bannerbannerbanner
Сиблаг НКВД. Последние письма пастора Вагнера. Личный опыт поиска репрессированных
Сиблаг НКВД. Последние письма пастора Вагнера. Личный опыт поиска репрессированных

Полная версия

Сиблаг НКВД. Последние письма пастора Вагнера. Личный опыт поиска репрессированных

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Иван Вагнер. Фотография из следственного дела. Баку, 1935–1936 год.










Архивное уголовное дело Ивана Вагнера.





Личное дело осужденного Ивана Вагнера № 15454.


Эмануил. Трудовая армия для отца и сына

Об Эмануиле, третьем из братьев Вагнеров, мне долго ничего не удавалось узнать. В протоколе допроса Вольдемара говорилось, что Эмануил был учителем и работал в школе в селе Альт-Урбах АССР Немцев Поволжья. Ни на тематических форумах, ни в УФСБ и УМВД Саратовской области не было никакой информации о нем и его семье.

Поиски не двигались, пока моя тетя Нина, младшая сестра отца, не вспомнила о том, что прабабушка Паулина, когда жила в Казахстане, переписывалась с некой Герминой – которая, кажется, была женой Эмануила. У тети Нины даже сохранилась фотография встречи трех жен репрессированных братьев: Паулины, Марии и Термины (стр. 67). Судя по всему, фото было сделано в Казахстане. Я предположил, что Термина попала в Казахстан не случайно.

Решив начать «от большого к малому», я написал запросы о семье Эмануила в центральные архивы: Главный информационно-аналитический центр МВД России и Центральный архив ФСБ России. Из архива ФСБ ответ пришел отрицательный, как я и ожидал. А ГИАЦ МВД ответил очень странно и расплывчато. Архивисты писали: информации о применении репрессий по отношению к Эмануилу и членам его семьи нет, но если я хочу самостоятельно продолжить поиск, мне стоит обратиться с запросами в Информационные центры УМВД Саратовской и Оренбургской областей.

От Саратовского УМВД я уже получал отказ, но откуда взялась Оренбургская область, если нет информации о применении репрессий? К этому моменту я был достаточно хорошо подкован в оформлении запросов и в письме в Оренбург запросил все «по максимуму» (сейчас этот образец запроса я высылаю всем, кто обращается в наш Центр документации; вы можете найти его в разделе «Приложения» этой книги). Полностью изложив законодательную основу моего запроса, я просил выслать, помимо архивной справки и копий дела, сохранившиеся в деле фотографии, личную переписку и документы.

Через полтора месяца мне пришел ответ: в архиве Оренбургского УМВД есть сведения о пребывании на спецпоселении Вагнеров Эмануила, Термины, а также сыновей, Эдмунда и Вальтера. Чтобы получить эти сведения, мне необходимо выслать нотариально заверенные копии документов. Дело в том, что, когда я делаю первый запрос и не уверен в его результатах, я обычно прикладываю простые ксерокопии документов: посылать в каждом письме по несколько нотариальных копий слишком разорительно. Естественно, заверенные копии тут же были отправлены, и скоро я получил ответ: подробную архивную справку, анкеты, четыре фотографии и по две автобиографии каждого из членов семьи. Их Вагнеры писали в 1949 и 1952 годах – видимо, при какой-то перепроверке данных.

Автобиография Эмануила, как недостающий элемент пазла, заполнила те пробелы, которые оставались в биографии моего прадеда Вольдемара. Я никак не мог понять, почему, если вся семья Вагнеров жила в Рейнгардте, старшие братья Александр и Иван родились в соседней колонии Шефер (Липовка), а Вольдемар местом своего рождения и вовсе указывает Владикавказ. Я даже посылал запросы в Осетию, но мне ответили, что метрические книги лютеранских церквей у них не сохранились.

Эмануил писал, что тоже родился во Владикавказе в 1892 году. Объяснялся этот факт работой отца. Готтлиб Вагнер (на русский манер – Богдан) был по профессии земским учителем, но в какой-то момент ему пришлось устроиться на железную дорогу. Работа весовщика на станциях была связана с постоянными переездами, довелось пожить и во Владикавказе. Эмануил писал, что из-за этих переездов не мог начать учиться аж до 13 лет. Но отец-преподаватель занимался с детьми самостоятельно дома, так что отсутствие школы в их жизни не помешало получить хорошее образование.

