Полная версия
Ораторское искусство: смотрите, как надо выступать. Психология в кино. Часть 2
Ораторское искусство: смотрите, как надо выступать
Психология в кино. Часть 2
Посвящается тренерам ораторского искусства
Дмитрию Устинову и
Сергею Шипунову
Автор-составитель Анатолий Верчинский
Дизайнер обложки Анатолий Верчинский
© Анатолий Верчинский, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-4496-1065-2 (т. 2)
ISBN 978-5-4496-0243-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От составителя
Здравствуйте! Меня зовут Aнaтoлий Вeрчинcкий. Я автор и ведущий рассылки «Синемалогия – психология в кино» и тренинга «Психология в кино».
Можно прочитать множество книг по психологии, чтобы получить представление о том или ином определении, положении, теории. А можно один раз увидеть в кино – и всё сразу понять. Наглядно, просто, увлекательно. «Фабрики грёз» предоставили достаточное число успешных образцов поведения – вам останется лишь продемонстрировать их участникам ваших тренингов.
Тренер вместе с участниками просматривает эпизоды известных фильмов с последующим их разбором с психологической точки зрения. Специально подобранные кадры – это:
• видеоиллюстрации к терминам и понятиям психологии,
• демонстрация, где и как могут быть использованы психологические навыки,
• сцены, сыгранные профессиональными актёрами, как образец для подражания.
Могу подобрать и оформить отрывки и иллюстрации в учебных целях для психологических курсов и тренингов на самые различные темы:
• конфликтология,
• переговоры,
• продажи,
• ораторское искусство,
• отношения «мужчина – женщина»,
• НЛП,
• и многие другие.
Имею опыт успешной работы с такими грандами отечественной психологии, как Игорь Вагин и Николай Козлов.
Отрывки из фильмов сегодня, в эпоху медиaконтента, используют везде, даже в презентации нового смартфона Samsung Note 20.
Сам уже давно использую в своих тренингах вырезки из фильмов. Посмотрите программу «Спрашивали? Отвечаем…» с моим участием на тему «Психология в кино».
Я люблю кино. И мне нравятся тренинги. Я уверен, что нам будет интересно пообщаться на тему использования кино на тренингах. Вступайте во «ВКонтакте» в группу «Психология в кино», и я помогу вам изучить практическую психологию по фильмам.
Сайт проекта – psinema.ru.
Анатолий Верчинский, июнь 2022 г.Вся серия «Психология в кино»
6 книг в печатном и электронном виде
Ораторское мастерство трудно представить без умения манипулировать, продавать, конфликтовать, вести переговоры, быть лидером, без знания основ НЛП, поэтому дополнительные примеры ораторских приемов вы найдете в остальных книгах серии «Психология в кино».
Заказывайте в печатном виде на «Озоне», Wildberries или AliExpress, скачивайте в электронном виде на «ЛитРесе» и Amazon, читайте на «Букмейте».
Часть 1. Манипуляции и защита от них: смотрите, как это делаетсяКнига для проведения тренингов по манипулятивному влиянию: как изменяют восприятие и поведение других людей при помощи скрытых и обманных действий – манипуляций.
Посмотрите, как создаются условия успешной манипуляции, какие уязвимости для управления своими жертвами используются манипуляторами, их базовые манипулятивные тактики и стратегии.
Также представлены примеры защиты от манипуляций.
Часть 2. Ораторское искусство: смотрите, как надо выступатьЭта книга для ведущих тренингов по ораторскому мастерству и риторике.
Посмотрите, как ораторы побуждают, убеждают, защищают, используя подготовленную речь и техники ораторского мастерства.
Часть 3. Мужчина и женщина: смотрите, как они общаютсяЭта книга для ведущих тренингов по отношениям между мужчиной и женщиной.
Психология общения мужчины и женщины предполагает особые правила поведения и нормы, необходимые для установления контактов и поддержания отношений.
Посмотрите киноэпизоды, которые помогут вам лучше понять противоположный пол.
Часть 4. Продажи и переговоры: смотрите, как надо продаватьЭта книга для ведущих тренингов по продажам и переговорам.
