Полная версия
Жизнь в неосознанности, или Законы жизни человека-машины
Рисунок 6. Центры сознания человека
Первый центр называется в индуизме корневой чакрой, или чакрой жизненной энергии. В учении Г. Гурджиева это инстинктивный центр. Он располагается в области промежности между половыми органами и анальным отверстием. Этот центр отвечает за наполнение физического тела жизненной энергией, а также контролирует и управляет всеми внутренними функциями человеческого организма, дыханием, кровообращением, пищеварением и т. д. Правильная работа первого центра обеспечивает здоровье и гармоничное бытие физического тела. Этот центр тесно связан с сексуальной чакрой, а также с двумя малыми чакрами на ступнях, которые также впитывают из окружающего пространства жизненную энергию.
Второй центр – это сексуальный центр (половой центр в учении Г. Гурджиева). Он расположен в районе лобковой кости. Этот центр производит сексуальную энергию и отвечает за половую функцию человека. Жизненная энергия поступает в этот центр из лежащего ниже первого центра и концентрируется, становясь сексуальной энергией.
Третий центр – это чакра воли, или эго. В учении Г. Гурджиева – двигательный центр. Он расположен в районе пупка, в точном геометрическом центре тела. Этот центр имеет большое значение для человека, и об этом будет рассказано ниже. Здесь можно сказать, что двигательный центр отвечает за управление физическим и астральным телами, а также за приобретение автоматических навыков. Этот центр во многих учениях, содержащих знание о чакрах, назван «чакрой эго».
Четвертый центр – эмоциональный центр. Он расположен в районе солнечного сплетения. Эмоциональный центр отвечает за эмоциональную сторону человека, посредством него человек чувствует, испытывает эмоции. Это духовное сердце человека. Эмоциональный центр связан с двумя малыми чакрами на ладонях, которые могут как впитывать, так и излучать энергию.
Пятый центр – центр ума, или горловая чакра. Этот центр называется интеллектуальным центром в учении Гурджиева. Он расположен в районе горла. Интеллектуальный центр осуществляет проявление интеллектуальной функции, он проявляет и выражает логический ум, который думает, осмысливает, анализирует.
Шестой центр – чакра третьего глаза. В учении Г. Гурджиева называется высшим эмоциональным центром. Этот центр расположен внутри головы, в центральной части мозга. Вместе с седьмым центром этот центр относится к двум высшим центрам, функции которых недоступны обычному человеку.
Седьмой центр – коронная чакра. В учении Г. Гурджиева называется высшим интеллектуальным центром. Расположена на макушке головы. Второй из двух высших центров человека, отвечающий за функционирование причинного тела, тела сознания.
Здесь нужно сказать, что все сверхъестественные, чудесные, паранормальные способности человека, какие только возможны в природе, когда они действительно существуют и проявляются, а не являются плодом воображения или симулируются с целью обмана, связаны с функционированием в человеке двух высших центров. Любые сверхъестественные силы, которыми может обладать человек, исходят из работы двух высших центров и обусловлены связью этих центров с нижними пятью центрами.
Центры соотносятся с нотами музыкальной октавы. Если мы соотнесем центры с нотами, то ноте до музыкальной октавы будет соответствовать первый центр жизненной энергии, а ноте си – седьмой центр сознания. Энергия, которую генерирует и воспринимает первый центр, обладает самой медленной скоростью вибрации по отношению к скорости вибрации остальных центров. Скорость, с которой вибрирует седьмой центр, – самая высокая.
Если соотнести четыре тела человека, которые являются проявлением закона трех, с энергетическими центрами, которые являются проявлением закона семи, то мы увидим, что с каждым из четырех тел особым образом связан свой собственный центр. Каждый из этих четырех центров можно назвать отдельным умом, который осуществляет управление какой-либо функцией человека – так в человеке существует инстинктивный ум (первый центр), который управляет внутренними функциями физического тела (кровообращение, пищеварение и все остальные внутренние процессы), двигательный ум (третий центр), который осуществляет управление движениями физического и астрального тел, интеллектуальный ум (пятый центр), который управляет деятельностью ментального тела, и сознательный ум (седьмой центр), который управляет причинным телом.
