bannerbanner
Шамиль – имам Чечни и Дагестана. Часть 1
Шамиль – имам Чечни и Дагестана. Часть 1

Полная версия

Шамиль – имам Чечни и Дагестана. Часть 1

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 20

Шамиль – имам Чечни и Дагестана

Часть 1

Редактор Муслим Махмедгириевич Мурдалов

Редактор Абдула Аронович Алаудинов

Набор текста, корректура Джабраил Мурдалов

Набор текста Микаил Мурдалов


ISBN 978-5-0050-5932-1 (т. 1)

ISBN 978-5-0050-5933-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Посвящается: Байсангуру из Беноя, Шуаибу-молле из Центороя,

Ульби-молле Аккинскому

Введение

Материалы по истории Кавказа собирались нами в течение семи лет, а история Кавказской войны (1817—1864) имеет очень много темных пятен. Особое место в истории Кавказа XIX века занимает личность Шамиля. В ближайшее время намерения выпустить отдельное издание о имаме Шамиле не было. Однако та волна недостоверных сведений, выдуманных фактов и критические выпады в адрес руководства Чеченской Республики и всего чеченского народа, которые в последнее время заполонили интернет-пространство и послужили поводом для бесконечных споров и злоязычия, после высказывания Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым мнения о личности имама Шамиля, основанное на очевидных исторических фактах, и которое, кстати, соответствует мнению любого чеченца, придала дополнительный импульс, к развертыванию этой работы. Каждый из работавших над данным сборником документов, с детства прочитал множество литературы о героическом имаме Шамиле, которого не иначе как считали символом мужества и духовности. До сегодняшнего издания мы с единомышленниками опубликовали не один сборник документов из истории Чечни и Кавказа, все материалы методично собирались во многих архивах Российской Федерации, Украины и Белорусии. Изучались редкие книжные издания в библиотечных фондах, газеты и журналы дореволюционной России, записи и заметки очевидцев интересующих нас событий, которые могли пролить больше света истины на многие спорные ситуации, канувшие в пучину столетий, и, конечно, исторические личности, оставившие нам и нашим потомкам много невыясненного, двусмысленного об их жизненном пути, особенно политической и военной деятельности.

Мы убеждены, что нельзя приступать к анализу исторических событий и процессов, происходивших в далеком прошлом, не изучив должным образом свидетельств современников и документы, которые дадут направление в русло объективных оценок.

Сегодня день с уверенностью можно сказать лишь то, что личность имама Шамиля не была в достаточной мере изучена. В первую очередь, на основании представленных материалов, попытаемся понять личность имама Шамиля как человека, и только потом, на основе прочитанных страниц документов, на базе которых возможен серьезный, достойный, умозаключительный анализ, вновь познакомимся с ним как с духовным лидером, военным и политическим руководителем Чечни и Дагестана.

Сборник составлен таким образом, что параллельно даются мысли и замечания соратников и недругов, доброжелателей и подчиненных, а также людей которые познакомились с Шамилем только после его пленения.

Вся команда, трудившаяся над изданием этого сборника, выражает сердечную благодарность Главе Чеченской Республики, Герою России Рамзану Ахматовичу Кадырову за то, что он удостоил вниманием историческую тему, посвященную имаму Шамилю, таким образом сподвигнув нас к более углубленному изучению данного вопроса.

В процессе выявления и изучения материалов нами получена дополнительная информация о малоизученных деталях истории Чечни и Кавказа в целом. В представленном труде не нашлось места для художественных интерпретаций редакции, мы не писали роман, но получился не менее занимательный историко-познавательный труд. Редакцией выдержана хронология документов и сохранена стилистика изложения. Каждый изложенный факт в книге подтверждается копией архивного документа, с указанием реквизитов исходного документа.

М. М. Мурдалов – этнограф, археограф, библиограф.

Российский Государственный Военно-Исторический Архив (РГВИА) Ф. 489, оп. 1, д. 7062

Формулярные списки генерал-фельдмаршалов, генералов и генерал-лейтенантов. Начато 21 января 1817 года. Окончено 12 июня 1818 года.

Послужной список Гудовича Ивана сына Васильева.

