bannerbannerbanner
Декор и декупаж. Изучаем техники и материалы в процессе
Декор и декупаж. Изучаем техники и материалы в процессе

Полная версия

Декор и декупаж. Изучаем техники и материалы в процессе

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Выбор огромен поэтому мы всегда ориентируемся на свойства материала и на то, что нам нужно получить на работе.


Начнем с материалов из строительных магазинов

1 Шпатлевка по керамической плитке фирмы Semin

Эластичная, плотная, не имеет ярко выраженной зернистости, после просушки держит объём.



Наносить через трафарет удобно, паста легко заполняет самые мелкие детали, хорошо растягивается.

После просушки можно размыть, чтобы сгладить шероховатость и мелкие неровности. В качестве материала для создания трафаретного узора подходит идеально.

Имеет только декоративный эффект. Подходит для дерева, на стекле держится хорошо, но, если приложить усилие, можно снять, поэтому на плитку желательно нанести грунт по стеклу.


2 Шпатлевка по дереву фирмы Текс и axton



Эластичные гладкие пасты, после просушки слабо размываются. Объём держит слабо, оседает после высыхания.

Подходит для реставрации сколов, создания «бетонной» поверхности, фрески, в общем любой фактурной поверхности

3 Шпатлевка тонкозернистая фирмы Текс



Эластичная, достаточно хорошо держит объём. Легко шкурится и размывается после просушки. Желательно укрепить лаком (лакируем готовые узоры после просушки).


4 Шпатлевка фирмы Тиккурила

Очень хороший вариант шпатлевки фирмы Тиккурила.

Первая подходит для трафаретных узоров, для техник имитации различных поверхностей



Следующая шпатлевка очень легкая, пластичная подходит для техники 3 d декупажа. (рисунок на работе делает объемным).



Аналог этой шпатлевки продукт другой фирмы Джоби.

Очень лёгкая, напоминает очень мягкий пластилин, на ощупь зефирную глину. Подходит для техники 3D декупажа. В молды не подходит – после просушки трескается.



5 Шпатлевка фирмы Неомид для OSBплит, продается в Бауцентре.

Эластичная гладкая шпатлевка, после просушки размывается. Объём держит слабо, оседает после высыхания.

Подходит для реставрации сколов, создания «бетонной» поверхности, фрески, в общем любой фактурной поверхности





Эти материалы удобны в работе.

ВАЖНО! Шпатлевки не художественные материалы, их обязательно нужно укреплять.

Либо добавлять в состав ПВА, небольшое количество. Или обязательно наносить лак, который пропитает сухой узор и свяжет его.


В пластичную тонкозернистую шпатлевку можно добавить наполнитель (декоративный песок разной фракции, микробисер, минеральные добавки) и получить фактурную пасту разной степени грубости.

Для рисования объёмных узоров можно сделать смесь самостоятельно.

В равных пропорциях берем шпатлевку, ПВА и лак, тщательно размешиваем. Далее смотрим по консистенции – если густо, добавляем лак, если жидковато – шпатлевку. Смесь переливаем в тюбик с узким носиком и пробуем рисовать линию. Смесь должна выдавливаться легко, сохраняя при этом форму.

Загустить смесь можно и с помощью крахмала. Чтобы избежать растрескивания ПВА не перебарщиваем, и можно добавить 2-3 капли глицерина.

После работы с трафаретом, его обязательно промываем, не давая пасте засохнуть.


Художественные пасты


1 Пасты фирмы Таир

Рельефная паста тонкая.

Мягкая, пластичная, для трафаретного рисунка не подходит. Лучше всего подходит для имитационных техник на поверхности



Рельефная паста грубая.

Пластичная, держит объём, переносит любой тонкий узор трафарета.




2 Паста фирмы Сонет


Эластичная, гладкая легко наносится, хорошо колеруется. После высыхания превращается в плотную эластичную массу не растворимую в воде, и которая практически не шкурится.

Благодаря тому, что эта паста эластична, лучше всего подходит для так называемых гибких работ, – блокноты, обложки паспортов, холст.




Подходит для работы с невысокими молдами.


3 Паста «Пластика» фирмы lakkras.

