Полная версия
Ежедневные поучительные истории. Том 1
«Епистиния Степанова: «Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче…»
«Что происходит в Сердце Бога, когда Он ежедневно и ежечасно видит перед Собой людей в их жалком обличье? Его сын стал калекой! Те, кого должны были превозносить как славных принцев и принцесс, стали похожи на яму с навозом! Их попросту зашвырнули в ад вверх тормашками! Может ли Бог после этого поднять лицо?»
Преп. Мун Сон Мен13. Самообразование
Мы учимся в школе 11 лет, потом 5 лет в университете, потом постоянно проходим курсы повышения квалификации и часто после всего этого многолетнего образования понятия не имеем, в чем смысл жизни, как построить идеальную семью, что нас ждет в духовном мире, почему важно жить на благо других и как построить отношения с Богом. Хотя именно эти вопросы имеют первостепенное значение в нашей жизни. Поэтому и получается, что чаще всего мы живем без особого направления, по привычке, ориентируясь на то, как живут все и результат чаще всего имеем такой же, как и у всех. И хотя наша душа стремится к чему-то большему и более возвышенному, реальность часто «подрубает нам крылья».
Нас много лет учат специальностям, которые часто нам не пригождаются в жизни, а знания, о том, как стать хорошим мужем, хорошей женой, хорошим отцом или матерью, оставляют на самоподготовку, хотя в семье мы проводим всю свою жизнь. В школах и университетах обычно не учат гигиене здорового образа жизни, хотя от этого напрямую зависит наша многолетняя, продуктивная, профессиональная и счастливая деятельность. Даже знания о том, как правильно управлять деньгами, чтобы не становиться их рабами, чаще всего нам недоступны. В духовном же мире мы проведем целую вечность, но в наших учебных заведениях мы не услышим ни слова об этом. В итоге не стоит удивляться тому, что в современном мире к выбору супруга относятся как к выбору сапог в магазине; физкультуре и сбалансированному питанию предпочитают врачей и таблетки; вместо любви к природе и заботы о ней нещадно эту природу эксплуатируют и страдают от вещизма и гедонизма; а рассказы про Бога, духовный мир и нравственный закон просто высмеивают и считают неактуальными.
Вот и получается, что во всех самых важных сферах жизни, таких как семья, здоровье, духовная жизнь, предназначение, счастье и радость, приходиться уповать на самообразование. Один мой одноклассник как-то сказал: «Начиная с детского сада, ты сам отдаешь своего ребенка в определенную систему, и твой ребенок станет плодом этой системы, нравиться тебе это или нет».
Однозначно ясно одно, что школьных и университетских знаний просто недостаточно для того чтобы состояться как человек, понять свое предназначение, прийти к вере, построить счастливую семью и подготовить себя к жизни в духовном мире. Все самое важное в жизни предоставлено нам на самообразование. Остается только «засучить рукава», поставить себе ясные цели во всех волнующих нас сферах жизни, таких как здоровье, финансы, семья, вера, призвание и смысл жизни, и начать свой личный путь к образованности.
Цитаты
«Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».
Чернышевский Н. Г.«Кем бы ты ни был – будь лучше».
Авраам Линкольн«Во всех учебных заведениях, основанных мной, есть три девиза. Первый из них вот какой: „Живите так, чтобы не отбрасывать тени, словно под полуденным солнцем“. Жить, не отбрасывая тени – это значит жить с чистой совестью. Куда мы отправимся, на Небеса или в ад, зависит от того, как мы прожили свою жизнь. Поэтому наша жизнь должна быть незапятнанной и чистой, без малейшей тени. Второй девиз – „Живи, проливая пот за землю, слезы за человечество и кровь за Небеса“. В крови, поте и слезах, пролитых людьми, нет ни капли фальши. Они – настоящие. Однако если человек проливает кровь, пот и слезы ради самого себя, они бессмысленны. Этот великий вклад должен быть сделан ради блага других. И третий девиз – „Единая семья под Богом!“ Есть лишь один Бог, и все люди – братья и сестры. Языковые, расовые и культурные различия составляют всего-навсего 0,1%. Мы, люди, на 99,9% схожи между собой».
