bannerbanner
Предназначение. Повесть
Предназначение. Повесть

Полная версия

Предназначение. Повесть

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Извлечения из истории

Ворониным пришлось неоднократно встречаться с Вербой, чтобы заполучить «зарисовки жизни из духовной династии». Волшебным ключиком была находка в обложке книжки и произвела на Андрея сильное впечатление, что существенно продвинула его по стезе совместных действий наследников хартии.

Петр Верба был потомственным священником. Начинали службу его предки при Иване Грозном. Служили в Москве, Александровской слободе и Киеве. Они не достигли высоких рангов в церковной иерархии, но были ценимы в государевом окружении и среди служителей церкви за эрудицию и преданность.

Как это было…

В «заметках», которые прислал Андрей Верба было изложено некое повествование. Он ссылается на отрывки воспоминаний отца, рассказы монахов, служащих и настоятелей храмов Киева, Александровской слободы, Боголюбова.

Первым историческим местом в этих кратких мемуарах являлось Владимиро-Суздальское княжество. 1158—1165гг.– то годы расцвета при Андрее Боголюбском, тогда и возник новый город Боголюбов. Был построен белокаменный княжеский дворец с храмом Рождества Богородицы. Недалеко от княжеского дворца, в устье Нерли при впадении в Клязьму, за один сезон была построена церковь Покрова. Торговые люди с кораблей, которые причаливали к резиденции князя, лицезрели храм и благоговейно любовались панорамой Боголюбова и Владимира. Летописных свидетельств об этом времени мало. Загадкой оставалась связь прадеда Вербы с храмом на Нерли.

Другим объектом внимания в заметках Вербы по «делу о побратимстве» являлась Александровская слобода. Значение Александровской слободы в жизни и правлении российских монархов как резиденции или, в каком-то смысле, убежища, определил великий князь московский Василий III-отец Ивана IV. Славно потрудились русские и итальянские мастера, создавшие Московский Кремль. Они воздвигли в Слободе дворец и Покровский собор, позднее переименованный в Троицкий. В этом соборе 28 октября 1571 года состоялось венчание Ивана Грозного со своей третьей женой, Марфой Собакиной, которая скончалась через пару недель. Царь сильно гневался, подозревая отравление, клялся церкви, что из-за болезни и смерти не успел стать ее мужем. Расследование было жестоким, в ходе которого было казнено до двух десятков человек. Деяние на потребу прихоти: права на четвертый брак, запрещенного церковью, стоило жизни невиновным. Священник Андрей Верба чуть было не попал в число подозреваемых… Зависть и навет не были чужды и духовной среде, но как говорится «бог миловал». С очередным переездом двора Верба вновь оказался в Киеве. При всех перемещениях государей по Руси свиту составляли и люди духовного звания. Верба был один из таковых. Переезды из Киева в Москву, из Москвы в Слободу и обратно не в диковину служивым людям: будь то церковным, или придворным. Ослушаться – и мысли не возникало. Караваны готовились тщательно и осуществлялись в несколько этапов. Ключники составляли описи. Сундуки с ценностями, мебель, одежда и прочее… Церковные принадлежности упаковывались отдельно. Была и путаница, иногда кое-что терялось… Снаряжались и авангард, и арьергард…, да и численность войска была значительной.

Так семья Вербы и их наследники не обзавелись ни домом постоянным, ни скарбом. В двадцатый век они вошли скромными, хотя и уважаемыми служителями церкви в Киеве. Уже в наше непростое время ход преемственности нарушился. «Современный» Верба был изгнан из семинарии «за своеволие и не должное прилежание» и удалился он в пастухи овец, в конце концов, в этническом поселении в пригороде Киева.

Август, 1887 год. Киев

Погода стояла теплая. Небольшая дымка, нависшая над городом, скрывала по-летнему яркое солнце. В трактире, на углу Ильинской и Набережно-Крещатикской улиц, на Подоле, отмечалось прибытие обоза с Дона. Покупатели и поставщики уже «ударили по рукам» и готовились к застолью, которым, по праву, славилось заведение. Прилегающие улицы заполнены экипажами, спешащей по делам хозяйской прислугой, ротозеями и горожанами.

Статный донской казак, сотник, неспешно шел по Ильинской. Постоялый двор, где он квартировал, находился неподалеку. У монастырской книжной лавки стояли и разговаривали монах и мастеровой, ожидая открытия. Сотник приветствовал друзей и был искренне рад встрече. Следующая сцена происходила в небольшом питейном заведении, кабаке, в двух кварталах от Ильинской. Небольшой штоф с горилкой на столе и кружкой кваса перед монахом в сопровождении закусок не мешали разговору казака и мастерового. Монах, а это был Верба, по-видимому инициировал небольшой спор между Ворониным и Авдеевым, со смешинкой в глазах наблюдал за друзьями. Тема была необычной: солнечное затмение, которое ожидалось через два дня. Солнечное затмение – самое поразительное явление, которое человек может наблюдать на протяжении своей жизни. Неудивительно, что в давние времена стремились зафиксировать это редкое событие не только в памяти, но и письменно. Верба излагал свои мысли торжественно как на проповеди: «На Руси авторами летописей были главным образом монахи. Это были наиболее знающие и образованные люди своей эпохи, они много читали, собирали старые рукописные книги и записки отдельных лиц и в тиши монастырских келий обрабатывали весь этот материал, присоединяя и личные впечатления, и собранные наблюдения, в которых их авторы приводят сообщения о наблюдавшихся «знамениях небесных».» «К примеру, «Слово о полку Игореве» повествует о трёх днях боя с половцами, закончившихся поражением русского войска. И было солнечное затмение, и «звезды были видны среди дня». Игорь Святославович накануне битвы с половецкими полками Кончака в лето 1185 года близ реки Донец на сомнения бояр сказал: «Братья и дружина! Тайны божественной никто не ведает, а знамение творит бог, как и весь мир свой. А что нам дарует бог – на благо или на горе нам, – это мы увидим».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2