bannerbanner
Я и моя вселенная. Уроки эгоизма
Я и моя вселенная. Уроки эгоизма

Полная версия

Я и моя вселенная. Уроки эгоизма

Язык: Русский
Год издания: 2018
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Я и моя вселенная. Уроки эгоизма


Валерий Михайлов

Делай, что хочешь – таков весь Закон.

Алистер Кроули. «Книга Закона».

Дизайнер обложки @dead.marginal


© Валерий Михайлов, 2023

© @dead.marginal, дизайн обложки, 2023


ISBN 978-5-4490-3548-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вместо введения

В этой главе я расскажу в двух словах, о чем пойдет дальше речь, чтобы вы могли, не тратя лишнее время, решить: продолжать читать, или эта книга не для вас.

Как видно из названия, она посвящена эгоизму. Чаще всего этому слову придается негативное значение. Первая причина такого отношения кроется в том, что эгоист крайне неудобен в эксплуатации, и на нем особо не попаразитируешь. В результате эгоист бесит как самих паразитов, так и тех, кто позволяет на себе ездить, считая позволение себя использовать верхом добродетели. Вторая причина заключается в том, что это слово используется для обозначения тупого хамского поведения, которое, если разобраться, не имеет ничего общего с эгоизмом. Ведь для того, чтобы быть эгоистом, необходимо уметь думать своей головой, то есть, уметь, в частности, оценивать не только сиюминутные, но и длительные последствия своих действий. Хамство же не является продуктивным поведением хотя бы потому, что в результате хам теряет из своего окружения тех, кто не желает мириться с хамством, не говоря уже о вероятном возмездии. Опять же, хамство – это психологические доспехи, за которыми скрывается страх, чувство собственной неполноценности и несчастность. Зная, что наиболее продуктивным является доброжелательное сотрудничество с пониманием и отстаиванием своих интересов, эгоист чаще всего ведет себя именно так, а при встрече с хамством либо пресекает его, либо сводит контакт с хамом до неизбежного минимума.

Для меня эгоист – это тот, кто осознал себя целью своей жизни, является центром своего персонального мира, оценивает свою жизнь по степени и качеству ее наполнения, и стремится создать окружающую его действительность наиболее комфортной именно для себя. При этом для эгоиста абсолютно естественно, что окружающие его люди тоже являются эгоистами.

Исходя из сказанного, становится видно, что данная книга написана для тех, кто желает осознать и развить собственную индивидуальность и построить свою жизнь так, чтобы она максимально соответствовала именно их потребностям и пожеланиям.

Глава 1

Предварительная постановка задачи

Практически любая житейская задача требует изменения существующего положения дел, которое оценивается как неправильное, неудовлетворительное или плохое так, чтобы оно стало правильным, удовлетворительным и хорошим. Сразу вспоминается задача на движение из пункта «А» в пункт «Б». Но если в учебнике все задачи уже кем-то заранее сформулированы, а последовательность их решения задает учитель, в реальной жизни лишь незначительная часть задач напоминает те, что собраны в учебнике по арифметике. Обычно это тактические задачи вроде уплаты коммунальных услуг или хождения в магазин за продуктами.

Большинство связанных с серьезными изменениями нашей жизни стратегических задач обычно осознается сначала в виде неудовлетворения собой и своей жизнью, и нам самим приходится формулировать их условия. Чаще всего мы начинаем понимать такую задачу уже в процессе решения, поэтому ее первичную формулировку следует считать предварительной, а удовлетворяющее нас решение на этом этапе – приблизительным описанием желаемого результата.

Наметив приблизительную цель, переходим к анализу наших стартовых условий, то есть, определяемся с пунктом «А». А так как пункты «А» и «Б» находятся в реальном жизненном пространстве, мы их рассмотрим с учетом окружающего пространства или среды нашего обитания.