Из книги «Человек планеты любящий мир»14. «На Тебе Боже, что нам негоже»
В детстве я как-то очень хотел порадовать своего отца и вышел встретить его с работы, я надел свои маленькие лыжи на свои маленькие валенки, и поехал ему навстречу. Мне так хотелось его порадовать, что я совершенно забыл закрыть квартиру и даже ключи оставил в замочной скважине. Когда я встретил отца и мы пришли домой, я получил хорошую взбучку и после этого решил, что больше никогда не буду встречать отца с работы, потому что он не может оценить мою любовь. Я был расстроен и раздосадован и только много лет спустя понял, что моему отцу было важно, чтобы я проявил себя, как взрослый и ответственный человек, а я не придумал ничего лучше, кроме как закрыться внутренне и обидеться на него.
Порой мы также поступаем с Богом, когда не пытаемся понять Его сердце, просто делаем то, что сами считаем правильным, и потом обижаемся на Него за то, что Он не принял нашего приношения.
В детстве мне казалось, что я очень люблю свою маму, и я постоянно ждал ее, когда она придет с работы. Мне было очень страшно одному в темной квартире, и я очень ждал ее прихода. Однако когда мама приходила, и я говорил ей, как ее люблю и как я ее ждал, она говорила, что если бы я любил ее, то прибрался бы в квартире, приготовил бы ужин и самостоятельно сделал свои уроки. Я же просто сидел в темноте и ждал, когда она придет и все сделает сама. Мама постоянно говорила, что настоящая любовь проявляется в делах, а не в словах, но я не мог этого понять, я просто жалел себя и нуждался в ее постоянном присутствии. Так же, бывает, мы относимся и к Богу, когда говорим, что любим Его, а на самом деле просто ждем, что Он утешит нас, поддержит, защитит в темноте, когда нам страшно. А порой и разочаровываемся в Нем, не получив ответа на свои вопросы, так и не попытавшись понять обстоятельства Самого Бога.
В супружеской любви мы часто искренне любим своих мужей или жен, но не стараемся понять их потребностей. Мы проявляем свою любовь так, как считаем это правильным. Мы отдаем то, что есть под рукой, то, что можно легко отдать или то, отчего сами бы почувствовали проявление любви. Если мы сами млеем от слов поощрения, то постоянно говорим комплименты супругу. Если для нас важнее всего телесные прикосновения, то супругу своему мы не даем прохода, норовя его или ее постоянно потискать. Если для нас любовь – это время, проведенное вместе, тогда и своему супругу мы будем постоянно навязывать свое внимание. В супружестве мы руководствуемся золотым правилом нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Однако настоящая любовь – это не тогда, когда я отдаю то, что у меня есть под рукой или то, что сам хотел бы получить, а тогда, когда я отдаю другому человеку то, в чем нуждается он. Во многих семьях супруги даже просто не доходят до того, чтобы просто сесть и обсудить ожидания друг от друга, не говоря уже о том, чтобы выяснить, кто и через что больше всего чувствует любовь и наполненность, а потом делать все, чтобы супруг эту любовь и наполненность почувствовал.
То же самое касается и отношений с детьми. Дети порой становятся ужасно непослушными, и родители чаще всего применяют по отношению к воспитанию «трехголового дракона»: шантаж, запугивание, подкуп. «Если сделаешь это, тогда получишь вот это!» «Если сейчас же не прекратишь, тогда лишишься этого!» «Если не будешь хорошо себя вести, дядя охранник придет и накажет тебя». Однако у непослушания есть четыре конкретные причины, которые родители часто просто не хотят понимать, так как для этого нужны время и усилия.
Причины непослушания детей следующие: борьба за внимание, борьба за самоутверждение, желание отомстить за обиду и потеря уверенности в собственном успехе. Родителю нужно по-настоящему любить своего ребенка, чтобы попытаться понять его и устранить причину непослушания, вместо того чтобы постоянно бороться со следствиями.
