bannerbanner
От этногенеза к этнофутуризму. Финно-угры и самодийцы
От этногенеза к этнофутуризму. Финно-угры и самодийцы

Полная версия

От этногенеза к этнофутуризму. Финно-угры и самодийцы

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

1. Три мифологических мира:

• Калевала – название страны, в которой живут и действуют мифологические герои – сыновья Калевы (Ла (фин.) – место жительства).

• Похьёла объединяет в себе одновременно враждебную страну и таинственный магический мир. Враждебная страна угрюмая и ледяная, населённая великанами-людоедами «в ледяных своих перчатках, в ледяных своих сапожках, в ледяной высокой шапке…». Таинственный мир – это мир иной, волшебный, где героями Калевалы куётся и похищается магическое Сампо – символ благополучия, где «… красивее девицы. Дочери в два раза краше, в пять и шесть – порасторопней…», поэтому жители Калевалы берут себе оттуда жён.

• Манала, Туонела – царство мёртвых, отделённое рекой от царства живых, расположенное под землёй на окраине мира в Похьёле.


2. Главные боги:

• Ильматар – дочь воздуха, создавшая с помощью яиц утки небесные тела и родившая от воды уже взрослого сына Вяйнямёйнена – главного героя Калевалы.


Ильматар. Художник Тамара Юфа // «Калевала»


Тут отражены стандартные космогонические представления о мировом яйце и утке-демиурге.

• Укко – верховный бог-громовержец, к которому герои обращаются за помощью.

• Мана – бог царства мётрвых.


3. Главные герои:

• Вяйнямёйнен – рунопевец-богатырь, который много лет странствуя по воде, достиг Калевалы, засеял её растениями, узнал тайну изготовления железа, создал первый музыкальный инструмент кантеле, сложил первые песни, с помощью которых построил первую лодку.


Кантеле, каннель – древний карело-финский музыкальный инструмент. Художник Анастасия Трифанова.


Иллюстрации к эпосу «Калевала»: Вяйнемейнен строит лодку. Художник Мюд Мечев


Иллюстрации к эпосу «Калевала»: 1. Вяйнемейнен засеевает земли Калевалы. Художник Анастасия Трифанова. 2. Вяйнемейнен спускается в Маналу. Художник Борис Акбулатов


• Лоухи – хозяйка Похъёлы, злая и сильная колдунья. Её именем назван самый северный район Карелии, по территории которого проходит Северный полярный круг. Известен район горными разработками (Louhia – добывать, взрывать скалу). Как мы помним, именно в скале старуха Лоухи спрятала мельницу Сампо, дающую благополучие её народу. Сегодня в посёлке Лоухи на берегу озера Лоухское проходит праздник под девизом «Хозяйка Лоухи – Вернем Доброе Имя!!!».


Старуха Лоухи в работах разных художников: 1. Наталья Соснова. 2. Георгий Стронк. 3. Николай Кочергин.


У Лоухи было две дочери-красавицы, одну из них она отдала в жёны кузнецу Ильмаринену, когда тот сделал волшебную мельницу Сампо.

• Ильмаринен – кузнец-богатырь, спутник и соперник Вяйнямейнена. В карело-финской мифологии – бог воздуха и погоды, связан с рождением огня и появлением железа, «крышу воздуха сковал».


Иллюстрации к эпосу «Калевала»: Ильмаринен куёт Сампо. Художник Георгий Стронк.


Железо стоит на одном уровне с водой и огнём и является их младшим братом, сначала железо долго не рождалось, потом, испугавшись огня, спряталось в болоте. Тут отражены древние представления, эпохи РЖВ о его поиске, важности его открытия и металлургическом производстве.

• Лемминкяйнен – охотник-богатырь, ищущий приключений, любитель женщин, он также сватался к дочери Лоухи, за что старуха потребовала три подвига – изловить волшебного лося Хийси, пригнать огнедышащего мерина и выловить в водах Туонелы лебедя, в итоге в них и погибает отважный богатырь, но оживает снова, благодаря чудесному мёду.


Лемминкяйнен и чудесный лось Хийси в работах разных художников: 1. Акбулатов Борис, 2. Николай Кочергин, 3. Владимир Фомин


• Куллерво – пастух-богатырь, невезучий и неумелый. Сюжет с ним отличается от общего повествования. Тут описывается трагическая судьба богатыря-неудачника, рождённого для мести за свой истреблённый род, но вместо этого погубившего жену Ильмаринена и соблазнившего родную сестру, в результате чего покончившего с собой.