Гладкая, легко наносится, переносит любой, даже очень тонкий рисунок.

После просушки хорошо шкурится, позволяя убрать неровности и пики. Хорошо тонируется акриловыми красками и пигментами.




4 Моделитная паста фирма Pro Art

Гладкая моделитная паста для создания декоративных и объемных эффектов.

Обладает густой консистенцией, тонируется акриловыми красками. Подходит для работы на стекле, держится достаточно крепко. Подходит для работы в различных объёмных техниках, имитации фресок, с трафаретными объемами, барельефной живописью.


5 Масса для лепки

Материал, который используется для создания объёмного декора. Своей пластичностью он напоминает пластилин, а после застывания становится очень твердым, как пластик. Другие названия – термопластика, пластика.

В зависимости от технических особенностей обработки и состава выделяют следующие виды полимерной глины.

Самоотвердевающая пластика.

Высыхает и твердеет на воздухе в течение нескольких часов (поэтому такую глину нужно хранить в герметичной упаковке, желательно в холодильнике).

Существует несколько видов

Тяжелая глина по своим свойствам сходна с природной. Для ее размягчения добавляют воду. После застывания края изделия могут крошиться, а его поверхность – пойти трещинами;

* Легкая глина быстро раскатывается до тонкого пласта и хорошо тянется;

* холодный фарфор белого цвета очень пластичный, его можно окрасить в различные оттенки;

* жидкая самоотвердевающая глина.

Это густой белый или полупрозрачный гель, в основном используется для создания одежды на глиняных фигурах.

Лоскут ткани пропитывают жидкой глиной и формируют на фигурке нужные предметы одежды. После застывания она принимает твердость пластика.

Плюсы самоотвердевающей глины:

* Долгий срок застывания – можно использовать при лепке или если нужно внести изменения в работу, это можно сделать в течении некоторого времени, пока глина сохнет

* Нет необходимости замешивать массу самостоятельно

* Размягчить пластику можно обычной водой;

* Подходит для лепки крупных элементов.

* Можно использовать при работе с готовыми молдами

* Можно окрашивать в любой цвет

Недостатки самоотвердевающей глины

* Не подходит для мелких деталей.

* Усадка при сушке

* Цвета после просушки становятся светлее.

* Некоторые самотвердеющие глины хрупкие после просушки.

Керрапласт.



Доступная, продается в любом художественном магазине. Хорошо лепится, разминается водой. При высыхании может деформироваться и потрескаться. Легко ломается.


Зефирная глина

Мягкая глина на основе целлюлозы, очень легкая. Тонко раскатывается, пластична, податлива, можно использовать для лепки мелких деталей. Можно тонировать и окрашивать.

Только в качестве декора, хрупкая. Дает усадку при высыхании. После просушки остается эластичной, ее можно изогнуть и использовать на округлых поверхностях. Не крошится

Вариантов много, разные производители.





Перед окрашиванием материалами на сольвентной основе необходимо защитить грунтом или одним слоем акриловой краски.

Глина DAS



Менее пластична, легко лепится, после просушки более крепкая к механическим воздействиям. Подходит для работы с молдами, не подходит для работы с мелкими деталями и завитками при ручной лепке.

Незначительная усадка при высыхании. После просушки не эластична, поэтому форму придаем до просушки (прикладываем к работе и оставляем в таком виде на просушку).

Можно окрашивать или лакировать.

Запекаемая глина

Отвердевает при высокой температуре, более 100°C, поэтому для финишной обработки потребуется хорошая духовка. (Точная температура указана на упаковке в описании).

Изделие получается очень прочным, с ровной плотной поверхностью.

Плюсы:

* Можно покрасить в любой цвет, краска отлично наносится и крепко держится;

* при высыхании цветная глина сохраняет сочность красок; подходит для лепки мелких и сложных элементов.

Минусы:

* Необходимость запекания в духовке при определенной температуре

* Мелкие недочеты в работе исправить уже нельзя.

* На запекаемую глину легко садятся соринки и пыль, поэтому лепить можно только в перчатках и на чистой рабочей поверхности.


Craft Clay.

Наиболее крепкая в этом ряду полимерных масс для лепки. Устойчива к механическому воздействию после запекания.



