Полная версия
Рабби Акива
Твоя душа или народ,
Который прозябает в рабстве,
Хоть по Заветам Бога
Он должен править миром?..
БЕН-ХАНАНИЯ
Я чту Заветы и Закон
Не менее тебя, Акива, а быть может,
И даже более….
Но, кто же будет править миром,
Коль истребленью
Нас всех предаст взбешённый Адриан?
Он только-только убыл с Иудеи,
Заверенный в лояльности от нас,
В готовности служить… и в прославленьях!
Он к нам терпим, Акива, слышишь это слово?
Терпим!..
АКИВА
Так что ж с того? Он враг!
Пусть будет даже трижды…,
Четырежды терпим! Пусть он одарит
Он всех евреев золотом своим…,
И даст евреям все права, как римлянам!..
Он всё равно для каждого еврея
Останется врагом!..
Так учит нас Господь!
И мы не отвернёмся, не купимся
На сладкие посулы, дары – язычника!
БЕН-ХАНАНИЯ
Тогда послушай аргумент другой:
Нас Рим прихлопнет, словно муху,
Как делал это до сих пор….
Но только в этот раз: уж мы не встанем
Не то чтобы с колен! Вообще – с земли!..
Ведь место мёртвым: лишь под землёй!
И Храм….
АКИВА
(Раздражённо перебивает бен-Хананию):
Ну ладно, хватит!
Рабби Иошуа бен Ханания,
Ты узко мыслишь! Думаешь, не знает
Акива о последствиях войны?
Конечно, знаю! Но мыслю я ведь на века вперёд!
А ты на год! Поэтому послушай
Того, кто превзошёл тебя в учении….
Который в Риме пообщался
Не только с Адрианом, но и с Теми,
О ком уже, как о живых,
И говорить нельзя….
Но! Они живы!
И будут долго жить ещё и после нас,
Меняя оболочку тела!..
БЕН-ХАНАНИЯ
(побледнев)
Так, так! Мне кажется понятно,
Откуда ветер этот дует! Но…
Продолжай!
АКИВА
Мы верим в воскресение мёртвых, но Они —
Не верят!..
Они знают, как это делать!..
В принципе, понятно,
Что умирает каждый, оставляя
Здесь оболочку тела мёртвую свою.
Затем рожденье вновь….
Не сознавая, душа опять живёт!
Но, Эти!.. Всё чудо в том, что Они знают
И помнят жизни все Свои не только,
Что раньше были, но и видят, что будут после!..
Я чувствовал себя ребёнком перед Ними,
Который, даже ползать не умеет,
Не то чтоб спорить с Ними о Законе!
Всё это чушь – Закон! Запомни!
В пользу бедных это!
Для тех, кто прирождён служить!
Для смертных! Для рабов и нищих!
И даже для Царей земных,
Которым, кажется, Закон не писан!
Но то – иллюзия!
Реальность же другая! Закон – и для царей!
Но Эти!.. Они превыше
Законов всех земных!
Я думал: Бог
Один единственный для всех,
Но после Рима понял, что ошибся!
Они́ вершат все судьбы мира,
И Рима, в том числе!..
Не Император!..
Они всё знают, что и как случится…,
И с кем…, когда и почему!..
БЕН-ХАНАНИЯ
Акива! Неужели,
Считаешь ты меня мальчишкой?
И думаешь, что ты один общался с Ними?!
О нет, мой ученик!..
И я общался с Ними ещё раньше,
Чем ты!..
Но я не принял предложения
От Них….
АКИВА
И что тебя остановило?
Испугался?!..
Иль не поверил ты Богам
Народа нашего?
БЕН-ХАНАНИЯ
У нашего народа нет Богов!
Есть Бог единый и всевластный,
Который дал нам Землю
И велел:
На ней, соединившись всем коленам,
Жить, процветать, работать и молиться
За жизнь свою и жизнь своих детей!
Ты разве с этим не согласен?
АКИВА
Согласен! Вопросов и сомнений
Здесь нет!