Стр. 27 …Крепость Анапа. Таким образом в ней взят в плен Трехбунчужной паша, командовавший под ним Батал-паша приходившего прежде меня на Кавказскую линию, сын и много других чиновников более ста орудий, более 100 знамен и когда уже вся крепость была уже очищена, то из одной землянок, стреляли еще по войскам, куда скрылся лжепророк Шихъ. С 16-ю человек ему приверженных, которою взят был по увещеванию, живым и отослан при рапорте к Высочайшему двору, и который прежде атаковал с 10000 крепость Кизляр по сильной доверенности к нему почти всех народов на северной стороне Кавказских гор обитающих. Подпись Гудович.

«Записки об аварской экспедиции на Кавказ 1837 года»

Костенецкий Я. И. СПб. 1851 год. (Президентская библиотека. Ш/Х: P20/48).

…Дагестан населяют два главных племени: татары и лезгины или, как они себя называют, таулинцы. Не входя в археологические исследования об этих народах, буду говорить только об их настоящем состоянии. Татары занимают прибрежную часть Дагестана, лезгины – гористую. Лезгины, старейшие обитатели Дагестана, в древности, вероятно, жили и на прибрежьи, но потом татарами были оттеснены в горы, за которыми они хотя частью и укрылись от порабощения победителей, но эти храбрые и более многочисленные пришельцы проникали в самые неприступные их убежища и оставили там еще доселе неизглаженные следы своего владычества. Татары управляются ханами, из которых в северном Дагестане значительнейшие шамхалтарковский и хан мехтулинский. Лезгины не имеют ни ханов, ни князей, а живут патриархальными обществами, управляемыми старейшинами, которых власть, самая впрочем ограниченная, только и обнаруживается несколько во время общих внешних предприятий; во внутреннем же управлении они почти не имеют никакого права. Гражданские дела, то есть споры о собственности, у них решаются кадиями, или судьями, избираемыми каждым обществом; а уголовные, то есть обиды личные, решаются у них каждым собственноручно на основании эдета (Эдет – обычай) кровомщения (канлы). Важнейшие из лезгинских обществ: койсубулинское, акушинское, андалайское, судахаринское, андийское, гумбетовское, салатавское и множество других. Эта общества представляют собою едва ли не первую еще степень политического устройства народов. Но между этими обществами, как памятник татарского в горах владычества, является ханство Аварское. Я говорю: «как памятник татарского владычества», по некоторым моим сведениям; но, может быть, это есть памятник и какого-нибудь другого события. Это явление чрезвычайно достопримечательно для историка и стоит того, чтобы кто-нибудь из археологов обратил на него особое внимание, тем более, что народное предание выводит происхождение аварских ханов от рыцарей крестовых походов, которых пребывание в этих горах подтверждается очень многими памятниками, на которые я укажу впоследствии.

«Мои воспоминания. 1845—1846 гг. Князь А. М. Дондуков-Корсаков». Часть II

«Старина и Новизна». Исторический сборник, издаваемый при обществе ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. Книга шестая. СПб. 1908 г.

Стр. 64 …Известного рода грубость нравов вырабатывала так же эта Кавказская жизнь. Дуэли на Кавказе не были очень частым явлением, но зато в запальчивости раны, даже убийства товарища, случались часто. Впрочем, все постоянно носили оружие, азиатские кинжалы и пистолеты, за поясом. Какой-то офицер, возвращаясь из экспедиции, приехал вечером в Кизляр и попал прямо на бал; он тут же пригласил даму и стал танцевать кадриль. Его vis-à-vis, местный заседатель суда, возбудил, не помню уже чем, его гнев, и офицер, не долго думая, выхватил кинжал и распорол ему живот. Заседателя убрали, пятно крови засыпали песком и бал продолжался, как ни в чем не бывало, но офицера пришлось арестовать и предать суду. Комендант Кизляра, который мне рассказывал этот случай, был собственно возмущен не самим фактом, а лишь запальчивостью молодого офицера, который ведь мог же вызвать заседателя на улицу и там кольнуть его, и дело кануло бы в воду. Ежели так дешево ценилась жизнь русского, то можно себе представить какую цену придавали жизни татарина.

