bannerbanner
Игрушки из пробок. 15 мастер-классов
Игрушки из пробок. 15 мастер-классов

Полная версия

Игрушки из пробок. 15 мастер-классов

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Игрушки из пробок

15 мастер-классов


Сергей Федосеев

© Сергей Федосеев, 2023


ISBN 978-5-4498-1697-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


От автора

Здравствуйте, дорогие друзья!

В 2014 году в издательстве «АСТ-ПРЕСС КНИГА» вышла моя книжка «Фигурки из пробок», а год 2015 я решил начать с написания электронной версии книги. Права на текст и фото первой книги принадлежали издательству, поэтому новая книга не стала точной копией предыдущей, хотя суть осталась прежней. Скорее, это издание переработанное и дополненное. Некоторые моменты разобраны более тщательно, с учётом накопленного опыта. Постараюсь не разочаровать вас и расскажу всё подробно с фотографиями и пояснениями.

Если у вас возникнут какие-то вопросы, что-то окажется непонятным или просто нужен будет совет по технике изготовления игрушек, вы можете найти меня в соцсетях и написать в личные сообщения. Я обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Инструменты


Необходимость наличия каких-то специальных, сложных или редких инструментов может отбить желание заняться даже самым интересным делом. А уж если вы только начинаете, лучше всего использовать инструменты простые и доступные. Поэтому мы с вами будем использовать только то, что можно найти в любом техническом супермаркете. Итак, что же понадобится для работы?

Нож



Лучше всего взять прочный и острый нож с удобной рукояткой. Он понадобится, прежде всего, для обрезания пробки и придания ей грубой формы, а так же для снятия пластиковой изоляции с проволоки.



В дополнение к нему хорошо иметь небольшой канцелярский нож с узким сегментированным лезвием.

Пассатижи


Это самый нужный инструмент для работы с проволокой. С их помощью вы сможете откусить конец проволоки, согнуть её, проткнуть ей пробковую основу и т. д. Купите небольшие пассатижи, такие, чтобы удобно лежали в руке. Обычно у них два вида режущих кромок. Одни в середине, в круглой выемке, а другие на внешней стороне в районе шарнира.

Круглогубцы


Без них можно и обойтись, но пассатижами будет довольно трудно сделать из проволоки ровное колечко или плавный изгиб. Круглогубцы предназначены как раз для подобных действий. Поэтому лучше их приобрести «для комплекта», поверьте, если вы собрались работать с проволокой, лишними они не будут.

Кусачки


Маленькие кусачки бывают иногда просто незаменимы. Форма их режущих кромок позволяет откусывать проволоку там, куда пассатижами просто не подобраться. Лучше всего если они будут с односторонней заточкой. Так отрезаемый кончик проволоки будет оставаться более ровным, без заусенцев.

Ножницы


Этот инструмент есть, наверное, в каждом доме. Они вам будут нужны, чтобы отрезать нить и состригать лишнюю пушистость с игрушек. Удобнее ножницы с узкими носиками средней длины. Само собой, они должны быть острыми. В дополнение хорошо иметь маленькие маникюрные ножницы, которые хорошо режут самыми кончиками. Ими будет удобно подрезать нитку в неудобных местах «под самый корень».


Шило


Подойдёт практически любое. В магазинах для рукоделия продаются шила различных видов, выбирайте, какое вам больше понравится. Задача у него одна: прокалывать отверстия в основе. Вместо шила можно использовать самые большие иголки, но это не очень удобно и можно пораниться.

Молоток


Пригодится, чтобы сплющивать проволоку, когда делаете каркас игрушки без пробки. Можно купить самый простой небольшой молоточек, грамм на сто. Если у вас есть ещё один молоток большого размера, его можно будет использовать в качестве наковальни.