• Сампо (карел. šampo – мировой столп) – магическая мельница, вокруг которой строится основной конфликт и главная сюжетная линия. Во-первых, это обобщённый образ материальной культуры, спрятанная в скале, она символизирует богатство Похьёлы, а упав в море, разбивается на мелкие осколки, которые, согласно карело-финской мифологии, стали подводными сокровищами. Во-вторых, это одна из основ мироздания – Мировое дерево, которое корнями прорастало в скалу. Образ Сампо представляется по разному, так как чёткого описания его не существует.




Изображение Сампо: 1. Владимир Фомин. 2. Игорь Баранов. 3. Василий Игнатов. 4. Анастасия Трифанова. 5. Сказка Сампо, реж. Александр Птушко.


В 2019м году исполнилось 170 лет со дня выхода в свет второго дополненного издания эпоса «Калевала». В честь этого события 2019й был объявлен годом «Калевалы», а 2021й, по распоряжению Правительства Республики Карелия, официально объявлен Годом карельских рун. С 1860го года празднуется день «Калевалы», проходит он 28го февраля в виде карнавала, посвящённого карело-финской культуре.

В 1840—1841х годах Элиасом Лённротом был составлен и впервые издан «Кантелетар» – сборник финских народных рун. Этот великий человек своим литературным трудом и талантом подвиг на сложную и кропотливую работу сотни последователей, которые посвятили свои жизни сбору фольклора на землях легендарной «Калевалы».

С 1942го по 1943й год исследователь Вяйно Кауконен занимался работой по сбору рун в Беломорской Карелии, чтобы подтвердить Лённротовское авторство «Калевалы», а также фотографировал знатоков традиций и пейзажи рунопевческих деревень, его снимки сохранили образ той старой самобытной Карелии, о которой поётся в «Калевале».

В марте 2019го года в Национальном музее Карелии Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН представил книгу Инто Конрада Инха «В краю калевальских песен» – знаменитое описание традиционного быта и народной культуры Беломорских Карелов, которое спустя 125 лет было переведено на русский язык. В 1894м году её автор финский журналист, этнолог и фотограф путешествовал по следам Лённрота по Беломорской Карелии, результатом его экспедиции стала коллекция из 128ми черно-белых фотографий, которую называют летописью эпохи, «написанную светом и тенью» и 400-страничная рукопись «В песенном краю Калевалы», которая была издана в Финляндии в 1911м году.


Вяйно Кауконен: 1. Избушка сказительницы Окахвие «Агафьи» Антипиной на берегу озера. 2. Могила Архиппы Петрунена 1942 г.


Вяйно Кауконен: 1. Жилой дом. 2. Сельские здания и сплавляемые брёвна у берега 1943 г.


Инто Конрад Инха: 1. Михаил Перттунен, сын легендарного рунопевца Архиппы Перттунена. 2. Домовины – старообрядческие кресты, символизирующие архаичное жилище.

Народы Карелии

Между Балтийским и Белым морем располагается сказочная и самобытная Карелия. В этой главе мы рассмотрим появление этносов и субэтносов Карельской земли и начнём с самых ранних времён.

Благоприятные условия для заселения Карелии сложились после отступления ледника в позднем палеолите, предположительно в VII – VI тыс. до н э в эпоху мезолита. Самый знаменитый и самый большой памятник в Северной Европе той эпохи – это Оленеостровский могильник на Онежском озере.

С эпохи неолита начинают складываться археологические культуры, выделим самые основные из них и проследим формирование прибалтийско-финских народов.



Находки янтарных украшений свидетельствуют о связях местного населения с прибалтийскими племенами, здесь в эпоху железного века начинает складываться прибалтийско-финский этнос. Позже прибалтийско-финское население разделилось на два массива: южный, давший начало Эстонцам, Води и Ливам и северный – предков Финнов, Ижоры, Вепсов и Карел. Но вопрос о том, откуда и когда появились эти народы по прежнему остаётся спорным.

Самое раннее упоминание Карел встречается у Иордана в его труде «О происхождении и деяниях гетов» (VI век), где в списке покорённых королём Остготов Германарихом народов присутствует «Thiudos in Aunxis» (Чудь Олонецкая).

Давайте рассмотрим три субэтноса (группа в составе этноса, sub лат. – под), населяющих Карельскую землю.


Беломорские Карелы – жители Калевальской земли.