Стр. 65 …В крепости Грозной сохранилось предание Ермоловских времен об одном известном и любимом им штаб-офицере, фамилию которого я забыл. Офицер этот был послан с колонною для рубки леса в Ханкальское ущелье; при этом случае обыкновенно жители Грозной и все мирные Чеченцы, под прикрытием войск, запасались дровами. Неприятель сильно атаковал наши войска и Алексей Петрович, слыша перестрелку, стоя на бастионе крепости, очень беспокоился об участи колонны. Наконец получил он от начальника оной чрез лазутчика записку, что все благополучно, неприятель отбит с уроном и оставил в руках наших семь тел (в то время был обычай приносить головы неприятеля, как трофеи). Наконец колонна показалась в виду Грозной. Ермолов послал благодарить начальника, с приказанием немедленно к нему явиться и принести трофеи. Но штаб-офицер соврал: было всего 4 головы, а соврать Ермолову было преступление, которое лишило бы виновного всего. Штаб-офицер, не долго думая, велел сейчас же отрубить три недостающие головы у мирных ногайцев, ехавших на арбах с казенными дровами; никто против этого не протестовал, и Алексей Петрович узнал об этом обстоятельстве, как он мне сам говорил, впоследствии, когда уже был в отставке.

Другой пример распорядительности в этом роде Эссена, о котором было упомянуто выше. В 1847 году, в чине капитана, по старости лет он был назначен военным начальником в укрепление Умахан-Юрт на правом берегу Сунжи; на левом берегу находился большой мирный чеченский аул Брагуны. По распоряжению начальника левого крыла Кавказской линии в то время известного Генерала Фрейтага, предписано было Эссену распорядиться о скорейшей перевозке казенного провианта в склады Умахан-юрт.

Перевозку эту взяли на себя мирные Брагунцы и на пароме переправляли в укрепление чрез Сунжу провиант. Генерал Эссен, куря трубку, сидел на батарее, командующей переправою, и все ругался за медленность доставки и, наконец, раздосадованный на паромщиков и чеченцев, приказал зарядить орудие картечью и выстрелить на паром в толпу Брагунцев. Несколько человек было ранено, трое убито, но зато провиант был переправлен с неимоверною скоростью. Эссен доносил Фрейтагу о происшествии в следующих словах: «переправа и доставка провианта производилась крайне медленно, но благодаря благоразумным мерам кротости, я побудил Брагунцев скорее исполнить распоряжение Вашего Превосходительства, и весь провиант доставлен в укрепление в целости».

Никто бы не думал жаловаться, если бы Эссен не приказал взять в укрепление тела убитых и запретил их выдавать родственникам. Роберт Карлович Фрейтаг похвалил Эссена за распорядительность, ничего не подозревая, как вдруг явилась депутация старшин Брагунцев в Грозную с просьбой разрешить выдачу тел родственникам. Тут все открылось. Эссен был сменен и потом подал в отставку. Рассказ слышал я от самого Фрейтага, прибыв в Грозную вскоре после означенного происшествия.

Стр. 68 …Самое жалкое положение семейств офицеров вновь произведенных из Кавказских юнкеров. В то время юнкера, выслужившие срок в офицеры, из Кавказских полков, ежели не были произведены за военные действия Главнокомандующим, обыкновенно посылались на испытания и экзамен в резервную Кавказскую дивизию, расположенную в Таганроге и окрестностях. Здесь без всяких средств, отчужденные от родных полков, подвергались они всевозможным лишениям. Несчастные молодые люди должны были прибегать к долгам и, эксплуатируемые кредиторами, обыкновенно домохозяевами, у которых квартировали, они для расчета с долгами, при производстве, обещались жениться на дочерях и родственницах кредиторов. Эксплуатация подобного рода была довольно обыкновенна в Таганроге и Ростове, и можно себе представить безвыходное положение произведенного прапорщика, возвращающегося в полк с нелюбимой им и большею частью старой женой, а иногда и с детьми. Эти браки назывались на Кавказе «женитьба по росписке».

В некоторых военных центрах, как Владикавказ особенно, затем Шура и Грозная, благодаря большому числу семейных, была в известной степени развита общественная жизнь. Я никогда не забуду, с каким восторгом после продолжительного похода приближались мы к таким вожделенным центрам общественной жизни.