Стойкая, после просушки немного эластична, не крошится, устойчива к механическим воздействиям. Можно изогнуть, если нагреть феном или в горячей воде.

Плотная, не имеет пор, необходимо грунтовать перед окрашиванием.

Древесная пульпа

Это смесь древесной пыли с полимерами, внешне похожа на пластилин. В состав входит ацетон. Пластична, после высыхания легкая и внешне похожа на деревянные элементы.



Быстро сохнет, при нагревании можно изогнуть. Размягчается ацетоном. Удобнее всего работать с молдами. Дает усадку после просушки

Устойчива при механическом воздействии после просушки. Легкая, подходит в качестве мебельного декора.



Перед окрашиванием можно не грунтовать. После просушки принимает жесткую форму, но, если нагреть феном, можно изогнуть. Если есть необходимость, можно шкурить.

6 Морилки

В нашей работе в основном используются водные и спиртовые морилки и пропитки. Об этом и поговорим.

Морилка – это средство для обработки дерева и придания ему различных оттенков с сохранением структуры и фактуры волокна. Пигмент проникает в волокно и окрашивает его. Из-за того, что дерево имеет неоднородное строение – есть мягкие волокна, есть твердые, рисунок дерева проявляется более четко. Особенно красивый рисунок у хвойных пород деревьев сосны, лиственницы, ели.

Плюс морилки хороши в техниках старения, особенно водные, благодаря свойству мигрировать сквозь последующие слои краски.


ВАЖНО! Морилки разных фирм могут отличаться по оттенкам. Обязательно делаем выкрасы на той поверхности, с которой планируем работать (с фанерой, то на фанере, с сосной. Значит на сосне)

Чем наносить морилки не принципиально, подходят кисти синтетика или щетина, подходит мелкопористая губка.

Учитывайте, что морилки быстро выгорают на солнце, поэтому для работ, которые будут находиться на улице не подходят.

Водные морилки

Пигмент проникает глубоко в структуру дерева, не нарушая его структуру. Не имеет запаха, разводится водой.

Так как основа водная, морилка поднимает ворс, сохнет 2-3 часа.

Так как дерево имеет неоднородную структуру – твердые и мягкие волокна – морилка окрашивает деревянную поверхность неоднородно, проявляя рисунок дерева.



Тонированное дерево




Брашированное и тонированное дерево


Я в работе использую морилки нескольких фирм.

1 Новыбытхим.



Недорогая морилка, есть хороший выбор древесных оттенков. Пигмент хороший, тонирует с первого слоя, хотя для придания глубины лучше 2-3 слоя. Морилки можно смешивать и тонировать акриловыми красками.

Главный минус – оттенок может меняться в зависимости от партии. К примеру, палисандр может быть с фиолетовым отливом, а в другой бутылке с красноватым. Неудобно, если нужно повторить работу, или сделать комплект из нескольких предметов, а морилки мало.


2 Радуга



Недорогая морилка, очень сильный, красивый пигмент, яркий цвет дает даже с одного нанесения. Главное перед тонировкой тщательно перемешать.

Недостаток один – очень маленькая линейка цветов, всего четыре (орех, дуб, сосна, махагон).

3 Бейц Морилка фирмы Дейли Арт



Это из линейки художественных морилок. Очень яркие оттенки, сильный пигмент, который хорошо мигрирует, поэтому эти морилки использую для техник старения.

Из минусов дороговато.

У них есть интересная белая морилка, дает необычный эффекты, но с ней нужно приноровиться работать. При нанесении морилка прозрачная, белесый цвет проявляется при высыхании.

4 Лотек



Очень слабый пигмент, полупрозрачная морилка, которая не даст ярких цветов. Я использую редко, только если нужно создать эффект состаренного дерева на фотофонах – темные цвета приглушают яркость дерева.


Водные морилки наносить лучше всего кистью щетина, она берет небольшое количество морилки и хорошо отдает. Тонируем сразу всю поверхность, так как если дать высохнуть на половине, границу будет хорошо видно.

Примеры работ с морилками




Водные пропитки

Редко используемый в декупаже материал, но мне нравится эффект от работы с пропиткой.

