bannerbannerbanner
Как заработать, преуспеть и остаться художником
Как заработать, преуспеть и остаться художником

Полная версия

Как заработать, преуспеть и остаться художником

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Является лауреатом Премии "Инновация", ГЦСИ, Москва и премии Курёхина, Санкт-Петербург.25


Мифы о художниках, в которые мы все еще верим

Творческие люди всегда были окружены каким-то ореолом тайны. Художники, писатели, музыканты, актеры – их жизнь кажется нам чем-то недоступным, таинственным и волшебным. Мы редко интересуемся началом карьеры этих людей. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как живут знаменитые люди на пике их профессионального успеха.

У общества сложилось несколько стереотипов о том, какой жизнью живут деятели искусства. Что вы первым делом представите, когда я назову имя Брэда Питта? Несколько фильмов с его участием, красавицу жену и, наверное, красную дорожку? Мы привыкли к тому, что звезды Голливуда окружены поклонниками, покупают себе огромные дорогие дома и часто мелькают в светской хронике.

Когда же речь заходит о художниках, то тут всплывают совсем другие стереотипы или даже мифы. Помните поговорку «жена художник – горе в семье»? Или «художника обидеть может каждый»?

О чем нам говорят эти выражения? В первом случае о том, что женщина-художник не сможет стать достойной женой и матерью. А во втором, что художник – это такая творческая, чувствительная натура, неспособная постоять за себя и свои убеждения. Где поговорки о богатых, успешных, известных и счастливых художниках? Их нет. Зато до сих пор существует много отпугивающих мифов.


Давайте рассмотрим некоторые из них и выясним, насколько эти мифы актуальны в наше время.


– Художник должен страдать, чтобы создавать хорошее искусство.

Вы серьезно? Представьте себе оперного певца, которого мучает боль в правом боку, а ему необходимо исполнять партию Отелло. Насколько хорошо он справится? Или женщину, ежедневно таскающую тяжелые мешки на работе. Вы думаете, у нее останутся силы, а главное желание на то, чтобы вечером нарисовать натюрморт?

Есть мнение, что творец должен испытывать душевные муки: разочарование в любви, одиночество, непонимание окружающих и так далее. Такие художники действительно существуют. Если с ними ничего не происходит, то им нечего сказать миру. Депрессивные творцы – это скорее исключение из правила. Гораздо чаще, чтобы создать что-то стоящее, человеку нужно: хорошо питаться, отдыхать, радоваться мелочам, проводить время с семьей и друзьями, иметь прочную крышу над головой.

Художнику необходимо свободное время для обдумывания своих произведений. Как писателю придумать роман в шестьсот страниц, если все его мысли заняты разработкой плана, где раздобыть еды на ужин?

Художник должен быть хорошо одет, иначе его не будут воспринимать всерьез. Если вы пришли на встречу с потенциальным покупателем вашей работы, будет ли уместно появиться в рваных брюках и поношенной кофте? Покупая произведение, коллекционер хочет убедиться, что вкладывает деньги во что-то стабильное и качественное. Конечно, если ваш имидж не подразумевает другого.


– Художники – замкнутые люди.

Еще один миф, который не актуален уже более ста лет. Вспомните Пикассо. Вокруг него всегда вертелась толпа из женщин, коллекционеров, арт-дилеров, галеристов и просто поклонников. Он собирал вокруг себя общество из писателей, музыкантов и других художников. Он был их центром.

При наличии сегодняшних возможностей оставаться в тени – большая глупость, которую вы не можете себе позволить. Общение и сотрудничество – это хлеб современного художника. Если вас позвали на мероприятие, а вы не пришли, будьте уверены, шансы на то, что вас позовут снова, весьма малы. Арт-сообщество – это очень узкий круг людей, где все друг друга знают. Попасть в него так же легко, как и стать забытым. Не пренебрегайте общением с публикой.

В современной истории искусств нет примеров успешных художников, которые творили, закрывшись у себя в студии, и получавших миллионы за свои работы. Людям важен герой, им нужна история от первого лица. Такую историю сможет рассказать только сам художник.


– Талант всегда найдет себе дорогу.