Беломорские Карелы – субэтнос Финнов, происходящий от племени Карела. Беломорская Карелия является родиной «Калевалы», именно тут в рунопевческой деревне Калевала (до 1963го года Ухта), расположенной на берегу озера Куйто, Элиасом Лённротом и его последователями было собрано большое количество рун карело-финского эпоса.

По Ореховицкому договору 1323го года территория Карелии была разделена между Новгородом и Швецией, граница проходила вдоль озера Куйто, что предопределило роль Ухты как приграничного поселения, а Карелия на много веков оказалась между «русским молотом и шведской наковальней». В 1920м году в Калевале была провозглашена Ухтинская республика. В настоящее время Беломорские Карелы проживают на западе Калевальского, Медвежьегорского и Лоухского районов.


Карелы. Фото Я. И. Лейцингера. Конец XIX в.


Ливвики – Олонецкие Карелы.

Субэтнос Ливвиков предположительно сформировавшийся в процессе межэтнического контакта Карелы с Весью и, возможно с Ливами. Столицей Ливвиков со времён раннего Средневековья был город Олонец, поэтому их часто называют Олонецкими Карелами. В настоящее время Ливвики проживают в Олонецкой Карелии, в восточном и северном Приладожье.


Олонецкий уезд, Карельская деревня Тулмозеро. Автор Михаил Круковский. 1899 г.


Ценным источником изучения Олонецких Карел являются материалы экспедиции известного исследователя Карельской земли Михаила Круковского, который в 1899м году по предложению Российской Академии Наук совершил поездку в Олонецкий край, результатом её стала книга «Олонецкий край. Путевые очерки» и фотоархив «Виды и типы Олонецкой губернии».

В 2019м году исполнилось 370 лет городу Олонцу и 60 лет его национальному музею Карел-Ливвиков. Основанный местным краеведом Николаем Прилукиным в 1959м году, он занимал всего две комнаты, но со временем Олонецкий музей приобрёл самую большую в мире коллекцию (более 20000 единиц хранения) памятников материальной и духовной культуры Ливвиков.

Первым, кто стал писать стихи и рассказы на ливвиковском диалекте был поэт Владимир Брендоев. В 1980м году вышла его первая книга стихов «Anusrandaine» («Край мой Олонецкий»).


Коллектив Santtu Karhu & Talvisovat, исполняющий песни на ливвиковском диалекте карельского языка, является примером современного этнофутуризма в музыке. Фото Арсения Морозова.


Людики – исчезающий народ.

Субэтнос Людиков сформировавшийся в процессе межэтнического контакта Карелы с Вепсами и Саамами, в настоящее время в большинстве своём проживают в Прионежской Карелии (Святозеро, Пряжа, Виданы), на северном и восточном побережье Онежского озера. На границе между Людиками и Ливвиками расположено Вохтозеро. Людики, в отличие от Ливвиков – исчезающий народ, большинство жителей, проживая рядом, ничего о них не знают.

Родоначальником современной людиковской литературы является Мийкул Пахомов. Его первая художественная книга «Tuohuz ikkunas» («Свеча в окне») вышла в 1993м году.

В начале 2000х увидела свет книга его стихов и исторических очерков «Lyydiland» («Земля людиков»), а также под его редакцией в 2019м году вышел «Русско-людиковский разговорник» (Venä-lüüdin paginnik).

Помимо литературы культура Людиков освящяется в периодических изданиях и выставках, фестивалях и инсталяциях:

С 2008го молодёжной организацией «Триас» выпускается газета «Lyydilaine».

В 2010м году состоялась арт-выставка «Путешествие в страну людиков».

Много проектов организовано КРОО Lyydin vezaažed (Людиковские ростки), деятельность которой направлена на сохранение и развитие культурного наследия Карелов-Людиков как уникального этнического сообщества на территории южных районов Карелии.



Баннеры с историей Корел-Людиков, установленные в селе Михайловское 24 декабря 2020 г.


М.А. Круковский. Петрозаводский уезд. 1899 г.



Изучением Карельской Земли – занимались многие учёные, мы уже упоминали известных исследователей народной культуры – Кауконена и Инха, нельзя не вспомнить других собирателей карельских рун – Даниэля Эуропеуса и Виктора Евсеева, а также автора известных нам с детства карельских сказок Унелму Конкку.