Стр. 86 …Укрепление Ташки-чу, расположенное на реке Аксае, почти в центре Кумыкской плоскости, служило промежуточным военным пунктом между крепостью Внезапной и Адмираджюртовской переправой на сообщении с линией нашей на Тереке. Вместе с тем укрепление это, охраняя мирное население значительного аула Кумыков, расположенного под выстрелами крепости, служило сборным пунктом резервов при отражении хищных горских партий, часто вторгавшихся для грабежа в Кумыцкую плоскость. На Качкалымском хребте, отделявшем покорных нам кумыков от враждебных горских племен, находилось укрепление Куринское на Истису, ближе к Сунже, с одной стороны, и укрепление Герзель-аул на Аксае, при выходе этой реки из ущелий гор на плоскость. Эти два укрепления составляли как бы передовую охранную линию с западной стороны; с юга на окраине плоскости, у подошвы гор, на р. Ахташе находилась еще заложенная при Ермолове крепость Внезапная, где находился штаб славного Кабардинского полка. Других укреплений в 1845 году в этой части Кавказа не было; число войск для охраны плоскости ограничивалось Кабардинским полком, линейным батальоном, несколькими сотнями донских казаков и милицией. Начальство этого военного отдела было поручено командиру Кабардинского полка, в то время полковнику Викентию Михайловичу Козловскому.

Население плоскости состояло из Кумыцкого племени, имеющего особые отличия от соседних ему чеченцев и шамхальцев. Этот народ, несомненно более образованный среди своих соседей, с давних времен был с нами в сношениях и искал покровительства русских для обеспечения торговых и мирных земледельческих занятий, к которым имел склонность и в которых находил большую для себя выгоду от присутствия в крае наших войск. Кумыки, более богатые и привыкшие к более образованной обстановке домашнего своего быта, нуждались в мире и по необходимости только брались за оружие при помощи наших войск для своей защиты. По мере умиротворения края вся искусственная воинственность этого племени исчезла, и вряд ли в настоящее время на Кумыцкой плоскости можно набрать и сотню вооруженных людей, когда в то время на тревогу стекались тысячи всадников. Аулы кумыков расположены были по большей части около наших укреплений в Герзель-ауле, Внезапной (аул Андреевский), Ташки-чу, Истису, по Сулаку, в Султан-Юрте и Кази-юрте, и некоторые по берегу Терека и протекающих чрез Кумыцкую плоскость рек. Особенность всех рек, орошающих Кумыцкую плоскость рек. Особенность всех рек, орошающих Кумыцкую плоскость с окружающих гор, есть та, что все они, протекая по плоскости, пропадают в почве или образуют низменные болотные местности, не доходя до Каспийского моря. Все управление этим племенем в 1845 году сосредотачивалось в руках пристава, имевшего пребывание в Ташки-чу (в то время майор Николай Семенович Кишинский).

В каждом большом ауле обитали Кумыцкие князья, из которых некоторые имели известное политическое значение и влияние в крае. Они делились на отдельные роды, обладали обширными пространствами земель, на которых и поселены были их подвластные; таковы были Андреевские князья у Внезапной, Алисултан на Сулаке и, кроме других, род Умциевых в Ташки-чу. Представителем этого последнего рода в то время в Ташки-чу был полковник Мусса-Хассай-Умциев, которого я хорошо знал еще в Петербурге, во время его служения в азиатском конвое Государя. Он лично был очень образован, благодаря своим природным дарованиям и страданьям, во время бытности в Петербурге, сделаться европейцем. Он очень свободно говорил по-французски, иметь все привычки образованного человека и в высшем кругу Петербургского общества имел в свое время успех. Он постоянно продолжал образовывать себя, много занимался и читал и только что недавно возвратился к себе на родину в аул Таш-кичу, где имел наследственный свой дом, с обширным огороженным двором, как у всех кумыков, отличающихся от других только большими размерами.