Напильник


Лучше если их будет хотя бы два. Один погрубее, для обтачивания пробковой основы, а другой с более мелкой насечкой, им можно будет затачивать концы проволоки. Если нет напильника, для обтачивания пробки можно воспользоваться водостойкой наждачной бумагой, приклеив её на деревянный брусок. Маленький напильник можно заменить надфилем.

Материалы


При выборе материалов я руководствуюсь тем же принципом, что и для инструментов – простота и доступность. Чтобы долго не искать, не заказывать, а просто выйти в магазин и купить.

Пробка



Большинство игрушек я делаю с применением обычных винных пробок. Они легко обрабатываются, не портятся от клея и достаточно крепкие, чтобы в них держалась проволока. Лучше использовать пробки натуральные из коры пробкового дерева, но и синтетические тоже подойдут. Можно найти разные способы заменить пробку чем-то ещё, но я не вижу в этом особого смысла. Этот материал меня полностью устраивает.

Проволока


Проволоку уже не заменишь ни чем. Это основа каркаса любой игрушки. И от её выбора зависит прочность и гибкость вашего будущего творения. В любых электротоварах продаётся медный провод, состоящий из трёх жил сечением 1.5 мм. В большинстве случаев это оптимальный выбор. Нужно только снять пластиковую изоляцию. Алюминиевая проволока несколько хуже. Она тоже достаточно мягкая, но уступает медной в прочности и долговечности.

Шерстяная пряжа


Как правило, продаётся довольно большими мотками, которых хватает не на одну игрушку. Чаше всего я использую «мохер». Он не слишком пушистый, оптимальной толщины и разных расцветок. Но это не принципиально. Прежде всего, выбор пряжи диктует образ вашей будущей игрушки. Фигурка из более толстой и гладкой пряжи будет выглядеть несколько грубой, а из тонкого мохера – её поверхность получится более гладкой и однородной. Поэтому пряжу лучше покупать, когда вы уже точно представляете, каким хотите видеть вашего будущего персонажа.

Джутовый шпагат


Его можно купить в строительных магазинах. Шпагат тоже бывает разных видов – скрученный из двух или из трёх ниток, грубый, мягкий и т. д. Лучше выбрать что-то среднее. Этим шпагатом вы будете увеличивать объём деталей каркаса и придавать им необходимую форму. Основная его функция – сэкономить цветную шерстяную пряжу, чтобы не мотать ей огромное количество витков и кое-где заменить пробку.


Клей


Для фиксирования мелких деталей и концов нити лучше всего подходит секундный «супермомент гель» в маленьком тюбике. Он густой по консистенции и не так быстро впитывается в шерсть, как его более жидкие аналоги. Приклеивает буквально намертво! А для основной намотки я использую большой тюбик «Момент Кристалл прозрачный».

Удлинённый носик тюбика позволяет аккуратно наносить клей на деталь. Он довольно быстро сохнет, а за счёт прозрачности почти не заметен, если где-то выступила капелька.


Леска


Рыболовная леска отлично подходит для имитации усов у животных. В любом магазине для рыбаков вы найдёте широчайший ассортимент различных лесок. Выберете такую, которая будет подходить по толщине и цвету. Это вовсе не обязательно будет самая дорогая марка. Её прочностные характеристики совершенно не играют никакой роли, главное – внешний вид.

Булавки портновские


Это булавки с цветными пластиковыми шариками на конце. Они продаются наборами в виде круга в любых магазинах для рукоделия и стоят сущие копейки. Именно из таких булавок я делаю глаза своим персонажам.

Канцелярские скрепки


Из них удобно делать уши. Подойдут самые обычные металлические скрепки без цветной оболочки. Проволока, из которой они сделаны, несколько прочнее и жёстче медной. Это позволит хорошо заточить её и будет проще воткнуть в пробку.

Корректор для текста


Канцелярским корректором можно легко и быстро покрасить булавочные глаза игрушки. Поэтому нужен корректор обязательно с кисточкой. Он быстро высыхает и даёт прочный красочный слой белого цвета. Но можно воспользоваться и обычными акриловыми красками и даже водоэмульсионной или латексной краской, оставшейся после ремонта. Только сначала поэкспериментируйте на опытных образцах.