Как мы помним, астральное измерение – это выражение единства трех сил в мирах формы. Исходя из этого, мы можем понять, что третий центр, который связан с астральным телом, играет исключительно важную роль, так как представляет собой центр истинного «я» человека, в котором все его аспекты объединяются в одно целое, наделенное одной волей, сознанием и индивидуальностью. Третий центр располагается в геометрическом центре тела, в районе пупка. Согласно учению К. Кастанеды, это центр «воли», истинное сосредоточение силы в человеке. «Воля» есть личный аспект «намерения», силы, которая создала и поддерживает все существующее во Вселенной. Это согласуется с тем, что мы знаем о состоянии единства трех сил в квадрате самовосприятия. Воля человека есть индивидуальное выражение воли Божества, которая создает все существующее. В учении айкидо третий центр воли известен как «единая точка», или «точка Центра». Все искусство айкидо основывается на умении концентрировать разум на этой точке и действовать из нее. Концентрация на единой точке делает возможным совершенно невероятные, с точки зрения обычного человека, вещи. Коити Тохэй, известный мастер айкидо, основатель школы Ки-айкидо, в своей книге «Высказывания о Ки» пишет: «Вселенная – это безграничный круг с безграничным радиусом. Будучи сконцентрированным, он становится точкой в нижней части живота, которая и является центром Вселенной. Давайте сконцентрируем наш разум в этой точке и станем одним целым с ней и пошлем наше Ки во Вселенную»[1].
У спящего человека третий центр превращается в центр эго – то, что являлось центром воли истинного «я», становится центром эго-сознания.
Оставшиеся три центра – сексуальный, сердечный и центр третьего глаза, возникшие в результате проявления закона семи, олицетворяют восприятие, действие, излучение четырех тел, являются центрами взаимодействия и излучения. Центр сексуальной энергии олицетворяет собой проявление жизненной энергии физического тела вовне, а также желание соединиться в одно целое с другим на физическом уровне. Сексуальная энергия представляет собой концентрированную жизненную энергию.
Сердечный центр олицетворяет собой проявление «я», или «воли», вовне, а также желание взаимодействовать на эмоциональном уровне. Центр третьего глаза олицетворяет собой проявление ума вовне, то есть действие ментального тела.
Помимо семи центров в квадрате самовосприятия существует еще один «центр», центром не являющийся. Это состояние единства всех семи центров, состояние полной сознательности, или осознания своего бытия, которое мы будем также называть состоянием «присутствия».
Мы знаем, что в состоянии самоосознания, в котором пребывают три первоначальные силы, энергия движется от одного угла квадрата к другому, объединяя весь квадрат в единое целое.
Рисунок 7. Восприятие семи центров человека в квадрате самовосприятия
Подобным же образом возникает состояние единства семи центров. Каждый из семи центров воспринимает другой центр, лежащий за ним, и благодаря этому восприятие всех центров объединяется воедино. Части, на которые разделилось сознание, объединяются в одно единое целое, в одно «я». Это «я» является временной формой бесформенного сознания, существующего на уровне высших измерений Вселенной. Мы можем сказать, что для обычного человека это «я» является сознанием его души, или тем, что в некоторых духовных учениях называется Высшим «я», Истинным Человеком. На самом деле это «я» и есть сам человек – как уже говорилось выше, «я» не может существовать без самоосознания, потому что именно самоосознание создает «я». Однако обычный человек не обладает «я».
Отсутствие сознания у человекаВсе истинные духовные учения, когда-либо существовавшие на Земле, на протяжении многих тысячелетий доносят до человечества одну и ту же мысль: то, что человек считает своим бодрствующим состоянием, есть сон. Человек спит. Он пребывает в бессознательности, во сне. Каждое утро, пробуждаясь ото сна, человек на самом деле не пробуждается, он остается пребывать во власти сновидений, создаваемых его умом. И так же, как во время ночного сна, человек не осознает себя, точно так же он не осознает себя во время сна дневного. Он не осознает свое «я» и не видит окружающее его реальное бытие.
