Полная версия
Арская дорога
– Да, конечно, – заулыбался купец.
Лошадей разбили в связки по парам, купцу и отроку завязали глаза, дали в руки верёвки, петлёй завязанные на шеях лошадей, и двинулись в путь. До первого привала шли недолго. Остановились, сняли повязки, осмотрели и поправили вьюки, после чего Богдан Григорьевич проводил их, а сам вернулся в Болотный стан.
Степан шёл неторопливо впереди, ведя связку завьюченных лошадей, за ним Андрейка со своей связкой, а Фёдор замыкал караван. Обладая большим опытом и хорошо ориентируясь в лесу, он отметил неторопливость Степана, неоднократные изменения в направлении движения и понял, что до Чёрного озера здесь недалеко, а возможно, и совсем рядом: при подъёмах и спусках с небольших возвышенностей он несколько раз отмечал пролетающих над верхушками леса уток, явно стремящихся к водоёму. Но к месту встречи на берег, вероятно, они придут только завтра – такое поручение Степан получил от наставника.
Так оно и случилось: ночевали на полянке, а утром, побродив немножко, оказались на берегу озера. Степан сразу определил место и принялся вместе с Андреем снимать вьюки с лошадей, а Фёдор прислонился спиной к могучей сосне, вытянул ноги и, зажмурившись, наслаждался прохладным ветерком, который со стороны озера нёс влажность, запах камыша и крики далёких птиц. Вскоре послышались редкие удары веслами по воде, хлюпанье мелкой ряби и редких волн о деревянные борта лодок.
В это время Степан как-то невзначай пропал и на небольшой долблёнке пристал к берегу одновременно с двумя лодками-плоскодонками. Подал деревянное весло-лопату:
– Фёдор Петрович, долблёнка тебе, на ней и вернёшься. Ждём через два дня. Тебя проводят с острова, держи направление вот на эту сосну, такой высокой нет больше по берегу. Не заплутаешь.
Два молодых чернеца в поношенных и выгоревших одеждах подчалили на лодках, вышли на берег, поклонились с крестным знамением глубоко, в пояс, произнесли: «Здорово живём!» – и принялись загружать лодки вьюками. Фёдор грёб на своей долблёнке не спеша: она, быстрая в ходу, от одного взмаха опережала плоскодонки. Прибились к берегу острова, где их ждали несколько таких же молодых и сильных чернецов, которые, загрузив на себя вьюки, молча пошли вглубь леса. Ступили на еле заметную тропу, которую окружали толстые и высокие сосны; под ногами земля была какая-то непрочная, влажная и замшелая.
Шли недолго и вскоре оказались перед высоким тыном из заострённых толстых брёвен. Их ждали, ворота были приоткрыты. Фёдор удивлённо окинул взглядом территорию скита: в центре высилась рубленая часовенка, невдалеке небольшая избёнка, остальная территория была занята землянками с накатами, укрытыми сверху дёрном. Обратил внимание на возвышающиеся зелёные полоски обработанной почвы, явно из насыпной, натасканной земли, а в дальнем углу, сбоку избёнки, заметил несколько пеньков – колод с пчёлами.
Навстречу выступил высокий и статный седой старец:
– Слава Богу, добрались!
Фёдор засмущался под его пронзительным взглядом, вздёрнул голову на крест часовни, невольно осенил себя двумя перстами, склонился в приветствии:
– Мир вашему дому!
– Пойдём, Фёдор, в избу мою, а здесь и без нас управятся, – облегчённо выдохнул старец и махнул в сторону избёнки.
Глава седьмая
Возвращение
Фёдор вошёл следом за старцем Иоанном в избу, окинул её взглядом: в левом углу, на уровне человеческого роста рубленая топором полка, на которой стояла старая деревянная, местами поблекшая краской, икона Спасителя, рядом такие же образа Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя, архангела Михаила, небольшие бронзовые иконки, на выступе – тлеющая огоньком медная лампадка. Вслед за старцем осенил себя крестным знамением. Отметил с облегчением: «Как же я, опять, по-отцовски, двумя перстами!»
