bannerbannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

И об умножении даров от Бога надо все время молиться. Их не может быть слишком много. А только всегда недостаточно. И люди должны учиться больше доверять друг другу. Чтобы не бояться в ответ на просьбу: «Утешь меня!», встретить недоуменный взгляд близкого человека. И даже если он скажет: «Я не знаю, как помочь тебе…», то можно поделиться друг с другом своим мыслями и переживаниями, не носить их в себе.

А если уж совсем нет никого близкого, кому можно доверится и получить утешение, то можно помолиться перед иконой Спасителя, постараться высказать в молитве все свое горе. Вспомнить, как тосковали Апостолы, когда разлучились с Христом. Сходить в Церковь и довериться священнику на исповеди. Сразу станет легче. И помолиться о том, чтобы умножились в нашей душе дары, переданные через Святого Духа, умения утешить ближнего, быть милосердным и сострадательным. Главное, что может сделать один человек для другого – это понять, утешить и простить.

20.02.2019.

Каждый из нас частица вечности

У каждого из нас звонит утром будильник и побуждает нас проснуться, встать с дивана. Одеться. Конечно, позавтракать и идти на работу. Казалось бы, обычные будничные дела. Но с каким настроением человек встанет с утра – это очень важно. От этого зависит, как пройдет весь его день. Если человек будет вставать с настроением: «Ой, опять всё одно и то же. Снова на работу… А как туда не хочется», то и день, скорее всего пройдет плохо. Значит, эта работа – не его призвание, или человек уже слишком устал и не по возрасту ему работать.

А если человек встанет с кровати или дивана с хорошим настроением, то и день может сложиться у него хорошо. Верующий человек может подкрепить свои силы молитвой, попросить благословение у Бога на добрые дела, которые он совершит за день. А вечером поблагодарит Господа за все, что происходило с ним в течение дня.

Абсолютно одинаковых дней на свете не бывает. Мы общаемся, встречаемся с разными людьми. Каждый час с нами что-то происходит. Ни время, ни мы не стоим на одном месте. В каждом дне можно найти, хотя бы маленькую частицу радости. И он уже не покажется таким грустным. Разговаривая с другим человеком, мы никогда не должны терять своего человеческого достоинства. Помнить, что каждый из нас есть личность, образ и подобие Божие, что у нас есть всегда выбор. И что каждый из нас может многого достичь, если этого захочет.

Людей на Земле много, и из нас складывается общество и государство. Если каждый из нас будет жить добросовестно, так что никому не будет стыдно, все вместе мы сможем достичь больших успехов. Много звезд на небе, много песку морского, но из этого складывается прекрасный небосклон и красивый пляж. Из секунд возникает вечность. А просто секунду и даже долю её никто не заметит без специальных часов, или секундомера. Так же и каждый из нас частица вечности.

И даже труд одного человека можно заметить, если он будет работать хорошо. А все составляют государство и общество. Вся наша земная жизнь, подготовка к лучшей Вечной Жизни с Богом. И прожить ее надо так, чтобы не было стыдно перед Всевышним. Господь все видит и дает нам жизнь по силам. И каждый наш шаг на Земле имеет свой смысл. Об этом мы будем знать, когда окажемся перед Богом. А пока надо помнить, что все нам дано не зря, и что каждый из нас имеет достоинство, потому что он частица вечности.

21.02.2019.

Между небом и землей

Есть мир светский и мир духовный. И посредниками между этими мирами являются священники, да, в общем-то, и вся Церковь. Мы часто смотрим на священнослужителя, как на того, кто исполняет наши требы, наши нужды. И часто прихожане не вникают ни в суть праздника, ни в суть богослужения. У нас будто и нет никаких просьб к Богу: как только помолиться о здравии и упокоении наших близких. Да свечку перед иконой поставить. Вот и вся суть.

А между тем, священник должен увлечь прихожан рассказом о Христе. Рассказать о Нем так, чтобы у каждого осталось впечатление на душе «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». К Евреям 13:8 Священник как бы должен прибывать в двух мирах одновременно в светском и духовном. Знать реалии светского мира, знать, чем увлекаются современные люди, чем они живут. И показать, что это еще не вся жизнь целиком. Что есть и духовный мир выше всякого земного.