Также и религиозная жизнь и любовь к Богу заключаются не в том, чтобы только просить чего-то у Него и обвинять Его во всех своих трудностях и проблемах, а в том, чтобы попытаться понять обстоятельства Бога и помочь Ему в Его провидении. Порой у нас получается по пословице «На Тебе Боже, что нам негоже», а потом мы расстраиваемся, что Бог не рад нашему приношению и не отвечает на наши молитвы. Дело не в том, чтобы быть рабом Божьим, трудясь из страха наказания или личной выгоды, и не в том, чтобы быть наемным рабочим, работая за плату, чудеса и благополучие. А в том, чтобы стать Божьим сыном или дочерью и помогать своему Родителю искренне и с настоящей почтительностью во всех Его трудах.
Цитаты
«Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим!»
Григорий Богослов«Бог испытывает наивысшую радость, видя, как возникает Царство Небесное, где воплощается высшее добро. Это, по сути, и есть цель, во имя которой Он создал мир».
Божественный Принцип15. Змей зависти
«Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу:
– До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?
– Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.
– Ты питаешься бабочками?
– Нет…
– Я сделала тебе что-то плохое?
– Нет.
– Тогда почему ты хочешь убить меня?
– Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!»
Очень часто мы обижаемся, ненавидим друг на друга, желаем ближнему зла и даже не задумываемся об этом. А ведь причина зачастую в нас самих, только надо поглубже заглянуть в свое сердце, и тогда мы сможем разглядеть этого змея – «змея зависти», который является одной из главных причин человеческой ненависти.
Почему израильтяне, ушедшие из Египта, потерпели неудачу, встретившись с хананейскими племенами?
Израильтяне бродили по пустыне 40 лет и к моменту, когда они подошли к Иордану, у них не было новой красивой одежды, и за это время они сильно поизносились. В пустыне у них не было возможности мыться по желанию, а значит, они не могли позволить себе красиво выглядеть и приятно благоухать. Они жили в палатках и питались в основном однообразной пищей. Подойдя же к Ханаану, они увидели добротные дома местных жителей, стада овец и фермы, они увидели процветающую страну. И хотя Иисус Навин и старейшины израильтян учили народ не завидовать жителям этой страны, народ не сумел воспротивиться разлагающему влиянию местной материалистической культуры.
Израильтяне внешне выглядели не лучше обычных бродяг, однако они должны были хранить Небесное достоинство. Они же, напротив, воспылали жгучей завистью к хананейским племенам: они завидовали их домам, знаниям, фермам, красоте и образу жизни в целом. Израильским мужчинам было трудно удержаться, чтобы не поглядывать на красивых хананейских девиц, так как с внешней точки зрения они сильно выигрывали в сравнении с израильтянками, привыкшими жить в пустыне, не знающими косметики, украшений и благовоний.
В конечном итоге, переняв обычаи хананеев, они предали свою нацию и Бога, а в итоге навлекли на себя множество проблем, которыми пестрит весь Ветхий Завет. А начиналось все с зависти…
Цитаты
«Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других».
Рене Декарт«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего».
Исх. 20:1716. Внешний результат и внутренний результат
«Пришло тщеславие к мудрому человеку и говорит:
– Давай дружить! Я для тебя все, что хочешь, тогда сделаю!
– И что же ты для меня сделаешь? – не торопясь с ответом, спросил мудрый человек.
– Помогу стать кандидатом наук!
– А потом?
– Потом – доктором!
– Допустим. А потом?
– Потом ты станешь профессором, академиком! Все будут превозносить тебя, называть великим…
– А потом?
– Как что – состаришься!
– А потом? Ну, проживет моя слава после меня лет десять. Но через сто уже и имя мое вряд ли кто вспомнит! А через тысячу лет? Через миллион? Так что же ты можешь дать мне?
Посмотрело тщеславие на мудрого человека, вздохнуло… и пошло искать того, кто бы с ним, не задумываясь об этом, подружился!»
Маленькие притчи. Монах ВарнаваИногда мы усердно выполняем какое-то дело, а потом оказывается, что все внешние результаты наших трудов утрачены. Чаще всего это неимоверно расстраивает нас. Однако есть то, что невозможно у нас забрать, в каких обстоятельствах бы мы не оказались. Наша любовь и духовный рост всегда останутся с нами, чтобы не происходило.
Работая в разных городах нашей страны, а порой и в разных странах нашего мира, я порой видел, как результаты всех моих трудов разрушались и исчезали: деньги тратились, люди разочаровывались, организации разрушались. Сначала я из-за этого сильно переживал, обижался и обвинял тех, кто приехал мне на смену, думая, что они просто не смогли приумножить созданного мной. Это было проявлением настоящего высокомерия.