После Первой русской революции 1905 года и поражения в Русско-японской войне в стране начался кризис. Готтлиб потерял работу на железной дороге, больше никуда устроиться не удавалось, и старшие дети были вынуждены пойти работать на табачную фабрику в Махачкале. Пытаясь выбраться из тяжелой финансовой ситуации, отец принял решение вернуться на родину, в Поволжье. Здесь он вновь смог начать работать по специальности, а детей отправил учиться в Марксштадт.

Окончив марксштадтское училище, Эмануил работал учителем в разных селах Поволжья. В 1925 году он женился на Термине Шпиндлер. Она была из его родного села Рейнгардт. В 1926 году у них родился первенец – сын Вальтер. В 1928 году – второй сын, Эдмунд.

Репрессий конца 1930-х годов семье Эмануила удалось избежать, но они все-таки разделили трагическую участь, попали под печально известное насильственное массовое переселение немцев из Поволжья. После выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года в кратчайшие сроки было выселено все немецкое население республики. Это принудительное переселение стало одним из крупнейших за весь сталинский период советской истории: буквально за месяц руками чекистов уничтожили интереснейшее национальное и культурное образование на территории нашей страны. За первые два месяца, согласно отчетам НКВД, выслали 400 тысяч человек, всего за годы войны – около 950 тысяч (такие данные, в частности, приводит Виктор Земсков в книге «Спецпоселенцы в СССР, 1930–1960»[23]).

Есть масса воспоминаний об этих событиях. Люди собирались в спешке, срочно. Приходилось бросать все: дома, скот, хозяйство. Плакали дети, лаяли оставшиеся на цепях собаки, на все лады кричал домашний скот. Переселенцев перевозили в товарных вагонах под конвоем, в ужасающих условиях. До места назначения добирались по несколько месяцев. Так как уже началась война, множество составов шло навстречу – и их приходилось пропускать, постоянно останавливаясь на запасных путях и в тупиках. Из-за спешки мало кому удалось взять с собой достаточно еды, никто не рассчитывал, что мучительный переезд затянется так надолго. Многие не доехали до места назначения.

Большинство составов направляли в Сибирь и Казахстан. Эмануил и его семья попали в Красноярский край, Пировский район, село Грязновка. Но не успели Вагнеры прийти в себя, как их ждала новая беда. В самом начале 1942 года Эмануилу пришла повестка в военкомат. Но отправили его не на фронт, а в трудовую армию, как и абсолютное большинство советских немцев.

Руководство страны не доверяло целому народу, который уже двести лет жил на территории России, считал ее своей родиной, воевал за нее в Первой мировой войне. Для «неблагонадежного» народа, советских немцев, была придумана специальная армия – трудовая, уникальное изобретение сталинской эпохи. Представители «виноватых» национальностей через военкоматы попадали фактически в лагеря. Тот же забор, та же «колючка», бараки, конвой, пайка. Они не были осужденными: никаких статей, судов, уголовных дел; они считались мобилизованными, призванными на службу. Но несли эту службу за колючей проволокой и в условиях, как пишут в многочисленных воспоминаниях бывшие трудармейцы, зачастую худших, чем настоящие заключенные по соседству. Потери на этом «фронте» были катастрофическими: трудармейцы строили важнейшие на тот момент заводы и фабрики, стройка шла в форсированном темпе – с потерями не считались.

Термина осталась одна с двумя детьми. Работала прядильщицей в Пировском райпотребсоюзе. А через полгода после мобилизации Эмануила в трудармию призвали их старшего сына Вальтера. Ему было 16 лет. Младший Эдмунд остался с матерью. В автобиографии Эдмунд писал, что в 13 лет из-за тяжелейшего финансового положения был вынужден пойти работать – устроился учеником в сапожную артель, где трудился три года.

Вальтер Вагнер попал в Бугуруслан Оренбургской области, где тогда шло активное освоение местных нефтяных запасов. Он работал в тресте «Бугурусланнефть» до 1 сентября 1948 года. На какой стройке работал Эмануил, я пока не смог выяснить. Известно, что домой Эмануил Вагнер вернулся в 1947 году. Здоровье было подорвано, он тяжело болел туберкулезом. В том же году семья получила приглашение от старшего сына. Вальтер поступил на 1-й курс Бугурусланского нефтепромыслового техникума, видимо, начал обустраивать свою жизнь и звал семью переехать к нему. Так Вагнеры оказались в Оренбургской области.

