Полная версия
Бытовая машинопись. Самоучитель для самоучек (на авторских выдумках и материалах)
Пример:
тропа хХ – для слуха и голосовых связок,
ххххХ – для усилия пальцев ххххХ.
И здесь Вы можете, как и в работе со слогами, использовать сначала позвуковое произнесение слов в комбинации с равномерными ударами по клавишам, а затем с ритмическим рисунком вокруг ударного элемента моторной программы.
Облегчённый вариант: ТРОПА – рисуем векторы и ритмично печатаем слово.
Мало автоматизированное письмо будет достаточно монотонно, а затем появится акцент усилия нажатия пальца на клавиатуру на ударном слоге и подстраивающиеся к нему другие степени силы работы пальцев:
мрА-мор,
О-гу-рЕц,
ка-ран-дАш.
На самом деле, в артикуляции звука участвует и артикуляционный, и голосовой, и дыхательный (диафрагма) аппараты, и мышечные усилия распределяются в разные фазы (произношение гласных и согласных; согласных сонорных, звонких и глухих; щелевых, смычных или взрывных, смычно-щелевых или аффрикат, а также смычно-проходных и вибрантов) на этих органах по-разному и описываются кривой с главной вершиной на ударном гласном и небольшими подъемами на безударных гласных. Самый сильный слог – ударный, затем 1-й предударный и гласный в начале слова, 2-й предударный и все заударные; в длинных словах могут появляться дополнительные более слабые ритмические ударения, так же как и в сложных ритмах, которые распадаются на более простые ритмические звенья, хотя и в целом продолжают существовать единой ритмической группой. При печати же все динамические изменения протекают в сфере движения пальцев, поэтому надо начинать печатать слова в относительно среднем темпе, а темп проговаривания подравнивать под быстроту ориентирования своих пальцев на клавиатуре. Причём лучше, если Вы сначала ударите по клавише, а потом назовёте слог или звук, чем наоборот. Идеально делать удар и проговаривание одновременно. (Таким образом, мы создаём имитацию текущего контроля над деятельностью. Строго говоря, к этому моменту переход внутренней речи, её полуавтоматического глубинного регуляторного механизма во внешний уровень развёрнутой в высказывание речи, которая оформлена по правилам фонетики и грамматики данного языка, уже состоялся. Иначе мы бы не смогли прочитать и понять высказывание, а также осуществить перекодировку знаков языка в движения пальцев на клавиатуре. Поэтому регуляция движений пальцев в наших упражнениях проходит двойной текущий контроль: первый раз – когда Вы решили, какую клавишу нажимать, и нажали её, а второй раз – когда подкрепили действие произношением.) Среди многообразия речевых ритмов мы будем учитывать, прежде всего, словесный ритм с противопоставлением ударного слога и безударного, а на уровне высокой степени автоматизации навыка печати фраз неизбежно должен подключиться фразовый ритм с логическим ударением. Окончательный ритм движений пальцев оформляется под влиянием живой речи, когда есть опора на слуховые представления и микроартикуляцию. Ударный гласный словно перекрёсток с красным светом на пути Ваших пальцев. Также Вы будете выполнять печатание фраз.
Принцип разных стратегийВ заключение темы хочу заметить, что люди по стратегиям познания и усвоения навыков делятся на разные группы. Одним помогают формировать навык ритмические динамические схемы, а также ритмика и интонации целостного слова и фразы, а кому-то монотонный ритм подойдёт больше, чем акцентированный. Другим поможет пространственный образ графического ключа, а третьим нужна фонетическая запись и артикуляторная подсказка (кинестетическая опора) в момент удара по клавишам, например: город = ГЭ, О, РЭ, О, ДЭ. Это связано с функциональными особенностями мозгового обеспечения высших психических функций, определяющих преобладающую стратегию переработки информации у данного конкретного человека. В практических целях, чтобы долго не определять свои особенности межполушарного взаимодействия, попробуйте все способы, а выберете тот, который для Вас окажется эффективней.
Приятного и осмысленного обучения!
Немного о клавиатуреКлавиатура создавалась по принципам эргономии. В центре поля, наиболее удобном для обозрения, наиболее частотные буквенные символы. В то же время они обслуживаются наиболее активными пальцами (указательный, большой и средний – обеспечивают пинцетный захват предмета, манипуляции с ним.)
Ориентиры положения рукСРЕДНИЙ РЯД: 5 п. л. р. – Ф, 3 п. л. р. – В, 3 п. п. р. – Л, 5 п. п. р. – Ж.
3-и пальцы могут слегка касаться клавиш.
Поза ладони и пальцев напоминает обхват большого яблока.
При вытянутых пальцах ладони расположены параллельно друг другу, иначе возникнут трудности с использованием 4-го и 5-го пальцев.
Кисть руки может вместе с пальцами делать небольшие броски вверх-вниз и в стороны, в зависимости от используемых клавиш. Пальцы высоко поднимаются перед нажатием клавиши (это дается тогда, когда усвоен вектор движения и его актуализация происходит моментально).
Броски кисти, в свою очередь, требуют сохранения удобной позы и степени подвижности для предплечья и плеча. От пальцев к плечу и корпусу тела подвижность убывает, т. к. корпус тела и плечо составляют при данном виде работы опору. Ближайшие к пальцам кисти суставы частично подвижны.
«ПРОБЕЛ» – нажимает большой палец.
Если предшествующая пробелу клавиша нажималась левой рукой, то пробел нажимается большим пальцем правой руки и наоборот.
«ENTER» нажимайте мизинцем правой руки. При нажимании «ENTER» курсор спускается на строчку вниз.
«SHIFT» нажимать также свободным мизинцем. «SHIFT» включает дополнительные функции клавиш, а также прописной (большой) вариант буквы.
«ТОЧКА» – мизинец правой руки.
«ЗАПЯТАЯ» (= «точка» + «SHIFT») – или 3-й и 4-й палец правой руки, или мизинцы левой р. («SHIFT») и правой р. («ТЧК»).
Клавиши «Ь», «Ъ» предлагаю для краткости называть «ерь», «ять».
Урок 1
АППЛИКАТУРА 2-Х (УКАЗАТЕЛЬНЫХ) ПАЛЬЦЕВ
22
КЕНГ/АПРО/МИТЬ
или в другой записи:
КАМ/ЕПИ/НРТ/ГОЬ
I. РазминкаРазминку и упражнения на схеме клавиатуры, а также слоговые упражнения на реальной клавиатуре используйте, если возникли сложности с непосредственной печатью фраз, когда Вы уже знаете, что мешает более быстрому формированию навыка.
Гимнастика для указательных пальцев«Шажки»
И. п. Рука над столом в позе обхвата большого яблока. Кисть не двигается относительно средней горизонтальной линии.
Шажки на столе указательными пальцами:
вперёд, выпрямляя указательный палец в проекции клавиш АК-АК-АК; АККА-АККА-… КА-КА-КА-…/АЕ//ОГ/ОГГО/ОН/ОННО,
назад, подгибая указательный палец под ладонь в проекции клавиш АМ/АММА/АИ/АИИА.
«Брёвнышко»
Перескакиваем пальцем с одного места на другое, высоко поднимая палец:
а) через тонкий карандаш;
б) через толстый карандаш (отрабатывается высота подъёма);
в) самостоятельно, без предмета.
Первоначальная опора на предмет вводится для облегчения формирования навыка: от действия с предметом к символическому действию.
«Шнуровка»
И. п. То же.
Рисуем указательным пальцем зигзаги:
в проекции ЕК НГ,
ПА РО,
ИМ ТЬ,
ПА РО.
«Чертежи»
Выполняется на столе без клавиатуры и ее схем.
(Буквенные символы даны для примерной ориентировки движений.) Последний буквенный символ соответствует более сильному нажатию, в результате чего складывается определённый ритмический рисунок: та-та-ТА.
И. п. Рука над столом в позе обхвата большого яблока. Кисть не двигается относительно средней горизонтальной линии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.