Разобравшись с пунктом «А» и уточнив пункт «Б», прокладываем маршрут между ними, изучаем соответствующие правил игры, проводим инвентаризацию имеющихся у нас ресурсов, в случае необходимости приобретаем недостающие, и, наконец, отправляемся в путь.

За редким исключением движение из пункта «А» осуществляется путем изменения его свойств до соответствия свойствам пункта «Б», то есть, пункт «А» фактически является нашим транспортом, а изменяющая его сила – топливом для движения. Благодаря этому мы имеем возможность анализа ситуации на предмет соответствия нашей цели, что и следует периодически делать, так как со временем наши цели и условия задачи могут меняться. В противном случае мы можем прийти к тому, что нам уже не нужно, потратив на это уйму сил и времени вместо того, чтобы вовремя свернуть на ставший к тому моменту правильным путь. Старайтесь всегда быть настолько чуткими и гибкими, насколько это возможно. Что же до постоянства, то оно является восхваляемой добродетелью потому, что к постоянному человеку не нужно постоянно приспосабливаться, и все его действия можно предсказать заранее. Само же постоянство говорит о том, что человек остановился в развитии, так как развитие – это всегда изменение.

Набросаем для предварительной постановки задачи в общих чертах психологический портрет читателя этой книги. Это человек, который уже не хочет жить, как другие, но еще не может жить, как хочется именно ему. При этом он разрывается между прописанными в его подсознании общественно ориентированными нормами и установками, с одной стороны, и стремлением к самостоятельности, с другой. В результате ему уже некомфортно с уводящими его в жизнь, «как у всех» окружающими, но еще и не комфортно наедине с собой. Такое положение является крайне энергозатратным и нестабильным в эмоциональном плане, поэтому его с уверенностью можно признать неустойчивым и имеющим лишь 2 возможных варианта развития событий: он либо «перебесится» и вернется в социум, что фактически является поражением, либо станет тем, кем желает стать, начав жить, как хочется ему, и изменит свою среду обитания так, как нравится ему. Предлагаю этот вариант развития событий считать предварительной формулировкой цели.

Бонус к главе 1

Превращение проблемы в задачу

Периодически мы сталкиваемся с теми или иными житейскими ситуациями, которые по умолчанию1 воспринимаются нами как проблемы. То есть проблема – это не столько сама нежелательная ситуация, сколько наше отношение к ней как к проблеме. Поэтому для того, чтобы проблема перестала быть таковой, нужно изменить имеющееся у нас умолчание на более экологичное2, благодаря которому нежелательная ситуация будет восприниматься нами как задача. Такая смена умолчаний позволит нам перестать воспринимать нежелательные ситуации как отравляющее нашу жизнь зло, и начать относиться к ним как к требующим решения задачам, что в свою очередь сдвинет нашу реакцию на нежелательную ситуацию с эмоциональной области в интеллектуальную.

Столкнувшись с очередной задачей, необходимо ее классифицировать по 2 признакам: решаемость и принадлежность. По первому признаку задачи делятся на решаемые и не решаемые. По второму – на ваши, которые нужно решать именно вам, и не ваши, которые должен решать кто-то другой. В результате мы получаем 4 вида задач: ваша решаемая, ваша не решаемая, не ваша решаемая, не ваша не решаемая.

При возникновении вашей решаемой задачи, вам требуется совершить ряд необходимых для ее решения действий. Если перед вами стоит несколько задач такого типа, очередность их решения следует выбирать в зависимости от срочности, наличия необходимого ресурса и высвобождения ресурса в результате решения задачи. Со срочностью, думаю, все понятно. Необходимый ресурс – это то, что нужно для решения задачи, например, деньги, инструменты, квалификация, достаточное количество времени и так далее. Высвобожденный ресурс – это то, что вы получаете в результате решения задачи. Например, выспавшись, вы получаете достаточно хорошее самочувствие для решения других «более важных» задач.