Священнослужитель как бы находится между небом и землей. С прихожанами надо разговаривать «на их языке, но в то же время не погружаться в него совсем». И здесь существует очень тонкая граница, которую не нужно переступать и важно сохранить целой. Особенно это касается молодых людей, которым надо объяснить, что можно быть современными, но при этом всем сердцем верить в Бога. Сейчас многие молодые священники выходят в сеть интернет, пользуются Facebook, Live Journal и другими сетями, открывают личные блоги. И здесь опять важно привлечь прихожан, но не уйти в сеть с головой, не стать интернет-батюшкой. Популярность и священство, на мой взгляд вещи не совместимые.

Я думаю, что если священник пользуется социальными сетями, то полезно будет для прихожан рассказ о его собственной жизни: о том, как он сам пришел к вере в Бога и о сложностях духовного пути. Так же познавательным для читателей, зрителей или слушателей станет повествование о буднях священнослужителя, о том как проходит день его жизни. А то многие прихожане не подозревают о том, сколько много у священнослужителя может быть дел, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в жизни постоянно. И что священство это образ жизни по сути дела. Также полезно развенчивать мифы в голове прихожан, о том, что священники хорошо живут, что у Церкви много денег. Люди часто не разбираются в сути проблемы, то коллективный разум подхватывает то, что говорит большинство. Священнослужитель тоже живет на Земле, как и прочие люди. Но одновременно ему надо стараться быть не таким, как все: существовать в духовном мире самому и привести туда других. А это очень непросто.

27.02.2019.

Самый счастливый день в моей жизни

Вчера было «прощенное воскресение». И как хорошо, что у каждого верующего человека есть шанс очистить свою душу от тяжёлых чувств, от обид, от горестей. Чтобы между близкими людьми не осталось ничего, чтобы могло их разъединять. «Прощенное воскресение» – это не только день покаяния. Но и еще одна возможность выразить всю полноту своей любви к близкому или ближнему человеку. И как легко и радостно становится на душе, когда слышишь слова «Бог простит и я прощаю!». И хочется прижаться всем сердцем к близкому человеку, воспарить на небеса, чувствуя легкость внутри без грехов.

Прощение делает людей ближе друг к другу. Нельзя носить в себе тяжелые чувства. Рано или поздно они прорвутся наружу и могут разрушить гармонию взаимоотношений. Тяжесть имеет свойство накапливаться. А легкость делает нас невероятно счастливыми. Я считаю, что день «прощенного воскресения» нельзя превращать в формальность и шутку. Нужно искренно каяться в душе. А не просто попросить прощения, произнести нужные слова потому, что таков обычай и так полагается делать. Сейчас можно послать знакомым открытку с «прощенным воскресением», например, по what’s app. Но есть ли в этом искреннее раскаяние сердца? Когда я получаю такую открытку, у меня невольно возникает в душе ощущение, что это трагифарс. Помесь покаяния с комедией и формальностью. Наверное, «прощенное воскресение» не тот день, когда можно просто прислать открытку. Гораздо лучше позвонить по телефону, навестить своего знакомого и попросить у него прощения. А открытка будто говорит: «Мне и каяться перед тобой не в чем, но по обычаю я прошу у тебя прощения». И святость этого дня куда-то сразу улетучивается мгновенно. Потому что люди поступают друг с другом формально, по привычке. Правильно говорит Патриарх, что, когда вы просите прощения, должно быть в душе некое стеснение и боязнь. Зато потом появится легкость, от того, что вас простили. Раскаяние в грехах – это очень серьезный шаг и к шутке его сводить не стоит совсем.

Для меня вчера был самый счастливый день в моей жизни потому, что мой любимый человек попросил у меня прощения и сказал: «Прости меня! Может я совершил ошибки в отношениях с тобой». И это сблизило нас как никогда прежде. Я чувствовала себя абсолютно счастливой. Мой любимый человек иностранец и он не исповедует православие. Но тем не менее мой любимый понял в чем смысл этого праздника. И не сказал: «Это не мой день!» А захотел стать ближе ко мне через покаяние и любовь. Иностранцы часто не понимают в чем заключается суть «прощенного воскресения». И почему русские люди просят прощения друг у друга. Этот обычай есть только в Православной Церкви, и я думаю, что нужно о нем рассказывать инославным. Чтобы они поняли, что Православие – это религия любви к Богу и ближнему.

11.03.2019.