Все истинные духовные учения говорят об этом, и все они ставят своей целью пробудить человека, вызволить его из плена навязанного ему сна.
Почему человек спит, почему он погружён в сон?
Ответом на этот вопрос являются два факта, две истины.
Первый факт говорит о том, что некогда, во времена глубокой древности, много десятков, а может быть, и сотен тысячелетий назад, человек был порабощен, захвачен в плен некой силой, пришедшей на Землю извне, из космоса. Эта сила поработила человека, погрузив его в гипнотический сон, и осталась на Земле в качестве ее подлинного хозяина.
В Библии это событие названо Грехопадением, изгнанием человека из Рая. Силой, которая поработила человека и которая до сих пор держит его в рабстве, являются определенные тонкоматериальные сущности, то есть сознания, эволюция которых во Вселенной не предполагает обладания физическим телом. Эти сущности – это падшие ангелы, демоны христианского и всех остальных учений. Знание о том, что человек был порабощен, и свидетельства существования демонических сил, которые держат его в рабстве, содержатся в большинстве древних религий и духовных учений, в мифологии многих древних народов, во многих старинных культах, народных верованиях.
Вторая истина дополняет первую. Как ни странно, она говорит о том, что порабощение человека, тот сон, в котором он пребывает, является необходимым для развития Вселенной. Эта идея связана с развитием Луча Творения, описанного в учении Г. Гурджиева.
Ниже мы объясним, как связаны два вышеописанных факта и почему они не противоречат друг другу. Сейчас же рассмотрим то, каким образом человек был лишен сознания, каким образом создается состояние сна в человеке.
Когда-то в глубоком прошлом течение энергии в квадрате сознания человека было изменено. Восприятие, исходящее из пятого центра, центра ума, было направлено в первый центр, центр физической реальности. Таким образом, квадрат был превращен в треугольник, один из углов квадрата, ответственный за сознание и высшие возможности человека, был исключен. Человек был отрезан от двух высших чакр, чакры третьего глаза и коронной чакры, а также от четвертого тела, тела сознания, с которым связана седьмая чакра.
Рисунок 8. Треугольник эго-сознания
В созданном треугольнике сознание, принадлежащее причинному телу, продолжает воспринимать физическую реальность. Его восприятие, представленное четвертым углом квадрата, движется в первый угол физической реальности, оттуда во второй угол эмоциональной реальности и в третий угол ментальной реальности. После этого восприятие не возвращается к себе в четвертый угол, а направляется вновь в физическую реальность. Таким образом создается сон, в который погружено сознание. Восприятие сознания не возвращается к нему самому, то есть сознание не видит само себя, не осознает себя.
Для того чтобы лучше понять природу того сна, в который погружен человек, нужно более подробно рассказать о феноменах сна и бодрствования. Сон и бодрствование в их подлинном смысле – это разные уровни сознательности. Обычный человек знает только три уровня – сон без сновидений, сон со сновидениями и то, что он называет пробужденным состоянием, бодрствованием. На самом деле эти три состояния являются разными состояниями сна. Как указывает Г. Гурджиев в своем учении, сам по себе феномен сознания и самоосознания, анализа, самонаблюдения, памяти возникает в человеке только в результате восприятия одним центром деятельности другого центра. Сознание в человеке может возникнуть только в тот момент, когда один центр видит другой центр, регистрирует его деятельность.
Как мы знаем, человек имеет семь различных центров, каждый из которых может воспринимать работу других центров. Благодаря этому факту для человека возникает возможность находиться на разных уровнях сознательности, то есть возникает возможность быть погруженным в более или менее глубокий сон, быть более или менее пробужденным.
Как уже было сказано выше, «я» в человеке возникает в тот момент, когда все семь центров сознания последовательно воспринимают друг друга. Центры должны воспринимать друг друга в определенном порядке для того, чтобы возникло сознание (порядок обусловлен тем, как течет энергия в квадрате самовосприятия): первый центр воспринимает второй центр, второй центр воспринимает третий центр, третий центр воспринимает четвертый центр и так далее вплоть до седьмого центра, который воспринимает работу первого центра и тем самым замыкает восприятие само на себя.