Хуже обстоит дело, когда ваша задача оказывается не решаемой. Например, у вас обнаруживается смертельная болезнь. В этом случае вам следует сосредоточиться на решении сопутствующих решаемых задачах. В данном примере это борьба с болью и поддержание себя максимально долго в приемлемом состоянии, приведение в порядок своих дел, организация оставшегося времени, подготовка к процессу умирания (обеспечение себя нужным уходом или возможностью «вовремя» прекратить страдания) и подготовка к шагу в неизвестное, чем для нас и является смерть. Безрезультатное битье головой об стену в попытке решить не решаемую задачу или отрицание ее существования ни к чему хорошему не приведет, так как подобное поведение приносит лишь потерю средств, времени и сил.

Классифицировав задачу как решаемую, но не вашу (ее должен решать кто-то другой), необходимо примириться с тем фактом, что эта задача не ваша. Многим этот шаг представляется невыполнимым, однако, отказ его сделать превращает человека в то назойливо лезущее в чужие дела существо, которое хочется послать подальше. Разумеется, всем нам кажется, что львиная доля окружающих, включая наших близких, делает не то или не так, но если вас это никак не касается, и вас не просят помочь, лучшее, что вы можете сделать – не лезть к людям со своим «верным» взглядом на то, что они должны делать или не делать. Также не стоит вестись на чью-то кажущуюся беспомощность и заниматься решением их задач. Разумеется, я не против помощи людям. Но это должна быть именно помощь, а не забадывание и не сажание кого-то себе на шею. Причем, помогать следует, когда человек готов получить помощь, когда вы обладаете всем необходимым для оказания этой помощи, и когда эта помощь не противоречит вашим интересам. В противном случае ваше вмешательство в чужие дела приведет только к дальнейшему ухудшению ситуации.

Что же до чужих не решаемых задач, то на них тратят свое время только идиоты, мошенники и лентяи. К идиотам следует отнести всех, кто действительно тратит свои ресурсы на попытки решить такого рода задачи, так как надо быть идиотом в квадрате, чтобы биться головой о неразрешимую задачу, которая, ко всему прочему, не является твоей. Остальные две категории граждан делая вид, что заняты не решаемой задачей, используют ее в своих целях. Так, например, адекватные борцы с всеобщей бедностью решают задачу приобретения для себя денег, статуса и политического капитала. Что же до лентяев, то они задачами четвертого типа прикрывают нежелание или неспособность заниматься своими делами. Поэтому большинство самоотверженных борцов с мировым «злом» являются неспособными организовать нормально свою жизнь неудачниками.

Глава 2

Стартовые условия

Как прекрасно показано в «Матрице», то, что мы привыкли считать реальностью, является лишь предоставленным нам в пользование нашим сознанием интерфейсом (его еще называют тоннелем реальности), который (предположительно3) в достаточной для нашего выживания степени соответствует реальности. Создается он следующим образом: При взаимодействии с реальностью наши сенсоры генерируют электрические сигналы, которые, поступая в мозг, творчески там обрабатываются, превращаясь в доступную нам картину мира, каждый элемент которой, попадая в область нашего внимания, сопровождается словесным описанием. Достаточно немного понаблюдать за собой, чтобы убедиться в том, что, когда в поле зрения попадает, например, стол, в сознании проносится слово «стол».

С процессом обновления интерфейса реальности (а он постоянно обновляется) связан еще один интересный и крайне принципиальный момент, для иллюстрации которого представим себе наш психический аппарат в виде двухъядерного компьютера. В данный момент главной его особенностью является значительная (счет идет на порядки) разница в мощности этих ядер. Более мощное и более древнее первое ядро отвечает за подсознание, то есть за все те процессы, которые мы не осознаем и на которые не можем сознательно влиять. Более позднее и более слабое второе ядро – за сознание, то есть за те процессы, которые мы осознаем и на которые можем сознательно влиять. Так вот, за сбор информации отвечает первое ядро, а за включение ее в интерфейс реальности – второе. А так как поток поступающих сигналов значительно превосходит мощность второго ядра, существует программа «цензор», которая определяет, какие из поступающих сигналов войдут в интерфейс реальности, а какие так и останутся необработанными на нашем «жестком диске4». В результате наша картина мира во многом определяется настройками «цензора», и если он, например, настроен на неудачу, мы никогда не сможем увидеть ведущий к успеху шанс, зато каждый потенциально провальный шаг будет гарантированно нашим, и наоборот. Большинство настроек «цензора» прописывается в автоматическом режиме и работает по умолчанию.

Из этого следует, что каждый человек живет в своей персональной вселенной, которая лишь частично совпадает с вселенными других людей, причем, во многом благодаря тому, что мы постоянно сверяем с окружающими описания наших вселенных. То есть, размер, форма и качество жизни в вашей персональной вселенной во многом зависит от свойств вашего сознания, поэтому, чтобы изменить ваш персональный мир, нужно в первую очередь работать над собой. Для этого давайте разберемся с предметом приложения сил.

Шоу началось несколько миллиардов лет назад. По одной из версий первый живой организм зародился непосредственно на нашей планете в «первичном бульоне». По второй – прибыл к нам из космоса на метеорите (теория панспермии), то есть, зародился в первичном бульоне где-то в другом месте. В контексте нашего разговора это не имеет значения. В любом случае все началось с простейших, которыми управляли 2 базовых побудительных мотива: погоня за удовольствием и уход от страдания. В те относительно бесхитростные времена страдание было связано с угрожающими выживанию факторами, а удовольствие – со способствующими ему. А так как жизнь нередко бывала полуголодной, у организмов развился механизм энергосбережения, переводящий в спящий режим все неактуальные в данный момент функции организма.

По мере изменения жизни на Земле, менялось и население планеты. Краеугольным камнем этих изменений был принцип достаточного для выживания минимума: все, кто доживал до размножения, оставляли после себя потомство.

Со временем слишком слабые для самостоятельного выживания организмы начали объединяться. Одно из направлений такого объединения привело к появлению многоклеточных форм жизни, другое – к появлению группового или стадного существования. Это повлекло за собой изменение первичных побудительных мотивов у объединившихся в группы животных, благодаря чему у них появились стадные инстинкты, заставляющие отдельные особи соотносить свое поведение с поведением стада.

Затем стада одного из видов приматов трансформировались в то, что сейчас принято называть обществом, а когда это общество подчинило его членов принципу тотальной собственности, он стал определяющим для человеческого стада. В результате возникла следующая пирамидальная структура:

На ее вершине находился верховный собственник из мира богов, которому принадлежало абсолютно все. На земле от его имени правили наместники: жрецы с царями, которые были собственниками не только контролируемых территорий, но и всех проживающих там людей, и всего того, что принадлежало тем людям. То есть более низкие рангом люди фактически были имуществом более высоких, а все, что им принадлежало, было, как бы, пожаловано им в пользование их хозяевами.

Следствием этого положения дел стал принцип тотального служения, согласно которому все должны были служить своим господам, включая верховных правителей, которые служили непосредственно богам. Отсюда видно, что любой долг по факту нашего существования является свидетельством того, что наше «свободное» общество продолжает оставаться рабским, а степень нашего порабощения обратно пропорциональна той степени, в которой мы можем распоряжаться собой, своим телом, своим здоровьем и своей жизнью.

Привлекательной стороной положения раба является обязанность рабовладельца нести ответственность за его (раба) судьбу, в результате раб чувствует себя в определенной степени защищенным от необходимости думать своей головой и жить своей жизнью, на что он, будучи рабом по своей сути, не способен в принципе. Поэтому современное рабство держится, прежде всего, на желании самих рабов сохранить свой статус.