Этот миф стар, как мир. Давайте разберем его подробней. Если у художника есть талант, то его ждет успех, что бы он ни делал. Хорошо сказано, да? Но на самом деле эта идея имеет больше разрушительного влияния, чем все предыдущие. Получается, что если у вас что-то хорошо выходит, то стараться больше не нужно. А можно просто сидеть и ждать.

Но если посмотреть на этот миф немного под другим углом, то мы сможет увидеть нечто большее. Если вы талантливый, то вы найдете способ заявить о себе. Или: талантливый человек талантлив во всем. И здесь мы уже видим не ленивого художника, а решительно настроенного мастера своего дела, который добьется результата любой ценой.

Как говорят эксперты, таланта требуется всего 10%. Остальные 90% – это работоспособность, вера в себя, постоянная практика, упорство и маркетинг.


– Художник и бизнес несовместимы.

Популярно заблуждение о том, что художник не способен вести свое дело, не умеет обращаться с деньгами, и вообще, что деньги – это зло.

Самым негативным моментом в этом мифе является то, что такой художник не понимает, что материалы для его работ стоят денег, аренда студии стоит денег, даже перемещения по городу стоят денег. Деньги – это ресурс, передающийся от человека к человеку. Долго ли вы сможете протянуть без воды? Два дня? А без еды? А сколько вы протянете без денег?

Художник, отказывающийся принимать тот факт, что его творческое дело – тоже бизнес, просто избегает ответственности за развитие своей карьеры. Любое маленькое дело начинается с одного человека. И только тогда, когда масштабы производства растут, и одному уже за всем не уследить, в деле появляются ассистенты, бухгалтеры, менеджеры и дилеры.

Мы с вами знаем, что бизнес – это любое профессиональное занятие, или дело. Так неужели вы не хотите сделать из своего творческого занятия успешный, процветающий бизнес?

Бизнес – это не про зону комфорта. Чтобы добиться успеха, нужно выйти за пределы своей скорлупы, вылупиться из нее, подобно цыпленку, и сделать первый шаг.

Бизнес – это больно и страшно. Неудачи и разочарования будут неотъемлемой частью вашего путешествия. Но награда достанется только тем, кто не отступится.


– Художник должен ждать, пока его талант «откроют».

Этот миф также способен погубить немало талантов. Ни один художник не добьется успеха, сидя у себя в студии, рисуя для души и откладывая работы до лучших времен. Каждый талант сам несет ответственность за собственное открытие. Возможно, вы не поверите, но на свете гораздо больше талантливых людей, чем мы привыкли думать. Каждую минуту создается гениальное произведение искусства, которое никогда не увидят люди. Как бы печально это ни звучало, но таланта никогда недостаточно.

Сидеть и ждать – это путь в никуда. Ежегодно художественные школы выпускают тысячи квалифицированных художников по всей стране. Многие из них не имеют ни малейшего понятия, куда двигаться дальше. Но те из них, кто не ждет взмаха волшебной палочки, выйдут на передовую и начнут свой профессиональный рост, ждет гораздо более интересная жизнь.


– Художник не должен даже пытаться.

Этот миф берет начало в страхе неудачи. Зачем пытаться что-то сделать, если все равно не получится? Сколько раз вы слышали от своих родственников или друзей фразы о том, что «художников и так много, куда еще тебе?» или «да что ты понимаешь в этом искусстве?»

О блоках, мешающих сделать первые шаги на пути к успеху, мы поговорим позже. Сейчас гораздо важнее просто понять, что все негативные установки, которые мы получаем извне, это исключительно проекции самооценки человека, который нам все это говорит. Если кто-то пытается вас убедить в том, что вы никто, что у вас ничего не выйдет, что вокруг полно гораздо более умных/талантливых людей, подумайте, о ком он это говорит? О вас или о себе? Кого этот человек знает лучше, вас или себя?

Очень часто «добрые советы» – это всего-навсего зависть к будущему успеху. А что, если у него получится? Как я буду выглядеть на его фоне?

Я взяла себе за правило слушать только тех, чья жизнь, по моему мнению, сложилась успешно. Спросите себя, хотели бы вы оказаться на месте этого человека? Имеет ли этот человек представление о том, что говорит? Устраивает ли вас его жизнь? Если нет, тогда какие советы можно получить от такого человека?