Я использую пропитку фирмы Дюфа



Внешне пропитка напоминает очень густой кисель. Быстро сохнет, не имеет запаха, кисти отмываются водой. После высыхания воднерастворима.

Сохнет очень быстро, дает красивый цвет, подчеркивает рисунок волокна. Благодаря составу можно использовать для тонировки и выделения уголков. Когда в середине более светлый цвет, который к краям становится темным – это очень красиво смотрится на работах.

Сохнет очень быстро, поэтому для внутренних сторон заготовок нужно работать быстро, не допуская, чтобы пропитка попала на другие стороны, есть риск что пятна нельзя будет убрать.

Наносить можно губкой, кистью, тряпкой и сразу же растирать, убирая излишки.

В строительном магазине можно купить бесцветную пропитку и затонировать в нужный цвет.

Вот пример работы с использованием пропитки:



Спиртовые морилки

Я использую концентраты художественных спиртовых морилок. Которые при необходимости разбавляю спиртом или ацетоном.

Основное свойство, как и у водных морилок – тонировка древесины. Но есть ряд нюансов

Спиртовая морилка разбавляется только спиртом или ацетоном (морилки некоторых фирм можно разводить водой), имеет легкий запах, который быстро выветривается. Не поднимает ворс, не мигрируют после высыхания, пигмент не проникает слишком глубоко, так что эффекты потертости выполнить проще. Выгорает на солнце, но не так быстро, как водная морилка. Еще один плюс – можно затонировать поверхность, закрытую одним слоем лака. Иногда это очень удобно.

Фирм, которые предлагают спиртовые морилки много, я использую морилки фирмы ОРА,

Pragma Gold, SMART и ProArt.



Еще один несомненный плюс – спиртовые морилки бываю совершенно разных оттенков. Не только древесные, но и нежные шебби, яркие цвета.

Вот пример использования спиртовой морилки «Бирюза»:




Кроме того, спиртовые морилки хороши в технике имитации ржавчины и окислов.

7 Битум и его вариации

Связующим компонентом, лежащим в основе любого битумного состава, является естественно битум.

Мы знаем битум как твердое вещество, которое имеет черный цвет или один из его оттенков.

Битум бывает природный и нефтяной

Природный существует в природе сам по себе, его добывали использовали для гидроизоляции, защиты и тонировки.

Добывается сложно, дорогостоящий процесс переработка. Поэтому материалы на природном битуме дороги и не сильно распространены.

Искусственно полученный, нефтяной битум. Он также разделяется на

Строительный –И здесь производитель не сильно заботится об экологичности.

Художественный – Более тонкая очистка, нетоксичные растворители. Естественно, стоимость такого лака дороже строительного.


В декоре битумные составы в основном используют для техник состаривания, при работе с поталью, чтобы приглушить яркость, для тонировки дерева. Цвет темно коричневый, разные составы могут отличаться в оттенках от коричнево рыжего до почти черного.

Существует пять основных битумных составов – битум, битумный лак, битумная патина, битумный воск и масляный битум.


Битум

Плотный, вязкий раствор на основе растворителя (уайт-спирит), изначально создан мастерами золочения для патинирования и эффектов состарености. Постепенно перекочевал в художественные техники.

Может быть использован в

1 техниках состаривания

2 при работе с поталью

3 для деликатной, легкой тонировки краев работы

4 в технике имитации старого серебра

5 в технике полихромии

Битум жидкий Ferrario La Doratu

Профессиональный материал, смолы, входящие в состав максимально очищены от примесей.





Фракция жидкая, как густой кефир, легко наносится хорошо растягивается. Дает полупрозрачную, мягкую пыльку на поверхности, на потали (золото и серебро) придает красивую глубину.

Дорогой материал, но для новичка наиболее подходящий в работе.

Берем мелкопористую губку – косметический спонж или мебельную губку, набираем минимум битума и легкими движениями проходим по поверхности, наносим минимум, как пыль, движения частые, чуть касаясь поверхности. Лучше пройти один раз, подсушить и пройти второй, третий раз. Постепенно наслаивая и усиливая яркость винтажного налета.

