bannerbanner
Встрёлки
Встрёлки

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Рауфа Кариева

Встрёлки

Могилка

В Косницком у. Красноперьевской губ. в двух верстах от местечка Ушлое есть очень большое болото Галкина Топь.

Близ этого болота скот не ест траву, тогда как рядом с соседними болотами всю траву выедает полностью. Почему?

Около болота Галкина Топь есть могила, которую называют просто: Могилка.

Здесь похоронен человек, проигравший спор. Он договорился с другим человеком обежать в очень короткое время болото Галкина Топь, с тем, чтобы оно стало принадлежать ему как земельная собственность. Но не смог он добежать до условленного места, а умер внезапно и скоропостижно. Здесь и был похоронен. Прямо где упал замертво.

Место это сделалось нехорошим. Кто затемно не успевал с той местности домой вернуться, рассказывали, что слышат шаги и вздохи с трудом бегущего человека. Иные даже видят бегуна при свете луны.

Старые люди советуют, увидев Могилку, не сразу бросаться наутек, а подойти и бросить на могилу камушек, или веточку воткнуть. А можно и старые башмаки оставить, или ненужные варежки. Так покойнику вроде как легче становится. Ведь ему еще неизвестно сколько десятков лет вокруг болота бегать. Надо бы помочь несчастному.

Человек умер, ничего не получив. И как памятник алчности возвышается его Могилка. И отравляет местность. Внешне порчи не видно, но ведь траву-то скот не ест. Неспроста ведь.

Каликино

1899 год. Скоропостижно умерших, опившихся, утопленников и самоубийц жители села Каликино Торомской губернии хоронили далеко в лесу, в овраге, между двумя круто спускающимися пригорками.

Там же похоронили и местного парнишку, повесившегося в конюшне.

Люди боялись ходить в ту сторону в одиночку, так как похороненный там «удавленник» бродил по лесу и пугал народ своим криком. Многие люди его видели. «Выглядит, будто живой, только глаза выпучены» – так рассказывали. А один мужик сказывал, что даже поговорил с этим «самоубивцем». И тот рассказал, что он потому ходит по лесу, «что век жизни его не кончился». И что, мол, будет он ходить до тех пор, пока не придет время, когда он должен был умереть своей естественной смертью. Вот тогда, мол, он ляжет в могилу и не станет больше бродить, кричать и пугать народ.

Вихрь

Вихри вроде бы природное явление, но люди когда-то относили их к числу заложных покойников.

1889 год. Одного парня в сердцах прокляла родная мать. Крикнула ему: «Да чтоб ты понесся отсюда бурей, быстро и навсегда».

С тех пор парень и пошел «гулять» по свету как будто вихрь или буря. Ни дома, ни семьи, ни счастья, ни удачи. Ничего. Спился и помер. И когда помер, так и продолжал летать по белу свету. Потому что всегда так. В неудачников и спившихся, кто без роду, без племени, и прожил жизнь зазря, что называется «ни кола, ни двора», вселяется по смерти их нечистая сила. Она, вселившись в покойника, может проявлять себя в виде вихря, урагана, бури, тайфуна.

По общему народному воззрению прошлых веков, вихрь – это особый представитель нечистой силы; брошенный в вихрь нож обычно окрашивается кровью.

Встречник

Различают особый вид нечистой силы. Его называют встречник.

Встречник – это нечистый, злой дух, который в виде как бы воздушной полосы мчится стрелой по проезжим дорогам за душой умирающего грешника, особенно самоубийцы.

Поднялся вихорь – значит, кто-нибудь повесился.

Так думали люди 200 лет назад.

Когда бывает сильная буря, тогда непременно есть кто-либо умерший неестественною смертью.

Души заложных покойников, с самого часа их смерти, находятся в полном распоряжении у нечистой силы. При насильственной смерти душа человека поступает в ведение чертей, и они целой ватагой прилетают за ней; поэтому обыкновенно все насильственные смерти сопровождаются бурей; то же бывает и при смерти ведьмы.

Утопленник

Заложные покойники разным образом тревожат близких им лиц, являясь им наяву и во сне. Об этом рассказывали люди в старину.

1909 год. Готовились к свадьбе. Праздник этот должен был состояться 12 числа, а 11-го жених провалился в полынью и утонул. И тело не нашли.

Сильно горевала невеста и родители жениха. Прошло время. И стал покойный парень к невесте наведываться.

Не мог успокоиться. Скучал по своей невесте очень сильно.

Как девушка спать уляжется, так все нормально. А среди ночи вдруг слышит, что кто-то в бок ей стучит. Мол, подвинься. И рядом ложится. И обнимает девушку холодными и мокрыми руками.

Онемев и застыв от страха, девушка пару минут терпит, сил набирается. А потом как заорет. Прибегают домочадцы, включают освещение. Глядь, а место в постели рядом с девицей мокрое. И она сама мокрая. Но утопленника нет.

Поехали к ведунье советоваться. Что делать? Та посоветовала срочно девушке замуж идти. Но никто не брал ее. Боялись – жених-то погиб. Вдруг, это девка проклятая, потому и погиб.

Тогда родители девушки срочно отправили её в очень дальние места, к троюродной тетке. И там сочинили легенду, что мол, сирота, но с приданым. И тут же жених нашелся. Сыграли свадьбу, родили трех ребят. И потом вернулись в родные места все вместе.

Больше утопленник не приходил.

Копчёный покойник

По старинным народным поверьям, захороненный труп или гроб заложного покойника земля не принимает. Это значит, что все попытки его захоронить бесполезны. Тело выходит на поверхность.