Короче говоря, в результате биологической и социальной эволюции появился и захватил пищевой трон на нашей планете стадный человек. Рассмотрим основные его свойства.

Стадный человек определяет себя по множеству принадлежностей к тем или иным группам (стадам) людей. На вопрос, кто ты, он ответит перечислением групп, к которым принадлежит. Например, скажет, что он русский, врач, интеллигент, православный, из такой-то семьи и так далее. Для него характерны фразы типа «мы выиграли войну» или «мы взяли столько-то там медалей на олимпиаде», или «у нас с украинцами…».

Свое поведение и действия окружающих стадный человек соотносит с представлениями о социальном одобрении (как я выгляжу в чужих глазах) и сверяет со списками соответствия. Такими списками являются понятия «мужчина», «женщина», «любовь», «дружба», которые определяются набором (списком) признаков. Что же до так называемого бунтарства, то оно является подвидом основанного на социальном одобрении поведения, так как за ним стоит желание быть не таким, как другие или же показать (доказать) что-то другим. Так что бунтари обыкновенные – это тоже стадный вид людей.

Одним из излюбленных вопросов стадного человека является вопрос: для чего ты живешь? По умолчанию подразумевается, что, только живя ради чего-то, человек действительно живет и наполняет свою жизнь таким атрибутом, как смысл. Смысл для стадного человека является определяющим ценность его жизни свойством. Живя ради чего-то, стадный человек автоматически превращает себя в средство для достижения цели своей жизни.

Не имеет значения, живет он ради служения Родине, «высшим силам», абстрактным идеалам, детям или чему-либо еще. Ведь даже живя ради собственного процветания, человек все равно остается рабом цели. Крайней формой такого рабства является кодекс самурая.

Не менее важным является вопрос, что такое жизнь? Не в абстрактно-философском, а в житейски-практическом значении этого слова. Для стадного человека она служит, прежде всего, базовым ресурсом, позволяющим ему служить своей цели.

К счастью для эгоистов, положение на пищевом троне напрямую зависит от соответствия требованиям среды обитания. Современные технологии и взрастающая на них экономика больше не нуждаются в таких стадных образованиях, как государство, нация и семья, да и само географическое положение человека перестает играть определяющую роль в его работе или судьбе. В результате на смену человеку стадному приходит эгоист, он же человек индивидуальный, который определяет себя, как я – это я, что автоматически делает его центром собственной вселенной.

Причем в отличие от нарцисса или эгоцентриста эгоист считает, что центром вселенной других людей являются они сами, поэтому для него вполне естественно, что другие люди тоже ставят на первое место свои интересы, что делает его прекрасным партнером в любой взаимовыгодной в самом широком смысле этого слова деятельности. Нарцисс или эгоцентрист уверен, что его интересы должны быть на первом месте и у имеющих с ним дело людей, которые фактически воспринимаются им как средства удовлетворения его потребностей.

Остальные люди располагаются во вселенной эгоиста в зависимости от степени их влияния на его жизнь и с учетом иерархии его потребностей. Первейшей базовой потребностью является потребность в собственном жизнеобеспечении, потому что иначе человек попросту умрет либо будет занят вопросами непосредственного выживания. Поэтому ближайшая к эгоисту орбита отводится для приобретения средств к существованию. На этой орбите находятся те, от кого напрямую зависит материальное положение эгоиста, то есть, начальники и деловые партнеры. Вторая орбита закреплена за удовлетворением сексуальных потребностей, поэтому на ней находится постоянный сексуальный партнер. Участники случайных связей и несерьезных отношений лишь пересекают эту орбиту. Дальше идут дети, если они есть или планируются. Что же до детей по недосмотру, то эгоист пресекает их появление всеми доступными ему ненаказуемыми способами, так как появление нежеланных детей противоречит его эгоистическим взглядам на жизнь. Эти три орбиты образуют «ближний космос», который включает в себя тех, с кем действительно необходимо считаться. «Средний космос» отводится родителям, братьям-сестрам, друзьям и прочим людям, находящимся в непосредственном окружении эгоиста. С этими людьми отношения строятся либо по принципу взаимного обогащения в самом широком смысле этого слова, либо они (люди) отправляются по возможности во «внешний космос», где обитают те, кто никак не влияет на жизнь эгоиста, и о ком поэтому можно вообще не думать.