Точно также можно затонировать поталь, добавить сложности и глубины. Наносим поталь, защищаем ее шеллаком. Сушим. Затем кисточкой наносим битум и аккуратно снимаем излишки мягкой тканью. Битум остается в глубине рельефа, подчеркивая красоту выступающих частей.

Излишки можно снять Уайт спиритом. Так же можно «приоткрыть» поталь, пройдя тряпочкой, смоченной в Уайт спирите по самым выступающим частям объёмного узора. Смотрится очень красиво.

Битум для золочения IDEA Maimeri

Плотный, темный раствор на основе уайт-спирита, используется в технике золочения, для придания сусальному золоту античного вида, за счет легкого приглушенного тона золота.

Готов к применению, при загустении может быть разбавлен Уайт-спиритом. Наносится кистью, далее растирается мягкой тканью. Сохнет несколько часов.

Для защиты используем спиртосодержащий лак (шеллак).

Кроме этого, этот битум можно использовать для мягкой тонировки краев. Работаем по подготовленной, лакированной поверхности.

Излишки можно убрать прозрачным воском.


Битумный лак

Это жидкий немного вязкий раствор темно-коричневого цвета на основе растворителя, в состав входит битум, и некие сиккативы, которые предназначены для того чтобы лак быстрее высох, и чтобы образовалась плотная защитная пленка на поверхности.

Битумный лак применяется для создания эффекта состаривания на любых поверхностях. Это декоративный лак и чаще всего используется как покрывной поверх красочного слоя.

Может применяться и на рельефной поверхности, например, как багет или лепнина, а может на окрашенной мебели или картине.

Битумный лак фирмы Таир.

Это смесь смолы и растворителя (Уайт спирит, скипидар и т.п.). Очень яркий, почти агрессивный материал, работать нужно с осторожностью, но и результат получается очень интересный.




Используем для

1 Тонировки

2 Эффектов старения

3 Выделения рельефа

По окончании работы обязательно перекрываем лаком. Оставляем на просушку 2-3 часа и закрываем водным лаком.

Если оставить на просушку на 48 часов, можем закрыть неводным лаком.


Для тонировки и эффектов состаривания наносим битумный лак на поверхность и сразу стираем излишки. Такую технику используем с осторожностью, этот материал очень цепкий, насыщенный. Лучше всего этот вариант патинирования использовать со свежим битумным лаком и по лакированной поверхности.

Смыть излишки можно уайт-спиритом или сухой тряпкой (это если сразу стирать, свежий слой битумного лака).

Только учитывайте, что растворитель также агрессивно относится и к лаку, и к акриловым краскам. Интересная техника, но к ней нужно приноровиться.

ВАЖНО! Работаем только по лакированной поверхности!


Второй вариант – наносим палочкой немного битумного лака на губку.



Немного сбиваем – так, чтобы на губке оставался минимум битумного лака, он должен давать ‘эффект легкой пыли на поверхности.

Аккуратно, плавными движениями, чуть касаясь поверхности, проходим по краю рабочей поверхности, создавая имитацию чуть потемневшего от времени, состаренного края.





ВАЖНО! Битумного лака на губке должно быть минимально.

Оставляем на просушку на 12-24 часа и закрепляем с помощью шеллачного лака или аэрозольного лака. Так как сам по себе битумный лак очень долго на ощупь чуть подлипает. Неводные лаки используем только после полной просушки материала (48 часов)



Еще один вариант использования – тонировка по потали, чтобы приглушить яркость и дать эффект состаренного, чуть потемневшего от времени золота.

Либо тонировка объёмной поверхности, когда битумный лак в результате остается в глубине рельефа, приглушая при этом основной цвет работы. Выглядит это словно пылька забилась в глубину узора. А сама поверхность чуть потемнела, потускнела от времени.

Разбавленный битумный лак (Уайт спиритом) наносим на поверхность и сразу вытираем излишки. Материал, который останется в глубине, подчеркивает рельеф.








Битумным лаком можно красиво затонировать дерево, получается красивая поверхность.

Хорошо проявляет себя в технике битум + тальк.

Недорогой материал, но к нему нужно приноровиться. Если вы только начинаете творить в декупаже, справиться с ним будет сложно. Для эффекта состаренной поверхности можно приобрести и потренироваться.

На страницу:
3 из 4