Маркер


Чёрным маркером можно нарисовать игрушкам зрачки и любого кота сделать полосатым, а из белого щенка сделать далматинца. Выбирайте спиртовые маркеры, на водной основе будет сильно пачкаться.

Гелевая ручка


Я до сих пор не нашел замены чёрной гелевой ручке. Ей обычно рисую игрушкам улыбку и точки на усах. На шерстяной пряже ручка рисует хорошо, но нужно дожидаться, когда след от ручки высохнет иначе его легко размазать.

Возможно, есть более дорогие и качественные варианты несмываемых ручек или маркеров. В любом случае стоит проверить краситель на какой-нибудь тестовой игрушке. Будет обидно, если на полностью готовой фигурке размажется и поплывёт краска.

Рабочее место

Как и многие виды рукоделия, эта техника не требует какого-то специально оборудованного места или помещения. В большинстве случаев достаточно того, что уже есть у вас дома. Удобное кресло и небольшой столик – необходимый минимум.

Так как на изготовление одной игрушки уходит минимум пара часов, чтобы не затекали руки, ноги и спина, кресло должно быть удобным и комфортным. А чтобы не испачкать новую мебель клеем, краской или маркерами, просто накройте кресло старой простынёй.

Столик в основном нужен для того, чтобы разложить на нём материалы и инструменты, всё должно быть под рукой.

Хорошее освещение очень важно для ваших глаз. От слишком яркого света глаза будут уставать так же, как и от слишком тусклого. Очень удобна лампа на шарнире, прикручивающаяся к краю стола. Её можно установить так, как вам удобно, чтобы свет не попадал в глаза, а рабочее пространство было равномерно освещено. В продаже есть много светодиодных лампочек с приятным оттенком света. Я предпочитаю тёплый белый. Он почти не искажает цвета. Такие лампочки имеют очень большой срок службы, не греются и, что очень важно, практически не мерцают.

В процессе работы у вас будет много мелких отходов – обрезки проволоки, части булавок и скрепок, обрезки пробки и шерстяной пряжи и т. д. Поэтому корзина для мусора должна быть рядом. Чтобы мелочь не высыпалась из неё, вставьте внутрь обычный пакет для мусора. Лучше не работать в помещении, где на полу ковёр или ковролин. В их ворсе легко может затеряться острый кусок булавки, можно нечаянно наступить на него и пораниться. Кроме того мелкий мусор гораздо проще убрать с гладкого пола.

Техника безопасности

Казалось бы, что может быть опасного, когда мастеришь игрушки? Тем не менее, есть вещи, которые лучше предвидеть заранее. Поэтому расскажу в двух словах как уберечься от травм.



Так как в данной технике присутствуют острые металлические предметы, мелкие булавки, острая проволока и т. п., лучше, если вам ни кто не будет мешать работать. Уберите из комнаты домашних животных и не позволяйте маленьким детям трогать инструмент и материалы, они могут нечаянно пораниться.

Когда вы откусываете пассатижами проволоку, обрезки её могут попасть в глаз, отскочив от инструмента или улететь в другой угол комнаты. Поэтому свободной рукой придерживайте длинный конец проволоки ближе к инструменту, а откусываемый направьте в мусорную корзину с пакетом или в обрезанную пластиковую бутылку.

Чтобы свободный длинный край проволоки не царапался и не цеплялся за всё подряд, при помощи круглогубцев сверните небольшое колечко на его конце.

В работе часто приходится пользоваться канцелярским ножом. Помните, что сегментные лезвия довольно хрупкие. Поэтому не выдвигайте лезвие ножа сразу на всю длину и не давите на него сбоку. При работе с любым ножом не направляйте усилие реза к себе, только от себя. Кончик лезвия не должен смотреть в сторону руки, ноги или тела.

