bannerbannerbanner
Проклятая корона
Проклятая корона

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

– Я с удовольствием принимаю твое предложение и поживу у тебя. Тем более что эти египетские рабыни столь хороши. Они местные?

– Они не рабыни, но служанки в моем доме, но ты можешь пользоваться ими как рабынями. Они обязаны служить тебе, князь.

– Надо же. Простые крестьянки, а столь хороши. В моем доме до этого были сирийки, и я считал их лучшими красавицами, а на египтянок и не смотрел. Но теперь изменю свое мнение.

– Ты все еще столь сильно любишь женщин, князь? И это при дворе царя Апопи, где не умеют ценить женскую красоту.

– Ты не прав. При дворе любят женщин.

– Я хочу представить тебе свою дочь, князь. Она девушка благородная и смелая. Она, конечно, не сможет тебе подарить те насаждения, что и служанки, но само общение с ней уже радость.

Нубти-Сет знал эту слабость Якубхера. Тот боготворил свою дочь Сару и искал для неё достойного мужа.

– Я с радостью познакомлюсь с дочерью такого хорошего воина как ты. И я уверен, что она многое унаследовала от своего отца.

– И от матери, князь. Ты же знаешь, кто была мать моей Сары? Она младшая сестра князя Салатиса из крепости Баалит.

– Баалит? Это город на дальней северной границе? И князь Салатис…

Нубти-Сет запнулся. Он хотел сказать, что Салатис не из князей шасу и вообще не великого рода. Но остановился, ибо Якубхер мог обидеться. Ведь сам он родился простым воином и знатных предков не имел. Потому княжеское происхождение матери своей дочери он подчеркивал всегда…


Ити и Эбана взяли в зарослях папируса тростниковую лодку. В болотах Дельты лодки были насущной необходимостью, и потому они здесь были везде. Хозяева оставляли их на одном и том же месте, не боясь, что кто-то уведет суденышко.

Лодка была изготовлена из длинных вязанок тростника, схваченных веревками. Она имела узкий и высоко поднятый нос и такую же узкую корму. Внутри были приготовленные весла.

Братья решили заняться охотой во владениях Якубхера. Так они делали уже не в первый раз, пользуясь попустительством управляющего имением.

– На этой лодке иногда охотятся слуги нашего господина Якубхера, – проговорил Ити. – Но не он сам. Он предпочитает иную охоту. Развлечения египтян это гикс считает непригодными для себя.

– Ты не прав, брат мой. Якубхер также почитает охоту. Это удовольствие в болотах Дельты. Охота на лодках весьма завлекательна. А сейчас отлично поохотимся мы с тобой, брат. Жать, что у нас нет своего охотничьего кота. У нашего управляющего есть отличный кот.

– Обойдемся бумерангом. И сегодня на ужин у нас будет жаренный гусь. Не все же только хозяину и его слугам лакомиться птицами. Ведь здесь всего хватит на всех жителей деревни, брат. И хватит с избытком. Так почему нам запрещено здесь охотиться?

– Не жалуйся, брат. Все жители деревни охотятся здесь незаконно. Правда если поймает управляющий, придется с неделю чесать спину после палочных ударов.

Они столкнули лодку в воду. Эбана стал грести, а его старший брат сбивал птиц при помощи бумеранга.

– Я не перестаю удивляться богатству Дельты, брат, – тихо проговорил Эбана. – Сколько здесь всего. И корма для скота хватает, и он жиреет на пышных лугах. И земля родит хорошо.

– Да боги щедро одарили эти земли, но позабыли о нас, о тех, кто на них живет. Взгляни на номы Дельты, брат мой. И в Бусирисе, и в Буто, и в Летополисе, всё точно так же как и у нас. Царь в Аваре раздает земли в номах гиксовским аристократам и воинам.

– Якубхер сумел поднять здешнее хозяйство. Он умеет заставить всех работать в полную силу. Гурты скота из его имения раскупаются купцами слишком быстро, и это приносит нашему хозяину большой доход.

– Нам-то что до его доходов? Собьем несколько птиц и то хорошо.