1894 год. Убийца несколько раз зарывал убитого им мужика в землю. Но труп опять и опять вылезал из могилы. Убийце пришлось признаться в содеянном. Он сказал в участке: убитый не дает мне покою ни днем, ни ночью, каждую ночь и каждый день ко мне ходит. Убийце присудили каторгу. Но пока суть да дело, бабка одна посоветовала, как избавиться от покойника. Убийца так и сделала и уже без страха, что покойник отправится следом, ушел на каторгу. И вот что бабка присоветовала:

«Как придет покойник, свяжи его и вверх ногами повесь в трубе. Печь будет коптить его. А как прокоптит, покойник больше не будет являться». Убийца так и сделал, но бабке сказал: «Эх, где ты была, старая, со своим советом, покуда я еще в участок не пошел сдаваться с повинной!».

Участь богатырей

1609 год. Трех убитых богатырей в одном городе никак не могли похоронить: сегодня их похоронят, а завтра они опять выйдут наверх и просят, чтобы их похоронили.

Любили в народе этих могучих ребят. Справедливые они были, грозные для врагов. Конечно, убивали народу много. Мечи их не ржавели на стене. Постоянно головы рубили. А смертоубийство, даже врагов, все равно смертоубийство.

И вот однажды враги одолели богатырей. Заслали засланку с зельем. Опоила она парней. И враги зарубили спящих защитников города.

Собрался народ на площади. Решили, что не гоже, чтобы славные воины незахороненными были. Стали крепко думу думать, как поступить.

И вот что решили: « Не будем осиновые колья, как колдунам, в сердца богатырей втыкать. Не будем жечь их тела. А построим-ка мы каменную палату. Просторную, красивую. Там три ложа возведем. Пусть себе богатыри там лежат. Конечно, лучше бы в земле похоронить. Но раз уж такое дело природное, что земля убиенных не принимает, то пусть уж лучше красиво возлежат».

Так и сделали.

Еще сто лет богатыри лежали на своих ложах. А потом враз исчезли, превратившись в труху. Видимо, отбыли свой незавершенный земной срок. Отмучились.

И люди порадовались этому. Мудрое решение было принято сто лет назад. И уважение проявили, и над телами не измывались. А пришел срок, покойники упокоились.

Лембой

Представитель нечистой силы по имени лембой или лемба (по финскому слову Lemess, что означает «лесной черт»), это вовсе не леший.


Лембой – это бывший человеческий ребенок, который потерялся в лесу или же был похищен лешим, после чего им и был воспитан.

Лембы, в отличие от других сверхъестественных существ, нуждаются в еде и воде.

Если лембой воспитывался лешим, то он будет исполнять обязанности, как его слуга или помощник (секретарь).

Лембой сам по себе не злой, но он не сможет ослушаться лешего, если тот прикажет придушить человека, заснувшего в лесу. Также по заданию он похищает детей, чтобы у лешего стало больше слуг.

Лембы живут целыми поселениями. Они могут жениться и рожать своих детей. Но все равно похищенные дети людей считаются более ценными.

Вот про какую встречу человека и лембоя рассказывали в одном селении.

В одном человеческом селе жила семья. И у членов этой семьи была особенность. Все дети были очень друг на друга похожи. Просто копии какие-то. Но что очень интересно, эта особенность не исчезала в следующем поколении. Таким образом, все поколения членов семьи были как две капли воды одинаковыми внешне. Различались только по возрасту и полу, но все равно были очень узнаваемы. Не спутаешь. Свой это или чужой. Так вот, в этой семье как-то случилась беда. Ватага ребятишек гуляла в лесу. Все вернулись, кроме одного малыша. Трехлетнего мальчика.

Прошло тридцать лет. Один юный парень из этой семьи гулял в лесу и решил подремать под кусточком. Знал ведь, предупреждали его несколько раз – не спи в лесу один. Но не сладил мальчишка с дремотой. Заснул.

Через некоторое время парень проснулся, почувствовав на лице чье-то дыхание. Испугался, открыл глаза и отпрянул. Даже вскрикнул. Напротив него сидело какое-то существо. И человек, и не человек. Маленький, обросший волосами, страшненький и такой жалкий-жалкий.

Оба долго смотрели друг на друга. Молча. И тут до парня дошло понимание, что перед ним не просто какое-то непонятное существо. Это был его родственник, потому что, приглядываясь все дольше, человек узнал в «нечеловеке» родные и знакомые черты лица.

«Нечеловек» тоже пристально всматривался в лицо парня. И было ясно без слов, что он тоже его узнает. Не то чтобы делает конкретные выводы, но в глазах его мелькали чувства, что, мол, напротив меня не просто человек, а родственник.

Через несколько минут «нечеловек» бросился наутек, не причинив никакого вреда парню.

Вернувшись домой, парень подробно рассказал о происшествии. О, как плакала в голос его тетя! Она поняла, что в лесу был потерянный 30 лет назад ее сынок.

Домовой

В старину некоторые люди считали, что домовые – это не какие-то особые представители иноматериальных существ. Это бывшие люди, которые умерли и стали заложными покойниками. Они не хозяева дома, а наоборот. Слуги. Это предки, которые какое-то время должны отрабатывать свои прижизненные поступки, работая, как батраки, у своих же потомков. Например, прадед, который промотал состояние и обрек свою семью на нищету, может лет сто или даже двести работать как домовой, помогая своим потомкам обрести финансовое благополучие.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу