bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Границы Польши определились далеко не сразу. В первую очередь Пилсудского, его политических сторонников и даже противников волновал вопрос о восточной границе. Влиятельные политические круги, в основном левой социально-политической ориентации, рассчитывали восстановить страну в границах 1772 г., присоединив к этнической Польше территории Белоруссии, Украины и Литвы и создав федеративную буржуазную республику. Естественно, что такая постановка вопроса не устраивала советское правительство. Идея мировой революции владела тогда умами многих высокопоставленных партийных, военных и государственных деятелей в Советской России. Нарастание революционного движения в польских землях способствовало ускорению процесса сближения левых партий бывшего Царства Польского СДКПиЛ и ППС-левицы и созданию на их основе во второй половине 1918 г. Коммунистической рабочей партии Польши[108]. Для польских властей не было секретом намерение большевиков советизировать Белоруссию, Украину и Литву и построить с ними прочный военно-политический союз. Знали они и о нескрываемых планах части польских коммунистов, находившихся в РСФСР, по установлению «на штыках Красной армии» пролетарской власти в самой Польше. Продвижение частей Красной армии на Запад вслед за уходившими германскими войсками как бы подтверждало начало реализации этого сценария. На этом фоне правительство Польши 12 декабря 1918 г. приняло решение об оккупации территории Литвы, и вскоре его воинские контингенты заняли Вильно[109]. Однако 5 января подразделения Красной армии освободили город. Виленский конфликт явился первым крупным столкновением советских войск с польскими легионерами.

Как в Москве, так и в Варшаве отдавали себе отчет в том, что обстановка имеет тенденцию к обострению, но продолжали действовать, исходя из своих геополитических интересов. В конце 1918 – начале 1919 г. ведомства иностранных дел противостоявших государств регулярно направляли дипломатические ноты с обвинениями друг друга в вероломстве и призывами урегулировать отношения на неприемлемых для противоположной стороны условиях[110]. Одновременно с этим и Советская Россия, и Польша неоднократно обращали внимание правительств крупных европейских государств на неправомерные действия соседа. Однако ни ноты НКИД РСФСР и МИД Польши, ни апелляции к европейским арбитрам результатов не приносили. Все указывало на предстоявшее в недалеком будущем масштабное военное столкновение, путь к которому открывали принятые на международном уровне половинчатые решения по итогам Первой мировой войны, в первую очередь относительно установления новых границ в Европе.

При самой активной поддержке Москвы 1 января 1919 г. была провозглашена Белорусская ССР, а через несколько дней съезд Советов БССР высказался за федерацию с РСФСР. В конце февраля на политической карте появилось новое государственное образование – Литовско-Белорусская ССР со столицей в Вильно[111]. Таким образом, Советская Россия опередила западного соседа в реализации своих стратегических планов.

Согласно указанию главкома Красной армии и соответствующему приказу от 12 февраля создавался Западный фронт, в состав которого вошли 7-я армия, армия Латвии и Западная армия[112]. Здесь следует обратить внимание на немаловажный с точки зрения обострения обстановки факт – еще в августе 1918 г. (то есть за несколько месяцев до образования независимой Польши) первоначально в Москве, а позднее в Смоленске и Минске началось формирование Западной пехотной дивизии[113]. Интересно то, что, согласно постановлению Реввоенсовета Республики от 21 октября, этой дивизии не присваивался очередной номер, как всем другим вновь создававшимся дивизиям. Объяснений этому не давалось, но особенность Западной дивизии видна из текста 2-го пункта указанного решения РВСР: «Западную дивизию формировать исключительно из контингента желающих польских, литовских и белорусских уроженцев-беженцев»[114]. Сверх того, в дивизию разрешался перевод военнослужащих данных национальностей из других частей Красной армии[115]. В конце декабря 1918 г. РВСР принял меры к усилению дивизии. В частности, в ее состав полностью передавался в срочном порядке Люблинский полк с воюющего (скорее всего Южного) фронта. В отличие от других дивизий для руководства Западной был создан Реввоенсовет, что указывало на ее значимость. Таким образом, мы видим первый в Советской России пример создания соединения на национальной основе. Как основная ударная сила именно эта дивизия постепенно продвигалась в Белоруссии и Литве «на хвосте» уходивших немецких войск, что вызывало протесты с польской стороны.