БЕН-ХАНАНИЯ
Ты, изучивший Тору и Закон —
До буковки! До мелкой закорючки!..
О Боже! Я не понимаю,
Как это можно не понять?!..
(небольшая пауза)
А Те, о Ком ты мне сейчас сказал:
Из мира мёртвых!..
Всё, к чему коснутся
Их мысли, взоры и тела —
То умирает! Раньше или позже!
Поэтому я вам сказал с Козибой,
Про вашу смерть! И смерть народа!
АКИВА
(озлобленно)
Ты хочешь, чтоб народ наш жил в пустыне?
Так как же править миром будем мы,
Здесь находясь под властью Рима?
Как здесь исполнится Закон и Божья воля?
А… бен-Ханания?
Когда нас Моисей увёл с Египта —
Увёл он нас из рабства!
Мы тогда восстали!
БЕН-ХАНАНИЯ
Да ладно!..
Восстали иль ограбили, Акива?
Негоже здесь, передо мной, лукавить
Даже в этом….
АКИВА
Не всёль равно?
По отношению к врагам —
Тут нет различий!..
Презрев опасность, в неизвестность,
Мы с Божьей помощью бежали
В пустыню, к змеям!..Там бродили
И умирали 40 лет!..
Роптали, бунтовали, но стерпели,
Во имя веры, Бога и свободы!
Забыли мы тогда, как быть рабами
И кстати… – Моисей!
Он что, из царства мёртвых тоже?
Ведь он один из Тех!..
БЕН-ХАНАНИЯ
Вот это ужасает! И повергает в шок!
Нет объяснений у меня!
Ведь я и с ним общался!..
Хотя…, я думаю, что да!
АКИВА
Теперь ты понимаешь
Значенье от Распятого тех слов:
Что прежде Авраама Он бывал здесь?
Про разрушенье Храма и про то,
Что вместо мира – меч принёс с собою!..
Народ, коль скоро хочет править
Он миром и народами другими,
Не должен миром наслаждаться дома,
В покое, расслабляясь в тишине,
Вдали от мировых событий, потрясений!
Он должен рассосаться, раствориться
Среди других, рискуя потеряться,
Как те колена, что в Ассирии пропали,
С которыми мы жаждем снова встречи.
Но знаешь ты, что те колена
Нашлись, в лице Иешу ха-Ноцри.
И Он от них, тогда пришёл в Израиль
С одной лишь целью – разрушать!..
БЕН-ХАНАНИЯ
Но для чего?..
АКИВА
Чтоб все евреи – рассеялись….
По миру…. И тогда лишь,
Мы сможем править Римом!
Только так!..
Не сидя здесь и изучая Тору,
Но лишь восстав и проиграв вчистую,
Лишившись крова на родной земле;
Вживаясь в жизнь чужих народов,
Используя их слабости и чувства —
Менять их ценности! Основы
Их веры, бытия!..
Да, это незаметно, долго,
Но, вот пути другого
У слабого народа просто нет!
А мы слабы по отношенью к Риму.
Но, в этом наша будет сила,
Как сила женщин – в слабости!..
В её слезах, в покорности… и…—
В скрытом мятеже.
Но духом – она сильней, любого мужика!
Хотя, казалось, должно быть всё наоборот….
Она – вампир и вампиризмом
Своим убьёт – любого, кто встанет на её пути.
Рим свергнут женщины, римля́нки,
Которых, мы научим верить в Бога…—
В Единого!.. А их богов низвергнут —
Они же!..
БЕН-ХАНАНИЯ
И ты уверен в том, что доживёшь
До этих славных для евреев дней?
Разрушить ценности, религию народа
Ни год, ни десять лет не хватит!
Тут сотни лет нужны….
АКИВА
А мы готовы! Мы – подождём!
БЕН-ХАНАНИЯ
Но ты бессмертным, пока не стал!
Ребята эти, которые теперь вам обещают
Величие евреев над всем миром —
Исчезнут в Океане Мирозданья….
Им только ЭТО надо!.. Надоело
Скитаться Им по жизням….
Вот только как туда попасть?