Потом я стал понимать, что сам виноват в том, что не смог построить такую организацию, которая успешно развивалась бы дальше и без меня – не нашел нужных кадров, не воспитал приемников, не научил самостоятельно мыслить. В результате я впадал в самообвинения.
А потом я понял, что помимо моего усердного труда в достижении внешних результатов внутри меня обязательно должно совершаться мое собственное духовное преобразование. Если я встречаю Бога, совершенствуюсь и развиваюсь, если единство в супружестве становится крепче, если Божественные принципы все так же работают в жизни, как и раньше, то моя работа в любом случае успешна, так как я постоянно расту и учусь любить. Бог вполне может учить меня смирению и через отречение от результатов моего труда, ведь часто Его цель выходит за рамки любых моих достижений и даже за рамки моей физической жизни. Пытаясь, что-то делать, я обретаю опыт. Даже выполняя, казалось бы, бессмысленную и пустую работу, но с правильным отношением – как для Бога – я подготавливаю себя к жизни в Царстве Небесном. Оборачиваясь на историю, можно увидеть, что Бог совершал грандиозные дела через людей, которые готовы были Его услышать, но часто на подготовку к тому, чтобы услышать Господа, уходила вся жизнь.
Я никогда не думал, что буду писать рассказы, более того, иногда мне говорят, что я правильно думал и лучше бы и не писал никаких рассказов, и даже я сам иногда так думаю. Однако я продолжаю писать, так как нечитаемое и «сырое» сегодня вполне может стать бестселлером завтра. Дорогу осилит только тот, кто идет по ней и идет каждый день хотя бы чуть-чуть. И точно также как навык писательства постепенно тренируется и нарабатывается, если регулярно писать, тренируются и постепенно нарабатываются и самые светлые стороны нашей души, если, кроме внешнего результата, мы не забываем и о внутреннем результате.
Цитаты
«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков…»
Колос.3:23«Если желаешь что-то изменить в личной жизни – начни с себя. Это непросто, зато результат будет грандиозным!»
Ганди Махатма17. «Жизнь есть страдание»
Первая из «четырех благородных истин», открытых Буддой, гласит: «Жизнь есть страдание». Я не стал бы утверждать, что жизнь именно страдание, но постарался бы перефразировать это изречение, во что-то наподобие: «Жизнь трудна, и это факт».
Если мы не очень хорошо понимаем тот факт, что жизнь трудна, то автоматически как бы предполагаем, что жизнь должна быть легкой и порой жалуемся, кто вслух, кто втихомолку, на непомерность проблем и трудностей. Мы думаем порой, что наши трудности исключительны, что эта напасть постигла именно нас, нашу семью, род, расу или страну. Однако сколько бы мы ни жаловались, обычно это мало помогает.
Если же мы признаем, что жизнь трудна, если мы понимаем и принимаем это, она перестает быть трудной, мы перестаем пасовать перед жизненными обстоятельствами и просто движемся вперед. Проблема не в том, что жизнь трудна, проблема в том, что мы не видим ничего дальше своих проблем.
С самого рождения мы сталкиваемся с вызывающими ситуациями, жизнь постоянно подталкивает нас столкнуться нос к носу со своими ограничениями. Чтобы ребенок научился ходить, ему предстоит сотни раз падать. Однако он так хочет ходить и быть как все вокруг, что не воспринимает свои падения как проблему, а только как часть процесса развития, может и не слишком приятную, но необходимую. В школе, в институте, на работе, да и во всей своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с задачами, требующими нашего участия. Если не напрягать мышцы, они атрофируются. Наш пластичный мозг отключает функции души и тела, которые мы долгое время не используем. Тело, которое мы постоянно не напрягаем, не закаляем, не подвергаем трудностям, толстеет, хиреет, болеет и умирает раньше срока. Душа, которую мы постоянно не напрягаем, чтобы научить ее прощать, любить, раскаиваться, жить на благо других, становится ленивой, эгоистичной, жалобливой и обидчивой.