Я очень был дружен с Хассаем во все время моего пребывания на Кавказе и имел возможность наблюдать на нем действие цивилизации на горцев, отторгнутых в молодости от своего родного края и возвращавшихся впоследствии с европейскими идеями на родину. Обыкновенно сильные и убежденные натуры не выдерживали соприкосновения с действительностью и чувствовали себя бессильными бороться с предрассудками и обычаями своих единоплеменников; видя совершенное отчуждение от своих, окруженные недоверием, они обыкновенно искали службы посреди русских, в местах отдаленных от их родного племени. Другие же, по бесхарактерности, или в силу особых обстоятельств, обреченные жить посреди своих единоплеменников, (и это была самая большая часть) скоро очень теряли приобретенный ими лоск цивилизации, и в понятиях и обычаях своей жизни старались подойти под нравственный уровень окружающей их среды.

Тем не менее, редко кто из них пользовался и доверием и влиянием между своими; подозрениями их окружали со всех сторон; они старались в сношениях с русскими выставлять себя образованными людьми, между единоплеменными же, несмотря на все старания сблизиться, всегда окружены были недоверием. В таком положении был и Хассай Умциев, необладавший энергией, а главное лишенный одного из качеств, всего более ценимого горцами – храбрости.

Я часто посещал Хассая в его доме в Ташки-чу; он представил меня даже жене своей (вопреки обычаю страны), простой, но довольно красивой татарке, которая принимала меня без покрывала и ничем не отличалась от прочих женщин этого края, где, по мусульманскому закону, так низко стояла женщина, не составляя того теплого звена семейной жизни, как у христиан.

«Записки о Кавказе». ОР РГБ ф. 137, шифр ф. 217. д. 43. (Рукопись) Неизвестный автор

Краткий обзор местности Чечни. Так как левый фланг был театром главных происшествий всей войны то об центре и правом фланге я говорить не буду; центр и правый фланг есть совершенно особая часть Кавказа не имеющая ничего общего с левым флангом и Дагестаном. Местность левого фланга составляют три площади прилегающие к горам. Начиная от Владикавказского округа идет равнина реки Сунджи. Река Сунджа вытекая из под горы Казбека сначала идет параллельно Тереку и недалеко от крепости Грозной впадает в него; она делит собою всю площадь на 2 почти ровные части. По левой стороне лежит равнина открытая и нам покорная, по правой лесистая и населенная теми народами Чеченского племени, которые ведут с нами настоящую войну. Площадь всей Чечни совершенно ровная, прорезанная притоками Сунджи, которые вытекая из гор, почти параллельно между собой идут к Сундже и разделяют собой Чечню на несколько участков или обществ. С одной стороны площадь Сунджи или Чечня замыкается черными лесистыми горами, с противной округляется Тереком. Горы идут тремя линиями одна другой почти параллельными. Главный хребет снеговой, рядом с ним каменный и ближайший к нам лесной.

Обзор Дагестана. В этом порядке горы растянуты от правого фланга до истоков реки Сулака. отсюда характер изменяется, снеговой хребет и каменный уменьшаясь или склоняясь к Каспийскому морю расходятся отрогами и таким образом составляют треугольник вершина которого у соединения гор, а основание берег Каспийского моря. С правой стороны треугольника пробивается чрез горы Сулак и отделяя собою Кумыцкое владение от Шамхальской площади делит Дагестан на две части, на Северный и Нагорный. Лесистый хребет идет до Сулака и за него не переходит.

Разделение по управлению. В отношении управления этот край разделяется на 2 части: левая сторона Сулака и вся равнина Сунджи принадлежит к левому флангу, правая же сторона Сулака принадлежит уже Дагестану. Ежели пересечь треугольник Дагестана от вершины перпендикулярно к основанию, то эта линия почти отделит пространство Шамхальских владений и Ханства Мехтулинского от Ханств Казыкумукского и Кюринского. Первые 2 области находятся под управлением Командующего войсками в Северном и нагорном Дагестанах Г. Клюке-фон-Клюгенау. Ханства Казыкумукскоеи Куринское под ведением Начальника Самурской линии Г. Аргутинского Долгорукого. Между ханствами Мехтулинским и Казыкумукским, к горам лежит Акуша /:вольноеАкушинское общество:/ оно до сего времени было нейтральным и сохраняло независимость свою и от Русских и от Горцев по уважению к его силе и многочисленности и важному месту которое Акушинцы занимают в Кавказских или лучше сказать Дагестанских горах. К Акушинскому обществу прилежит вольная Табасарань и еще несколько обществ доселе живших свободно и покойно. Но при малейшем движении нашем они могли бы с Акушею выставить около 50 тысяч воинов и потому мы ограничивались с ними сношениями миролюбивыми и мало-помалу окружали крепостями. Акуша и Чечня житницы всего Кавказа. Отсюда только жители гор получают хлеб и соль, а потому полное покорение обоих племен влечет за собою покорение Горцев. но покорить эти два племени не легко тем более, что до сих пор в Чечне мы сделали очень не много, хотя и окружили ее цепью укреплений; за Акушу приняться было невозможно не окончив с Чечнею.