Но счастье в тот день было совсем не на стороне братьев. Возвращаясь обратно, они натолкнулись на управляющего имением, который с двумя слугами как раз искал занятую братьями лодку. Он, увидев крестьян, страшно распалился и бросился к Ити.

– Как ты посмел взять лодку, которая тебе не принадлежит?! – закричал он. – Кто дал тебе право находиться здесь? У тебя мало работы и много свободного времени, чтобы нарушать заперты? Хорошо! Я добавлю тебе заданий так, что тебе и голову некогда будет поднять!

– Господин! – один из слуг увидел в лодке гусей. – Они занимались охотой в имении нашего господина! Посмотри сюда!

– Что? – управляющий был возмущен еще больше. – Да как ты посмел?!

Он поднял палку и стал наносить Ити беспорядочные удары. Крестьянин закрылся руками и упал на землю. Он не решился оказать сопротивление. Но его брат не смог этого стерпеть и бросился на обидчика. В его руках оказалось весло, и он отбил им очередной удар палки.

Эбана также первым не решился ударить чиновника, а лишь слегка оттолкнул его от брата.

– Ты посмел напасть на меня? – закричал он. – Посмел поднять руку на доверенное лицо Якубхера?

Он обезумел от ярости и бросился на второго крестьянина. Его палка опустилась вниз и больно обожгла плечо противника, и это решило его судьбу. Эбана на этот раз не стал церемониться и нанес удар веслом по голове управляющего и его череп треснул как гнилая тыква.

Слуги за короткое время, что заняла схватка, не успели двинуться с места. Они опешили и пришли в себя только после того как увидели кровь чиновника.

Первый кинулся к Эбане с палкой, но Ити подставил ему ногу и он растянулся на земле. А когда пытался подняться, получил удар веслом и свалился без чувств.

Второй слуга бросился бежать со всех ног и в схватку с обезумевшими крестьянами не вступил.

– Брат, ты убил его, – Ити осмотрел тело управляющего и поднял глаза на брата.

– Убил, – согласился тот.

– Что же теперь будет? Нам здесь более не жить.

– Ты прав. Стоит немедленно возвращаться домой и, забрав отца и мать, бежать отсюда. Ведь скоро сбежавший слуга донесет о случившемся хозяину гиксу. И тогда по нашему следу пойдут многие ищейки.

– Но отец в городе и вернется едва ли к вечеру! – в отчаянии вскричал Ити.

– Тогда стоит забрать мать и идти к нему навстречу. Медлить нельзя.

– Но куда мы пойдем, брат? Куда нам бежать?

– На Юг. Там свободные номы и там мы найдем себе место.

Ити не был в этом уверен, но понимал, что брат прав. Бежать было нужно, ибо в противном случае их ждала смерть. Здесь убивали и за меньший проступок, чем убийство царского чиновника.

Братья поспешили к своему дому. Но матери дома не застали. Соседка сообщила, что он отправилась с другими женщинами к Нилу, к плотине.

– Что же нам делать? – Ити заломил руки. – Будь я проклят. Зачем я повел тебя, брат, на эту охоту!

– Не вини себя, Ити. Все произошло не по твоей вине. Нам стоит уйти пока вдвоем.

– Бросить мать? Ты в своем уме, брат?

– Да, погоди, Ити. Ведь это не мать и отец убили чиновника, а мы с тобой. И искать станут в первую очередь именно нас. Мать они не тронут. Она женщина. Но нас ждет лютая казнь. Якубхер церемониться не станет. Тем более что в его доме сейчас гостят солдаты из отряда какого-то князя из Авара.

– Ты снова прав, брат! Прав! Идем в направлении города и, может быть, встретим отца, и он посоветует что делать.

Братья быстро ушли из деревни. По пути они увидели большой отряд колесниц, что промчался мимо них. Это был конвой князя Нубти-Сета, который следовал за своим господином в имение Якубхера.

Эбана остановился и посмотрел на гиксов. Как уверенно они правили лошадьми и направляли большие и грозные повозки, запряженные каждая парой лошадей.

– Чего ты так смотришь на них, брат? – спросил его Ити. – Это не за нами. Там еще никто и ничего не знает о случившемся.

– Я не на то смотрю, брат. Какие у гиксов воины. На таких повозках можно завоевать полмира. Они быстры и стремительны словно ветер, и их атака кажется несокрушимой.