С другими людьми эгоист объединяется для того, чтобы решать требующие совместных действий нескольких человек задачи. Отношения в таких группах он строит на уровне деловых взаимовыгодных соглашений. Он может рисковать, но никогда не станет жертвовать собой или своими интересами ради интересов других, а Родина для него является лишь средой обитания. Поэтому к тому же присоединению Крыма он относится либо как к причине исчезновения многих импортных товаров и роста цен, либо как к источнику дохода, если у него есть возможность на этом заработать. Вся прочая, не затрагивающая его интересы «лирика» ему не важна и не интересна. Поэтому в отличие от стадной публики его никогда не будут восхищать люди типа Януша Корчака.

Сексуальные отношения для него являются партнерским договором. Разумеется, он способен на долгие сексуальные отношения и глубокую искреннюю привязанность. Он может быть нежным, заботливым и так далее, но сам штамп в паспорте и кольцо на пальце для него значат не больше, чем подпись под имущественным договором.

В отличие от стадного человека, эгоист сам отвечает за свою жизнь. Он не нуждается ни в социальных, ни в духовных вождях, ни в боге, ни в дьяволе. Разумеется, он обращается к другим людям за помощью в случае необходимости, но не перекладывает на них ответственность за свою судьбу.

Эгоист сам является целью, а не средством ее достижения, поэтому его стратегический вопрос можно сформулировать примерно так: «Что я хочу от жизни, и что я должен делать, чтобы этого добиться?», а его цели служат ему, а не управляют им.

Жизнь для эгоиста – это цель и одновременно область, которая по мере проживания наполняется содержанием. Частично это содержание привносится самой жизнью, а большая ее часть – самим живущим. В зависимости от качества наполнения жизнь является приятной или неприятной. Другими словами, задача эгоиста наилучшим образом наполнить свою жизнь.

Как я уже говорил, создаваемая современной экономикой и технологией индивидуалистическая среда обитания несовместима со стадным образом жизни, поэтому дальнейший научно-технический и экономический прогресс воспринимается стадным человеком как угроза его существованию. Ведь если он перестанет быть частью стада, он автоматически превратится в ничто на уровне самоопределения. Поэтому во все стадные времена изгнание из стада считалось крайне тяжелым наказанием, сопоставимым со смертной казнью. Чтобы предотвратить свою гибель стадные люди (осознанно или нет) пытаются всеми силами затормозить дальнейший прогресс, используя для этого «традиционные» ценности, «скрепы», левачество и прочие стадные штучки.

В результате сегодня мы имеем удовольствие наблюдать кризис, сопоставимый по своей значимости для человечества с поставившим крест на господстве динозавров визитом астероида.

Теперь можно перейти непосредственно к развитию сознания отдельно взятого человека. Определяющую наше поведение часть психики можно представить в виде трех слоев.

Первый и самый важный мы получаем путем импринтирования или запечатления. Импринт – это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу. Иными словами в определенные моменты, их называют периодами импринтной уязвимости, в нашей психике автоматически прописываются шаблоны поведения, в результате чего образуется база, на которую ложится следующий слой или кондиционирование. Оно же – создание условных рефлексов или выработка определенных реакций путем достаточного для этого повторения одних и тех же ситуаций. И уже только на этот слой ложится так называемое обучение или сознательное усвоение знаний и умений. Причем основам нашего поведения мы обучаемся точно так же, как и любой другой маленький примат. Мы выбираем наиболее авторитетную особь в нашем окружении и копируем ее поведение.

На страницу:
1 из 3