Здоровье не позволяло Эмануилу работать по специальности. Педагог с многолетним стажем и большим опытом трудился вахтером в поликлинике. Старший сын, окончивший техникум, работал в «Бугурусланнефти», а младший поначалу смог устроиться только грузчиком в пункт приема черного металла. К моменту переселения из Поволжья Эдмунд окончил пять классов школы, а в Красноярском крае было уже не до учебы. Думаю, рабочая специальность сына учителя – вынужденный выбор, который поставила перед ним сама жизнь. В Бугуруслане он окончил курсы и стал экскаваторщиком.

Мне пока не удалось выяснить, что произошло с этой семьей дальше. По непроверенным слухам, сыновья Эмануила с семьями перебрались в Сорочинск той же Оренбургской области, а оттуда в 1990-е годы – на свою историческую родину в Германию, которую их предки так давно покинули в надежде на лучшую жизнь. Но подтвердить эти данные документально я пока не смог.



1 Приглашение на Пасху, отправленное семьей Эмануила Паулине Вагнер. Рейнгардт, 9 апреля 1928 года. Оборот приглашения на Пасху. Отправлено семьей Эмануила Паулине Вагнер. Рейнгардт, 9 апреля 1928 года.


2 Эмануил Вагнер. Фотография из личного дела спецпоселенца.


3 Гермина Вагнер. Фотография из личного дела спецпоселенца.


4 Вальтер Вагнер. Фотография из личного дела спецпоселенца.


5 Эдмунд Вагнер. Фотография из личного дела спецпоселенца.









Личное дело Эмануила Вагнера № 1186.


Вольдемар. Судьба пастора

Вольдемар был младшим ребенком в семье Готтлиба и Доротеи Вагнеров. Он родился в 1898 году во Владикавказе. Когда вся семья вернулась с Кавказа в поволжский Рейнгардт, Вольдемар, как и братья, поступил в марксштадтское центральное училище. Отучился 4 года. В 1914 году умер отец, а Вольдемар в этом же году стал кистером рейнгардтской кирхи. (Кистер – это младший чин служителя в лютеранской церкви, не имеющего сана священнослужителя[24].) Этот выбор стал решающим в жизни Вольдемара Вагнера. С тех пор вся его жизнь была связана с лютеранской церковью.

Благодаря участнику форума Wolgadeutsche.net Александру Мартелю, который изучает историю своих предков из села Рейнгардт и всегда активно помогает мне в поисках, в моем распоряжении оказалась копия документа этого периода жизни Вольдемара. Это решение сельского схода о повышении зарплаты кистеру церкви Вольдемару Вагнеру на 80 рублей в месяц. Дата – 28 октября 1917 года (стр. 158).

В должности кистера Вольдемар проработал двенадцать лет, до 1926 года, за исключением нескольких месяцев в 1917 году: с мая по август он служил рядовым в царской армии, в 8-й роте 135-го полка, расквартированного в городе Балашове (современная Саратовская область).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

БАМ (Байкало-Амурская магистраль) – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Основной путь «Тайшет – Советская Гавань» строился с перерывами с 1935 по 1984 год. В 1930-1940-е годы магистраль строили силами заключенных исправительно-трудовых лагерей. Общая протяженность магистрали 4300 км.

2

«Большой дом» – неофициальное название восьмиэтажного здания в Санкт-

Петербурге на Литейном проспекте, в котором находится Управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Здание было построено в 1932 году для Управления Полпредства ОГПУ (позднее НКВД) по Ленинграду и Ленинградской области.

3

ГУЛАГ – Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (1930-

1956). После публикации художественно-исторического произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» эта аббревиатура стала символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия.

4

Степанова Мария. Памяти памяти. Романс. – М.: Новое издательство, 2017. С. 152.

5

Наряду с написанием Готтлиб в документах встречается Готлиб.

6

Там же.