Язычество или христианство

Недавно совсем люди отмечали «широкую масленицу». Но все чаще раздаются возгласы о том, что масленица – это языческий праздник и что его отмечать вовсе не следует. Такие слова, по-моему, могут говорить люди далекие от религии вообще: как от язычества, так и от христианства.

Да, поначалу масленица была праздником встречи весны и блин символизировал солнце, но потом Церковь христианизировала этот праздник. И блин стал означать приготовление к Великому Посту. Это блюдо уже ближе к постной пище.

Сейчас этот праздник попал в коммерческое русло. Стараются побольше продать сувениров, сладостей, когда люди веселятся и гуляют. И видимо, это бурное веселье и смущает человеческие души. Но во всем надо знать меру, даже в веселье. А сейчас большинство праздников строится по принципу «бери от жизни всё!». Не важно, что праздновать лишь бы было весело. А в смысл праздника особенно не пытаются и вникнуть. И религия, и язычество тут вовсе не причем. Верующий человек знает меру во всем. И попросит прощения у тех, кого обидел перед Великим Постом, чтобы войти в него с чистой душой. А пьяный разгул – это для тех, кто хочет просто повеселится. И вера в сердце, вряд ли у таких людей крепкая. Но своим поведением они смешают других. А организаторы праздников не делают акцент на религиозных традициях праздника, им чаще всего, важна только прибыль. А веселится и неверующий человек пойдет. И чем больше будет народу, тем лучше. Вот и получается только разгул и веселье. А потом смущение в душах людей. Человек с глубокой верой в сердце способен отличить где христианство, а где язычество. Помнит о покаянии и посте. Что сегодня он веселится, а завтра будут уже строгие ограничения. Не столь важно ограничивать себя в еде, сколько настроить душу на покаянный лад. И не забывать о Боге. Не все люди могут соблюдать пост, некоторым это не по силам из-за состояния их здоровья. Но большинству людей о посте не говорят ни слова. И сами они мало об этом задумываются. Никто не говорит: «Сегодня ты веселись, но завтра будешь каяться!» И праздник вовсе не означает того, что надо напиваться до бесчувствия. Вина тоже нужно употреблять в меру.

У всех праздников, например, есть народные традиции. Это мало кого приводит в замешательство. И не нужно смущаться тем, что праздник масленицы имеет языческие корни. Это не значит, что мы поклоняемся языческим богам. Надо просто больше интересоваться историей праздника и Православием в целом.

13.03.2019.

Не толкай меня в объятия другого

Иной раз бывает так, что человек старается высказать свое недовольство поведением близкого человека. Притом в резкой и грубой форме. Он скор на критику. То, чем ты недоволен в данный момент кажется высказать важнее, чем похвалить своего ближнего. Иной раз человек настолько привыкает критиковать окружающий его людей: родственников или знакомых, что это превращается в бессмысленное ворчание. А спроси человека: «Зачем ты так делаешь?». Он глубоко задумается потому, что сам не знает причины. Просто такая манера общения вошла у него уже в привычку.

Случается, так, что старшее поколение критикует младшее. Матери, например, кажется, что ее сын или дочь делают все неправильно живут не так. И начинаются бесконечные придирки и ссоры. Любое недовольство и критика отталкивают людей друг от друга. И только любовь способна создать притяжение, даже на расстоянии.

Распространено такое мнение: «Я его (или ее) родила, так почему я должна уважать своих детей!» Пусть меня уважают! А дети получается, вроде как собственность родителей. И уважать их как бы и не к чему совсем. Между тем каждая личность достойна уважения. И младшее поколение в том числе. Родительская ошибка заключается в том, что мама или папа боятся выразить свою любовь собственным детям, проявить уважение к ним, как к личности. И дети чувствуют себе приниженными, ущемлёнными. Любви никогда не бывает много и ею не испортишь никого. Любить и баловать – это совсем разные вещи. Родители всегда боятся показаться слабыми. Но любовь укрепляет человека, а не делает слабым.