– Художник должен жить в большом городе, чтобы пробиться.

Меня часто спрашивают о том, как сделать выставку в Москве. Я сразу думаю, что либо этот художник живет в столице, либо он уже использовал все возможности своего города. И насколько велико бывает мое удивление, когда выясняется, что это будет первая выставка в карьере молодого творца!

Даже если вы живете в городке с несколькими десятками тысяч жителей, у вас все еще есть уйма возможностей стать местной звездой. Я бы даже сказала, что в небольшой деревушке сделать это гораздо проще. Эффект сарафанного радио еще никто не отменял.

В больших городах больше выставочных площадок, туда стекаются все сливки арт-сообщества, и развивать карьеру там проще. Но только представьте, что в Москву едут все. Конкуренция в Москве больше, хоть больше и возможностей.

Мой совет – начните с областных центров и больших городов рядом с вами. Сделайте себе имя и подкрепите портфолио выставками оттуда. А когда вы приедете в Москву, у вас уже будет, что показать местным кураторам.

Пустое резюме – это не отсутствие таланта, а отсутствие опыта. Потренируйтесь сначала на кошечках!


– Галерея или арт-дилер решит все проблемы художника.

Это мой самый любимый миф. Именно поэтому я приберегла его напоследок. Помните песню крокодила Гены: «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно…»? Когда я слышу от художников, что они хотят попасть в галерею, чтобы та занималась их продвижением, всеми вопросами с покупателями, рекламой, оформлением продаж и юридическими вопросами, у меня в голове сразу всплывает эпизод из еще одного советского мультфильма. Немного напомню вам сюжет. Как-то Вовка попал в Тридевятое царство, и встретились ему на пути три молодца-красавца. Выскочили они, значит, из ларца и спрашивают у Вовки, что тот пожелает. Вовка, почесав затылок, просит пирожков свежих. «Не проблема!» – отвечают красавцы. И правда, смотрит Вовка, появились пирожки, да румяные. И только Вовка открывает рот, чтобы откусить от угощения, пирожок летит прямо в рот к одному из молодцев. В недоумении Вовка спрашивает: «Вы что, и есть за меня будете?!» «Ага!» – отвечают красавцы.

Я немного поясню свою мысль. Когда художник вот так же надеется на помощь каких-то волшебников в мире арт-бизнеса, он должен понимать, что эти волшебники есть тоже будут за него. Ни один арт-менеджер не заинтересован в раскрутке неизвестного художника. Никто не хочет покупать кота в мешке. Художник, который не побеспокоился даже о построении собственной карьеры, не вызывает доверия ни у галеристов, ни у дилеров.

Чтобы попасть в галерею не нужно иметь большой опыт работы с арт-ярмарками и коллекционерами. Но проявить себя, чтобы вас заметили и о вас заговорили, – это обязательное условие перед сотрудничеством с галереей. Это может быть выставка, которая получит большой резонанс или громкий проект, в котором вы подняли острую, волнующую тему.

Большая часть художников, которым все же посчастливилось попасть в пул галереи и начать с ней сотрудничество, постепенно понимают, что это только один из возможных способов продажи собственных работ. Даже для галереи ежемесячные продажи работ одного художника – это редкость.

С чего начать?

Если вы решили стать художником, то я осмелюсь предположить, что у вас уже есть какие-то художественные работы.


Запомните, в искусстве, которое мы с вами зовем современным, больше нет границ и рамок самовыражения. В нем есть свои законы, о которых мы поговорим чуть позже, но границ нет! Теперь не важно, как вы что-то делаете, важно зачем.

Прежде чем ступить на длинный путь художника, ответьте себе на вопрос: зачем вы это делаете? В чем идея вашего творчества?

Дело в том, что все, что находится за границами осознанности, называется хобби. Когда вы занимаетесь хобби, вам не нужно думать, кому нужно то, что вы делаете, или как это продать. Хобби – это только для вас. Бывают случаи, когда хобби перерастает в осознанное занятие, в бизнес, и приносит его владельцу прибыль. Но вы этого не достигните, просто занимаясь любимым делом.