В середине января 1919 г. Центральный исполнительный комитет групп Коммунистической рабочей партии Польши (КРПП) в России предписал всем местным группам создавать польские бюро по набору в Красную армию. Такие бюро стали функционировать в городах, где проживало много поляков – Астрахани, Брянске, Вильно, Воронеже, Кременчуге, Лиде, Минске, Москве, Нижнем Новгороде, Орле, Петрограде, Саратове, Смоленске, Туле и даже в некоторых районных центрах[116]. Примерно в это же время ЦИК КРПП направил докладную записку в Реввоенсовет Республики с предложением создания на базе Западной стрелковой дивизии польской армейской группы, личный состав которой предлагалось укомплектовать по преимуществу военнослужащими-поляками[117].

Из сказанного выше вполне понятно, что этой армейской группе членами РВС (коммунистами-леваками польской национальности) отводилась основная роль в предстоявших столкновениях с армией II Речи Посполитой. Но коль скоро это могло случиться в недалекой перспективе, наряду с укреплением и численным увеличением войск должны были создаваться и структуры, отвечающие за безопасность частей и соединений, за надежность прифронтовой тыловой зоны. Ведь на территории Белоруссии и Литвы, где предстояло разворачиваться и действовать армейской группе, да и по всему Западному фронту (не говоря уже об этнической Польше, куда мечтали двинуться коммунисты-леваки, а также некоторые политические и военные деятели в Москве), существовали готовые к подпольной борьбе структуры.

2. Польская разведка и ее агентурная сеть на восточном направлении

Об этих структурах необходимо сказать отдельно, поскольку данный вопрос крайне фрагментарно и поверхностно отражен в отечественной исторической литературе, посвященной советско-польской войне и вообще отношениям двух государств в этот период.

Здесь под подпольными структурами понимаются прежде всего региональные отделы (коменды начельны – КН) и отдельные ячейки Польской организации войсковой (ПОВ), созданной Пилсудским еще в 1914 г. О ней достаточно много написано в Польше, включая и опубликованные воспоминания ее бывших членов. По понятным причинам в этих публикациях не обошлось без предвзятости, преувеличения эффективности деятельности ПОВ и усиления жесткости, с которой ее подавляли чекисты. В СССР основой для схематичного описания работы ПОВ на территории Украины и частично Советской России стали соответствующий фрагмент брошюры М. Лациса «Два года борьбы на внутреннем фронте»[118]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Белые пятна. Черные пятна. Сложные вопросы российско-польских отношений. Российско-польская группа по сложным вопросам. М., 2010.

2

Там же. С. 14.

3

Там же. С. 777, 807.

4

Польша в XX веке. Очерки политической истории. М., 2012.

5

Мисюк А. Спецслужбы Польши против России и Германии. Организационная структура польских спецслужб и их разведывательная и контрразведывательная деятельность в 1918–1939 гг. М., 2010.

6

Край К. Противоборство специальных служб Польши и СССР с 1919 до 1939 г. – Лубянка. Вып. № 12.

7

Зданович А.А. Органы государственной безопасности и Красная армия. М., 2008.

8

Яжборовская И.С., Парсаданова В.С. Россия и Польша. Синдром войны 1920 г. М., 2005. С. 243.

9

Сулея В. Юзеф Пилсудский. М., 2009. С. 67–77.

10

Чихару И. Японский резидент против Российской империи. Полковник Акаси Мотодзиро и его миссия 1904–1905 гг. М., 2013.

11

Матвеев Г.Ф. Пилсудский. М., 2008.

12

Сулея В. Указ. соч. С. 67.

13

Матвеев Г.Ф. Указ. соч. С. 75; Сулея В. Указ. соч. С. 74.

14

Чихару И. Указ. соч. С. 56.

15

Матвеев Г.Ф. Указ. соч. С. 83.

16

Чихару И. Указ. соч. С. 54.

17

Матвеев Г.Ф. Указ. соч. С. 91.

18

Ронге М. Война и индустрия шпионажа. М., 2000. С.16.

19

Там же. С. 107.

20

Сулея В. Указ. соч. С. 96.

21

Там же. С. 115.

22

Батюшин Н.С. Тайная военная разведка и борьба с ней. М., 2002.