7

Артур Леопольд Мальмгрен (1860–1947) – доктор теологии, епископ Евангелическо-лютеранской церкви России. В 1891–1930 годах – пастор церкви Св. Анны в Санкт-Петербурге. В 1927 году руководил всей Евангелическо-лютеранской церковью СССР, так как епископ Теофил Мейер (служивший в Москве) перенес инфаркт. В 1932 году был привлечен к уголовному делу, по окончании которого расстреляли 20 человек, но не был осужден благодаря ходатайству немецкого консульства. В 1933 году после смерти епископа Мейера принял руководство обоими церковными округами, но после допроса в ОГПУ в 1936 году выехал из СССР. (Источник: Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917–1938) II О. А. Лиценбергер; [Междунар. союз нем. культуры]. 2-е. изд. – М.: Готика, 2000. С. 366.)

8

Особое совещание при наркоме внутренних дел СССР – внесудебный административный орган, действовавший с 1934 по 1953 год. Особое совещание имело право выносить приговоры о заключении в исправительно-трудовые лагеря, ссылке, высылке. В 1941–1945 гг. Особому совещанию было предоставлено право выносить приговоры к высшей мере наказания – расстрелу.

9

Берия Лаврентий Павлович (1899–1953) – с декабря 1938 по декабрь 1945 года нарком внутренних дел СССР, входил в ближайшее окружение Сталина.

10

Тройки НКВД СССР – органы внесудебных репрессий при региональных управлениях НКВД, созданные на основании оперативного приказа наркома внутренних дел СССР № 00447 для проведения операции по репрессированию «бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Существовали с августа 1937 г. по ноябрь 1938 г. В состав троек входили руководители местных органов НКВД, первые секретари соответствующих комитетов ВКП(б) и местные прокуроры или руководители местных исполкомов. Тройкам предоставлялось право судить по «первой категории», то есть приговаривать к расстрелу, и по «второй категории» – заключать в исправительно-трудовой лагерь или тюрьму на срок от 8 до 10 лет.

11

Открытый список – https://ru.openlist.wiki/

12

Geschichte derWolgadeutschen – http://wolgadeutsche.net/

13

Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923–1960: Справочник / О-во «Мемориал», Гос. архив Рос. Федерации; сост. М. Б. Смирнов. – М.: Звенья, 1998. С. 491.

14

ОЛП (отдельный лагерный пункт) – административная единица в системе исправительно-трудовых лагерей. ОЛП организовывался на отдельных рабочих участках.

15

Командировка – небольшой лагерный пункт, организованный на производственно значимом месте.

16

Тбилиси – столица и крупнейший город Грузии, до 1936 года – Тифлис.

17

Эльдар Зейналов. ГУЛАГ: “Кондуктор, нажми на тормоза!” http://eldarzeynalov.blogspot.com/2018/06/blog-post_9.html

18

Эльдар Зейналов. ГУЛАГ: “Кондуктор, нажми на тормоза!” http://eldarzeynalov.blogspot.com/2018/06/blog-post_9.html

19

Там же.

20

Эльдар Зейналов. ГУЛАГ: “Кондуктор, нажми на тормоза!” http://eldarzeynalov.blogspot.com/2018/06/blog-post_9.html

21

1 августа 1935 года вышел приказ НКВД «О зачете рабочих дней заключенным лагерей и мест заключения НКВД», в котором сообщалось, что «зачет рабочих дней является одной из основных форм досрочного освобождения заключенных из лагерей, тюрем и колоний НКВД и высшей формой поощрения для заключенных». В лагерях за ударную работу и образцовое поведение предусматривался зачет: за 2 дня работы – 3 дня срока. В лагерях, особо отдаленных, ведущих строительство государственного значения (Бамлаг, Севвостлаг, Вайгач, отдельные подразделения Дальлага и Ухты), предусматривался сверхударный зачет: за 1 день работы – 2 дня срока.

22

Эльдар Зейналов. ГУЛАГ: “Кондуктор, нажми на тормоза!” http://eldarzeynalov.blogspot.com/2018/06/blog-post_9.html

23

Спецпоселенцы в СССР, 1930–1960 / В.Н. Земсков; Ин-т рос. истории. – М.: Наука, 2005. С. 94.

24

Кистер (нем.) – причетник лютеранской церкви. (Источник: Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / А.Н. Чудинов. СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского, Типография С.Н. Худекова, 1894. С. 390.)

Причетник (церк.) – младший член церковного причта (псаломщик, дьячок). (Источник: Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. – M.: Русские словари, 1994. Т. 3. С. 879.)

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4