Переговоры – это тип коммуникации, при котором каждая из сторон стремится достичь поставленных целей. В частности, продать что-нибудь. Поэтому продажи без переговоров фактически невозможны.
Посмотрите на стратегии и конкретные речевые техники и заготовки, которые используют при продажах и переговорах.
Часть 5. Лидерство и конфликты: смотрите, как надо побеждатьЭта книга для ведущих тренингов по конфликтологии. Как проявлять лидерские качества и вести за собой, как действовать в конфликтных ситуациях и побеждать в них.
Часть 6. НЛП: смотрите, как нас программируютЭта книга для ведущих тренингов по НЛП.
Как влиять на отдельную личность и на группу? Как преодолевать несогласие между людьми, изменяя их взгляды? Посмотрите на один из возможных методов НЛП – рефрейминг, позволяющий сместить точку зрения на сложившуюся ситуацию, изменив рамки восприятия.
Также приведены примеры подстройки.
Всё, что мы можем, это плыть вперёд
«1492: Завоевание рая», Ридли Скотт, 1992
драма, приключения, биография 12+
После шести дней без ветра, когда все уже устали идти на вёслах, Колумб произносит перед командой речь, к концу которой начинается сильный ветер.
– Капитан Пинсон просит разрешения подняться на борт.
***– Ты обманул меня, ты солгал мне. Мы уже прошли 750 лиг пути.
– Шесть дней назад, да.
– Вы просто безумец!
– Умерь свой голос, Пинсон!
– У нас может быть мятеж!
– Ты думаешь, я этого не знаю?
– Мы потерялись!
– Там есть земля. Я это точно знаю.
– Ты ничего не знаешь. А теперь слушай. Это мои корабли, и мы возвращаемся обратно.
– И дальше что? Половина воды уже выпита, а остальная протухла!
– Я не должен был слушать тебя. Ты…
– Послушай, Пинсон! Пинсон. Всё, что мы можем, это плыть вперёд. Земля там, земля близко…
– Скажи им это. Ты должен им сказать.
***– Господь не хочет, чтобы мы пересекли этот океан. Эта затея проклята. Мы отправились в плавание из-за жадности. Бог оставил нас. Плавание обречено, и тому есть знак…
– Голос Хуанито – это глас ангела. Его уста благословенны, а из твоих течёт одна желчь… Слушайте меня все… Мы все боимся, когда делаем что-то в первый раз. Но те, кто преодолеет свой страх, получат достойную награду. Я не знаю, желает ли господь, чтобы мы переплыли океан. Но я уверен, что это ты вселяешь страх в наши сердца. Мы не сможем потеряться, если будем хранить веру в господа и самих себя. Настанет время, и будут рассказывать о храбрости первых смельчаках, пересекших океан и вернувшихся домой. И тогда вы сможете сказать: «Я был на Пинте… А я был на Нине… А я – на Санта-Марии»… Этот камзол я дарю первому, кто увидит землю! И десять тысяч мараведи1 в год всю жизнь! Я хочу, чтобы на вышке был человек днём и ночью!
– Алонсо, Пайн, ловите скорее ветер!
– Тебе повезло…
Из малого выходит великое
«1612: Хроники смутного времени», Владимир Хотиненко, 2007
драма, приключения, история 16+
После кровопролитной защиты города от осады ушедшей на Москву польской армии воевода выступает с речью. Действие происходит в России в 1612 году.
– Гишпанец, гишпанец идёт.
– Прощения хочу просить.
– У мужа моего проси. К могиле отвести?
– Молчи, Андрюха, молчи.
– Ишь ты, как у него всё просто – «прощения». Как ребёнку, ей богу.
– Ты беду на нас накликал с царевной своей.
– Ну что, кабальер, сутра был хорош, к вечеру непригож?
– Чёрная коровка, а молочко-то беленькое… Виноват. Виноват, что надоумил нас долг свой исполнить. Виноват, что заставил людьми себя почувствовать. Что не просто жили себе, жили и померли, а кровь пролили за отчизну.
– Всё это слова, Иван Никитович, да присказки твои.
– Ну, до сей поры слова мои для вас чего-то значили.
– Ну, да.
– Ну, да ладно. Вы вот что. Прежде чем подумать плохо, подумайте хорошо.