Если б Они знали,
То не морочили б нам мозги,
А были б Там!
Но Их не принимает
Тот Океан, который каплей в каждом
Из нас, живущих на Земле.
Поэтому, нужны им жертвы!
Мильоны жертв! Чтобы заполнить
Эфиром тех – свой Океан….
АКИВА
(Опять раздраженно прерывает бен-Хананию):
Ты чушь несёшь, Иошуа бен-Ханания!
О чём ты говоришь? Себя послушай!
Какие к чёрту Океаны?
Мы говорим о том, как предсказания
Пророков и Писаний нам исполнить!
Чтоб цель, которую поставил
Перед евреями наш Бог Единый – достигнута была!
БЕН-ХАНАНИЯ
Ценой огромных жертв?..
АКИВА
Без жертв огромных – это невозможно!
Израиль должно в жертву принести,
Как государство! И Козиба —
Отличное для этой цели средство!
Он будет Мошиахом – я решил!..
О да! Он проиграет,
И принесёт евреям смерть….
И разрушение – всего Израиля!
Изгнание народа, его продажу в рабство.
Только так: всё, потеряв,
Мы снова всё получим в масштабе мира!
Моисей так и сказал мне:
Будет править миром
Израиль, если два колена,
Что тут живут, не зная горя,
Исчезнут здесь, объединившись там —
С рассеянными десятью по миру!
Не десять к двум, а два к десьти
Должны прийти, объединившись
Одной задачей, чтобы делом Бога
Прониклись все народы, покорившись
Еврейским ценностям, религии и Богу!
БЕН-ХАНАНИЯ
(после небольшой паузы)
Готовите ужасное злодейство….
Хотите уничтожить государство….
И весь народ, живущий в нём….
АКИВА
Цель оправдывает средства и…
И цену ту, что надо заплатить!
К тому же, те условия, в которых,
Живут теперь евреи – столь ужасны,
Что их терпеть, в дальнейшем невозможно….
БЕН-ХАНАНИЯ
(перебивает Акиву)
Да, народ живёт несладко, тяжело,…
Но, он живёт!
Имея кров над головой и пропитание,
Детей рожая и трудясь,
Живя в любви, в семейном счастье,
Хоть не богато….
Он чтит пророков и Закон.
И в Бога верит, несомненно!..
Так почему? И для чего?
Они—все эти люди —
Должны погибнуть? Ради вас?
Иль ради тех, кто в Риме проживает,
Внедрившись в знать его?
Иль ради тех Бессмертных, что хотят
Прикрывшись именем святым,
Разрушить дом, закон и веру?..
АКИВА
Решает Бог!
Народ лишь исполнитель
Его решений!
Все к нему придём
Мы рано или поздно….
БЕН-ХАНАНИЯ
Это так….
АКИВА
Но лучше, пред Господом явиться
Послушным сыном, нежели чем блудным….
Господь поставил цель!
Он хочет править миром,
Чужих Богов низвергнув в Пустоту….
А мы, евреи, Его оружие!
Мы наконечник, его стрелы….
И будем править миром….
Впоследствии Его Победы!
БЕН-ХАНАНИЯ
Они умрут сейчас и не увидят царства
Евреев над всем миром – ни-ко-гда!
Так для чего им приносить для вас
Такую жертву?..
АКИВА
Ты плохо слушал!
Не для нас – для Бога!
БЕН-ХАНАНИЯ
А кто ваш Бог? Молчишь!..
Не знаешь!..
Народ подвигнуть к фанатизму
Дурное дело!..
Это Са́тан, вас искушает ложью
И обещаньем власти над людьми.
Но вы умрёте и узрите,
Как Он из искусителя и друга,
Немедля в прокурора превратится
И ваши души заберёт к Себе….
Колена все должны объединиться,
Но здесь, в Израиле, в родной для всех земле,
Что дал нам Бог, где жили наши предки!..
И только здесь!.. Акива!
Остановись, не делай преступления!..
АКИВА
Ты глуп, Иошуа бен-Ханания,
Хоть ты и мой Учитель!