Таким образом, мы можем сказать, что между семью центрами существует семь связей. Состояние, возникающее в человеке в тот момент, когда все семь центров воспринимают друг друга, является состоянием предельной сознательности, полного пробуждения. Это состояние подлинного, объективного бодрствования, в котором человек полностью осознает себя, свое реальное «я» и действительный мир вокруг.
Состояние сна или меньшей сознательности возникает в тот момент, когда разрывается одна из связей восприятия между центрами. Разрыв связи возможен, так как центр может как проявлять свое восприятие вовне, так и не проявлять. Кроме того, восприятие каждого отдельного центра может менять свое направление в квадрате самовосприятия. Здесь возможны два направления: центр может воспринимать либо нижележащий центр, находящийся непосредственно под ним, либо вышележащий, находящийся непосредственно над ним, то есть два соседних с ним центра. Обычный человек не способен управлять восприятием своих центров, по своей воле устанавливать или разрывать связи между ними.
Когда разрывается одна из связей в системе центров, человек погружается в состояние меньшей сознательности. Одна из частей его сознания перестает быть связанной с другими, не воспринимает другие части. Разрыв еще одной связи погружает человека в еще больший сон. Состояние предельного, объективного сна возникает в тот момент, когда оказываются разорваны все связи между всеми семью центрами. Это состояние полной бессознательности, в котором отсутствуют все чувства, отсутствует какое-либо самоощущение, человек полностью перестает осознавать и воспринимать как окружающий мир, так и самого себя.
Выше мы уже рассказали, что благодаря тому что восприятие пятого центра ума было направлено к первому центру физической реальности, человек был отрезан от двух высших центров. Связь между пятым центром ума и шестым центром третьего глаза была разорвана, и человек погрузился в состояние сна, в котором восприятие пяти нижних центров оказалось замкнуто само на себя. Это состояние отличается от состояния нормального, природного сна, потому что восприятие ума не просто перестало проявляться вовне и воспринимать вышележащий центр, оно начало воспринимать абсолютно другой центр, не предназначенный для его восприятия. Возник не обычный природный сон, а то, что можно назвать состоянием гипноза. В этом состоянии шестой центр продолжает работать и воспринимать седьмой центр, а седьмой центр продолжает воспринимать первый центр физической реальности, то есть сознание причинного тела, проявляющееся через седьмой центр, продолжает воспринимать физическую, эмоциональную и ментальную реальности. Однако его восприятие не достигает само себя, так как оказывается в ловушке – на пути к шестому центру оно изменяет направление и снова воспринимает физическую реальность. Так, полностью функционирующие высшие центры оказываются отрезаны от нижних центров (правильнее будет сказать, что они остаются связанными с ними, но только в одностороннем порядке).
Таким образом, сон, в который погружен человек, – это гипнотический сон, внутри которого человек способен перемещаться по различным уровням сознательности, становясь то более сознательным и пробужденным, то менее. Засыпая, человек разрывает связь между центром ума и центром физической реальности. Если при этом связи между другими центрами остаются нетронутыми, возникает то, что называется сном со сновидениями. Чем больше связей разорвано – тем более глубоким является сон, тем меньше в нем самоощущения и восприятия чего-либо.
Как мы помним, закон трех говорит о том, что каждая из трех сил, воспринимая другую силу, видит себя. Первая сила создает квадрат сознания, стремясь воспринять саму себя. Отсюда исходит закон установления соответствия, один из главных законов Вселенной. Этот закон является законом гармонии. В человеке этот закон проявляется в том, что каждый из семи центров сознания воспринимает себя в другом центре, лежащем за ним, подобно тому как это происходит с тремя силами в законе трех.
Благодаря этому в искусственно созданном треугольнике ум воспринимает себя в качестве физической реальности. Ум автоматически устанавливает тождество, равенство между собой и между физической реальностью. Не установить тождество невозможно, это закон самовосприятия, и отсюда происходит тот факт, что каждый человек существует в своем собственном субъективном мире мыслей, который он считает подлинной реальностью. Об этом факте говорят многие духовные учения, обладающие истинным знанием.