– Не обижайся, воевода. Мы за тебя горой!
– Куда шёл гетман?
– На Москву.
– Известно, на Москву, конечно.
– На Москву, с войском.
– Ну?
– Ты не томи, воевода, дело говори.
– И сойдутся там под Москвой в смертельном равновесии две силы. А что уж будет дальше, одному богу известно. Но кое-что известно и нам. Потрепали мы зверя, помяли.
– Помяли, помяли, да, сегодня?
– И может, нарушили уже это равновесие, внесли свою долю. А вот она. Пусть маленькая, но из малого выходит великое.
Здесь мы будем сражаться, и здесь мы умрем
«300 спартанцев», Зак Снайдер, 2007, 16+, 7,6
Речь спартанского царя Леонида перед битвой с армией персов.
– Землетрясение.
– Нет, капитан, это боевые порядки персов.
– Мы принадлежим этой земле! Здесь мы будем сражаться, и здесь мы умрем! Будем достойны щитов наших предков! Запомните этот день, воины, ибо он навечно останется в истории.
***– Спартанцы! Сложите оружие!
– Персы! Попробуйте его забрать!
***– Это наш день! Проживем его полностью!
***– Держать строй!
– Их намного больше!
– Ничего врагу не уступим, но заберем у него все!
– Стоять!
– Напирай!
– Неужели это всё, на что вы способны?
– Еще! Еще! Давай! Давай!
– Никаких пленных! Никакой пощады!
– По-моему, они хотят воды! Так давайте их напоим! К обрыву! Стой!
– Неплохое начало.
Без меня – вы ничто, без вас – я ничто
«К-19», Кэтрин Бигелоу, 2002
Речь командира советской подводной лодки перед экипажем в день спуска лодки на воду.
– В истории советского флота ни один моряк не служил на корабле, подобном К-19. это лучшая подводная лодка в мире. Вам выпала честь составлять её экипаж, мне выпала честь быть её командиром. Без меня – вы ничто, без вас – я ничто. На нас возлагают большие надежды. И мы не подведём.
Нам оказали честь, доверив новое задание
«К-19», Кэтрин Бигелоу, 2002
Речь командира советской подводной лодки перед экипажем после всплытия в Северном Ледовитом океане.
– Товарищ командир, экипаж построен по вашему приказанию.
– Мы получили сообщение из Москвы: нас поздравляют с успешным пуском испытательной ракеты. Мы доказали нашу боеготовность.
– Служу Советскому Союзу!
– Нам оказали честь, доверив новое задание. К-19 заступает на боевое патрулирование в районе восточного побережья Соединённых Штатов Америки. Это задание чрезвычайной стратегической важности, лодка переводится в полную боевую готовность. Несите вахту на высшем уровне, другого я от вас не жду.
– Ура-а-а-а!
Мне очень понравилась ваша проповедь
«Алая буква», Ролан Жоффе, 1995
Проповедь священника в небольшом американском городке времён колонизации.
– Доброго воскресенья всем! Друзья и соратники в исканиях духовных. Все вместе странствуем мы во имя мечты, величайшей из всех. Мы оторваны от остального мира, как некогда древний народ Израиля во исполнение помысла господнего. И для того, чтобы мы действительно смогли построить наш новый Иерусалим, сила его божественной любви должна слить воедино сердца наши, англичан и индейцев, господ и работников, свободных и рабов, чтобы весь мир брал с нас пример и дивился нам, и провозглашал здесь – царствие истинного благочестия, здесь – воплощение слова и духа господнего.
Но мы недостойны ниспосланного нам испытания. Почему? Потому что мы желаем более того. Мы алчем получить то, что не дано нам. Кто-то алчет богатых земель наших индейских братьев, кто-то славы, кто-то прибыли или мести.
Должен ли я сказать здесь о тайне каждого из сердец? Я скажу, если хотите. Я открою сердца ваши перед глазами господа. Изречёт скорбный господь наш: «Всё то, чего вы алчите – это враг мой, потому что только обо мне должны быть помыслы ваши, и коли преступаете вы заповеди мои, то упадёт на вас кара моя аки камень тяжкий. И иссечёт вас меч, поднятый вашей же рукой. И сгинете вы безвестно. И унесёт неумолимая река времени саму память о вас».