Когда прокалываете проволокой пробку, следите, чтобы с обратной стороны она не воткнулась в ладонь. То же самое касается и работы с шилом.

Большинство синтетических клеёв являются токсичными и пожароопасными. Поэтому работать с ними нужно в хорошо проветриваемом помещении, вдали от источников открытого огня и мощных нагревательных приборов. Особенно ядовиты секундные клеи, которые содержат цианоакрилат. Не нюхайте тюбик с клеем. Если клей не выдавливается, не стоит заглядывать внутрь. Он может внезапно «выстрелить» в глаз. Просто прочистите носик тюбика канцелярской скрепкой или булавкой.

Не оставляйте обрезки проволоки и булавок на столе, выкидывайте сразу. Иначе они могут упасть на пол, и вы нечаянно на них наступите.

Чтобы иголки или булавки не потерялись, используйте игольницу.

Придумываем образ


Вряд ли я научу вас тому, как придумать какой-то суперхаризматичный образ персонажа. Но, по крайней мере, расскажу основные моменты, которыми руководствуюсь сам и комбинацию которых можно и нужно использовать.

Прежде всего, могу посоветовать побольше наблюдать и подмечать интересные особенности и приёмы. В этой книге рассказывается про персонажей похожих на кукол из детских мультиков, и именно в мультфильмах и можно найти массу интересных идей и образов.



Смотрите, наблюдайте, сравнивайте персонажи фильмов с реальными прототипами и отмечайте отличия. Часто художники мультипликаторы не соблюдают реальные пропорции прототипов, а наоборот, делают какие-то части тела персонажа увеличенными, какие-то уменьшенными. Например, чтобы подчеркнуть физическую силу, рисуют массивные плечи, небольшую голову и маленькие ноги. Многих животных изображают более очеловеченными, с нехарактерными для них руками и ногами.

Примеров масса, нужно только научиться их видеть и применять в своём творчестве.

Теперь давайте подробнее разберём основные моменты.


Эскиз



Если вы умеете хоть немного рисовать, лучше начните придумывание игрушки с эскиза. Рисуйте вашего персонажа в натуральную величину. Так вам будет проще потом корректировать пропорции, просто прикладывая основу фигурки к картинке. Нарисуйте несколько вариантов, отличающихся теми или иными деталями, и выберите из них лучший. Отдельно сделайте рисунок головы с различными вариантами расположения глаз, ушей и рта.

До начала работы вы должны полностью представлять, что и как будете делать. Поэтому, также не лишне будет зарисовать какие-то технические моменты и пронумеровать последовательность этапов. Это поможет вам избежать каких-то ошибок в изготовлении самых первых игрушек. Я сам, например, часто забываю сначала обмотать заготовку головы, а потом уже делать руки, ноги и туловище. И лишнее напоминание или план не помешает.

Голова


Очень важно правильно подобрать размер и пропорции головы, соответствующие вашей задумке. Любые подобные изменения могут кардинально изменить образ персонажа. И это, на самом деле, огромный плюс. Так как позволит вам сделать абсолютно индивидуальную и уникальную игрушку, которая будет не похожа на другие, сделанные по одному и тому же мастер-классу.



Форма головы придуманного вами персонажа в первую очередь зависит от его прототипа. Например, для кота нужно сделать округлую форму, а у волка или лисы мордочка вытянутая и, соответственно, голову игрушки нужно делать немного по-другому, используя проволочную основу. Но этими двумя вариантами не стоит ограничиваться. Каждый из них можно разделить ещё на несколько видов. Так шаровидная голова может быть вытянутой вертикально формы, или наоборот, немного сплющенной сверху и снизу.



А вытянутая мордочка может быть довольно острой и длинной как у лисы, может быть короткой, как у ёжика, может быть с утолщением к носу, как у волка.