Обычный человек не видит реального мира, он всегда смотрит на мир сквозь стену своего воображения, сквозь концепции и идеи ума. Реальный мир всегда скрыт от человека стеной его собственных мыслей. Однако человек не понимает этого и считает, что видит подлинную реальность. Это происходит, потому что в треугольнике эго-сознания ум и физическая реальность приравниваются друг к другу. Человек принимает субъективные мысли, концепции и идеи ума за объективную физическую реальность.
Благодаря тому факту, что ум устанавливает тождество между собой и физической реальностью, возникает еще один важный аспект психики человека.
Из психологии мы знаем, что основой психики человека является отождествление. Что такое отождествление? Согласно современному определению, отождествление – это установление тождества, то есть полного равенства при любых обстоятельствах между какими-либо объектами, явлениями или идеями. В психологии это понятие используется главным образом в значении «самоотождествление». Самоотождествление – это приравнивание себя к каким-либо воспринимаемым объектам и явлениям, существующим как во внешнем, так и внутреннем мире, перенос своего «я» на эти объекты или перенос качеств и свойств этих объектов на свое «я».
Отождествление – это поиск себя, своего «я», осуществляемый умом. Человек постоянно ищет себя. Он не знает, кто или что он есть, и вынужден искать свое «я». И так как треугольник, по которому движется энергия-восприятие, состоит из трех реальностей: физической, эмоциональной и ментальной, ум ищет себя в этих реальностях, но не может найти.
Таким образом, мы можем сказать, что сознание спящего человека, человека-машины, в терминологии учения Г. Гурджиева, имеет форму треугольника. Известно, что в психологии треугольник ассоциируется с агрессией, сексом и эго. Равносторонний треугольник – самая динамичная из геометрических фигур, ассоциирующаяся с опасностью, экспансией и агрессией, стремительным и разрушающим препятствия (пронизывающим, рассекающим, раскалывающим) движением. Треугольник соотносится с такими свойствами характера как ригидность и эгоцентризм, проявлениями которых могут быть уверенность и стойкость, но также – жёсткость, упрямство, несговорчивость, резкость, самоутверждение любой ценой.
Мы можем понять, почему это так. Углы треугольника – это чакра выживания, чакра эго и чакра ума. Вместе они характеризуют основные черты эго-сознания.
Гармония и дисгармонияСознание, заключенное в треугольник, превращается в эго-сознание. Эго имеет одну отличительную черту, черту, которая характеризует все его бытие, все его существование. Этой ключевой чертой является постоянная внутренняя неудовлетворенность. В буддизме это состояние называется дуккха.
Состояние эго – это состояние постоянной внутренней дисгармонии. Эта дисгармония возникает из-за невозможности установить тождество между центрами восприятия. Ум пытается установить тождество с физической реальностью, но не может сделать это, поскольку должен установить тождество между собой и сознанием. В физической реальности он не может «увидеть свою сущность», воспринять себя.
Ощущение дисгармонии, неудовлетворенности является ощущением несоответствия между воспринимающим и воспринимаемым. Ощущение гармонии – это ощущение соответствия между воспринимающим и воспринимаемым.
И хотя ум в силу физических законов природы не может установить соответствие между собой и физической реальностью, благодаря чему эго испытывает постоянную внутреннюю дисгармонию, закон гармонии проявляется и в искусственно созданном треугольнике, в субъективном мире эго.
Когда представления человека о реальности, о том, какой должна быть его жизнь, совпадают с действительным положением дел (физической реальностью), тогда он чувствует гармонию и удовлетворенность. Между содержимым ума и физической реальностью установлено тождество. Когда содержание ума не соответствует физической реальности, тогда человек испытывает неудовлетворенность, дисгармонию. Дисгармония – это несовпадение, несоответствие, отсутствие тождества.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Koichi Tohei. Ki Sayings. – Japan: Ki No Kenkyukai, 2003. – 5. The one point in the lower abdomen.