Порой, опасаясь гипотетической боли, мы пытаемся избежать проблем. В детстве у меня было несколько неприятных опытов в зубоврачебном кабинете. С того времени медицина вышла на совершенно новый уровень, и лечить зубы «сплошное удовольствие», однако каждый раз, когда назревает необходимость сходить к зубному, у меня появляются неприятный холодок где-то внутри и тенденция тянуть время, медлить, откладывать лечение и надеяться, что проблема сама собой как-нибудь исчезнет.
Сталкиваясь с трудными ситуациями, человек может обрести настоящую внутреннюю свободу. Будда посредством суровой аскезы осознал, что человека чаще всего убивают не трудности сами по себе: голод или холод, – а страх перед этими трудностями.
Игнорирование проблем, привычка не брать ответственность на себя, поиск обходных путей, бегство в «безопасность» лежат в основе всех психологических заболеваний человека. Если гноящуюся рану заклеить пластырем телесного цвета и скрыть ее, будет ли это означать, что рана исчезнет? Если удалить папиллому, родинку или бородавку с поверхности кожи, означает ли это, что будет устранена и причина появления этих образований?
В конце концов, мы должны не избегать проблем, а, совсем наоборот, приветствовать их. Именно тот человек, который многое пережил и никогда не убегал и не прятался от сюрпризов, преподнесенных ему жизнью, становится по-настоящему любящим человеком с глубокой и красивой душой. Есть такая пословица: «То, что нас не убивает, то делает сильнее». Направив свой взор в сторону вечных ценностей, вечной жизни и вечной любви, мы можем любое обстоятельство в своей жизни использовать в качестве материала для духовного роста.
Жизнь трудна и очень хорошо, что это так, она постоянно стимулирует в нас потребность к духовному росту и развитию всех аспектов нашей личности. Все святые и праведники прошлого показали нам пример того, как, фокусируя свою жизнь на вечных ценностях, использовать любые обстоятельства, трудности и проблемы в качестве возможностей совершенствоваться и становиться более искренними, более любящими, более гармоничными людьми.
Цитаты
«Больно значит поучительно».
Бенджамин Франклин«Когда вас вдохновляет какая-нибудь великая цель, какой-то выдающийся замысел, ваши мысли разрывают свои оковы. Ваш разум преступает все пределы, ваше сознание расширяется во всех направлениях, и вы оказываетесь в новом, великолепном и чудесном мире».
Патанджали, основатель йоги«Я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.
Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».
Виктор Франкл18. Неизменная судьба (1)
Одни люди верят в судьбу, в злой рок, в фатум, в карму, другие нет. В свое время, толкуя послания апостола Павла, блаженный Августин, и, позднее, Жан Кальвин, создали теорию об абсолютном предопределении, заявив, что исполнение Воли Бога целиком и полностью зависит лишь от Cамого Бога. Это связано с тем, что тогда исторически еще не сложилось четкого понятия о доли ответственности Бога и доли ответственности человека и о том, как они соотносятся друг с другом. До сих пор люди зачастую молятся Богу обо всем подряд и, не получив ответа, становятся атеистами или начинают обвинять Бога в жестокости и всяческих злодеяниях лишь потому, что не понимают, что именно зависит от Бога, а что – от них самих. Недавно глава Англиканской Церкви Джастин Уэлби в интервью одному из журналов заявил, что ситуация в мире заставляет его усомниться в существовании Бога.
В Библии можно найти как подтверждения, так и опровержения теории об абсолютном предопределении. Вследствие этого на протяжении истории возникало множество теорий, которые никак не помогали построению идеального мира и только еще больше запутывали сознание людей. Чтобы решить эту проблему, нужно четко разграничивать то, что зависит от Бога, и то, что зависит от человека. Если не определить свою «неизменную судьбу» – то, что исходит от Бога, Им предназначено и не подлежит сомнению, тогда во всех главных вопросах будет путаница. Сейчас даже верующие люди не знают как относится к таким явлениям, как например гомосексуализм. Джастин Уэлби заявил: «Недавние дебаты об однополых браках показывают, что Церковь рискует оказаться идущей не в ногу с меняющимся обществом, церковные лидеры должны пересмотреть свое отношение к гомосексуалистам, даже если им это не нравится. Нравится нам или нет, но мы должны принять, что в области сексуальности произошла революция».