донскому
Дмитрий Донской (12.10.1350 – 19.05.1389), князь Московский и Великий князь Владимирский. При нем в 1367 г. был построен белокаменный Кремль в Москве. Возглавив вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарского ига, Дмитрий разбил в 1378 г. на реке Воже большой отряд ордынцев. Это была первая военная победа русского оружия над Ордой.
В Куликовской битве 1380 года (в верховьях Дона) князь Дмитрий проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях.
В 2002 году учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
Широкоплечим, статным, рослымБыл этот князь великороссов,Умом и волей наделенИ верой в Бога укреплен.Такому выпало по правуСтяжать в веках мирскую славу!На ратном Куликовом полеОн по своей и Божьей волеВойско ордынское разбив,Тем ход времен переломил,Стране надежду подаривЧто близок час освобожденьяОт чужеземного плененья!Пройдет еще немало летПоражений и победИ встанет в поле под МосквойМонастырь святой – Донской,Чья заветная иконаПомнит поле КуликовоИ хранит уж сотни летКрай родной от новых бед![14]Донская икона Божьей Матери
По преданию эта икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию (будущему Донскому) перед Куликовской битвой (1380 г.).
Автором иконы считают Феофана Грека либо одного из мастеров его круга.
В Русской церкви почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения. (Интернет)
Прп. Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву
худ. Павел Рыженко.
Благословением своимОн разгонял беду, как дым,Туман над полем, в граде смогРазгоняет ветерок.Но тем оно лишь помогало,Кто верил в Божие начало:В душу добрую оноТогда ложилось, как зерноЛожится борозды на дно,Принося заветный плодВ этот иль ближайший год…Он душу князю укрепилИ, опору в нем найдя,Князь в той битве победил,Возвестив: Взошла Заря!Родиону Ослябе и Александру Пересвету
худ. В. Васнецов
Вот Преподобный князю меч вручает,Два схимника с ним рядом.Ожидают…Отныне – вместе. И судьба одна…Александр Коваль-ВолковОни не подвели Донского.На бранном поле КуликовомВзошла их ратная звезда,Что не померкнет никогда.Текут столетья за столетьем,В Москве, в стенах монастыряПокоятся герои эти.Их помнит русская земля —У их могил лампадок светНе угасает сотни лет![15]Их могилы находятся в храме Рождества Богородицы Симоновского монастыря. Оба они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. В Москве, в северном Бутове возведена посвященная им церковь.
Победа Пересвета
худ. Павел Рыженко
Александр Пересвет вместе с Родионом Ослябей участвуя в Куликовской битве, пал в единоборстве с татарским богатырем Челубеем, сразив перед этим его. После гибели поединщиков началась сама битва – конница Мамая атаковала передовой полк русских войск. По легенде, в ходе битвы Дмитрий Донской, получив ранение, упал с коня. Родион Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи и повёл войско вперёд…
Так иноки – богатыри,Верой в Бога укрепленные,В трудах вседневных закаленныеИ в молитвах непреклонные,В Руси решительные дниСпасали честь родной земли!P.S. После Куликовской битвы Родион Ослябя остался жив и умер в Москве после 1398 г.