– Да, брат, победить таких – дело не простое. Но нам сейчас не до разговоров о победе египтян над гиксами. До этого еще далеко. И не наше с тобой дело воевать. Нам бы подумать о собственных жизнях.

– Уйдем по пустыне в Фивы.

– До Фив дорога не близкая, Эбана. И стоит не слишком-то удаляться в пустыню. Хорошо бы спуститься по Нилу. Но на египетскую барку нам не попасть. Там сразу же донесут чиновникам о подозрительных крестьянах, что бегут на Юг. А вот если попасть на иностранный купеческий корабль, который идет в Фивы с товаром. Но нам нечем заплатить за место купцу.

– Пока стоит подумать, как вызволить отца и мать. В их доме для нас наверняка устроят засаду. Нужно подумать, где нам скрыться и как все провернуть.

– Укроемся в болотных зарослях, брат. Не впервой нам с тобой ночевать там, а еда на первое время у нас есть…


Но братья совсем не знали Якубхера. Этот гикс был упрям как осел, и никогда не забывал обид. Он, едва только узнал о поступке своих крестьян, как пришел в неописуемое бешенство. Может быть, если бы в имении в этот момент не гостил князь Нубти-Сет, все было бы иначе, но показать себя перед лицом великого вельможи из Авара слабым хозяином, бывший солдат не мог. А такие случаи, когда крестьяне убивали чиновников, в Дельте случались не часто.

– Ты знаешь этих людей? – спросил он дрожавшего всем телом слугу, что был напуган гневом господина.

– Да, господин.

– Судя по твоему цвету кожи, ты не гикс, а египтянин.

– Да, господин, я египтянин и твой верный слуга.

– Если бы ты был гиксом и бежал от египтян я бы приказал тебя убить. Но ты всего лишь египтянин и не можешь не быть трусом и размазней. Поэтому я тебя прощаю. Но сейчас ты вместе с воинами пойдешь в дом к этим негодяям и притащишь их сюда. С тобой в этот раз будет пять настоящих солдат. Это гиксы и они не побегут и от сотни египтян!

Слуга во главе отряда быстро выступил из ворот имения и повел солдат к дому крестьянина Хампи.

Но там они никого не застали.

– И где эти твои крестьяне? – спросил один из солдат. – Это их дом?

– Бежали они, – ответил за слугу другой воин. – Стали бы они дожидаться пока мы придем за ними? Собрали свои вещи и сбежали.

– Ты знаешь, куда они могли пойти? – первый спросил слугу.

– Я знаю, где их дом, господин. И мы в нем находимся. А вот куда они могли пойти? Этого я знать не могу. Стоит спросить у соседей.

Но опрос перепуганных соседей ничего не дал солдатам. Те не могли сказать, где братья. Они работали в поле, выполняя свои уроки, и не ничего не видели.

– Нам стоит разделиться и искать их по разным дорогами. Наверняка они побежали либо к городу, либо к плотине.

– А если в заросли папируса? Там их ловить можно хоть целую неделю.

– Нет. Туда они не пойдут. Слишком близко к имению.

– Смотрите! – отвлек спорящих воинов слуга. – Вон там!

– Что? – не поняли те.

– Среди тех женщин, что идут по дороге, мать наших крестьян. Ну, тех, что мы ищем. Вон она мать убийц!

Пожилую женщину схватили и прямо во дворе учинили допрос. Но она ничего не знала и не могла знать. Сыновей она не видела с самого утра и была страшно удивлена услышанными новостями.

– Мои сыновья не могли совершить убийства почтенного чиновника, – заголосила женщина. – Это ошибка. Они всегда хорошо работали и жили по законам и никогда не нарушали их. Кто может обвинить моих детей в таком страшном преступлении?

– Вот этот человек, женщина, своими глазами видел, как твои сыновья убили управляющего имением и ранили слугу почтенного господина Якубхера.

– Да, – согласился слуга, – это сделали твои сыновья, женщина. Я был там и видел, как они совершили страшное преступление против нашего царя. И ты должна во имя богов сказать нам сейчас, где они могут прятаться?