Нагорный Дагестан. Выше Акуши в горы идут мелкие общества Горцев и Ханство Аварское, которое с принадлежащими к нему племенами было нам предано и занято нашими войсками и укреплениями. Ханство Аварское и общество Койсубулинское составляет наш т. е. занятый нами Нагорный Дагестан. Характер местности дикие гранитные скалы прорезанные горными речками, русло которых образовали дороги нашей пехоте. Пути сообщения в Дагестане коридоры между скалами в одно горное орудие; 50 человек безоружных бросая камни с вершин гор остановят отряд. Дагестан населяет народ богатый и торговый, но пылкий и до того легковерный, что нет ничего легче как увлечь целые племена. Авариею и Койсубулинскими племенами оканчивались наши владения в горах и начинается ряд племен воинственных и непокорных известных здесь под названием Тавлинцев/:Тауло кремень горы:/ Лезгинского племени. Они образовали сначала между собою союз, а потом слились в одно общество и находятся под одним управлением, как военном так и домашним. Все тавлинцы племени или происхождения не имели. Общая опасность в последние пять лет соединила их в тесный союз, а мюридизм укрепил его и соединил оба племени в одно сильное Государство. Мюридизм Мюрида монашеская секта, под видом желания торжества своей веры, цель их выгнать русских с Кавказа и объединить все народы мусульманские в одно государство. Мюридом может быть только Горец или Чеченец известный своею храбростью или подвигом, должен считаться между своими уменьем человеком и преданным общему делу и фанатики по вере. В деле они командуют партиями дома управляют народом. Соединенные племени Горцев и Чеченцев под управлением Мюридов имеют общего главу которому платят подать по 3 рубля серебром в лето. Каждое племя разделено на тысячи, сотни и десятки. Каждая часть имеет своим начальником Мюрида, целое племя имеет начальником или наместником Наиба. Власть Наиба неограниченно деспотическая, что хочет то и может делать со всеми подчиненными. Но теперь у них введен мюридами Шариат или свод законов составленный из обычаев и по преданиям народным, в духе мюридизма. Появление мюридизма на Кавказе полагают в двадцатых годах, но главным действователем был Кази-Мулла от 30-го до 1833-го года. С тех пор эта секта все увеличивалась и до тех пор пока ее не истребят мы ни одного племени считать себе преданным не можем.

В последних происшествиях горцы выставляли против нас 3 партии, в 2-х партиях Лезгин было до 50 тысяч пехоты 3-я Чеченская до 12 тысяч пехоты и 6 тысяч кавалерии. Партии как и народы разделяются по племенам; каждое племя имеет свой значок, который возится за начальником племени или наибом. Партии делятся на сотни и десятки, бросаются в шашки и идут на приступ по очереди и по очереди поддерживают одну партию другою.

Занятие Чечни и Кумыцкого владения. Устройство крепостей. Алексей Петрович после устройства в Кабарде укреплений и Терекской линии перешел в Чечню. Чеченцы рады были приходу русских которые покорив Кабарду избавили их тем от страшных врагов; их не притесняли, обходились ласково и дикие чеченцы были лучшие наши подданные на Кавказе. Надо заметить, что только чеченцы левого берега Сунджи были нам совершенно покорны. Жители же лесной Чечни явно не признавали нашей над ними власти но были в сношениях и искали у нас правосудия против притеснений соседей.

На страницу:
1 из 20

Другие книги автора