Следом за ними в избу зашёл отрок, захлопотал у стола и поспешно вышел.
Старец Иоанн взмахом руки пригласил к столу, посмотрел на Фёдора строго, отцовским взглядом, повернулся к иконам и одновременно с наложением знамения начал трапезную молитву:
– «За молитв святых отец наших, Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь»…
Старец читал молитву, а Фёдор душой воспринимал её, вспомнил с давних детских лет и шептал, повторяя за ним, с двуперстным крестным знамением клал поклоны.
С благословлением повернулись к столу, Иоанн произнёс Исусову молитву:
– «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй ны грешная».
Фёдор с радостью, как в детстве отцу своему, ответил: «Аминь», – и обратился:
– Благословите покушать.
Старец Иоанн загляну ему в глаза и, увидев в них радость, с удовлетворением ответил:
– Бог благословит.
Молча отобедали. По окончанию старец произнёс, а Фёдор повторил:
– Спаси вас Христос и сохрани на многая лета!
Фёдор непроизвольно глубоко вздохнул и услышал:
– Фёдор Петрович! Иди, осмотри наш скит, тебе покажут твою земляную келью, а я почитаю то, что ты принёс мне от игумена Тихона. Не терпится. Отдохни с дороги, потом говорить будем.
Старец не стал ждать ухода гостя, аккуратно развернул тряпицу: сердце учащённо забилось при виде писанной книги протопопа Аввакума, вспомнил его, осенившего толпу двумя перстами из огня; обратился к медной иконке, когда-то вывезенной из земляной тюрьмы Пустозерска, и раскрыл письмо игумена Тихона. Увидел родную руку, расслабился душой, разомлел. Игумен не упоминал о церковном расколе, а писал о едином русском православном народе, который должен жить меж собой в мире и приумножаться: «…Я очень рад и доволен жизнью ещё более, потому что делаю в этом мире одно дело вместе с тобой, старец Иоанн: спасаю души и жизни православных людей. Мы не должны быть противниками, не должны быть подвержены политике, но до конца быть со своей паствой…»
Фёдора, вышедшего из избы, сразу же перехватил отрок, повёл за собой в дальний угол скита, в противоположную сторону от избы старца. Землянка пришлась по душе: вход, стены и потолок из полусгнившего дерева, но было сухо, веяло прохладой и спокойствием; в углу несколько икон, горел огонёк в лампадке из бересты, вдоль стены топчан. Нахлынули детские воспоминания о жизни на Порошинской заимке, о родителях. Земляная тишина завладела им. Встал на колени и страстно молился до тех пор, пока отрок не позвал его.
Говорили недолго, но все слова старца находили отклик в сердце. А вскоре обитатели скита собрались на общую молитву; в часовенке Фёдор насчитал десяток послушников. Вернулся в землянку, полночи не мог уснуть: ворочался, думал о своей жизни, вспоминал слова о русской церкви, о раскольниках и новой вере, о родителях и детстве. Не вынес своих дум, вскочил, привёл себя в порядок и пошёл в часовенку. Звёзды освещали натоптанные тропы, а лёгкий ветерок и шорох листвы леса несли прохладу, спокойствие и умиротворение.
Молился, как в детстве с отцом, страстно и преданно. Слёзы душили его: «…Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Многое я потерял, неразумный, отшатнувшись от веры отцовской во благо торговли и блага своего. Чуть душу не потерял, идя на поводу алчности и гордыни. Не ведал, что творил по неразумности своей. Не стоят дома мои, имущество, серебро и злато измены вере отцовской, веками хранимой. Господи прими мя таким, какой я есть. Подсоби силой своей вернуться в лоно веры отцовской; укрепи мя и помилуй отступление моё и слабость мою».
Услышал, как скрипнула дверь: кто-то лёгким шагом прошёлся по часовенке. Поднялся, осенил себя крестным знамением и направился к выходу, на ходу отметив стоящего в стороне отрока Прохора.