Давайте немного поговорим о нишах искусства. Все мы слышали о таком огромном и противоречивом направлении, как современное искусство.


Современное искусство отличает наличие проблемы и актуальной темы в работах. Это может быть проблема экологии, как у Павла Отдельнова, или политический протест Петра Павленского. Первый работает преимущественно в живописной манере, тогда как второй занимается акционизмом.


Интерьерное искусство украшает дома и квартиры. Это не четко выделенная ниша, очень часто работы художников современного искусства покупают как раз для интерьеров. Однако, полистав журналы по дизайну и архитектуре, вы увидите преимущественно абстрактные работы большого размера. Почему абстрактные? Большие цветные пятна проще встроить в любое пространство.

Интерьерное искусство подвержено моде и трендам в дизайне. Художнику, который серьезно решил заняться этим направлением, необходимо посещать узконаправленные выставки и тесно взаимодействовать с дизайнерами помещений. А также следить за трендами в цвете, фактуре и формах, которые сейчас актуальны.


Салонная живопись. Этот термин уходит корнями в Париж девятнадцатого века и изначально относится к искусству, которое пользовалось поддержкой у жюри парижского Салона. Это направление не несет в себе глубокого смысла. Подражания, модные веяния и течения, коммерческая направленность – все это признаки «салона».


Любое копирование ради копирования – это путь в никуда. Эпоха постмодерна постепенно изживает себя, и теперь создавать новое куда выгоднее. Многие художники используют в своих работах образы или даже копии чужих произведений (Джефф Кунс, Филип Колберт), но в их случае это заимствование оправдывается концепцией и идеей проекта.

Художник – это следопыт, ищущий новые способы высказаться. Теперь, когда искусство не ограничено только визуальными формами, у авторов есть возможность задействовать все пять чувств зрителя. Теперь мы можем видеть, слышать и даже чувствовать запах произведений искусства. Ваша задача – найти тот способ самовыражения, который будет уникальным и выразит ваше отношение к теме, над которой вы работаете.

Ничего страшного, если вы предпочитаете работать со старой доброй живописью. Она все еще в ходу и продается лучше других видов искусства. Но будьте бдительны. Живопись – это самая популярная техника, и к ней предъявляют самые высокие требования.


Вы наверняка уже где-то слышали о том, что художнику необходимо найти свой узнаваемый стиль. Так вот, это правда. Но не в самом буквальном понимании этого выражения. Найти свой голос – или свой стиль – совершенно не означает делать из раза в раз одинаковые вещи. На свете нет такой силы, которая заставила бы художника отказаться от собственной фантазии и творить без вдохновения.

Все, что от вас требуется на начальном этапе – это выбрать тему, с которой вы будете работать. Это может быть тема извне, когда вы берете вдохновение в окружающем мире. Это также может быть какая-то внутренняя тема из вашей жизни или из вашего прошлого. Найдите то, что вас по-настоящему волнует. Вы не можете спокойно смотреть на горы мусора во дворах? Может быть, у вас было непростое детство? О чем вы бы хотели поговорить? Писать картины, снимать кино и даже писать книги – это про истории. Какую историю хотели бы рассказать именно вы?


Следующим шагом будет выбор инструмента для рассказа вашей истории. Как я уже сказала, сейчас в современном искусстве нет абсолютно никаких границ для самовыражения. Живопись, графика, фотография, видео и даже бытовые отходы – все это может стать вашим инструментом для высказывания. Очень важно помнить, что все эти медиа – только инструмент, и сами по себе они ничего не выражают.

Для таких медиа, как живопись, фотография и видео, мало одного желания ими заниматься. Вам потребуются технические навыки и знания. С приходом онлайн-образования, которым пользуюсь я сама, для изучения всех этих дисциплин не обязательно выходить из дома. Достаточно оплатить курс, который обучит вас тем или иным основам техники, и вот вы уже готовы к бою. К сожалению, дистанционное образование не сможет дать вам всей прелести общения с наставником и помощи в первых шагах. Чтобы получить профессиональные знания, вам, так или иначе, потребуются люди вокруг вас. Это такие же студенты, как и вы, и разнообразный педагогический состав. Здесь, безусловно, встает выбор между академическим направлением и краткосрочными программами. Я советую не пренебрегать ни тем, ни другим. Опирайтесь на свои возможности и опыт. Если для вас абсолютно неприемлемо сесть за парту на несколько лет, то выбирайте второй вариант. Зарубежные ВУЗы могут вам предложить магистерские программы по основным направлениям в искусстве, и я очень советую рассмотреть этот вариант, если у вас есть для этого материальные возможности.


Когда студенты меня спрашивают, стоит ли останавливаться на чем-то одном, будь то определенная техника или стиль, я отвечаю, что это существенно облегчит вам жизнь. Вы можете по вторникам писать пейзажи, а по четвергам заниматься керамикой. Или утром писать портреты, а вечером – абстрактные картины. Все это возможно, но добиться профессионализма будет очень сложно. Я не спорю с теми, кто говорит мне, что Пикассо и Уорхол с блеском совмещали различные техники и успешно продавали свои работы. Это правда, и такое бывает. Но случится ли это с вами? Мой совет всем начинающим художникам: не распыляйтесь, по крайней мере, на ранних этапах вашей карьеры.


Современный зритель – это человек гаджетов. Он ежедневно поглощает тысячи изображений, звуков и видео-контента. Удержать внимание такого искушенного человека – не просто сложная задача, она постепенно превращается в квест «миссия невыполнима». Мы с вами тоже часть этого поколения, поэтому задумайтесь на минутку, что сегодня привлекло ваше внимание больше всего? Что-то новое? Яркое? То, что вы уже где-то видели?

В этом как раз и заключается уловка «уникального стиля» художника. Чем более похожими друг на друга будут ваши произведения, тем большей узнаваемости вы добьетесь у зрителя.




А давайте немного отвлечемся и вспомним, как работает наш мозг. Зрение отвечает за 90% информации, которую он получает. Но это не совершенный инструмент. Мы воспринимаем информацию не полностью, как нам кажется, а только частично, образами. Нам достаточно увидеть объект размытым или просто заметить его периферийным зрением, чтобы понять, что это такое. Для нашего мозга любой предмет является набором цветов, форм, углов и линий. Наш мозг так быстро работает, что мы не замечаем, как любой черный квадрат на белом фоне превращается для нас в «Квадрат» Малевича.

Более того, мы запоминаем не только образы, но и эмоции, которые связаны с пережитым опытом. Вспомните, были ли у вас случаи, когда, услышав песню из прошлогоднего хит-листа, вы вспоминали не только ситуацию, при которой слушали эту песню раньше, но даже запахи, окружавшие вас в тот момент?

Когда мозг получает новую информацию, он сравнивает ее с уже имеющимся набором ассоциаций и символов. Когда происходит совпадение, мы узнаем тот или иной объект. Если необходимые для распознавания характеристики исчезают, мы перестаем узнавать предмет.


Создавая какие-либо художественные произведения и показывая их публике, вы приучаете ее к тому, что именно эти формы, этот стиль ассоциируются с вашим именем. Нет ничего плохого в том, что ваш стиль когда-нибудь изменится, а формы перейдут из академических в абстрактные. Но будьте готовы к тому, что вам придется приучать к этому свою публику. От вас все так же будут ждать той узнаваемости, которую вы когда-то подарили, и тогда вы встанете перед непростым выбором: делать то, что нравится людям, или открывать новые горизонты творчества, пожертвовав популярностью узнаваемого автора.


В начале творческого пути эксперименты неминуемы. Вы пробуете себя в разных жанрах, ищете то, что наилучшим образом позволит вам выразить себя. Нет художников, которые были бы знамениты за то, что они испробовали все. Также никто не гарантирует вам, что иное направление неминуемо принесет славу и богатство. Но есть больше шансов получить признание, если максимально сузить круг своих интересов и выработать высокий профессионализм именно в этих узких направлениях.