И горько мне сейчас
Твоё непониманье и упрямство!
Ну что ж!..
Ещё, в последний раз, спрошу тебя: ты с нами?
Точней сказать: ты с Богом?
Иль с заблуждением своим пребудешь
До самой смерти, что не за горами,
Коль скоро ты откажешься?..
БЕН-ХАНАНИЯ
(После небольшой паузы):
Я с Богом, но не с вами!
Вы от Него настолько далеки,
Что даже Он уже не видит вас оттуда….
А может быть, уже не хочет – вас видеть!
Это не по Богу, что вы задумали!
(Акива отводит в сторону глаза. Кулаки его сжимаются от скрытой ярости)
Бог любит свой народ, и Он не может
Его подвергнуть истребленью и страданью
Лишь для того, чтобы когда-то,
Лет через тысячу, а может быть и больше,
Какие-то неведомы потомки,
Вдруг стали править хоть бы и всем миром.
Бог любит ЗДЕСЬ и всё даёт СЕЙЧАС
А все посулы – это Ецер-а-Ра!
Его приём!..
АКИВА
Не богохульствуй!
БЕН-ХАНАНИЯ
В мыслях не имел! Но знай:
Покуда бен-Ханания живой,
Пока мой голос что-нибудь да значит —
Я буду говорить народу это:
Что Са́тан ваш отец и искуситель!
«Ехидны дети» вы и лжив ваш Мошиах!
Он лишь страданья и невзгоды
Всем принесёт!.. И смерть!
И вы умрёте! Умрёте страшно и в мученьях!
А души ваши – пожрут во тьме кромешной Те
Кому ты служишь,
Оправдывая Божьей волей
Свой фанатизм и глупость.
Что в лучшем случае
(в виду имею глупость),
А в худшем – это преступление!
Прощай, Акива!
Мы не сговоримся!
На грех, и подлость бен-Хананию
Никто не совратит и никогда!
Какие бы посулы
Вы в БУДУЩЕМ не обещали мне
За ПРОШЛЫЕ заслуги!
Всё это ложь!..
Есть Жизнь, которая дана – для каждого!
Она всегда: ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС
Поэтому ОНА БЕСЦЕННА….
И только Са́тан дал ей цену,
Тем самым ОБЕСЦЕНИВ ВАШУ ЖИЗНЬ —
СВОЕЮ ЦЕЛЬЮ!
Вот вы сейчас хотите – её отнять!
Отнять обманом! У целого народа!
В чём же ваша цель?.. Или твоя….
Я бы ещё понял,
Коль достижением её
Смогли б вы насладиться….
Тем результатом!.. Но вы….
АКИВА
(Резко)
Разговор окончен! Я выслушал тебя
И с сожаленьем,
Я вынужден сказать тебе: «Прощай!»
(Встаёт и направляется к двери. Открывает её и приглашает всех ранее вышедших, войти обратно. Все входят и внимательно смотрят то на Акиву, то на Иошуа бен-Хананию. Акива первый нарушает молчание).
АКИВА.
Достопочтенный бен-Ханания
Покинет нас сейчас!
Мы долго говорили с ним о Боге,
О вере, о Законе и о Торе;
О Мошиахе и о тех задачах,
Что ставит перед нами сам Господь!
Но, к сожаленью, было всё напрасно!
Дорогам нашим должно разойтись….
Но мы открыты и готовы
Всегда продолжить этот разговор….
Ведь Бог велит прощать и терпеливо
Сносить ошибки ближних….
Бар-Козиба! Налей два кубка!
Учителю и мне! Я на прощание,
С ним выпью старого вина немного,
В знак благодарности и дружбы,
Что в сердце моём будут навсегда —
К Учителю!..
(Акива делает незаметный знак Бар-Козибе. Тот наливает в два кубка вино. В кубок Иошуа бен-Ханании, Бар-Козиба незаметно высыпает какой-то порошок. Он подаёт вино Акиве и его Учителю. Те делают по глотку и ставят кубки на стол).
БЕН-ХАНАНИЯ
Я знаю, что в вине, Акива, было!