Да благословит вас господь всех и каждого из вас.
Аминь.
– Артур, позвольте вам представить новую прихожанку, госпожу Роджер Прин.
– Госпожа Роджер?
– Её муж – очень известный врач.
– Мы уже знакомы.
– Я помог госпоже Прин, когда её повозка завязла в лесу.
– Мне очень понравилась ваша проповедь. Очень редко встретишь молодого человека, который мог бы говорить с такой силой и страстью.
– Сегодня на меня снизошло вдохновение. Я рад приветствовать вас и вашего супруга в нашей общине.
Поле боя
«Американская история Х», Тони Кэй, 1998
Перед разгромом скинхедами магазина, принадлежащего корейскому предпринимателю, их лидер произносит агитационную речь.
– Ну, идёмте. Идёмте. Все вместе.
И они всё проглотили. Они делали всё, что говорил им Дерек.
– Давайте. Мы приехали сюда не дурака валять.
– Заткнись.
– Спокойно.
– Кёртис, что это такое?
– Ну, ладно тебе, Дерек.
– Шмаль – это для ниггеров. Брось.
– Господи…
– Надо уважать себя, понял? Послушайте меня. Нам нужно открыть глаза. В этом штате сегодня ночует больше двух миллионов незаконных иммигрантов. В этом году штат потратил три миллиарда долларов на обслуживание людей, которые не имеют права здесь находиться. Три миллиарда долларов. Четыреста миллионов только на то, чтобы содержать преступников-иммигрантов. Которые незаконно проникли в страну из-за того, что иммиграционной службе было лень проверять их на судимость. А кому какое дело? Нашему правительству насрать. Наша иммиграционная политика – дурная шутка. Так что, вас удивляет, что к югу границы над нами смеются? Смеются над нашими законами? Да! Каждую ночь тысячи этих паразитов ползут через границу как мухи на дерьмо. И не надо смеяться! В этом нет ничего смешного! Это касается всех нас. Если американцы надрываются на работе и получают гроши, потому что правительству больше дела до конституционных прав этих ублюдков, которые даже не являются гражданами Америки. На статуе Свободы написано: «Дайте мне ваших усталых, ваших голодных, ваших бедных». Так, это американцы усталые, голодные и бедные. И пока мы не решим эти проблемы, закройте границы! Потому что мы проигрываем. Мы теряем право самим строить свою судьбу. Мы теряем нашу свободу ради каких-то иностранцев, которые эксплуатируют нашу страну. И это происходит не где-то далеко. Не там, куда мы не можем дотянуться. А прямо здесь! В нашем районе. Прямо в соседнем здании. Этот магазин принадлежал Арчи Миллеру, когда мы были детьми. Дэйв работал там, и Майк тоже. Но он обанкротился, а теперь какой-то кореец всех их выгнал, нанял иммигрантов, и наживется на них. И я не вижу, чтобы кто-то хотел исправить положение. И это бесит меня! Оглянитесь вокруг. Это уже не наш район, это поле боя. Мы теперь на поле боя, так что решайте. Что мы будем делать, стоять в стороне и смотреть, как насилуют нашу страну?
– Нет!
– Ни хрена!
– Или мы хоть что-то предпримем?
– Да! Да!
– Да, предпримем, чёрт возьми!
Это будет весело
«Белые цыпочки», Кинен Айвори Уэйанс, 2004
Словесная перепалка между девушками на вечеринке в Америке.
– О, боже, ну, пойдём.
– Извините. Это будет весело. Подвинься.
– Смотрите, кого только что занесло из трущоб.
– Отбросы Беверли-Хилз, жители местных помоек.
– Возьмите меня за жопу.
– О, нет, ты, хрен.
– Прошу прощения, мы только что выдели ваш новый видеоролик – у вас был секс в комнате охранников. Шлюхи, клептоманки, да ещё и дуры.
– Твоя мама покупает вещи в магазине, в котором этот ролик снимался.
– Что?
– А, обсудим наших мам. Обсудим, да, поговорим, хорошо.