Когда вы создаете произведения, вы, чаще всего, не думаете о том, как их презентовать или что о них написать. Вы берете материал и работаете с ним. Однако неминуем тот миг, когда вам срочно нужно будет показать кому-то свои работы или отправить портфолио на почту куратора. К этому моменту я призываю вас подготовиться заранее. Не стоит ждать той минуты, когда будет поздно: вы пропустите дедлайн просто потому, что не готовы.

Создание портфолио – это бесконечный процесс. Сколько вы будете заниматься творчеством, столько будете дорабатывать портфолио.

Портфолио включает в себя:

– Сопроводительное письмо. Вы же не отправите прикрепленный файл без какого-либо приветствия и представления себя? Каждый случай требует особого подхода. Если вы знаете имя человека, который получит ваше письмо, назовите его по имени. Объясните причину, по которой он получил это письмо, вежливо попросите рассмотреть ваши документы. Письма читают люди, и от того, понравитесь вы человеку или нет, может зависеть судьба ваших отношений.

– Биография или Био. Это краткая история вашего творческого пути. Био может включать в себя место, где вы родились, название учебного заведения, знаковые события, связанные с вашей карьерой. Здесь же можно рассказать, как именно вы пришли к тому, чем занимаетесь, что вас вдохновляет, какие художники на вас повлияли.

Artist Statement. На русском это звучит как «кредо художника» (не самое звучное название, но что имеем…) Artist Statement – это короткое (или не очень) описание вашей творческой деятельности. Оно включает в себя разъяснения о деятельности художника, его методах, идеях, намерениях и материалах, с которыми он работает.

– Резюме/CV. По американской традиции эти два документа отличаются тем, что в резюме вы указываете только полученное образование в сфере искусства, если такое имеется, и выставочную деятельность. Начать лучше всего с самой недавней и продвигаться вглубь, к самым давним выставкам. CV – это резюме для работодателя. Если вы захотите устроиться на работу в зарубежный музей, вам потребуется именно CV.

– Фотографии работ. Самое главное в вашем портфолио. Надеюсь, не нужно объяснять, что качество изображений должно быть очень хорошим, никто не станет всматриваться в расплывчатое, нерезкое изображение или утруждать себя звонком художнику с просьбой прислать более четкие снимки. Каждое произведение должно быть подписано: название (если есть), материалы, размер, год создания.

– Описание серии/проекта. Если бы мы говорили о выставочном проекте, здесь был бы пункт «Экспликация», в портфолио же будет достаточно описания, написанного самим художником. Расскажите о том, как вам пришла в голову мысль создать эту серию, чем вы руководствовались при выборе метода и материалов. Ответьте на вопрос: «Что же хотел сказать художник»!

– Статьи и ссылки. Если о вас когда-либо писали в прессе, вы также можете включить эту информацию в портфолио. Сделайте скриншот статьи или вставьте активную ссылку, этого будет достаточно.

– Контактные данные. Этот пункт самый важный, но стоит он на последнем месте потому, что я уверена, вы все о нем помните. Если нет, то укажите свой номер телефона и адрес электронной почты не только в конце портфолио, но и на титульной странице.


Позиционирование – это процесс, который поможет вам не только успешно продавать свои произведения, но и найти представителя для себя в лице галереи. В позиционирование художника входят следующие понятия: собственный стиль, ниша, материалы, которые вы используете, и самое главное – ценовая категория, в который вы хотели бы работать. Давайте разберемся на примере. Если ваша цель – создание дорогих произведений стоимостью от 300 000 рублей, то нужно понимать, во-первых, где найти аудиторию, которая сможет себе позволить приобрести вашу работу, во-вторых, выяснить вкусы этих людей, в-третьих, выстроить такой сервис, который будет приемлемым при общении с подобными покупателями. Под сервисом я подразумеваю: сайт, доставку, примерку работы на дому, возврат и общение. Если у вас неудобный сайт, который подолгу не обновляется, а на сообщения вы отвечаете только раз в неделю, то не стоит ожидать больших продаж с такой отдачей. Люди переплачивают за место в бизнес-классе самолета не потому, что они так быстрее долетят до места назначения, а потому, что в бизнес-классе больше места для ног, стеклянные бокалы вместо пластика и отдельный туалет.

На страницу:
2 из 3