Но женщина более ничего не могла ответить и только причитала и молила мать Исиду помиловать её детей…


Хампи выслушав сыновей, стал рвать на себе волосы:

– Что же вы наделали, дети мои? Что теперь будет с нами со всеми? Якубхер мог убить нас и за десятую долю того, что вы совершили!

Сыновья молчали и стояли перед отцом, низко склонив головы.

– Теперь вам нельзя возвращаться обратно. Уходите. И бегите из наших мест.

– Но ты должен уйти с нами, отец. Мы заберем мать и уйдем отсюда вместе, – молвил Эбана.

– Нет, сын мой, Эбана. Ни мне, ни матери этого пути не осилить. Да и как можно её забрать? Если вы упустите время, то уже завтра для вас перекроют в округе все дороги. Сейчас в городе полно гиксов и они пошлют на ваши розыски сотню или две воинов на повозках. Эти достанут вас и жестоко казнят. В городе вовсю хватают непокорных за одно слово против власти гиксов!

– Но как мы можем бросить тебя, отец? – спросил Ити.

– Думайте сейчас о себе, детки. Для нас с матерью главное в этой жизни – вы. И что для нас сама жизнь, если вас казнят? Немедленно уходите. И держитесь подальше от больших дорог и портов в Дельте.

– Но тогда как нам выжить в пустыне долгое время?

– Идите к оазису Амона и если боги будут к вам милостивы, то вы дойдете туда, и они помогут вам спастись.

– До оазиса Амона так далеко, отец.

– Но там вам могут помочь сами боги Египта! Я слышал множество чудес об этом священном месте, детки. И там вас ждёт спасение. Хотя, может быть, боги подскажут вам и иной путь. Прощайте, сыновья мои Ити и Эбана. И не судите строго своего отца.

– Но за что нам судить тебя, отец? – спросил Ити. – Что мы видели от тебя кроме добра?

– Я всю жизнь трудился и чтил законы царя. Хотя нужно помнить наших богов и бороться с захватчиками. Я не мог этого делать, ибо я не воин, дети мои. Но вы сами стали врагами гиксов сегодня. И может быть вы стали ими не сами по себе. Может быть, такова воля великого Ра? Кто знает пути всемогущих? И если богиня Хатор так направила ваши судьбы, то идите по своему новому пути…

Глава 3

Правосудие гиксов

1558 год до н. э.

Дельта: Город Северная стрела

Ном (провинция) Двух Стрел

Братья не стали пробираться к оазису Амона, хотя легенды о нем знали. Да и кто не знал их среди египтян? Там свершались чудеса. Так говорили. Бог спасал тех, кто бежал под его покровительство от жестокой власти чужеземцев.

Отец братьев верил в милость египетских богов и потому указал детям этот путь, но Ити считал иначе.

– Не думаю я, что нам стоит искать спасения в оазисе Амона.

– Не веришь в богов, брат?

– Мы не встретим в оазисе бога, но встретим его жрецов. А как они поступят с нами? Не выдадут ли гиксам?

Эбана пожал плечами.

Также не пошли они и в Фивы, присоединившись к одному из купеческих караванов.

Ити сказал брату еще во время их ночевки:

– Скоро конные отряды перекроют для нас все пути отхода.

– Ты прав. Но мне кажется, что уже перекрыли, а не перекроют, – ответил Эбана.

– И потому я предлагаю идти не в устроенную для нас ловушку, но туда, где нас никто не ждет.

– Знать бы, где это место, где нас не ждут.

– Я знаю его, брат.

– И где это?

– В городе!

– В городе?

– В городе в порту можно спрятаться.

– В порту? Но там полно гиксовских воинов! – вскричал Эбана.

– Именно! Якубхер отправит воинов проверить караваны, что идут по пустыне. Он найдет проводников к оазису, и его колесницы помчатся туда. А в городе сейчас так много кораблей и так много приезжих чужаков, что найти нас будет трудно.

– Но порт станут проверять.

– И что с того? Там легче затеряться среди людей. И мы сможем выдать себя за пришельцев из Саиса. Здесь же оставаться опасно, ибо скоро они станут прочесывать заросли и наткнуться на нас.

– Может ты и прав, брат. Может сами боги подсказали тебе это решение.