– Твоя мама такая глупая, что она к доктору Дреза мазком Пепа.
– Твоя мама такая дура, что она делает зарядку, чтобы ей сделали липосукцию или что-то в этом роде.
– Твоя мама такая старая, что у неё молоко уже превратилось в порошок, оно порошковое сразу.
– Она такая… Ну, давай ты.
– Твоя мама такая глупая, что она ходит на вечеринки за кофе, а в ресторане просит салат «Наполеон» и возмущается, когда ей приносят коктейль.
– А твоя мама волочит губами по столу только в Америке.
– Твоя мама такая глупая, ходит в Гуччи и просит там…
– Так, девочки, разве так говорят с гостями вашей вечеринки, а? Бритни и Тиффани Вилсон, надо же. Я не видел вас с тех пор, как вы были меньше.
– Да, ну что ж, теперь мы вот все взрослые.
– Да, я вижу. Дамы, очень жду вас потом, на Белом балу, я думаю, это будет самый лучший из всех.
– Обязательно придём. Берегите себя.
– До свидания.
– До свидания, мистер Дим.
– Так не пройдёт.
– Выходные будут долгими. Советую почаще оглядываться назад. Дамы.
– Да пожалуйста.
– Не могу поверить, что вы только что так поступили с Вандербилдами. Они же могут выкинуть вас со сцены в одно мгновение.
– Да, но это было так классно!
Позор!
«Близнецы», Константин Юдин, 1945
комедия, 0+
Начальника базы горторга выступает перед сотрудниками. Действие происходит в СССР.
– Граждане! Кий Юлий Цезарь в таких случаях говорил…
– Товарищ Еропкин, вы хотите сказать Гай Юлий Цезарь?
– Я хочу сказать, чтобы ты мне не мешал. Шпингалет этакий. Учить тоже вздумал. Да. Что я хотел сказать? Да, так вот я и говорю. Гай Юлий Цезарь в таких случаях говорил: «Стыд и позор эгоистам!» И мне стыдно, граждане, что я и моя база живём под одной крышей с вышеупомянутой гражданкой Прошкиной. И мне стыдно, что я дышу одним воздухом с этой гражданкой. И мне хочется открыть пасть и выкинуть этот воздух из себя с гневным криком «Позор!» Говорю по буквам: Пётр, Ольга, Захар, омлет, рафинад. По-зор! [аплодисменты] Дети – это моя слабость, я бы сказал, моё больное место. И я призываю вас, женщины… Закругляясь, я подвожу итог. Нашим близнецам подвезло, и в этом видна рука судьбы. Они нашли свою настоящую родную мать.
Каждый час рождается 10 000 малышей
«Больше, чем любовь», Найджел Коул, 2005
драма, мелодрама, комедия 16+
Неудачная презентация создателей сайта по продаже детских подгузников.
– Рывком и вперёд, держи темп. Не так нам это важно. Вернее, нам это важно, но слишком не спеши, как бы ты ни нервничал. Ты можешь с такой скоростью говорить, что никто тебя не понимает.
– Джет, ты можешь помолчать?
– Это именно то, о чём я говорил.
– Джети, Джети, давай ты заткнёшься.
– Да чего я вообще распинаюсь.
– Я с тобой ошизею.
***– Итак… этот ребёнок… Наши клиенты оставляют данные о ребёнке, мы следим за тем, как он растёт. Так что когда приходит время перейти на подгузники большего размера… Раз и всё: доставка на дом, никакой беготни, суеты.
– А у ребёнка есть имя?
– Есть ли у ребёнка имя? Да. Какое мы дали ему имя?
– Фредди.
– Фредди. Но можно не Фредди.
– Сэм. Был у нас такой запасной вариант.
– Сэм – малыш совсем. Суть в том, что каждый час рождается десять тысяч малышей. Это получается 254 000 малышей в день. И кто-то должен позаботиться об их дерьме. Я хочу быть этим человеком.
– Десять тысяч малышей в час. Разве получается не двести сорок тысяч в день?
– Да.
***– Хорошо. Была маленькая накладка. Думаю, большой роли это не играет.
– А ты что думаешь? Тебе понравилось?