Дети, не дополучившие любви родителей в детстве и юности, пойдут искать ее другим образом. В развлечениях или утешениях сомнительного характера. А потом родители удивляются откуда что взялось. Не получив любви в родительских объятиях, человек пойдет искать других объятий. Каждому хочется, чтобы кто-то обнял и обогрел. Часто жена не переставая спрашивает у мужа: «Дорогой, ты меня любишь!» И супруг принимает это уже за истерию. А может быть жена просто не получила достаточной любви родителей в детстве. Ее мало хвалили, говорили мало комплиментов в ее адрес. Похвала нужна каждому. И насколько проще жить человеку и радостней, когда в него верят близкие люди. Не критикуют постоянно, а любят. И не забывают вовремя поинтересоваться его достижениями, порадоваться вместе с ним. От постоянного ворчания и недовольства душа может просто устать. И тот, кого постоянно критикуют может произнести с горечью: «Не толкай меня в объятия другого!» Надо успеть подарить в жизни как можно больше любви близким людям. А критиковать их в умеренном количестве.

14.03.2019.

Крестные и крестники

Когда крестят малыша, за него поручаются крестные родители перед Богом, что воспитают его добрым христианином, в православной вере. Маленький ребенок не может сам осознать всю важность момента, когда принимает Таинство Крещения, и становится новым членом Церкви. Малыш, которого крестят не будет даже помнить этого события. Ему могут напомнить об этом только родители и крестные.

Но часто случается в жизни так, что крестные тоже не сознают важность и ответственность момента и становятся формальными крестными родителями. Забывают даже навещать крестника. И часто ребенок вырастает и не знает, ни кто его крестные, ни кто такой Бог. Его никто не наставляет в духовной жизни и вере. А ведь это неправильно! Крестные обязаны быть наставниками не только в вере, но и во всей жизни человека.

Часто родители бояться доверить ребенка крестному или крестной. Считают, что малыша в храм нести пока нельзя, там людей много. А между прочим пребывание в доме Божием еще никому не вредило и чем чаше причащать ребенка, тем будет лучше. И если родители бояться доверить малыша крестному, пусть все вместе идут в храм. Крестных надо выбирать так, чтобы между родителями и восприемниками было полное доверие. И крестные ребенка – это больше, чем кровные родственники. И часто начинания крестных задавливаются родителями на корню. «Вы присутствовали на Таинстве Крещения больше от вас мы ничего не просим и не требуем!»

Крестные должны носить малыша в храм для причастия, потом учить молитве (пусть самыми простыми словами), объяснить, кто такой Бог и в чем смысл Таинств. И для всего этого надо найти нужные слова и доступный язык. Тут надо и самому многое знать, и суметь свои знания донести до сердца другого, передать их другому. Нужен педагогический дар, как и в любом деле наставления, но далеко не все люди им обладают. Бывают такие ситуации, что я много сам знаю, но рассказать об этом не сумею никогда. И это очень печально.

Крестные дети – это все равно, что родные сын или дочь. И крестные родители должны принимать участие в воспитании, также, как и кровные. Когда уже крестник или крестница станут взрослыми, то всегда можно дать добрый совет им в жизни, подсказать выход из той, или иной ситуации. Между крестными и крестниками должно быть абсолютное доверие. Чтобы крестники не боялись обсуждать с духовными наставниками даже то, о чем стесняются, или страшатся сказать родителям. И чем больше будет людей в жизни, которым можно доверится, спросить совета, тем лучше. Человек не ощутит себя потерянным в этом мире. И крестные родители – это не формальность, а ответственность и наставничество на всю жизнь. И крестные будут держать ответ перед Богом о том, какими они были наставниками в жизни.

15.03.2019.

Все вперемешку

Недавно меня удивил журнал, который я покупаю, чтобы читать программу передач телевидения. Там, конечно, есть разные новости светской жизни и многое другое. Но что меня удивило больше всего так это то, что одна из страниц журнала была посвящена постной кухне, а обложка содержала различные объявления про колдунов и магов.

Уж если верить, так во что-то одно. Либо верить в магию, либо быть православными людьми. А то получается все вперемешку. И о посте, и о колдовстве все до кучи. И магу какие-то интересные в девятом поколении. Это как же вычисляли их родословную интересно? От Адама и Евы, или дальше смотрели? Всякие заговоры, отвороты и привороты. И кто-то ведь в это на самом деле верит всерьез!

Эти объявления о магии, конечно, приносят журналам прибыль. Но я бы на месте главного редактора давала им «от ворот поворот». И важен был бы уже не доход от объявлений, а морально-этическая сторона дела. Неужели ни один редактор журнала не может сказать: «Я свои руки пачкать этим не стану! Не буду «пудрить мозги» людям!».