При этом всё разнообразие форм обеспечивается лишь разными способами намотки основы из шпагата или формой вырезанной из пробки заготовки

Лицо


Это, пожалуй, самая главная часть игрушки. От выражения лица будет зависеть настроение героя. Здесь простор для творчества просто необычайный. Существует масса вариантов взаимного расположения глаз, ушей и носа, их размеров и форм. Это позволяет придать лицу практически любое выражение. Даже просто меняя расстояние между глазами и сдвигая их выше или ниже, уже получаем отличающиеся образы. Можно экспериментировать с этим на эскизе или просто прикладывать шарики глаз в разных положениях к почти готовой игрушке.



Контур рта так же играет не самую последнюю роль. Рисуя широкую улыбку, получаем одно лицо, опустив уголки рта вниз – другое.

Тело


В рассматриваемой технике есть два основных способа выполнения объёмного туловища фигурки. Первый – основа из проволоки и шпагата, второй – основа из пробки. В зависимости от задуманной толщины игрушки следует выбирать тот или иной способ. Для более объёмной фигурки подойдёт основа из пробки, для более стройной фигурки лучше сделать основу из проволоки. Так же, как и в случае с головой выбор форм довольно разнообразен, и точно так же от этого зависит впечатление от игрушки.



С одинаковой головой, но с разными вариантами туловища игрушки будут выглядеть совершенно по-разному. Например, тело медведя можно сделать с более широкими плечами и грудной клеткой, и он будет выглядеть стройнее и спортивнее. А если ему, сделать узкие плечи и массивное пузо, это уже будет совсем другой персонаж, даже если все остальные детали фигурки точно такие же.

Пропорции


Изменение пропорций так же отличный способ сделать образ игрушки ярким и запоминающимся. Соотношение размеров частей тела между собой можно изменять в довольно широких пределах. Всё ограниченно только вашей фантазией.

Например, можно сделать двух котов, у которых головы будут одинаковы по размерам, а туловище одного будет значительно больше туловища другого. Кот с меньшей головой будет больше смахивать на котёнка, а тот у которого массивное туловище, будет больше похож на взрослого кота.

Так же можно изменять размеры рук и ног персонажей. Они вовсе не обязательно должны совпадать с реальными пропорциями прототипов.

В тех же мультфильмах очень часто руки героев значительно длиннее, чем должны быть, а ноги наоборот, чаще короче оригинала.



Пропорции глаз, ушей и носа так же могут изменить образ до неузнаваемости. Чем меньше шарики глаз по отношению к голове, тем голова кажется больше и «щекастее».

Поза игрушки


Дополнить хорошо продуманный образ вашего персонажа можно эффектной позой, которая подчеркнёт его настроение или выявит движение. Согласитесь, игрушка с висящими прямыми руками и ногами, или наоборот, торчащими во все стороны, совсем не выглядит живой. Глаза и лицо, конечно, играю важную роль, но правильно выбранная поза игрушки придаёт образу законченность и буквально оживляет её.



Лучше позу персонажа придумать сразу, на этапе эскиза. Так вам будет легче рассчитать длину рук и ног. Иначе может оказаться, что, например, руки немного коротковаты, и сидя, игрушка не достаёт ими до пола, чтобы опереться. Или их длины может не хватить, чтобы удерживать какой-то предмет.



Есть простейший способ выбрать естественную позу игрушке. Нужно просто самим встать или сесть перед зеркалом, как задумано, и внимательно рассмотреть, а лучше даже зарисовать, взаимное положение рук, ног, поворот и наклон головы, изгиб туловища. Важно, чтоб в этой позе вы сами чувствовали себя естественно и не прилагали лишних усилий для этого.

Использование аксессуаров


Сделать образ игрушки более интересным помогут различные аксессуары. Как их сделать самостоятельно – это отдельная большая тема, на которую можно написать ещё не одну книгу. Поэтому я не буду подробно останавливаться на ней. Но используя различные предметы, возможно позаимствован-ные от каких-то магазинных игрушек, можно добавить изюминку образу вашего персонажа.

На страницу:
1 из 2