Ты сделал шаг – и это выбор твой!..
Ты сжёг мосты и больше не вернёшься
Ты в лоно мудрецов, пророков всех евреев,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Моши́ах (Машиах, Мессия): в Иудаизме это слово иносказательно обозначает «духовный лидер» или «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля, включая политическое освобождение от власти других народов, а избавление Израиля уже принесет избавление и исправление всему остальному миру. (прим. Автора)
2
Тора: У евреев-иудаистов: первая часть Библии, так наз. «Пятикнижие Моисеево»; свиток с текстом Пятикнижия, хранимый в синагоге как предмет религиозного культа. (прим. Автора)
3
Нерон Клавдий Цезарь Август Германик: римский Император 54—68г.г.н.э.
4
Тит Флавий Веспасиан: римский император 79-81г.г.н.э. В 70г.н.э. военачальник императора Веспасиана, возглавивший его армию во время 1-й Иудейской войны. Взял штурмом Иерусалим и разрушил Второй Храм.
5
Речь идёт о 1-й Иудейской войне государства Израиль против Рима (66-70г.г. н.э.)в результате которой был разрушен Второй Храм.
6
Аман – царедворец персидского царя Агасвера, якобы задумавший истребить всех евреев Персии, но сам поплатившийся своей жизнью после жалобы царицы Есфири. Он был повешен. Так же был разослан царский указ, дающий евреям право: «о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жён, и имение их разграбить». В силу этого указа евреи, с оружием в руках, восстали на защиту своей жизни и уничтожили множество врагов (в тексте говорится о примерно 76 тысячах убитых), в том числе десять сыновей Амана. В ознаменование этих событий (спасение от истребления) у евреев был установлен праздник Пурим.
7
Имеется в виду Иисус Христос
8
Пилат: римский префект Иудеи с 26 по 36г.н.э.
9
Шаббат: праздник, встреча Субботы – это вековая традиция, уходящая корнями в древнюю историю еврейского народа. В древние времена, наказанием за нарушение Субботы была смертная казнь. (Прим. автора)
10
Бар-Гиора: древне израильский военачальник, участвующий в первом восстании евреев против Рима. Захвачен в плен при штурме Второго Храма в Иерусалиме и казнён в Риме во время триумфальных празднеств в честь Веспасиана и его сыновей.
11
В современных источниках этот персонаж нигде мной не обнаружен. О его существовании и участии в тех событиях, упомянутых здесь, взято у Э. Ренана в книге «Апостол Павел. Антихрист». (прим. Автора)
12
Тиверий Александр – римский полководец еврейского происхождения I в. н.э., прокуратор Иудеи (46-48 гг.), префект Египта (66—69 гг.). В 46 году н.э. император Клавдий назначил Тиберия Александра прокуратором Иудеи. Своё двухлетнее управление в Иудее он ознаменовал гонениями на еврейских патриотов. Назначение на пост префекта Египта было роковым для александрийских евреев: когда они начали войну с александрийскими греками, Александр вывел римский легион и опустошил населенный евреями квартал, Дельту, перебив около 50 тыс. человек.
Во время борьбы Веспасиана и Вителлия за императорский престол, Александр, получив письмо от Веспасиана, заставил (1 июля 69 г.) египетские войска принести присягу на верность последнему. Это было сделано, вероятно, по наущению любовницы сына Веспасиана, – Тита – еврейки Береники, которая была родственницей Александра. Именно Тиверий Александр, по словам Светония и Тацита, первым признал Веспасиана императором. В 70 году участвовал в осаде и взятии Иерусалима.
13
Пу́блий Э́лий Трая́н Адриа́н, более известный, как Адриан: римский Император 117-138г.г.н.э.
14
Элия-Капитолина: римская колония, построенная на месте разрушенного Иерусалима.
15
Лузий Квиет: римский полководец при императорах Домициане и Траяне. Известен своей ролью в подавления восстания в Иудее в 117 году н.э. Был убит в 118 году н.э., возможно по приказу императора Адриана.