Ведь к магам и колдунам попадают люди, которые, чаще всего, душевно на грани отчаяния. А объявление обещает помощь и удачу во всех земных делах. Как на это не прельститься больной душе? Люди ищут то, что желают найти. В данном случае любовь и благополучие. Но в других средствах, кроме магии, они уже разочаровались. После многих лет атеизма, поверить в Бога все-таки сложно и трудно. Вот и «клюют» на подобного рода объявления. А журналы поощряют этот спрос.

И в то же время размещают статьи о том, как готовить постные блюда, календарь поста. Но смысл поста не в том, чтобы что-то есть, или не есть. Смысл в том, чтобы человек учился себя контролировать: свои помыслы и поступки. Отказываться от чего-то по доброй воле. Но светское издание этого не объясняет читателям. Пост сейчас тоже приобрел некую моду и популярность. Многие ассоциируют его с диетой, со здоровым образом жизни. Но глубоко в смысл этой религиозной традиции не вникают. И если уж писать о православных обрядах, традициях и праздниках, то не надо на соседней станице размещать то, что им противоречит напрямую. Какая неразбериха будет в голове у читателя журнала. Голова от такого кругом может пойти и на место не встать. Во что же верят сами редакторы журнала? Или им не важна религия, а только прибыль с объявлений? Не стоит все складывать в одну корзину и создавать кучу-малу.

20.03.2019.

Либо хорошо, либо никак

Когда читаешь молитву об усопших, то невольно вспоминаешь тех, кого уже нет с нами, даже тех, кого не довелось знать лично. Люди живы для нас, пока мы о них помним. Пусть это даже будет прадедушка или прабабушка. И в молитве мы просим простить нашим ушедшим родным грехи вольные и невольные. Усопшие сами для себя уже ничего не смогут сделать. Они могут рассчитывать только на наше милосердие и милость Божию.

Иногда, перечисляя имена усопших родных, невольно начинаешь вспоминать что кто-то из них враждовал друг с другом, или говорил нам неприятные вещи. Но этого не надо держать в памяти. Нужно помнить об умерших только хорошее и уметь их прощать. Те, кого уже нет в живых не смогут нам ответить, почему они поступали так, или иначе, не смогут переменить прошлое и высказать нам свое раскаяние в делах. Молиться нужно за всех, и всех суметь простить.

Хотя иной раз задумаешься для чего нужна была моим родным вражда в земной жизни? И кажется бессмысленным тратить часы своей жизни, которая относительно вечности не такая уж и долгая на ссоры, скандалы, ругань. Не лучше ли будет, если тебя запомнят через совершение добрых дел и любовь? Надо всей душой стремиться к этому. А нам помнить об усопших только хорошее, потому что это очищает от дурных мыслей и поступков нашу собственную душу. Чем больше и великодушнее мы будем прощать друг друга, тем будет лучше. И помнить нужно только хорошее, потому что мысли о плохом нас тянут, как камень на дно. Особенно усопшим нужно все простить, они уже не с нами. И пусть наше прощение примирит всех нас живых и усопших. Еще у римлян существовал афоризм “De mortibus aut bene, aut nohil!” И это было сказано не зря! Чем больше мы будем помнить хорошего об наших ушедших родных, тем светлее станет и чище наша душа. И молитва примиряет всех и дает нам забыть о том, что кто-то враждовал друг с другом при жизни. Кончина примирила их всех! А нам остается только не помнить зла и всех простить. Не вспоминать об обидах и горестях.

Есть мнение, что мы встретимся со своими усопшими родными перед Богом, что они не уходят от нас насовсем, навсегда. Пусть эту идею Церковь не разделяет, но с этой мыслью жить легче и спокойнее на душе. Особенно, когда не хватает очень близкого и родного человека. И когда мы встретимся по ту сторону жизни, то сможем сказать друг другу: «Я простил тебе всё!»

21.03.2019.

Как нужно творить добро

Дорогие друзья, оглянитесь вокруг! Среди нас очень много людей, которые нуждаются в помощи и сострадании. Но как мало тех, кто готов помогать, быть волонтером по зову сердца. Не обязательно быть членом той или иной организации, чтобы помогать людям. Можно обойтись и без этого. И в одиночку тоже можно помогать другим. И достаточно зайти в ближайший храм, спросить прихожан или священника и сразу найдутся те, кто нуждается в вашей помощи. Такие люди всегда есть и их много.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3