23

Там же. С. 80.

24

Джунковский В.Ф. Воспоминания. М., 1997. Т. 2. С. 242.

25

Там же. С. 289–290.

26

Заварзин П.П. Жандармы и революционеры. Воспоминания. Париж, 1930. С. 95.

27

Перегудова З.И. Политический сыск России. 1880–1917. М., 2013. С. 113.

28

Там же. С. 110.

29

Там же. С. 169.

30

Матвеев Г.Ф. Указ. соч. С. 131.

31

Peplonski A. Wywiad w wojnie polsko-radzieckiej 1919–1920. W-wa, 1999. S. 13.

32

Там же.

33

Матвеев Г.Ф. Указ. соч. С. 188.

34

Волос М. Польская военная организация в России и на Украине в 1917–1918 годах. – Революционная Россия 1917 года и польский вопрос: новые источники, новые взгляды. М., 2009. С. 195.

35

Там же.

36

Там же. С. 198.

37

Зданович А. Отечественная контрразведка. 1914–1920 гг. Организационное строительство. М., 2004.

38

Волос. М. Указ. соч. С. 198.

39

Февральская революция. 1917 год. Сборник документов и материалов. М., 1969. С. 166.

40

Измозик В.С. «Черные кабинеты». История российской перлюстрации. М., 2015. С. 260.

41

Волос М. Указ. Соч. С. 198.

42

Там же.

43

Дукельский С.С. ЧК на Украине. Харьков, 1923.

44

Маймескулов Л., Рогожин А., Сташис В. Всеукраинская чрезвычайная комиссия. 1918–1922 гг. Харьков, 1990.

45

Фельштинский Ю.Г. ВЧК-ГПУ. Документы и материалы М., 1995. С. 135–215.

46

Лубянка. Сталин и Главное управление государственной безопасности НКВД. 1937–1938. М., 2004. С. 301–321.

47

Фельштинский Ю.Г. Указ. соч. С. 156.

48

Волос М. Указ. соч. С. 199.

49

Сташкевич Н.С. Приговор революции. Крушение антисоветского движения в Белоруссии 1917–1925. Минск, 1985. С. 153.

50

Военная энциклопедия в 8-ми томах. Т. 3. М., 1995. С. 92.

51

Из истории Всероссийской Чрезвычайной комиссии 1917–1921 гг. Сб. док. М., 1958. С. 93–95.

52

Там же. С. 96.

53

Там же. С. 346.

54

Там же. С. 338.

55

ЦА ФСБ РФ. АУД Р-42054. Т. 2. Л. 45.

56

Из истории ВЧК. С. 121.

57

Дзержинский Ф.Э. Избранные произведения. Т. 1. М., 1977. С. 162.

58

«Народный союз защиты родины и свободы» – контрреволюционная военная подпольная организация, созданная Б. Савинковым в феврале – марте 1918 г. с целью свержения советской власти. Организация имела разветвленную агентурную сеть в городах Центральной России (Казань, Москва, Муром, Рыбинск, Ярославль и др.). Заговорщики получили от Франции 3 млн рублей для организации переворота. Общий состав организации достигал 5 тыс. человек. В мае – июле 1918 г. заговор был раскрыт чекистами. Вооруженные выступления в нескольких городах были быстро подавлены.

59

Борис Савинков на Лубянке. Документы. С. 437.

60

Там же. С. 538.

61

Документы и материалы по истории советско-польских отношений. Т. 1. С. 384.

62

Там же. С. 405.

63

Там же. С. 379.

64

Левые эсеры и ВЧК. Сб. док. Казань, 1996. С. 56.

65

Речь идет об издателе газет А.Ф. Филиппове. См.: Очерки истории российской внешней разведки. Т. 2. М., 1996. С. 19–24.

66

ЦА ФСБ России. АУД Р-42054. Т. 1. Л. 297.

67

Дашкевич В. О польской вооруженной силе в России за время с 1 июня 1913 г. по 1 июня 1918 г. Историческая справка. – Военно-исторический сборник. Вып. № 4. М., 1920. С. 178.

68

ДМИСМО. Т. 1. С. 393.

69

ЦА ФСБ РФ. АУД Р-42054. Т. 1. Л. 295.