Утренние сумерки вместе с лесной тишиной окружали скит. Не стал задерживаться, вернулся в свою землянку и забылся в раздумье. Очнулся от голоса отрока:
– Дяденька Фёдор, старец Иоанн приглашает к себе.
Ответил с запозданием:
– Хорошо, Прохор.
Неспешно вышел. Солнце после темноты ударило по глазам, ослепило. На мгновение остановился, привыкая к ярким лучам, направился в избу к старцу; он уже жаждал беседы со старцем, чтобы укрепиться в своём решении.
Беседовали целый день, забыв о времени, о делах и обеде. Фёдор никогда не вдавался в детали церковного раскола, но продолжал вместе с основной частью православных людей посещать церковь и поддерживать отношения со всеми священнослужителями и нововерами и раскольниками, а его жизнь была занята дорогой, торговлей, деловыми встречами и разговорами. Всё, что он делал, было направлено для достижения одной цели: увеличить состояние, расширить денежные возможности и поднять социальный статус. Всё делал играючи, но аккуратно и правильно. Многого добился, живя пятый десяток лет: прекрасная жена и две любимицы-дочки, большое торговое дело, которое ежегодно приносило многотысячный доход, большие связи с большими людьми… Но давно уже чувствовал, будто упустил в своей жизни что-то большое и значимое.
В беседах он всегда старался избегать темы раскола, а о корнях его знал мало, и только из уст священнослужителей-нововеров. Теперь, выслушивая версию раскола от старца, соглашался с ним, а слова ложились на благодатную почву.
Фёдор удивлялся, как же возможно отменить двуперстие – два протянутых перста, которые означают божественную и человеческую суть Христа, а остальные, сложенные в ладонь, – Святую Троицу: Отца, Сына и Святой Дух? Как возможно убирать из храмов и даже уничтожать старые образа, с которых двуперстием благословляют паству православные святые и сам Спаситель? Зачем заменять Исусову молитву «Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», о которой ещё святитель Иоанн Златоуст говорил: «Умоляю вас, братие, никогда не нарушайте и не презирайте молитвы сей», – и которая всегда имела мистическую силу?
А устройство церкви по подобию светской власти и отмена древнего обычая избрания духовных лиц приходом, но только назначением сверху? Разве можно подчинить мою душу, дух и мысли мои? Обращался за разъяснениями, получал их и удивлялся простым ответам.
Но ответ старца о его дальнейшей жизни озадачил Фёдора. Это произошло после окончания беседы, когда день был на исходе. Собираясь выходить из избы, он остановился:
– Старец Иоанн, мне трудно, изнутри разрывает! Посоветуй, как жить: стою на перекрёстке, куда свернуть мне?
Иоанн удивлённо посмотрел на него:
– Я тебе так скажу: твоя дорога неведома никому, кроме Господа нашего. Ты как лепесток на воде: то к одному берегу прибьёшься, то ко второму и нигде не причалишь. Игумен Тихон с доверием и любовью относится к тебе. И я вижу – доброй души ты человек, но колеблешься и будешь таким до кончины своей: ты каждому православному помогаешь. Господь направит, а я буду молиться за тебя… Иди с Богом. Завтра провожу тебя.
И опять всю ночь стоял Фёдор на коленях перед образами в часовенке, задавал вопросы о судьбе своей. Но молчали святые, молчала часовня. Забылся, так на коленях и простоял утрешнюю общую службу, а после отправился вслед за старцем в избу. Вместе перекусили.
– Пора тебе, Фёдор, пойдём, провожу тебя.
Молча шли по лесу, вышли к роднику – святому источнику на поляне; рядом открытая купель со стенками, укреплёнными тонкими тёсанными стволами деревьев.
– Окунись, Фёдор, легче в дороге будет, – старец указал на купель. Но в это время на поляну выскочил медведь и кинулся к людям.