Братья быстро собрались и пошли. Удача сопутствовала им, и они встретили большую группу людей, которая шла в город для торговли.

Ити обратился к хорошо одетому купцу:

– Господин не нуждается в услугах носильщиков?

Тот посмотрел на Ити и поморщился:

– Мне нужны два-три человека. Я по пути из Кинополя потерял троих людей. Сбежали по дороге. Но ты не выглядишь сильным, парень. А вон того я бы нанял, – купец указал на Эбану.

– Я не менее вынослив, чем мой товарищ. Найми нас, и ты не пожалеешь, господин.

– Пожалуй. Но кто вы такие? Что делаете здесь?

– Мы путешественники из Саиса, – соврал Ити.

– Из Саиса? И что занесло вас так далеко? У вас нет никаких вещей. Или вы путешествуете без ничего?

– Мы стали жертвами разбойников, господин.

«Или сами разбойники», – подумал купец, но спорить не стал. Люди ему были нужны. А эти, похоже, нуждаются и согласятся за малую плату.

– Бери по два тюка с этого осла, а то он скоро сам протянет ноги, так его нагрузили.

Братья затерялись среди носильщиков. Среди них оказался словоохотливый нубиец. Внешне он походил на разбойника или пирата. Все его тело было в рубцах и шрамах.

– Трудные времена настали, – сказал он братьям.

Ити согласился, но поддерживать беседу не хотел.

– Не часто встретишь в таких местах доброго человека, – не отставал нубиец.

– Всякие люди бродят здешними путями, – снова отделался Ити общей фразой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Авар – укреплённый город, который завоеватели гиксосы построили в Дельте. Там была резиденция их царей.

2

У египтян: Амон-Ра – бог солнца, Монту – бог войны, Тот – бог мудрости, Хатхор – богиня любви. У племени гиксосов: Апоп великий змей, враг солнечного Ра, Сутех – Чёрный бог.

3

Иштар – финикийская богиня Любви.

4

Хуфу – фараон 4-й династии. Строитель Великой пирамиды в Гизе, которая есть часть знаменитого комплекса состоящего из Великой, Большой и Малой пирамид. Более известен под греческим именем Хеопс.

5

Принц Квабад сын фараона 4-й династии Хуфу. Во Времена 19-й династии сын фараона Рамсеса Великого принц Кхемуас обнаружил статую принца Квабада. Затем статуя была найдена уже археологами 20-го века.

6

Сехмет – египетская богиня-львица.

7

Город мёртвых – египетские города были разделены на две части. Город живых, где жили жители. И город мертвых на другом берегу Нила, где располагался некрополь (место захоронения царей и знати).

8

Себек – египетский бог-крокодил. Центром культа был ном Крокодила со столицей в городе Гадов (Крокодилополе как его называли греки).

9

Правильное произношение – гиксосы. Автор назвал их гиксами для благозвучности.

10

Страна Кемет или Та-Кем – древнее название Египта, которое переводится как «Черная страна», по цвету плодородной почвы, которая давала пищу для многочисленного населения. Слово Египет греческого более позднего происхождения.

11

Египет был разделён на два царства Северное и Южное. Северное царство (Дельту) называли также Нижним Египтом. Южное царство соответственно называлось Верхним Египтом. Город Мемфис стоял на границе Юга и Севера. Он стал столицей Верхнего и Нижнего царств при третей династии. Но затем при царях 12-й династии столица переместилась в город Иттауи. Однако осталась легенда что тот, кто покорит Мемфис и проведёт в его стенах ночь, станет владыкой Египта.

12

«Гор», царь «Двух владычиц коршуна и кобры», царь «Осы и Тростника» – титулы царей Египта.

13

Гор – один из пяти титулов египетских царей.

14

Царь Осы и Тростника – один из пяти титулов египетских царей. Царь Верхнего и Нижнего Египта. Оса и тростинка – символы двух царств.

15

Историк Иосиф Флавий отождествлял гиксосов с прародителями евреев. А Евсевий из Кесарии отметил в своих трудах, что легендарный библейский Иосиф управлял страной именно при гиксосах. Поэтому автор вывел в романе израильтян как одно из великих племён шасу.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3