Мы хотим этого
«Звёздный крейсер „Галактика“», Майкл Раймер, 2003
Командир звездолёта выступает перед уцелевшими после нападения людьми.
– В наших сердцах – боль. Мы отдаём эти тела вам, боги Каболлы. Дарованные нам познания неоценимы. Освободи их от бремени для вечной жизни. Мы всегда будем благодарны за то, что ты нисходишь к нам с добротой и любовью так же, как и много лет назад. Ты ведёшь нас за собой и показываешь двенадцать миров. И мы будем молиться с надеждой, что ты приведёшь нас в новый дом, и мы начнём новую жизнь. Мы хотим этого. Мы хотим этого.
– Мы хотим этого.
– Мы хотим этого.
– Мы хотим этого.
– Мы хотим этого!
– Мы хотим этого!
– Мы хотим этого!
– Мы хотим этого!
– Они из тех, кому посчастливилось? Может, вы именно об этом думаете? Мы проделали длинный путь от дома. Мы перешли опасную черту в глубинах космоса. Наши запасы подходят к концу. Топливо заканчивается, нет источников. И наконец, нет надежды. Может, лучше было остаться и умереть, или вернуться в колонии вместе с нашими семьями? Вместо этого мы будем в тёмной пустоте космоса.
Куда мы пойдём? Что будем делать?
Жизнь здесь началась с конца. Это первые слова Священного Писания. И они говорили нам о богах Кобболы уже много столетий.
Может, нас согреет и накормит одна лишь мысль, что мы не одни во Вселенной? Тринадцатая колония людей или я неправ, Лоша?
Да, в писании сказано так – появится тринадцатая колония, тринадцатая раса, поклоняющаяся Каболле и святым дням. Они прибудут издалека, и это будет их дом, и планета будет называться Земля.
Она неизвестна, я знаю, где эта Земля. Это секретная информация: местоположение было известно только командиру флота. И мы осмеливались это скрывать от общественности, когда сайлонцы напали, это было неизбежно. Теперь у нас есть убежище, и сайлонцы не знают ничего.Это путешествие не было лёгким; оно было долгим и трудным. Но я обещаю вам на памятнике, который перед вами, мы найдём.
– Земля станет нашим новым домом. Мы хотим этого.
– Мы все хотим этого.
– Этого мы все хотим.
– Этого мы все хотим.
– Мы хотим этого!
– Мы хотим этого!
– Мы хотим этого!
– Мы хотим этого!
– Мы хотим этого.
– Мы хотим этого.
– Разойдись!
Дискуссия на тему «В защиту малых народностей в комиксах»
«В погоне за Эми», Кевин Смит, 1997
На фестивале комиксов один из авторов решил привлечь внимание конфликтом во время дискуссии, заранее договорившись с оппонентом об этом.
– Дискуссия на тему «В защиту малых народностей в комиксах» начинается в аудитории.
***– Долгие годы в комиксах, когда белые художники и писатели создавали персонажи афроамериканского происхождения, они обычно давали им расистские имена, чтобы было понятно, что речь идёт о неграх. Теперь – о моих комиксах. С проклятыми ниггерами подобного не происходит. Моего героя зовут Молитва. Он из племени чернокожих, создавших первое цивилизованное сообщество людей на нашей планете уже тогда, когда вы, чёртовы белые, ещё сидели по уши в дерьме в пещерах и боялись выйти на свет божий. Мой герой – образец для подражания, которого ждёт чернокожий читатель. И сегодня здесь я хочу заявить: настало время платить за всё, чернокожие персонажи комиксов больше не будут объектом насмешек.
– Брось, Уэнби из «Звёздных войн» был чёрным и справлялся с управлением космического корабля, чё ты наговариваешь?
– Кто это сказал?
– Я! Лэндо Калриссиан – положительный образ, достойный уважения.
– К чёрту Лэндо Калриссиана! Этот черномазый готов лизать белым задницу. Зарубите себе на носу: даже в таких фильмах как «Звёздные войны» белые измывались над чернокожими, даже в далёких галактиках. Вспомните, у главного героя Люка Скайуокера голубые глаза, а кто ему противопоставлен? Дарк Вейдер, чернильная вошь во всей галактике. Он похож на нубийское божество.