– Опять балуешь, – остановил его возгласом старец Иоанн. – На тебе, родимый. – И что-то кинул ему с рук. Медведь на лету, как собака, поймал, приложил к пасти, протяжно зарычал и развернулся в лес.
Фёдора зазнобило от этой встречи и напряжения, но старец спокойно повторил:
– Окунись, но прежде скажи: «Господи! Уврачуй мои недруги душевные и телесные Твоим Живоносным источником. Очисти меня, грешнаго раба Божия Фёдора, от всех недугов. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь».
Фёдор троекратно окунулся, услышал голос старца:
– Опять глаголь Фёдор: «Господи! Благодарю за твой Живоносный источник, за то, что Ты очистил душу мою и тело грешнаго раба Божия Фёдора. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь».
Подошли к берегу. Ожидавший их отрок Прохор передал весло Фёдору.
– С Богом, Фёдор Петрович. Передай игумену Тихону, что я надеюсь на скорую встречу с ним, – произнёс старец. Но потом указал на небо: – Однако ненастье будет. Останься, завтра отправишься.
Фёдор осмотрелся: было ясно и безветренно.
– Ждут меня сегодня Степан да Андрейка. Отправлюсь я.
– Ну что ж, с Богом, – и благословил его.
Фёдор поклонился, отчалил от берега. Но на половине пути вдруг возникли волны и яростно стали заливать долблёнку озёрной водой: переставал грести, вычерпывая воду берестяным ковшом, опять грёб и снова вычерпывал. До берега оставалось немного. Вдруг захлестнуло большой волной, опрокинуло. Держался за лодку, но её ветром начало относить от берега. Отпустил, кинулся вплавь. Боролся долго за свою жизнь, выполз на берег и замер, потеряв сознание.
Очнулся от молитвы, произносимой незнакомым старческим голосом. Открыл глаза, увидел расплывшееся белое пятно и вырезанный деревянный крест над собой.
– Очнулся, раб Божий.
Над ним стоял старик в белой рубахе, осеняя крестом.
– Слава Богу, вернулся в жизнь нашу, – произнёс и добавил: – Господь не пожелал принять тебя, значит, ещё здесь нужен. Поднимайся. Как зовут тебя, откуда будешь? Крестик на тебе наш, раскольничий.
Ответил:
– Фёдор я, с острова возвращаюсь от старца Иоанна.
– Раз с острова, значит, свой будешь. Вставай, перекусим чем Бог послал.
Фёдор увидел перед собой печь из камней, помазанных глиной, рядом тёсаные полати. Поднялся со скамьи, осмотрелся: посередине стол со скамьями, в углу образа святых, огонь в лампадке; везде чисто, на земляном полу хвойный мелкий лапник. Удивлённо обратил свой взгляд на старика и на себя: они были в одинаковых белых рубахах.
– Андрон я, – произнёс старик, – вот уж второй десяток доживаю здесь вместе с дочерями своими. Бабка была, да Бог прибрал в прошлом годе. Мужиков нет, одни мы. Дочери истопку топят, как знали, что ты встанешь. Поздно уже, оставайся у нас, отдохни, потом выведем тебя.
Перекусили печёной рыбой, вышли из избы. Скит был расположен на поляне и обнесён деревянным тыном. Вся земля обработанная: высились грядки, половина земли засеяна зеленью: то ли рожь, то ли овёс; дымилась истопка, рядом груда дров. Две девицы кинулись им навстречу:
– Тятя… поднялся… Всё получилось!
Потупились.
– Фёдор с острова, Богом нам посланный. Истопка готова?
– Да, тятя, уж жара там большая.
Обратился к Фёдору:
– Иди, Фёдор, душу потешь да тело ополосни. Вон какой беды избежал. А Ефросинья поможет тебе. – И обратился к старшей дочери: – Ефросинья, помоги Фёдору в истопке. Покажи ему воду да хвойником обдай.
Ефросинья, высокая и сильная, подняла глаза на отца и взглядом потянула Фёдора за собой:
– Пойдём, помогу тебе.
