
Полная версия
Графоманы и писатели
Идея доказана: утаивание, мошеннические действия, обман на стадии знакомства – ведут к тому, что рано и или поздно все вскроется и это приведет разрыву отношений и общему краху. На обмане и лжи нормальной семьи не построишь.
Если между началом и концом нашего произведения не наблюдается причинно – следственной связи, оно вряд ли состоится с художественной точки зрения. Вспомним пророческие слова Аристотеля: «Побочные сюжеты и эпизоды – самые сложные. Они выпадают из цепочки причинно – следственной связи. Без этой связи последовательность событий в произведении не приведет к кульминации!».
Как мы уже обращали внимание, в произведении допустима одна главная идея, поскольку возможна только одна кульминация. В кульминации разрешается главный конфликт. Подводится черта под доказательство идеи произведения.
Как правило, универсальная формула заключает в себе следующее: идея должна включать персонаж, который через конфликт или цепь конфликтов, приходит к определенному результату. Скажем, немолодой государственный служащий Саахов из «Кавказской пленницы» решает применить сомнительную схему для устройства семейной жизни. Он дарит баранов родственникам своей избранницы, и чужими руками похищает девушку. Но обстоятельства нарушают его коварные планы. В результате Саахов оказывается на скамье подсудимых вместе с своими подельниками. Зло наказано, добродетель восторжествовала.
Формулируя идею, нужно не забывать о трех ее составляющих: персонаже, конфликте и результате. Обратимся к примеру: фильму «А зори здесь тихие!» Бориса Васильева. Рябой и невзрачный сержант, очевидно не строевик, с девушками-бойцами вооруженными только винтовками, действуя настойчиво и решительно, вступает в неравный бой с хорошо подготовленными немецкими диверсантами, заброшенными к нам в тыл, и выходит победителем. Железная дорога, в результате, оказывается спасена, а он становится героем. Персонаж, конфликт, результат! Все присутствует.
Но выбрать идею и доказать недостаточно. Это нужно сделать без многословия, кратко и экономно.
«Части событий должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-нибудь части изменялось и потрясалось целое, – пишет Аристотель. – То, что своим присутствием ничего не объясняет, не составляет никакой части целого».
Лишнее в доказательстве идеи, можно и нужно безжалостно выбросить. Любой эпизод, диалог, реплика, предложение, должны вносить свой вклад. Если нарушить правило, возможно, придется смириться с неудачей. Вновь вернемся к фильму: «Москва слезам не верит». Все персонажи в фильме и главные и второстепенные, и третьестепенные работают на одну идею. Результат: трудное, выстраданное счастье главной героини Катерины. Нет ни одного лишнего эпизода. Нет розовой «сериальной» водички. Все эпизоды логически вытекают друг из друга и поддерживают идею. Решительно ничего нельзя выкинуть! Неудивительно, что фильм получился и снискал любовь зрителей.
Но вот в комедии «Любовь и голуби» того же Владимира Меньшова, которую режиссер снимает после фильма «Москва слезам не верит» он допускает отступления. Скажем, большая сцена, когда д. Митя (играет Сергей Юрский), самозабвенно врет как похоронил жену бабу Шуру. (Наталья Тенякова). Сцена комическая, прекрасная, но никак не служит доказательством основной идеи фильма. Ее можно исключить. Все правильно, но, не все так просто.
Представьте сюжет: к вам пришла соседка Надежда и рассказывает, что у нее не вернулся с курорта муж, отец троих детей. Очевидно, что он ушел к другой. Надежда слегла от горя. Наконец, муж, нагулявшись возвращается, а сын в порыве ярости, в обиде за мать, взял топор и чуть не отрубил ему голову. Теперь муж живет в шалаше на реке.
Сюжет хорош, но хочется спросить, где смеяться. И уместно ли будет это делать? И это комедия? Но это строгое изложение событий фильма. Превратить его в комедию, как раз и помогли сцены с неподражаемыми проделками д. Мити. Если убрать их из фильма – комедии, как мы ее знаем и любим – наверно не получилось бы. Картина стала бы серой и невыразительной. Возможно не всегда и не везде все можно мерить одним аршином. Иногда нужно возвышаться над сюжетом и идеей и смотреть шире. Доверять своей интуиции.
Но вернемся к идее. Подавляющее большинство фильмов, романов, и других произведений, которые не удались авторам, не имели четкой идеи. В фильмах, книгах, имевших успех, напротив идея главенствовала! Если сам автор с трудом может сформулировать ту основную идею, которую он заложил в своем произведении, ту сверхзадачу, которую он ставил и пытался донести до читателя, то очевидно ждать значимого результата не стоит. При написании синопсиса (синопсис для автора – краткое изложение содержания его произведения) для редакции, при попытке опубликовать написанное произведение, такой автор сам почувствует слабость своих позиций, а проницательный редактор – тем более укажет на этот изъян и предложит переделать или доработать предлагаемую вещь.
Что такое драма? В драме герои сражаются с трудностями. Если они страдают, не пытаясь справиться с ними, и остаются инертными – произведение нельзя назвать драматическим. Читатель должен проникнуться сочувствием к пребывающему в скорби гл. герою. Лишь персонаж отчаянно сражающийся может всецело привлечь к себе внимание.
Сюжетные вопросы
Что такое сюжетные вопросы? Сюжетные вопросы – мелкая рыбка, наживка на которую ловится большая – они разжигают аппетит читателя.
Пример. Остросюжетная драма «Портрет для киллера»
«Взяв в руки импровизированный мольберт, Настя подняла его в одной руке повыше и стала, поглядывая на него, наносить завершающие штрихи, сравнивая с оригиналом. Со второго этажа было видно прекрасно. Она подспудно хотела привлечь внимание молодого человека, что сидел на скамейке внизу. „А почему бы и нет!? – пронеслась быстрая спонтанная мысль в голове девушки. – Хочу я так! И все!“ Но лучше бы она этого не делала, знала бы – не делала».
Подобный сюжетный вопрос мы находим и в романе «Страна расстрелянных подсолнухов»:
«Как-то закончив работу, я решил сварить из остатков пластин небольшой плоский топорик, тут же наточил его на „Болгарке“, получилось неплохо. Главное его преимущество было, что он был легкий, незаметный и его можно было скрытно носить на ремне. „Авось пригодится, – подумал я. – Эх! Если бы я выбросил его там!“. Этот топорик впоследствии сыграл очень неблаговидную роль в нашей военной судьбе».
Вопрос, ответ на который находится в будущем – называется «сюжетным вопросом». Они несут в себе загадку, которую читателю непременно захочется разгадать, но для этого нужно прочесть книгу. Вы подогреваете интерес. Намекаете на предстоящие события. Читателю захочется узнать, что произойдет дальше. Есть еще и тайна, ее не надо путать сюжетным вопросом, потому что она лежит не будущем, а в прошлом ваших героев.
Любой фокус или тайна остаются для нас чудесной, необыкновенной загадкой, пока мы не раскроем секрет и не превратим их в повседневность. Отсюда следует простой вывод – раскрывать существо сюжетных вопросов и таинственных событий и в целом утолять любопытство – нужно как можно позже, лучше в кульминации или развязке, когда вы уже собрались прощаться с читателем.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.