70

Там же. Т. 2. Л. 155.

71

Там же. Т. 3. Л. 33.

72

Там же. Т. 1.116.

73

Там же. Т. 2. Л. 28.

74

Peplonski A. Wywiad w wojnie polsko-bolszewickiej. 1919–1920. Warszawa, 1999. P. 35.

75

ЦА ФСБ РФ. АУД Р-42054. Т. 2. Л. 29.

76

ДМИСПО.Т. 1. С. 443.

77

Архив ВЧК. Сб. док. М., 2007. С. 255.

78

Там же. С. 207.

79

Волос М. Указ. соч. С. 202.

80

Еженедельник ВЧК, № 6 от 27 октября 1918 г. – ВЧК уполномочена заявить… 1918. М, 2004. С. 226.

81

См. статью о Веняве-Длугошовском в Википедии.

82

Клементьев В.Ф. В большевистской Москве (1918–1920). М., 1998. С. 230.

83

Электронный ресурс: https://pl.wikipedia.org/wiki/Boles%C5%82aw_Wieniawa-D%C5%82ugoszowski.

84

Известия ВЦИК, № 135 от 2 июля 1918 г.

85

Еженедельник ВЧК. № 6 за 1918 г. – ВЧК уполномочена заявить… С. 255.

86

Известия ВЦИК, 4 декабря 1918 г.

87

Лацис (Судрабс) М.Я. Два года борьбы на внутреннем фронте. Популярный обзор. М., 1920. С. 18–19 и 36–38.

88

Ганин А. Последний генштабист. – Родина, № 8, 2010. С. 84.

89

Известия ВЦИК, № 89 (353) от 4 мая 1918 г.

90

Kennan G.F. The Sisson Documents. – The Journal of Modern History. Vol. 28. 1956, June.

91

Старцев В.И. Немецкие деньги и русская революция. Ненаписанный роман Фердинанда Оссендовского. СПб., 2006.

92

В некоторых изданиях Ф. Оссендовского именуют Фердинандом Антонием или Антоном Мартыновичем.

93

Зданович А.А. Отечественная контрразведка. 1914–1920.

94

РГВИА. Ф. 2000. Оп. 13. Д. 88. Л. 12-12об.

95

Там же. Д. 18. Л. 27.

96

Там же. Л. 25об.

97

Попова С.С. Между двумя переворотами. Документальные свидетельства о событиях лета 1917 года в Петрограде по французским и российским архивным источникам. М., 2010. С. 14.

98

Старцев В.И. Указ. соч. С. 33.

99

Там же. С. 70.

100

Известия ВЦИК, № 89 (353) от 4 мая 1918 г.

101

Старцев В.И. Указ. соч. С. 163.

102

Там же. С. 165.

103

ЦА ФСБ РФ. АУД. Р-42054. Т. 1. Л. 17–19.

104

Кобяков С. Красный суд. Впечатления защитника в революционных трибуналах. – Архив русской революции. М., 1991. Т. 7. С. 272.

105

В газетных сообщениях ошибочно указывалось, что среди расстрелянных были некие Любомирские. На самом деле расстреляли братьев Лютославских.

106

Яжборовская И.С., Парсаданова В.С. Россия и Польша. С. 108.

107

Польша в XX веке. Очерки политической истории. С. 110.

108

Яжборовская И.С., Парсаданова В.С. Указ. соч. С. 121.

109

Зуев М.Н., Изонов В.В., Симонова Т.М. Советская Россия и Польша. 1918–1920 гг. М., 2006. С. 39.

110

Красная книга. Сборник дипломатических документов о русско-польских отношениях с 1918 по 1920 г. М., 1920. С. 29–31.

111

Мельтюхов М. Советско-польские войны. М., 2004. С. 29.

112

Директивы Командования фронтов Красной армии (1917–1922 гг.). Сб. документов в 4-х томах. Т. 4. М., 1978. С. 361.

113

Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М., 1983. С. 488.

114

Реввоенсовет Республики. Протоколы 1918–1919. Сборник документов. М., 1997. С. 87.

115

Там же. С. 88.

116

ДМИСПО. Т. 2. М., 1964. С. 69–70.

117

Там же. С. 79.

118

Лацис М. Два года борьбы на внутреннем фронте. С. 36–37.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5