Фёдор напряжённо шагнул внутрь, хотел лечь на лавку в рубахе, но Ефросинья жестом показала снять её. Лёг на живот и почувствовал на спине и ногах нагоняемый жар пихтовыми ветками, а временами, через её рубаху, крепкие женские груди. Повернулся на спину. Ефросинья охнула, скинула свою рубаху и припала к нему…
Когда зашли в избу, стол уже был заставлен соленьями, грибами, рыбой.
Молча отужинали. Ефросинья сидела как на иголках, постоянно дёргалась, отвечала отцу невпопад, а потом вдруг произнесла:
– Тятя, мы выйдем с Феодосией на миг в истолку, омоемся и заварим травку.
Андрон согласно кивнул, и обратился к Фёдору:
– Ночуешь в истопке. Дверь откроешь, вся жара выдохнется. А завтра я тебя провожу. Ты уж не обессудь, мужиков у нас в скиту нет. Бог простит.
Фёдор стыдливо опустил глаза, вспоминая жаркое тело Ефросиньи.
Сёстры вернулись быстро, принесли терпкий и густой навар из трав, подали Фёдору. Сами смотрели на него в ожидании. Потом Ефросинья спросила:
– Тятя, я провожу гостя?
Андрон опять кивнул. Фёдор поднялся, качнулся и, удивляясь своим движениям, вышел из избы, широко расставляя ноги. И вновь окунулся в большое и горячее тело Ефросиньи, но теперь ненасытно, жёстко и твёрдо.
Очнулся от ласковых, незнакомых прикосновений и поглаживаний. Тёмная ночь заглядывала звёздами в открытую дверь, освещая белое и хрупкое девичье тело. Фёдор как во сне протянул руки, коснулся его и потянул к себе. Феодосия, по-детски всхлипнув, легла на него.
Фёдор забылся и не помнил, сколько времени провёл в этой любовной забаве. Очнулся утром измождённый и голодный, встал, осмотрелся. Увидел свою одежду, сложенную аккуратной стопкой на лавке, оделся, вышел из истопки и направился в избу. За столом сидел Андрон в ожидании. Помолились, перекусили.
– Пойдём, провожу тебя, – и добавил: – Ефросинья и Феодосия ушли на озеро за рыбой. Вечером вернутся.
Долго ходили по лесу, пересекли болото и вышли к берегу озера; сразу увидел высокую сосну, где назначали ему встречу, простился с Андроном и быстро зашагал в её сторону. Через некоторое время вновь вышел на камышистый берег и удивлённо остановился: перед ним стоял незнакомый, невысокий и ладный отрок, который, смущенно улыбаясь, шагнул навстречу:
– Феодосия я, Фёдор!
Уткнулась к нему в грудь лицом, горячо обдавая молодым телом, потянула руками его голову к себе, жадно подставила губы.
Уже смеркалось, когда Фёдор добрался до сосны, увидел обрадованного племянника Андрейку, который взахлёб стал рассказывать об обнаруженной долблёнке, о поисках, о встрече со старцем Иоанном, который сказал, что ждать Фёдора нужно неделю, об отъезде Степана в починок и других новостях.
Утром появился Степан, обрадовался, передал коня:
– Садись, Фёдор Петрович! Поспешим в починок напрямую, скрываться нечего. Наши вы теперь, кержаки.
Добрались быстро, своим приходом обрадовав обозников и обитателей починка. Фёдор с удивлением увидел бывших ярыжек-соглядатаев: они были беззаботны и веселы. Подошёл Павел Тимофеевич, следом наставник. Поздоровались:
– Слава Богу! В дорогу пора, Фёдор Петрович, много собрали мягкой рухляди, за весь товар рассчитались с лихвой! – произнёс Килин, показывая взмахом на загруженные телеги.
К Макарьевскому монастырю добрались через несколько дней, подошли вечером, когда ярмарка уже притихла. Обоз разгрузили споро. Помощники ещё размещали меха, как посыльный прибежал и стал звать Фёдора к игумену Тихону.