Лингвистическими источниками изучения Карельских диалектов являются труды учёного исследователя Владимира Рягоева «Тихвинский говор карельского языка», «Образцы карельской речи», сборник «Карельских причитаний» и книга финского учёного, академика Пертти Виртаранта «Далеко зашёл карел» – итог шести экспедиций-путешествий по деревням Тверской Карелии. В 1998м году, спустя год после смерти учёного, в Финляндии был образован фонд помощи Тверским Карелам имени Пертти Виртаранта.

Первооткрывателями знаменитых петроглифов Карелии являются геолог Константин Гревингк, открывший Онежские наскальные изображения в 1848м году и историк Александр Линевский, открывший петроглифы Белого моря в 1926м году.


1. Онежские петроглифы, изображающие зарождение вселенной. Пудожский район Карелии, восточное побережье Онежского озера. 2. Беломорские петроглифы, изображающие сцены охоты. Беломорский район Карелии, острова реки Выг. IV – III тыс. до н э.


Также, важно увидеть, как культура, традиции и быт карельских народов воплотились в современном искусстве, литературе и музыке, став важной частью этнофутуристического движения.


Знаменитые художники Карелии: 1. Карельские сказки. Николай Брюханов. 1977г. 2. Карельские озера. Мюд Мечев. 1979г. 3. Ладвинский пейзаж. Томара Юфа. 1964г.


Художник Софья Тервинская. Иллюстрации к книге «Карельские народные загадки. Karjalaisie arvoitukšie. Karjalazii arbaituksii». 2016 г.



Художник-этнофутурист Владимир Фомин: 1. Языческий огонь голубых скал. 2002г. 2. Северный город. 2002г. 3. Творение Ильматар. 1997г. 4. Лесной царь – Тапио. 1996г. 5. Вяйнё играющий на кантеле. 1998г.

Коренные народы Петербурга

На берегах Финского залива первопоселенцы появились 12 тысяч лет назад. Первые финно-угры гораздо позже – в III тыс. до н э, когда сюда пришли носители ямочно-гребенчатой керамики. Местное немногочисленное население ассимилировалось, приняв новую культуру и древний диалект прибалтийско-финского языка.




Средневековая история прибалтийских финнов, в отличие от истории славян или балтов, изучена плохо, когда именно сформировалось современное этническое разделение этого народа сказать трудно. Недавние археологические раскопки доказали, что на территории современной Ленинградской области издавна жила Водь, самые ранние водские погребения датируются I—IV веками нашей эры. Побережье Невы было заселено племенем Ижора, это подтверждается лишь немногочисленными случайными находками, происходящими, вероятно, из разрушенных погребений, средневековые поселения Ижоры не известны вовсе.

Архелогические памятники Води и Ижоры не были открыты, до 1983—1987х годов, когда у водских деревень Валговицы и Великино Кингисеппского района петербургским археологом Е. А. Рябининым были найдены каменные вымостки, аналогичные североевропейским тарандам (каменным могильникам с оградками) I—II вв. Это позволило получить первые достоверные материалы о ранних этапах культуры Води.

Исследование могильников Ижорского плато открыло культуру летописной Чуди. Начало их изучению положил российский археолог Л. К. Ивановский ещё в 1870—1890х годах, его исследованием заинтересовался студент Академии Художеств Николай Рерих, который в 1897м году на выпускном экзамене Академии представил свою дипломную работу «Гонец. Восстал род на род», где её сразу купил П. М. Третьяков. Это положило начало культурным исследованиям и творческому пути этого великого человека. Материалы раскопок памятников Ижорского плато легли в основу нескольких его картин и многих научных зарисовок.

В дальнейшем исследователь Конькова О. И. отнесла могильники Ижорского плато к Водской культуре, которую характеризуют яркие атрибуты древнего женского костюма – войлочные нагрудники, покрытые с обеих сторон оловянными бляшками и декорированными по краю спиральками.



Н. К. Рерих. Курганы Ижорского плато. 1896г. Гонец. Восстал род на род. 1897 г.


1. Нагрудные украшения Води: узкое – рисикко (risikko), широкое – мюэци (myätsi). 2. Предметы из погребений Инкере-Войскорово на реке Ижора XII – XIII вв. // Конькова О. И. Водь 2009 г.


Ижора – народ «прекрасной земли».

Земли двух берегов Невы в допетровские времена назвались – Ингерманландия (Inkeri maa – прекрасная земля) или Ижора.

Происхождение народа Ижора остаётся спорным вопросом, включающим две гипотезы:

1. Ижора – отделившаяся часть Карел.

2. Основу формирования Ижоры образовал древний местный субстрат.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2