Игумен, выслушав рассказ Фёдора о поездке, ските на острове, возвращении в отцовскую веру, переданных старцем Иоанном словах, задумался:
– Бог направляет нас на путь истинный, Он ведает о нас всё. – И, после длительной паузы, добавил: – Утро вечера мудренее, Фёдор Петрович.
Глава восьмая
Дорога в новую жизнь
Утром, сделав необходимые распоряжения, Фёдор попросил Андрейку пригласить Килина. Бывший стрелецкий пятидесятник, шагнув в келью, с порога произнёс:
– Фёдор Петрович, зашёл попрощаться. Домой ноне собираемся, в Лагуново.
– Как же так? Мы с тобой и не закончили разговоры ещё.
– Дак, кажись, всё рассказал, что знал. Разве только о дороге, на которой Семён да Матвей отбились от нас.
– Павел Тимофеевич, задержись, расскажи.
– Хорошо. Пойду предупрежу, что задерживаемся малость, – и вышел.
Фёдор в задумчивости прошёлся по келье, вспоминая детские годы, братьев младших, сестру: «Раскидала жизнь нас по разные стороны света: одни погублены, другие боями промышляют, а младшая и вовсе на польской земле. Да и я тоже скиталец. Семья в Москве и капиталу много, а мне всё покоя нет».
Килин вскоре вернулся, и Фёдор с волнением слушал его рассказ об изгнании стрелецких семей из Москвы и о переходе на Арскую дорогу, к Каме.
– Весной, в тот год, записали нас в дворцовые крестьяне, передали в приказ Казанского дворца да и отправили с подорожными своим небольшим обозом к месту указанного переселения: в особую Сарапульскую дворцовую волость Арской дороги Казанского уезда… – Начал было рассказ, но становился, запнувшись: – Дак ты знаешь всё, Фёдор Петрович, сам нас в путь отправлял.
Фёдор закивал:
– Рассказывай, рассказывай. Мне послушать интересно.
Килин неторопливо продолжил:
– Одежду стрелецкую поменяли на крестьянскую, чтобы царских и лихих людей не привлекать; с трудом расставались, всю жизнь носили, привыкли, как к коже своей. Сабли, пики да ножи, что были, попрятали под телегами от греха подальше: думали, уже не пригодятся, да просчитались. – Задумался, но потом оживился: – К нам в обоз по дороге прибилось несколько семей товарищей наших побитых. Многих в дороге встречали, а одни, зарёванные, как узнали, что стрелецкий обоз, так и пали на колени, молятся на нас: кричат в голос жёнки да детки, просят со слезами да молитвой: «.. Возьмите Христа ради с собой, пропадём одни, без мужицкого надзора…». Ребятишек пытались нам отдать. Ну, мы и пожалели, забрали с собой… Поход вели по всем правилам: мужиков да отроков взрослых выставляли в дозоры, остерегались сами и берегли семьи и имущество, охотились да рыбалили. Но на Муромской дороге проглядели, чуть до переправы на Оке не дошли. После уж узнали, что дальше казаки охраной стояли. К ним ближе надо было бы идти нам на ночёвку… Не дошли. Разбили стан ночевать, а под утро налетел с десяток мужиков, да нас частью и повязали. И крикнуть не успели. Думали, сторожа просмотрели, а оказалось, что налётчики лихие были. Только и они просчитались: Матвей, Семён и Осип Данилыч ужом проскочили под телегами, схватили припрятанное оружие, встали спинами и задали им страху. Мужики мечутся с дубинками вокруг, а те знай покалывают их. Вышел из-за дерев их атаман рыжий, смотрел, смотрел, да как свистнет, чтоб замерли все. А после загоготал во всё горло и говорит: «Узнаю своих. Вот вы, мужики, всё допытываете меня: а чем стрельцы лучше вас? Узнали тепереча! Здорово живёшь, Осип Данилыч!»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.